Кто такие русские немцы
Русские немцы. чужие среди своих
РУССКИЕ НЕМЦЫ:
ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ
Историю нашего многонационального города и его окрестностей сложно представить без немцев. Они всегда занимали здесь свою, особую нишу. Из поколения в поколение сохраняли самобытную культуру, придерживались религии предков. Этому народу пришлось претерпеть много лишений. Страдать наравне с людьми других национальностей в годы революции и коллективизации. Голодать, терять родных и близких, сгинувших в лагерях. На долю этого народа выпали и сугубо свои невзгоды. Казалось бы: абсурд. Но, как говорится, из песни слова не выкинешь. В период ВОВ российские немцы оказались чужими среди своих. Не смотря на то, что многие знали о Германии лишь по семейным преданиям. И наша страна была уже не второй, а первой и единственной родиной. Но это не помешало властям, а следом за ними и озлобленным на жизнь гражданам Страны Советов, зачислять в стан врагов ни в чем неповинных людей. Виноватых лишь в том, что их предки переехали т нашу страну несколько веков назад…
Указ президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г.
«В целях укрепления режима поселения для выселенных Верховным органом СССР в период Отечественной войны…немцев,…а так же в связи с тем, что во время их переселения не были определены сроки их высылки, установить, что переселение в отдаленные районы Советского Союза указанных лиц проведено навечно, без права возврата на их на прежнее место жительства.
За самовольный выезд(побег) из мест обязательного поселения этих выселенцев виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности. Определить меру наказания за это преступление в 20 лет каторжных работ.»
Российские немцы — о жизни в двух культурах The Village поговорил с российскими немцами об их предках, восстановлении республики немцев Поволжья и особенностях жизни в двух культурах
Основная волна иммиграции немцев в Россию пришлась на XVIII век — немецкие крестьяне селились в Поволжье по приглашению Екатерины II (манифест от 4 декабря 1762 года). В 1918 году на части территорий Саратовской и Самарской губерний образовали автономную область, первую в РСФСР, которая получила название автономной области немцев Поволжья. Многие прожили на этой территории вплоть до 28 августа 1941 года, когда Иосиф Сталин приказал выселить российских немцев «с треском», так как ходили слухи об их лояльности к фашистам. Тогда депортировали многие народы, но российских немцев так до сих пор не реабилитировали. Кому-то из них повезло: после трудармии (военизированная форма труда определённых категорий граждан в 1941–1945 годах) они попали в немецкие сёла в Сибири, а кому-то пришлось скрывать своё немецкое происхождение и жить в страхе.
Долгое время действовала негласная политика искоренения немецкости: людям запрещали говорить на их родном языке, не допускали к получению высшего образования. В результате до сих пор далеко не каждый российский немец владеет родным языком и культурой. С распадом СССР у российских немцев появилась надежда вернуться домой в Поволжье, но этого не случилось. После предложения Бориса Ельцина селиться на территории ракетного полигона Капустин Яр многие потеряли веру в то, что справедливость будет восстановлена, и уехали в Германию. Но были и те, кто слишком привязался к России и, несмотря на все минусы, не представлял жизни вне её. Так у нас образовались современные комьюнити обрусевших немцев, некоторые из которых до сих пор лелеют надежду на восстановление немецкой республики в составе нашей страны. The Village встретился и поговорил с российскими немцами, проживающими в Москве, об их выборе, предках и жизни в двух культурах.
яся фогельгардт
Ольга Мартенс, 46 лет
заместитель председателя Международного союза немецкой культуры
Мои предки приехали из Германии в Поволжье по приглашению императрицы Екатерины Великой. Папины родители жили под городом Маркс в селе Филиппсфельд — сейчас оно называется Филипповка. Они не были депортированы, так как в конце XIX века в числе первых отправились осваивать целинные земли Сибири и участвовали в основании старейшего немецкого села Александровка, где мы жили потом. Мамины родители жили в селе Гуссенбах — сегодня это село Линёво Озеро в Саратовской области. В начале войны их депортировали в Сибирь.
Я выросла в Александровке в Сибири. Изначально там была только одна семья казахов, а все остальные — немцы. Часть из них в 1893 году и основала село, а остальных депортировали туда в 1941 году из Поволжья. В селе говорили на очень старом красивом немецком диалекте, который люди сохранили ещё со времён Екатерины II. При этом преподавание в школе велось на русском, а немецкий изучался как родной язык до середины 90-х.
Есть народы торгующие, есть народы обшивающие, а есть те, кто любит работать на земле. Немцы — народ, который умеет делать из пустыни оазис
Семьи, основавшие Александровку, образовывали между собой новые союзы. В итоге на всё село было пятнадцать немецких фамилий. Чтобы не объяснять, какого ты Циммермана или Бауэра имеешь в виду, каждому давали кличку на русском или немецком. Например, фамилия моей семьи была Миллер, это как Иванов, но в селе нас знали как Лётчиков. Однажды в поле недалеко от села приземлился кукурузник, мой дедушка, который тогда был ребёнком, подбежал к самолёту, и пилот подарил ему шлем. После этого дедушка всем говорил, что будет лётчиком, когда вырастет. Так этот псевдоним за нашей семьёй и закрепился.
У каждого народа своя ментальность: есть народы торгующие, есть народы обшивающие, а есть те, кто любит работать на земле. Немцы — народ, который умеет делать из пустыни оазис. Поэтому, как только выходил какой-нибудь манифест — приглашение Екатерины II селиться на окраинах России, указ об освоении земель Сибири или северного Казахстана, — немцы отправлялись туда. Вот и когда мне было семь мы с семьёй переехали в целинный регион Казахстана.
В моей семье друг с другом говорили на немецком. Но сказки мне читали всякие: и русские, и немецкие. Бабушка пела на немецком, так как плохо говорила по-русски. Мама — на русском и украинском. Это нормально, потому что всегда есть влияние народов, которые живут с тобой по соседству.
Мои родители, бабушки и дедушки потом вернулись в Германию. Но я отказалась. Я была молодой, а у молодости свои представления о мире. Тогда мне казалось: «Как же я без русских передач, без местного фольклора буду жить?» И не жалею о том, что осталась.
Чтобы уехать в Германию на ПМЖ, необходимо доказать, что ты немец.
Во-первых, нужно предоставить документы, подтверждающие национальность.
Во-вторых, один из родителей должен засвидетельствовать, что он тоже немец.
В-третьих, придётся сдать языковой тест. В какой-то момент правила приёма ужесточили: человек должен был говорить не только на немецком, но и на диалекте. Со стороны Германии это было жестоко, ведь долгое время советская власть буквально выбивала из людей немецкость. К счастью, потом это требование отменили.
Мой дедушка был в трудармии в Воркуте, но в семье это подавалась так, что, мол, все были и он был. Благодаря своему окружению я жила в отдельном мире — немецком, но позитивном. Только в студенческие годы до меня по крупицам стала доходить информация о том, что произошло с моим народом. Потом Советский Союз распался, появилось много общественных движений. Так случилось, что я возглавила молодёжную организацию российских немцев сначала в Казахстане, а потом и в России. Через какое-то время меня выбрали на должность заместителя председателя Международного союза немецкой культуры.
МСНК занимается восстановлением культуры российских немцев: создаёт немецкие центры, молодёжные клубы и СМИ на немецком языке. Союз существует за счёт грантов и российско-германской программы поддержки российских немцев. В России есть Федеральное агентство по делам национальностей и Межнациональный совет при президенте РФ, которые отвечают за поддержку автохтонных народов. Но, как правило, этого оказывается недостаточно. Раньше на телевидении был ролик «Газпром — национальное достояние России». Это такая глупость! Достояние страны — не то, что лежит в земле, а народы, которые проживают на её территории. Народы России — уникальный бренд, который нуждается в поддержке и развитии. В этом плане нашему государству ещё расти и расти.
Самая большая проблема российских немцев — дисперсность проживания. Очень сложно сохранять традиционные элементы культуры и языка, когда одна семья живёт в Воркуте, вторая — в Магадане, третья — в Горно-Алтайске, а четвёртая — в Калининграде. Ещё одна важная проблема, вытекающая из первой, — отсутствие критической массы. Нельзя открыть немецкую группу в детском саду или преподавать немецкий в школе для одного ребёнка.
Многие российские немцы не говорят по-немецки — и это тоже проблема. Есть и те, кто не владеет немецким, но указывает этот язык как родной — такое бывает часто. В России любят жить символами. У российских немцев тоже есть свои символы: республика, которую ликвидировали, немецкий язык. Хочется, чтобы эти символы были реальностью, но это не так. И люди продолжают жить иллюзиями — говорят, что немецкий их родной язык, не зная его и не предпринимая никаких усилий, чтобы его выучить. Я не осуждаю тех, кто не говорит по-немецки и при этом называет себя немцем. Но я считаю, что каждый российский немец должен приложить все усилия, чтобы его дети и внуки владели языком — только так произойдёт восстановление утраченной цепочки. Я знаю немецкий благодаря своим бабушке и дедушке. Мои родители приложили все усилия, чтобы мои дети говорили на немецком. Причём мне было важно, чтобы мои дети знали не только диалект, но и литературный немецкий, поэтому я добилась, чтобы они его изучали в школе. Мой муж тоже российский немец, но дома мы говорим преимущественно по-русски.
Не могу сказать, что российские немцы стремятся находить себе пару среди таких же российских немцев. Конечно, есть молодые люди, которые обязательно хотят девочку-немку или мальчика-немца. Мне кажется, это перегибы в сознании. Я вообще не смотрю на национальность. Я человек мира. Помню, как возмущалась, когда моя бабушка отправляла меня в немецкие сёла и говорила, что нужно найти немецкого жениха и никакого другого.
Наверное, главное отличие русских и немцев — в том, что русскому нужно всё и сразу, а немец чётко знает, чего хочет, сколько ему потребуется действий и времени, чтобы достичь цели. Успех приходит, когда соединяются сила духа и авантюрность русских с плановым подходом к делу немцев. Когда постоянно живёшь в русской эмоциональности и авантюрности, очень устаёшь. Когда всё время живёшь в немецкой плановой ментальности, скучаешь. В этом плане российским немцам очень повезло. Мне здорово жить в той точке, в которой я нахожусь: я могу сломя голову во что-нибудь броситься, но при этом всё просчитать.
Русские немцы
В современной Германии термин употребляется по отношению к немцам, репатриировавшимся изо всех этих стран (в основном, из Казахстана) в Германию начиная с 1955 года. Термин «российские немцы» также употребляется по отношению к потомкам немецких колонистов на Украине, уроженцев Казахстана, и т. п. Также используются либо использовались выражения «колонисты», «немцы России», «советские немцы», «русские немцы».
Содержание
Происхождение немецкого населения России
Значительное число немцев переселилось в Московское государство в период правления великих князей Ивана III и Василия III – в 15-16 вв. В период правления Ивана IV Грозного доля немцев в населении городов стала настолько существенной, что во многих из них появились кварталы компактного проживания немецкой диаспоры – так называемые Немецкие слободы, самая большая и известная из которых была в Москве (См. Статью «Немецкая слобода»)
В XVIII веке широко практиковалось приглашение в Россию иностранных учёных, военных, дипломатов, деятелей искусства, и некоторые из них были немцами. Потомки этих людей зачастую оседали в России, в значительном числе случаев сохраняли немецкий язык в качестве основного, немецкое национальное самосознание, принадлежность к лютеранской или католической церкви, а также компактное проживание. Даже сама правящая династия Романовых, начиная с брака родителей Петра III — цесаревны Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха, активно смешивалась с немецкими правящими династиями, в результате многие Российские правители имели большую долю «немецкой крови», а некоторые, в силу различных династических обстоятельств, даже были рождены в Германии.
В XVIII же веке по приглашению Екатерины II (манифест от 4 декабря 1762 года) началось переселение немецких крестьян (так называемых колонистов) на свободные земли Поволжья и позже Северного Причерноморья — многие из этих крестьянских семей оставались в местах своего первоначального компактного проживания на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык (в законсервированном по сравнению с немецким языком Германии виде), веру (как правило, лютеранскую, католическую) и элементы национального менталитета.
Основную часть нынешнего немецкого населения России и стран СНГ составляют прежде всего потомки немецких крестьян-колонистов. История их формирования охватывает период с XVIII по XX вв. Основными местами расселения являлись среднее и нижнее Поволжье, северное Причерноморье, Закавказье, Волынь (северо-запад Украины), с конца XIX в. — Северный Кавказ и Сибирь. В силу их территориальной разобщенности и различных особенностей исторического и этнического развития в среде российских немцев сформировался ряд этнических (локальных) групп — поволжские немцы, украинские немцы (выходцы из Причерноморья, зачастую разделяющие себя по конфессиональному признаку на лютеран и католиков), волынские немцы, бессарабские немцы, кавказские немцы (или швабы, по месту своего выхода из Германии — Швабии, или Вюртембурга) и меннониты (особая этноконфессиональная общность). Представители различных этнических групп немецкого населения долгое время имели и сохраняли особенности в языке, культуре, религии, быту — говорили на своих, зачастую значительно различающихся, диалектах, праздновали по особому народные и религиозные обряды и праздники — Рождество, Пасха, Троица, Праздник урожая, Праздник забоя скота (Schlachtfest) и др.
Исходным пунктом миграции немецкого населения по территории России были также окончательно присоединенные к ней в XVIII веке прибалтийские земли, особенно Эстляндия и Лифляндия. Кроме того, большое количество немцев в XIX столетии переселилось на Волынь из Польши. Наконец, в 1920-е гг. немецкая диаспора в СССР пополнилась некоторым количеством немецких коммунистов, перебравшихся в единственное в мире социалистическое государство.
По состоянию на 1913 год в Российской империи жило около 2 400 000 немцев.
Немцы в СССР
В первые десятилетия Советской власти возрождение национальной идентичности российских немцев приветствовалось, что привело в 1918 г. к образованию одной из первых национально-территориальных автономий на территории Советской России — Трудовой коммуны Автономной области Немцев Поволжья, в 1924 г. переоформленной в Автономную Советскую Социалистическую республику немцев Поволжья со столицей в городе Покровск (позже Энгельс).
Период Второй мировой войны ознаменовался коренной трансформацией ареала расселения немцев на территории СССР.
В Германии немецкие репатрианты были расселены в основном на западно-польских землях, захваченных Рейхом в результате войны 1939 года. Одновременно с этих территорий производилось широкомасштабное выселение польского и еврейского населения.
Немцы и постсоветская Россия
В 1990-х гг. во многих крупных городах России и в местах компактного проживания российских немцев созданы Центры немецкой культуры, в которых при содействии правительства ФРГ реализуется программа «Брайтенарбайт» («Расширенная работа»), образованы два немецких национальных района (с центрами Гальбштадт в Алтайском крае и Азово в Омской области), реализована немецко-российская программа «Нойдорф-Стрельна» по созданию коттеджного поселка российских немцев в пригороде Санкт-Петербурга — районе Нойдорф в Стрельне, образована Федеральная национально-культурная автономия «Российские немцы».
На конец 2008 года «Русские немцы» остаются единственной из репрессированных при коммунистическом режиме, но не реабилитированных национальных групп
В начале 90-х годов XX века было организовано «Немецкое общество Санкт-Петербуга», возобновлено издание газеты на немецком языке St.Petrsburgishe Zeitung.По инициативе Совета общества в январе 1998 года на Левашовском мемориальном кладбище, как дань памяти не только невинным жертвам репрессий, погибших в годах коммунистического эксперимента, но и всем немцам, верой и правдой служивших России, был установлен Памятник «Немцам России». Существует мнение что это — единственный памятник российским немцам на территории РФ.
По переписи 2002 года в России проживало 597 212 немцев.
Исторически известные личности
В Германии наибольшей чести помещения в национальный пантеон удостоились четыре россиянина немецкого происхождения:Миних, Екатерина Великая, Барклай де Толли и Дибич [24]
До XIX века включительно
XX век — наши дни
Примечания
См. также
Библиография
Энциклопедии, библиографические справочники
Материалы научных конференций
Общие издания
Ссылки
Депортации в СССР
Полезное
Смотреть что такое «Русские немцы» в других словарях:
Немцы на Украине — Немцы на территории Российской и Австро Венгерской империи (современная Украина) … Википедия
Немцы Области Войска Донского — Немцы Области Войска Донского Содержание 1 Освоение немцами Донского края 2 Предпринимательская деятельность … Википедия
Русские — Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристократ … Сводная энциклопедия афоризмов
Немцы Петербурга.Дом Романовых и его окружение — Немцы Санкт Петербурга часть городского населения Петербурга и его окраин, до Октябрьской революции составлявшие самый большой процент жителей после русских, которые проживали или трудились в нём в течение достаточно длительного времени и… … Википедия
Немцы — Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристократия … Сводная энциклопедия афоризмов
Русские в Прибалтике — Русские (латыш. krievi, лит. rusai, эст. venelased) крупнейшее национальное меньшинство в Латвии (27,7 % в 2009 г.[1]) и Эстонии (25,6 % в 2008 г. [2]), в Литве второе по численности (4,9 % в 2009 г.[3]) … Википедия
Немцы в Польше — Немцы в Верхней Силезии. Концентрация в Опольском воеводстве (запад) и Силезском воеводстве (восток) … Википедия
Русские в Таджикистане — одно из этнических меньшинств страны, после тюркоязычных узбеков (27 %) и киргизов (1,5 %), составляющая в настоящее время около 50 тысяч человек (около 1 %) населения республики. Сами таджики, по данным переписи 2001 года… … Википедия
Русские в Винницкой области — (укр. росіяни у Вінницькій області) русское население на территории современной Винничины (Украина). Русские Винницкой области являются самым многочисленным миноритарным народом в регионе. Согласно данным переписи 2001 года, в… … Википедия
Русские в Волынской области — (укр. росіяни у Волинській області) русское население на территории современной Западной Волыни (Украина). Русские Волынской области являются самым многочисленным миноритарным народом в регионе. Согласно данным переписи 2001 года, в Волынской… … Википедия
Российские немцы ‒ кто они? Для себя и для нас
К 80-летию сталинской депортации
В этом году российские немцы вспоминают 80-летие указа от 28 августа 1941 года об их депортации из прежних поселений в Поволжье, Новороссии, Крыму, на Северном Кавказе ‒ в Сибирь и Казахстан с большим числом жертв. Причем российские немцы так и не получили реабилитации в той мере, как другие депортированные народы. К тому же в Германии на них, репатриировавшихся, власти смотрят косо как на «российскую агентуру». В связи с этим ставится вопрос: кто такие российские немцы – досадная заноза для властей РФ и ФРГ или же это сегодня передовой отряд в восстановлении российско-германского союза для обороны от Нового мiрового порядка?
Как известно, в Германии живут около двух с половиной миллионов немецких переселенцев из СССР и РФ (из них более полумиллиона сохранили гражданство РФ). Это потомки немецких колонистов, которые были приглашены в Россию в XVIII веке «императрицей-немкой» Екатериной II (об этом у меня есть подробная статья в календаре). В Российской Империи они жили в основном в созданных ими компактных немецких колониях, сохраняя свои национальные обычаи, тем не менее за прошедшие два столетия стали в чем-то обрусевать, особенно быстро и принудительно они ассимилировались в «интернациональное» советское время в языковом смысле. Тем более что это время оказалось для них и очень трагичным, связанным с репрессиями, большими жертвами и горечью утрат.
Поэтому, когда с конца 1960-х годов появилась возможность «репатриации» в Германию по национальному признаку, многие российские немцы стали переселяться в ФРГ по политической причине: из нежелания жить и воспитывать детей при богоборческом режиме, где они как немцы были на положении граждан «второго сорта»; разумеется, привлекал и более высокий уровень западной жизни. (Вообще-то масштабной репатриации добивались и добились евреи посредством американских политических, технологических и торговых санкций, наложенных американским еврейством на СССР, но советское руководство решило «замаскировать» свою уступку в этом конфликте таким образом, что, помимо евреев, из гуманных соображений «для воссоединения семей» репатриироваться разрешили также и другим категориям советских граждан: немцам, грекам и армянам.)
Время от времени я заглядываю на немецкие русскоязычные сайты, а также получаю из Германии рассылки, затрагивающие немецко-российскую тематику. Одной из важных проблем в этой среде стала тема самоидентификации. То есть, когда выявились существенные отличия в менталитете российских немцев от западных, встал вопрос:
«Кем являются российские немцы в России?
Немецкой диаспорой в России (44%, 164 Votes)
Коренным народом в составе российского суперэтноса (29%, 108 Votes)
Некоренным народом в составе российского суперэтноса (25%, 92 Votes)
Затрудняюсь ответить (2%, 9 Votes)»
а также:
«Кем являются немцы из России в Германии?
Немецкой этнической группой в Германии (42%, 160 Votes)
Частью немецкого народа без образования этнической группы (39%, 150 Votes)
Особой этнической группой в Германии (18%, 68 Votes)
Затрудняюсь ответить (2%, 6 Votes)».
Прожив немалую часть своей жизни в Германии (1975‒1994) и общаясь там со многими российскими немцами, позволю себе поделиться своим видением этой проблемы (которую надеюсь успеть рассмотреть в давно готовимой книге).
Начну с того, что немцы и русские ‒ крупнейшие народы северо-восточной Европы, отдаленно родственные по происхождению в тогдашнем племенном котле со сходностью их языческих верований и сложившегося на их основании первичного психо-культурного типа. В своем историческом становлении оба народа расширяли свою территорию, включая в себя соседей, как правило восточных. В историографии существует такой термин применительно к немецкой истории: Drang nach Osten, в результате которого было колонизировано южное и восточное побережье Балтийского (Варяжского) моря, ранее заселенное славянскими племенами (их следы остались в географической топонимике). Но на границе Руси немцы были остановлены. Русские же в своем «Дранге нах остен» освоили всю малозаселенную Евразию и даже временно часть американского континента вплоть до Калифорнии.
Прибытие немцев в Россию началось еще во времена московских Царей, которые приглашали иностранных мастеров, медиков и других специалистов. При Петре I это приобрело значительные размеры, также из отвоеванной у шведов Прибалтики, уже и в виде учителей, ученых, администраторов, военных, поскольку Петр решил европеизировать доставшуюся ему консервативную Русь.
В отличие от следующей волны екатерининских сельских переселенцев эти высокообразованные немцы (как и представители всех других европейских народов) входили в высший социальный слой Империи и быстро в нем обрусевали, тем более в своем потомстве: об этом свидетельствуют имена множества генералов, академиков, государственных деятелей, которые, имея фамилии своих европейских предков, считали себя русскими и проявляли несомненный русский патриотизм в войнах даже с германскими государствами.
Интересный факт: в процентном отношении офицеры с немецкими фамилиями дали весьма большую долю воинов и военачальников-монархистов в Белых армиях (граф А.Ф. Келлер, Е.К. Миллер, барон П.Н. Врангель, В.О. Каппель, Р.Ф. Унгерн фон Штернберг, М.К. Дитерихс), жертвенно стремившихся защитить их российскую Родину от оккупационной орды коммунистического Интернационала. И затем в русской эмиграции они и их потомки не растворялись в европейской среде своих исторических предков, а активно участвовали в жизни Зарубежной Руси и в отстаивании чести исторической России перед западным мiром, чьи правители предали ее и Белое движение.
А ведь они, имея хорошее образование и дворянское происхождение, могли бы успешно вернуться к своим историческим корням и занять соответствующее положение к немецкой элите. Однако что-то такое, приобретенное в своей уже российской жизни, они не хотели терять ‒ тем более в прямом сравнении с европейским менталитетом, который ощущали чужим. Примерно такую же чужесть, хотя и в меньших масштабах, скорее бытовую и интуитивную, ощутила и немалая часть репатриировавшихся российских немцев во второй половине ХХ века. Даже их молодежь любила общаться в своем кругу, устраивая регулярные вечеринки, собственные вечерние клубы, собрания и даже общегерманские съезды (наиболее крупными, на моей памяти, были таковые в Висбадене, доставлявшие немало хлопот полиции типично русскими «нарушениями общественного порядка»).
Что же такое они не хотели терять? ‒ с моей точки зрения, ответ на этот вопрос и позволит определить им: «кто мы?»
В известном романе Гончарова «Обломов» представлены, как типичные, образы обрусевшего делового немца Штольца и русского дворянина Обломова, который не понимал активность Штольца и видел в ней суету, далекую от действительного смысла жизни: «а когда же жить?». Он, правда, этого смысла не обнаруживал и проводил свою жизнь в мечтаниях о преобразованиях, которые никогда не осуществлял. Но, разумеется, образ Обломова в романе ‒ это карикатура, хотя она отчасти верно указывает на причины западного (и особенно немецкого) внимания к благоустройству быта и на русское неприхотливое пренебрежение им. (Примечательно, что и сейчас в России практически отсутствует комфортная отечественная бытовая техника и даже хорошие автомобили ‒ зато строятся уникальные ледоколы и ракеты.)
Русская православная устремленность к высшему смыслу, к духовности, и связанная с этим так называемая русская «широта души» вовсе не обязательно должны проявляться в безвольной обломовщине. Исторически она проявлялась и в вольном казачестве, которое расширяло границы России, и в русском крепостном крестьянине, который поразил путешествовавшего по России англичанина: «Его опрятность, смышленость и свобода. Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения! Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» (Notes of a visit to the Russian Church by the late W. Palmer. London, 1882), и в русской науке, давшей наибольшие результаты не в усидчивых составлениях классификаций, а в полете мысли, и в русской литературе, притягательной для западного читателя своей духовной тайной. Вот этот русский дух свободы, «широты души» и чувство вышнего мiра, вероятно, своей общей жизненной атмосферой налагал свой отпечаток и на русеющих иностранцев, которым при возвращении на свою историческую родину она казалась мелочной и душной ‒ как об этом свидетельствовал В.И. Даль: «Ступив на Берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков» (незадолго до смерти он перешел из лютеранства в Православие).
Эту русскую «широту» не удалось сузить даже при тоталитарном коммунизме, хотя она во многом превратилась в бытовую необязательность, в воровство «ничейной» собственности у государства и в пассивную безответственность. На этом терпели крах многие попытки патриотического предпринимательства (например атамана В.П. Мелихова на Дону). Тем не менее и сегодня в Россию влюбляются близкие по духу иностранцы, переселяясь для фермерства в русскую провинцию, даже при нынешнем нерусском правительстве и его тупой бюрократии, препоны которой приходится преодолевать.
Но есть еще один аспект российско-немецкой общности интересов: восстановление исторической правды о войнах ХХ века и их виновниках, завершающих ныне построение своего Нового мiрового порядка. Об этом пишет Гуго Вормсбехер в статье «Мы, российские немцы. Время трубит сбор»:
Необходимо сказать «о действительных причинах двух «российско-германских» войн. Причинах, о которых не очень принято говорить в до сих пор оккупированной Германии. Причинах, которыми были совсем не разногласия между двумя близкими народами, во многом дополняющими друг друга, а потому заинтересованными в тесном мирном сотрудничестве, а давние стремления третьих сил стравить эти два народа как своих главных экономических и геополитических конкурентов – для их взаимоуничтожения в интересах этих третьих сил.
Сделать это знание, тоже давно запретное уже в зоне оккупации, открытым, наконец, для всех, – в этом также могут помочь российские немцы Германии: ведь они (пока) всё же меньше, чем коренные немцы, испытали на себе послевоенное «радикальное перевоспитание», идущее в стране до сих пор. По этой же причине они вполне могут принять участие в содействии решению и другой общегерманской задачи: освобождении страны от так затянувшейся ее оккупации и внешнего управления, направленных в первую очередь против нормального сотрудничества России и Германии.
У нас все больше проявляется еще и совершенно новое для нас стремление, отражающее и новый уровень понимания масштабов контекста, в который вписан наш национальный вопрос: стремление помочь ослабить совсем не фантомные до сих пор боли наших великих родителей – России и Германии, от их давних общих и тоже не заживающих ран. Ран от похабного Версаля, от рожденного и вскормленного во многом этим Версалем германского нацизма, от «священной войны до полного уничтожения», объявленной Германии другим нацизмом – ветхозаветным, еще задолго до начала Второй мировой войны и продолжаемой до сих пор. Ран от беспредельного мародерства припозднившихся в очередной раз открывателей «второго фронта». Ран от их геноцидных планов «радикального перевоспитания» немецкого народа с подготовкой этими новыми колонизаторами для побежденной страны не только антинародной интеллигенции, но и кадров для обеспечения себе надежного бессрочного внешнего управления этой страной, – кадров, из которых, несмотря ни на что, всё же опять прорастает, как во всей колониальной Европе, мужественная, все более политически грамотная и активная, национально ориентированная интеллигенция.
Все эти вопросы, эти задачи и сложны, и масштабны. И решить их, конечно, нелегко. Но необходимо: другого пути для сохранения «мира во всем мире» нет. А сегодня решить их уже и гораздо более реально, чем вчера. И роль российских немцев здесь, как ни странно это может кому-то показаться, сегодня «тоже имеет значение». Не только потому, что нас на этом театре главных политических и иных сражений сегодня несколько миллионов, и что мы сегодня во многом уже другой народ, чем еще 30 лет назад, с другим потенциалом и другими возможностями. А в первую очередь потому, что мы – дитя двух народов, которые больше всего пострадали от всех этих катаклизмов; дитя, которое и само больше всех пострадало от этих катаклизмов. Причем больше всего и в первую очередь от своих родителей, которым, однако, осталось верным, несмотря ни на что. И по-прежнему нам они дороги оба. Да и как иначе: ведь мы так много получили, впитали в себя и носим в себе от каждого из них, что если утратим любую из этих двух составляющих нашей национальной ментальности, то перестанем быть народом вообще. И будущее наше очень зависит от добрых отношений между нашими родителями. И всё это мы хорошо понимаем и ощущаем всею кожей своей: не случайно же наше национальное движение в своем фарватере всегда так патриотично в обеих странах и так ориентировано на сближение и восстановление добрых отношений между обоими нашими великими родителями.
Для нас, живущих в России, русский язык и ее многонациональная культура давно стали вторым родным языком и второй родной культурой. А несколько миллионов человек, уже более тридцати лет живущие в Германии, вновь обрели в значительной мере свой первый родной немецкий язык, и при этом не забыли русский, не утратили российскую составляющую своей культуры. Всё это позволяет нам поддерживать свою безусловную для нашего будущего биментальность на высоком как никогда уровне. »
Если бы в наших странах у власти были мудрые национальные правители, то русский и немецкий народы и своими взаимодополняющими национальными качествами, и своей потребностью в восстановлении исторической правды, и в обороне от тоталитарной глобализации могли бы создать оплот для здоровых сил Европы и шире ‒ это изменило бы расстановку сил в мiре. Но, к сожалению, Германией правят американские вассалы, а в РФ ‒ олигархи-компрадоры, для которых главное ‒ торговля ресурсами на износ страны, поэтому они тоже вассалы Нового мiрового порядка в своей финансово-экономической зависимости от его мiрового механизма и его господ.
С моей точки зрения, именно этим объясняется нерешенность политической судьбы российских немцев в РФ и в Германии, где они не нужны как таковые в своем уникальном качестве принадлежности к той и другой Родине с желанием востановить правду и справедливость. Эта их особая позиция очевидна во внутригерманской политике, где они играют немалую роль в консервативной партии «Альтернатива для Германии», но господствующие в РФ государственные СМИ постоянно третируют этих искренних союзников России как «реваншистов», «ультраправых» и даже «неонацистов».
Огромный ущерб интересам взаимовыгодного российско-германского союза наносит культивируемая в РФ «религия ВОВ». Это было бы уместно как память о павших, об огромных жертвах, но, к сожалению, при этом лукаво оправдывается преступный коммунистический режим и искажается смысл Второй мiровой войны, маскируются ее причины, инициаторы и цели, при демонизации немцев как народа с перекладыванием на него страшных потерь советского народа, всё еще скрываемых (около 40 миллионов человек), и виноваты в этом далеко не только немцы своей оккупацией (где смертность гражданского населения была меньше, чем в неоккупированной подсоветской части: Иерей Николай Савченко. Потери ВОВ в зеркале демографии). Не буду повторять ранее многократно сказанное, но настоятельно рекомендую освежить в памяти, например, нашу беседу с российским немцем Генрихом Даубом: Россия и Германия в драме истории.
В этом году российские немцы вспоминают 80-летие указа от 28 августа 1941 года о депортации немцев из их прежних поселений в Поволжье, Новороссии, Крыму, на Северном Кавказе ‒ в Сибирь и Казахстан с большим числом жертв. Гуго Вормсбехер в упомянутой статье справедливо пишет, что тогдашний сталинский указ «фактически действует поныне. В этой дате – непреходящая боль всего нашего народа от пережитых репрессий и длящихся до сих пор несправедливостей, в ней и особо горькая боль нескольких поколений наших отцов, ушедших и живых, – боль их всё ещё не сбывшихся надежд на восстановление справедливости и для их народа».
«Народы, граждане, власти, СМИ России должны иметь достаточное представление о действительной истории российских немцев, об их огромном вкладе в становление, развитие и защиту России за более чем 250 последних лет, а также о репрессиях, которые были обрушены на них за последние уже более 100 лет – безо всякой их вины перед Россией. Это нужно, чтобы преодолеть в массовом сознании давние стереотипы, вызванные двумя кровавыми войнами «с немцами». Это нужно, чтобы в стране знали не только о том, кто такие российские немцы, почему они один из коренных народов России и так неотделимы от нее, на чьей стороне и как сражались они в этих войнах, но и о том, что именно они всегда больше всех страдали от этих войн. Потому что как один из народов России страдали от самих этих войн наравне с другими народами России, и вдобавок еще неизмеримо, непредставимо больше – от репрессий и дискриминаций по «национальному признаку» в ходе и после этих войн, от заведомой безосновательности и несправедливости всех этих обвинений и наказаний, от системного правового и национально-культурного геноцида, и от беспрецедентной длительности этих наказаний, длящихся до сих пор.
Российские немцы сегодня – единственный народ, оставшийся «выселенным навечно» и «без права возвращения в прежние места жительства». И наша главная цель по-прежнему – только полная реабилитация. Такая же, какой была много лет назад реабилитация других незаконно репрессированных народов: с восстановлением их республик и равноправия с другими народами страны. Почему именно это – наша главная цель? Потому что только такая реабилитация будет и для нас восстановлением справедливости, равноправия и законности, и потому, что без такой реабилитации у нас национального будущего нет».
Еще в начале 2000-х годов, размышляя о «Похищении Европы» строителями Нового мiрового порядка, я полагал, что ключ к объединению наших усилий лежит в России, без поддержки которой здоровые силы в Европе не смогут обрести влияния, а для этого требуется изменение эгоистичного компрадорского строя в РФ. Но развитие последних десятилетий в нашей стране значительно ослабило мои надежды на это ‒ прежде всего вследствие тупой ресоветизации и освящения еврейско-советской «нюрнбергской» историографии Второй мiровой войны, уклонение от которой теперь приравнено к уголовному преступлению: «реабилитации нацизма» (Как же они боятся правды». Как бесы ладана). Правителям РФ это кажется «патриотической скрепой» как единственным поводом для «компенсационной» гордости нынешнего обездоленного народа, нищенствующего в богатейшей по ресурсам стране мiра. Но это отталкивает от нашего народа и всех соседей, пострадавших вследствие их «освобождения от фашизма» богоборческой Красной армией, и все еще частично сохраняющиеся в обороне от НМП национально-христианские круги Европы.
То, что в глазах обороняющихся европейцев путинская РФ выглядит «оплотом консервативных ценностей», мы, изнутри РФ, оцениваем иначе: это приспособление западнической мафиозной власти к сохраняющемуся консерватизму нашего народа, который, однако властью целенаправленно размывается на европейский манер, в том числе «мультикультурализмом» и лавиной мигрантов. И в то же время мы наблюдаем в Германии рост антиглобалистских и пророссийских настроений именно в виде укрепления позиций национально-консервативной партии «Альтернатива для Германии». Пожелаем ей дальнейших успехов, которые, будем надеяться, побудят и более разумную часть чиновников российского Олигархата, и значительную часть российского общества увидеть нашего союзника в реабилитированной национальной Германии. Быть может, тогда и российский триколор еще обретет свои историософские цвета Третьего Рима?