Кто такие пикты и откуда они взялись
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Разрисованные враги викингов.
Пикты не оставили после себя никаких письменных записей. Почти все, что современные ученые знают о них, базируется на записях их врагов. В 297 году римский писатель Эвений впервые ссылался на жителей к северу от стены Адриана как на «расписанных» или «раскрашенных». Ирландцы ссылались на пиктов как на «круитни» или «разрисованных людей». Эта близкая параллель к римскому названию предполагает, что «Pict» было самоназванием северных шотландцев.
По сути, пикты были конфедерацией племен, которые объединились для сражения с общим врагом. Римляне пытались победить их много раз, но всегда терпели неудачу. Позже пикты объединились против викингов. К 900 году они полностью исчезли из исторических записей, по-видимому, из-за слияния с культурой южных шотландцев. Некоторые современные ученые утверждают, что они называли себя «пехт» («предками»).
2. Загадка языка пиктов
В своей «Церковной истории народа англов» историк и богослов Беда отметил, что в Великобритании восьмого века существовало пять языков: английский, латынь, бриттский, гэльский и пиктский. В «Жизни Колумба» Адмонан утверждает, что Святому Колумба был нужен переводчик среди пиктов. Без письменных записей сегодня единственными свидетельствами этого таинственного языка являются названия мест, ряд личных имен и таинственные пиктские наскальные рисунки.
Некоторые считают, что пикты говорили на языке коренных народов, возможно, на языке бронзового века, который был ближе к баскскому, чем к кельтскому. Другие полагают, что пикты говорили на древнекельтском языке, который был сродни бриттскому, сегодня все еще встречающемся в Уэльсе. Сторонники этой теории указывают, что имена пиктов в северо-восточной Шотландии явно индоевропейские и связаны с другими кельтскими языками. Третья теория предполагает, что они говорили на гойдльском языке, занесенном на их территорию ирландцами. Пикты также переняли огамическое письмо, которое возникло в Ирландии.
3. Преемственность по женской линии
Один из самых устойчивых мифов о пиктах заключается в том, что они практиковали матрилинейную преемственность (по материнской линии). В «Церковной истории народа англов» Беда Достопочтенный отмечает, что, когда пикты прибыли в Британию через море из Скифии, у них не было жен, и они искали невест у ирландских скоттов. Скотты предоставляли им женщин при одном условии: «они должны были выбирать короля по женской королевской линии, а не по мужской». Написанная в XIV веке, «Пиктская хроника» перечисляет королей и продолжительность их правления.
Что интересно, пиктскими королями до конца седьмого века никогда не становились сыновья своих отцов. Однако короли идентифицировались по именам их родственников-мужчин. Критики считают, что рассказы Беды, возможно, были уловкой, чтобы доказать факт правления ирландцами землями пиктов. Некоторые, как автор «Кельты и классический мир» Дэвид Ранкин, считали, что матрилинейная преемственность, возможно, была наследием доиндоевропейских держав.
4. Лицо жертвы пиктов
На прошлой неделе исследователи из Университета Данди опубликовали реконструкцию лица пикта, который был жестоко убит 1400 лет назад. Названный «Роузмариком», скелет лежал в пещерах на Черном острове. Радиоуглеродное исследование показало, что его возраст датируется между 430 и 630 годами н.э. Скелет лежал со скрещенными ногами и большим камнем, придавившим его. По словам судебного антрополога Сью Блэк, «Роузмарика» жестоко убили, нанеся минимум пять травм головы. Его зубы были выбиты, челюсть сломана, череп проколот и раздавлен. Несмотря на жестокость убийства, есть свидетельства того, что человека похоронили с большой осторожностью.
5. Человек из Рини
6. Разрисованные пиктские камешки
С XIX века разрисованная пиктами галька являлась предметом жарких дебатов. Эти небольшие камни из кварцита были разрисованы простыми символами. Согласно местным поверьям, их называли «камнями-талисманами» или «холодными камнями». Даже в 1971 году эти «магические» камни использовались для лечения болезней как у животных, так и у людей. Альтернативная теория предлагает, чтобы камни были боеприпасами для пращ, а «маркировка» на них обозначала владельца.
7. Военно-морская держава пиктов
В 2015 году археологи обнаружили форт железного века, построенный пиктами, что свидетельствует об их могуществе в качестве военно-морской силы тех времен. В расположенный на высоте 6 метров на утесе Данникаер форт можно было попасть только, взобравшись по отвесной скале. Построенный между пятым и шестым веками, он был, вероятно, частью серии фортов, контролирующих восточное побережье Шотландии. Массивные камни, используемые для постройки форта, были привезены из других мест.
На них встречаются стилизованные рисунки рыб и колец со сломанными копьями в них. Доктор Гордон Ноубл из Университета Абердина отмечает: «Пикты были известны как морские налетчики, и форты, подобные этому, возможно, помогал укрепить эту военно-морскую мощь». Ноубл и его команда обнаружили остатки защитного вала, бойниц и остатков очага, в котором все еще сохранился уголь. Ноубл подозревает, что на этом участке также было поселение пиктов, построенное из дерева и давным-давно разрушившееся.
8. Кеннет Макальпин
Практически ничего не известно о самом знаменитом короле пиктов, Кеннете I Макальпине. К середине девятого века викинги уничтожили королевство пиктов. Макальпин воспользовался этим отсутствием власти. Рожденный около 810 года от отца-галла, короля Альпина II и принцессы пиктов, Макальпин решил объединить пиктские и гэльские королевства. Естественно, у него были конкуренты. Легенда гласит, что семь королевских домов пиктов, возглавляемых Дрестом Х, выступили против Макальпина.
Одна из более зловещих историй о «измене» Макальпина говорит о том, что он заманил своих пьяных конкурентов в заполненные шипами ямы. Однако это маловероятно. Примерно в 848 г. Макальпин объединил пиктов и галлов. Но угроза викингов никуда не делась. Одна история говорит о том, что 140 судов викингов напади на гэльское королевство Дал Риада, что привело к тому, что оно исчезло из истории. После смерти Макальпина в 858 году, пикты также исчезли.
9. Зверь пиктов
В 2011 году археологи обнаружили изображение таинственного «пиктского зверя», вырезанное на стене фермы на Черном острове. Датированный V – VII веками, камень прекрасно сохранился, и почти не имел следов выветривания. Исследователь Кейт МакКуллах полагает, что камень был захоронен в течение длительного времени, прежде чем его поместили в стену. Первой на таинственную резьбу загадочного животного, а также изображения полумесяца, гребня и зеркала наткнулась специалист по ранней средневековой скульптуре Изобель Хендерсон. В соседнем фермерском доме Хендерсон обнаружила вторую пиктскую резьбу, изображающую либо рыбные чешуйки, либо гусиные перья. 50 лет назад оба камня находились в собственности одной семьи.
10. Живы по сей день
Ученые давно задаются вопросом, что стало с пиктами, когда они исчезли из истории примерно в девятом веке. В 2013 году анализ ДНК показал, что пикты вполне живы и здоровы. Генетик Джим Уилсон определил маркер Y-хромосомы прямых потомков «разрисованных людей». Из 1000 опрошенных мужчин из Шотландии 10 процентов имеют маркер R1b-S530.
Менее 1 процента английских мужчин имеют эту хромосому. Пикты также были найдены в Северной Ирландии, где 3 процента жителей являются носителями R1b-S530. Однако только один участник из 200 на юге Ирландии имел эту Y-хромосому. С политической точки зрения, пикты, похоже, исчезли после битвы с викингами при Стратморе в 839 году и объединения Кеннетом Макальпином галлов и пиктов. Генетический анализ говорит о другой истории. Пикты все среди нас.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Пикты: разрисованные люди с края земли
Уже для древнеримских историков происхождение пиктов выглядело весьма таинственным. Одни считали их потомками кельтов и жителей Иберийского полуострова, другие же — потомками скифов. Описания внешности пиктов также разнятся: то они выглядели светловолосыми гигантами, то — низкорослыми брюнетами. Странными могут показаться и сведения о наличии у пиктов двух языков, но современные историки объясняют этот парадокс тем, что пикты были народом смешанным. Простой люд, как полагают ученые, происходил от древнейшего неиндоевропейского населения, родственного испанским баскам, а аристократия — от кельтов. При этом неиндоевропейский язык пиктов никогда не был письменным. Осталось лишь несколько надписей, выбитых на камне с помощью так называемого ирландского огамического алфавита, — вероятно, они отображали какие-то необычные имена.
Что касается огамического письма, то это — своеобразная письменная система, при которой на ребре камня делались короткие насечки; каждая буква обозначалась конкретным числом насечек, нанесенных под определенным углом. Причем ученые полагают, что ирландский огам пикты позаимствовали уже весьма поздно — в VIII веке.
На ирландском же были созданы и два списка пиктских королей. В остальном о пиктах и их истории приходится судить лишь по археологическим находкам, а также по письменным свидетельствам других народов: римлян, бриттов, ирландцев, шотландцев и англосаксов.
До сих пор неизвестно, было ли имя «пикты» самоназванием этих таинственных племен или же происходило от римского слова «пиктии», то есть «раскрашенные», «разрисованные». Ирландцы же называли их «круитни», а жители Римской Британии, то есть бритты, — «притени». На рубеже нашей эры римские источники упоминают о притенских племенах каледониев, вакомагов. Тедзалов и вениконов. Со временем каледонии подчинили себе всех остальных.
Соседние народы удивлялись пиктскому обычаю покрывать свои тела многочисленными разноцветными татуировками. Именно поэтому пиктов и называли «разрисованными людьми». Татуировки были не просто украшением. Они несли в себе информацию — например, об общественном положении их обладателя, — символически изображали различных представителей животного мира или фантастических существ — таких же, как на сохранившихся пиктских каменных плитах. В изображениях этих вполне можно уловить некое сходство со скифским звериным стилем.
Диковинными казались соседям и пиктские правила матримониального наследования. Так, англосаксонский хронист Беда Достопочтенный писал: «Если возникает сомнение, они выбирают короля скорее из наследников по женской линии, чем по мужской, и этот обычай, как известно, сохраняется у пиктов и по сей день». Беда Достопочтенный писал свои хроники в VIII веке, а обычай такого наследования восходит к временам бронзового века, если не ранее. Поражали современников и бытовавшие среди пиктов сексуальные свободы. Римский писатель Дион Кассий рассказывал, что императрица Юлия Домна, супруга императора Луция Септимия Севера, упрекнула некую пиктскую женщину в развратности, но та ответила, что римлянки тайно становятся любовницами самых жалких мужчин, в то время как пиктские женщины открыто сходятся с самыми лучшими мужами своего народа по собственному выбору. Обычай этот также весьма схож со скифским.
Для своего проживания «разрисованные люди» строили брохи — каменные башни высотой до 15-18 метров, которые складывались без использования скрепляющего раствора. Внешне они были похожи на родовые башни, строившиеся в свое время на Кавказе. Причем подобные сооружения можно встретить не только в современной Шотландии, но и на Оркнейских и Шетландских островах, что говорит об искусности пиктов-мореходов. Археологи также находят большие подземные помещения, в которых притены, скорее всего, держали зимней порой домашний скот. Сохранились и земляные, укрепленные изнутри камнями и бревнами валы, которыми пикты огораживали свои поселения.
В СТОЛКНОВЕНИЯХ С РИМОМ
Пикты были чрезвычайно воинственным народом. Римлянин Тацит записал такие слова притенского вождя Калгака: «Мы наиболее отдаленные обитатели земли, последние из свободных, были защищены. нашей удаленностью и неизвестностью, окружающей наше имя. За нами нет народов, ничего кроме волн и скал». Отсюда, от края земли, совершали пикты свои набеги на южную часть Британии. Чтобы обезопасить от «разрисованных людей» эту отдаленную провинцию с ее оловянными копями, римляне построили здесь две защитные стены. Пикты неоднократно предпринимали попытки их штурма, порой успешные. В таких случаях приграничные территории Римской Британии подвергались жестокому разорению.
В 208 году правитель Британии был вынужден обратиться к римскому императору за помощью против этих варваров, и император Септимий Север решил отправиться туда вместе с сыновьями. Он привел римский флот с 40 тысячами легионеров к Ферт-оф-Форту (залив Северного моря у восточных берегов Шотландии) и высадился с армией на берег. Несмотря на то, что Септимий Север победил все пиктские войска, которые встретил, и обезглавил всех пиктских вождей, захваченных им, император так и не смог покорить страну, которую называл Каледонией, и вскоре умер, не выдержав климата Британии. Позже римский полководец Агрикола одержал победу над притенской армией, руководимой упомянутым вождем Калгаком. В битве погибли 10 тысяч пиктов и 340 римлян.
Но прошло не столь уж много времени, и, согласно легенде викторианской эпохи, знаменитый IX Испанский «Триумфальный» легион был почти полностью уничтожен в неизвестном сражении с «разрисованными людьми». Эта теория легла в основу серии романов Розмэри Сатклиф «Орел Девятого легиона», а также одноименного сериала, снятого ВВС в 1977 году, и художественного фильма 2011 года.
По имеющимся сведениям, в 60-х годах IV века пикты в одном из своих походов дошли даже до Лондона.
КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ БЕЗВРЕМЕНЬЕ
На рубеже IV и V веков император Флавий Стилихон нанес серию жестоких поражений пиктам и союзным им скоттам, волнами переселявшимся из Ирландии в северную часть Британии. Но Флавию пришлось вывести свои войска из Британии для того, чтобы сражаться с готами.
В 409 году император Гонорий, происходивший из знаменитого племени вандалов, написал вождям бриттов, что отныне они должны сами о себе позаботиться. Подражая римлянам, охотно призывавшим к себе на службу германские племена, вожди бриттов стали приглашать для защиты от пиктов племена саксов, англов, ютов и фризов. Но это сыграло с бриттами роковую шутку: с континента потекли многочисленные переселенцы, которые стали захватывать земли своих «работодателей».
В результате южная часть Британии в скором времени оказалась раздробленной на многочисленные бриттские и англосаксонские королевства, а в северной части, по соседству с пиктами, появилось королевство скоттов под названием Дал Риада. Пикты при этом определенно испытывали культурное влияние как со стороны переселенцев из Ирландии, так и со стороны могущественного англосаксонского королевства Нортумбрия. Именно под этим влиянием пикты подверглись христианизации, а их король Нехтон в начале VIII века даже решил закончить свои дни в стенах монастыря. Именно при Нехтоне на землях пиктов появилась первая каменная церковь. Он же зарекомендовал себя умелым дипломатом и смог сделать Нортумбрию своим союзником в борьбе с Дал Риадой и бриттским королевством Стратклайд.
Воины-пикты
Не успел выйти материал про рыцарей Шотландии, как тут же пошли письма с просьбами рассказать о воинах-пиктах, предшественниках тех самых шотландцев, с которыми воевал английский король Эдуард. И, конечно, тема пиктов выходит за рамки серии «о рыцарях», но так как она и впрямь очень интересна, то следует о них рассказать поподробнее.
«Современные пикты». Сегодня модно реконструировать древность. Есть те, кто воссоздает жизнь римлян, греков, ассирийцев (!), а также… эльфов, поднимает чаши со «здравуром» (водкой с медом) и бегает по лесу с криками: «Мы эльфы, мы эльфы!». А вот эти кричат: «Мы пикты, мы пикты!» И им очень весело!
Итак, пикты – обитатели Шотландии, которых застали еще римляне, но которым довелось биться с викингами. И вот бились они бились, да только сами разбились. Исчезли, растворились среди других народов да так, что от них не осталось и следа. Впрочем, кое-что от них, конечно, осталось. Но именно кое-что. И самое удивительное, что жили-то ведь они уже в эпоху письменности, и даже ее имели. Но… кроме списка своих королей, с указанием продолжительности их правления, ничего письменного от них до нашего времени не сохранилось. У нас нет пиктских законов, летописей, никто не написал житий местных святых, не озаботился собранием их легенд, стихов и преданий. Нет ни единого целого предложения, которое было бы написано на пиктском языке. Конечно, о них писали авторы других народов, даже тот же Юлий Цезарь. Но только это особо ничего не дает, кроме разве что самого знания о том, что они были и имели обыкновение краситься в синий цвет. Или покрывать свое тело татуировкой… До нас дошли лишь работы пиктских камнерезов, то есть – изображения на камнях, но и они… не содержат мелких деталей. Рядом с ними нет надписей, и о чем они повествуют можно лишь только гадать!
37 страниц пробного текста вам будет вполне достаточно, чтобы решить – покупать вам эту книгу или не покупать!
Поэтому тех же гипотез по поводу их происхождения (на радость авторам фэнтази!) существует много. По одной – они потомки пра-индоевропейских переселенцев, по другой – они родственники иберов из Испании, а то так и вообще древнейшие доиндоевропейские обитатели Европы.
Эта книга Дэвида Николя была написана им еще в 1984 году, но вполне актуальна до сих пор.
Как бы там ни было они были, они вели войны, поэтому о воинах-пиктах у нас здесь и пойдет речь. Ну, а начать как всегда следует с историографии, то есть с того, кто, что об это уже написал, что по этой теме можно прочитать самому.
Пол Вагнер написал, конечно, очень хорошую и подробную книгу про пиктов. Но читается она несколько тяжеловато… Хотя это субъективный взгляд.
Самая доступная книга у нас в России – это исследование Изабель Хендерсон, известной в Англии женщины-специалиста по пиктам и автора множества работ, первая из которых появилась еще в 1967 году: «Пикты. Таинственные воины древней Шотландии». В Интернете есть 37 ознакомительных страниц этого издания и… на мой взгляд большего для развития эрудиции (если только вы не фанат истории и культуры пиктов) вам не потребуется. Перевод хороший, но читается книга тяжело.
Книга Фостеров комплексная: там и пикты, и скотты, и уэльсцы…
Ну, а теперь, когда мы выяснили, что о пиктах есть литература как на русском, так и на английском языках, давайте обратимся собственно к их военному делу.
Нападение воинов-пиктов на римский форт. Рис. Вайна Рейнольдса.
Римские воины на территории Британии, ок. 400 г. И пикты, и бритты, и саксы, все они имели перед глазами образцы римской военной культуры последних веков Империи. Это и пышные, но безвкусные шлемы кавалерийских начальников, и кольчуги, которые аборигены вполне могли добывать как трофеи, и «гребенчатые» шлемы из двух штампованных деталей, и большие овальные щиты. Сами римляне в это время уже не стремились обременять себя доспехами. Выучка и дисциплина оказались сильнее неистовства варваров, а сами римляне увидели, что подвижность и коллективная защита более эффективны, чем даже строй одетых в латы легионеров. Рис. Ангуса МакБрайда.
Потому, что пикты, сражаясь с римлянами и имея перед глазами их вооружение и военную культуру, ничего у них не переняли! На пиктских резных изображениях нельзя, например, различить доспехи, кроме одной или двух фигур, на которых может быть изображена стеганая кожаная туника. Однако археологи нашли фрагмент железной чешуйчатой брони из Карпова в Пертшире, а также маленькие пластины в форме ромба для римского доспеха lorica squamata. Однако обе эти находки носят спорный характер. Вероятно, это были римские доспехи, случайно попавшие на пиктскую территорию. Даже шлемы и те редки; на Аберлемском камне изображены всадники в довольно типичных шлемах с длинными носовыми пластинами и нащечниками, похожие на находки в Коппергейте и Бенти-Грандже, но изображены на них явно не пикты. Во всяком случае таково мнение Поля Вагнера и приходится с ним считаться. Камень Мордаха показывает нам странную фигуру, которая, кажется, носит шлем с гребнем, но археологи нашли только лишь один фрагмент подобного шлема, и кому он принадлежал опять же неизвестно. Тем не менее позволительно будет считать, что пиктская знать – на то она все-таки и знать! – все же имела шлемы, а может быть и доспехи из металлических пластинок.
Римско-британский всадник V-VI вв. – то есть эпохи, когда сами римляне из Британии ушли, но многие их традиции и комплекс вооружения там сохранялись по-прежнему. Рис. Ричарда Хука.
Оружием ближнего боя у пиктов был меч с прямым клинком, ромбическим либо с долом и небольшим перекрестием. Было найдено лишь несколько фрагментов пиктских мечей, стиля Ла-Тене, и схожие с англосаксонскими. На пиктских изображениях видны параллельные, широкие клинки с отчетливо закругленными остриями, хотя о длине их судить сложно. Такая форма острия говорит нам о технике боя. То есть пиктская техника владения мечом основывалась на нанесении ими ударов, а не для уколов!
Воин племени каледонцев (одного из племен докельсткого населения Шотландии), ок. 200 г. н.э. с характерным для них, а также пиктов, вооружением, включая щит-баклер. Рис. Вайна Рейнольдса.
Оружие и доспехи пиктов, включая их щиты-баклеры необычной формы. Цифрой 7 обозначен римский арбалет соленарион. Рис. Вайна Рейнольдса.
Пиктские воины 690 г. Всадник и пехотинец, причем всадник вооружен тяжелым копьем с листовидным наконечником и колчаном с тремя дротиками. Рис. Вайна Рейнольдса.
У пиктских всадников были круглые щиты с полусферическими умбонами, позади которых находилась рукоятка, в то время как пиктская пехота использовала небольшие круглые или квадратные щиты. Последние были двух видов: квадратный щит с умбоном и квадратный с выемками вверху и внизу, так сказать Н-образный. Интересно, что такие щиты больше нигде, кроме как у пиктов не встречались! На некоторых пиктских резных изображениях мы видим украшенные щиты, и вполне возможно, что на таких щитах было покрытие из тисненой кожи, кроме того, они могли украшаться медными заклепками и оковками.
Охотник-пикт (2), пиктский военный вождь с квадратным щитом баклером (3), всадник (1) – VII – IX вв. Рис. Ангуса МакБрайда.
Получается так, что это пикты создали известный щит, называемый баклер, и по совести его следовало бы называть «пиктским щитом». Интересно, что в одном из ирландских сказаний вооружение пиктов описывается следующим образом: «У них были три черных огромных меча, и три черных щита, и три черных широколистных копья с толстыми, как вертел, древками». Если убрать все «черные подробности», характерные для детских страшилок – «в совершенно черной комнате, на черном стуле сидела связанная черной веревкой маленькая девочка и тут из черного-пречерного пола появилась черная рука…» – а принять эту информацию без возражений, то из нее можно сделать лишь один вывод: клинки мечей и наконечники копий у пиктов были… вороненными, а не отполированными, видимо для того, чтобы защитить металл от особенностей шотландского климата.
Ну, а черный цвет щитов может указывать на то, что они были «осмолены» (впоследствии поздние горцы таким приемом пользовались), поскольку смола как раз и дает черный цвет древесине.
Известно, что пикты построили большое количество горных фортов. Примером таких укреплений служит «королевская крепость» в Бургхеде. В них были колодцы и церкви, что предполагает достаточно большое количество людей в них находившихся. Большинство фортов, однако, были относительно небольшими, но построенными на скалистых участках, так, чтобы каменная стена следовала за контуром скал, чтобы их основание сделало бы ее по-настоящему неуязвимой. Овладение такими укреплениями играло важную роль в войнах пиктов, хотя мы ничего не знаем о том, как это происходило на самом деле.
Обучением молодых пиктов бою на мечах. Рис. Вайна Рейнольдса.
Насколько все это связано с пиктами точно неизвестно, но есть изображения обнаженных пиктов на нескольких камнях. Кстати, римляне писали о галатах (кельтах, населявших Южную Турцию), что «их раны были хорошо видны, потому что они сражаются обнаженными, а их тела пухлые и белые, поскольку они никогда не обнажаются, кроме как в битве». То есть пикты тоже могли следовать этому обычаю и раздевались перед боем, но одежду, безусловно, использовали. Все-таки ведь в Шотландии бывает зима…
Изображение воина-пикта, покрытого татуировкой. Рис. из книги 1590 г. (Нью-Йоркская публичная библиотека)
К тому же, обнажаясь перед боем воин обращался с призывом к божественной защите, возможно, связанной с магическими символами, нарисованными на его теле. Существовали также и некоторые практические причины не обременять себя одеждой, поскольку обнаженное тело труднее схватить в ближнем бою, а рана на голой коже менее подвержена заражению, чем рана, о которую трется грязная ткань. Именно по этой причине по всему миру существовали традиции дуэлировать обнаженными, причем даже римские гладиаторы сражались, имея лишь на голове шлем, наруч и набедренную повязку.
Важен здесь и чисто психологический момент. Вполне возможно, что армия обнаженных, татуированных пиктов для цивилизованных римлян являлась просто внушающим ужас зрелищем.
Серебряная цепь пиктов, изготовленная между 400 и 800 гг. (Национальный музей Шотландии, Эдинбург)
Казалось бы, пикты могли бы делать доспехи из кожи, поскольку и кожи, и шерсти они имели в изобилии. Были они и способными металлистами. Во всяком случае из серебра они делали превосходные вещицы. Но… при этом они предпочитали сражаться обнаженными, демонстрируя противнику свою спесь. Другие кельтские воины также были склонны к этому. Например, в сражении у Каратака в 50 г. н.э. бритты отказались от доспехов и шлемов, полагая, что их щиты являются для них достаточной защитой. В битве при Стандарте в 1138 году воинов из Галлоуэй сначала поместили в тылу шотландской армии, поскольку у них не было доспехов. Но их вождь посчитал это уроном их воинской доблести и потребовал поставить их вперед, а доспехи, мол, пусть носят трусы!
«Шлем из Коппергейта». Йорк, Англия. Вторая половина VIII века. Шлем напоминает шлемы нортумбрийских всадников, изображенных на оставленных пиктами изображениях, вырезанных на камнях в Аберлемно, которые предположительно изображают битву при Нехтансмере. (Музей Йоркшира)
В то же время перехитрить более сильного врага считалось вполне нормальным делом, и ни коим образом не осуждалось. Удивительное сходство такого отношения к войне показывает нам и древнеиндийская «Махабхарата». Столь благородные, честные и прямодушные в мирное время Пандавы пускаются на любой обман, чтобы победить в бою неблаговидно поступавших в мирное время Кауравов! То есть, на войне, считали и кельты, и древние индусы, а также и персы – «любой путь хорош, что к победе ведет!»* Например, когда легендарный герой Кухулин должен был сразиться с богатыршей Айфе, он спросил свою наставницу Скатах и узнал, чем Айфе дорожит больше всего на свете.
«Есть три вещи, которые нравятся ей больше всего», — сказала Ската. — Это ее две лошади, ее колесница и ее колесничий».
Кухулин вступил с Айфе в бой и бился с ней на «веревке подвигов». И Айфе разбила его меч, оставив одну рукоять и часть клинка, не больше кулака.
«Смотри, о, смотри!», — закричал тогда Кухулин, — «Твой возница, две лошади и колесница упали в долину, все они мертвы!»
Айфе оглянулась, а Кухулин прыгнул на нее и схватил за обе груди, после чего перекинул за спину, принес в свой лагерь и бросил на землю, а сам встал над ней с обнаженным мечом, что символизировало его победу.
Тактика пихтов в боях против конницы предусматривала использование «стены из щитов», что впоследствии использовали и шотландцы в битве при Баннокбэрне в 1314 году. Рис. Вайна Рейнольдса.
Одновременно пиктский воин был частью сплоченного отряда, в котором клановость была самой экстремальной: воины жили, ели, спали, сражались, убивали и умирали все вместе. Уважение, которое воин завоевывал своей славной смертью, в некоторой степени смягчало их скорбь по поводу его утраты, ведь слава павшего в определенной степени касалась и остальных его товарищей. Но особенно было принято горевать о вождях, причем вождях победоносных, щедрых и отважных.
Я голову несу в плаще:
Это голова Уриена, щедрого правителя своего двора.
На его белую грудь слетелись вороны.
А голову его я несу в руке:
Опора Британии пала.
Моя рука онемела.
Моя грудь дрожит.
Мое сердце разбито.
Вот в таких стихах воспевалась гибель подобных вождей, что по крайней мере на словах свидетельствует о глубоком почтении, которое к ним питали рядовые воины и…древние сказители.
Нортумбрианская конница (справа) одета в шлемы, похожие на шлем из Коппергейта. Изображение на одном из камней в Аберлемно, которое предположительно изображает битву при Нехтансмере. (Церковный двор в приходской церкви Аберлемно (камень иногда называют Аберлемно II))
Пикты, как народ, прослеживаются в истории Британии вплоть до 843 года, а затем сообщения о них пропадают, а сами они полностью исчезают с исторической арены. И как такое случилось, в общем-то, до сих пор никому не известно!
«Змеиный камень» с рисунками пиктов из Аберлемно.
*Эти слова говорит богатырю Рустаму шах Кавус из поэмы Фирдоуси «Шахнаме», подбивая на бой с Сухрабом, который является сыном и… Рустам, не узнав сына, убивает его и… повторяет эти слова!