Кто такие плебеи в древнем риме кратко
Плебеи
плебс (Plebs, plèbes, от pieo — «наполняю», следовательно plebs — «толпа») — так называлась в древнем Риме не пользовавшаяся первоначально полными гражданскими правами масса населения, противополагавшаяся полноправным гражданам (патрициям). Происхождение плебса было неясно для позднейших римлян. Несомненно, что он образовался очень рано, еще в царскую эпоху, и составился из нескольких элементов. В число П. поступали клиенты (см.), освобождавшиеся от личной зависимости, например, вследствие вымирания некоторых патрицианских родов, а также те из них, которым патроны после реформы Сервия Туллия давали в собственность небольшие участки земли, чтобы располагать их голосами в центуриатных комициях. Переходом клиентов в число П. объясняется то обстоятельство, что некоторые П. носили имена патрицианских родов. Другой причиной этого явления мог быть переход в позднейшую эпоху патрициев в плебс (transitio ad plebem). Побуждением к такому переходу могло служить, например, желание патриция попасть в число народных трибунов. Кроме бывших клиентов, в состав плебса вошли еще: 1) обитатели покоренных областей, которым римляне оставляли личную свободу и часть земельной собственности, но не давали полных прав гражданства: 2) лица, добровольно переселявшиеся на римскую территорию из латинских общин, находившихся в союзных отношениях к Риму; 3) пришельцы из чужих стран (Этрурии, греческих колоний и т. п.), в большом числе стекавшиеся в Рим, как в значительный торговый центр. Между ними попадались богатые в знатные семьи, которые и составляли среди плебса влиятельный элемент, руководивший стремлением П. к уравнению с патрициями. Положение П. характеризуется сначала двумя чертами: отсутствием политических прав, принадлежавших полноправным гражданам, и правоспособностью в области частноправовых отношений. Как не принадлежавшие первоначально к составу гражданства, П. не имели права сноситься с богами гражданской общины от ее лица, не могли быть ее жрецами и производить ауспиции. Но частным образом они чтили тех же богов, как и патриции, и могли даже производить ауспиции, не имевшие лишь значения для государства. П. не могли вступать в браки с патрициями (не имели коннубиума). В древнейшую эпоху они не несли военной службы и не вносили трибута, но должны были платить царю за оказываемое им покровительство (хотя и не были, по-видимому, настоящими клиентами царя). До Сервия Туллия они не участвовали в делах государственного управления (т. е. не пользовались правом голоса в куриатном собрании) и долго не имели права требовать участия в пользовании общественными землями. П. пользовались личной свободой, имели собственность, даже недвижимую, могли непосредственно искать в суде (этого права не имели первоначально клиенты), могли вступать в договоры или jus commercii с патрициями. Первое крупное изменение внесено было в положение П. реформой, связываемой с именем царя Сервия Туллия. Создав для землевладельцев (adsidui, locupletes) без различия их происхождения обязанность нести военную службу и в случае надобности платить трибут, эта реформа обязала П. участвовать в несении важнейших гражданских тягостей, но в то же время открыла им дорогу к политическим правам: П. стали входить в состав центурий и получили право голоса в центуриатных комициях. Учреждение республики, усилив значение центуриатных комиций и обеспечив граждан, в том числе и П., от произвола власти, открывало П. в будущем путь к уравнению; но на первых порах отмена царской власти усилила значение патрициата, руководившего управлением через сенат, консулов и жреческие коллегии. Между тем, экономическое положение массы плебса должно было ухудшиться со времени реформы Сервия Туллия, так как военная служба была очень разорительна: она отвлекала П. от полевых работ. Их хозяйство часто страдало во время войны (неприятель опустошал поля, угонял скот), а выгоды от удачной войны доставались не массе П., так как общественными землями пользовались лишь патриции да некоторые богатые П. Вследствие этих причин задолженность массы П. быстро увеличивалась (нет никаких оснований отвергать ее для древнейшей эпохи, как это делает Нич в «Geschichte der römischen Republik»). Беспощадное применение кредиторами (преимущественно богатыми патрициями) чрезвычайно строгих долговых законов породило сильное неудовольствие П., которое и вызвало первую сецессию — удаление П. на Священную гору (494 г. до Р. Хр.). Сецессия повела к уничтожению накопившихся к тому времени долгов и к созданию для плебса защитников в лице народных, или плебейских, трибунов. П. получили право собираться по трибам для обсуждения своих сословных дел (concilia plebis). Постановления таких сходок (plebiscita) не имели первоначально обязательной для всех силы, но фактически плебс часто заставлял патрициев подчиняться им. Таким образом плебс получил организацию и признанных вождей, и это облегчило ему дальнейшую борьбу. Попытки улучшить положение П. посредством раздачи общественных земель еще довольно долго, однако, терпели неудачу (Спурий Кассий). Децемвират (451) был дальнейшим шагом вперед: писаные законы твердо установили равенство между патрициями и П. перед судом и стеснили произвол патрицианских властей. Децемвират открыл П. доступ и к высшей государственной власти: среди децемвиров второго года были и П. Когда был восстановлен прежний порядок управления (449), П. получили (по закону Валерия и Горация) право делать в собраниях по трибам постановления, имевшие обязательную силу для всего народа (несомненно, с некоторыми ограничениями). Право это впоследствии развили lex Publilia Philanis (339) и lex Hortensia (287). Вскоре после низвержения децемвиров П. получили доступ к высшей власти в новой форме: консульская власть была передана военным трибунам, которыми могли быть и П. Тогда же пало запрещение браков между патрициями и П. (закон Канулея, 445). Политические успехи не улучшили тяжелого экономического положения массы рядового плебса, сильно пострадавшей от постоянных войн и галльского нашествия. Законы Лициния и Секстия (367) открыли, наконец, П. доступ к консульству, ограничили известной нормой оккупирование общественной земли, облегчили положение должников и позаботились ввиду все увеличивавшейся конкуренции дарового рабского труда о предоставлении бедным возможности находить заработок. Этими уступками были в значительной степени удовлетворены как высшие слои плебса, так и его масса; острый период борьбы П. за улучшение своего быта и правового положения окончился. Вскоре П. получили доступ и к должностям диктатора, цензоров, преторов. Огульниев закон (300 г. до Р. Хр.) открыл им доступ и в имевшие важное политическое значение жреческие коллегии авгуров и понтификов. Недоступными для П. оставались теперь лишь некоторые жреческие должности (жреческий царь, фламины), но зато П. одни имели право быть избираемыми в народные трибуны. Так исчезла почти совершенно обособленность П.: они стали полноправными гражданами наравне с патрициями.
Значение слова плебей. Кто такие плебеи и патриции в Древнем Риме?
Плебеи и патриции
Первоначально Рим был городом-государством по аналогии с греческими полисами. Все горожане, кроме рабов, пользовались равными правами как граждане полиса. Однако постепенно римляне завоевывали все новые территории, подчиняя себе соседние народы.
Фото: Depositphotos
Покоренные не получали тех же прав, что римляне. Территориальная экспансия римского государства в VIII-VI вв. до н. э. привела к тому, что население государства разделилось на высший и низший классы, т.е. патрицией и плебеев.
Плебеи могли быть богатыми людьми, заниматься торговлей и ремелами. Но политически они были бесправны в сравнении с патрициями. Они не смогли владеть землей, избирать правителей, участвовать в религиозных обрядах.
Фото: Depositphotos
Современное значение слова. Что значит «плебейский»?
Уже в Римской империи слово «плебей» потеряло изначальное значение и перестало быть юридическим термином. Однако в языке им продолжили обозначать широкие народные массы. В Средневековой Европе так часто называли городскую бедноту.
Кадр из британского сериала «Плебеи» (Plebs, 2013)
В русском языке это слово используюьт в значении «чернь», «быдло», «мужичье». Оно носит резко негативным и пренебрежительный характер. Прилагательное «плебейский», соответственно, значит «простонародный».
Это слово часто можно встретить в классической русской литературе XIX века. Большинство тогдашних писателей были дворянами, им был присущ аристократический взгляд на устройство общества.
Портрет И. С. Тургенева кисти И. Е. Репина, 1874
Это плебей, который ненавидит всех патрициев; чем выше талант, тем с большим ожесточением старается он забросать его грязью.
М. Н. Загоскин, «Москва и москвичи», 1842—1850 г.
Зато Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем.
Почему слово плебеи стало оскорблением
Когда кто-то произносит слово «плебей», в нём слышится некоторый оттенок пренебрежения. Таким образом, особенно в аристократическом обществе, было принято называть представителей низших сословий, а именно — простолюдинов. Тех, кто не имел знатного происхождения и дворянского титула.
На сегодняшний день разделение людей на сословия и группы в зависимости от происхождения уже не является частью общественной жизни, как это было ещё в девятнадцатом веке. В современном мире словом «плебей» чаще всего называют невежественных, грубых и необразованных людей. Ведь именно такими качествами всегда характеризовали представителей низших классов.
Но всё-таки этот термин напрямую связан именно с разделением людей на сословия в зависимости от их происхождения. Чтобы понять значение этого современного ругательства, обратимся к истории Древнего Рима. Ведь именно этому государству мы обязаны происхождением этого слова.
Сословия Древнего Рима
Римское общество делилось на множество социальных слоёв. В самом низу такой «социальной пирамиды» находились рабы — у этих людей не было никаких прав, они полностью принадлежали хозяевам, которые могли обращаться с ними как им вздумается. Конечно, представители этого класса имели возможность заслужить себе свободу: кто-то заработав достаточную сумму денег, самостоятельно выкупал себя у хозяина, кого-то отпускал владелец, в качестве благодарности за какие-либо услуги или достижения.
Патриции
Правящей верхушкой такого общества были патриции. Они являлись потомками первых членов сената, который состоял из десяти пожилых, но уважаемых всеми людьми. Этот государственный орган был создан Ромулом, основателем Римской империи. Именно он выбрал себе в советники старцев, обладающих нравственным весом в обществе. Отсюда и пошло звание сенатор, оно образовано от слова «senex», что переводится как «зрелый», «старый».
Первых сенаторов в народе звали «patres», то есть «отцы». Их потомство стало носить звание патрициев, то есть сыновей первых сенаторов. Детей этого сословия с юных лет обучали законам и управлению государством.
Клиенты
В свою очередь, патриции представляли интересы своих клиентов во время судебных тяжб и в государственных органах. В то время, только они были обучены законам, поэтому обычно толковали и использовали их так, как было выгодно им. Написанием новых законов тоже занимались сыновья сената. Без своего патрона клиент был не способен связать в суде и пары слов.
Плебеи
В этой социальной пирамиде они располагались между рабами и клиентами. Они были свободны и ни от кого не зависели, но также у них не было патронов. Защищать в суде их было некому, да и законов плебеи не знали. Патриции не хотели допускать их к управлению страной, поэтому права выдвигаться на выборах у них не имелось. Плебеи платили очень высокие подати и налоги в казну Римской империи, патриции были избавлены от подобных обязательств. Они были обязаны участвовать во всех войнах, но к делёжке добычи, полученной после набегов, их не допускали.
Поначалу у плебеев были небольшие земельные угодья, которые они возделывали сами. У некоторых представителей этого сословия в услужении были один-два раба. Со временем плебеи начали заниматься ремёслами и торговлей.
Профессии
Профессии плебеев кардинально отличались от сфер занятости патрициев. Первые считали достойными делами только политику и войну, а также возделывание земли (но этим, разумеется, занимались клиенты и рабы).
Плебеи обычно имели небольшие земельные участки, на которых самостоятельно выращивали урожай либо занимались торговлей или ремеслом. В Древнем Риме торговля была очень развита, на улицах было расположено большое количество лавок с различными товарами, чаще всего в них предлагали:
Выйдя из дома, любой прохожий мог приобрести себе пирожок или лепёшку, которые наперебой предлагали множество продавцов, гуляющие со своим товаром по всем улицам города.
Не стоит думать, что все патриции обладали большим состоянием и рабами, а плебеи были нищими бедняками. Нет, существовало большое количество зажиточных процветающих плебеев и столько же обнищавших патрициев. Главным отличием этих сословий было то, что вторые держали в своих руках управление страной, а у плебеев не было права голоса.
Плебей, влезший в долги и не имеющий возможности с ними рассчитаться, продавался в рабство. Многие заканчивали свою жизнь таким плачевным образом, пока не случилась первая в истории забастовка.
Видео поможет вам разобраться в иерархии Древнего Рима.
Первая забастовка
Первая зафиксированная в истории забастовка произошла в 495 году до нашей эры. Плебеи устроили её тогда, когда Римской империи угрожали враги со всех сторон. Они просто отказались принимать участие в военных действиях.
В результате плебеи получили свои права, а для их защиты была организована новая должность — народные трибуны. Они занимались разработкой законопроектов, угодных этому сословию и даже имели право наложить вето на решения сената.
Сначала народных трибунов было два, затем их количество увеличили до десяти. По инициативе плебеев были созданы законы двенадцати таблиц, которые, конечно, слегка ущемляли некоторые их права, но все же были доступны для обозрения всему народу. Их выгравировали на бронзовых табличках, которые поместили на видное место, дав возможность обсуждать законы и знать их наравне с патрициями, что исключило возможность произвола. На таблицах также был указан процент, который могли требовать ростовщики, он не превышал 8,3 процента годовых.
Вклад в историю
Слово плебей получило такое презрительное отношение со стороны общества, так как со временем люди забыли его понятие и наделили качествами низших слоёв. Но не стоит забывать, какой вклад внесли эти люди в историю Европы.
Среди плебеев во все времена было множество достойных представителей, некоторые из них были скульпторами и художниками. Современные искусствоведы даже выделили такое направление, как «плебейское искусство». Многие летописцы имели плебейские корни, а ведь именно благодаря их работам мы получили возможность познакомиться с жизнью Древнего Рима.
Самыми известными плебеями, которые внесли большой вклад в развитие мира, являются такие великие люди:
Видео
Из этого видео вы узнаете подробнее о борьбе плебеев с патрициями.
Плебеи – кто это такие в Древнем Риме кратко
Термин “плебеи” часто встречается в художественной и исторической литературе. Он происходит из Римской республики и иногда используется применительно к Средним Векам.
Роль плебеев в истории Древнего Рима
Сам термин происходит из латыни от слова “Plere”, то есть “наполнять”. Время появления плебеев датируется по-разному различными историками. Например, историк XIX века Георг Нибур считал, что они появились в эпоху правления короля Анка Марция (между 640 и 616 годами до н.э.) и представляли собой поселившихся в Риме иноплеменников и иностранцев.
В формировании слоя плебеев принимали участие такие этнические группы: латины, сабины и этруски. Патриции отличались от плебеев тем, что представляли собой привилегированную часть общества и в документах для их обозначения используется термин “Римский народ”.
Плебеи в царский период, то есть до 509 года до н.э., занимались в Риме в основном ремеслами и торговлей. Они могли быть и бедными безземельными, но у некоторых получалось разбогатеть, но это не давало им прав, которые имелись у патрициев. Постепенно они добрались права избирать плебейских трибунов обладавших правом вето на решение патрицианского магистрата.
В одном римском роду могли быть и патрицианские и плебейские ветви. Около 445 года до н.э. была попытка введения закона о запрете браков между патрициями плебеями, но ее хватило на краткий срок – около года.
Рис. 2. Плебеи Древний Рим.
Плебеи в IV-III веках до н.э.
Римская республика часто вела войны с соседями по полуострову. Например, с 326 по 304 год до н.э. длилась Вторая Самнитская война. В ней приняли участие некоторые плебеи и смогли получить “благородство”, то есть “nobilitas”.
Постепенно интересы плебеев и патрициев становились все ближе и е 287 году до н.э. они сформировали правящее римское сословие – нобилитет.
В состав нобилитета была допущена только богатая плебейская верхушка. Зажиточные граждане образовали привилегированное сословие всадников. Плебеи или плебс после этого представляли собой широкие слои общества их свободных ремесленников, мелких торговцев и крестьян.
Рис. 3. Римские плебеи.
Что мы узнали?
Следует понимать, кто такие плебеи в Древнем Риме, ведь они являлись важным фактором социальной истории этого государства на протяжении примерно 350 лет.
Плебеи
Из Википедии — свободной энциклопедии
Рим пополнялся народом в результате завоеваний соседних племён и городов. И изначально пришлое население относилось к различным римским трибам. Они были учреждены по родовому признаку и отображали объединение трёх этнических компонентов: латинов, сабинов и этрусков. Полноправные члены римской общины постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались патрициями, и первоначально только они составляли «римский народ».
Впоследствии пришлое население уже не включалось в трибы, то есть не могло входить в состав древних родов и считаться «римским народом», они не могли пользоваться общинной землёй, принимать участие в религиозных обрядах. Безземельные плебеи занимались в основном ремеслом и мелкой торговлей. Некоторые из них были очень богатыми людьми. Но и бедные, и богатые плебеи перед патрициями были одинаково бесправны. Поэтому, первоначально не имея никаких прав, плебеи со временем добились права избирать так называемых плебейских трибунов, которые имели право накладывать вето на решения патрицианских магистратов. Изначально их решения были законом только среди плебеев, но в течение долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены.
В середине V века до н. э. под давлением плебеев были составлены законы, записанные на 12 медных досках и выставленные на обозрение на центральной площади Рима. Стоит заметить, что в них был прописан закон, запрещающий браки между плебеями и патрициями, но он просуществовал менее года и около 445 года до н. э. благодаря усилиям народного трибуна Гая Канулея был отменён.
В начале III века до н. э. патрицианская и богатая плебейская верхушки слились в одно сословие — нобилитет, и в 287 году до н. э. был принят закон о том, что решения плебейских собраний (плебисцитов) являются обязательными для всех граждан вне зависимости от происхождения. С этого времени патриции и плебеи перестали быть различными классами-сословиями. Зажиточные граждане образовали сословие всадников, а все бедные составляли плебс, включавший свободных ремесленников, крестьян и мелких торговцев.
В средневековой Европе так часто называли городскую бедноту.