Кто такие полковые казаки
Орловское казачество. Краткий исторический обзор
Сразу скажу, что я не казак и к казачеству не имею никакого отношения. Именно никакого – т.е., ни восторженного, ни критического. Появление этого материала вызвано просьбой некоторых лиц изложить мое мнение о конкретном явлении – орловском казачестве. Изложить спокойно, без прикрас, что я и постарался сделать.
В ХV веке, после ухода Верхнеокских княжеств из Литовского государства в Московское [2], при Иоанне III, территория нашего края оказалась открытой крымским татарам. До этого у Литвы с Крымским ханством был союз. С конца XV века союза больше не было, как и не было строгой защищенной границы. Поэтому за несколько десятилетий территория современного Орловского края была выжжена, люди убиты либо проданы в рабство. Были уничтожены почти все поселения. Так обнажилась территория, называемая «Диким полем». Московское княжество впервые стало спускаться за Оку в 1555 году. Тогда на Судбищах (Орловская обл.) состоялась знаменитая битва на Муравском шляхе. «Гулящие люди», в том числе и с Дона уже пытались селиться на Диком поле. Их было немного, вооружены они были как попало, и серьезной угрозы крымскому хану не представляли. Донские казачьи атаманы возглавляли весьма разношерстную толпу.
Наконец, Иоанн IV озаботился созданием нормальной границы. Для этого стала оформляться Тульская засечная черта. Там, где леса не было, строили крепости и их гарнизоны охраняли дороги. Миссия охраны границ была возложена на детей боярских городовых. Их официально наделяли землей, которая становилась их зарплатой. По Царской Грамоте 1686 года они имели одинаковый с дворянами поместный оклад: выборные по 150, дворовые по 120, а городовые по 100 четей на человека. Сверх того был особый разряд, известный под именем боярских детей украинских городов, которые равнялись с городовыми казаками и имели поместного окладу по 50 четей. Землю обрабатывали для себя, границу охраняли для Родины. Каждый ребенок сына боярского городового был сосчитан, переписан; выросший, он сменял своего отца.
Это были не дети каких-то реальных бояр, а определенное военно-служивое сословие, существовавшее на Руси в XIII-XVIII веках. В XVI-XVII веках дети боярские вместе с дворянами несли обязательную службу, за которую получали поместья и записывались в десятни по уездам, и составляли русскую конницу [3]. Дети боярские городовые – это как бы сказать – лейтенанты, если бояре – полковники. В XV веке отряды детей боярских и их слуг составили основу русского войска, став опорой великих князей. Как показывает генеалогические исследования, часть детей боярских действительно происходила из боярских родов, а некоторые – даже из княжеских. Немногие из них были потомками знатных иностранцев. Однако остальные роды детей боярских имели не столь знатное происхождение – они могли быть потомками дьяков, состоятельных общинников, княжеских и боярских послужильцев [4].
Жеребья, нарезанные детям боярским, получали их имена. Поэтому помимо топонимов, связанных с географией, основная масса названия Орловского края связаны с фамилиями детей боярских городовых, заселивших эту территорию и оборонявших ее от врагов. В конце XVI века царское правительство стало выделять из жеребьев детей боярских участки для донских казачьих атаманов, пытаясь как-то оформить на службу. Казаков оформляют как служилых по прибору, в документах пишут без отчества. В отличии от них, дети боярские в документах писались полной росписью. К примеру, запись 1595 г.:
«Шеховцов Федор Алфимов сын. Орел стан Корчаковский починок Шеховецъ. Помещик [5], сын боярский.
Шеховцов Иван Алфимов сын. Орел стан Корчаковский починок Шеховецъ. Помещик, сын боярский.
Шеховцов Давид Алфимов сын. Орел стан Корчаковский починок Шеховецъ. Помещик, сын боярский» [6].
Дети боярские, потерявшие землю в связи с татарским опустошением, уходили в казаки, если не «шатались меж двор». Чаще, всего дети боярские шли служить в гарнизон, где их писали так, как было принято у служилых по прибору казаков, без отчества. Например, запись 1615 г.:
«Шеховцов Иван. Ливны стан Красной сл. Казачья, острог Покровская да Успенская, казак.
Шеховцов Оноха. Ливны стан Красной сл. Казачья, острог Покровская да Успенская, казак.
Шеховцов Богдан. Ливны стан Красной сл. Казачья, острог Покровская да Успенская, казак».
Если же потом сын боярский снова оказывался в своей страте, ему возобновляли прежнее полное написание. Запись 1637 г.:
«Шеховцов Исай Степанов сын. Усерд, полковой казак.
Шеховцов Никита Артемов сын. Усерд, полковой казак.
Шеховцов Денис (не указано). Усерд, полковой казак».
Казаки направлялись служить в гарнизоны крепостей, где выполняют функции стрельцов, воротников и проч. Казаки в те времена – самый низкий слой служилых. У казака, как служилого по прибору, «звание» двумя степенями ниже – после сына боярского шло звание «донской казачий атаман». Земля казаку дается условно, живет он в основном на жалованье, выделяемое на гарнизон. Селиться казаки стараются слободами, компактно. Так возникают возле городов южной границы Стрелецкие, Драгунские, Ямские слободы, потому что в ямщики их тоже определяют, кладут денежное жалованье и пороховое.
Впоследствии, часть детей боярских отправлялась служить всё ниже на юг, в районы, где уже существовала пограничная служба, занимавшая рубежи по рекам. Граница Московского государства была отодвинута так, что многие бывшие крепости сразу потеряли военное значение. В 1702 году была упразднена крепость Орел. Часть потомков детей боярских осталась дома, и землю им закрепили по закону; часть ушла в низовья Дона и Кубани – охранять новые рубежи, где смешивалась с местным населением. Так мы находим жителя Мценска в «Поручныя взаимныя записи вольныхъ ратныхъ людей, набранныхъ в украйныхъ городахъ для отправления на Донъ въ помощь Войску Донскому»:
«Л. 57: Се язъ, десятникъ Степанъ Прокофьевъ сынъ Калугинъ, да язъ, Иевъ Прокофьевъ сынъ Чевылевъ Курска города, да язъ, Абросимъ Микитинъ сынъ Сороколетовъ Рыльска города, да язъ, Василей Петровъ сынъ Озаровъ, да язъ, Василей Степановъ сынъ Пушкаревъ, да язъ, Сидоръ Федоровъ сынъ Скорого Курско города, да язъ, Антипъ Ивановъ сынъ Ворыхановъ Белгородецъ, да язъ, Говрила Герасимовъ сынъ Шехавцовъ Курчининъ, да язъ, Мосей Герасимовъ сынъ Кутыхинъ Комаречининъ, да язъ, Василей Ивановъ сынъ Лобозихинъ Мченска города, вольные охочия люди донской службы, и поручилися есми мы другъ по другу, десять человекъ, кои въ сей поручной записи имены писаны. (1646 г. мая 28)» [7].
В той же книге о них написано, что «по государеву, цареву и великаго князя Бориса Феодоровича всеа Pycии указу дано государева, царева и великаго князя Бориса Феодоровича всеа Русии жалованья в Новътородке в Северском и бояром, и воеводам, и головам, дворяном и детем боярским Брянчаном и Иовагородка Северскаго, и московским стръмьцом, и Новагородка Северскаго пушкарем, и затинщиком, и казаком, и стрельцом, и Белевским и Кромским казаком и всяким людем, которые в Новътородке сидели в осаде золотых, и ноугород, и московок золоченых, и дорогов, и тафт, и сукон и денег по росписи за приписью дьяка Тимофея Витовтова».
В Российском государственном архиве древних актов существуют сведения и о Севских казаках (город Севск, сейчас Брянской области, до 1944 г., входил в состав Орловской губернии) [12]. В Новосильском районе довольно многочисленную группу составляли однодворцы, имеющее самоназвание «новосильские казаки». Примечательно то, что уже после расформирования гарнизонов городков засечных черт Центрального Черноземья эта группа населения дольше всех однодворцев казачьего звания (наряду со стрелецким, пушкарским и т.д.) сохранила за собой такое наименование.
По Разрядной росписи в 1616 г., в Новосиле стоял следующий гарнизон:
«. В Новосиле осадная голова Сава Кривцов; а с ним:
детей боярских – 376 ч.,
стрельцов пеших – 40 ч.,
казаков, которые осталися за Смоленской службою, – 84.
деревенских казаков с головою с Горчаком с Болотниковым – 130 ч.
конных, пушкарей и затинщиков – 20 ч.,
кузнецов и плотников – 6 ч.,
подымных людей – 150 человек.
И всего 806 человек».
В 1644 году царь Михаил Федорович выдал новосильским служилым – стрельцам, пушкарям, казакам и прочим – грамоты на владение землей в «Диком поле». В 1765 году новосильские казаки были исключены из управления воевод и находились в ведомстве собственного особого управления, что и обусловило сохранению за «казаками» такого самоназвания, не встречающегося у прочих потомков городовых казаков. Интересно и то, что жители «казацких» (в сельском просторечии) сел вплоть до 1836 года в метрических книгах, земельном генеральном плане и других официальных документах писались «казаками» [13].
В XVII веке с реорганизацией русского войска лучшие из казаков были переведены по службе в драгунские полки, не способные к службе были причислены к однодворцам, а позднее из однодворцев были переведены в крестьяне. На этом история «орловского казачества» заканчивается. В середине XVIII века, как и в XIX, тем более в начале XX, никаких казачьих войск на территории Орловской губернии не существовало. Оставались потомки детей боярских городовых, хотя некоторые авторы сообщают о поселениях казаков, на территории Орловской губернии [14].
Эти потомки писались однодворцами, хотя помня свое «служивое» прошлое называли свое происхождение так: «из казаков» или «из войсковых жителей (войсковых обывателей)». Они уже не помнили формулировку «дети боярские городовые», в то время как казачьи формирования существовали в низовьях Дона и на Кубани, а слово «казак» было у всех на слуху, вот так и писались – «казаки». Хотя уже «сидели на земле» как крестьяне и занимались крестьянским трудом, а не как не охраной границ, не «ратным делом». При этом они не были крепостными, но даже имели более высокое положением среди крестьян, а у некоторых однодворцев даже сохранялись крепостные крестьяне. В ГАОО есть документы, когда у них суду их отбирали, т.к. они больше не имели права на крестьян.
Но это, как мы отметили, было характерно для Новосильского района. В целом же по Орловской губернии никаких казацких формирований не было. Начиная с 1860 г. в Орле издавалась ежегодная книжка «Памятная книга Адрес-Календарь Орловской губернии» (последний выпуск 1916 г.) [15]. В ней перечисляются все существующие губернские организации, не только государственные, но и частные (типа «Лиги для борьбы с туберкулезом», «Орловского Дома Трудолюбия», «Общество взаимопомощи лиц, занимающихся интеллигентным трудом» и т.д.). Здесь же неукоснительно и подробно сообщалось о военных организациях. Среди них казацких войск нет, как нет и иных казацких формирований.
Я не стал писать некое резюме от себя лично, хотя неплохо знаю этнологию, и даже несколько лет преподавал курс «Этнология» в одном из вузов г. Орла. Моя кандидатская диссертация во многом носила этнографический аспект, поэтому одним из оппонентов на защите выступила профессор МГУ, этнолог, Шибаева М.М., которая дала ей положительное заключение.
В Орле существует довольно много людей любящих Орловщину и серьезно занимающихся краеведением. В том числе и довольно профессионально знающих историю «орловского казачества», о котором мое мнение с ними одинаково. Им слово:
«В вопросах касающихся «казачества» ответы на самые простые вопросы почему-то всегда подменяются дутым пафосом и общими фразами о величии и мировом значении. И всё потому, что никто из этих самых «казаков» ничего не знает, да и по сути знать не хочет. Куда как проще обтянуть пузо псевдомундиром, самому себе на грудь сувенирных медалей навешать и орать «Любо!» на пьяную голову, чем попробовать разобраться в простых вещах. Только никто разбираться не хочет и не будет – иначе сразу станет ясно, что весь современный пафос казачества в большинстве своём на пустом месте. Феномен современного «оказачивания» на не-казачьих территориях нужно рассматривать не с точки зрения истории, а с точки зрения психологии. Судите сами – зрелые мужики, начинают вдруг одеваться в псевдовоенные одежды, придумывать себе звания и привилегии, награждать самих себя самими же собой придуманными наградами и требовать от других к себе уважения. На мой взгляд, это не история и поиск предков – это чистый Фрейд с нереализованными желаниями и кризисом среднего возраста» [16].
А вот интересный рассказ очевидца «казацкого движения»:
«Я присутствовал один раз на сборище, где чуть не было организовано еще одно орловское казачество (их у нас в области кажется три или четыре). Вот собрались взрослые и вроде бы адекватные мужики и говорят:
– А давайте свою казачью организацию создадим? А то другие все плохие – мы будем правильные.
И все говорят:
– А давайте.
Я спрашиваю:
– А делать то что будете?
Они говорят:
– Ну, у государства денег просить будем – другим казакам дают же. Форму себе закажем, патрули по городу организуем как на Дону – будем «нерусским» лица бить т.е., следить за общественным порядком.
Я говорю:
– А почему казаками-то сразу назваться нужно? Назовитесь «скаутами» или «богатырями» или еще как. В Орле «казак» слово нецензурное.
Они мне отвечают:
– Да мы, говорят, знаем. Только своё придумывать и себе положительный рейтинг зарабатывать – это сложно, а казаков и так все бояться будут.
На том и разошлись».
5.
Если спросить мое личное мнение по данному вопросу – орловскому казачеству, – то скажу следующее. Я уважительно отношусь ко всему, что связано с краеведением, историей края, России, сейчас работаю над созданием музея под открытым небом «Орел – город воинской славы!», где будет немало страниц об орловском казачестве. Но, я не могу понять как служивое сословие со временем превратилось почти что в этнос. Почему современный житель города, офисный работник, ничего тяжелее авторучки в руке не державший, с гордостью говорит что он из казаков. У него, оказывается, дед был казаком на Дону, отец бухгалтером в Курске, сам он менеджер в Орле – и тоже казак! Это что – национальность?
И если идти по этой логике, то я ученый, мой отец был инженер, дед писатель – и кто же тогда я? Мне кажется в этом, собственно, и состоит единственная на сегодня проблема казачества на не-казачьих территориях. Казачество – это сословие, быт, уклад, общественная организация, вооруженное хлебопашество, приграничная служба и т.д., и т.п. А не этнокультурная наследственность. Об этом, собственно, данная статья.
Новое в блогах
О русских казаках.-первых спецназовцах 17 века
Ну начнём с того,что на Руси всегда было 2 категории казаков-вольное казачество-донское,яицкое,терское,кубанское и городовое(служилое) и сторожевое казачество-в 16-17 вв.В городовые казаки верстали-т.е призвали на государственную службу.Это было СЛУЖИВОЕ СОСЛОВИЕ-в городовые казаки призывались дворяне,дети боярские,стрельцы,рейтары,пушкари и пр.. Но всегда следует различать русских служилых казаков—это род войск,и вольных казаков-это нация.
Термин «казаки» в 15-16 вв. был многогранен. У поляков, русских, татар это могло означать «добровольцы, идущие в набег» (как в случае с хроникой об указанном походе 1574 г.); причем это могла быть как сформировавшаяся социальная группа, так и просто временно объединившихся для набега представители разных социальных корпораций. Показательны списки «шкод» на русско-литовской границе 1520-х гг. Там постоянно говорится о нападениях с одной стороны смоленских, а с другой – полоцких казаков, хотя ни Смоленске, ни в Полоцке никаких казаков не были. Это обычно были дети боярские или шляхтичи, разбойничающие на сопредельной территории.В летописях за 1444-й год сообщается, что степной царевич Мустафа кочевал в рязанских степях. У татар произошел ряд стычек с местным населением, те пожаловались, и в конце концов Великий князь Василий Темный прислал свое войско. К москвичам присоединились и местные отряды:
«и приидоша на них мордва на нартах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями; а Казаки Рязанские такоже на нартах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями з другия стороны». Под «мордвой на нартах», скорее всего, имелись ввиду мордовские воины-лыжники. Как пишется далее, завязалась жестокая сеча, в которой «много Татар избиша и самого салтана Мустафу убиша».
В Московской летописи, современной событиям, говорится, что весной 1468 г. государь послал в речной рейд «многых детей боарскых, двор свои, послал на Каму воевати места Казаньские, с Москвы к Галичу Руна с казаки».
В северорусских землях (будущих «поморских городах») к середине 16 в. под казаками однозначно понимали социальный слой вольнонаемных работников.
В ряде регионов казаки образовали военное сословие. В первую очередь это произошло в татарской среде (низшая воинское сословие после улан и князей.Титул улан (улан-оглан — сын), который носили дальние потомки Чингизхана).
В Русском государстве казаки как воинское сословие упоминается с конца 15 в., и это были татарские казаки. До конца 1540-х гг., когда речь шла о набегах казаков на ногайские или ордынские улусы или о дальней разведке в Степи, подразумевались «мещерские казаки» (хотя этнически это могли быть не только татары).
Если обратиться к известной грамоте 1502 г. к рязанской княгине (преподносимое как первое документальное упоминание рязанских казаков):
«отпустил есми отселе судном посла турецкого Алакозя; и здесь ми бил челом, чтобы мне ему ослободити на Рязани наняти казаков рязанских десять человек, которые бы на Дону знали. И ты бы у Олакозя десяти человеком ослободила нанятись казаком, а не лутчим людем, а лутчих бы еси людей и середних и черных торговых на Дон не отпущала ни одного человека, того деля: зенеж твоим людем служилым, бояром и детем боярским и селским людем служилым, быти им всем на моей службе. А тем торговым людем, лутчим и середним и черным, быти им у тобя в городе. А заказала бы еси своим людем лутчим и середним и молодым накрепко, чтобы ныне на Дон не ходили; а ослушаетца, а пойдет кто без твоего ведома, и ты бы тех людей велела ворочати да их бы еси велела казнити.»
Здесь казаки не социальная группа, а исполнители определенной работы (проводники по Дону), на которую могли наняться представители самых разных социальных групп – в данном случае эта возможность ограничивалась специальным указом. Запрет на хождение на Дон (не в вольные общины, как часто принято толковать сообщение, а вообще в «командировки») был связан с войной с Большой ордой, когда рязанским войска было приказано выдвигаться в Поле (в грамоте достаточно прямо указано – служилые люди выходили в поход, а тяглое население должно было быть готово к обороне городов).
Следующий наказ на Рязань известен от 1514 г.
» А князю Федору Пронскому говорити, чтоб князь Федор часа того пошел против посла туретцкого со всеми Рязанци з дворовыми и з городовыми, которые служат великому князю. Да и великой княгине говорити ему, чтобы великая княгиня своих бояр и детей боярских часа того со князем с Федором послала… и как князь Федор приедет к Усману да видитца со князем с Камалом, и будут те люди ещо у Камала не бывали, и князь бы Федор послал противу их Воронежем детей боярских молодых и казаков человек с пятнадцать.»
Т. е. казаки тут обособлены от детей боярских. В наказах 1515 г. в составе охраны послов четко различаются казаки (рязанские), дети боярские и пищальники. В 1517 г. в грамоте к северскому князю Василию Шемячичу говорится посольстве в Крым: да послал бы еси их на поле проводити севрюков своих, доколе пригоже, не малых людей, а нечто будут на поле снеги великие, и ты б послал из Путивля своих казаков людей многих. Т. о. можно говорить, что в первые годы правления Василия III сформировались рязанские и путивльские (северские) казаки – собственно только они (и татарские казаки) известны в России до середины 16 в. Видимо они сформировались из военизированных приграничных жителей, не вошедших в состав детей боярских.
В Продолжении Хронографа под 1548 августа в 8 день, «путимльские казаки, Михалко Черкасенин да Истомка Извольской Тулянин с товарищи, на Дону на Великом Перевозе побили крымского князя Аманака да черкаского казака Елбулзлука и азовских людей многих побили и семь пушок у них отняли, и к царю и великому князю привезли. А приходил к ним Елбулзлук с нарядом на Дон острогу имати.» Судя по отправке трофеев к царю, действовали эти путивльски казаки под патронажем государства (да и сам факт попадания этого сообщения в летопись). С этого времени и можно говорить, что русские казаки стали обосновываться на Дону. В 1549 г. казаки уже взяли Астрахань (судя по тому, что это через три года это было отмечено в дипломатической переписке с Литвой, действовали казаки также под покровительством государства). Об активности русских казаков в Поле и построение им городков на Дону и Волге в те годы говорят ногайские посольские книги 1549-51 гг. Активное привлечение на государеву службу «польских казаков» (казаки, обосновавшиеся в Диком Поле) во время Астраханских и Крымских походов 1554-60 гг. собственно и привело к образованию русских вольных казаков на Дону и Волге – там где до этого доминировали казаки татарские. В 1570-х гг. годах на государеву службу на Берег или в Ливонию могли нанять в Поле до 3 тыс. донских казаков.
На картинке городовые русские казаки 17 века
Городовые казаки — категория служилых людей на Руси, живших в приграничных крепостях и получавших там землю и денежное жалование за несение постоянной сторожевой службы.
Как и все служилые люди, российские городовые казаки разделялись на две категории: по «отечеству» — то есть родом из служилой семьи, и «по прибору» — то есть рекрутированные или завербованные. Верстали (набирали) в служилые казаки представителей различных сословий, свободных от «тягла» (налогов) — вольных землепашцев, безместных стрельцов, посадских людей разных профессий, «гулящих», то есть не имеющих определенного вида деятельности.
Для этого они пользовались курганами, горами и другими природными возвышенностями, но нередко случалось, что они устраивали также помосты на четырех высоких столбах и насыпали курганы, с которых обозревали лежащую впереди местность на несколько верст. На этих-то сторожевых постах всегда стоял на часах казак «с соколиным взором». У подножия этих пикетов стояли вооруженные с ног до головы другие его боевые товарищи по сторожевой службе. Для быстрой передачи известий между этими постами они устраивали сообщения в виде летучей почты. Часовой, стоящий на посту, завидя скакавшего казака с известием о появлении неприятеля, сообщал об этом остальным своим товарищам, которые, смотря по обстоятельствам, тотчас отражали неприятеля или давали о том знать на следующие посты. Все эти казаки (станичники, сторожевые и вожи) за сторожевую службу получали особое жалованье, большее по сравнению с полковыми или городовыми казаками, и удовлетворялись от казны за все убытки и потери, могущие случиться в разъездах; лошади, сбруя и вооружение, при отправлении в степь, оценивались воеводами, которые эту оценку вносили в особые книги и по этим книгам выдавали вознаграждение в случае потерь и убытков.
Кстати именно из сторожевых казаков-Детей боярских мои предки..Вот запись из архива об их вражде с украинцами,кот орых тогда называли черкасы иноземные
1647 г. марта.— Челобитная 62 украинцев, переселившихся в г. Белгород, о выдаче им грамоты на владение сенными покосами, насильственно захваченными белгородскими детьми боярскими Ю. Бесединым и И. Суворовым.
Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бьют челом холопи твои белогородцкие черкасы иноземцы 62 человека.
По твоему государеву указу дано нам, холопем твоим, в Белегороде вверх по Сиверскому Донцу Белую Плату, сенные покосы с устья и до верху. И теми, государь, сенными покосы завладели своим насильством белогородцы дети боярские Юрбя Беседин да Илья Суворов деревни Щолоковы с товарыщи.
Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, пожалуй нас, холопей своих, вели, государь, нам в Белгород дать свою государеву грамоту, чтоб они, Юрья да Илья с товарищи, впредь теми нашими сенными покосы своим насильством не владели. Царь государь, смилуйся.
На об. л. 182 помета: Государь пожаловал велел дати грамоту к воеводе, да велел сыскать, буде их покосы, отдать им, а будет в чом спор, дать суд.
ЦГАДА, ф. Разрядный приказ, Белгородский стол, стб. 231, л. 182 Подлинник.
Кто такие казаки?
Кто такие казаки? Происхождение слова
Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».
Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.
В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».
Происхождение казачества
Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:
Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.
Немецкий историк Г. Штекль пишет:
«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».
Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:
Казаки на Руси
На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.
С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:
Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.
В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.
Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.
К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.
Современные казаки
Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.
Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.
Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.
Иерархия казаков
Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.
Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.
Казачьи чины
Унтер-офицерские (младшие) чины:
Обер-офицерские (старшие) чины:
Штаб-офицерские (главные) чины:
Генеральские (высшие) чины:
Форма казаков
Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.
По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.
Другие элементы одежды казака:
Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.
Женщины в казачьих сообществах
Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.
Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.
Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.
Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».
Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.
Традиционный элементы одежды:
Кухня казаков
Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.
Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.
Казаки, прославленные Русской Православной Церковью
Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:
Казаки в художественной литературе
Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.