Кто такие русалки какое место они занимают в славянской мифологии
Русалка
Наконец-таки мы добрались и до нашей, до родной славянской мифологии, о которой мы хотим рассказать вам много всего интересного. Однако, в отличии от других мифологий мира, начать данный раздел мы хотим именно с существ, т.к. именно они закрепились в народных сказках, историях и сказаниях.
Дело в том, что язычество и любые связи с ним, во времени «Крещения Руси» жестоко карались властью, поэтому мы практически ничего не знаем о том, кому же поклонялись наши предки, кого они чтили и уважали. Однако мифологические существа закрепились в сказках, а с ними в месте – и в памяти народа, после чего прошли века и дошли до наших дней. И в сегодняшней статье мы хотим рассказать вам о русалках. Поверьте, вы узнаете много нового для себя.
Происхождение русалок
Славянская мифология является одной из самых обширных и изученных, на сегодняшний день. Более того, наша мифология обладает сходством с греческой, египетской, скандинавской, а также с римской и византийской мифологиями. Конечно, различия между ними огромны, но и связь определенно имеется.
Что касается непосредственно русалок, то вам, наверное, будет приятно узнать, что изначально они были придуманы именно в славянских племенах, а уже впоследствии, данный персонаж разошелся по всему миру, популяризировался и воспринимается многими народами, как свой собственный персонаж.
Надо сказать, что не последнюю роль в популяризации персонажа сыграл писатель Ганс Кристиан Андерсен, который написал знаменитую «Русалочку», основываясь как раз на славянских мифах и легендах, ранее распространившихся в скандинавских странах.
Одна из теорий гласит, что слово «русалка» произошло от латинского «розалия», что в переводе означает праздник роз. Данный праздник посвящался душам всех людей, который скончались преждевременно, что, в целом, соответствует происхождению данных существ. Однако эта теория крайне спорта, ибо еще до византийского влияния у славян встречался образ русалки. Да и праздник «Русалия», совпадавший с Троицей, праздновался задолго, до иностранного влияния на Русь.
Еще одним интересным фактом является то, что в славянской мифологии русалки не обладали рыбьим хвостом. Данные создания были вполне себе человекоподобными, и обладали обычными ногами, только всегда голыми. Но подробнее мы об этом поговорим в следующем разделе, а пока давайте разберемся с происхождением русалок.
Как вы, наверное, знаете, в древности славянские племена были сильно разобщены. Однако русалки встречались практически у всех племен, поэтому не удивительно, что образ русалок, а также то, как ими становились, может слегка отличаться у разных народов, но в целом, можно выделить несколько основных версий происхождения русалок:
В западных мифологиях мира упоминаются существа – Ундины, описание которых крайне похоже на наших русалок, как, собственно, и их образ в целом.
Само собой, русалкой могла стать только девушка, так что все образы происхождения, перечисленные выше, относились исключительно к женскому полу, даже в большей степени к юным девам.
Внешний вид русалки
Как мы уже сказали выше, русалки воспринимались народами по-разному, отсюда и расхождения в их внешнем облике. Как и прежде, мы передадим вам несколько самых распространенных образов, а впоследствии попытаемся выделить у них общие черты.
Рекомендуем по теме
Теперь, когда мы более-менее выяснили, какими же были русалки, давайте подведем итоги. Русалка – это погибшая неожиданной смертью или проклятая родителями девушка, женщина или девочка, бледнолицая и в белых (или прозрачных) одеяниях, а иногда и голая. Иногда легенды доходят до нас со сказаниями о красных русалках, что, видимо, соответствует смерти девушки с пролитием крови. Обязательно у русалки были длинные (до пят) волосы, которые могли быть ровно расчесаны, а могли быть спутанными и взлохмаченными. И никакого рыбьего хвоста!
Существует теория, что украинско-белорусская русалка и стала прообразом всем известной Бабы-яги. В древности, матери пугали непослушных детей за их проказы. Видимо, образ такой русалки и трансформировался в совершенно другого мифического персонажа.
Легенды гласят, что практически у всех русалок были мокрые волосы, и пока она их расчесывает, даже место, где прежде была засуха, может наполниться водой. Считалось, что если волосы русалки высыхают, то она погибает.
Виды русалок
Из всего вышеизложенного вы, наверное, уже поняли, что русалка – это есть общее название всех женских духов у древних славян. В основном духи эти связаны с водой, однако есть легенды и о лесных русалках, и о полевых. В зависимости от региона, русалок называли по-разному, поэтому ниже мы вкратце опишем каждый из видов:
Места обитания русалок
Как мы уже сказали ранее, русалки, в славянской мифологии, это не только водные существа. Нередко встречаются легенды, рассказывающие о русалках в полях и лесах. Но, в большинстве случаев русалки обитали в водоемах.
Если верить славянским сказаниям, не было разделения между русалками, в этом плане. Считалось, что они обитают на дне водоемов, а когда им захочется пошалить и развлечься – они отправлялись в леса и на поля. Более того, в старинных славянских рассказах можно найти и те, которые рассказывают о русалках в огородах, банях, на улицах, во дворах и домах, на печах и за ними, могли приходить к дому, где жили до смерти и стучаться в него.
Как мы уже выяснили, в древности матеря пугали детей русалками, чтобы они в одиночку не отправлялись купаться в водоемах, не заходили в леса и не вытаптывали засеянные поля и огороды. Да и шляться, после захода солнца, тогда было не принято. Это вполне объясняет происхождение русалок, живущих где ни попадя. Не зря сохранилась пословица: «Идет, как русалка».
И да, как правило, русалки обитали в водоемах со стоячей водой (озера, болота, ставки и т.д.). Проточной воды русалки не любили.
Значение русалок в славянской мифологии
А вот о значении русалок, до нас дошло очень много различных легенд. Известно, что русалок можно было встретить в любое время суток, но чаще всего вечером или после захода солнца. Гуляли русалки и в одиночестве, и небольшими группами.
В большинстве легенд, русалка все же является водным духом, поэтому не удивительно, что у нее была особая власть над водой. Более того, власть русалок распространялась не только на водоемы, а и на влагу, в любом ее виде. Отсюда и легенды, что русалки умели:
С русалками у славян связаны, в основном, дурные предзнаменования. Считалось, что на месте, где видели расчесывающуюся русалку, скоро должен кто-то утонуть. Купающиеся и резвящиеся русалки – тоже дурное предзнаменование. Обычно их игрища происходили в полден и полночь, поэтому славяне опасались подходить к водоемам в это время.
Славянская русалка
Русалка – необычное мифическое существо с человеческим туловищем, рыбьим хвостом вместо ног, белоснежной кожей и чарующим голосом.
Но такой образ появился только под веянием западной культуры. В славянской мифологии у русалок были ноги, и внешне они мало чем отличались от обычных людей.
Версий о том, как появился термин «русалка» довольно много. И разобраться какая из них верная не удается до сих пор. Основные предположения:
Но речные красавицы имели и много других названий. В разных регионах для них были придуманы свои имена.
Их называли нимфами, сиренами, чертовками, вилами. Мавка – та же русалка, но на украинском языке, водяница или купалка – на белорусском.
Что за существо русалка
В давние времена люди нисколько не сомневались в существовании русалок. Но мнения о том, что представляют собой эти создания, кардинально отличались.
В одних областях их считали утопленницами, в других – умершими некрещеными детьми.
Бытовало мнение, что русалкой становилась девушка, утопившаяся из-за неразделенной любви. Эта версия очень похожа на теории о происхождении западных водных существ – ундин.
Считалось, что речными обитателями становились все дети, которые умерли во время Русальей недели – поминальных дней в славянской культуре.
Места обитания
В каждой области было свое мнение о том, где живут русалки.
Причем версии часто менялись на совершенно противоположные.
Кто-то, считал, что водные красавицы жили только в реках и озерах, и лишь иногда выходили на сушу чтобы «пошалить».
Другие придерживались мнения, что русалки вполне спокойно живут в лесу и степи, и могут обитать на высоких деревьях, где проводят большую часть своего времени, раскачиваясь на ветвях.
Кроме того, существовало поверье, что с середины весны и до конца лета русалки перебирались в поля.
Особенно им нравились посевы конопли и ржи.
Еще одним излюбленным местом русалок была развесистая, склонившаяся над водой плакучая ива. Здесь они обитали после Троицына дня.
Внешний вид
Однозначного мнения о том, как выглядели русалки, также не существовало. Но в большинстве случаев их представляли красивыми девушками со стройными фигурами и прекрасными лицами.
Волосы у русалок были густыми и длинными, и часто доходили до самых пят.
Цвет копны различался. Одни считали, что у них русые локоны, другие – зеленые или черные.
Они никогда не заплетали косы, и всегда ходили с распущенными волосами и лишь иногда украшали свою голову венками из цветов.
В некоторых областях русалка – безобразная заросшая шерстью и покрытая тиной старуха, с длинными острыми ногтями.
Она вооружена кочергой или ступой. Иногда может быть обмазана смолой.
Еще сильней мнения разделились по поводу одежды созданий. Одни верили, что они, вообще, ничего не носят и, как и все представители нечистой силы, ходят голыми. Но другие же «видели», как речные красавицы надевают белые сарафаны, рубахи, и даже свадебные платья.
Особенности русалок
Речные девы обожают петь, тем более что в преданиях этих созданий наградили красивым мелодичным голосом, способным очаровать и загипнотизировать любого, кто его услышит.
В этом умении русалки были схожи с сирином – существом славянской мифологии, обладающим женской головой и телом птицы, умеющим заворожить и погубить любого человека.
Именно поэтому русалок нередко изображали в виде диковинных птиц с лицами и грудями девушек.
Эти создания, как и вся нечистая сила, умели превращаться в животных.
Чаще всего они становились кошками, собаками, птицами, мышами и зайцами. Но приписывалась русалкам и способность обращаться в неодушевленные предметы.
При желании речная красавица могла стать снопом соломы, корягой, небольшим деревцем или кустом.
Считалось, что эти существа редко когда сидят на месте, и любят прогуливаться. Но в отличие от других представителей нечистой силы, могли делать это как днем, так и ночью.
Их можно было встретить на мосту и перекрестке, возле колодца, в огороде и даже в избе за печкой. Особенно они любили посещать дома, в которых жили раньше.
Нередко русалок встречали в бане. Там они с удовольствием мылись и стирали свою одежду.
Но считалось, что в такие моменты их лучше не тревожить, так как русалка могла жестоко отомстить за нарушенный покой.
Речные красавицы умели не только топить своих обидчиков.
Вызвать бурю, дождь и град, или заставить реку разлиться, и затопить пастбища и посевы было для них делом одной секунды.
Способность управлять водной стихией у русалок была связана с их волосами.
По преданиям, локоны девушек всегда были мокрыми, и если они расчесывали их гребешком, то вода лилась с прядей бесконечно.
С русалочьими волосами было связано еще одно поверье. Считалось, если русалка не сможет их долго намочить, то она погибнет.
По народным приметам, речные красавицы плавают в реках и озерах лишь в полдень, час рассвета и заката. Поэтому в эти часы купаться было очень опасно.
Тем не менее, мифические девушки не были лишены благородства. Они никогда не трогали младенцев и маленьких детей. Более того, речная обитательница всегда защитит потерявшегося в лесу ребенка и отгонит от него диких зверей.
Характер и повадки
Так как представительниц нечистой силы чаще всего изображали девушками, то им приписывалась влюбчивость.
Поэтому молодым, холостым и красивым юношам необходимо было опасаться встречи с русалками. Ведь они могли с легкостью загипнотизировать и утащить на дно своего избранника.
Существует немало легенд, по которым мужчина влюблялся в русалку и уходил за ней в подводное царство.
Там он жил в богатстве и достатке, и все его прихоти и желания исполнялись мгновенно.
Но покинуть подводный миру мужчина не мог уже никогда.
Речные красавицы отличались любовью к развлечениям. В хорошем настроении они водили хороводы по ночам, смеялись и пели.
Если кому-то доводилось поймать русалку, то в большинстве случаев она не разговаривала, а только плакала и вытирала свои слезы длинными волосами.
Чаще всего «встречи» с русалками происходили на Русалью неделю, которая шла сразу после праздника Троицы. В это время представительницы этого вида были особенно активными, и часто занимались своими «вредными» делами:
Поэтому на Русалью неделю было категорически запрещено купаться. Считалось, что душа в этом случае станет проклятой, и ей придется скитаться в виде духа до скончания времен.
Опасность встречи
Несмотря на привлекательный вид, водяные красавицы отличались злобным характером, и, как и вся нечистая сила, приносили вред человеку. И встречи с русалками старались всячески избегать. Ведь нечисть могла:
В общем, встреча с русалками не сулила ничего хорошего. Считалось, что по одному их взгляду на человека нападала хворь, он становился вялым, или, наоборот, начинал маяться бессонницей.
Хуже всего было жителям украинских сел. Их русалки отличались особой кровожадностью, и при встрече без труда отрывали путникам голову. Не менее жестокими были и белорусские речные красавицы. Обидчикам они сворачивали голову назад и выдавливали глаза.
Но следует отметить, что «проделки» русалок касались только тех, кто вел неправедную жизнь. Кроме того, существа топили и утаскивали на дно лишь тех пловцов, которые купались в неположенное время, в особом месте или без креста.
Как защищались от русалок
Считалось, что представительницы нечистой силы могут напасть только на одинокого путника. При этом даже поездка на лошади не могла защитить от опасности. Поэтому старались ходить в лес или к реке многочисленной компанией.
Особенно много запретов было на Русалью неделю. В это время старались даже близко не подходить к воде. Невестам, беременным женщинам и кормящим матерям, вообще, не разрешали выходить за калитку. Считалось, что речная красавица может им позавидовать и наслать порчу на младенца.
Так как русалкам было под силу вызвать падеж скота и неурожай, то крестьяне старались всячески защитить свое хозяйство.
Для этого на шею животным надевались специальные обереги. А речным девам старались сделать подношение. Считалось, что их можно задобрить свежим караваем, кусочки которого раскладывались возле ворот и крыльца.
Кадр из фильма «Вий» 1967 г.
Верной защитой от любой нечисти, в том числе и от русалок, всегда было «крестное знамение».
Или более «продвинутые» ритуалы как, например, в повести Н.В. Гоголя «Вий».
Проводился он так: человек рисовал вокруг себя или жилища круг мелом, и крестил это пространство. Еще для защиты надевали крестик не только на грудь, но и на спину.
Но кроме «божьей помощи», против русалок использовались травы.
Считалось что у нечисти «аллергия» на такие растения: полынь, молодой чеснок, любисток, крапиву, хрен, освященную вербу.
Пучки этих растений старались всегда носить в кармане. Кроме того, помогал отвадить лесных и речных красавиц осиновый кол, повешенный на грудь в качестве оберега.
Русалки ненавидели железо, поэтому предусмотрительные люди всегда носили с собой иголку. Считалось, что если ткнуть нее в русалку, то она убежит от ужаса.
Дружба с нечистью
Не все боялись русалок. К примеру, девушки могли вполне безопасно с ними общаться. Более того, создания помогали им в любовных делах. Но, правда, за это нужно было платить. Некоторые отдавали бусы и красивые платки, другим же пришлось пожертвовать жизнью ребенка.
Русалка могла стать защитницей обиженной девушки или женщины. Речная наяда выслушивала жалобы, после чего сводила с ума обидчика, или, вообще его убивала.
В северной части Руси было принято «родниться» с лесными и речными девицами. Считалось, что так нечистая сила не принесет вреда.
Для этого украшали лентами молодую березку, водили вокруг нее хороводы, и обязательно делали качели из веток на дереве. Так, русалка могла вдоволь нарезвиться.
Но по окончании Русальной недели, все ленты убирались и проводились проводы нечисти с песнями, плясками и играми у костра. После этих ритуалов речные девы отправлялись восвояси.
Кто такие русалки какое место они занимают в славянской мифологии
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Русалки и духи вод в славянской мифологии.
Русалки в славянской мифологии.
Собственно, представления о русалках сложились у нас под воздействием, прежде всего, сказки Андерсена «Русалочка», а также одноименного диснеевского мультика. Посему большинство граждан (причем не только малолетних) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими хвостами и вступают с человеком в сложные отношения.
Однако большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря посадил свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами-ундинами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.
Живут русалки не только в воде. С Троицына дня до дня Петрова (С.Б. Русальная неделя) они выходят и, рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.
Для того чтобы в период Русальной недели не смогли навредить русалки, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем, не выполняли никаких полевых и огородных работ, не подмазывали печь и стены избы, не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для русалки оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.
Кстати, одну из них можно схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой. Русалки весьма охотно выполняют всякого рода бабью домашнюю работу, при этом не ворчат и питаются исключительно паром. Правда, живут они в доме всего год, а на следующую русалью неделю получают свободу и скрываются на дне речном.
Ольшанский «Русалки».
Берегини в славянской мифологии духи в обличие женщин с хвостами, живущие по берегам рек. Упоминаются в древнерусских историко-литературных памятниках. Они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.
Согласно народным верованиям, вода – традиционное местообитание не только лихорадок, но и многих болезней. Поэтому, следую логике Д.К.Зеленина, можно допустить, что связанные с водой берегини были не столько «непосредственными прообразами» сестер – лихорадок, сколько наделялись властью над болезнями (возможно были и персонификациями болезней.)
Вера в берегинь («живущих на берегу» «оберегающих») была, по-видимому, достаточно распространена в Древней Руси. О ней неоднократно (и, конечно, с осуждением) говорится в различных сочинениях отцов церкви: «Одна из вставок в «Слове о том, како первое погани кланялись идолам» приписывает восточным славянам веры в берегынь. В слове, носящем сходное заглавие, но обозначенном именем Иоанна Златоуста, говорится: и начаша жрети. упирем и берегыням. – и далее: и рекам, и источникам, и берегыням». [Кагаров, 1918]. Е.В.Аничков считал «требы упырям и берегиням» «ядром древнерусских верований» [Аничков, 1914]. Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них «предшественниц» русалок или отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определенно связаны с водой; им, по-видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно.
Берегиня. Рисунок Романа Папсуева.
«Тута камышами по ночам албаста шатается» (Перм.). «Глядь, ан за ериком-то девка – знать лобаста – нагишом, чешет голову, а волосы-то длинные-предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое» (Астр.).
Слово албаста, по-видимому, заимствовано из тюркских языков. У татар и киргизов албаста – злой дух.
В Астраханской и Вятской губерниях албасту описывали как русалку, но русалку «страшную». Это отталкивающего вида нагая женщина с огромными грудями и длинными космами волос. Как и русалка, албаста обычно сидит у реки или озера на камне, расчесывая распущенные волосы. При появлении человека бросается в воду и исчезает.
Лобаста, лобоста, лопаста – несколько видоизмененное название той же «страшной» русалки. Однако в некоторых районах средней и нижней Волги (например, в Саратовской, Астраханской губерниях) лобосту описывали как женщину огромного роста – «величиной от неба до земли».
Согласно поверьям многих губерний России (редко — Сибири и севера) русалки стараются заманить к себе человека, а затем могут защекотать, замучить его до смерти (см. Русалки) (в севернорусских и великорусских поверь такие действия чаще приписываются лешему).
Чтобы уберечься от русалок-щекотух, в период приблизительно с Троицы до начала Петровского поста старались не ходить в одиночку в лес или к воде а также в засеянное рожью поле, особенно после захода солнца; носили с собой отпугивающие русалок травы (чеснок, полынь и т. д.). Наиболее опасными считались недели до и после Троицы.
Хотя представления о русалках-щекотуньях общераспространенны, названием лоскотуха более характерно для южных, юго-западных районов России.
Особенно Мавки любят при полном месяце появляться. Плещутся в реке, а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри, а путников просят позычить им для этого дела свой гребешок. Если дать его наглым и мокрым девкам, они расчешутся и вернуться в реку с миром, а гребень придется выбросить, иначе потом облысеешь. Если же не дать, пожадничать то замучают мавки до смерти.
Вообще мавки красивые, какими при жизни никогда не были. Некоторые страхолюдины для этого специально топятся. Только красота эта у них обманная. Повернется к тебе спиной мавка, и тогда можно увидеть позеленевшие, без воздуха легкие, небьющееся сердце. Находчивый парень, правда, может отшутиться от мавок. Шутки они любят, только это и спасти может.
«А мужики видели, как из реки выходила женщина. Она первый раз вышла и говорит: «Фараон, фараон», — и ушла в воду» (Волог.).
В основе таких представлений лежат апокрифические легенды, возникшие в результате народной переработки библейского сюжета о переходе Мот через Красное море, когда вода расступилась, пропустила Моисея и ведом им народ, но сомкнулась над головами преследователей; «люди фараона обратишася рыбами», «у тех рыб главы человеческие, а тулова нет, токмо ед глава, а зубы и нос человечи; а где уши, тут перья, а где потылица, тут же и не яст их никтоже».
Образ «фараона лютого», по-видимому поразивший народное воображение нередко появляется в старинной русской литературе, в сказаниях, легендах «Переход библейско-книжного образа в сферу народных мифологических представлений осуществлялся несколькими путями: через официальную книжное» через литургику, через апокрифическую литературу, народную трансформацию духовной литературы, в частности, духовные стихи. В канонической церковной и светской книжности и сам библейский сюжет, и образ фараона, преследовавшего. В народных верованиях образы фараонов и фараонок сливаются с образами сеяных и русалок, однако из-за «книжного» происхождения представлений о («войске фараоновом» полулюди-полурыбы часто воображаются обитающими далеко, в морях; например, фараончики — «чудные белотелые девы с русыми кудрями, которые плавают в море. У них рыбьи хвосты» (Сарат.). В Новгородской губернии считали, что у фараонов только «голова человеческая», а остальное у них рыбье. Случается, что в ясную погоду они выскакивают из воды и кричат: «Царь Фараон в воде потонул».
Иллюстрация Виктора Королькова «Морские девы».
Таким образом, в народных повествованиях о фараонах и фараонках, наряду с «библейским происхождением», подчеркивается их принадлежность к безвременно погибшим, заклятым, проклятым людям, а так же особый, «глухой и хриплый», но влияющий на людские судьбы голос и дар пророчества, предвиденья.
Крым. Мисхор. Мисхорская русалка.
По давней легенде в Мисхоре жила прекрасная девушка Арзы, которая была украдена разбойниками и продана в гарем турецкому султану. Через год Арзы бросилась со скалы и, проплыв все Черное море, вернулась с ребенком к родным берегам. Оригинальная скульптура архитектора Адамсона, установленная в 1907 году, была смыта штормом через два года. На второй русалке во время Великой Отечественной фашистские асы отрабатывали свою меткость в стрельбе по людям. Сейчас фигура женщины с ребенком, изрешеченная пулями, находится среди экспонатов музея Поляны сказок и продолжает улыбаться гостям Крыма, напоминая о трагичной судьбе Арзы и ее каменной «сестры».
Мисхорская русалка.