Кто такие рутульцы и их происхождение

От Рима до Рутула

Всевышний Аллах сказал: «О люди! Воистину, Мы вас создали из мужчины и женщины, и сделали народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый среди вас – наиболее богобоязненный». Всевышний в этом аяте указывает на путь наших сердец – познавайте друг друга. Прямое указание Всевышнего. Он мог создать нас одинаковыми, Он ведь над каждой вещью мощен. Но мы созданы разными и наделены Аллахом, Создателем нашим, разумом и волей. Познавать друг друга можно в добре, в уважении, в любви. Вот великий замысел Творца, но еще величественнее, вероятно, то, что нам не дано понять. И мы должны поклоняться Создателю, познавая друг друга.

Мы будем держать ответ перед Всевышним за наши дела и за наше бездействие. За слова и поступки. За неуважение к другому человеку, за недоброжелательность и недоверие.

Яд недоверия отравляет наши сердца, наше сознание и притупляет наши мысли. И наш долг развеять это недоверие и создать атмосферу доброжелательности. Это есть добродетель и поклонение на пути Аллаха. Уходя от Бога, мы стираем нашу память, наши добрые традиции, основой которых является закон Божий, становимся бездушными и мельчаем.

У человека нет других устоев, все основано на Вере. Только Господь, только Творец ведет нас путем истины, путем праведным. Если мы желаем себе и своим близким добра, то мы обращаемся к Аллаху.

Обратите внимание на то, что в наше время волна национализма несет ненависть и агрессивность. Идея национализма тешит человеческое «эго», она обладает сладким вкусом невежества, в ней есть роковая сила, которая не ведет к добру. Поэтому в настоящее время многих, которые вовлечены в общественную жизнь, невозможно заставить отказаться от этой идеи. В Коране сказано: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. А не затем, чтобы вы кидали друг на друга хищные взгляды, враждовали и ненавидели друг друга». Человечество в виде разных народов и племен создано не для того, чтобы они не признавали и враждовали друг с другом. Это подтверждает Священный Коран, в котором говорится, что люди созданы разными для познания друг друга и установления крепких взаимоотношений.

Поэтому, нашей целью является пролить хоть чуть-чуть света на историю одного из малочисленных народов Дагестана – рутулов, по сей день, которые остаются в тени мировой истории. Место проживания рутулов уникально, и имеет богатое духовное и культурное прошлое. Каждая пядь земли дышит историей, она пропитана особой энергетикой и благодатью. История данного народа, словно намеренно игнорируется и не изучается на политическом уровне. Это походит со стороны на закапывание древней истории данного народа с богатейшим историческим прошлым, духовным наследием, памятниками культуры и архитектуры.

Каждый рутулец познающий или желающий познать свои истоки сталкивается с некой стеной, то ли со стеной молчания, то ли со стеной необъективной информации, или просто отсутствием информации, посему можно утверждать и настаивать, что эта тема, как ни одна другая нуждается в своем исследовании. Цель исследования не доказать родство рутулов Кавказа и Италии – цель исследования найти свою историю.

В данном исследовании, мы будем конкретизировать рутулов Кавказа и Италии, чтобы не запутать нашего читателя.

Территория рутулов Кавказа была в историческом прошлом частью Кавказской Албании, существовавшей еще до христианского летоисчисления. После падения Кавказской Албании рутулы Кавказа и другие народности создали свои государственные образования. В советские годы в результате варварских гонений на религию и культуру горцев Дагестана, были массово уничтожены арабские рукописи не только религиозного характера, но и научного. Это невосполнимая потеря не только для народов Дагестана, но и всего мира, так как Дагестан являлся одним из центров мировых знаний, где проживало большое количество учёных с крупными библиотеками. Наиболее ожесточенный характер борьбы с религией и культурой горских народов приобрела именно в Южном Дагестане. Ислам в южных районах Дагестана был фактически обезглавлен, учёные-шейхи и имамы казнены и арестованы, мечети и школы снесены или закрыты. Потерявшие духовные и культурные ориентиры народы Дагестана все больше отрывались от национальных и религиозных традиций, а также от своей истории и пропитывались новой навязанной историей, светскими идеями и образом жизни. Известная закономерность, когда народ лишают своей истории, то через поколение он прекращает своё существование.

С приходом Советской власти проводимая национальная политика ориентировалась на тюркское население региона, азербайджанский язык становился официальным языком в регионе. Это продолжалось до 1928 года, когда даргинский, аварский, лезгинский и азербайджанский языки были объявлены государственными языками автономии. Также было решено отнести агулов к лезгинам, а рутулов и цахуров к азербайджанцам. По мнению Джеймса Ольсона, политика культурной манипуляции тогдашней власти привела к росту негодования среди рутульского населения, неприятию русской культуры, многие рутулы воспротивились процессу слияния с азербайджанцами. Затем рутулов пытались приписывать к лезгинам.

Усилившаяся в эти годы ассимиляционная политика властей привела к падению официальной численности рутулов. В процессе полного слияния рутулов с другим народом, непосредственно повлекло бы полной потере национального самосознания и дальнейшей языковой и культурной ассимиляции. Ведь, каждый народ уникален, со своими традициями и колоритом.

О происхождении термина Рутул

Русские исследователи знакомились с названиями рутульских населенных пунктов в основном через другие народы. Этноним «рутульцы» у носителей рутульского языка закрепился лишь в годы Советской власти. Общего самосознания у рутульцев нет, поскольку они называют себя по имени тех селений, в которых проживают. В частности шиназцы (сыназрабыр), ихрекцы (ирекдыбыр), борчинцы (буджедбыр), хновцы (хинадбыр) и так далее.

Многие исследователи и просто любители-краеведы попытались найти ответ в арабском языке. Сохранившиеся до наших дней надписи на могилах, в стенах домов и т.д. написаны на арабском языке. И благодаря этим артефактам мы знаем, что этот населенный пункт назывался именно так в средневековье. В газете «Рутульские новости» под авторством Кет Махди (Эминов Махди Рагимович) выдвинул версию арабского происхождения термина «Рутул» от слова «Рутл» – мера в весах. Переименование «Мых1а» в «Pутул», он объясняет его значимостью, весомостью или важной роли селения по отношению к соседним селам (магалам), где проживали представители данного этноса.

В поисках происхождения термина «Рутул», можно выделить ещё одну любопытную публикацию из сборника «Рутульцы. Новый взгляд» автор Фазил Дашлай. Вот, что он пишет – «В «Ахты-наме» пишется об объединенном войске «…Эмиров Тарса, Рутула, Джиниха, Руфука…», союзников правителя Дервишайи. Согласно этому документу события, изложенные в нем, происходят в первые годы арабского вторжения и исламизации данного региона. Следовательно, если верить этому источнику, под названием Рутул этот населенный пункт был известен еще до прихода арабов. Версию арабского происхождения этого термина можно отмести с уверенностью».

Приводя в пример, исторический источник Ахты-наме, нам не следует забывать, что Ахты-наме написали не в 7 веке, а примерно четыре века спустя после прихода мусульман в Дагестан. Если считать приведенные термины в этом источнике как доказательство, то получается, что также термин «Ахты» существовал до прихода арабов? Известно, что селение получило свое название «Ахты» благодаря арабскому завоевателю Абу-Муслиму, который именовал его «Ухти» (моя сестра, т. е принадлежащее его сестре Кюмюль-Мемунат), впоследствии трансформировавшееся в Ахты. Мы должны знать, что большинство названий сёл, которых сегодня мы знаем в Южном Дагестане, закрепились за ними после прихода мусульман-арабов, а названия до арабского периода в основном практически не сохранились.

Не следует забывать, что одно из ранних упоминаний о рутульцах относится к 7 веку. В «Армянской монографии» составленной в 7 веке, упоминаются рутульцы под названием «Хеноики»(заметьте не рутульцы, а хеноики, потому что в это время ещё не было название Рутул), а наши соседи цахуры «Цахойки».

При всем уважении к автору в его попытке разгадать происхождение этого термина, не могу согласиться с этой версией.

Рутулы на территории Италии вели активную колониальную политику, которые захватывали соседние народы, вот отрывок из истории Древнего Рима: «Ещё до выселения сильных племён френтанов, кампанов, гирпинов, луканов и бруттиев из земли сабинов, южная Италия была занята народом оскского племени и распадалась на оскский запад и япигийский восток: уже в 452 г. народ итальянского племени располагался в Бруттиуме, в лесах Силы. Вдоль берега Адрии, южнее марруцинов, жили френтаны (Frent(v)ani). С рутулами они вошли в союз в 304 г. К юго-западу от них располагались самнитов, распадавшихся на отдельные кланы караценов (Caraceni), пентров (Pentri) и кавдинов. Отдельно от этих кланов стоят гирпины (Hirpini, от hirpus — волк). Все области названных народов объединены были рутулами, под именем Samnium. Границы самнитов точно определить невозможно; они постоянно колеблются, только, в противоположность Лациуму, колебание это клонится к постоянному уменьшению области. Начиная с 334 г. в Самниуме основывается рутулами ряд колоний. Только в 80 г. сила самнитов была окончательно сломлена и они почти совершенно стёрты с лица земли. Самая благословенная часть Италии — долина у подножия Самнитских гор, обязанная своим возникновением вулканическим силам, имела, в разные времена, наибольшее количество хозяев. В 314 г. аврунки были покорены рутулами и их область поделена между колонистами рутульских колоний. Рядом с аврунками жило небольшое племя оскского происхождения сидицины (Sidicini)».

Приход ислама в Италию и переселение римлян в Дагестан

До прихода арабов, Сицилия и Южная Италия находились под властью Византийской империи, их население говорило по-гречески и исповедовало восточное христианство. Сицилию, Мальту и существенные территории в континентальной Италии в VIII—XI веках занимали исламские государства. Это было продолжением начавшегося в VII веке процесса распространения ислама с Аравийского полуострова и установления халифата, включавшего весь современный Ближний Восток и Северную Африку. Исламское присутствие на континенте было недолгим, из всех мусульманских государств Южной Италии больше всех — 24 года — просуществовал эмират со столицей в Бари. Гораздо дольше существовали мусульманские государства на Сицилии и Мальте — так, арабское присутствие на Сицилии началось в 902 году, с 965 по 1061 год арабы контролировали весь остров целиком, и Сицилия окончательно перешла под власть норманнов лишь в 1091 году. При норманнах распространился католицизм, а язык был заменён на латынь, хотя даже во время арабского правления существенная часть населения Сицилии исповедовала православие. Тем самым арабские завоевания оказали огромный эффект на современную историю Италии. Ислам оставался одной из религий на Сицилии при норманнах, но полностью исчез к 1300 году.

Румские корни Рутула

После прихода арабов в Дагестан (особенно в южной её части), многие населённые пункты получали арабские названия. А значение названия и происхождение такого крупного населённого пункта как Рутул оставалось неизвестным. Подобный термин в лексиконе и топонимике самих рутулов и их соседей отсутствовал и мы склонны считать его привнесенным извне, а именно из Италии. Источниками, упоминающим слово «Рутул», являются: поэма Вергилия «Энеида», поэма Клавдия Рутилия Намациана «О возвращении своем из Рима в Галию», где говорится: «. И, как Вергилий поэт, правнук Рутульских царей». Сам Рутилий являлся сыном рутульского царя Волуза». В истории Древнего Рима известен род Рутилиев, представителями которого являются, такие как Публий Рути;лий Луп (лат. Publius Rutilius Lupus). — римский грамматик и ритор первой половины I в. н.э и Публий Рутилий Руф (лат. Publius Rutilius Rufus, 158 до н. э. — 78 до н. э., Смирна) — древнеримский политик, консул 105 года до н. э. А также рутулы упоминаются в словаре Брокгауза и Ефрона, где говорится, что рутулы исчезли с исторической арены, растворились среди латинян.

Как известно европеоидная раса фактически относится к кавказоидной расе. К европеоидной расе относится балкано-кавказская раса, ветвями которой являются кавкасионская, альпийская и динарская раса (название получила в честь Динарских Альп). Учитывая, что в древности заселение Западной Европы шло через территорию Восточной Европы, можно сказать, что корни этногенеза западноевропейских народов находятся на Кавказе и возможно этим объясняется сходство в терминах и названиях. Древний и средневековый Рим и Кавказ объединяет строительство родовых башен и символ волка. Например, у рутульцев существует традиция ловли волков живыми. Из фольклора рутулов – «Настоящий рутулец тот, кто голыми руками поймает волка».

В прошлом рутулы Кавказа имели цельную территорию проживания и часть территории, что сегодня на севере Азербайджана называли словом «гала». Исторически эти земли заселены народами Дагестана, где до сих пор проживает большое количество рутулов. Когда рутулы говорили «гала», то это понималось как прекрасное место. На землях «гала», находились плодородные земли, лучшие пастбища, покосы и пахотные участки. У рутулов Кавказа есть поговорка: «илине йыгьа диш галака, галаки йыгьа диш гьалака», что в переводе означает, нигде не хорошо как в галах, и в галах не хорошо, как дома. Подобное по смыслу значение этого слова можно найти также в иностранном словаре, где значение слова «гала» означает большой, яркий, праздничный или же торжественный, пышный (фр. gala).

Таким образом, наше исследование показывает родство рутулов Кавказа и Италии, что позволяет восстановить еще одно важное звено в истории народов мира. Мы надеемся, что приведенные источники и исследования раскроют ориентиры для ещё более плодотворного изучения истории рутульского народа.

Источник

Рутульцы – маленький народ с большой историей

Единый, на первый взгляд, Дагестан состоит из множества народов и народностей, о которых многие жители России даже не слышали. Один из таких народов – рутульцы, которые ведут происхождение от кавказских албанов. Рутульский народ очень самобытный, гордящийся своей историей, без него современный Кавказ представить трудно.

География и язык рутульцев

Историей этого горного народа занимались многие исследователи, в том числе, Л. И. Лавров. Каждый рутулец свою национальность обозначает словом «мыхIабыр». Проживает народ в южной части Дагестана, еще в стародавние времена осев на реке Самур, неподалеку от ее истоков. Столицей можно назвать селение Рутул – собственно, отсюда и идет само название народа.

Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть фото Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть картинку Кто такие рутульцы и их происхождение. Картинка про Кто такие рутульцы и их происхождение. Фото Кто такие рутульцы и их происхождение

Не стоит думать, что рутульцы – единый народ: они делятся на ахтычайцев, азербайджанцев села Новый Аул и самурцев (часть этого народа проживает и на территории Азербайджана). Однако эти три группы все равно относятся в рутульской народности. А все потому, что территория, где проживают мыхIабыр, является горной, и хребты разделяют эти маленькие области расселения.

Благодаря тому, что в предгорьях растет сочная трава, местное население имеет возможность заниматься скотоводством – ведь отличных пастбищ здесь хватает. Есть и густые леса, а реки, которых всего три, не считая притоков, выглядят бурными, особенно в период снеготаяния. Вершины гор здесь всегда заснежены, поэтому чаще всего лето бывает дождливым и достаточно прохладным. Что же до зимы, то она, как правило, холодная.

Историей своего языка рутульский народ может гордиться. Можно упомянуть тот факт, что в языках тех народов, которые соседствуют с мыхIабыр, слово «Рутул» не встречается. Сам язык относится к лезгинской языковой группе. Некоторые исследователи утверждают, что на этом языке и родственных к нему некогда разговаривали люди, проживающие на территориях как Дагестана, так и Северной части Азербайджана.

В рутульском языке сегодня присутствуют несколько подгрупп, различных между собой. Удивительно, что, хотя носители этих разновидностей языка отлично понимают друг друга, они могут говорить на своих диалектах, даже проживая в одном и том же селении. В настоящее время этот язык входит в число государственных языков Республики Дагестан.

История и быт народа

Селение Рутул ведет отсчет с первого тысячелетия нашей эры, что уже говорит о многом. При этом исследователи до сих пор не могут выяснить происхождение названия села. Интересно, что один из римских поэтов, живший в V веке, упоминает в своем сочинении неких «Рутульских царей». Если учесть, что народы Средиземноморья и Кавказа имели довольно тесные этнические и торговые связи, то такому упоминанию не стоит удивляться. Хотя исследователи утверждают, что не нужно путать рутульцев и рутулов (одно из итальянских племен).

Судя по археологическим раскопкам, предки народа селились в Закавказье еще в I тысячелетии новой эры. Об этом говорят находки в могильниках, своей формой сходных с захоронениями многих других народов Кавказа. У этой народности было не так уж много деревень, тем более что маленькие разрозненные аулы в свое время сформировывались в одно большое селение. Сами рутульцы свое происхождение ведут от тех племен, которые некогда вошли в кавказский албанский союз.

Рутул, хорошо известный в Средневековье, смог остаться независимым от влияния Золотой Орды, а народ постоянно вел локальные войны с соседними племенами. По своей сути вплоть до присоединения к Российской империи он был кавказской вольницей и не подчинялся никому. В каждом селении властвовал какой-либо местный бек, который, тем не менее, самые важные события всегда обсуждал с населением.

Независимая история рутульцев продолжалась до XIX века, пока на Кавказ не пришла Российская империя. И если простые люди охотно принимали новое подданство, то бекам эта ситуация очень не нравилась – ведь теперь они не могли брать дань с соседей и устраивать набеги. Поэтому всю первую треть столетия местные правители настраивали народ против «пришельцев», что и закончилось в 1838 году серьезным столкновением с русскими вооруженными отрядами. Верховный бек потерпел крах, а Рутул был полностью присоединен к России.

Однако, несмотря на определенные политические изменения, социальных реформ практически не проводилось. Народ сохранял патриархальный строй и, в основном, занимался скотоводчеством, что привело к существенному росту количества скота. Так, с 1856 по 1913 годы коров в хозяйствах стало в шесть раз больше. Начали появляться и новые сельскохозяйственные орудия, что привело к улучшению в сфере земледелия.

О том, какая религия существовала у рутульцев в первые века нашей эры, известно очень мало. Ислам же пришел сюда в VII столетии, когда арабы начали распространять свое влияние на Дагестан. В настоящее время здесь исповедуется шафиитский мазхаб, то есть, суннитская ветвь ислама. Арабская культура проявляется во многих срезах жизни современного населения.

Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть фото Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть картинку Кто такие рутульцы и их происхождение. Картинка про Кто такие рутульцы и их происхождение. Фото Кто такие рутульцы и их происхождение

Древний рутульский народ в наше время

Сегодня, как и прежде, народ занимается животноводством. Ежегодно очень сложным сезоном остается время года, когда необходимо перегонять скот на зимние пастбища. В прежние века такие перегоны с летних пастбищ сопровождались серьезными потерями и проблемами с кормом, скот умирал в пути от недостатка еды, страдал от жажды.

Сегодня все обстоит по-другому. Специалисты заранее разрабатывают графики, животных переправляют на новые пастбища не своим ходом, а железнодорожным транспортом. Развивается и земледелие – здесь выращивают зерновые культуры, овощи, картофель. Люди полностью включены в экономическую и социальную жизнь региона. Рутульцы искренне считают Дагестан своей родиной, не отделяя себя от большой кавказской семьи.

Быт их ненамного отличается от быта других южно-кавказских народностей. И сегодня можно встретить представителей этого этноса, которые предпочитают традиционные черкеску и папаху. Живут в довольно больших домах в один или два этажа с множеством хозяйственных построек. Рутульский фольклор давно влилась в культуру дагестанских народов. Именно из этих мест вышли известные певцы-ашуги:

Надо признать, рутульский народ довольно малочисленный. И, хотя они не растворяются в большом кавказском этносе, сохраняя свою индивидуальность, тем не менее, количество носителей языка не так уж велико. Численность рутульцев, согласно переписи 2010 года, составляла чуть более 35 тысяч человек. Сегодня они относятся к коренным народностям, которые, к сожалению, рискуют постепенно ассимилировать. Так что стоит позаботиться о том, чтобы рутульские язык и история не стали прошлым.

Источник

Новое в блогах

Народы России: Рутульцы

Рутульцы

По результатам переписи 2010 года численность рутулов в России составила 35 240. По оценкам, численность рутульцев в Азербайджане — более 30 000 чел.(2004)

По материальной и духовной культуре рутульцы близки народам, населяющим бассейн верхнего течения реки Самур. Предки рутульцев исторически входили в состав государственного объединения — Кавказскую Албанию.

Рутульцы — коренной народ Дагестана, Северного Азербайджана. Близки по своей культуре с лезгинами, народами верхнего течения реки Самур. Предки народности были в составе государственного объединения Кавказская Албания, называли их албанами. Часть рутульцев иммигрировала в другие страны в период с 1817-1864 годы, во время Кавказской войны.

Где живут

Народ проживает в Республике Дагестан, населяет территории Рутульского, Кизлярского районов. Живут рутульцы в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Кизляре, Ставропольском, Краснодарском крае, Калмыкии, Тюменской области, Ханты-Мансийском АО. В Азербайджане народ проживает в Гахском, Шекинском районах. Небольшое количество рутульцев живет на Украине, В Грузии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении.

Численность

По переписи, проведенной в 1898 году, в СССР официально проживали 20 700 рутульцев, но фактически их было более 40 000. Сегодня в мире от 36 000 до 55 000 представителей народа, но, по оценочным данным, их гораздо больше — около 120 000 человек.

Название

Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть фото Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть картинку Кто такие рутульцы и их происхождение. Картинка про Кто такие рутульцы и их происхождение. Фото Кто такие рутульцы и их происхождение

Этноним «рутульцы» связан с названием селения Рутул. По-рутульски селение называется МыхІаІд, его жители себя именуют «мыхIабыр», «мыхIад». Этноним «рутульцы» закрепился за народом только со времен советской власти. Сами же люди называют себя в соответствии с наименованиями селений, где проживают, например, ихрекцы от села Ихрек, шиназцы от села Шиназ.

Арабы рутульцев именуют «рутуль», чеченцы — «рутулаш», турки — «рутуллар». Соседи народа цахуры называют их мыхашура, агьакъбы, лезгины — рутулар, мыхьядар, вана-вацӀар.

Рутульский относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Наиболее близок с другими языками:

Вместе с цахурским, рутульский язык образует рутульско-цахурскую подгруппу.

В рутульском существует 5 основных диалектов:

Отличие в говорах существует не только в разных селениях, но и внутри одного и того же села. Например, в Рутуле жители, проживающие в квартале Ахе называют воду «гье», жители квартала Фурахе говорят «гьед». Сегодня рутульский официально является одним из государственных языков Республики Дагестан.

Все рутульцы двуязычны, многие знают 3 и более языков. Широко распространен среди народа азербайджанский, который в Южном Дагестане долгое время был языком межнационального общения. Русский до начала 20 века рутульцы почти не знали. В 1914 было открыто Рутульское одноклассное училище, где преподавание велось на русском. Это стало началом знакомства народа с языком. Во всех рутульских школах преподавание до 1955 года велось на азербайджанском, с 1955 по желанию цахуров и рутульцев занятия стали вести на русском. В 1991-1992 годах был проведен процесс перевода начального образования на русский язык.

Народ до революции использовал арабское письмо. Только в 1990 году после выхода Постановления Совета Министров Дагестанской АССР, был введен статус письменности на основе кириллицы для цахурского, рутульского, агульского языков и утвержден для них алфавита.

Религия

Рутульцы исповедуют ислам суннитского толка. Народ принял ислам рано, самые первые попытки утверждения арабов в Дагестане приходятся на 7 век. Наибольший успех они имели именно на территории проживания рутульцев, о чем свидетельствует самый ранний памятник мусульманской культуры на Кавказе — надгробная плита шейха Магомеда ибн Асад ибн Мугал. В 12 веке в Рутуле уже была ханака — суфийская обитель, что говорит о том, что в те времена эта религия уже прочно утвердилась среди народа. С приходом ислама широко распространилась арабская письменность и литература.

До принятия этой религии, очевидно, в народе были распространены другие верования. В районах, где живут рутульцы, встречаются различные священные места (пиры), старинные изображения крестов.

Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть фото Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть картинку Кто такие рутульцы и их происхождение. Картинка про Кто такие рутульцы и их происхождение. Фото Кто такие рутульцы и их происхождение

Основу рациона рутульцев составляют блюда из мяса, молочные продукты. Хлеб выпекают нескольких видов, из кислого, пресного теста. Самые распространенные блюда:

Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть фото Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть картинку Кто такие рутульцы и их происхождение. Картинка про Кто такие рутульцы и их происхождение. Фото Кто такие рутульцы и их происхождение

Внешность

Традиционный костюм рутульцев похож на одежду других народностей Южного Дагестана. Мужчины носили туникообразную рубаху (ухун) с круглой окантовкой ворота, вертикальным прямым разрезом спереди, неширокие штаны (баду), приталенный бешмет (архалук), черкеску северно-кавказского типа с газырями. Из головных уборов надевали папаху из овечьей длинноворсной шкуры (бармак), на ногах носили шерстяные вязаные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр), кожаные постолы (келамбы). Верхней одеждой был длинный распашной халат валжаг. В Азербайджанских и пограничных селениях женщины носили длинную, до бедер, распашную кофту с длинной широкой юбкой. На голову надевали наволосник мешкообразного типа (къациген), платок, сложенный треугольником. На ноги обували узорчатые вязаные сапоги с загнутым носком. Украшали одежду серебряными украшениями.

Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть фото Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть картинку Кто такие рутульцы и их происхождение. Картинка про Кто такие рутульцы и их происхождение. Фото Кто такие рутульцы и их происхождение

Жизнь

Преобладают малые семьи, в 19-20 веках еще сохранялись большие, неразделенные отцовские семьи. Самой крупной родственной группой у рутульцев был тухум. На совете собирались главы отдельных семей тухума, где решали вопросы о разделе имущества, договаривались о браках и прочее.

В семье все должны слушать старших, жена при людях не садится за один стол с мужем, не называет его по имени. В обязанности женщины входила работа по дому, обработка шерсти, полевые работы. Но обычая затворничества у рутулок не было, они не носили закрывающее лицо покрывало. Очень уважали многодетных женщин.

Основным занятием народа было скотоводство, в основном отгонное овцеводство. Разводили еще коз, крупный рогатый скот, ослов, лошадей, мулов. Весь год скот держали под открытым небом, подкорма зимой не давали. Перегон с летних пастбищ на зимние сопровождался всегда большими потерями скота. Зимой чабаны жили в тесных темных укрытиях из камня. В земледелии преобладало однополье. Из орудий труда использовали соху, косы, серпы, лопаты из дерева, молотильные доски. Выращивали рожь, пшеницу, урожай не всегда был хорошим. Садов не разводили, не возделывали овощные культуры. В конце 19 — начале 20 века в хозяйстве произошли значительные улучшения, начали продавать скот, поголовье лошадей увеличилось в 2 раза, овец — более чем в 3 раза, крупного рогатого скота — в 6. Выросли посевы, в хозяйствах зажиточных появились более совершенные орудия труда.

Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть фото Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть картинку Кто такие рутульцы и их происхождение. Картинка про Кто такие рутульцы и их происхождение. Фото Кто такие рутульцы и их происхождение

Но все это было в основном у обеспеченных рутульцев. Обычные люди страдали от нехватки еды, плохих условий. Кулаки, торговцы и беки эксплуатировали их, отбирали хорошие пастбища, пахотные участки, покосы. Часто конфликты между бедными и богатыми доходили до кровопролития, но царское правительство поддерживало сторону богачей. После Октябрьской революции жизнь обычного народа претерпела изменения в лучшую сторону. В сельском хозяйстве начали выращивать картофель, овощи, появились колхозы, рутульцы стали заниматься садоводством. Сегодня в Рутуле есть амбулатория, больница, аптека.

Жилище

Традиционные жилища рутульцев располагались в труднодоступных местах. Из-за частых набегов врага и войн, народ вынужден был увеличить обороноспособность. Они строили крепостные стены, оборонительные, сигнальные башни. Дома состояли из двух этажей, строились тоже из камня, с плоской крышей. На первом этаже обустраивали хлев, на втором — жилые помещения. По верхней части фасада жилища проходила узкая терраса, на которую ведет лестница, расположенная с наружной части дома. Очаги делали пристенные, похожие на камины. Часто их украшали крупными лепными орнаментами. Типы жилища рутульцев делятся на три вида:

Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть фото Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть картинку Кто такие рутульцы и их происхождение. Картинка про Кто такие рутульцы и их происхождение. Фото Кто такие рутульцы и их происхождение

Культура

В фольклоре народа развиты различные жанры:

Рутульские певцы, писатели и поэты славятся своим талантом и творчеством далеко за пределами Рутульского района. Прославили район и республику Дагестан рутульские спортсмены, которые неоднократно становились чемпионами мира, СССР, Европы, России.

Отличились представители народа и в области науки. В 13 веке в селе Шиназ образовалась династия ученых из тухума Саидар. Среди рутульцев были астрономы, ученые арабисты. Сегодня у многих есть ученые степени кандидатов, докторов наук. Они успешно работают в научных, учебных учреждениях России, стран СНГ.

Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть фото Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть картинку Кто такие рутульцы и их происхождение. Картинка про Кто такие рутульцы и их происхождение. Фото Кто такие рутульцы и их происхождение

Традиции

Всегда строго соблюдается обычай гостеприимства. Чтобы на дом не навлечь несчастья, хозяин должен гостя накормить, проявить радушие. Неприлично спрашивать о цели визита. Сам гость должен быть скромным, не доставлять хозяевам хлопот. В каждом доме есть специальная гостевая комната, в которой ставят лучшую мебель, украшают ее коврами. Гость может пользоваться радушием 3 дня, после он уже считается почти членом семьи и должен принимать участие в делах по хозяйству.

Часто у мужчин из разных родов было принято становиться кунаками. Они были обязаны всегда помогать друг другу, поддерживать. У одного человека могло быть несколько кунаков, главным считался кунак отца или тот, с кем было заключено куначество в первую очередь. Дружба между кунаками передавалась из поколения в поколение. Долго у рутульцев сохранялся обычай кровной мести.

Рождение в семье мальчика считалось большой радостью, ведь он был продолжением рода. Рождение девочки воспринималось сдержанно. Имя давали через несколько дней после рождения. Часто детей называли в честь умерших уважаемых родственников. Воспитанием в раннем возрасте занимались бабушка с матерью. После 7 лет воспитывать детей начинали мужчины.

Спутников жизни для детей выбирали родители и близкие родственники. Мнение дочери и сына не учитывалось практически никогда. В брак можно было вступать с 15-16 лет девушкам и с 17-18 юношам. Если невеста была из родственного клана, то только из уважаемой семьи. Сватами выбирали двух уважаемых родственников, которые могли вести разговор. Они приходили в дом невесты с подарками. Отец юноши в этом не участвовал. Жених с невестой должны были избегать встреч с родственниками обоих сторон и друг с другом. Родители жениха подготавливали продукты на свадьбу, отправляли их невесте. Свадьба длится 3-7 дней, в зависимости от состоятельности жениха. Оформление брака с участием муллы происходило в доме жениха.

Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть фото Кто такие рутульцы и их происхождение. Смотреть картинку Кто такие рутульцы и их происхождение. Картинка про Кто такие рутульцы и их происхождение. Фото Кто такие рутульцы и их происхождение

Главные события свадьбы — появление жениха и переход невесты в дом мужа. В доме родителей невеста надевала свадебный наряд, красный платок, который закрывал все лицо. Рутульцы верили, что красный защищал ее от порчи злых духов. В компании музыкантов, наставниц, молодежи, невеста шла к дому жениха. Мужчины по пути устраивали конные состязания, танцы.

У входа в дом невесту встречали родители жениха. Под ноги ей клали предмет из металла, она наступала на него, так как народ верил, что первый шаг невесты должен быть прочным как железо. Все несколько дней свадьбы невеста не открывала лицо. На четвертый день его открывали в присутствии родственниц. Невесте дарили деньги, платки, ткань.

Рутульцы отмечают праздник весны, в этот день прыгают через костер, бросают в воздух глиняные шарики с воткнутыми горящими палочками. Так же торжественно отмечают спуск женщин с крупным рогатым скотом с летних пастбищ, возвращение чабанов с зимних пастбищ. Торжественно отмечал народ стрижку овец, окончание сбора урожая.

В обрядах и праздниках народа отражались древние верования, связанные с культом плодородия, природы. Рутульцы поклонялись священным рощам, источникам, горам, местам, связанным с жизнью святых. Над могилами святых сооружали пиры, которые представляли собой небольшие помещения в форме купола. В засуху около них проводили коллективные моления, после которых все участники обливали друг друга водой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *