Кто такие представители лгбт в казахстане
Жизнь людей нетрадиционной сексуальной ориентации в Казахстане
Отчет Фонда Сороса
Вместе с тем, само понятие «дискриминация» не имеет четкого определения в нормативно-правовых актах республики. Ключевым недостатком, по мнению экспертов, необходимо признать отсутствие законодательного запрета дискриминации на основании сексуальной ориентации в различных отраслях права (прежде всего, в уголовном, а также трудовом праве), что создает предпосылки для нарушений прав и случаев дискриминации в отношении ЛГБТ.
Отсюда следует и то, что рассмотрение дел о дискриминации на основании «сексуальная ориентация» в судебной практике не практиковалось и вряд ли будет до тех пор, пока не будут внесены необходимые поправки.
Что изменилось?
Народное мнение.
История Максима
В начале августа этого года 27-летний Максим (так представился молодой человек) зарегистрировался на популярном сайте знакомств. Воодушевленный парень вел переписку с разными людьми, стараясь найти своего спутника жизни. После своего последнего летнего свидания Максим по счастливой случайности остался жив.
«Я приехал на Арбат примерно в 7 часов вечера. Это стандартное место, где все всегда встречаются. В назначенном месте ко мне подошел молодой человек, представившийся Евгением. Я вел с ним переписку около недели, и мы наконец-то договорились о встрече. Женя был очень приятен и любезен. После короткого диалога он предложил прогуляться, но до этого позвал выпить кофе у него дома. Он жил неподалеку. Я согласился. Дойдя до квартиры, Женя пригласил меня пройти внутрь и почему-то закрыл дверь ключом на оба замка. Тогда я и подумать не мог, какой ад меня ждет. Как оказалось, в квартире мы были не одни. Я был в коридоре, когда кто-то сильно ударил меня по голове. Я сразу упал вниз. Потом меня стали запинывать ногами. Били везде, где могли достать: по ногам, спине, голове и даже по лицу.»
История Адины и Жанны.
Несмотря на то, что милиция зафиксировала нападение и завела уголовное дело по факту причинения особо тяжких телесных повреждений, о сексуальной ориентации девушек нигде не было упомянуто. «Сотрудники нашей честной милиции вели себя крайне пренебрежительно, если не сказать большего. Похоже, они неоднократно сталкиваются с такими преступлениями против своих же граждан.»
В истории с Максимом обращения в органы не было, он просто побоялся разглашения своей ориентации. Таким образом, преступные группировки в обоих случаях осталась безнаказанными.
Уголовная ответственность?
Куда смотрит полиция?
По данным исследования 15% респондентов признались, что подвергались оскорблениям и нарушению прав именно со стороны полиции. В статье Екатерины Беляевой «Полиция: признание в гомофобии», подготовленной в рамках отчета, ведется пугающее своей откровенностью интервью с сотрудником правоохранительных органов. Сотрудник полиции признался, что только в одном районе города ежемесячно убивают нескольких гомосексуалистов.
На вопрос, списывают ли убийства лиц ЛГБТ на несчастные случаи или хулиганство, блюститель закона ответил: «В основном – несчастные случаи. Скажу по секрету, некоторые сотрудники требуют за «молчание» вознаграждение. Двое моих приятелей уже таким образом купили себе новые машины. А вообще мы нередко сами избиваем их.»
Люди в белых халатах.
Не лучше обстоят дела и в сфере здравоохранения. 66,8% респондентов скрывают свою ориентацию при обращении к врачам, опасаясь пренебрежительного и негативного отношения, что, впоследствии, может вылиться в некачественное лечение.
На приеме у уролога Руслан имел неосторожность признаться в своей гомосексуальности. Врач отказался делать осмотр и запретил сотрудникам брать кровь на анализ. Аргументация была следующей: «От таких извращенцев как вы люди заражаются СПИДом и сифилисом, лечитесь сами.» Подобные истории приведены и в отчете: от усмешек и грубости до отказа в медицинской помощи и заточении в психбольницу.
Взгляд из Америки
В стране выходит несколько десятков тематических изданий, существуют сотни интернет сайтов, функционируют тысячи клубов, проводятся Парады Гордости, а при необходимости – митинги и марши протеста. Практически в каждом крупном городе работают Общинные Центры, стоящие на страже интересов ЛГБТ сообщества. Радужные флаги, символ движения, можно встретить в любой точке Америки – от Аляски до Флориды. В США уже давно ни для кого не секрет, что сексуальная ориентация – это не «выбор антиморального стиля жизни», как пропагандируют некоторые казахстанские политики, а данность от природы и бога.
Что делать?
Дискриминацию из-за сексуальной ориентации можно встретить практически во всех сферах жизни Казахстана: в школах и университетах, на работе и по месту жительства, в органах здравоохранения и охраны порядка. «Уважаемые» члены общества, политики, государственные служащие не стесняются произносить открыто гомофобные речи. Сколько еще будет длиться это, не знает никто.
Независимые СМИ должны писать о проблемах и менять общественное сознание, а правительству необходимо срочно разработать ряд поправок в законодательство республики. Иначе нашу страну никто и никогда не назовет «цивилизованной», а мировое сообщество будет воспринимать Казахстан как отсталую азиатскую страну третьего мира, в которой не соблюдаются права человека. Хотим ли мы жить в таком государстве?
Почему в Казахстане все больше становится представителей ЛГБТ
В последние годы для западных стран поменять пол в детском возрасте становится обыденным явлением. В богемных тусовках зарегистрировано уже аномальное число случаев, когда девочек перекраивают в мальчиков и наоборот. Смену пола гордо называют свободой выбора или самоидентификацией. Вопрос, в каком теле жить дальше, родители оставляют на усмотрение детям. Мода на такое самовыражение и смену пола иногда достигает абсурда. Не учитывают даже родительское мнение. К чему может привести подобное воспитание, а так же о том, на что родителям следует, прежде всего, обратить внимание, чтобы не вырастить из своего ребенка представителя ЛГБТ, в беседе с журналистом Zakon.kz рассказала заместитель директора Центра психического здоровья (ЦПЗ) Алматы Жанна Сабиргалиева.
— Сейчас во многих западных странах особенности гендерной политики привели к тому, что гомосексуальные семьи воспитывают приемных детей, и даже стараются не идентифицировать пол ребенка до определенного возраста. То есть ребенок может считать себя хоть мальчиком, хоть девочкой и вести себя соответственно, и никто не имеет права ему в этом препятствовать. К чему, на ваш взгляд, может привести подобное воспитание?
— Наверное, удобнее было бы сказать, что все это ведет к свободе выбора, но я не могу с уверенностью согласиться, что это правильное решение и какой-то демократический подход. В любом случае воспитание ребенка никто не отменял, и, прежде всего, оно конечно же имеет начало в семье. Здесь все же зависит от того, какой авторитетностью будут обладать родители, и какое влияние они будут оказывать на детей.
— Не получится ли, что с таким подходом к воспитанию, как на западе, эти дети, когда вырастут, просто будут психически неполноценны?
— Говорить о том, что они будут психически неполноценны, думаю нельзя. Видимо там, наверное, больше свободы дается детям и подросткам, потому что к этому склоняется сама ментальность этих стран. И одним из показателей демократии там считается право на свободу выбора, в том числе и выбора пола. Но это не значит, что все дети обязательно захотят сменить пол. Есть ведь немало случаев, когда даже в семьях гомосексуалистов вырастают люди с вполне нормальной половой идентификацией.
— Чем, на ваш взгляд, объясняется столь повышенный интерес к теме гендерной идентификации? Почему во всем мире становится все больше людей, не признающих себя представителями того пола, с каким они родились?
— Людям вообще интересно все то, что «ненормально» и необычно. И когда они видят неординарных личностей, например, девушек одетых как парни и кротко подстриженных, или напротив, парней, которые выглядят несоответственно своему полу, это всегда привлекает внимание. Особенно, если эти люди идут по подиуму на каком-нибудь модном показе. А ведь сейчас и на телевидении, и в социальных сетях появляется все больше видеороликов и телепрограмм, где молодые люди мужского пола демонстрируют одежду и поведение другого пола.
И это сейчас, как говорится, в тренде. Все это очень широко публикуется и обсуждается. То есть это смотрибельно и, конечно, очень выгодно для шоу-бизнеса. А у нас сейчас, то есть у самого общества и особенно у молодежи, мышление «коммерциализируются» и ценится все, что продаваемо. И при этом людей сейчас влечет все то, что находится за рамками классики. То есть преобладает некий неоклассицизм. И эта тема транссексуализма все же остается горячо обсуждаемой. Да, большинство людей это осуждает, но тем не менее, смотрят все эти программы, обсуждают и комментируют.
— То есть мода на нетрадиционную сексуальную ориентацию может напрямую влиять на развитие личности в плане половой идентификации?
— Конечно, никто из матерей или отцов не хотел бы, чтобы их ребенок сменил пол. Но сейчас подходы к воспитанию значительно изменились. Родителей на сегодняшний день больше занимают финансовые вопросы, как бы одеть покрасивее свое чадо и купить ему современный гаджет, который бы по техническим характеристикам не уступал бы устройству у другого ребенка. А потому и главными «воспитателями» ребенка становятся не родители, а интернет. И при этом в соцсетях и по телевидению постоянно распространяется информация о том, что в семьях известных актеров тоже есть члены семьи, которые идентифицируют себя с представителями другого пола. Также сейчас многие знаменитые спортсмены, певцы, актеры и даже политики на весь мир объявляют каминг-аут. Конечно все это влияет на сознание подрастающего поколения, которое, сожалению берет это за основу чтобы хоть как-то отличиться.
То есть мода на нетрадиционную сексуальную ориентацию действительно может повлиять на развитие личности. Но, на мой взгляд, это происходит только до какого-то определенного момента, когда сознание у подростка еще на стадии формирования. Когда он еще носит в себе мысль о том, что, может, действительно это попробовать ради интереса. То есть он думает: «раз знаменитому спортсмену или певцу эта тема интересна, значит и мне это может помочь как-то выделиться из толпы». Но потом, по мере взросления и становления психики, по мере созревания у многих молодых людей все встает на свои места и данный вопрос уже отпадает. То есть, здесь большую роль играют физиологические особенности, и в большинстве случаев природа берет свое. Так как мужчине все же нужна женщина, а женщине – мужчина.
— Но, как видно, природа берет свое не у всех. Иначе откуда берется столько представителей ЛГБТ даже в Казахстане?
— Причины бывают разные. Это не только издержки родительского воспитания и широкое рекламированием этого, скажем так, «патологического» поведения. Это может быть и своего рода вызов обществу, так называемый протест. Потому что, наверное, у каждого второго представителя ЛГБТ в детстве или юношеском возрасте была какая-то психотравмирующая ситуация, которую они до сих пор не разрешили и носят в себе. И она по-прежнему кажется им не разрешимой. Например, бывают случаи, когда в детстве или юношеском возрасте у девочки отец был тираном или склонял к сожительству свою же дочь или падчерицу. Все это, конечно же, отражается на сознании и мировосприятии у девушки, которая в последующем боится мужчин, боится повторения «этого ужаса». Поэтому, естественно, она ищет защиту у представительниц своего пола.
А бывают случаи когда девушка длительное время не востребована, не интересна мальчикам, и на этом фоне происходит формирование таких некоррегируемых идей, когда она начинает считать, что некрасива, что ее никогда не полюбят юноши, что она им не нужна. И такая девушка начинает искать внимание и любовь у представительниц своего же пола. То есть это те люди, что не имели возможности или не посчитали нужным обратиться к психологу для того, чтобы вовремя решить эту проблему, предпочтя выступить под флагом ЛГБТ только для того, чтобы быть востребованным если не у противоположного пола, то хотя бы у своего.
— То есть в большинстве случаев гомосексуальность не врожденная, как часто говорят представители ЛГБТ, а приобретенная?
К счастью, в наше время родители к этому стали относиться уже насторожено, потому что проинформированы благодаря СМИ и социальным сетям, и уже знают, на что следует обратить внимание. Если еще до недавнего времени родители обращались к нам за помощью, когда юноше исполнилось уже 18-20 лет, то сейчас приходят, когда ребенок еще маленький, но они замечают, что их сын, например, играет только с девочками. Или был замечен, когда переодевался в мамину одежду или пытался примерить на себя ее нижнее белье.
— И что в таких случаях нужно сразу вести ребенка к психиатру?
— Конечно, не обязательно его сразу к психиатру вести. Прежде всего, нужно поговорить с ребенком. Попытаться мягко расспросить: зачем он это делает, что его интересует. Надо обязательно обозначить круг его интересов. Нужно именно вникнуть, понять и расположить ребенка к себе, обязательно сформировать доверительные отношения. И ни в коем случае нельзя за это наказывать и применять какие-то карательные меры. То есть нужно вникнуть и посмотреть – может быть, действительно ребенок ищет в этом выход из какой-то ситуации. Может быть, какая-то проблема прячется за всем этим. Ведь, как правило, если вовремя не вмешаться, дети так и вырастают с этой проблемой. Поэтому все эти проблемы изначально нужно решать. А для этого нужно формировать доверие, чтобы ребенок раскрылся.
Конечно, в таких случаях родители, прежде всего, должны подключить психолога. Причем обратиться именно к тому специалисту, который сможет расположить к себе ребенка. В противном случае они сформируют у него протест на его поведение в последующем. И такой ребенок соответственно потом ни с родителями не будет общаться, ни с представителями психологической помощи, потому что у него изначально будет сформировано враждебное отношение к ним.
«Казахи не должны быть такими». В чём причины гомофобии в Казахстане?
Почему гомофобия не связана с уровнем религиозности в стране, и как советское прошлое повлияло на отношение к ЛГБТ?
Летом 2019 года в Нур-Султане гомофобно настроенные местные жители заманили на квартиру 21-летнего гея. Там, по его словам, они пытали его, неоднократно изнасиловали, прижигали его тело утюгом.
Аян познакомился с одним из них в анонимном чате. На встречу с ним пришёл совсем не тот человек, что был на фото, поэтому Аян сказал, что ничего не получится. Но парень из чата попросил его остаться.
«Сейчас мы будем делать из тебя натурала»
«Он выпил и начал приставать ко мне. Получив ещё один отказ, он вышел в ванную и кому-то позвонил. После этого приехал ещё один парень», – рассказывает Аян.
Аян пытался покинуть квартиру, но его начали резко и сильно бить по голове, из носа хлынула кровь, ушные хрящи были сломаны. Парня насильно раздели и бросили его одежду в стиральную машину, вероятно, чтобы скрыть следы крови. Аяна избивали до потери сознания, а также поочерёдно насиловали со словами: «Сейчас мы из тебя будем делать натурала».
По словам потерпевшего, нападавшие написали СМС его отцу с его телефона, прося денег.
«Они записали со мной видео, где заставили признаться, чем я занимаюсь, что я являюсь геем и где работаю, они отрицают, что снимали, но на записи есть закадровый голос одного из них. Отключив запись, он сказал, что, если я не дам им два миллиона, они выложат запись в YouTube», – рассказал Аян.
На очной ставке с полицейским парни, по словам Аяна, объяснили свои действия тем, что ненавидят геев. Факт сексуального насилия они отрицают. Дело передано в суд, статью 121 УК РК «Изнасилование» убрали из обвинительного акта, так как экспертиза не показала наличие биоматериала подозреваемых.
«Факт насилия был, зачем мне врать? Просто экспертиза была проведена не сразу. Я пошёл на встречу где-то в половину полуночи, избивали с часу ночи до 5-6 утра, два часа я валялся голым и связанным на полу, где-то в полвосьмого мне удалось бежать, к восьми появились полицейские и «скорая», меня увезли в травматологическое отделение, полтора часа приводили в сознание, зашивали. К обеду я дал показания, потом была судмедэкспертиза, но перед этим меня стошнило, и содержимое желудка вместе с биоматериалом таким образом не сохранилось», – рассказал Аян.
В день госпитализации состоялась очная ставка между Аяном и подозреваемыми.
«Их привели в палату и поставили камеру. Задавали вопросы: откуда знакомы, как встретились, как душили ремнём, били бокалом, жгли? Они признались, что били, душили, пинали, жгли. Вымогательства не признают, про СМС отцу тоже отрицают. То, что снимали на камеру, отрицают, но там есть закадровый голос одного из них», – рассказал Аян.
Аян получил закрытый перелом медиальной, промежуточной клиновидной кости без смещения костных отломков, ушиб левой кисти, закрытую черепно-мозговюу травму, сотрясение головного мозга, ушибленные раны головы, лица, термические ожоги I-II степени (от прижигания утюгом), ушибы мягких тканей.
Подробнее историю того вечера можно прочитать на портале Kok.team (осторожно: +18).
История Аяна получила широкий общественный резонанс. СМИ освещали её с разных позиций. Защищающие права ЛГБТ издания фокусировались на защите прав человека, подвергшегося пыткам, СМИ с более развлекательной подачей контента в большей степени делали акцент на экзотизации, преподнося историю как что-то скандальное и необычное.
Комментаторы в сети также разделились на два лагеря. Гомофобно настроенные люди писали либо что-то вроде «молодцы, парни, так их», либо более сочувственно «хоть и гей, но всё-таки человек, зачем пытать».
Этот кейс привлёк внимание к гомофобии в Казахстане и её различным сторонам. Разбираем разные аспекты этой социальной проблемы.
Что говорят законы РК об ЛГБТ?
В Казахстане ЛГБТ и правозащитные организации в этой сфере не запрещены и не преследуются законом. Будучи частью международного сообщества, республика приняла и ратифицировала международные документы о правах человека и равноправии за исключением декларации ООН «О сексуальной ориентации и сексуальной принадлежности», но вместе со странами Организации Исламской конференции Казахстан подписал альтернативное заявление, в котором выступил против дискриминации.
Антидискриминационных норм в законах также нет. Считается, что всё необходимое для защиты от дискриминации оговорено в Конституции, 14-я статья которой гласит о равенстве прав и обязанностей личности, равной защите прав государством и равной ответственности личности перед законом.
«Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам», – гласит Конституция РК, статья 14, пункт 2.
Пункт о неприемлемости дискриминации «по любым иным обстоятельствам» по умолчанию включает в себя любые меньшинства, то есть в идеале это должно распространяться на представителей ЛГБТ. Но в казахстанских законах нет дефиниции термина «дискриминация», из-за чего в суде довольно сложно объяснить, что кого-то дискриминируют по «иным обстоятельствам». Также до сих пор в силе документы, действие которых можно расценивать как косвенную дискриминацию.
В октябре на встрече с членами НСОД президент Касым-Жомарт Токаев, разговаривая с известным правозащитником, адвокатом Айман Умаровой, отметив важность её предложений, подчеркнул необходимость использования опыта зарубежных стран по внедрению норм антидискриминационного законодательства в РК.
Казахстанские правила оказания услуг в области семьи и детей гласят, что основанием для отказа в опекунстве и усыновлении может быть нетрадиционная сексуальная ориентация заявителя.
В правилах приёма на службу в органы внутренних дел присутствуют пункты, согласно которым человеку можно отказать, если он проявляет признаки расстройства половой идентификации и сексуальной ориентации. При этом документ ссылается на устаревший Международный классификатор болезней, в котором более 10 лет назад нетрадиционная сексуальная ориентация перестала считаться отклонением и была исключена.
По словам адвоката Айман Умаровой, в Казахстане нет отдельного закона или отдельного квалифицирующего признака в отношении ЛГБТ.
Взаимоотношения казахстанских представителей ЛГБТ со своими родителями и близкими часто бывают довольно сложными. Нередко в случаях насилия, связанного с гомофобией, или дискриминации родственников может больше заботить необходимость скрыть «пятно» на репутации семьи, чем правосудие.
К примеру, первой реакцией отца Аяна, о котором мы писали в начале материала, по его словам, был страх, что об ориентации его сына узнают родные. Он, по словам Аяна, пытался договориться со стороной нападавших о компенсации, чтобы на полученные деньги купить дом в глуши и поселить в нём Аяна и никто из общественности или родственников не узнал о том, кто его сын.
«Была бы моя воля, я купил бы дом в ауле, где никто тебя не знает, и в таком виде отправил бы жить. Так сказал отец, а затем ещё добавил, что если я рот открою, то он его потом закроет. Чтобы никто живой про меня и эту ситуацию не знал, потому что для них это ужасный позор», – рассказал Аян.
Родители Аяна, по его словам, стараются не говорить о случившемся и скрывать это от других близких, большая часть родственников Аяна не знает, почему он весь в бинтах. Мать настаивает, чтобы Аян женился.
«Отец сейчас спокойнее реагирует, отошёл от эмоций», – говорит Аян.
«Мы по-прежнему вас ценим и уважаем. Но эта история может развиться в скандал»
История ещё одного казахстанца – Кенеса (имя изменено) показывает, что ориентация вполне может стать причиной для дискриминации на работе. Также в нашем обществе нетрадиционная сексуальная ориентация всё ещё считается серьёзным компроматом, из-за которого человек может понести большие репутационные потери.
Как рассказал Кенес, он был вынужден уйти с работы из-за скандального инцидента, связанного с вопросом сексуальной ориентации. Работодатель попросил его написать заявление об уходе по собственному желанию. Кенес имеет многолетний стаж работы в сфере образования, обладает хорошей профессиональной репутацией.
«У меня претензий к руководителю нет. Я понимаю, что помимо законов есть ещё наш менталитет. При работе не то что не было проблем, но, напротив, бесконечные грамоты и похвалы. Из-за меня со всего района и города везли детей. Но теперь всё повернулось наоборот. После того как мне пришлось уйти, с руководителем у меня был долгий, обстоятельный разговор. Она сказала: «К вам наше отношение никогда не изменится. Мы по-прежнему вас ценим и уважаем. Но эта история может развиться в скандал», – рассказал Кенес.
«Сейчас разденем догола и обоих на бутылку посадим»
Причиной скандала стало видео с участием Кенеса, которое распространили в Сети без его согласия. Кенес виртуально общался с молодым человеком. В один из дней он пришёл к нему на встречу. Молодые люди встретились во времянке, в которой работал и жил знакомый Кенеса. Помещение предоставили люди, пригласившие его на работу. Парни уже легли спать, когда в помещение ворвалась хозяйка времянки с мужем. По словам Кенеса, на тот момент они оба были одеты и не совершали никаких действий, которые могли бы кому-то показаться непристойными.
На видоезаписи видно, как женщина кричит на молодых людей, она крайне возмущена и сыплет упрёками наподобие «я ела хлеб с твоих рук». Мужчина угрожает парням металлическим предметом и иногда бьёт их им же.
Когда Кенес пытается уйти, женщина кричит: «Куда ты уйдёшь? Сейчас разденем догола и обоих на бутылку посадим».
Выяснилось, что женщина, как рассказал Кенес, давно следит за личной жизнью того парня, также она проверяла содержимое его телефона.
На видео женщина требует, чтобы парни извинились и встали на колени. Видео продолжается всего 8 минут и резко обрывается. По словам Кенеса, после того как его заставили извиняться на коленях, ему разрешили идти, перед этим отобрав сумку с личными вещами. Второй парень, выходец из соседнего государства, через некоторое время был вынужден покинуть страну. По словам Кенеса, это связано с непрекращающимися угрозами, а также с невыплатой зарплаты со стороны его работодателей.
Читайте также: Лечение геев и чистка казанов как терапия. Что не так с советами казахстанских психологов?
Через несколько месяцев после случившегося кто-то опубликовал видео происшедшего в социальных сетях.
Вскоре Кенесу прислали скриншот с этого видео, это была пятница. Все выходные его телефон разрывался от сообщений со ссылками на запись.
В понедельник руководство предложило Кенесу экстренно подписать заявление об уходе по собственному желанию. Кенес работал преподавателем в частном учебном заведении, и на администрацию начали давить родители учеников.
«Вы имеете право на гнев и недовольство, но нужно знать границы»
Кенес подчёркивает, что не позиционирует себя просто как жертву или борца с гомофобией. Он считает, что прежде всего были нарушены его права, и хочет восстановить их:
«Я считаю себя жертвой, но не ущербным. И вопрос не в борьбе с гомофобией, а в том, что нарушены права человека. Она (женщина из видеоролика. – Авт.) повела себя по-хамски. Может, по её мнению, на это были причины, но человек должен нести ответственность, даже если его что-то возмущает. Есть законы и определённые пределы.
Даже если человек и совершает какой-то, по чьему-то мнению, неправильный поступок, и как они считают, это неблагоприятно сказывается на других, законы никто не отменял. Вы имеете право на гнев и недовольство, но нужно знать границы. Вопрос уже даже не во вмешательстве в частную жизнь, а в попытке унизить, оскорбить и разрушить мою жизнь вообще, безо всяких на то оснований».
Кенес намерен через суд добиться наказания лица, распространившего видеоролик с его участием без его согласия, а также привлечь к ответственности хозяйку времянки, где всё произошло, за оскорбления, насильственное удерживание и по другим статьям УК РК.
Как проявляется гомофобия в обществе?
Гомофобия в обществе часто выражается в косвенном, рационализированном виде. Классическая позиция обывателя: «Пусть живут как хотят. Главное, чтобы виду не показывали и вели себя как обычные люди».
ЛГБТ-сообщества чаще всего закрытые, знакомства их представителей проходят анонимно, однако пример Кенеса, когда женщина следила за своим работником, показывает, что правило «не светиться» работает не всегда.
Согласно исследованию Фонда Фридриха Эберта, около 70% казахстанцев не хотят, чтобы рядом с ними жили представители ЛГБТ. В топе нежелательных соседей ЛГБТ вторые, они обогнали алкоголиков (64,6%), бывших заключённых (60,1%) и носителей ВИЧ (59,8%). 26,1% из той же группы опрошенных признали, что у представителей ЛГБТ вообще нет прав, и ещё 11,7% заявили, что у них мало прав. 40,9% не смогли ответить на этот вопрос. Причём, по мнению респондентов, зачастую представители ЛГБТ-сообщества наряду с малоимущими и людьми с ограниченными возможностями не могут в полной мере воспользоваться своими правами, которыми юридически уже обладают