Кто такие сабии упоминаемые в коране
Кто такие сабеи, о которых говорится в Коране?
An online source for Hadith Fatwas
Исламский информационно-образовательный портал
Вопрос:
Я недавно перечитывал аят Корана, в котором упоминаются сабеи (аят суры «Аль-Бакара», 2:62). Вот текст аята:
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَادُوا وَالنَّصَارَىٰ وَالصَّابِئِينَ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَعَمِلَ صَالِحًا فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِنْدَ رَبِّهِمْ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ
«Поистине, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Судный день и совершали праведные деяния, — (приготовлена) награда у их Господа. Они не испытают страха и не будут опечалены».
Есть ли какие-то сообщения от Пророка (мир ему и благословение), от его сподвижников (да будет доволен ими Всевышний) или от наших ученых относительно религии этих людей? Относятся ли они к Ахлюль-китаб, либо к тем, у кого правильные убеждения?
Ответ:
Нам ничего определенного не известно относительно убеждений или религиозной практики сабеев. Однако, по этому вопросу высказывалось много разных мнений, некоторым из которых отдается предпочтение перед другими. (См. «Маарифуль-Куран», сура Бакара, 2:62)
Далее приводятся несколько мнений наших ученых относительно сабеев:
Это была группа людей, у которых не было определенной религии. Это мнение ученых Муджахида, Ибн Аби Наджа и некоторых других алимов (рахимахумуллах).
Это была группа людей, которые поклонялись ангелам. Так считали Хасан аль-Басри, Катада и некоторые другие алимы (рахимахумуллах).
Сабеи были идолопоклонниками, которые поклонялись звездам и не верили ни в одну божественную Книгу. Это мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада (рахимахумуллах).
Некоторые ученые считали, что они верили в некоторых пророков и читали Забур (псалмы Дауда, мир ему). Что же касается поклонения звездам, то эти ученые считали, что сабеи не поклонялись звездам, а просто обращались в их сторону во время молитвы — как в сторону кыблы, и выражали определенное почтение этим светилам. Это мнение относят к имаму Абу Ханифе (рахимахуллах).
Сабеи были одним из течений, относящихся к Ахлюль-китаб. Это было мнение аллямы Судди и других алимов (рахимахумуллах).
(См. Тафсир Табари, сура Бакара, аят 62; Также см.: «Муфрадатуль-Куран», с. 475, письмо: ص ب ا, Тафсир Ибн Касира и «Рухуль-Маани», сура Бакара, аят 62, «Бадаи ас-санаи», т.7, с.111 и «аль-Бинайя», т.5, с.46-47).
‘Алляма Куртуби (рахимахуллах) писал, что религию сабеев можно описать следующим образом: они были монотеистами (верили в одного Бога), но при этом считали, что звезды играют определенную роль в определении судьбы людей и прочих существ. (Тафсир Куртуби, аят 62)
Имам Рази (рахимахуллах) отдавал предпочтение мнению, что сабеи имели обыкновение поклоняться звездам. Этому же мнению отдавал предпочтение муфтий Шафи Усмани (рахимахуллах). (Тафсир Рази и «Маарифуль-Куран», сура Бакара, аят 62)
Ибн Касир (рахимахуллах), после изложения многочисленных мнений разных алимов, остановился на мнении, что сабеи не были ни иудеями, ни христианами, ни огнепоклонниками, ни идолопоклонниками (многобожниками). Скорее всего, они были людьми, у которых не было определенной религии. (Тафсир Ибн Касир, сура Бакара, 62)
Для более детального рассмотрения вопроса вы можете обратиться к книгам по тафсиру.
Кто такие сабеи?
Что говорится в Коране о сабейцах?
Слово “сабеи” происходит от арамейского “саба”, что означает “крестить”. В Священном Коране сабеи (сабии, сабейцы) упоминаются в трех аятах (сура “Аль-Бакара” аят 62; сура “Аль-Маида”, аят 69; сура Аль-Хадж, аят 17).
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَادُوا وَالنَّصَارَى وَالصَّابِئِينَ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَعَمِلَ صَالِحًا فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ
“Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабеям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены” (сура “Аль-Бакара” аят 62).
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَادُوا وَالصَّابِئُونَ وَالنَّصَارَى مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَعَمِلَ صَالِحًا فَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ
“Воистину, верующие, а также иудеи, сабеи и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, не познают страха и не будут опечалены” (сура “Аль-Маида”, аят 69).
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَادُوا وَالصَّابِئِينَ وَالنَّصَارَى وَالْمَجُوسَ وَالَّذِينَ أَشْرَكُوا إِنَّ اللَّهَ يَفْصِلُ بَيْنَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ
“В День воскресения Аллах рассудит между верующими, исповедующими иудаизм, сабеями, христианами, огнепоклонниками и многобожниками. Воистину, Аллах является Свидетелем всякой вещи” (сура Аль-Хадж, аят 17).
К первой группе относятся сабеи, чья религия считается ответвлением иудаизма. Однако сабеи выражали несогласие с некоторыми важными догмами иудаизма. Так, пророк Яхья (мир ему) несмотря на то, что жил среди иудеев, выступил против иудейских законов того времени. И в итоге иудеи его убили. Поэтому среди сабеев пророк Яхья (мир ему) является самым почитаемым пророком. По-другому эту группу сабеев еще называют “сабеи-ханифы”.
Ко всем пророкам они относятся по-разному: некоторых из них особо почитают, а вот некоторыми пренебрегают. Например, вместе с пророком Яхьей, они чтят пророка Адама и Нуха (мир им). А вот к пророку Ибрахиму, Мусе, Исе и Мухаммаду (мир им) относятся с пренебрежением.
Во времена халифа Мамуна идолопоклонники Харрана стали причислять себя к сабеями, потому что те, являясь “людьми Писания”, имели некоторые привилегии. Поэтому некоторые мусульманские богословы как Имам Абу Юсуф и Имам Мухаммад, знали, что харранские сабеи являются идолопоклонниками, и не относили их к “людям Писания”.
Таким образом, это еще больше отдалило их от традиционного иудаизма. После присоединения мусульманами Ирака в 7 веке, мандеисты стали поддаными Арабского халифата и получили особый статус ахль аль-зимма (“люди договора”), который предоставлялся “людям Писания”.
Мандеисты верят, что их спаситель Мандб-да-Хайе, победивший тьму, проведёт их души через небесные сферы и вернет в царство света. Повелителем царства света является “Сверх Разум”, “Всесильный Дух” или “Господин Величия”, которого они называют “Малька де Нхура” (“Царь Света”).
Мандеисты читают молитвы царю света пять раз в день повернувшись на север: три раза днем и два раза ночью. Среди других религиозных обрядов мандеистов наиболее важным является крещение в проточной воде, которое, в отличие от христиан, совершается многократно. Крещение призвано дать человеку возможность познать жизнь и подготовиться к вознесению в царство света после смерти.
Еще один важный обряд мандеистов — омовение человека на смертном одре, помазание его маслом, вкушение им хлеба и испитие освященной воды. В этом плане эти обряды несколько напоминают христианские таинства. Некоторые обряды выполняются мандеистами в особых хижинах без окон.
Их священники (ими могут быть как мужчины, так и женщины) на мизинце правой руки носят золотое кольцо, что выделяет их от обычных мандеистов. Мужчины могут иметь несколько жен. Брак и рождение детей считаются священной обязанностью. Однако женится на предстателях других религий у мандеистов запрещено, поэтому это очень закрытая община.
Кто такие сабеи?
Что говорится в Коране о сабейцах?
Слово “сабеи” происходит от арамейского “саба”, что означает “крестить”. В Священном Коране сабеи (сабии, сабейцы) упоминаются в трех аятах (Сура “Аль-Бакара” аят 62; сура “Аль-Маида”, аят 69; сура Аль-Хадж, аят 17).
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَادُوا وَالنَّصَارَى وَالصَّابِئِينَ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَعَمِلَ صَالِحًا فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ
“Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабеям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены”. (Сура “Аль-Бакара” аят 62)
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَادُوا وَالصَّابِئُونَ وَالنَّصَارَى مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَعَمِلَ صَالِحًا فَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ
“Воистину, верующие, а также иудеи, сабеи и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, не познают страха и не будут опечалены”. (Сура “Аль-Маида”, аят 69)
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَادُوا وَالصَّابِئِينَ وَالنَّصَارَى وَالْمَجُوسَ وَالَّذِينَ أَشْرَكُوا إِنَّ اللَّهَ يَفْصِلُ بَيْنَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ
“В День воскресения Аллах рассудит между верующими, исповедующими иудаизм, сабеями, христианами, огнепоклонниками и многобожниками. Воистину, Аллах является Свидетелем всякой вещи”. (Сура Аль-Хадж, аят 17)
К первой группе относятся сабеи чья религия считается ответвлением иудаизма. Однако сабеи выражали несогласие с некоторыми важными догмами иудаизма. Так пророк Яхья (мир ему) несмотря на то, что жил среди иудеев, выступил против иудейских законов того времени. И в итоге иудеи его убили. Поэтому среди сабеев пророк Яхья (мир ему) является самым почитаемым пророком. По-другому эту группу сабеев еще называют “сабеи-ханифы”.
Ко всем пророкам они относятся по-разному: некоторых из них особо почитают, а вот некоторыми пренебрегают. Например, вместе с пророком Яхьей, они чтят пророка Адама и Нуха (мир им). А вот к пророку Ибрахиму, Мусе, Исе и Мухаммаду (мир им) относятся с пренебрежением.
Во времена халифа Мамуна идолопоклонники Харрана стали причислять себя к сабеями, потому что те, являясь “людьми Писания”, имели некоторые привилегии. Поэтому некоторые мусульманские богословы как Имам Абу Юсуф и Имам Мухаммад, знали, что харранские сабеи являются идолопоклонниками, и не относили их к “людям Писания”.
Первоначально религия мандеистов считалась ответвлением иудаизма. Но из-за отрицания некоторых догм иудаизма они подверглись страшным гонениям в Палестине и были вынуждены переселиться в Месопотамию. Здесь они впитали в себя элементы местных религий — ассирийско-вавилонских верований, зороастризма, христианства и др.
Таким образом это еще больше отдалило их от традиционного иудаизма. После присоединения мусульманами Ирака в 7 веке, мандеисты стали поддаными Арабского халифата и получили особый статус ахль аль-зимма (“люди договора”), который предоставлялся “людям Писания”.
У мандеистов имеются три священных писания — “Гинза” (“Сокровище”), ее еще называют “книгой Адама”, “Сидра де Яхья” (“Учение Яхьи”), “Коласта” (“Восхваление”).
Для религии мандеистов характерна двойственность — дуализим. Они верят, что существуют два царства: “царство света” и “царство тьмы”. Свет ассоциируется с душой, а тьма — с телом. Спасение видится ими в освобождении пришедшей из царства света и заточённой против своей воли в теле души.
Мандеисты верят, что их спаситель Мандб-да-Хайе, победивший тьму, проведёт их души через небесные сферы и вернет в царство света. Повелителем царства света является “Сверх Разум”, “Всесильный Дух” или “Господин Величия”, которого они называют “Малька де Нхура” (“Царь Света”).
Мандеисты читают молитвы царю света пять раз в день повернувшись на север: три раза днем и два раза ночью. Среди других религиозных обрядов мандеистов наиболее важным является крещение в проточной воде, которое, в отличие от христиан, совершается многократно. Крещение призвано дать человеку возможность познать жизнь и подготовиться к вознесению в царство света после смерти.
Еще один важный обряд мандеистов — омовение человека на смертном одре, помазание его маслом, вкушение им хлеба и испитие освященной воды. В этом плане эти обряды несколько напоминают христианские таинства. Некоторые обряды выполняются мандеистами в особых хижинах без окон.
Для того чтобы человек получил спасение и заслужил царство света, кроме выполнения обрядов, он должен обрести знания и прожить нравственную жизнь. Сабеи должны постоянно носить расту — длинное белое платье, которое считается священным.
Их священники (ими могут быть как мужчины, так и женщины) на мизинце правой руки носят золотое кольцо, что выделяет их от обычных мандеистов. Мужчины могут иметь несколько жен. Брак и рождение детей считаются священной обязанностью. Однако женится на предстателях других религий у мандеистов запрещено, поэтому это очень закрытая община.
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Кто такие сабии, упомянутые в Коране?
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
Процитируем тут аят, на который Вы ссылаетесь в своем вопросе:
„Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены“ (Коран, 2:62).
Сабии упомянуты и в двух других сурах Священного Корана:
„Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, не познают страха и не будут опечалены“ (Коран, 5:69);
„В День воскресения Аллах рассудит между верующими, исповедующими иудаизм, сабиями, христианами, огнепоклонниками и многобожниками. Воистину, Аллах является Свидетелем всякой вещи“ (Коран, 22:17).
Во всех этих аятах Коран упоминает сабиев вместе с иудеями и христианами. Но там ничего не говорится об их религии — по-видимому, потому, что арабы времен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) уже знали их как религиозную группу. Это выводится из того факта, что современники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые задавали ему многие вопросы о Коране, ничего не спрашивали о сабиях.
Многие ученые относят сабиев к Людям Писания, в то время как некоторые ученые не признавали эту категоризацию из-за своей веры в то, что термин «Люди Писания» используется лишь для иудеев и христиан.
Ранние мусульманские ученые говорят нам, что сабии были религиозной группой, которая жила в южной Месопотамии. Все свидетельства указывают на то, что сабии Корана были мандеями южного Ирака (Gündüz, 28‒29). Мы знаем, что мандеи жили в этой области со II века христианской эры. Их убеждения и культы имеют много общего с иудаизмом, христианством и зороастризмом, приверженцы которого упоминаются в Коране как Маджус и несут различные элементы из этих религиозных традиций (Gündüz, 28‒29).
Именно в период Аббасидов возникли предположения, что сабии следовали культу планет древней Месопотамии. Начиная с этого периода, большинство ученых видели особую связь между термином сабии и язычниками Гаррана. Гарран — это древний город, имеющий стратегическое значение, сейчас — деревня в юго-восточной Турции.
Таким образом, характерные черты гарранцев, такие как многобожие, поклонение звездам и идолам, были приписаны и сабиям. Это противоречит взглядам ранних ученых, поскольку они никогда не говорили о том, что сабии были многобожниками и поклонялись идолам.
Однако позже мусульманские писатели, а также еврейский ученый Маймонид назвали гарранцев „сабиями из Гаррана“ (315‒320).
Будучи гностическим сообществом, мандеи были неясной религиозной группой. Гностицизм, согласно „Оксфордскому краткому словарю мировых религий“, представляет собой „комплекс религиозных движений, хотя бы некоторые корни которых имеются в иудейской и языческой мысли, но появившиеся в развитой форме как христианская ересь во II веке“ (212).
Мандеи следовали политике секретности и изоляции от остального общества. Их религия запрещала им раскрывать свои тайные убеждения и способы поклонения неверующим. Делиться секретами их религии с иноверцами считалось греховным.
Разговаривая с представителями другой религии, они обычно подчеркивали небольшие сходства между ними. Эта ограниченная информация, предоставленная ими, была недостаточной для того, чтобы другие имели четкое представление об их религиозной традиции. По этой причине стали неизбежными догадки об их системе убеждений и практиках. (Drower)
В аятах Корана, приведенных выше, иудеи, христиане и сабии упоминаются наряду с мусульманами. Говорится, что те из них, кто верит в Аллаха и в последний день, и совершает праведные дела, получат награду у своего Господа; у них не будет страха, и не будут они опечалены.
Для правильного понимания эти аяты нужно читать вместе с другим аятом:
„От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон“ (Коран, 3:85).
Хотя кажется, что приведенные аяты не соответствуют друг другу, следует отметить, что у слова ислам есть два значения. Во-первых, существует основной Ислам (подчинение Богу) как религия всех пророков от Адама до Мухаммада (да благословит их Аллах и приветствует). Во-вторых, есть законченная религия или, более точно, Ислам как образ жизни, которому научил нас пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).
В приведенном выше аяте говорится об основном Исламе, а не о завершенном, и поэтому между аятами нет противоречия.
То есть в аятах, в которых упоминаются сабии, Коран говорит о тех, кто следует фундаментальной «религии», живя в соответствии с заповедями Бога, как учили тому Муса, Иса (мир им) или любой другой пророк Всевышнего.
В настоящее время в Ираке существует религиозная группа, называемая мандеями. Хотя о них мало что известно, так как их очень немного, они могут быть последними потомками сабиев сегодня.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Войти используя аккаунт социальных сетей
Кто такие сабии?
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Кто такие сабии?
Re: Кто такие сабии?
Ассаляму алейкум, Зуль-Кифль.
Ибн Касир ( да одарит его Аллах своёй милостью) в своём тафсире сказал:
Лично я также в других комментариях читал, но сейчас не могу указать источник, что Сабии это последователи Яхьи (Иоанна), который жил в пустыне со своими последователями.
Также сабии есть такие которые поклоняются только Аллаху, а есть такие которые совершают многобожие.
А Аллах знает лучше.
Re: Кто такие сабии?
Re: Кто такие сабии?
Кто такие сабии, упоминаемые в Коране?
О сабиях упоминается в нескольких коранических аятах, например: «Воистину, в День воскресения Аллах рассудит уверовавших с иудеями, сабиями, христианами, огнепоклонниками и многобожниками» (22:17). На арабском языке это слово употребляется в значении людей, которые покинули свою религию и приняли другую. Именно так называли мекканские язычники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его первых последователей, так как они покинул веру их отцов.
Однако, в то же время, есть данные о том, что на самом деле слово «сабии» имеет арамейское происхождение (означает «крестить»), и применялось по отношению к конкретной религиозной группе. Поэтому, скорее всего, это слово либо перешло в арабский с сирийского, либо же так был назван Пророк (мир ему и благословение) причине того, что он, так же как и сабии, которых они встречали в Сирии, говорил о единстве Божьем.
Относительно того, какую веру исповедовали сабии, мнения толкователей разошлись. Часть из них считала, что они являлись представителями синкретического верования, которое сочетало в себе элементы веры иудеев, христиан, а также зороастрийцев и других язычников. Другие считали, что сабейство не было полноценной религией, несмотря на то, что они признавали единство Бога и пели Забур (псалмы Давида). Третьи считали, что сабии поклонялись ангелам, пели Забур и совершали богослужения. Согласно мнению четвертых, сабии уверовали в миссию всех пророков Божьих, держали длительные посты и совершали молитвы, обратившись лицом в сторону Йемена. Пятые считали, что они поклонялись звездам.
В целом же, можно сказать, что сабии представляли собой отдельную религиозную группу, истоки которой восходили к древности. Это верование было распространено в Египте и Ближнем Востоке, а также, возможно, в Иране и Индии. Может быть, что древняя религия и культура Греции и Рима испытала сильное воздействие сабейства.
Позднее в верования сабиев проникли элементы различных философий, мистицизма и гностицизма. По этой причине, их верования стали носить эзотерический характер.
К началу исламской эры, в Ираке и Сирии проживали различные группы, которых считали носителями сабейских верований. Одними из них были мандеи – представители гностической секты, которую связывают с Йахйей («Иоанном Крестителем»). Эта секта сохранилась до настоящего времени.
В их верования в значительной степени проникли элементы Иудейства и Христианства. По этой причине они считаются «людьми писания». Скорее всего, именно о них упоминается в Коране, наряду с иудеями и христианами.
Были также, так называемые харранские сабии. Они сохранили элементы древнейших месопотамских верований и наук. Благодаря харранским сабиям, мусульмане познакомились с культурным наследием древних вавилонян, сумели изучить древние науки.
Сами харранские сабии утверждали, что их верования восходят к пророкам Шиту и Идрису. Однако позднее, они фактически стали язычниками. Потом в их веру проникли элементы гностицизма. По этой причине их учение тоже носило эзотерический характер.
Они считали, что к «абсолютной истине» в их учении могли приобщиться только отдельные избранные люди, которые наделялись жреческими полномочиями. Остальные же члены общины, должны были следовать за жрецами, которое фактически превратилось в посредников между Богом и людьми.
Статус жречества был так высок, что им даже поклонялись и устанавливали памятники. Кроме этого, харранские сабии поклонялись и другим объектам.
В исламский период сабиев в Ираке было много. Из их среды вышел такой известный философ, как Сабит ибн Кура, который в Харране имел конфликт со своими единоверцами, а затем приехал в Багдад и основал там свою секту. Позднее многие из его приверженцев приняли Ислам. Среди принявших Ислам был также известный историк Хилал ас-Саби. После V/XI века в Харране и Багдаде сабиев уже не осталось. В настоящее время сабиями называют только общину мандеев в Южном Ираке.
Например, в ханафитском мазхабе Абу Ханифа считал сабиев «людьми писания», а имамейн (Абу Йусуф и Мухаммад ибн Хасан) язычниками. В то же время, все мусульманские правоведы были едиными во мнении, о том, что сабиев, которые поклоняются статуям или звездам, считать «людьми писания» нельзя.
Айдын Али-заде, кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела «Философия религии» Института философии и политико-правовых исследований Национальной Академии Наук Азербайджана
Кто такие сабеи, о которых говорится в Коране?
Вопрос #49058: Сабеи.
Сабеи упоминаются в нескольких аятах Корана. Кто они? Какова была их религия?
Это группа людей о которой упоминается в Коране в трех местах.
«Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены.» (2:62)
«В День воскресения Аллах рассудит между верующими, исповедующими иудаизм, сабиями, христианами, огнепоклонниками и многобожниками. Воистину, Аллах является Свидетелем всякой вещи.» (22:17)
«Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, не познают страха и не будут опечалены.» (5:69)
Слово Сабеи производное от слова Сабаа, которое используется в отношении перехода из одной религии в другую.
Ат Табари сказал: «Аль сабиун» является множественной формой слова «саби», которое значит того кто изменил свою религию, например отступил от своей религии, или того кто покинул то на чем он был и перешел в другую. Арабы звали такого человека Сааби… На арабском говорится: «сабаат аль нуджум» в отношении появившихся звезд.
См. Тафсир аль Табари, 2:145, Лисан аль Араб, слово Сабаа
В отношении их веры, Ибн Гайм сказал: «Люди разошлись во мнениях относительно них, и имамы не уверены о них, потому что у них не было знаний о их вере и религии.
Аш Шафи сказал: «Они подобны христианам». В другом месте он сказал: «Их вопрос должен быть изучен. Возможно они похожи на христиан в общих вопросах, но они отличны от них в мелких деталях религии, и тогда их религия может быть признана, и с них можно брать джизью. Но если их религия отлична от их религии, то их религия не может быть признана, и с них нельзя брать джизью»
Саляфы по этому вопросу высказывались так. Суфьян передал от Лайса, что Муджахид сказал: «Это люди которые идут между Иудеями и огнепоклонниками, и у них не было религии».
В Тафсире ШАйбана, передано что Катада сказал: «Сабеи люди которые поклонялись ангелам»
Ибн Гайм сказал: «Сабея это большая нация среди которых есть проклятые и блаженные. Они из нации которая разделилась на верующих и неверных, потому что нации которые пришли до Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) были двух видов: нации кяфиров, и все они были прокляты, и среди них не было блаженных, были идолопоклонники и огнепоклонниками; и нации среди которых были и проклятые и блаженные, например Иудеи, Христиане и Сабии. Аллах сказал (перевод смысла) в Своей Книге:
«Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены.»
И подобное сказано в суре Хадж:
«В День воскресения Аллах рассудит между верующими, исповедующими иудаизм, сабиями, христианами, огнепоклонниками и многобожниками. Воистину, Аллах является Свидетелем всякой вещи.» (22:17)
Он не сказал здесь: «Среди них те кто уверовали в Аллаха и в Судный День», потому что Он упомянул их с многобожниками и огнепоклонниками.
Так Он упомянул шесть наций, среди которых две прокляты, и четыре разделились на проклятых и блаженных. Когда Он обещает награду тем кто уверовал и совершал благое, он упоминает только 4 нации. В аяте, в котором говорится о суде между нациями, Он включил и две нации, а в аяте о награде Он их не включил. Таким образом, становится понятным, что Сабеи отнесены как к верующим так и к неверующим, как к проклятым так и к блаженным.
Это древняя нация, которая существовала между Иудеями и Христинами и они были различного рода: Сабеи которые были ханифы (монотеисты) и Сабеи мушрики (политеисты). Их царство было в Харане, до пришествия Мессии. Они писали книги и у них было знание. Многие из них жили в Бададе, включая Ибрагима ибн Халал аль Сааби, автор труда «Расаиль», Он следовал их религии, но он постился вместе с мусульманами в месяц Рамадан. Многие из них были философами и писали известные сочинения, среди которые были труды о религии и философии.
В кратце, они не отрицали Пророков и считали, что следовать им обязательно. ПО их мнению, каждый кто следовал пророкам спасен и благословлен, и кто следует по собственному пути, схожему с тем что принесли пророки, также спасены и благословлены, не смотря на то, что они могут не следовать пророкам в специфических вопросах. По их мнению, призыв пророков был истиной, но существуют разные пути для спасения. Они верили, что у вселенной есть Создатель и тот Кто обеспечивает, Мудрый и Он не похож на создание, но многие из них, или большинство из них сказали: «Мы не способны достичь Его, без посредников, поэтому мы должны приближаться к Нему, через медиацию души и святости, которые являются чистыми и свободными от всяческих физических элементов, и которые выше места и времени, и они созданы чистыми и святыми.
Затем он упомянул, что они поклонялись этим средствам, и искали приближения к них, и они говорили: «Это наши боги и посредники с Господом господов, и Богом богов»
Затем он сказал: «Это то, что было передано некоторыми ученными которые изучали религию и философию верований Сабеев и основываясь на том, что дошло до них. Но среди них были те кто веровал в Аллаха и Его Имена и атрибуты, Его ангелов и Посланников и в Последний День, и среди них есть неверующие. Среди них был те, кто взял из религии Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), то что подходило их представлению о добре, и они следовали этому и довольствовались этим.
В основном, они брали то что по их мнению было благом из других религии, и они не брали представителей одной религии друзьями и других врагами; они не предпочитали одну религию над другой. По их мнению все религии преследуют одну цель в этом мире, и поэтому нет смысла во враждебном отношении друг к другу, напротив необходимо брать то доброе что в есть в этих религиях, что лучше для человека. Поэтому они были названы Сабииями. Они отстранились от следования определенной религии. Поэтому, более чем один саляф сказали: «Они не Иудеи и не Христиане и не огнепоклонники»
Существует два вида Сабии: монотеисты Сабии (сабии хунафа) и политеисты Сабии (сабии мушрикун). Монотеисты – спасены, и среди них были дискуссии, и одна группа опровергала другую. Это люди Ибрахима, также как иудеи были людьми Муссы, монотеисты были его последователями.»
Ахкам ахль аль Зимах, 1:92-98
То что мы сказали о разделении Сабии на монотеистов и политеистов было подтверждено шейх уль Исламом более чем в одном месте. Смотрите аль Радд адя аль Мантигиййин, 287 – 454, 290-458; Манхадж аль Сунна 1:5. Смотрите также дискуссию шейх ибн Ашура относительно этого вопроса, в его комментарии к аяту суры Багара.