Кто такие пожарные 451 градус по фаренгейту
О книге Рэя Брэдбери 451 градус по Фаренгейту
УЖАСНЫЙ МИР БУДУЩЕГО. А, МОЖЕТ, НАСТОЯЩЕГО?
Фантастическая повесть-антиутопия замечательного американского писателя Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» написана в 1953 году, но кажется настолько современной, что просто дух захватывает. Автор рисует мир будущего, наполненный всякого рода техническими чудесами (хотя и не такими, как у нас теперь), но достижения эти, увы, не довели людей до добра, а направили человечество прямиком в тупик бездуховности, ликвидации культуры, полной опустошённости и в конечном итоге – военной и гуманитарной катастрофы. Но и мы, современные люди, кажется, гигантскими шагами движемся именно по этому пути…
Монтэг – человек суровый и очень закрытый от всех, тем не менее, сумел сохранить очень чувствительную душу и разум, способный анализировать и делать выводы. Если бы кто-то подслушал его мысли, то не поверил бы, что перед ним пожарник – человек, по определению не думающий, не чувствующий, ко всему равнодушный. Бушующая стихия огня должна сметать любые мысли. Но Монтэг размышляет обо всём на свете. О жизни, о людях, о странных порядках, царящих в государстве, о своей работе. Вот, например: «Мы живём в век, когда люди уже не представляют ценности. Человек в наше время – как бумажная салфетка: в неё сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую… Люди не имеют своего лица». Невольно задумаешься: а сейчас маленький человек разве не находится в точно таком же положении? Ну подумаешь – зарплаты ниже прожиточного минимума или пенсии, на которые можно только медленно умирать. Разве это важно для государства? Одним человеком больше, одним меньше – не всё ли равно?
Олицетворением страшной идеи обесцененности человеческой жизни является механический пёс – железный монстр, в программе которого заложена способность охотиться на людей, неугодных государству, и изощрённо убивать их. Неслучайно пёс реагирует на Монтэга ещё в пожарной части: он будто чувствует, что этот пожарник сворачивает в сторону с предназначенного ему пути, не вписывается в схему благонадёжности и послушности.
Неприятный, страшный, бессердечный мир окружает героев повести, будто ловит их в сети, из которых не выбраться. И что потрясает: многие приметы их мира совпадают с нашими. Например, суть школьного образования, парки развлечений, бездумное поведение молодёжи, жестокость к ближнему, исчезновение чувства ответственности, пустословие, склонность к низкопробному юмору. И каждый читатель может задуматься: а так ли уж сильно наш сегодняшний мир отличается от их мира? И не докатимся ли мы тоже до печального финала?
Вам это ничего не напоминает? Не возникает никаких ассоциаций с нашей современной жизнью? Не к такому ли финалу катимся мы со страшной скоростью?
Так что Битти – гений этого странного мира, опаснейший враг «истины и свободы». И всё-таки он не может просчитать наперёд поведение человека, уже проснувшегося от тяжёлого сна бессознательного существования. Брандмейстер думает, что он защищён законами, писанными для тупого и равнодушного большинства. Но есть одиночки, не подвластные этим законам. И есть моменты, когда брандмейстеру не выжить. А может, он и не хотел жить, обременённый своим знанием и пониманием всего сущего в этом страшном мире…
451 градус по фаренгейту — главные герои
451 градус по фаренгейту — главные герои
451 градус по фаренгейту — это роман о Гаеме Монтэге, «пожарном» из футуристического общества, в котором он и его коллеги устраивают пожары вместо того, чтобы тушить их.
Рэй Брэдбери в своем научно-фантастическом романе-антиутопия четко говорит о том, что мы можем стать полными кретинами без какого-ибо будущего и нами будут легко управлять при помощи ТВ. И это открыто показано в самом произведении.
В романе описывается общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, где все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат ликвидации; а люди, способные на критическое мышление, так или иначе оказываются вне закона.
Гай Монтэг
Главный герой — 30-летний пожарный, чья работа — сжигать книги и дома, в которых они незаконно хранились. В начале романа Монтэг кажется типичным пожарным, упивающимся сжиганием книг и домов и верящим, что он счастливый человек. Однако по мере развития романа Монтэг начинает чувствовать себя все более неудовлетворенным, поскольку он понимает, что живет пустой и неудовлетворительной жизнью. Сначала Монтэг не понимает, что стоит за его отсутствием интереса к жене, работе и обществу, в котором он живет.
Благодаря своей дружбе с Клариссой Макклеллан, Монтэг начинает понимать, что он не влюблен в свою жену и что на самом деле он отталкивается самим собой и окружающими за то, что решил вести незначительную и поверхностную жизнь, а не задумываться о скрытой лжи. это. Во время тревоги Монтэг и другой пожарный сжигают заживо пожилую женщину в собственном доме, потому что она отказывается отложить свои книги. В этом пожаре Монтэг тайно хранит книгу, и вскоре мы обнаруживаем, что это то, что он делал раньше.
После этого ужасного опыта у Монтэга развивается психосоматическое заболевание, и он задается вопросом, сможет ли он продолжать эту работу. Несмотря на постоянные издевательства, которые он получает от своего босса, капитана Битти, Монтэг отправляется навестить профессора Фабера, писателя, которого Монтэг знал очень давно, чтобы направить его в этом поиске знаний.
Внутренняя борьба Монтэга и его нетерпение с невежеством продолжаются и достигают кульминации в готовности сжечь собственный дом. Не в силах больше сдерживать свое презрение, Монтэг убивает капитана Битти и сбегает, чтобы увидеть Фабера, своего наставника, прежде чем скрыться от полиции и верной смерти, плывущего по реке. Монтэг завершает свое путешествие, когда встречает Грейнджер и других книголюбов возле железнодорожных путей. Вместе Грейнджер, Монтэг и другие свидетели атомного взрыва, разрушившего город, начинают миссию по возрождению нового общества, основанного на доверии и знаниях.
Милдред (Милли) Монтэг
Кларисс Макклеллан
Капитан Битти
Профессор Фабер
В мире, где нет места таким людям, как он, Фабер, интеллектуал определенного возраста, полностью осуждает бесчеловечное и деспотичное общество, в котором он живет. Однако вы чувствуете, что безопаснее жить тихо, чем протестовать или пытаться изменить мир. Фабер и Монтаг впервые встретились год назад в парке, и после долгого разговора о книгах Фабер дал ему их контактные данные. Почувствовав себя захваченным магией книг, Монтэг отправляется на поиски Фабера, и вместе они пытаются объединить силы против репрессивного общества. Когда дело доходит до побега от полиции, Фабер ему поможет. В конце романа тот факт, что Фабер планировал пораньше схватить грузовик, чтобы покинуть город, заставляет нас думать, что ему удалось сбежать от атомной бомбы.
Грейнджер
Интеллигент и писатель с большим стажем, Грейнджер — лидер группы бездомных, с которыми Монтэг сталкивается у железнодорожных путей после бегства от полиции и Пса. Как Кларисса и Фабер, Грейнджер — чуткий персонаж, берет Монтэга под свое крыло и поощряет его в его стремлении вспомнить и понять то, что он когда-то читал. Грейнджер высоко ценит своего дедушку и его веру в то, что до тех пор, пока человек вносит свой вклад в мир, его жизнь важна. После того, как город разрушен, Грейнджер призывает Монтэга и других интеллектуалов восстановить лучшее, культурное общество.
Механическая собака
Плод ужасного технологического триумфа, Механическая гончая запрограммирована на выслеживание и уничтожение любой жертвы, привязанной к ее безошибочной обонятельной системе. Он может различать более 10 000 различных запахов. Убив Битти, Гончая втыкает иглу в Монтэга и вводит прокаин ему в ногу. Однако Монтэгу удается уничтожить Пса из огнемета. Власти отправляют второго Пса на охоту на Монтэга, но ему удается избавиться от запаха и сбежать. Из жалости Гончая убивает невиновного человека, которого Чулки выдают за Монтэга, чтобы сохранить веру и страх людей.
Старая женщина
Старая женщина — одна из жертв ярости пожарных. Она лучше сгорит заживо своими драгоценными книгами, чем сдастся и спасет себя. Между тем, Монтэг крадет книгу, которую потом прячет дома. Монтэг не может забыть образ старухи, и на протяжении всего романа он задается вопросом, какие книги могут вызывать такую страсть.
Черный и каменный человек
Эти двое — пожарные, которые работают с Монтэгом и разделяют ту же опаленную улыбку и несомненную преданность сжиганию книг, которые изначально испытывает Монтэг. Он угрожает им, когда они подходят к нему после сожжения Битти. Позже, скрываясь от властей, Монтэг оставляет книгу в доме Блэка. Можно предположить, что Блэк и Стоунмен погибают при разрушении города.
Миссис Фелпс и миссис Боулз
Эти две женщины — домохозяйки и подруги Милли; Они разделяют его интерес к телевидению и его простое видение жизни. Три женщины собираются вместе, чтобы увидеть «семью» на стенах дома Монтэга. Их разговор показывает их эгоизм и бесцельность. Они не интересуются своими мужьями или детьми и выбирают кандидата в президенты для голосования по внешнему виду. Обе женщины удивляют себя и Монтэга, будучи глубоко тронутыми стихотворением, которое он им прочитал.
«451 градус по фаренгейту» Рэя Брэдбери — аудиокнига слушать онлайн бесплатно
16 неожиданных фактов о романе Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту»
Более чем 60 лет научно-фантастическая книга Рэя Брэдбери 451° по Фаренгейту разжигает воображение, споры и протесты. Дистопия о человеке, который сжигал книги, чтобы не допустить распространения идей, но позже осознал ошибочность своего выбора, представляет собой критику цензуры во времена Холодной войны. Сам роман полон сюрпризов, противоречий и неточностей.
1. Адольф Гитлер стал темным вдохновением для книги
В центре «451° по Фаренгейту» пожарный по имени Гай Монтэг, который мучается от своей работы: вместо того, чтобы тушить пожары, он сжигает книги, чтобы они не попали в руки общественности. В интервью Национальному фонду искусств Брэдбери объяснял, как он пришел к этой идее:
Конечно же, Гитлер. Когда мне было 15, он сжигал книги на улицах Берлина. Затем я узнал о библиотеках в Александрии, которые сожгли 5000 лет назад. Это очень расстроило меня. Так как сам я самоучка, то это означало, что мои учителя – я имею в виду библиотеки – в опасности. Если это могло произойти в Александрии, если это могло произойти в Берлине, то это может произойти где угодно, и тогда мои герои будут убиты.
2. Название книги не совсем верное
Популярное объяснение названия книги звучит следующим образом: «Температура, при которой воспламеняются книги». Но 451° является на самом деле точкой самовоспламенения бумаги, то есть при такой температуре бумага начинает гореть даже если не подвергается воздействию огня, например, из огнемета Монтэга. Впрочем, книги могут воспламеняться при температуре от 440° до 480°, это зависит от плотности и вида бумаги.
3. За основу романа взят рассказ Брэдбери «Пожарный» (The Fireman)
В 1950 году Брэдбери опубликовал свою первую книгу – сборник рассказов «Марсианские хроники». В следующем году он написал «Пожарного», который был опубликован в журнале «Galaxy» в 1951-м. После этого Брэдбери расширил историю, чтобы создать «451° по Фаренгейту».
4. Брэдбери написал «451° по Фаренгейту» не за 9 дней
Существует популярная, но недостоверная история, которая гласит, что Брэдбери создал «451° по Фарингейту» всего лишь за неделю. Это не так: за столько дней был написан рассказ «Пожарный», который содержит 25 000 слов. Автор позже упоминал, что рассказ был «первой версией» романа. Но на протяжении долгих лет он часто говорил «Пожарном» и «451° по Фаренгейту» как о взаимозаменяемых вещах, что вызвало некоторую путаницу.
5. Он написал «первую версию» на арендованной печатной машинке в подвале библиотеки
У Брэдбери и его жены Маргери Маклюр родилось два ребенка, в 1950 и 1951 годах, так что ему нужно было тихое место, чтобы писать, но у него не было денег для аренды офиса. В интервью 2005 года Брэдбери сказал:
Я слонялся около библиотеки УКЛА и обнаружил, что там есть комната, где можно арендовать печатную машинку за 10 центов за полчаса. Так что я пошел и взял мешочек с мелочью. Я начал писать роман в этот же день и закончил его спустя 9 дней. Но, Боже мой, что за место для работы над книгой! Я бегал вверх и вниз, хватал книги с полки, чтобы найти нужную цитату, а потом бросался обратно, чтобы записать ее. Книга написалась за девять дней, потому что сама библиотека говорила, что мне нужно делать.
6. Он потратил 9,80 долларов на аренду печатной машинки
Девять дней, которые Брэдбери провел в библиотеке, стоили ему, по его собственной оценке, около 10 долларов. Это означает, что он написал «Пожарного» примерно за 49 часов.
7. Книгу рассматривали как критику маккартизма
«451° по Фаренгейту» была опубликована 19 октября 1953 года в середине так называемой Второй «Красной угрозы» – периода, который длился с середины 1940-х до конца 1950х годов и характеризовался политической и культурной паранойей. Многие американцы боялись вторжения коммунистических ценностей и сообществ. В контексте публикации некоторые критики интерпретировали историю Монтэга как вызов цензуре и конформизму, который распространялся благодаря охоте на ведьм, которую устроил сенатор Джозеф Маккарти.
8. На самом деле Брэдбери писал об опасности телевидения
Брэдбери боялся, что телевидение может стать тем, что уничтожит чтение и, возможно, потушит важнейшую часть нашей общей человечности. «Телевидение сообщает нам даты жизни Наполеона, – сетует он. – Но не то, кем он был». Также он говорил, что телевидение «в большинстве своем мусор».
9. Несмотря на пристрастие к чтению, Брэдбери работал и для телевидения
Будучи не только плодовитым писателем, 600 работ которого были адаптированы для телевидения, он также писал телепьесы для «Альфред Хичкок представляет», «Сумеречная зона» и для собственного телесериала «Театр Рэя Брэдбери», который выходил с 1985 по 1992 год и продлился шесть сезонов. За свои достижения Брэдбери выиграл множество наград, включая премию «CableAce» за лучший драматический сериал («Театр Рэя Брэдбери»), Эмми за «Праздничное дерево» и премию Брэма Стокера «за достижения всей жизни».
10. Франсуа Трюффо внес значительное изменение в экранизацию
Кларисса – девочка-подросток, дружившая с Монтэгом, в романе была убита в результате ДТП, виновник которого скрылся с места преступления. В фильме же она выжила. Несмотря на изменения, Брэдбери понравилось. Когда он переделывал свой роман в постановку, то воспользовался этим ходом из фильма и оставил Клариссу в живых.
11. «451° по Фаренгейту» адаптировали и для других медиа
Помимо фильма Трюффо и пьесы Брэдбери, роман также переделывали в радиоспектакль на BBC, видеоигру, комикс и фильм с Майклом Б. Джорданом и Майклом Шэннаном, который выйдет в 2018 году.
12. Брэдбери считал «451° по Фаренгейту» своей единственной работой в жанре научной фантастики
Хотя его и называют мастером научной фантастики, сам Брэдбери рассматривал остальные свои работы как фэнтези. Однажды он сказал: «Я не пишу научную фантастику. Я написал одну такую книгу и это «451° по Фаренгейту», которая основывается на действительности. Научная фантастика – это отражение реальности. Фэнтези – отражение вымысла. Так что «Марсианские хроники» – это не научная фантастика, это фэнтези. Этого не могло произойти, понимаете?»
13. В «451° по Фаренгейту» описаны наушники-вкладыши
Когда вышел роман, наушники были большими и громоздкими. Но Брэдбери описывал «миниатюрные «Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки», которые помещались в ушной канал и играли музыку для спящей жены Монтэга. Эти «ракушки» из вымысла научной фантастики стали реальностью науки в 2001 году, когда дизайнер компании Apple Джонатан Айв придумал первые наушники-вкладыши.
14. В течение многих лет Брэдбери не разрешал публиковать «451° по Фаренгейту» в электронном виде
Как становится ясно из романа, Брэдбери дорожит словами, напечатанными на бумаге. Когда в 2009 году у него спросили разрешения на публикацию электронной версии книги, то вот, что он ответил предполагаемым издателям: «К черту вас и к черту интернет! Это сбивает с толку. Это бессмысленно, нереально. Это просто нечто в воздухе».
Он говорил, что электронные книги «пахнут, как сжигаемое топливо». Но в 2011 году 91-летний Брэдбери заключил сделку на семизначную сумму с издательством «Саймон и Шустер», согласно которой права на издательство электронной версии романа полностью переходили им. Однако Брэдбери добился важной уступки со стороны «Саймон и Шустер»: они согласились дать бесплатный доступ для скачивания электронной версии в общественных библиотеках.
15. Брэдбери знал, что он сделал бы, если бы жил в мире «451° по Фаренгейту»
В романе существовала подпольная группа, которая пыталась спасти великие произведения тем, что заучивала их наизусть. Когда Брэдбери спросили, какую книгу он бы хотел оставить в своей памяти, он ответил: «»Рождественская история». Я думаю, эта книга повлияла на мою жизнь больше, чем все остальные книги, потому что эта книга о жизни и о смерти. Эта книга о триумфе».
16. «451° по Фаренгейту» – самый популярный роман Брэдбери
Он был признан критиками и назван одним из лучших романов 20-го столетия; было продано более 10 миллионов копий книги. «451° по Фаренгейту» выиграл несколько наград, включая премию по литературе Американской академии искусств, премию «Прометей» и «Хьюго». Также Брэдбери в 1976 году заработал номинацию на «Грэмми» в категории «разговорный жанр» за аудиокнигу, которую сам же и начитал.
Загадка «Фаренгейта-451»
Роман «451 градус по Фаренгейту» был раскритикован за грубую физическую ошибку. Рэя Брэдбери упрекали, что бумага воспламеняется при 451 по Цельсию, а не Фаренгейту.
Автор оправдывался тем, что некий пожарный ввёл его в заблуждение. И продолжал упорно использовать это название. И все издатели тоже использовали «ошибочное» название. Почему? Очевидно, это творческая мистификация: не было ни американского пожарного с таблицами по Цельсию, ни ошибки.
Во-первых, группа учёных провела исследование, установив, что бумага, в зависимости от типа, воспламеняется в диапазоне от 424 до 475 °F (218 и 246 °C). Это понятно и без экспериментов: параметры возгорания зависят от свойств материала, газовой смеси и других условий, да и сам процесс динамичен. Бумага может быть сырой и сухой, спрессованной, пропитанной огнестойкой или горючей смесью.
В-третьих, уподобившись занудным критиканам, мы сами обнаружим, что это шкала не Цельсия, а Карла Линнея. Профессор Улоф Цельсиус практиковал такую шкалу, где вода закипала при нуле, а замерзала при 100 градусах. Карл Линней был учеником и другом Цельсия, и даже проживал в его доме. Он заметил, что шкала Цельсия неудобна для ботанических исследований, и предложил её перевернуть.
Продуктивнее искать в заглавии не ошибки, а искусство: мелодию, ассоциации, тайные знаки. Сочетание «Fahrenheit 451» привычнее американцам и мелодичнее, чем шкала «Селсис» (Celcius). «Фэрэнхайт-фор-хандред-фифти-уан», – звучит как рэп (даже с таким акцентом). Лексема «Fahrenheit» ассоциируется с русским выражением «у него температура». Если в сауне светятся такие цифры, надо бежать прочь. С учётом подобных коннотаций заглавие книги можно понимать так: «Стало слишком жарко», «Припекло», «Уже горим!».
Есть интересный факт, проясняющий упорство автора. При температуре 451 °F плавится олово. И если смотреть на Таблицу Менделеева, то в ячейке Stannum можно увидеть последовательные числа 4,5,1 (см. коллаж ниже). Брэдбери мечтал подвизаться в Science Fiction, поэтому штудировал основы Science, а подобные факты химии элементов должен был заметить ещё в школе.
А при чём здесь олово? Это основной компонент припоя, который применяется в домашних условиях. А припой, это основное средство монтажа радиоэлектронной аппаратуры. А при чём здесь аппаратура? Она в основном использовалась нами, как информационные медиа, активно вытесняя бумажные носители информации. Использование олова также позволило создать консервную банку, которая стала одним из символов кризиса современности. И вся цивилизация 2020-х, вся наша жизнь определяется киберфизическими, радиоэлектронными устройствами. Внутри каждого есть капельки припоя. Сколько? За последнее столетие квадриллионы капелек припоя и покрытых оловом консервных банок сформировали совершенно особую цивилизацию.
Брэдбери был гением иносказаний, поэтому можно утверждать, что он сознательно зашифровал в названии не бумагу, а олово. Дополнительный аргумент таков: главного героя звали «Гай Монтаг», а в оригинале – Guy Montag. Европейцам известно слово «монтаж» (montage), поэтому имя протагониста воспринимается как «Парень Монтаж». А чем занят этот парень в книге? Что-то жжёт, нагревает, а также получает запрещённую информацию. Но так вели себя и радиолюбители: дымили канифолью, нагревали, паяли, а затем прослушивали вражеские радиостанции или выходили на связь. Это было актуально в 1940-х в воюющей Европе. Но и в 1980-х мы тоже этим увлекались: возились с паяльником и аппаратурой, слушали вражеские голоса. Некоторые даже программировали на калькуляторе. Взрослые же бранили нас, что музыку крутим, а книжки не читаем. (Эх, где они теперь?)
Получается, Гай Монтэг
радиомонтажник. Откровенный намёк. Скорее всего, литературоведы давно раскрыли эти ассоциации. Брэдбери их и не скрывал. В его книге доминируют радиотехнические устройства: телевизоры на стене, камеры слежения, наушники, роботы. Они атакуют человека, подавляют его натуру. Литературные критики уже считают это общим местом.
Впрочем, сам Брэдбери отрицал, что «Fahrenheit 451» только лишь критикует радио и телевидение, цензуру и тоталитаризм. Значит, там есть и более глубокий код, авторская стеганография.
КАК ЦЕНЗУРА РАСТЕРЗАЛА ГЕНИЯ
Факты таковы. Впервые «Fahrenheit 451» опубликован издательством «The Ballantine Publishing Group» в октябре 1953 года. В книгу также входили два рассказа. 200 книг были напечатаны в асбестовой обложке. В марте и апреле 1954 года роман печатался в журнале «Playboy».
Цензурные исправления были сделаны только через 14 лет, к январю 1967 года, и только для учащихся средних школ – в серии «Bal-Hi Edition» издательства «Ballantine Books». Издательство имело на это право как держатель копирайта. Немного перестарались, обычное дело. Модифицированы 75 вульгарных фрагментов, исправлены слова «ад», «чёрт», «аборт», пьяный человек стал «больным», ковыряние в пупке заменили на чистку ушей. В 1973–79 годах (когда капитализм у нас считался самым загнивающим) «Ballantine Books» стали публиковать только пуританскую, цензурированную версию. Брэдбери это обнаружил и потребовал прекратить тиражирование. Издатель согласился.
Из этих фактов видно, что никакая американская цензура гения не терзала. Хотя основания имелись: Холодная война, маккартизм, агентура, внешняя и внутренняя политика. Цензурные изменения внесены только для уроков middle school, что вполне естественно. Странно, что для такого возраста вообще порекомендовали это драматическое чтиво. Самого автора при этом никто не репрессировал, и книгу «Fahrenheit 451» не запрещали. Невозможно подсчитать, сколько миллионов раз люди переводили и переиздавали текст – ведь этим занимались не только профессиональные издатели, но также любители и студенты.
В своей книге Брэдбери не столько критикует карательную и тоталитарную систему, сколько отражает её проблемы. Это, в частности:
Здесь дюжина, хотя в тексте гораздо больше аллегорий. Принимать всё это на свой счёт абсурдно: сейчас жизнь стала неизмеримо сложнее.
Может показаться, что Брэдбери выступает на стороне интеллектуалов-книжников. На самом деле он критикует их с не меньшей силой, очерчивая следующие проблемы:
1. Экспансия электронных медиа развращает умы. Интеллект слабеет.
2. Конформизм. Давление массы. Карательные и супрессионные действия неуполномоченных лиц, серых обывателей без должности. Интеллектуалы, приверженцы истины не умеют этому сопротивляться.
3. Инерция невежества и страха.
4. Деградация социальной памяти: сперва устной, затем письменной. Носители знаний сгорают.
5. Фрагментация знания. Всё порциями, всё в консервах. Интеллектуалы в книге фальшивые – они вызубрили куски текста. Это не мыслители, а мнемоники, не герменевты, а книжники.
6. Маргинализация и хилость интеллектуалов. Они прячутся в трущобах, не умеют обеспечить достойный быт.
И это тоже абсурдно принимать на свой счёт: общество изменилось кардинально, и категории прошлого устарели.
Мистер Брэдбери-Моберг был достаточно религиозным (особенно в сравнении с нами), поэтому часто вплетал в сюжеты авраамические архетипы. В этом аспекте «Fahrenheit 451» содержит следующую стеганографию:
Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом.
For by fire and by His sword The Lord will judge all flesh; And the slain of the Lord shall be many.
Обратим внимание на апокалиптический номер этого стиха – пресловутое «Число Зверя», которое так возбуждает делириологов. Следовательно, Механический пёс навеян образом апокалиптического Зверя. И всё происходящее представляется автору, как небесная кара.
Брэдбери говорил, что он превентор будущего, а не предиктор. Он его изобретает, творит, а не предсказывает. Он прав, и здесь нет никакой мистики. Нынешние изобретатели, лидеры и менеджеры технического прогресса в юности читали фантастику, в том числе книги Брэдбери. Они вдохновлялись, мечтали воплотить его идеи, а когда созрели, стали над этим работать. Возможно, эта #главнаякнига – главнее, чем кажется.
Нет нужды повторять, что Брэдбери напророчил беспроводные наушники, плоские телевизоры, скафандры робокопов и механических псов. Полезнее копнуть глубже.
1. Образ «Mechanical Hound», вероятно, мотивировал создателей шагающих роботов. Современные образцы BostonDynamics, их нарастающая ловкость и дорогая цена убеждают, что они создаются не столько чтобы убирать, сколько убивать. Это новая стихия: роботы, подавляющие людей в физическом и информационном пространстве. В XXI веке они активно используются в боевых действиях, включая психологическую войну.
3. Вероятно, книга имела политическое влияние. Например, на разразившийся после 17 июня 1972 года Watergate Scandal. Фаренгейт и Уотергейт рифмуются только в русском языке (Daniel Gabriel Fahrenheit vs. The Watergate Hotel). Но некоторые американцы всё-же разбирают и по-немецки. Книга вышла намного раньше, в 1953 году, и успела вызвать резонанс в массовом сознании. В романе есть ночные преследования, слежка, обыски, фонарики. Огонь тушат водой (water). Всё это проявило себя во время Watergate Scandal. Вероятно, созвучие стало одним из факторов усиления шумихи.
Развивая параллеломанию, можно начать складывать цифры в «Fahrenheit 451» и получить 9/11. Дата системных терактов запланирована неслучайно. Также был снят фильм «Fahrenheit 9/11» (2004) – про агрессора и военного преступника Буша. Затем был снят фильм «Fahrenheit 11/9» (2018) – про тирана, лжеца и расиста Трампа. Едва ли эти фильмы актуальны по сей день. Едва ли есть руководитель какой-либо страны, про которого нельзя было бы снять подобный ролик. Но факт в том, что здесь открыто использованы мемы Брэдбери.
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Авторы часто отстаивают какие-то идеи (кажущиеся бредом чумному доктору) по причине личного сверхценного кода. Можно предположить, что и Брэдбери зашифровал в названии «Farenheit 451» какие-то семейные ценности.
Возможно, Мэгги и Рэй пересекались и раньше, не будучи знакомы. Например, в 1933 году, на Всемирной выставке в Чикаго, где, по его воспоминаниям, бывал Рэй – как и миллионы других американцев. Эта незамеченная встреча стала семейной легендой, поэтому в романе «Fahrenheit 451» есть такие строки (понятные до конца только Маргарет): «Montag clung to the earth. I remember. Chicago. Chicago, a long time ago. Millie and I. That’s where we met! I remember now. Chicago. A long time ago.» Это тоже версия априори. Чтобы её уточнить, следует изучать биографию, мемуары. Впрочем, и без того известно, что писатели зачастую зашифровывают свои семейные и биографические ценности в литературных произведениях. Это вообще основа любого творчества, потому оно и называется самовыражением.
Общий вывод таков: надо читать книги, причём читать и между строк, думать своей головой и проверять факты. Так интереснее. Впрочем, здесь отражена точка зрения автора, которая никому не навязывается.
Цитаты из романа «451 по Фаренгейту». Переводчик: Татьяна Николаевна Шинкарь (1914-2011).