Кто такие русские татары
«Татары»: почему этот народ стали так называть
Татарин – значит чужак
Есть версия, что так именовали иноземцев – китайцев и уйгуров тюркские народы, а на Востоке часто давали это же имя различным кочевым племенам, обитавшим на территории Монголии, Алтая и Саян.
Ещё одна версия, которую высказывал историк Лев Николаевич Гумилёв, напротив, говорит о том, что название «татары» было дано китайцами — так они называли воинственные северные племена, которые веками тревожили их, нападая на северные окраины и разоряя поселения. И именно из китайской литературы слово «татары» проникло в Иран, на Восток и далее — на Русь и в Европу.
Ещё одна довольно достоверная версия происхождения названия восходит к древнему народу тохарам, которые имели свое государство Тохаристан западнее монгольских степей. Это государство просуществовало довольно долго – примерно с III века до.н.э. по IV век н.э., а потом распалось на 27 частей.
Живший в XI веке тюрский филолог Махмуд Хусейн аль-Кашгари в своих книгах писал, что пространство между Китаем и Восточным Туркестаном именуется не иначе как «Татарской степью». Возможно, со временем этноним тохары превратился в татар и покоряемые монголами народы приняли это название и стали союзниками монголов.
Татары – древний народ, живший в Монголии?
Впервые этноним «татары» появляется в VIII веке: в надписи на памятнике полководца Второго Тюрского каганата Кюль-тегина упоминаются два союза тюрских племен, один из них называется «отуз-татар», а второй – «токуз-татар», и наиболее вероятной становится версия постепенного распространения названия этих племен в Китае, Средней Азии и в Персии в течение X–XII веков.
Географический аргумент тоже говорит в пользу этой версии: Тюрский каганат находился на территории современной Монголии, правда, был чуть более обширен.
Согласно это версии, этноним «татары» является очень древним и ни коем образом не навязан ни русскими летописцами, ни европейцами и не придуман ими.
Как монголы стали татарами
Но как и почему империю Чингихана стали называть татро-монгольской или, как уточняют некоторые историки, монголо-татарской?
Поэтому возмужавший Темучин (такое имя Чингисхану дали при рождении), овладев восточными районами Монголии и совершив победоносный поход на монгольские племена тайджуитов (тайчиутов) и меркитов, обратил свой грозный взгляд на татар. Те время зря не теряли, постаравшись объединиться с монгольскими племенами, еще не признавшими власть Темучина — с тайчиутами и ойратами, которые присягнули гурхану Джамухе.
Будущий император вселенной выступил против ненавистных ему татар в 1202 году и в жесточайшем сражении разбил их наголову, после чего татары были поголовно вырезаны, уцелели только дети «ростом ниже тележного колеса», – так пишет монголовед Сергей Андереевич Козин в труде «Сокровенное сказание монголов».
После полного уничтожения коварных татар, Тимучин хитростью и мечом продолжил объединение страны; именно тогда и возникло название «Монголия» – слово «могул», «могол» означало «великий», «большой», «здоровый».
Историк Лев Гумилев указывал, что маловероятно и почти невозможно, чтобы победитель Чингисхан мог бы назвать свой народ или даже большую часть своих союзников «татарами» в честь побежденного и уничтоженного им племени – это противоречит логике событий и психологии человека.
Скорее всего, название «татары», возникнув здесь же, в монгольских степях, либо на севере Китая, через Восток распространилось до Руси и до Европы, где татарами испокон веков называли дикие орды, обитающие где-то на востоке земли, и бумерангом вернулось монгольскому войску, когда русские, булгары, литовцы, поляки и другие народы стали именовать татарами надвигающееся на них громадное войско под предводительством хана Батыя.
До сих пор сохранились средневековые европейские карты, на которых все, что лежало западнее Карпат, именовалось «Татарией», именно поэтому много лет спустя мореплаватель Франсуа Лаперуз назвал пролив Татарским, искренне считая, что обитатели побережья Охотского моря являются, конечно же, татарами (там жили орочи и удэгейцы).
Есть и еще одна версия возникновения названия: не исключено, что истребив татар, Чингисхан оставил у себя их детей, и воспитав их в духе верности монголам, отдал им в распоряжение подчиненные ему небольшие племена, таким образом создав племенные союзы монголов и «татар».
Кем же были «татары» на самом деле?
На самом деле этнический состав татаро-монгольского войска был весьма разнообразен. К тому моменту, когда они напали на Русь. Под пятой монгольских ханов находилась огромная территория, простирающаяся от южных окраин Китая и бурятских степей, включая территории Алтая, побережья Енисея и Казахстан, до Средней Азии с ее богатыми городами Хорезмом и Бухарой.
В союз с монголами вступали тюркские племена, обитающие на территориях, Бурятии, Саян, Алтая, жители Хакасии и Тувы, половцы (кипчаки), племена, населявшие Казахстан и Киргизию, некоторое количество жителей Средней Азии. Если народы не покорялись ханам сами и не становились их союзниками, то монголы угоняли в плен большое количество рабов и использовали их в битвах и при осаде городов либо как живой щит, либо заставляя их первыми вступать в битву, подгоняя копьями и мечами.
По сути, это была действительно «татарская» орда, представлявшая собой смешение народов, одержимое жаждой добычи, которое устрашало оседлые народы и города и наводило ужас на государства.
Русские Татары
Симеон Бекбулатович (до крещения Саин-Булат хан, тат. ساین بولاط, в монашестве Стефан
Если глубоко взглянуть в историю взаимоотношений татар и русских, то можно сделать вывод о том, что эти два народа и их предки всегда были вместе и настолько неразрывно связаны между собой и с другими народами России, что разорвать их единство означает разрушить саму Россию. Кроме того, как русский народ на сегодняшний день является разделённым границами разных государств, так и многокультурный татарский народ разделён теми же границами, ведь великороссы, белорусы, украинцы, русины — это наследники Руси и особые ветви русских, также как казахи, ногайцы, крымские, мещерские, добруджинские, литовские, казанские, астраханские, сибирские и другие татары — это наследники Орды и особые ветви татар.
Таким образом через православное Христианство соединяется воедино два больших разделённых народа — татарский и русский, этот союз является наследником Руси и Орды одновременно, а если взглянуть шире, то наследником Византии и Великого Монгольского Улуса. И ключевым соединительным звеном в этом союзе являются православные татары. Однако, у этого союза есть враги — это те, кто хочет отделить татар от русских. Одни хотят строить русскую государственность без татар, другие желают татарской государственности без русских, а третьи — это заграничные «партнеры», которые желают разорвать единое наследие Руси и Орды. Однако, есть и различия, например, большой русский народ изначально формировался на основе православного Христианства, а вот большой татарский народ изначально формировался на принципах Ясы Чингисхана, прежде всего основанных на христианском базисе, но в определённый период времени подвергся исламизации, и с тех пор прошло 7 веков прежде чем татары мусульмане официально признали, что Православие традиционно для татар, и татарский народ — двухконфессиональный, что закреплено в стратегии развития татарского народа («ТАТАРЫ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЯ«), принятой 29 августа 2020 года в Казани на расширенном «Милли джиены» («Национальном собрании») Всемирного конгресса татар с участием президента Татарстана Рустама Минниханова, госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева, вице-премьера России Марата Хуснуллина и всей элиты республики, а также делегатов татарских общин России и из-за рубежа. Все три группы противников татарско-русского союза желают построения малых национальных государств на осколках империи и главным своим препятствием видят духовное единство татар и русских, которое достигается не унификацией языка или культур, а единством православной христианской Веры и Евхаристического общения. Кроме того, в культурном плане ветви русского и татарского народов тоже близки, это справедливо как для России, так и для Казахстана, Украины и других стран.
Что же касается языка и языкового вопроса, то объективно на сегодняшний день языком межнационального общения является современный литературный русский язык, а не руська, белоруська, украинська и т.д. мова, или татар, казак, ногай и т.д. теле. Это объективная реальность и татарский язык отстал от русского языка. Татарский язык на сегодняшний день по разным причинам не является языком межнационального общения каким он был раньше, ореал его использования в России, в том числе и в одном из российских регионов — Татарстане, ограничивается сельской местностью, сабантуями, татарскими концертами и мероприятиями ВКТ и других татарских общественных организаций, в бытовом же и деловом общении городские татары даже между собой общаются на русском языке.
1. Большая часть татар (около 30 %, включая ту часть кряшен Татарстана и Башкортостана, которые считают себя татарами, но не ограничиваясь только ими) исповедует православное Христианство.
2. Большинство современных татар (как православных, так и мусульман) билингвистичны или же только русскоязычны, причём, как правило, этнические кряшены Татарстана и Башкортостана, не всегда имея татарское самосознание, лучше владеют татарским языком. И это исключительно заслуга системы обучения и Богослужения на татарском языке Ильминского-Тимофеева. Там, где этой системы не было, православные татары как и городские татары мусульмане родной язык по большей части не сохранили.
3. Большинство русскоязычных татар исповедует православное Христианство или имеет православных близких родственников.
4. Широко распространены татарско-русские браки, дети в которых как правило в любом случае становятся русскоязычными и более чем в 80% случаев сами выбирают православное Христианство, а не ислам.
5. Современный литературный татарский язык плохо учитывает особенности языков, диалектов и говоров разных татар, что делает его в качестве претендента на язык межнационального общения неконкурентноспособным в т.н. «век новых информационных и телекоммуникационных технологий», а ещё одна очередная реформа татарского языка может стать добивающей, а не возрождающей его. Только после признания существующей действительности можно говорить о гармоничных действиях, которые будут способствовать сохранению и развитию как татарской идентичности, культуры, языка, так и татарско-русского единства.
На наш взгляд, это следующие действия:
1. Расширение использования современных татарского, казахского, ногайского, крымскотатарского и других любых литературных форм татарского языка и их диалектов и говоров в православном Богослужении. При этом, во всех чисто кряшенских населённых пунктах Татарстана и Башкортостана должны полноценно функционировать кряшенские храмы, где Богослужение будет совершаться на кряшенском варианте татарского языка полностью, во всех же храмах населенных пунктов со смешанным населением Богослужение должно совершаться частично на современном литературном татарском языке (начать этот процесс можно с дублирования Евангелия и Апостола на нём). В местах компактного проживания татар на территории всей России православное Богослужение в храмах также должно быть частично на татарском языке.
2. В российских мегаполисах, просто крупных городах и татарских исторических центрах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Екатеринбург, Оренбург, Нижний Новгород, Астрахань, Волгоград, Ульяновск, Пенза, Саранск, Саратов, Самара, Пермь, Тобольск, Тюмень, Рязань, Касимов, Темников, Джанкой, Бахчисарай, Симферополь и т.д. должны функционировать особые приходы восточной традиции, где Богослужение будет совершаться на татарском, казахском, крымскотатарском, ногайском, башкирском, а также на языках трудовых мигрантов (киргизском, узбекском, азербайджанском, таджикском), в большинстве случаев в таких приходах Богослужение будет на современном литературном татарском языке (частично или полностью). Приходы восточной традиции будут иметь некоторые особенности, такие как оборудованые специальные места для омовения, ковры и коврики в храмах, подразумевающие снятие обуви, мужское пение византийским распевом, некоторые особенности в одежде священнослужителей и церковнослужителей, более активное использование древних христианских молитвенных поз и жестов и т.д. При этом необходимо учитывать, что для русскоговорящего татарина Богослужение только на татарском будет непонятным, ему более подойдёт служба с частичными татарскими вставками.
3. Расширение практики совершения Крещения с привычными татарам именами.
4. Необходимо развивать православное татарское искусство — иконопись и шамаил.
5. Необходимо рукоположение и назначение на кафедры, отвечающие за окормление татарского населения, архиереев из числа татар или владеющих татарским языком и знакомых с татарской культурой, особенно это актуально для Татарстанской Митрополии.
6. Через православное Богослужение на татарском, крымско-татарском, ногайском, казахском и иных близких языках в обычных приходах и приходах восточной традиции Русской Православной Церкви необходимо придти к гармоничному реформированию современного литературного татарского языка. Язык общения с Богом, используемый представителями всего разделённого татарского народа, способен быть языком межнационального общения.
7. Татарским и русским националистам необходимо перестать противопоставлять историю татар и русских, нужно всячески подчёркивать единство и симбиоз этих двух российских начал. В идеале — всякий татарин должен считать себя русским (хотя бы отчасти), а всякий русский должен считать себя татарином (тоже хотя бы отчасти), ведь сопричастность друг другу — это наша сила. Русский мир — и Татарский мир не могут существовать друг без друга. Это единство татары и русские должны сохранять не только для себя, но прежде всего для всех народов исторической — России — наследницы Золотой Орды. Поэтому вызывает недоумение восхваление некоторыми татарскими националистами тех татарских исторических личностей, которые были или воспринимаются как противники этого татарско-русского мира, например, Кул Шарифа, Сююмбике, а не тех, кто действительно строил это единство — Сартака, Менгу-Тимура, Касыма, Якуба, Саин-Булата Симеона Бекбулатовича, Шаха Али, Сеид Бурхана Василия Арслановича, среди которых были как христиане (Сартак, Саин Булат, Сеид Бурхан и др.), так и мусульмане (Касым, Якуб, Шах Али и др.).
И нынешнее положение Республики Татарстан так не нравится простым русским людям, потому что при т.н. «параде суверенитетов» 1990-х годов и даже в 2000-х республика делала попытки «уплыть», как выразился Дамир Исхаков, или хотя бы «отплыть», используя исламский религиозный и татарский национальный факторы (тогда очень трудно пришлось кряшенам и другим православным татарам Татарстана), отождествляя себя с наследниками Казанского Ханства, свидетелями этого было нынешнее поколение простых русских людей, которые уже «хитрым татарам» не верят и с опасением относятся к празднованию 100-летия «возрождения татарской государственности». У русских встаёт вопрос: какую татарскую государственность возрождают? Казанское Ханство позднего времени с 60.000 христианами в рабстве или всё же Республика Татарстан возродилась как наследница Касимовского Ханства? Нам видится, что Татарстан должен возрождаться и чётко провозгласить свое политическое преемство от Касимовского Ханства, где действительно татары христиане, татары мусульмане, русские, мордва и другие народы жили в мире, дружбе и вместе строили Россию как наследницу Золотой Орды. Тех татар, кто так считает можно назвать русскими или касимовскими татарами в широком смысле, таковых среди татар не мало и они представляют из себя особую татарскую общественно-политическую силу. Многие из них русскоязычные и православные, при этом с ярко выраженной татарской идентичностью, желающие её сохранить, даже те, кто не знает татарского языка, хочет его познавать, изучить, на нём молиться в православных храмах и дома. Напротив, есть часть кряшен Татарстана, великолепно, виртуозно владеющая татарским языком, совершающая на нем Богослужения, но при этом утратившая или не имевшая татарское самосознание. Такое в жизни бывает, не всегда знание языка гарантирует сохранение идентичности и наоборот, не всегда незнание языка говорит об утрате идентичности.Ту часть кряшен Татарстана, которая не желает быть татарами надо «отпустить», насильно мил не будешь, но при этом не надо забывать, что есть и те кряшены, которые приняли решение быть субэтносом в составе татар с особым названием, а есть и те, кто называет себя в равной степени кряшеном и православным татарином и в названии проблемы не видит. В любом случае у кряшен Татарстана и Башкортостана уже сложилась своя кряшенская церковная и богослужебная культура, кем бы конкретные их представители себя не считали, и мы — все татары, должны им помогать её возрождать и сохранять, потому что это наша культура — культура большого разделенного татарского народа, в который входят не только татароязычные кряшены, нагайбаки, но также ногайцы, казахи и другие ветви исторических ордынских татар. Также мы должны помогать сохранять язык и культуру мордвы-каратай, исповедующих православное Христианство и готоворящих на татарском языке. Для православного христианина поддержка языка и культуры своего брата по вере Христовой — это вполне естественно, вот почему православные русские должны поддержать расширение использования татарского языка в православном Богослужении, а значит поддержать православных татар, ведь во Христе нет ни эллина ни иудея, но всё и во всём Христос!
Москва, 25 ноября 2020 года
Откуда происходят татары?
Предки татар – это гунны и булгары.
Часто гуннами считают каких-то мифических кочевников, пришедших из Монголии. Это не так. Гунны – это религиозно-военное образование, возникшее как ответ на разложение античного мира в монастырях Сарматии на средней Волге и Каме. Идеология гуннов базировалась на возвращении к исконным традициям ведийской философии древнего мира и кодексе чести. Именно они стали основой кодекса рыцарской чести в Европе. По расовым признакам это были белокурые и рыжие великаны с голубыми глазами, потомки древних ариев, которые испокон веков жили на пространстве от Днепра до Урала. Собственно «тата – ары» с санскрита, языка наших предков, и переводится как «отцы ариев». После ухода армии гуннов из Южной Руси в Западную Европу оставшееся сарматско-скифское население нижнего Дона и Днепра стало именовать себя булгарами.
Византийские дипломаты незамедлительно используют авар для борьбы против булгар. Новым союзникам предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварская армия всего около 20 тыс. всадников, она несет все тот же непобедимый дух ведийских монастырей и, естественно, оказывается сильнее многочисленных булгар. Тому способствует и то, что вслед за ними движется еще одна орда, теперь тюрков. Первыми подвергаются нападению утигуры, затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригуров. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшая судьба кутригуров тесно связана с аварами.
В 566 г. передовые отряды тюрков достигают берегов Черного моря в районе устья Кубани. Утигуры признают над собой власть тюркского кагана Истеми.
Объединив войско, они захватывают самую древнюю столицу античного мира Боспор на берегу Керченского пролива, а в 581 г. появляются под стенами Херсонеса.
Возникновение Болгарии и расселение булгар по миру
Большая группа булгар вернулась на свою историческую родину – в Поволжье и Прикамье, откуда их предков в свое время унес вихрь пассионарного порыва гуннов. Впрочем, население, которое они здесь встретили, мало чем отличалось от них самих.
В конце VIII в. булгарские племена на Средней Волге создали государство Волжская Болгария. На основе этих племен в этих местах в последствии возникло Казанское ханство.
В 922 г. правитель волжских булгар Альмас принял ислам. К тому времени жизнь в ведийских монастырях, когда-то расположенных в этих местах, практически угасла. Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие ряд других тюркских и угро-финнских племен, являются чуваши и казанские татары. Ислам с самого начала укрепился только в городах. Сын царя Алмуса отправился в паломничество в Мекку и заехал в Багдад. После этого возник союз между Булгарией с Багдатом. Подданные Булгарии платили царю подать лошадьми, кожами и др. Существовала таможня. В царскую казну поступала и пошлина (десятая часть товаров) с купеческих судов. Из царей Булгарии арабские писатели упоминают только Силка и Алмуса; на монетах Френу удалось прочесть еще три имени: Ахмед, Талеб и Мумен. Самая древняя из них, с именем царя Талеба, относится к 338 г.
Кроме того, византийско-русские договоры XX в. упоминают орду черных болгар, живших около Крыма.
Грамотность среди населения была повсеместной. В Булгарии живут юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Поэтом Кул-Гали была создана поэма «Кысса и Йусуф», широко известная в тюркской литературе своего времени. После принятия ислама в 986 г. некоторые булгарские проповедники посетили Киев и Ладогу, предлагали великому русскому князю Владимиру I Святославичу принять ислам. Русские летописи с Х века различают булгар волжских, серебряных или нукратских (по Каме), тимтюзей, черемшанских и хвалисских.
Естественно, велась непрерывная борьба за лидерство на Руси. Столкновения с князьями из Белой Руси и Киева было обычным делом. В 969 г. они подверглись нападению русского князя Святослава, который разорил их земли, по сказанию араба Ибн Хаукаля, в отмщение за то, что они в 913 году помогли хазарам уничтожить дружину русских, предпринявших поход на южные берега Каспийского моря. В 985 г. князь Владимир тоже совершил поход на Булгарию. В XII веке с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, стремившегося распространить свое влияние в Поволжье, борьба между двумя частями Руси обострилась. Военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу в глубь страны — в город Биляр (ныне с. Билярск Татарии). Но и булгарские князья не оставались в долгу. Булгарам удалось в 1219 г. захватить и разграбить город Устюг на Северной Двине. Это была принципиальная победа, так как здесь с самых первобытных времен находились древние библиотеки ведийских книг и древние монастыри покровительствуе
мые, как считали древние, богом Гермесом. Именно в этих монастырях были скрыты знания о древнейшей истории мира. Вероятнее всего, именно в них возникло военно-религиозное сословие гуннов и был выработан свод законов рыцарской чести. Однако князья Белой Руси вскоре отомстили за поражение. В 1220 г. русскими дружинами были взяты Ошель и др. камские города. Лишь богатый откуп предотвратил разорение столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229 г. обменом военнопленных. Военные столкновения между белыми русами и булгарами случались в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 годах. Булгары во время вторжений доходили до Мурома (1088 и 1184) и Устюга (1218). При этом во всех трех частях Руси проживал единый народ, зачастую говорящий на наречьях одного языка и происходящий от общих предков. Это не могло не накладывать отпечаток на характер отношений между братскими народами. Так, русский летописец сохранил под 1024 годом известие о том, что в э
том году в Суздале свирепствовал голод и что булгары снабдили русских большим количеством хлеба.
В 1223 г. ордынцы Чингисхана, пришедшие из глубины Евразии, разгромили на юге рать Красной Руси (киевско-половецкое войско) в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны булгарами. Известно, что Чингисхан, когда еще был обычным пастухом, повстречался с булгарским буяном, бродячим философом из Синей Руси, который предрек ему великую судьбу. Похоже, что он передал Чингисхану те же самые философию и религию, которые в свое время породили гуннов. Теперь возникла новая Орда. Это явление возникает в Евразии с завидной регулярностью как ответ на деградацию общественного уклада. И всякий раз через разрушение оно порождает новую жизнь Руси и Европы.
В 1229 и 1232 годах булгарам удается вновь отразить набеги ордынцев. В 1236 г. внук Чингисхана Батый начинает новый поход на Запад. Весною 1236 г. ордынский хан Субутай взял столицу Булгар. Осенью того же года Биляр и другие города Синей Руси были разорены. Булгария была вынуждена покориться; но едва ордынское войско ушло, булгары вышли из союза. Тогда хан Субутай в 1240 году вынужден был вторично вторгаться, сопровождая поход кровопролитием и разорением.
В 1243 году Батый основал в Поволжье государство Золотая Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Она пользовалась некоторой автономией, ее князья стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды.
Прекращение войны помогло возродить экономику. Наивысшего расцвета в этом регионе Руси она достигла в первой половине XIV в. К этому времени ислам утвердился в качестве государственной религии Золотой Орды. Город Булгар становится резиденцией хана. Город привлекал множеством дворцов, мечетей, караван-сараев. В нем были общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод. Здесь первыми в Европе освоили плавку чугуна. Украшения, керамика из этих мест продавались в средневековых Европе и Азии.
Гибель Волжской Булгарии и рождение народа Татарстана