Кто такие пуштуны в афганистане
Кто такие пуштуны в афганистане
Примеры лежат буквально на поверхности. В первом случае – война против Ханаана с его разноплеменной составляющей и противостояние с филистимлянами. Второй – это проигрыш в войнах против Ассирии, Вавилона и Рима. Но вот что интересно. Есть мнение, что одну битву с противником, представленным самой мощной в экономическом и военном плане страной, потомки Израиля выиграли. Причем случилось это не в древнейшие времена, откуда до нас могли дойти лишь глухие отголоски тех событий, а сейчас, в наши дни. И произошла эта битва в Афганистане.
Как известно из энциклопедии, основной народностью этой азиатской страны являются пуштуны. Это народ с иранскими корнями, их язык пушту (или пашто) относится к восточноиранским. Территория расселения пуштунов – приграничные с Ираном юго-восточные районы Афганистана, его юг и юго-запад с захватом северо-западных регионов Пакистана. Все это четко показывает, что шло оно со стороны Междуречья на восток.
Точной численности пуштунов не могут назвать даже сейчас, во время теснейших коммуникаций. По очень приблизительным подсчетам их количество может составлять от 17 до 60 миллионов человек. Однако важно не столько это, как их традиции, которые сумели сохраниться с древнейших времен. И в первую очередь, разветвленная родо-племенная структура и кодекс чести Пуштунвали. Кроме того, язык пушту, уступающий по распространенности в регионе только фарси, отличается от последнего своей архаичностью. Данный факт говорит о том, что его носители пушту являются далеко не такими уж простыми пастухами, как это считают некоторые.
Даже из этих трех факторов можно начать складывать некую мозаичную картинку, но к ней следует добавить новых красок. В районе с чрезвычайно жестким климатом, отчего у местного населения (персов, индо-иранцев) выработалась повышенная пигментация кожи, лишь пуштуны являются светлокожими. Мало того, в отличие от других народностей их лица длиннее и светлее, а некоторые даже являются обладателями голубых глаз. Для азиатских народностей данный факт почти немыслим, если только в роду человека нет посторонней крови.
И теперь самое неожиданное. Пуштуны носят пейсы. Такое в этих краях могут позволить себе исключительно иудеи. Мало того, местные евреи также являются обладателями более длинных и светлых лиц, а у некоторых даже встречаются голубые глаза. Так что, получается, что пуштуны – родственники евреев? Но в этих краях родственными современным евреям могут быть только потерянные колена Израиля, которые рассеялись среди народов Ассирии тысячи лет назад. Но, возможно, они все-таки растворились не полностью? Попробуем разобраться.
Начнем с родо-племенной структуры. Хорошо известно, что пуштуны живут племенами, и каждое племя имеет собственное имя: Раббани, Шинвари, Левани, Дефтани, Джаджи, Ашури, Юсефсая, Африди. Ничего не напоминает? А если сравнить их с еврейскими именами: Реувен, Шимон, Леви, Нафтали, Гад, Ашер, Иосиф, Эфраим? А теперь что-то есть? Это ведь имена родоначальников колен Израиля, пропавших во время ассирийского плена.
А если углубиться немного дальше и обратить внимание на имена простых пуштунов, то выяснится, что среди них встречаются Шмуэли, Израили, другие чисто еврейские имена без мусульманского искажения. Если же в разговоре упоминается Моисей, пуштуны обязательно встают, хотя в исламе данное имя никакого религиозного значения не имеет. Кроме того, в местах постоянного проживания представителей данной народности названия их населенных пунктов и даже целых территорий удивительным образом совпадают с названиями местностей на земле Израиля. Как говорил один известный персонаж: «Это ж-ж-ж неспроста».
Теперь посмотрим на кодекс чести, известный как Пуштунвали. Данная правовая система совершенно удивительным образом совпадает со священной книгой всех евреев – Торой. Здесь существуют страницы текстов и даже целые книги, повторяющие почти в точности соответствующие тексты из Торы. Особым почетом у них пользуется произведение, именуемое «Товрад Эль Шариф». Если это название перевести на более понятный нам язык, то получится «Тора Моисеева». Теперь становится понятно, почему пуштуны встают при упоминании данного имени.
И вот еще одно интересное совпадение. Законы Пуштунвали сберегаются по-разному. В одном случае существует устная традиция, хранимая старейшинами племени. В другом случае они имеют письменную форму, сохраняясь в свитках, которые существуют и сейчас. Тексты в них писаны золотом на выделанной оленьей шкуре. Есть только один народ, у которого подобная традиция существует. Это евреи с их устной и письменной вариантами Торы.
Еще одна общеизвестная традиция, которая у пуштунов имеет собственный колорит. Как и все остальные народы мусульманского мира, своим мальчикам они делают обрезание. Но только если мусульмане совершают этот обряд лицам мужского пола возрастом 12 лет, то пуштуны не ждут так долго. Операцию они делают своим мальчикам на 8-й день их жизни, как и евреи.
Далее. У пуштунов выходным днем является суббота, в честь которой они загодя готовят 12 хал. Кстати, это не что иное, как традиционный еврейский хлеб. В саму субботу они не работают и не готовят пищу. Кроме того, традиционным считается зажигание субботних свечей. Это доверяют женщинам, перешагнувшим 50-летний рубеж, а после зажигания свечи ее обычно покрывают широкой корзинкой. А ведь то же самое происходит и в еврейских семьях.
Известно, что в Афганистане проживает некоторое количество этнических евреев. Для отправления своих религиозных обрядов они имеют синагоги. И вот замечено, что представители пуштунского племени Леверани ежегодно на Йом-Кипур заходят в эти религиозные заведения и остаются в них до захода солнца. Они не говорят ни слова, а просто стоят. Аналог этого действа существовал в древнем Израиле. Это была храмовая традиция для первосвященников на Йом-Кипур.
Упоминая синагоги, стоит вспомнить, что все евреи молятся, повернувшись лицом в сторону Храмовой горы или Иерусалима, если они в нем не живут. Для мусульман также существует сходная традиция, только молятся они, повернувшись лицом к Мекке. Так вот, некоторые пуштуны совершают намаз, повернувшись лицом к Иерусалиму. И еще один штрих. В Афганистане сохранилось несколько очень древних синагог. В периоды катастрофических событий либо сильных личных трагедий к ним, бывает, наведываются пуштуны, а ведь они на самом деле считаются набожными мусульманами. И хотя сейчас проверить это практически невозможно, есть информация, что в этих древних строениях относительно недавно еще хранились свитки Торы.
Как известно, соблюдение правил кашрута для евреев является обязательным. Оказывается, у пуштунов также существует подобная традиция. Им запрещено смешивать молочную пищу с мясной, есть различия между разрешенными и запрещенными к еде птицами. Мясо лошадей и верблюдов они не едят, что абсолютно совпадает с правилами еврейского кашрута, но допустимо в исламском мире.
И еще несколько обычаев, существовавших у евреев в давние времена. В древнем Израиле существовал обычай козла отпущения. В определенное время выбирался козел, которого грузили людскими грехами и отправляли прочь в пустыню. Так искупались грехи еврейского народа. В самом Израиле сейчас такое вряд ли увидишь, зато у пуштунов данный обычай сохранился, и козлы отпущения у них регулярно отправляются в пустыню.
Кроме этого, пуштуны сохранили и другую традицию, тесно переплетающуюся с событиями, предшествующими Исходу из Египта. Как известно, евреи, чтобы страшная беда обошла их стороной, обмазали кровью овец дверные косяки своих домов. Сейчас подобный обычай сохранился только у пуштунов. Когда была эпидемия чумы, они убивали овец и их кровью кропили дверные косяки. Говорить о простом совпадении в данном случае, скорее всего, просто бессмысленно.
Перечислять традиции, существовавшие у народа древнего Израиля, совпадающие с традициями современных пуштунов, можно еще долго. К ним следовало бы отнести и шестиконечные звезды, известные как Маген Давид, на домах и даже школах пуштунов, совпадения в некоторых видах культовой одежды и проведении свадеб. Все это только подтверждает версию о том, что пропавшие колена народа Израиля давно и прочно обосновались в Афганистане и граничащих с ним регионах Ирана и Пакистана. А раз так, то и войско талибов, представленное в основном пуштунами, составляют потомки древних евреев.
Могут ли афганские пуштуны считаться одним из потерянных колен израилевых? Индийский историк Навраз Джаат Африди, пуштун по происхождению и мусульманин по вероисповеданию, защитивший докторскую диссертацию в Университете Лахнау на севере Индии, отвечает на этот вопрос безусловно положительно. Более того, и себя этот ученый считает потомком одного из этих колен.
В 722 году до н.э. ассирийский царь Салманасар V, захватив и разорив северное царство, увел, по сути, в неизвестность колена Реувена, Шимона, Иссахара, Звулона, Дана, Нафтали, Гада, Ашера, Эфраима и Менаше. На этом история древнего Израиля считается трагически завершенной. Тогда участи северян южная Иудея избежала, но через полтораста лет подверглась уже вавилонскому нашествию. Вавилоняне тоже угнали евреев, которых к тому времени составляли только колена Иуды и Биньямина. Однако известно, что плененные жители Иудеи пребывали не где-то в неведомых краях, а именно «на реках вавилонских». Через какое-то время большинство из них вернулось на свою родину. С той поры под историей еврейского народа понимается судьба только выходцев из Иудеи, а неизвестно куда пропавшие жители древнего Израиля породили одну из величайших загадок мировой истории.
С той поры под историей еврейского народа понимается судьба только выходцев из Иудеи, а неизвестно куда пропавшие жители древнего Израиля породили одну из величайших загадок мировой истории
Объектом изучения Навраза Джаата Африди стали индийские и афганские евреи, а также история поиска исчезнувших колен израилевых. Основываясь на собственных данных и свидетельствах других исследователей, доктор Африди обращает внимание на тот факт, что немало пуштунских племен соблюдают вековые обычаи, весьма сходные с иудейскими. Интересно, что у этого народа халяльные, то есть мусульманские, пищевые законы нередко накладываются на законы кашрута, то есть иудейские законы о запрещенной пище.
Израиль в Афганистане
Большинство пуштунов, которых сегодня в мире более 20 миллионов, живут на территории Афганистана. Этот народ составляют десятки племен и сотни кланов. Некоторые из них время от времени мигрируют в пограничные районы. Так вот, больше всего иудейских обычаев соблюдает клан Африди, один из крупнейших и, несомненно, самый воинственный и непокорный из всех. Здесь мальчикам делают обрезание на восьмой день после рождения, женщины в пятницу вечером, накануне субботы, зажигают свечи и подают виноградный сок, напоминающий вино. И это при том, что законы ислама запрещают правоверным употреблять алкогольные напитки.
Доктор Африди, продолжающий образование в Тель-Авивском университете, в интервью израильской газете «Новости недели» так объяснил свой интерес к проблеме поиска пропавших колен израилевых: «Однажды мой дядя в разговоре со мной, тогда двенадцатилетним мальчишкой, обмолвился, что наше племя еврейское, потому что в древности нас силой вынудили покинуть израильское царство». По словам Навраза Джаата, именно после той беседы с дядей он решил посвятить себя поиску еврейских предков у афганцев.
Первый посланник России в Кабуле Иван Викторович Виткевич (1808-1839) по возвращении в Петербург с удивлением рассказывал, что многие пуштуны связывают свое происхождение с населением древнего Израиля. Британский путешественник Александр Борнс в своих «Путевых записках», опубликованных по-английски в 1843-м, а через четыре года и в русском переводе, пишет, что многие жители Кабула именовали себя «бани Исраэль» (в переводе с иврита «сыны Израиля»).
Доказательств хоть отбавляй
По всей видимости, афганцы, исповедующие иудаизм, относятся к той же этнолингвистической группе, что и бухарские и персидские евреи.
Британский исследователь Дж.-П. Ферриер в своей книге «Караванные и пешие путешествия в Персию, Афганистан, Туркменистан и Белуджистан, а также исторические заметки о странах, лежащих между Россией и Индией», вышедшей в Лондоне в 1858 году, утверждает, что пуштуны происходят от потерянных колен израилевых. При этом он приводит сведения о том, что, когда Надиршах Афшар (1688-1747), сражавшийся против афганцев, вошел в Пешавар, ему продемонстрировали старинные тексты на древнееврейском языке, захваченные у пуштунов.
Второй президент Израиля Ицхак Бен-Цви, создатель и первый руководитель Израильского института по изучению восточных общин, в изданной им в 1957 году книге «Изгнанные и возвращенные» приводит ряд свидетельств, подтверждающих происхождение пуштунов от древних израильтян. Так, он цитирует письмо Габриэля Барухова, парикмахера из Бухары, который в Кабуле на дверных косяках внутри пуштунских домов видел прикрепленные дощечки, весьма напоминающие еврейские мезузы, то есть коробочки, в которых хранятся написанные на пергаменте несколько строк молитвы на иврите.
Антрополог из Ивритского (Еврейского) университета в Иерусалиме профессор Шалва Вейль провела около года в пуштунских племенах, проживающих как в Афганистане, так и в Индии. Интересно, что в Кашмире она встретилась с пуштунами из клана, именуемого Юзуф-Зай, Это название можно перевести как «Дети Иосифа».
Профессор Сарва Даман Синг, работающий в Австралии, в Институте азиатских исследований, обращает внимание на тот факт, что пуштуны не только кланов Африди и Юсуф-Зай, но и таких, как Рабани, Левани, Шивари, Дафтани, Джаджи, Ашири и Юним, также считают себя «потомками исраэлитов».
Последний монарх Афганистана Захир-Шах (1914-2007) на вопрос о своих предках прямо ответил, что вся королевская семья происходит от одного из колен израилевых. О своих еврейских корнях говорили и известный афганский поэт, политический и военный деятель Гулям Мухаммад Тарзи (1830-1900), и его сын Махмуд Тарзи (1865-1933), который считается «отцом афганской журналистики».
Вопрос о еврейских корнях пуштунов имеет и научное значение. Израильская межминистерская комиссия, состоящая
из представителей министерства науки и МИДа, выделила стипендию индийской исследовательнице Шанез Али, старшему научному сотруднику Национального института гематологии в Мумбаи, которая прибыла в хайфский Технологический институт, чтобы исследовать образцы крови, взятые ею у представителей клана Африди в городе Малихабаде округа Лахнау в Индии.
Доктор Али, много лет проработавшая в Центральной криминалистической лаборатории в Калькутте, специализируется в области генетики населения и в так называемом ДНК-профилировании, анализе, который считается своего рода дактилоскопией этого вида нуклеиновых кислот. Так вот, согласно рабочей гипотезе индийской исследовательницы, клан Африди относится к потерянному израильскому колену Эфраима. Однако она не исключает, что другие пуштунские племена и кланы могут относиться к другим коленам израилевым.
Профессор Лондонского университета Теодор Парфитт в прошлом году начал работать в Индии среди представителей клана Африди. И здесь помощь в общении со своими соплеменниками ему оказал уже известный нам Навраз Джаат Африди, который не сомневается, что теперь происхождение пуштунов от колен израилевых будет доказано и на биохимическом и генетическом уровне.
Новый знакомый поведал Фрумкину версию, согласно которой пуштуны происходят от израильского царя Шаула, у сына которого Йемириягу родился, в свою очередь, сын Афган, чьи потомки спустя несколько веков не по своей воле оказались в городе Джат на территории нынешнего Афганистана.
По словам афганца, с которым Фрумкин познакомился у Белого дома, ИбнВалид убедил Киша принять ислам и взять себе исламское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым новообращенный мусульманин и прославился как полководец, любимец самого пророка Мухаммеда. С исторической точки зрения любопытно, что «Меч Божий» тоже не сразу стал мусульманином.
Прогуливаясь возле Белого дома, афганский пуштун и Фрумкин проговорили несколько часов. Афганец рассказал выходцу из Литвы, что англичане, пытавшиеся покорить Афганистан в ХIХ веке, «называли его народ евреями за их воинственность, непокорность и стремление к свободе». Он же сообщил Фрумкину и про три части кодекса пуштунов «Пуштунвали»: гостеприимство, верность данному слову и «око за око», принцип, определенный Библией как формула правосудия.
Что же касается профессора Шалвы Вейль, то она в своих рассуждениях идет намного дальше Африди. И считает, что только часть, примерно треть, угнанных ассирийцами колен израилевых осела на территории Афганистана и сопредельных с ним Индии и Пакистана. Большинство согнанных в древности с родных мест израильтян вынуждены были пробиваться дальше на восток. Вейль не исключает, что община кайфынских (китайских) евреев, племена Бней Менаше («сыны Менаше») в Мьянме, а также японцы представлены именно рассеянными, в определенной степени сохранившими историческую память о своем происхождении и, следовательно, не исчезнувшими с лика планеты десятью коленами израилевыми.
Нажмите на фотографии для увеличения:
Пуштуны (афганцы) — воины, придерживающиеся кодекса чести
Пуштуны представляют собой иранский этнос, который проживает в Афганистане и Пакистане. Также этих людей называют афганцами. Пуштунский народ до сих пор сохранил родоплеменные отношения. Основополагающим в их жизни является закон Пуштунвали — кодекс чести, положениям которого они беспрекословно подчиняются.
Численность
О количестве пуштунов можно говорить только приблизительно, так как на территории Афганистана перепись жителей не проводится больше 30 лет. Предположительно их число составляет 42 000 000 человек.
Где живут
Большая часть пуштунов живет в Афганистане — 13 000 000 (составляют около 40% населения страны), Пакистане — 28 000 000. На территории Афганистана ими густо заселены юг, запад, восток, также племена продвигаются на север государства. В Пакистане они расселяются по берегам реки Кабул, предгорьях Сулеймановых гор. Провинции Хайбер-Пахтунхва, Белуджистан плотно заселены пуштунами. Город Пешавар является одним из главных центров культуры. Примерное количество пуштунов, проживающих в других странах:
Пуштуны разговаривают на языке пушту, принадлежащем к восточноиранским языкам. Он является государственным в Афганистане. Также некоторая часть говорит на урду (близкий к хинди), дари (язык афганских этнических групп).
Религия
Название
Популярная версия происхождения термина «пуштун» восходит к древнеиранскому «паршвана», что означает «член народа». По другой теории, древние пуштуны относятся к пактиям — древнему народу, упоминаемому в Ригведе. Древние персы и китайцы называли пуштунов афганцами. Согласно народной концепции, пуштун — это не только человек, говорящий на языке пушту, но прежде всего воин, соблюдающий Пуштунвали.
История
Северные земли нынешнего Афганистана в древности населяли племена камбоджей, которые были коневодами. После появления там индо-скифов они начали занимать южные территории (2 век до нашей эры). Затем регион Гиндукуша захватывали тюркские и арабские племена. Все они повлияли на этногенез современных пуштунов. Сулеймановы горы были местом локализации пуштунских племен вследствие их труднодоступности. Живя обособленно среди гор, племена промышляли разбоем. Начиная с 14 века афганцы стали мигрировать на равнину и расселятся вдоль рек Кабул, Гильменда, Аргандаба. Захватывая новые территории, они смешивались с таджикскими и другими племенами. Позднее пуштуны создали там собственные государства —Афганские ханства, просуществовавшие до 19 века. Одна из них — Дурранийская империя подчиняла себе важнейшие караванные пути.
Среди пуштунского народа имеется легенда, что они происходят от древних израильтян. Их царем является Саул — библейский персонаж, царь Израиля. По другой версии один из приближенных пророка Мухаммеда был знаком с афганским вождем, который принял от него ислам. Поэтому пуштуны считают себя истинными мусульманами и ревностно защищают свою веру. Эти версии подтверждаются многими арабскими летописями, в которых пишется про древних афганцев и обозначаются места их расселения.
Внешность
Пуштунский народ относится к европеоидной расе. Их внешность характерна для средиземноморских жителей. Подавляющее большинство имеет темные волосы, встречаются рыжие, русоволосые представители народа. Форма лица — овальная, с правильными тонкими чертами, как у европейцев. Есть как темнокожие, так люди со светлой кожей. Нередко встречаются представители пуштунов с голубыми, зелеными глазами, что красиво контрастирует с их смуглой кожей. Мужчины высокого роста, хорошо сложенные, женщины имеют изящные стройные фигуры.
Жизнь
Основными мирными занятиями пуштунов являются земледелие и скотоводство. Земледелие распространено на территориях с наличием плодородных земель (долины рек). В горных районах выращивали ячмень, пшеницу. На равнинах, кроме них, культивировали кукурузу, горох, чечевицу, масличные. Южные районы давали возможность возделывать рис, сахарный тростник, хлопок. Ввиду засушливого климата издавна применяется искусственное орошение земель. Для этого создавалась система каналов, идущая со склонов гор. В окрестностях Пешавара, Кухистана выращиваются виноград, абрикосы, сливы, инжир.
Скотоводство распространено у всех племен. Это важная отрасль хозяйства пуштунов. На равнинных территориях разводят коров, буйволов, лошадей, верблюдов, ослов. В горах держат преимущественно коз, овец. Мулы играют большую роль в транспортировке, так как хорошо передвигаются по горным тропам. У восточных племен распространены ремесла:
Жилище
У кочевых племен жилищем является четырехугольный шатер. Стоянка состоит из нескольких шатров, образующих круг. В центр загоняют скот. С приближением зимы жители концентрируются в более крупные поселения, состоящие из 70-100 семей. Оседлые племена живут в глинобитных одноэтажных домах. Жилище преимущественно однокомнатное, с плоской крышей, небольшими окнами. В горах селения имеют террасообразный вид. На равнине деревни окружают высокой стеной. Дом отапливается очагом. Топливом служит верблюжий навоз. На пол кладут циновки. Постель состоит из кошмы (войлочного ковра), подушки и одеяла. Вода для питья и домашнего пользования хранится в кувшинах. Каждое поселение имеет мечеть, кузницу, магазины. В больших городах строятся новые здания европейского типа. Там есть кинотеатры, рестораны, учебные учреждения.
Одежда
Одеяния пуштунов близки к традиционной одежде кочевников. Это просторные штаны, рубаха, безрукавка. Поверх этого костюма надевают длинный запашной халат. На голову надевают чалму или небольшую круглую шапочку в виде берета — паколь. Обувью служат кожаные сандалии. Женщины носят хлопковые штаны в сочетании с длинной рубашкой свободного кроя. Также популярны платья с длинными рукавами, присборенные по талии. Голову закрывают платком — хиджабом.
Традиции
Пуштуны — самый многочисленный в мире народ, не утративший родоплеменное деление. Эти отношения играют огромную роль в жизни населения. У них имеется 60 племен, которые включают в себя около 400 родов. Каждый род состоит из кланов. Это семейства, управляемые старейшинами. Рода возглавляют вожди, каждое племя подчиняется хану. Совет племени называется джирга. Особенностью культуры пуштунов является строгое следование их закону — Пуштунвали. Это некий свод ценностей, традиций, норм, контролирующих поведение людей в любых ситуациях. Пуштуны почитают Коран и опираются на его законы, однако если какое-то положение Пуштунвали идет вразрез с исламской верой, то руководящими принципами будут пуштунвалийские. Главные принципы пуштунвали:
Истинным пуштуном считается тот, кто делами подтверждает принципы Пуштунвали. Такой человек достоин уважения всего племени. В первую очередь мужчина должен организовать свою жизнь и быт. Это означает умение распоряжаться имуществом, землей, а также создать правильные отношения в семье. Это основа устройства жизни, и человек, неспособный на это, не может быть полноправным членом общества. Все мужчины племени равны между собой, так как они — потомки царя Израилевого. Все представители народа должны соблюдать закон гостеприимства. Любому гостю нужно дать пищу, кров, одежду. С врагами нужно соглашаться на перемирие. На войне мужчина обязан быть смелым и отважным, но при этом проявить милосердие. Он должен защищать слабых, больных, женщин, детей, помогать тем, кто в этом нуждается. Необходимо отстаивать честь и достоинство, свое честное имя. Все обязаны соблюдать право кровной мести.
При несоблюдении этих законов человека могут выгнать из племени, тогда он останется один, без поддержки своего рода. Все спорные вопросы решаются на общем совете старейшинами. Совет (джирга) собирается сразу, по мере необходимости. Существует два типа джирги. На одной решаются внутренние проблемы племени (нарушение традиций, распределение общих ресурсов). На них разрешено присутствовать женщинам. На второй старейшины племени занимаются регулировкой отношений с соседними этническими группами, правительством страны. На джиргах обсуждаются все конфликты, принимаются решения о исполнении кровной мести. Каждый присутствующий может открыто выразить личное мнение. Запрещены оскорбления, ругательства. За нарушение этого правила выносится штраф, человек подвергается всеобщему позору.
Пуштуны часто заключают браки в пределах соседних родов. Невесту подбирают родители или женатые братья. Бывает, что в супруги предлагают младшую сестру жены одного из братьев. Родители невесты подробно расспрашивают о женихе. Если имеются какие-либо недостатки, могут отказать. До свадьбы молодые люди друг друга не видят. О внешности будущего супруга можно судить только по описаниям родственников. Невесте собирают приданое, среди которого множество отрезов ткани (на пошив одежды). Их дарят родственникам жениха. Свадьбу празднуют несколько дней. Дом украшают гирляндами, лепестками роз. Имеет место брачный контракт — жених подписывает документ, в котором оговаривается, что получит жена в случае смерти мужа или развода.
Основной пищей пуштунов являются пшеничные или кукурузные лепешки и молокопродукты. В рацион добавляются овощи, фрукты, рис. Повседневный завтрак часто состоит из чая и лепешки, ужин — похлебки с хлебом. Популярны также лапша, манты, самса, различные виды плова. В состоятельных семьях в меню входит мясо барана, буйвола, верблюда. На свинину наложен запрет. В пищу употребляют все части животных. После того, как животное режут, мясо вялят и кладут на хранение. Рыбу и морепродукты пуштуны не едят. Важное значение в питании имеют молокопродукты. Молоко в чистом виде употребляют редко, оно идет на приготовление сыра, сливок, сметаны, творога, йогурта. В пуштунской кухне используется множество пряностей. Некоторые из них:
На праздники готовят сладости. Это пахлава, халва, рисовые пудинги, печенье, сладкий кебаб из яиц и сиропа. Популярным напитком является чай. Его пьют с пряностями, молоком, содой, травами. Алкогольные напитки запрещены. Человек, появившийся в нетрезвом виде, подвергается строгому порицанию.
Известные люди
Среди пуштунов много известных на весь мир людей. Это писатели, поэты, политики. Вот некоторые из них:
В смешанных браках, где пуштуном был отец, родились такие известные актеры, как Шарукх Кхан и Фероз Кхан. Закир Хусейн, происходивший из такое же семьи, был президентом Индии в середине прошлого века.