Кто такие сабры в израиле

Сабры и диаспора

В Израиле я осознал огромную разницу между сабрами — евреями, родившимися в Израиле (сабра на иврите — колючка), и российскими евреями. Это два разных народа! Российские евреи больше отличаются от сабров, чем от русских в России. Сабры — это спокойные, уверенные в себе люди, которые смотрят вам прямо в глаза. «Прямостоящие» люди! Российские евреи им заметно не интересны, сабры не понимают их зацикленности на своем российском прошлом, на антисемитизме. У меня сложилось впечатление, что сабры даже не понимают по-настоящему, что это такое — антисемитизм. Как не понимают этого и люди всех других национальностей.

На фоне сабров видишь, как изломаны российские евреи, отягощены комплексами, болезненным самолюбием. Одни держат себя вызывающе дерзко, порой нагло, часто с упрятанной за этим трусостью, у других — голова ушла в плечи, словно в ожидании удара, третьи — прячутся за броню иронии, хохмачества, цинизма. Есть, конечно, и нормальные люди, но в российской диаспоре они составляют, видимо, меньшинство. Ломает, уродует людей жизнь в условиях обложного антисемитизма, жизнь на положении людей второго сорта.

Фантастическая победа Израиля в «шестидневной войне» 1967 года (победа 1948 года, не менее удивительная, прошла почти незамеченной из-за жесткости сталинской цензуры) всколыхнула евреев в СССР, несколько распрямила их. Оказывается, евреи умеют не только торговать или играть на скрипке, но и воевать, за себя постоять, да еще в борьбе со свирепыми врагами, многократно их превосходящими по численности. Однако полностью распрямить большинство советских евреев, разумеется, не смогла.

Между прочим, впервые разницу между сабрами и российскими евреями я осознал еще в России, и весьма комичным образом. В Москве проходило первенство Европы по баскетболу, и в Советский Союз впервые приехала команда Израиля. Мы с моим старым другом Мишей Подгородниковым пошли на матч Израиля с Италией. Мы еще никогда не видели живых израильтян, хотелось посмотреть. Ведь это было после «шестидневной войны»!

К началу матча мы опоздали и добрались до своих мест, когда игра уже шла. Я окинул взглядом площадку, баскетболистов, определил, кто есть кто, и — огорчился за израильтян, за их неспортивный вид: у кого брюшко проглядывало, кто сутулился, многие игроки были незагорелыми, бледнотелыми. Это в Израиле-то! Одно слово — евреи!

А итальянцы были все как на подбор: стройные, загорелые, красивые, держались свободно, уверенно, ну и играли намного лучше.

Но что это? Итальянцы кладут очередной мяч в корзину, а счет на табло растет в пользу Израиля!? Я в недоумении смотрю на Подгородникова, а он — с таким же недоумением на меня. И мы оба заходимся от смеха: мы перепутали, кто есть кто! Итальянцев приняли за евреев! Они были, в нашем понимании, ближе к стереотипу евреев, чем израильтяне.

К слову, я советую не верить российским евреям, чернящим жизнь в Израиле. Она, конечно, далека там от идеала и от западного, скажем, немецко-скандинавского уровня, но у российских людей есть свойство начинать нещадно поливать грязью любую западную страну, если у них там возникает какая-либо проблема. Сразу начинаются крики: американцы (израильтяне, немцы. ) — они тупые, они бюрократы, они нас, русских (евреев) ненавидят и т. д. и т. п. Здесь сказывается комплекс раба, холопа. В своей «холопии» он был рад любому куску из барских рук, лишь бы не плеткой, а тут, попав в демократический мир, начинает кочевряжиться, барина корчить: и то ему не так, и это.

Кто мне был неприятен в Израиле среди сабров, так это ортодоксальные иудеи, те, которые ходят во всем черном, в черных шляпах, с пейсами, и почему-то большинство из них очень толстые. Тяжело видеть, что они и своих детей так же воспитывают и наряжают. Они не служат в армии и не признают государство Израиль. По Священному Писанию израильское государство может воссоздать лишь Мессия в свое второе пришествие, которого они и ждут. Со свирепой строгостью выполняют они все религиозные обряды и мешают превращению Израиля в светское государство. Ортодоксы составляют звонкое меньшинство в стране, и в Кнесете их соответственно представляют маленькие партии, но без этих партий не склеиваются правящие коалиции, и клерикалы свое участие в оных обуславливают сохранением теократического законодательства.

Справедливости ради должен признаться, что мне не по душе ортодоксы любых религий. Как и само разделение верующих по конфессиям — еще один источник кровавых и опасных для человечества конфликтов. Но об этом мы уже говорили.

Читайте также

Часть III. Диаспора на переломе

Часть III. Диаспора на переломе • Евреи и СССР: акт заключительный – занавес. • На переломе империи – Ваад СССР. • Хватит шнорничать и Добрый день. • Три процента с Рима. • Евреи кочевые, обыкновенные. • Заметки еврейского путешественника. • Обед с фиалкой. • Продолжение

Глава 3. Цифровая диаспора

Глава 3. Цифровая диаспора Открылась дверь. Первым человеком, прошедшим через нее, был Боб Видлар, изменнический гений. Оглядываясь на его прошлое пьянство, драки и беспорядочное поведение, нельзя при этом не заметить, что Видлар был одним из самых креативных умов в

РУССКАЯ ДИАСПОРА В АВСТРАЛИИ

РУССКАЯ ДИАСПОРА В АВСТРАЛИИ Во время моих поездок по России мне удалось отыскать материалы, которые подтверждают, уточняют или объясняют некоторые события, которые были мной описаны в первом издании моих мемуаров. Удалось подобрать и несколько фотографий, которые

Источник

Кто такие сабры в израиле

Кто такие сабры в израиле. Смотреть фото Кто такие сабры в израиле. Смотреть картинку Кто такие сабры в израиле. Картинка про Кто такие сабры в израиле. Фото Кто такие сабры в израиле

Интересное получается дело. На территории практически всех континентов представителей еврейской нации знают как просто евреев, израильтян или иудеев. Но вопрос о том, кто такие сабры, практически любого человека ставит в тупик. Для большинства людей подобное слово неизвестно.

На самом деле, Сабра (Цабар) довольно-таки необычное название в Израиле носит завезенная из Мексики разновидность кактуса, именуемая опунцией индийской. Данное растение с жесткой наружной поверхностью, острыми длинными колючками, прекрасно приспособлено для жизни в пустыне. При этом оно имеет мягкую и сладкую на вкус внутреннюю часть. В период Османской империи такой кактус разводили в качестве технического растения. На нем отлично себя чувствует насекомое кошениль, из женских особей которого в былые времена вырабатывали красную краску с одноименным названием. В Израиле доныне разводят опунцию индийскую, но по большей части как исходное сырье для приготовления варений и джемов.

Кто такие сабры в израиле. Смотреть фото Кто такие сабры в израиле. Смотреть картинку Кто такие сабры в израиле. Картинка про Кто такие сабры в израиле. Фото Кто такие сабры в израиле

Так что же роднит, кроме использования в пищевой промышленности, этого стойкого обитателя пустынь и евреев? А вот что. С легкой руки журналиста Ури Кейсари сабрами с 1931 года стали именовать евреев, родившихся в Эрец-Исраэль. Этим он противопоставил этих людей сородичам из диаспоры, жившим в других странах, приспосабливавшихся к чужим законам. К данной категории не относились и те евреи, которые репатриировались. Понятно, что до 1948 года сабров насчитывалось крайне незначительное количество, но с образованием Государства Израиль их количество начало увеличиваться в геометрической прогрессии.

Однако здесь возникла определенная проблема. Собственно идея сионизма возникла в конце XIX века, но тогда довольно-таки немногочисленным сторонникам выезда в Эрец-Исраэль противодействовала сплоченная группа еврейских движений, по разным причинам не желавших покидать экономически развитые и благополучные страны. Да, в Европе и других местах временами возникали неприятные моменты, но их можно было пережить.

Но даже когда в европейских странах начало «припекать» по-настоящему и в еврейскую Палестину двинулись потоки переселенцев, единая еврейская нация еще не смогла сложиться – уж слишком ментально разными были эти люди. В большинстве своем они даже иврита не знали, общаясь между собой, кто на идише, кто на ладино, английском, французском и немецком, а кто и вовсе на арабском языке. То есть, какое-то время в Эрец-Исраэль и численно, и политически преобладали носители иных ценностей, порой довольно сильно отличавшихся от ценностей людей, родившихся тут.

Кто такие сабры в израиле. Смотреть фото Кто такие сабры в израиле. Смотреть картинку Кто такие сабры в израиле. Картинка про Кто такие сабры в израиле. Фото Кто такие сабры в израиле

И вот, чтобы культура еврейской диаспоры перестала превалировать над культурными традициями истинных евреев, был запущен идеологический проект по основанию новой еврейской нации. По мнению его создателей, настоящий еврей рожден исключительно в Израиле, общается на иврите, имеет израильское мировоззрение, настойчив, вынослив и готов беспрекословно отстаивать интересы своего независимого государства. Учитывая расположение Израиля на карте планеты, сравнение его жителей с жизнестойким пустынным кактусом вполне правомерно.

Кто такие сабры в израиле. Смотреть фото Кто такие сабры в израиле. Смотреть картинку Кто такие сабры в израиле. Картинка про Кто такие сабры в израиле. Фото Кто такие сабры в израиле

Израильтяне гордятся, что родились в Израиле и называют себя сабрами (цабар), а на русском кактусами.

В настоящее время, несмотря на большое количество в Израиле выходцев из других стран, культура местных сабров победила. И сейчас ими могут называть себя свыше 75% граждан страны, причем среди молодого поколения израильтян этот процент достигает 96-97%.

Источник

Кто такие «САБРЫ»?

Ивритское слово «цабар» изначально было сленговым, но постепенно превратилось в нормативное, служившее для описания еврея, уроженца Израиля.

Сабры — термин, обозначающий евреев — уроженцев Израиля. На конец 1998 г. сабры во втором поколении составляли 1,2 млн. чел.

История термина
Ивритское слово «цабар» изначально было сленговым, но постепенно превратилось в нормативное, служившее для описания еврея, уроженца Израиля.

Когда слово было сленговым, ударение падало на предпоследний слог, а когда оно стало стандартизованным, ударение стало падать на последний слог, как в большинстве слов современного иврита.

Термин впервые был использован 18 апреля 1931 г. журналистом Ури Кейсари в статье «Мы листья кактуса!», опубликованной в газете «Доар ха-Йом»; в статье он выступал против внешне высокомерного отношения коренных израильтян к новым репатриантам.

Это сравнение с колючим пустынным растением Цабар или Опунция (лат. Opuntia ficus-indica), у которого сладкий и мягкий плод покрыт шкуркой с колючками, намекает на то, что сабр-киббуцник «колючий» снаружи, но «мягкий» и «сладкий» изнутри.

Кто такие сабры в израиле. Смотреть фото Кто такие сабры в израиле. Смотреть картинку Кто такие сабры в израиле. Картинка про Кто такие сабры в израиле. Фото Кто такие сабры в израиле

Новые репатрианты не могут забыть свое прошлое, диаспору, Вторую мировую войну. В отличие от них сабры родились свободными в своей стране и ощущают себя частью 5000-летней истории.

В политическом смысле сионистское движение использовало термин для восхваления «нового еврея», образ которого был создан в самом начале XX в.

Есть ещё одна категория — оле (мн. олим, ивр. עולה) — новые репатрианты в первом поколении.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Источник

Конец мифа о сабре

Отдельно эта глава была напечатана в журнале «Время искать» (№1 (1998), стр. 95–115).

Профессор Амнон Рубинштейн являлся одним из создателей и лидеров партии Шинуй (вошедшей позже в партию МЕРЕЦ). Он долгое время был членом Кнессета и министром в ряде правительств (в том числе, министром образования и культуры).

Эта глава посвящена одной из основных идеологических и культурных составляющих истории Израиля со времен еврейского ишува до наших дней.

Для желающих понять истоки многих явлений, имевших место в израильском обществе на протяжении 60-и последних лет, это будет очень познавательное чтение. Читатель узнает о некоторых малоизвестных фактах, что называется, «из первых рук».

Рекомендуется исключительно внимательным и неторопливым (многа буккаф) читателям.

По техническим причинам сегодня публикуется только первая часть главы

КОНЕЦ МИФА О САБРЕ

Солнце и берег.
Еврейские матери выводят детей к морю и солнцу,
дабы раскрасилась кровь,
что выцвела во всех гетто мира.

Эпические герои писателя С.Изхара пускают корни в высохшей земле, не черпая из родников предыдущих поколений. Они, по определению Баруха Курцвайля, пребывают «в бесконечном переходном возрасте». Мифологическому сабре переходный возраст удобен: он соответствует его неспособности опереться на образ «отца» и сформировать свой собственный человеческий образ.

И здесь он добавляет ключевые слова: «Как бы то ни было, мы, а не они, отражали настроения, господствовавшие в нашем поколении и, по правде говоря, во всем ишуве».

Эта двойственность и противоречивость достигают своей кульминации в отношении первых поколений уроженцев страны к Катастрофе европейского еврейства. Уничтожение 6 миллионов евреев явилось для них мощнейшим аргументом в защиту сионистско-израильской идеологии, но, одновременно, легло несмываемым «позорным пятном» на европейское еврейство, которое якобы шло в газовые камеры столь же безропотно, «как стадо, ведомое на бойню». Такого рода отношение при всей своей очевидной нелепости является лишь отражением убеждений, бытовавших в 50-60-е годы в сабрской среде, убеждений, справедливо названных Эхудом Бен-Эзером «нравственной слепотой»: «В силу этой «нравственной слепоты» сабра с презрением относился к еврейским беженцам, прибывавшим в Страну после Катастрофы. Они не говорят на иврите, не подворачивают шорты, свисающие до самых колен. Да и их «хваленая вежливость» является лишь доказательством их слабости и униженности».

Эти страшные слова, разумеется, не были выражением всеобщего мнения. Тем не менее, они дают представление о сугубо негативном и надменном отношении части уроженцев Израиля к чудом выжившим жертвам нацистских зверств. Сформулированные в столь резкой форме, эти слова фиксируют одно из главных ощущений противоречивой реальности в первые годы существования Государства Израиль.

Между тем, мифологический образ галутного еврея устраивал далеко не всех, тем более что этот образ никогда не был подлинным отражением реальной действительности. Галутный еврей был «обречен» играть отрицательные роли на фоне сионистской мечты и стремления восстановить попранное достоинство народа. Этот образ был замешан на маленькой толике правды. При этом полностью игнорировалась та колоссальная сила и мощь, которые всегда были присущи галутной еврейской общине. Да и представления о слабости, как о традиционно еврейской черте, попросту неверны. В тех странах, где евреи были полноправными гражданами, они героически сражались в войнах. Многие из них заслужили своей доблестью высокие награды. Многие отдали жизнь за свою «гражданскую родину», будь то имперская Германия, страны-союзницы или Россия. А кем были герои еврейского ишува, как не теми же галутными евреями, совершившими алию, подобно легендарному Йосефу Трумпельдору? И с чем сравнить беспримерный героизм и отвагу малочисленных повстанцев гетто? Или партизан-евреев, боровшихся против регулярной немецкой армии?

Перелом в восприятии сабры в качестве высшего существа, противопоставленного его галутному антиподу, нашел свое подтверждение в ряде исследований, изучавших степень идентификации израильской молодежи с традиционной еврейской системой ценностей. Выяснилось, что с годами во всех кругах молодежи степень идентификации с еврейским народом и с еврейским самоощущением заметно возросла. Блестящее исследование д-ра Яира Орона об отношении студентов различных учебных семинаров, принадлежащих порой к диаметрально противоположным течениям в подходе к сионизму, иудаизму, системе образования и воспитания, выявило, что наступил конец эпохи самообмана.

В 60-е годы, годы переосмысления и ослабления «ханаанской» идеологии, это веяние прошло. Изменение имени теряет свою привлекательность. Ради символического рождения заново мало кто готов повернуться спиной к своим родителям, к своему роду. В духовной атмосфере, возникшей после войны Судного дня, круг окончательно замкнулся. В 70-е годы Йосеф Чехановер, назначенный на пост генерального директора Министерства иностранных дел, отказывается сменить свою фамилию на более «сабрскую». Этот отказ не только не стал препятствием к назначению, но и удостоился похвалы со стороны Амоса Эйлона (в прошлом Штернбаха):

«Я полагаю, что фамилия Чехановер не просто красива сама по себе. Она аутентична, связана с историей и корнями. Это не какой-нибудь Гиль, Он, Эйтан Пелед или Бар-Шильтон, Тахар-Лев, Бар Адон и прочие имена, интересные лишь с точки зрения глубинной психологии, как проявления детских болезней молодого государства.»

Однако отказ от чувства превосходства над неполноценным галутным братом был не единственной причиной крушения старого мифа. Его потрясли еще два удара.

Источник

Сабры или как называются люди рожденные в Израиле

Цабар родом из Мексики, а еще его выращивают в Чили и в Италии. У него нет листьев, а стебли плоские и овальные, покрытые колючками. Многие думают, что это и есть листья. Молодые стебли идут на корм скоту. А из косточек цабара выжимают масло.

На этих стеблях растут розовато-желтые плоды. Они усеяны такими мелкими колючками, что при сборе надо защищать не только руки, но и рот: колючки могут туда попасть и даже нарушить дыхание. Я этого не знала и как-то раз, живя в кибуце, отправилась собирать сабры.

Сабрес применяют в кулинариии этот плод используется и в народной медицине.

Ивритское слово «цабар» изначально было сленговым, но постепенно превратилось в нормативное, служившее для описания еврея, уроженца Израиля. Когда слово было сленговым, ударение падало на первый слог, а когда оно стало стандартизованным, ударение стало падать на последний слог, как в большинстве слов современного иврита.

Коренные жители Израиля…люди, родившиеся в жаркой, солнечной и неповторимой стране.

Однако, если вдруг на улице, в автобусе, да где угодно кому-то стало плохо, вдруг кто-то просто споткнулся и упал, зацепился, ударился – мимо точно не пройдут, помогут, довезут куда надо, поднимут, позвонят, вызовут скорую, сделают все, чтобы увидеть, что человек в порядке. Не зря израильтян называют «сабрами».

Сабр – плод кактуса опунции, очень колючий снаружи и сладкий внутри. Этот плод можно увидеть на огромных кактусах, растущих вдоль дороги, красного или желтого цвета. Когда их покупают, на руку надевают специальный пакет, чтобы не уколоть пальцы. Зато стоит его разрезать, и он очарует вас своим ароматом и сладким вкусом. Так и люди, родившиеся в Израиле. Они очень вспыльчивы, громки – но это только на первый взгляд, в душе же (ударение на последний слог) они добрые и отзывчивые.

Народные умельцы пытались сделать из сабра национальный израильский ликер, но идея не прижилась. То ли вкус был не совсем тот, который ожидали получить, то ли напиток не выдержал конкуренции с текилой – но в 1963 году израильтяне полностью отказались от производства ликера из кактуса. А вот название осталось.

И сегодня любимым напитком израильтян и гостей Израиля является ликер со звучным названием «Сабра», тем более что он является еще и самым известным. Существует 3 вкуса, и тут, каждый волен выбирать то, что ему по душе. Шоколадно-апельсиновый, кофейный или со вкусом и ароматом бренди и апельсина. Последний, кстати, сочетает в себе символы земли Израиля: виноградники и апельсиновые рощи. И если после поездки в Израиль кто-то утверждает, что попробовал настоящий сабр, уточните о чем идет речь: о плодах кактуса или всеми любимом ликере.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *