Кто такие подлые люди в 18 веке

Кто такие подлые люди в 18 веке. Смотреть фото Кто такие подлые люди в 18 веке. Смотреть картинку Кто такие подлые люди в 18 веке. Картинка про Кто такие подлые люди в 18 веке. Фото Кто такие подлые люди в 18 веке

Смердами на Руси в IX—XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы. Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины.

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю.

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп.

Практически приравнивался к вещи.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов. Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.
В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.
Источник

Источник

«ПОДЛЫЕ ЛЮДИ»

Разночтение термина

В российской истории много терминов, которые связаны с определением места той или иной социальной группы. Каждая из этих групп имеет свое место, свой род деятельности, традиции. Однако не все из этих групп имеют четкие очертания и границ в определении их статуса. К таковым относится категория «подлые люди».

Термин «подлые люди» восходит к XVIII в. Он упоминается в разных источниках. Они содержат различные варианты толкования термина.

Согласно позиции ряда авторов, в том числе авторов Большой советской энциклопедии, «подлые люди» – низшие слои городских жителей. Регламент Главного магистрата 1721 г. называл «подлыми людьми» лиц, которые работали по найму и на черных работах, т. е. «нерегулярных» граждан, которые входили в состав мещанства.

Другая группа авторов относит «подлых людей» к «податному крестьянскому сословию».

В.И. Даль в своем словаре указывал, что «Подлый» – человек из черни, «темного, низкого рода-племени, из рабов, холопов, крепостного сословья».

Откуда пошло слово?

Словари русского языка зачастую содержат информацию о том, что слово «подлый» в буквальном смысле означает «низший», и первоначально оно использовалось как термин и не содержало бранного оттенка.

Тем не менее, слово «подлый» изначально в русском языке содержало презрительную интонацию, поскольку свидетельствовало о своеобразной дворянской оценке простого люда. Отдельные местности говорили о «подлых» как о «бедных». Та трактовали слово «подлый» в Перми, Соликамске, Чердынске.

Само слово «подлый» появилось в нашем литературном языке в XVII в. Позаимствовано из украинского языка, в котором оно возникло в XVI в., на который в свою очередь оказал влияние польский язык. Согласно версии М.О. Кояловича, с появлением слова «шляхетство» необходимо было противоположное по значению слово и им стал «подлый народ».

И.Г. Прыжов датировал распространение слова «подлый» началом XVIII в. Это слово использовалось применительно ко всему народному: подлые люди – народ, подлая речь – народная речь. Однако к концу XVIII в. значение «социально низкий» в слове «подлый» уходит и появляется негативная интонация.

Толковый словарь русского языка, который выдержал несколько изданий в конце XVIII − первой половине XIX в. содержит несколько транскрипций слова «подлый»:

1) 1-е издание (1789 − 1794):

— в части происхождении – слово используется для обозначения низкого происхождения;

— в части поведения – слово применяется для нечестно поступающих, заслуживающих презрения людей.

2) 2-е издание (1806 − 1822):

— в части происхождения – низкость, худородие;

— в части поведения – «свойство, качество или состояние того, кто подлую душу имеет, поступает низко, презрения достойно».

В 3-м издании 1847 г. термины, изложенные во 2-м издании, переставлены местами.

Источник

«Подлец»: как обычное слово осквернили и превратили в ругательство

Подлец, он же подлый человек — кто это такой? Негодяй, который отличается безнравственным поведением? В современном значении — да. Но так было не всегда: у слова непростая биография, с которой я вас сейчас познакомлю.

Фрагмент картины И. Прянишникова «Сельский праздник»

В русском языке выражение «подлые люди» появилось в XVII веке, перекочевало из украинского, а туда, в свою очередь, из польского. А.Д. Кантемир в своем произведении «На зависть и гордость дворян» в 1729 году писал:

Гнусно дворянину завидовать благополучию подлейших себя.

Происхождение и первоначальный смысл «подлых» — те, кто «подле», то есть рядом, возле кого-то.

Так называли крестьян, которые живут подле своих господ, не имеют воли, одним словом, дворовые люди. «Из черни, темного, низкого рода-племени, из рабов, холопов, крепостного сословья», — пишет об этом В.И. Даль.

Д.Н. Ушаков уточняет, что раньше слово употреблялось как термин, без бранного оттенка, в значении «принадлежащий к крестьянскому, податному сословию». Но трудно представить себе, что дворяне уважительно называли бы крестьян подлецами, правда? Слово «подлый» лишь подчеркивало несвободный, низкий статус людей, находящихся в зависимости.

Поэтому неудивительно, что уже в XVIII веке «подлец» обретает ярко выраженную негативную окраску и второе значение.

О том, как менялось его значение, можно проследить в изданиях «Словаря Академии Российской» разных лет.

В период 1789—1822 годов на первом месте стоит отношение к роду, происхождению, а оценка поведения — на втором. Но уже в 1847 году ситуация меняется, и основным значением слова «подлый» становится «низкий, беcчестный».

В современных словарях и вовсе указывается только одно, оценочное значение подлеца — «подлый, низкий, бесчестный человек, негодяй» (Большой толковый словарь, С.А. Кузнецов).

Времена, когда людей делили на сословия, остались в далеком прошлом, поэтому первоначальный смысл оказался утерян. Но тем интереснее изучать «биографию» слов и находить в ней каждый день что-то новое.

Источники, кроме указанных по тексту: «Быт русского народа, А. Терещенко»; «История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных», В.В. Виноградов.

Источник

Подлый

Слово подлый в современном русском языке имеет только оценочно-этическое значение. Оно заключает в себе отрицательную оценку нравственных свойств чего-нибудь: «бесчестный, низкий, презренный»; напр., подлый поступок, подлый характер, подлая душа и т. п. Те же значения выступают и в производных словах: подлец – «низкий, подлый человек», подлость – 1) «низость, бесчестность, гнусность». Подлость поведения; подлость характера; 2) «подлый поступок». Сделать подлость. В вульгарном просторечии основа подл- обрастает и другими экспрессивными суффиксами: подлюга, подлянка, подлятина и т. п. Нередко в словарях русского языка отмечается, что слово подлый, буквально «низший», «первоначально означало: принадлежащий к крестьянскому, податному сословию и употреблялось как термин, без бранного оттенка» (см. Ушаков, 3, с. 403). Это не так. Слово подлый в русском языке не было свободно от презрительной экспрессии, так как оно при своем появлении носило яркую печать классовой, дворянской, шляхетской оценки простого народа. Ср. в областных народных говорах подлый в значении: «бедный». Перм. Соликам. Черд. (Опыт обл. влкр. сл., с. 164).

Слова подлый нет в «Материалах» Срезневского. В русский литературный язык оно вошло в XVII в. из украинского, где укрепилось в XVI в. под влиянием языка польского (ср. польск. podły, podłosć). М. О. Коялович писал: слово шляхетство «перешло к нам при Петре из Польши и повлекло за собою и свой антитез – подлый народ» (Коялович, с. 343). И. В. Киреевский в своей статье «В ответ А. С. Хомякову» (1838) тоже указывал на то, что применение слова подлый к народу занесено в дворянский язык XVII–XVIII вв. с Запада: «Единовластие само собой рождается из аристократии, когда сильнейший покоряет слабейших, и потом правитель на условиях переходит в правителя безусловного, соединяясь против класса благородных с классом подлых, как Европа называла народ» (Киреевский, 1, с. 197). Ср. у Кантемира: «Гнусно дворянину завидовать благополучию подлейших себя» («На зависть и гордость дворян», 1729). В «Записках» кн. Н. Б. Долгорукой (1767): «С вами будут поступать, как с подлыми»; «ему казалось подло с нами и говорить» (см. Будде, Очерк, с. 116). У И. Н. Болтина в «Примечаниях на Историю Леклерка» отзыв о былинах, старинных песнях: «песнях подлых, без всякого складу и ладу. Подлинно таковые песни изображают вкус тогдашнего века, но не народа, а черни, людей безграмотных, и, может быть, бродяг, кои ремеслом сим кормилися, что слагая таковые песни, пели их для испрошения милостыни» (Болтин, 2, с. 60. См. также Сухомлинов, вып. 5, с. 247).

И. Г. Прыжов в своей «Истории кабаков в России в связи с историей русского народа» (СПб.; М., 1868, с. 245) относит распространение слова подлый к началу XVIII в. Он говорит о новом, модном в XVIII в. слове подлый, прилагаемом ко всему народному: народ – подлые люди, речь народа – подлая речь. Пьянство, – писал Болтин, – «вовсе истребилося у обществе людей благородных. Подлые люди и поныне пьяных напитков употребляют» (Примечания, 2, с. 243).

К концу XVIII в. под влиянием растущего интереса к народу, под влиянием либеральных идей в слове подлый постепенно ослабляется значение «социально низкий». Симптоматична отповедь реакционно-дворянскому журналу «Патриот» (издававшемуся В. И. Измайловым) со стороны «Северного вестника»: «Выражение подлый язык есть остаток несправедливости того времени, когда говорили и писали подлый народ;но ныне, благодаря человеколюбию и законам, подлого народа и подлого языка нет у нас! а есть, как и у всех народов, подлые мысли, подлые дела. Какого бы состояния человек ни выражал сии мысли, это будет подлый язык, как, напр[имер]: подлый язык дворянина, купца, подьячего, бурмистра и т. д.» (Северный вестник, 1804, ч. 3 [январь], с. 35–36). Однако, как указал проф. Е. Ф. Будде, возражая на статью Я. К. Грота «Карамзин в истории русского литературного языка» слово подлый в значении «низкого звания», «простого сословия» употреблялось еще до 20-х годов XIX в. Ср. в «Цветнике» (1810, ч. 5, с. 14): «вид заимствованный из подлейшей черни» (Будде, Очерк, с. 116–117).

В «Словаре Академии Российской» значения слова подлый определяются так: «1) говорится о роде низкого происхождения, худородный. Он произошел от подлых родителей; 2) нечестно поступающий, заслуживающий презрения. Подлые намерения, поступки, шутки.

Подлость. 1) говоря о роде: низкость, худородие; 2) свойство, качество или состояние того, кто подлую душу имеет, поступает низко, презрения достойно. В подлости воспитан и подлостиюпомрачает благородное звание» (1822, ч. 4, с. 1289– 1290).

В словаре 1847 г. эти значения переставлены. Активным, употребительным признается лишь морально-оценочное: «низкий, безчестный» (Клевета есть подлое дело. Подлые поступки). Второе же значение определяется так: «принадлежащий к черни, к простонародию» – и иллюстрируется выражением подлый народ (3, с. 262–263). Здесь же приводятся слова подловато, подловатость, подловатый, подлость, подлянка «подлая женщина».

Заметка ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись на 7 пронумерованных листках разного формата. На обертке рукописи рукою автора пометка «подл.[ый] кажется, с XVIII в. (Преображ., II, 87)».

Здесь печатается по рукописи с внесением некоторых необходимых уточнений и поправок.

Отдельные замечания о слове подлый см. в настоящем издании в статьях: «Слово и значение как предмет историко-лексикологического исследования», «Бытность» и «Подличать». – В. П.

Источник

Кто такие подлые люди в 18 веке

Подлые люди (подлый люд) — термин, применявшийся в XVIII−начале XIX в. в России, в том числе в ряде законодательных актов, по отношению к низшим слоям населения, в частности, «обретающимся в наймах и чёрных работах».

В различных источниках встречаются разночтения относительно расширительного толкования данного термина.

Так, одни говорят, что под подлыми людьми имеются в виду «неподатные сословия», причём, ссылаясь на «Регламент Главного магистрата» (1721) считают подлыми людьми один из слоёв городского населения, то есть «нерегулярных» городских обывателей, не входивших в состав мещанства.

А другие, напротив, относят подлых людей к «податному крестьянскому сословию».

В словаре Даля в статье «Подлый» читаем: «о человеке, сословии: из черни, тёмного, низкого рода-племени, из рабов, холопов, крепостного сословья».

Этимология и семантика

Нередко в словарях русского языка отмечается, что понятие «подлые люди» и само слово «подлый», буквально обозначавшее «низший», «первоначально … употреблялось как термин, без бранного оттенка».

Однако, это не совсем так. Слово «подлый» в русском языке не было свободно от презрительной коннотации, так как при своем появлении оно носило отпечаток классовой, дворянской, оценки простого народа. В некоторых областных народных говорах слово «подлый» употреблялось в значении: «бедный» (пермский, соликамский, чердынский говоры).

Слово «подлый» вошло в русский литературный язык в XVII в. из украинского, в котором закрепилось в XVI в. под влиянием польского языка (ср. польск. podły, podłosć). Как писал М. О. Коялович, слово «шляхетство» «перешло к нам при Петре из Польши и повлекло за собою и свой антитез — подлый народ». Так, например, ещё в 1729 году А. Д. Кантемир писал: «Гнусно дворянину завидовать благополучию подлейших себя». В «Записках» княгини Н. Б. Долгорукой (1767): «С вами будут поступать, как с подлыми»; «ему казалось подло с нами и говорить». В своей статье «В ответ А. С. Хомякову» (1838) И. В. Киреевский тоже указывал на то, что применение слова «подлый» к народу занесено в дворянский язык XVII−XVIII вв. с Запада.

И. Г. Прыжов в своей «Истории кабаков в России в связи с историей русского народа» (1868) относит распространение слова «подлый» к началу XVIII в. Он говорит о новом, модном в XVIII в. слове «подлый», применяемом ко всему народному: подлые люди — народ, подлая речь — речь народа. «Пьянство — писал Болтин, — вовсе истребилося у обществе людей благородных… Подлые люди и поныне пьяных напитков употребляют».

Но уже к концу XVIII в. под влиянием растущего интереса к народу, под влиянием либеральных идей нейтральное значение «социально низкий» в слове «подлый» постепенно ослабляется и начинает усиливаться негативная коннотация.

У И. Н. Болтина в «Примечаниях на Историю Леклерка» (1788) отзыв о былинах, старинных песнях: «песнях подлых, без всякого складу и ладу. Подлинно таковые песни изображают вкус тогдашнего века, но не народа, а черни, людей безграмотных, и, может быть, бродяг, кои ремеслом сим кормилися, что слагая таковые песни, пели их для испрошения милостыни».

Симптоматична отповедь со стороны «Северного вестника» (1804) реакционно-дворянскому журналу «Патриот», издававшемуся В. В. Измайловым: «Выражение подлый язык есть остаток несправедливости того времени, когда говорили и писали подлый народ; но ныне, благодаря человеколюбию и законам, подлого народа и подлого языка нет у нас! а есть, как и у всех народов, подлые мысли, подлые дела. Какого бы состояния человек ни выражал сии мысли, это будет подлый язык, как, напр[имер]: подлый язык дворянина, купца, подьячего, бурмистра и т. д.». Однако, как указал проф. Е. Ф. Будде, возражая на статью Я. К. Грота «Карамзин в истории русского литературного языка», слово «подлый» в значении «низкого звания», «простого сословия» употреблялось ещё до 20-х годов XIX в.

В толковом словаре русского языка, издававшемся в конце XVIII−первой половине XIX в. специально для этого созданной в 1783 году Академией Российской (с 1841 — II Отделение Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук), работы по составлению которого были начаты ещё под руководством М. В. Ломоносова в Санкт-Петербургской Академии наук, значения слова подлый со временем меняются:

1-е издание (1789−1794) 1) о роде (происхождении) — «низкого происхождения, худородный» и приводит пример «Он произошёл от подлых родителей»; 2) о поведении — «нечестно поступающий, заслуживающий презрения» и приводит примеры употребления «Подлая душа… Подлые намерения, поступки». 2-е издание (1806−1822) Подлость… 1) говоря о роде: «низкость, худородие»; 2) «свойство, качество или состояние того, кто подлую душу имеет, поступает низко, презрения достойно. В подлости воспитан и подлостию помрачает благородное звание». 3-е издание (1847)

В словаре 1847 г. эти значения переставлены. Активным, употребительным признаётся уже морально-оценочное: «низкий, беcчестный» («Клевета есть подлое дело. Подлые поступки»). Второе же значение определяется как «принадлежащий к черни, к простонародию» — и поясняется выражением «подлый народ».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *