Кто такие римляне по национальности

Римляне

Римская религия, впоследствии христианство

Римляне (самоназвание — романи (лат. romani ) и, реже употребляемое, квириты (лат. Quirites ); также римский народ — лат. Populus Romanus ) — народ, зародившийся на территории Аппенинского полуострова, в регионе Лациум, в пределах города Рим. Вследствие завоеваний, активной колонизации и политики ассимиляции покоренных народностей, римляне стали основным населением европейской части Римской империи. Римское население провинции Италия стало основой формирования современной итальянской нации.

Язык римлян — латинский язык, получивший название от названия племени латинов. До IV века н. э. римляне придерживались традиционных верований, с IV века большинство населения составляли христиане.

Содержание

Истоки римского этноса

Известно, что на территории Италии проживало несколько различных народностей — племена италиков, этрусков, лигуров, греки и галльские племена. На территории Лациума, к югу от реки Тибр, проживало одно из крупных племен италиков — латины, к северу от Тибра располагались города этрусков, а к востоку ряд других племен италиков — сабины, умбры, эквы, вольски и другие. Первым, кто основательно попытался изучить вопрос корней римского народа, можно считать Б. Г. Нибура, хотя его теория и имеет весьма специфический характер — так, этрусками он считает пеласгов, латинов считает альбанцами и т. п. Однако он и не отбрасывает возможность троянского происхождения римлян, хотя и не считает возможным это доказать.

Формирование римского этноса

Согласно легенде, из рода царей, основанного в Лациуме Энеем происходит «основатель Рима» и собственно римского народа — Ромул. Момент основания им Рима древнеримские историки «вычислили» с большой точностью: они датируют его 21 апреля 754 г. до н. э. Разумеется, дата эта совершенно искусственная, и может быть принята лишь весьма условно. Однако, дата 21 апреля — древнейший пастушеский праздник Парилии — важна в том плане, что подтверждает приоритет скотоводства над земледелием по отношению к догородскому, «доримскому» населению долины Тибра.

По той же легенде, население Рима формировалось из рабов и беглецов Центральной Италии. Это же обстоятельство подвигло царя Ромула начать войну и захватить женщин соседнего племени Сабинов, поскольку мизерное число новоиспечённых жителей имело жен а война укрепила бы и сплотила население.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — М.: Наука, 1994. «Ромул», 23, 24

Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 г. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый, что было следствием активной этрусской экспансии на юг. Имела место этрусская иммиграция, приведшая к возникновению в Риме целого этрусского квартала (лат. vicus Tuscus ), и значительное культурное влияние этрусков на римское население. Однако, как указывает Ковалев в своей «Истории Рима», этрусский элемент по сравнению с латинско-сабинским был не столь значителен.

Римский народ во времена Республики

Дальнейшее развитие римский народ получил во времена Республики. После свержения царской власти в государстве, два социально обозначившихся класса патрицианские роды и плебеи оказались лицом к лицу и начали между собой активную борьбу. Патриции — повидимому коренное население города обладало преимуществом перед плебеями не столько в имущественном сколько в правовом смысле, поскольку плебеи, по сути пополнявшиеся за счет пришлых элементов-иммигрантов, вольноотпущенников и т. п. — были полностью лишены политических прав, однако после реформ Сервия Туллия составляли основу римской армии. Постепенно в результате борьбы меж сенатом и плебсом, плебеи добились равных прав с патрициями и богатые плебейские роды влились в римскую аристократию сформировав нобилитет.

Римская аристократия продолжила активную внешнюю политику царей. Постоянные войны с соседями привели Рим к подчинению им всей Италии. Подчиняя соседние народы римляне регулировали взаимоотношения с ними с помощью права гражданства.

Римский сенат с неохотой раздавал гражданство и старался законсервировать уже существующий статус-кво. Члены Латинского союза получили гражданство поле Латинских войн, а большая часть остальных италиков только после Союзнической войны за законом Луция Юлия Цезаря 90 г до н. э, и то, римляне даровали права гражданства всем италикам, но приписали их лишь к 8 (либо к 10) новым трибам, а не ко всем 35, что не давало им практически никакого социально-политического влияния.

После подчинения Аппенинского полуострова, римляне стали активно набирать в армию италиков. Население города Рима также росло за счет прибывавшей массы италиков. Этому способствовал процесс разорения и обезземеливания италийского крестьянства. Для ветеранов и части жителей Рима основывались колонии по всей Италии.

Через систему гражданства, военную службу а также сеть римских колоний раскинувшихся на Аппенинском полуострове — римляне постепенно ассимилировали многочисленные племена и народности проживавшие в Италии. Латинский язык стал доминирующим и постепенно вытеснил все другие языки. Аристократия италиков постепенно влилась в Римскую аристократию.

Кроме того, в результате римских завоеваний за пределами Италии, в римский народ постепенно начинают проникать неиталийские народности — главным образом в виде рабов и вольноотпущенников, а также переселенцев в г. Рим из провинций. Эти инородные элементы характеризуются пестротой этнического состава — греки, финикийцы, сирийцы, галлы, германцы и т. п. Все они постепенно вливались в римский плебс.

В результате гражданских войн погибло очень много представителей старой римской аристократии. Из известных 56 патрицианских родов, к началу III века до н. э. их остается лишь 18. Их место постепенно занимают выходцы из регионов. Плебс в это время активно постоянно пополняется пришельцами из завоёванных областей и вольноотпущенниками.

Трансформация римского этноса во времена Империи

В I—II в. н. э. происходит постепенное растворение римского этноса в ассимилированном им и вновь формирующемся более многочисленном италийском (итало-римском) этносе. Этот процесс усугубляется еще больше во времена Империи. В связи с тем что римский народ образовался из италиков, получал из них постоянную подпитку в виде переселенцев, стекавшихся со всей Италии и вливавшихся в плебс, само понятие римский гражданин подразумевало определенную преемственность — как фамильную, так и культурно-этническую.

Во времена империи ситуация начала меняться. Уже не сенат, а император определял, кому даровать гражданство, руководствуясь личными мотивами. Старая римская аристократия исчезала. Ее место занимала новая, формирующаяся по принципу богатства, и этническое происхождение ее в большинстве случаев было не италийским, а восточным.

Кроме того, средством ассимиляции покоренных неиталийских народностей была служба в римской армии, получившая особую интенсивность после реформы армии Гаем Марием 157 до н. э. — 86 до н. э.. Неграждане, отслужив во вспомогательных войсках, а впоследствии и в легионах получали право гражданства. В период империи легионы, располагавшиеся на границах, стали комплектоваться по месту дислокации, что привело к активной романизации близлежащего населения.

Тем не менее, несмотря на то, что собственно римский народ «утонул в массе италиков», римская культура и латинский язык стали доминирующими в западной части империи. Императоры раздавали гражданство жителям империи и вводили в сенат аристократию из провинций. Этот процесс был юридически оформлен эдиктом императора Каракаллы 212 года, предоставлявший римское гражданство всему свободному населению империи (Эдикт Каракаллы). Через систему гражданства, колонии и службу в армии к III веку н. э. неиталийские народности, проживавшие в Галлии, Испании, Северо-западной Африке и Балканах постепенно ассимилировались и стали считать себя римлянами — так называемый «процесс романизации», а эти территории стали называться «Старая Романия». Этот процесс лишь поверхностно затронул Римскую Британию, в связи с ее отдаленностью от центра, и практически не затронул восточные провинции, так как их культура, в основном эллинская, ни в чем не уступала римской. Таким образом, в Галлии возникла народность, называемая галло-римляне, в Испании — испано-римляне, в Италии — итало-римляне, на Балканах — иллиро-римляне, а в Дакии — дако-римляне. Всех их объединяла общая культура — римская, единый язык — народная латынь, принадлежность к одному государству, общие законы, и еще более консолидировало этносы появление единой религии — христианства.

Трансформация римского народа в современные романские народы

Во время распада Западной Империи, формально завершившегося в 476 г. а фактически в 480 г. после смерти последнего законного императора Непота была нарушена целостность средиземноморских коммуникаций, а римские провинции попали под власть германских царей, и каждая из них начала развиваться самостоятельно на основе автохтонного элемента, римской культуры и пришлых варварских племен.

Источник

Откуда взялись римляне?

Римляне говорили на латыни — языке племени латинов. Латины были одним из племен италиков. Само это слово в наше время имеет другой смысл, чем в древности.

Италия была раньше италиков

Римляне никогда не называли свою страну Италией. Происхождение слова Italia точно не известно. Чаще всего полагают, что Италией греки называли Южную Италию — современную Калабрию.

Бык — это символ народов, обитавших в этих местах. Часто быка изображали бодающим римскую Волчицу — символ враждебности к Риму. Греки же называли эту страну «страной телят» — то есть детей этого воинственного быка. Италия — «страна телят».

Еще греки часто называли будущую Италию Авзонией — по названию древнейшего племени Юго-Западной Италии, авзонов. Прародителем авзонов они считали Авзона, сына Одиссея и то ли нимфы Калипсо, то ли дочери Персеиды и Гелиоса, бога солнца, могущественной волшебницы, нимфы острова Эя, Кирки.

Сами римляне называли «свой» полуостров Апеннинским — по названию Апеннинских гор, протянувшихся вдоль почти всего полуострова. Латинское слово Apenninus, Montes Apennini, в свою очередь, происходит от кельтского слова Реn — что значит «вершина», или «скала». Римляне ни один народ не называли «италиками» Это слово применялось для населения Италии — Апеннинского полуострова вне территории Рима.

Это современные ученые стали называть италиками родственные друг другу индоевропейские племена.

Латиняне — одно из племен италиков, но сами латиняне не имели об этом ни малейшего представления.

Кто такие римляне по национальности. Смотреть фото Кто такие римляне по национальности. Смотреть картинку Кто такие римляне по национальности. Картинка про Кто такие римляне по национальности. Фото Кто такие римляне по национальности

Италики — индоевропейцы

Италики входят в обширную общность языков и культур, которую с самого начала 19 века стали называть индоевропейской. В 1816 году профессор Берлинского университета, член Прусской Академии наук Франц Бопп (Bopp) первым убедительно обосновал, что древние языки Европы, латынь, греческий и германский, и языки Северной Индии происходят от единого древнего праязыка!

Кто такие римляне по национальности. Смотреть фото Кто такие римляне по национальности. Смотреть картинку Кто такие римляне по национальности. Картинка про Кто такие римляне по национальности. Фото Кто такие римляне по национальности

Этот праязык Бопп назвал индогерманским, а потомков этого праязыка — индо-германцами. С выводами Боппа согласился датский ученый Р. Раск — да, существовал общий праязык! Но только Раск назвал древний праязык более широко — индоевропейским.

Это действительно более правильное название: ведь сам же Бопп вскоре, в 1835 году, включил в число индогерманских языков славянские, кельтские и армянский. Позже к ним добавили и фракийские языки, и иллирийские, и многие другие.

Кто такие римляне по национальности. Смотреть фото Кто такие римляне по национальности. Смотреть картинку Кто такие римляне по национальности. Картинка про Кто такие римляне по национальности. Фото Кто такие римляне по национальности

В Европе не сохранилось название народа — завоевателя, а вот в Индии сохранилось: во II тысячелетии до н. э. Индию завоевали племена ариев (или арийцев. произносить можно как угодно). Это был не один народ, а несколько родственных народов.

Но и в Индии они были пришельцами. Откуда? Откуда-то с севера: индийские арии знали березу и описывали снег и лед на замерзающих реках. Расселяясь на огромной территории, индоевропейские племена смешивались с местным населением, а друг с другом все сильнее теряли связь. Сама память о родстве постепенно уходила в прошлое.

Когда-то единый народ или родственно близкие народы, арии давно распались на множество разноязыких племен.

Скорость, с которой расходятся потомки одного языка, можно высчитать, хотя и очень приблизительно. Получается, шесть или семь тысяч лет назад существовал единый народ ариев-индоевропейцев. Настал момент — и арийцы начали расселяться со своей загадочной родины. Откуда? Это великая тайна. Только недавно тайна начала приоткрываться, и в основном трудами Льва Самойловича Клейна. Но откуда бы ни пошли арии-индоевропейцы, уже в III-II тысячелетиях до Рождества Христова в Центральной и Северной Европе жили многочисленные индоевропейские народы.

Уже в 1870-е годы Э. Лотнер полагал, что после распада единого индоевропейского языка первоначально образовался западно-европейский (древнеевропейский), а потом уже разделился на иные языки.

И Лотнер, и многие другие ученые полагали, что раскол прежней общности произошел в Центральной Европе. Одни арии сначала завоевали Балканы и Малую Азию, потом ушли в Среднюю Азию, Иран и Индию.

От индоевропейцев-ариев много раз отделялись группы племен. От древнеевропейцев откалывались племена италиков, иллирофракийцев, кельтов. Все это совершенно особые группы племен, со своей собственной историей, даже без понимания своего родства с другими индоевропейцами.

Италики — это не связанные друг с другом племена индоевропейцев, которые ушли жить в Италию.

Италия до италиков

До середины II тысячелетия до н. э. В Италии обитали доиндоевропейские народы. Мы очень мало знаем о них и их языках. Позже потомков этих народов называли лигурами на северо-востоке полуострова, пелазгами и япигами на юге, сиканами — в центре, тирренами — на западе.

Кто такие римляне по национальности. Смотреть фото Кто такие римляне по национальности. Смотреть картинку Кто такие римляне по национальности. Картинка про Кто такие римляне по национальности. Фото Кто такие римляне по национальности

До сих пор спорят, кто такие этруски. Их язык изучен так плохо, что до сих пор не очень понятно — индоевропейский он или неиндоевропейский?

По крайней мере, попытки читать этрусские надписи не удались. Буквы понятны, а слова складываются, не похожие на слова в языках всех известных нам народов.

Скорее всего, этруски — выходцы из Малой Азии. Если точнее, то из Малой Азии на остров Сардиния пришли индоевропейцы, сильно смешавшиеся с местным доиндоевропейским населением. А потом жители Сардинии завоевали часть северной Италии и смешались с жившими тут племенами тирренов.

Кто такие римляне по национальности. Смотреть фото Кто такие римляне по национальности. Смотреть картинку Кто такие римляне по национальности. Картинка про Кто такие римляне по национальности. Фото Кто такие римляне по национальности

Некоторые ученые считают, что этруски — и есть тиррены. Спорят и о том, в какой степени индоевропейцы смешались с доиндоевропейцами в этрусках.

Известно, что культура этрусков была выше культуры италийских народов — и италиков, и доиндоевропейцев.

Известно, что этруски поддерживали тесную связь с финикийцами и греками, и заимствовали у них алфавит, приспособили его к своему языку.

Уже в древнейшее время у этрусков был общий царь, который управлял крепко сплоченным «союзом 12 народов». Но отдельные города этрусков сами вели войны, и были случаи, когда одни этруски выступали с римлянами против других.

Кто такие римляне по национальности. Смотреть фото Кто такие римляне по национальности. Смотреть картинку Кто такие римляне по национальности. Картинка про Кто такие римляне по национальности. Фото Кто такие римляне по национальности

Этруски играли огромную роль в древнейшей жизни всей Северной Италии и Рима. Некоторые современные ученые даже считают, что и Рим первоначально был этрусским поселком, или Рим находился под владычеством этрусков.

Только на самом севере Италии в середине II тысячелетия до Рождества Христова прошло несколько волн переселения индоевропейцев из бассейна Среднего Дуная. В числе переселенцев в Северную Италию были фракийцы. А в самом конце II тысячелетия до н. э. в это многообразие вторгаются носители «культуры полей погребения» из Центральной Европы. Это явные индоевропейцы, но родственники ли — неизвестно.

Около 1100 г. до н. э. в Северной Италии складывается культура протовилланова, с 900 года до н. э. она переходит в культуру вилланова — явно италийскую.

Кто такие римляне по национальности. Смотреть фото Кто такие римляне по национальности. Смотреть картинку Кто такие римляне по национальности. Картинка про Кто такие римляне по национальности. Фото Кто такие римляне по национальности

Индоевропейцы в Италии

Италики — это те индоевропейцы, которые заселили Италию. И кого назвали этим греческим словом, изначально обозначавшим южную часть Апеннинского полуострова.

Ученые до сих пор спорят, кто такие италики. То ли это родственные племена, то ли совершенно чужие друг другу народы, которые сблизились и стали немного похожи друг на друга уже в Италии.

Кто такие римляне по национальности. Смотреть фото Кто такие римляне по национальности. Смотреть картинку Кто такие римляне по национальности. Картинка про Кто такие римляне по национальности. Фото Кто такие римляне по национальности

В Италии, как и везде, арии шли вовсе не единой монолитной толпой. Как и всегда, индоевропейцы подчиняли себе и ассимилировали прежнее население. Уже в римское время языки индоевропейских италийских племен делились на две крупные ветви: оскско-умбрскую, или умбро-оскско-сабелльскую, и латино-фалискскую.

Это следствие двух разных волн расселения.

В оскско-умбрскую группу входят племена умбров, осков и сабеллов. Все эти «племена» — на самом деле небольшие народности, они делятся на более мелкие. Самниты и сабины, судя по всему, результат смешения умбров и осков. Оски разбиваются на эквов, луканов и вольсков, сабеллы — на марсов, марруцинов, френтанов, вестинов.

Фалиско-латинская ветвь объединяла племена фалисков, латинов, авзонов (или аврунков), энотров и других.

Разобраться в этом изобилии племен трудно даже самому узкому специалисту. Тем более племена переселялись, воевали, смешивались между собой.

Например, племя рутулов с 334 года до н. э. все время вторгается на территорию самнитов и основывает там много колоний.

В 314 году до н. э. рутулы покорили племя аврунков и поделили их землю между своими колонистами.

Римляне — латиняне

Римляне — не племя и не род, это название городской общины. Первоначально римляне принадлежали к числу латинов, или латинян (latini). Одни ученые считают латинов самостоятельным племенем, другие — частью сабинян или этрусков.

Территория расселения латинов называлась Латиум или Лациум: по имени легендарного царя Лация. В мифах же Лация называли царем аборигенов — древнейших обитателей области Лаций. Современный термин «аборигены» прямо происходит от латинского Aborigines — названия этого народа. Что означало это слово, неясно. То ли ab origene — «изначальные». То ли Aberrigenes, от латинского aberrare — «блуждать, отклоняться». То есть бродяги, кочевники.

Уже древние, античные источники не считали аборигенов исконными обитателями Лация. Их называли греками-переселенцами или ушедшими на юг лигурами.

Известно, что аборигены пришли с севера, вытеснили из будущего Лация доиндоевропейские племена сакранов или сикулов.

Они победили италийское племя умбров и заставили их никогда больше не претендовать на Лациум. Мифы называют имена царей аборигенов, но это имена богов: Сатурн, Тибр, Фавн, Авентин, Пик. Верить ли мифам? Латин тоже был царем аборигенов, и ему приписывается совершенно фантастическое происхождение. То его называют сыном Одиссея и нимфы Калипсо. То он сын Одиссея, но уже другой нимфы — Кирки (как и Авзон). То он по-прежнему сын Кирки, но уже не Одиссея, а его сына Телемаха. То он сын Телегона. То сын Зевса и Пандоры. То сын Фавна и Марики. То сын Геракла и некой не называемой по имени девы.

Деву выдали замуж за Фавна, но верной женой она не была, и родила Латина от Геракла. То Латин оказывается все же сыном Геракла, но рожденным уже не от неверной жены Фавна, а от его дочери.

Вывод прост: наверное, в памяти латинов жила память о каком-то древнем царе. Но ему приписывали самое фантастическое происхождение — причем очень почетное по понятиям новых времен. Лация в Древнем Риме обожествили и почитали под именем Юпитер Латиарис (Лациарий). Святилище этого божества находилось на Альбанской горе.

Мифы об Энее

Мифы рассказывают, что в страну аборигенов вторгся герой Троянской войны Эней. Был он не кто-нибудь, а сын богини красоты и любви Афродиты!

Верховный греческий бог Зевс пылал страстью к собственной дочери Афродите, а она папе не давала. За это Зевс решил ее наказать: пусть воспылает страстью к смертному человеку. Этим смертным стал Анхис из царского рода дарданов. Эней родился от Афродиты и Анхиса, его выкормили горные нимфы.

Эней участвовал в сватовстве Париса к прекрасной Елене, плавал с ним в Спарту. Он не хотел участвовать в Троянской войне, но Ахиллес напал на его стада. Пришлось воевать.

Есть несколько противоречащих друг другу версий того, как Эней спасся из осажденной ахейцами Трои. То ли он бежал, неся на спине своего папу — Анхиса, и ахейцы пощадили его за благочестие и любовь к родителям. То ли он бежал из Трои еще до ее взятия. То ли Эней открыл ворота Трои ахейцам, и они отпустили его со всем его отрядом.

Кто такие римляне по национальности. Смотреть фото Кто такие римляне по национальности. Смотреть картинку Кто такие римляне по национальности. Картинка про Кто такие римляне по национальности. Фото Кто такие римляне по национальности

Так Энея из пылающей Трои спасают мама Афродита и один из ее постоянных любовников — Посейдон.

Есть много историй про то, куда плавал Эней с оставшимися в живых родичами-дарданами, где жил и какие города основывал.

Одни рассказывали, что Эней поселился близ Олимпа в Македонии, другие — основал город Капии около Мантинеи в Аркадии, третьи — сразу приехал в Эгесту в Сицилии, а позже в Лаций.

Варрон рассказывает, что Эней пожил в Самофракии и Фригии, а уже потом поселился в Лации.

По Вергилию, похождения Энея и спасшихся троянцев на 20 кораблях еще более красочны. Вергилий повествует, что Эней сперва отправился во Фракию и основал город Энеаду, но получил неблагоприятные знамения. Тогда он основал город Пергамею на Крите, но там тоже начался мор, пришлось ехать в Лаций.

Но когда корабли Энея подходили к берегам Лация, ненавидевшая его Гера, жена Зевса, наслала страшную бурю. Флот троянцев буря аккуратно отнесла прямиком в Карфаген. В Карфагене же обитала его легендарная основательница, Элисса, Фиоссо или Дидо. В русской литературе эту даму чаще всего называют Дидона.

Происходила Дидона, разумеется, от богов — то ли от Бела, то ли от Мела. Она — сестра лица вроде бы исторического — царя острова Кипр, Пигмалиона. Это тот самый царь, о котором рассказывают, что он изваял из слоновой кости чудесную статую, и сам влюбился в свое творение. Так влюбился, что одевал статую в красивые одежды, кормил, разговаривал с ней. Тронутая его чувствами, Афродита оживила статую.

В мифах, правда, не называют имени жены Пигмалиона, ожившей статуи. Что даму звали Галатея, придумал Жан Жак Руссо в 1762 году. Должен же он был как-то назвать ожившую статую? Легенды называют по именам детей Пигмалиона — безымянная жена родила сыновей Пафоса и Кинира, дочь Метарму. Но по некоторым данным, Пафос — не сын, а тоже дочь, а Кинир — не сын Пигмалиона, а внук. Сыном он приходится Пафосу, который в той версии сын, а не дочь Пигмалиона. Вот Дидона и была сестрой Пигмалиона, женой царя финикийского города Тира Сикея или Сикарба. Сикей умер, и Дидона бежала сначала на Кипр. Почему бежала — не очень понятно. То ли она имела отношение к смерти Сикея, то ли ее саму после смерти мужа должны были принести в жертву. Но и с Кипра Дидона опять бежала в Северную Африку, похитив на Кипре 80 девушек.

Древнее название Кипра — Алашия, и одно из имен Дидоны — не имя, а кличка: — киприотка. Впрочем, и Дидо — тоже кличка, означающая на языке жителей Северной Африки что-то типа «блуждающая» (или «гулящая?» И позже, и раньше нравы финикийских жриц частенько огорчали патриархальных людей). После смерти Дидону обожествили под именем Танит.

Даты основания Карфагена называют разные — и 814, и 823, и 824 года до н. э. Чтобы построить крепость Бирсу, Дидона купила у местного царя Иарбанта столько земли, сколько может покрыть воловья шкура. После чего Дидона изрезала шкуру на ремешки длиной 22 стадия (больше 4 км) и обвела ею целую гору.

Вот эта Дидона и влюбилась в Энея, а он в нее. Афродита, по своей обычной склонности помогать влюбленным, готова способствовать роману. Но Зевс против! Он посылает бога Меркурия с приказом Энею — немедленно отплыть в Лациум! И сам Эней знает — он должен жениться на дочке царя аборигенов, чтобы его потомки положили основание Риму.

Эней долго страдает, а потом все-таки решает бежать. Увидев на горизонте паруса флотилии Энея, Дидона то ли бросается на меч, то ли живой восходит на погребальный костер. По крайней мере римляне передавали проклятия, которые шлет Энею Дидона со своего костра.

Эней же в Сицилии устроил погребальные игры на могиле отца, а затем прибыл в греческий город Кумы, в Кампании. По совету прорицательницы Сивиллы Кумской Эней спускается в царство мертвых. Там тень его отца Анхиза предсказывает великое будущее и ему самому, и Римской державе.

Эней царствовал три года. Через шесть лет после падения Трои Эней был убит тирренским царем Мезенцием (союзником Турна). Но по другой версии, вовсе даже Мезенций погиб от руки Энея! А Эней то ли утонул в священной реке Нумикии, то ли был живым вознесен на небо и стал богом Индигетом. А сын Энея Асканий основал город Альба-Лонгу (Alba Longa). Было это около 1152 до н. э. В этой истории, конечно, невероятно много сказочного. Не говоря ни о чем другом, даты совершенно не сходятся. Если Карфаген основан Дидоной в 814 году до н. э. (причем уже после правления в Тире!), а умерла Дидона в 760 году до н. э., сколько же лет ей было ко времени романа с Энеем!? И как Асканий основывал Альба-Лонгу почти за 400 лет ДО романа его отца с Дидоной?!

Это только один, и даже не самый яркий, пример несуразностей, которые постоянно встречаются в мифах. В Греции показывали как минимум три могилы Геракла. У Энея тоже было как минимум пять могил.

Греческий историк Дионисий Галикарнасский, современник Юлия Цезаря, писал: «некоторых смущает, что повсюду рассказывают о могилах Энея и показывают их».

Но мы и знаем мифы об Энее и Лации именно из поздних римских книг, II века до н. э. — II века н. э. Эти противоречащие друг другу, порой вопиюще нелепые мифы записывали ученые, умные люди.

Можно только догадываться, какие истории могли рассказывать друг другу в тавернах, на улицах или у семейного очага люди, не отягощенные никаким образованием. Но мифы выполняли главную роль: во-первых, они позволяли хранить память о временах до появления письменности. И во времена Троянской войны, и в пору основания Рима, в VIII веке до н. э., римляне не были грамотны. На Апеннинском полуострове тогда или вообще не было грамотных, или были отдельные люди в греческих городах.

Самые ранние надписи на латинском языке относятся к 510-500 годам до н. э.

Кто такие римляне по национальности. Смотреть фото Кто такие римляне по национальности. Смотреть картинку Кто такие римляне по национальности. Картинка про Кто такие римляне по национальности. Фото Кто такие римляне по национальности

Мифы стали способом помнить свою историю и без письменности. Память эта неточная? Неопределенная? Но ведь и в письменной истории возникает множество разных версий одного и того же события. В устной традиции таких версий больше, как и неточностей, любого рода путаницы.

Но это уже позже «некоторых смущает» обилие могил Энея. Долгое время римляне нисколько не смущались ни пятью могилами Энея, ни тремя могилами Геракла.

Во-вторых, мифы позволяли представлять и своих предков, и свое прошлое так, как этого хотели римляне, живущие намного позже. К тому же герои древности происходили от богов, а вместе с ними и их потомки. Считалось, что сын Энея (и внук Афродиты) Асканий принял имя Юл и сделался основателем рода Юлиев. Избранный в консулы в 186 году до н. э. Марк Ацилий Глабрион считал себя прямым потомком Энея — а тем самым Афродиты и ее отца, верховного бога Зевса. Но и этого мало! Зная будущее, римляне очень успешно объясняли и прошлое. Дидона с погребального костра сыпет проклятиями вслед изменщику Энею? Вот они, корни вражды Рима и Карфагена: задолго до Пунических войн.

До того как поселиться в Лациуме, Эней остановился в Кумах и посетил святилище Кумской Сивиллы. Но Кумы были греческим городом, теснее других связанным с Римом торговлей и военными союзами. Он оказал на ранний Рим самое большое влияние из всех греческих городов Аппенинского полуострова.

Мифы утверждали главенствующую роль Рима на Апеннинском полуострове. Все италики хотели быть как можно ближе к греческой учености, ко всей греческой культуре. Культ Энея был распространен во всей Италии. Этрусков часто называют учителями римлян — а этруски почитали Энея: известно 58 этрусских ваз с его изображениями.

Возможно, основой этруской (и позже римской) легенды о переселении Энея в Италию является факт переселения туда самих этрусков из Восточного Средиземноморья, еще до прихода индоевропейцев на Апеннины.

А тут «оказывается»: латины и произошли от смешения аборигенов-италиков с переселенцами-греками!

Хотят иметь такое происхождение все — но имеют его именно римляне. Как же им не быть главными?

В годы правления царя Туллия Гостилия римляне захватят город Альба-Лонгу, разрушат ее, а жителей переселят в Рим. Но находящееся в Альба-Лонге святилище Юпитера Лациариса осталось неприкосновенным. Римляне основали такое же в самом Риме, но почитали и Юпитера Лациариса в бывшей Альба-Лонге. Еще одна могила Энея почиталась в городе Лавинии.

Кто такие римляне по национальности. Смотреть фото Кто такие римляне по национальности. Смотреть картинку Кто такие римляне по национальности. Картинка про Кто такие римляне по национальности. Фото Кто такие римляне по национальности

Как жили латины

Возможно, в крови латинов, как и других италиков, текла и греческая кровь, и кровь этрусков. Но намного важнее, что индоевропейская часть латинов, скорее всего, пришла на Апеннины раньше умбров и сабеллов. Они заняли самую удобную и плодородную часть средней Италии — равнину Лациума: примерно 60 км с юга на север и 75 — с запада на восток.

Здесь, на этой наклоненной к морю равнине, они осели небольшими общинами, civitates. Civitatas первоначально было не более 30 на площади примерно в 30-80 квадратных километров каждый.

Каждая civitas имеет укрепленный пункт — агх. В русском языке такие крепости назывались кремлями, в греческом — акрополями, в германских языках — бургами. Вокруг аркса с его святыней племенных богов растет город — urbs. Каждая из цивитас была совершенно самостоятельна и автономна. Каждой цивитас управлял царь, называли его рекс. Почему это слово стало популярной собачьей кличкой, неизвестно.

Но латиняне осознавали свою общность языка, происхождения, религии. Они считали, что все civitates latinae объединяются nomen Latinum (под именем латинян).

Проводились общие религиозные праздники. На таких собраниях обсуждались вопросы ведения общих войн, на время походов избирались общие диктаторы. Создавались даже общие колонии.

Личность и имущество всех членов всех общин охранялись во всех других. Тогда как любой иноплеменник вне своей общины считался совершенно бесправным.

Первоначально Рим был одной из латинских общин — цивитас. Фактически он был совершенно особой общиной — благодаря чему и поднялся. Но римляне долго осознавали себя латинами и говорили не на римском, а на латинском языке.

Латинский язык, латынь, сделался языком общественной жизни и культуры Древнего Рима, языком римской литературы и поэзии, официальным языком Римской империи. В перспективе он стал предком нескольких романских языков. Языки — романские, то есть римские. А язык-предок — латинский.

Рим вел войны, которые так и называются — Латинскими. Но эти войны велись не для покорения латинов, а для признания Рима их лидером — главной общиной.

Уже после Второй Латинской войны 340-338 годов до н. э. латины получили собственные законы — латинское право. Это были гражданские права, но без права избирать римских должностных лиц. Победа Рима не разрушила Латинского союза.

Рим не захватил землю и имущество побежденных. Он стал главным городом Латинского союза, каким раньше была Альба-Лонга. По-прежнему собираются общие латинские празднества, общие латинские народные собрания. Отдельные цивитас считаются независимыми. Кроме латинян, римляне сентиментально относились к жителям Кум — тех самых, в которые прибыл Эней по пути в Лациум. Этот город основали примерно в 750 году до н. э. выходцы из Халкиды. Город богател на морской торговле и сам основывал колонии: Дикеархию, которую римляне называли Путеолами, Палеополь, Неаполь, Занклу — или Мессану-Марсель.

Город жил своей непростой, активной жизнью, о которой мы мало что знаем. Известен разве что тиран Аристодем, сын Аристократа, — он был современником римского рекса Тарквиния Гордого.

В 338 г. до н. э. жители Кум получили «латинское право».

Римляне почитали местный храм Аполлона — до сих пор сохранились его развалины, свод и проходы пещеры Сивиллы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *