Кто такие саиды в азербайджане

ДНК поможет найти сеидов в Азербайджане

«Были зафиксированы интересные результаты азербайджанца, живущего в одной из европейских стран».

Ведь для многих мысль о развеянном мифотворчестве является концом мистического опыта».

Как передает Oxu.Az, об этом в беседе с echo.az сообщили соучредители ДНК-проекта Азербайджана Акпер Алиев и Фариз Абасов.

Тем не менее есть и положительный опыт. «Нашей группой Azerbaijan DNA Project были проведены ДНК-тесты на сеидство.

Совсем недавно были зафиксированы интересные результаты азербайджанца, живущего в одной из европейских стран. Его сеидство было подтверждено нашими тестами на Y-хромосому.

Издревле в традиционном обществе жрецы и шаманы почитались как посредники между «высшим» миром.

В сознании людей мистицизм играл определяющую роль, где жрецы были единственными хранителями «божественной силы».

С развитием религии появилась прямая наследственная преемственность жреческого звания, сложились особые привилегированные сообщества жрецов.

Несмотря на кажущуюся архаичность этой традиции, наследуемые жреческие сообщества в отдельных религиях в несколько измененной форме существуют до наших дней. В исламе они известны как сеиды.

По традиции, все сеиды по мужской линии считаются прямыми потомками имама Али, двоюродного брата пророка Мухаммеда, живших примерно 1400 лет назад.

Современные методы генетической науки на основании исследований ДНК позволяют с абсолютной точностью установить наличие родства конкретного человека с другими людьми. Из биологии известно, что каждый мужчина является обладателем Y-хромосомы.

Одной из ее характеристик является т.н. Y-гаплогруппа, которая передается исключительно от отца к сыну, что и позволяет определять прямое родство по мужской линии.

Группа исследователей под руководством Беннета Гринспена решила выявить степень генетического родства между современными сеидами.

Были протестированы сотни сеидов из разных стран, в числе которых были представители знатных сеидских родов арабских стран.

Как выяснилось, среди современных сеидов оказались носители разных гаплогрупп.

Однако более половины протестированных относились к одной гаплогруппе, обозначаемой как J1-P858.

Расчеты показали, что эти люди имеют одного общего предка, жившего около 1400 лет назад, что полностью совпадает с исламской хронологией! Так кораническая традиция нашла свое подтверждение с помощью науки.

Кем же тогда являются те, кто называет себя сеидом, но не является носителем Y-гаплогруппы J1- P858? Напрашивается вывод, что за длительную историю распространения ислама нашлись люди, самовольно приписавшие себе сеидское происхождение.

Кроме того, в разных мусульманских странах народная традиция стала причислять к числу сеидов местных уважаемых людей, известных своей праведностью или необычными способностями, или просто лиц арабского происхождения.

В Управлении мусульман Кавказа пообещали echo.az в ближайшее время прокомментировать данную информацию.

В свою очередь доктор философских наук, профессор Рафик Алиев, отвечая на вопрос echo.az, заявил, что «связь человека как части Вселенной с космосом была всегда, имеется она и сегодня. Это вполне естественно, и логически, и научно предсказуемо».

«Что касается так называемых современных сеидов, якобы имеющих некое отношение к потомству пророка, мусульман по линии его двоюродного брата и зятя имама Али, Абу Талиба, то это считается еще одним элементом разногласия между суннитами и шиитами в исламе.

Он полагает, что у сеидов особых преимуществ перед другими мусульманами не имеется, хотя веками на практике это равенство перед Богом не учитывалось, и они считали и продолжают считать себя особой кастой среди мусульман мира.

«Это уже превратилось в некую традицию, идущую из глубины веков. А так, они обычные мусульмане. Все зависит от нас самих.

Своей верой в наличие такой таинственной связи мы настраиваем самих себя на волну позитива, и тогда Вселенная поступает с нами так же позитивно.

При этом, по словам Р.Алиева, исследования ДНК, которые проводит Azerbaijan DNA Project, могут быть интересны только с точки интереса науки.

«Сеиды в Азербайджане появились с начала распространения ислама. Возможно, изначально сеидами считались потомки имама Али, однако потом данный религиозный чин давался наиболее богатым религиозным деятелям, которые имели высокий социальный статус.

Получая данный титул, они одновременно получали и привилегии, так как им выделяли часть собранного другими мусульманами урожая, преподносили подарки и т.д.

Источник

Это загадочное слово «сеид»: сколько их в Азербайджане

Кто такие саиды в азербайджане. Смотреть фото Кто такие саиды в азербайджане. Смотреть картинку Кто такие саиды в азербайджане. Картинка про Кто такие саиды в азербайджане. Фото Кто такие саиды в азербайджане

«Время от времени к нам обращаются граждане Азербайджана, которые хотят узнать свою принадлежность к роду пророка Мухаммеда, но после того, как понимают, что они все-таки могут оказаться самозванцами, бросают эту затею. Ведь для многих мысль о развеянном мифотворчестве является концом мистического опыта».

Об этом в беседе с echo.az сообщили соучредители ДНК-проекта Азербайджана Акпер Алиев и Фариз Абасов. Тем не менее, есть и положительный опыт. «Нашей группой Azerbaijan DNA Project были проведены ДНК-тесты на сеидство. Совсем недавно были зафиксированы интересные результаты азербайджанца, живущего в одной из европейских стран. Его сеидство было подтверждено нашими тестами на Y-хромосому.

Издревле в традиционном обществе жрецы и шаманы почитались как посредники между «высшим» миром. В сознании людей мистицизм играл определяющую роль, где жрецы были единственными хранителями «божественной силы». С развитием религии появилась прямая наследственная преемственность жреческого звания, сложились особые привилегированные сообщества жрецов.

Несмотря на кажущуюся архаичность этой традиции, наследуемые жреческие сообщества в отдельных религиях в несколько измененной форме существуют до наших дней. В исламе они известны как сеиды. По традиции, все сеиды по мужской линии считаются прямыми потомками имама Али, двоюродного брата пророка Мухаммеда, живших примерно 1400 лет назад.

Источник

дневник наблюдателя. религия

Кто такие сеиды?

Кто такие сеиды?
23.02.2007

На сегодняшний день в Азербайджане существует особое отношение к религиозным деятелям, которое делится на положительное и отрицательное. Согласно мнению лиц, положительно оценивающих религиозных деятелей, эти люди являются безупречнее остальных, так как они соблюдают все атрибуты религии. В то же время люди, придерживающиеся отрицательного мнения относительно верующих, полагают, что их слова не соответствуют поступкам, а сами верующие пользуются религией в качестве прикрытия собственных негативных поступков. И все же, вне зависимости от того, является ли человек верующим или нет, соблюдает ли он все повеления исламской религии, есть люди, к которым все проявляют уважение и почтение, о которых все хорошо отзываются за «авторитет» и «вес» их «джадда». Принято считать, что данные лица – сейиды, являются потомками Пророка, чем и отличаются от остальных людей. Возникает вопрос: кто же такие эти сейиды? Существенно ли отличаются они от других тем, что принадлежат к роду Пророка? Необходимо ли в действительности подавать милостыню именно им? Мы попытаемся ответить на эти вопросы.
Значение слова «сейид»
Слово «сейид» имеет следующие значения: «бек», «влиятельное лицо», «глава». Однако сегодня этим словом называют лиц, принадлежащих к роду Хусейна, который был вторым сыном дочери Пророка Мухаммада (с) Фатимы и сына дяди Посланника Аллаха (с) Абу Талиба Али.
Во многих источниках Пророк Мухаммад (с) тоже называется сейидом. К примеру, Пророк Мухаммад (с) упоминался под именем «Сеййидус – Сагалейн» (господин мира и загробной жизни), «Сеййидул – анам» (величайший из созданных), «Сеййидул – анбийя» (глава всех Пророков). Передается в одном из хадисов, что Посланник Аллаха (с) говорил: «Я являюсь сейидом всего человечества» (Абу Давуд, «Сунна», 13; Ибн Маджа, «Зухд», 37), «Я предстану сейидом людей в Судный День» (Бухари, «Анбийя», 3; Муслим, «Иман», 367, 369).
Помимо этого, слово «сейид» в хадисах использовалось также в значениях главы или влиятельного лица племени, а пятница в свое время называлась «сейидом всех дней» (Ибн Маджа, «Игама», 79).
Сподвижники Посланника Аллаха (с) тоже использовали данное слово для восхваления влиятельных людей, находящихся среди них. Уместно было бы привести следующие слова Омара: «Абу Бакр является вашим сейидом. Он освободил сейида Билала» (Бухари, «Фадаилул-асхаб», 23).
Передают, что, находясь на минбаре, Пророк Мухаммад (с) сказал, указав на Хасана: «Этот мой сын является сейидом. Я надеюсь, что с его помощью Аллах помирит обе группы мусульман» (Бухари, «Сулх», 9; «Фадаилул-асхаб, 22; Тирмизи, «Манагиб», 31). В другом хадисе передается, что Пророк (с) говорил: «Хасан и Хусейн являются сейидами молодежи рая» (Тирмизи, «Манасиг», 31). Анас б. Мелик говорил о дочери Посланника Аллаха (с) Фатиме: «Фатима – сейид женщин рая» (Бухари, «Фадаилул-асхаб», 29; «Манагиб», 25).
Отношение правительств к сейидам
Любовь, проявленная людьми к Посланнику Аллаха (с), после его смерти стала распространяться на его внуков и их потомков. Во время правления Омейятов (661-750) потомки Пророка (с) были подвергнуты различным давлениям (достаточно привести в пример гибель Хусейна в Кербале). Однако впоследствии сейиды стали считаться наиболее влиятельными лицами во всех мусульманских странах. Позднее даже появились особые структуры, занимавшиеся делами сейидов (Нагибул-аш-раф).
Даже в государстве Саманидов земли, принадлежащие сейидам, не облагались налогами. В период Фатимитов в Египте была создана структура под названием Нигабатут-Талибиййин, в обязанности которой входило исследование рода сейидов и шарифов (потомки Хасана называются «шарифами»), решение различных вопросов, связанных с этими людьми, а также удержать их от поступков, не соответствующих их роду.
После того, как правитель Эльханидов Газан хан принял ислам, была создана организация, которая называлась «Нагиби-Нугабайы Садат». В обязанности данной структуры входило определение лиц из рода Пророка Мухаммада (с), выполнение всей работы, связанной с данной операцией, просвещением, и защитой их прав.
Позиция выше шейхульисламизма
В период властвования Османидов была создана особая организация «Нагибул-ашрафлыг» для представителей рода Пророка. Названная структура занимала позицию выше муфтийства и шейхулисламизма. Сейиды и шарифы назывались среди народа «эмирами», которых отличали по зеленым чалмам, называемые, соответственно, «чалмами эмиров». Если кто-либо из этих людей совершал преступление, он наказывался представителями вышеназванной организации. Существовали даже книги, которые назывались «шаджараи мутайиба», где перечислялись имена и роды сейидов и шарифов. Структуре «Нагибул-ашрафлыг» было выделено немаловажное место и в государственном протоколе. Впоследствии, после того, как в государстве стали иметь место такие негативные факторы, как самоуправство, а система была расшатана, многие люди стали называть себя сейидами и шарифами, и представлять ложные документы в Нагибул-ашрафлыг для того, чтобы иметь возможность воспользоваться льготами, предоставляемыми этим людям.
На данный момент в Иране сейидов от прочих людей можно отличить по их черным чалмам, в то время как в Турции сейиды носят чалмы зеленого цвета.
У Фатимы было пятеро детей
Как известно, три сына Пророка Мухаммада (с) погибли еще в младенчестве, а три дочери из четырех скончались еще при жизни Посланника Аллаха. Таким образом, Фатима была единственной дочерью Пророка (с), прожившей дольше своего отца. В то же время она является продолжательницей рода Пророка Мухаммада (с). Пророк (с) выдал свою дочь за сына своего дяди Абу Талиба Али. Об этого брака родились Хасан, Хусейн, Умму Гюльсум, Зейнаб и Мухсин. Большинство людей полагают, что от данного брака на свет появились лишь Хасан и Хусейн, им даже неизвестны имена остальных детей Фатимы и Али. Кроме того, мало кому известно, что сейидами называют лишь потомков Хусейна. Потомки первенца Фатимы Хасана в основном называются шарифами. Тот факт, что представители рода Хусейна именуются сейидами, отчасти обуславливается также тем, что жена имама была по национальности персидкой.
Имеют ли сейиды какие-либо преимущества?
Называя себя сейидами, некоторые люди пытаются тем самым поднять себя в глазах других. Многие люди, поверхностно знакомые с религией, верят в силу сейидов из-за уважения к роду Пророка (с). Однако каждый человек должен знать, что Аллах предоставляет преимущества лишь богобоязненным. В связи с этим Аллах велит: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Аль-Худжурат» («Комнаты»), 13).
Как видно из приведенного аята, родословная людей не имеет никакого значения. Преимущества имеют лишь те люди, которые придерживаются всех повелений Аллаха. В своей прощальной хутбе Пророк (с) говорил: «Люди! Аллах един. Отец ваш един. Каждый из вас произошел от рода Адама. Адам же был сотворен из земли. Лишь тот из вас имеет преимущества, кто более богобоязнен. В остальном же арабы не имеют преимуществ перед людьми, не являющимися арабами, так же, как и представители других национальностей не имеют преимуществ перед арабами». После подобных слов нельзя сомневаться в том, что вопрос родословной не играет какую-либо роль, так как каждый человек является потомком первого пророка Адама.
В то же время, в Коране Аллах велит повиноваться Пророку (с). И все же это не означает, что необходимо повиноваться сейидам, являющимся его потомками. В свое время Пророк (с) сказал своей дочери Фатиме, дяде и другим родственникам, что не сможет помочь им в Судный День. Можно ли в таком случае поверить в то, что люди, называющие себя сейидами, или их потомки, смогут помочь себе этим? Будет ли в Судный День ставиться разница между сейидами и другими людьми?
Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, достаточно хотя бы однажды прочесть Священный Коран. Подобное поведение некоторых лиц не имеет никакого отношения к исламской религии, которая стоит гораздо выше разговоров и поступков этих людей.
Не следует подавать милостыню сейидам
Пророк Мухаммад (с) никогда не брал у кого-либо милостынь, ни от кого не принимал закят и хумс и запрещал делать это своим родственникам. Однако ни для кого не секрет, что многие люди, называющие себя сейидами и пытающиеся заработать на этом, прося подаяние, лишь пользуются так называемым «религиозным» невежеством других. Человек, которому известны все вышеперечисленные детали данного вопроса, не станет давать милостыню этим людям, становясь тем самым причиной их грехопадения.
Пророк Мухаммад (с) сообщил мусульманам: «Закят не выплачивается Мухаммаду и его родственникам, так как это – излишки имущества» (Муслим, «Закят», 167; Ахмад б. Ханбал, V, 166). Пророк (с) повторяет это и в другом хадисе: «Мы принадлежим к роду Пророка, и нам нельзя выплачивать закят» (Абу Давуд, «Закят», 29; Муслим, «Закят», 161). Посланник Аллаха соблюдал данный принцип с великой осторожностью. Сообщается, что он запретил своему старшему внуку Хасану есть хурму, которая также была частью закята (Бухари, «Закят», 57, 60; «Джихад», 188; Муслим, «Закят», 161, Ахмад б. Ханбал, I, 200).
Помимо этого, мы очень часто становимся свидетелями использования кем-либо слов «джадд сейидов». Необходимо отметить, что все сейиды равны, а слова «джадд» и «джадда» означают в переводе с арабского языка «бабушка» и «дедушка».
Сейиды должны иметь родословную
Каждый человек, утверждающий, что он происходит от рода Пророка (с), должен иметь родословную. Данный документ в свою очередь свидетельствует о том, что отец или дед этого человека состоял в родстве с каким-либо знаменитым представителем рода Посланника Аллаха (с). Однако люди, как имеющие родословную, так и не имеющие ее, не должны пытаться завоевать доверие людей, сообщая им о своей принадлежности к роду Пророка (с), так как наказания и награды воздаются человеку не в соответствии с его родством, а исходя из его действий.
Представители рода Пророка (с), дошедшие до наших дней и соблюдающие все повеления Аллаха, достойны уважения. Это уважение должно восприниматься как почтение мусульманина к мусульманину, и выражать любовь к Пророку (с). Каждый человек достоин почтения за соблюдение повелений Аллаха. Если бы было обязательным проявление уважения к родственникам Пророков, Аллах бы не запретил молиться за неверующего отца Пророка Ибрагима, сына Пророка Ноя и дяди Пророка Мухаммада (с).

Источник

Карабах в тисках панисламизма: суннитизация Азербайджана и цугцванг России

Одной из особенностей нынешнего витка конфликта в Нагорном Карабахе является то, что противоборствующие стороны пытаются использовать религиозный фактор. Особенно это видно на примере Азербайджана. Данный аспект необходимо проанализировать для правильного понимания ситуации в Закавказье.

В значительной степени появлению религиозной составляющей в карабахском конфликте стороны обязаны Пакистану. Южноазиатское государство, прошедшее исламизацию при генерале Зия уль-Хаке с помощью Саудовской Аравии и ЦРУ, создало уникальную военно-террористическую систему, в которой медресе (в них, наряду с религиозным образованием, учащиеся проходят полный курс соответствующей военной подготовки), лагеря для беженцев из Афганистана и группировки боевиков находятся под патронажем Межведомственной разведки и пакистанской армии. Пакистан стал второй страной после Турции, признавшей независимость Азербайджана 12 декабря 1991 года. Дипломатические отношения между Баку и Исламабадом были установлены 9 июня 1992 года. Пакистан сразу же стал поддерживать Азербайджан в Нагорно-Карабахском конфликте, в том числе в Совете Безопасности ООН, и до сих пор не признал Армению как независимое государство. Исламабад считает массовое убийство в Ходжалы 25—26 февраля 1992 года геноцидом азербайджанцев.

Развитие отношений между Баку и Исламабадом шло еще при президенте Азербайджана Гейдаре Алиеве. Связано это с тем, что де-факто именно Алиев-старший заложил основы современной азербайджанской государственности, одним из базисов которой является армия. Поэтому сотрудничество в военной сфере между Азербайджаном и Пакистаном успешно развивалось. Важными компонентами этого сотрудничества являются подготовка азербайджанских летчиков и закупки боевых самолетов у Пакистана. Есть и более интересные моменты. Например, лидер одной из фракций партии Джамиат ул-Улама-и Ислам Фазл ур-Рехман в ноябре 2012 года, будучи председателем комитета по делам Кашмира, возглавил пакистанскую делегацию на 7-й Генассамблее Международного форума политических партий Азии, проходившей в Баку. Там же в ходе встречи с депутатами азербайджанского Милли Меджлиса он подтвердил поддержку Азербайджана в карабахском конфликте и непризнание Армении как государства. Чтобы понять уровень Рехмана, следует напомнить, что он принадлежит к очень влиятельному в Южной Азии движению Деобанди, относящемуся к ханафитскому мазхабу, а в прошлом поддерживал «Талибан» (движение запрещено в РФ) и Исламский Эмират Афганистан. Со своей стороны, Азербайджан признает Кашмир за Пакистаном. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Пакистан решительно поддержал Азербайджан в ходе недавних боевых действий в Нагорном Карабахе. Возможно, пакистанские военные и не принимали участия в боевых действиях, как об этом сообщали некоторые СМИ. Однако это не означает, что в дальнейшем они не будут помогать Азербайджану в решении конфликта силовым путем.

Главный же успех дела исламизации конфликта в Нагорном Карабахе связан с проникновением панисламизма в Азербайджан. Азербайджан позиционирует себя как светское государство, где шииты и сунниты молятся вместе, но пантюркизм и ориентация на Турцию требуют нивелирования иранского религиозного и культурного влияния. За советский период азербайджанцы-шииты, составляющие подавляющее большинство населения, в известной степени утратили религиозность, сохранив лишь формальную принадлежность к шиизму, а это облегчило работу суннитских религиозных деятелей из Турции. Фактически, они интенсивно приобщают азербайджанцев к исламу суннитского толка. Раньше этим при Гейдаре Алиеве активно занимались ваххабиты и радикальные сунниты, но их деятельность была ограничена властями и жёстко контролировалась. Затем за дело взялся турецкий проповедник Фетхуллах Гюлен, последователь Саида Нурси.

Укрепление позиций Управления по делам религии Турции и превращение Святой Софии в мечеть прямо связаны с геополитическими амбициями Анкары и стремлением к культурно-религиозному переформатированию Азербайджана. Последнее можно считать успешным, так как в современном Азербайджане, пусть и не в столь радикальной форме, национальное самосознание построено на противопоставлении Российской империи и СССР.

Кроме наследия Азербайджанской Демократической Республики, имеются и другие явления из прошлого. К ним относится культ османо-азербайджанской Кавказской Исламской армии Нури-паши, участвовавшей в интервенции в Россию держав Четверного союза. Из-за того, что шиитское Управление мусульман Кавказа, возглавляемое Аллахшукюром Пашазаде, является полностью подконтрольным властям Азербайджана, процесс суннитизации собственно азербайджанского населения является практически необратимым, так как сопряжен с пантюркизмом и союзом с Турцией. А Нагорный Карабах, в настоящий момент населенный армянами-григорианами, для радикальных суннитов является примером Дар-аль-харба, то есть территории, чье население должно перейти в ислам и с чьим правительством нет мирного договора.

Соответственно, переброска сирийских туркоманов в Азербайджан — далеко идущий шаг. Во-первых, сирийские туркоманы готовы сражаться и помогать только тюркам-суннитам, так как шиизм для них ассоциируется с враждебным для Турана Ираном. В такой ситуации религиозная политика Азербайджана, направленная на распространение суннизма и вытеснение шиитов, выступающих за ориентацию на Иран, является глубоко продуманной стратегией по превращению Азербайджана в турецкий филиал в Закавказье со всеми атрибутами государственности и членством в международных организациях. Во-вторых, участие сирийских туркоманов в карабахском конфликте доказывает всему миру, что тюркская и исламская солидарность — это реальность, а не пустой звук, что автоматически увеличивает число противников Армении и сторонников Турции. На дипломатическом уровне эта солидарность проявляется в том, что Организация исламского сотрудничества поддерживает Азербайджан. В-третьих, через участие в боевых действиях в Карабахе Турция окончательно привязывает к себе сирийских арабов-суннитов, ненавидящих алавитов и президента Башара Асада. Так как Османская империя была суннитским халифатом, то с помощью панисламизма Турция привлекает на свою сторону значительную часть населения Сирии и маскирует деяния одного из деятелей партии «Единение и прогресс» Ахмеда Джемаль-паши, несущего прямую ответственность за истребление сирийской арабской интеллигенции.

Наконец, последний фактор, связанный с исламизацией карабахского конфликта, относится к Афганистану. Как отмечалось выше, суннитское большинство Афганистана считает Турцию союзником, причем это позиция как «Талибана», так и правительства в Кабуле. Поэтому официальное правительство Афганистана заявило о поддержке Азербайджана. Более того, в СМИ появилась информация о соглашении Турции с лидером пуштунской Исламской партии Афганистана Гульбеддином Хекматияром об отправке боевиков в Карабах. Эти сведения похожи на правду. Хекматияр является бывшим командиром афганских моджахедов. Еще во времена Афганской войны у различных командиров моджахедов-суннитов были свои медресе и мактабы (светские школы), которые обеспечивали учащимся комплексную религиозную и военную подготовку аналогично таким же медресе в Пакистане. При этом они отличались друг от друга по религиозным ориентировкам.

Хекматияр и его учебные заведения с момента их создания находились под идеологическим влиянием «Братьев-мусульман». Характерно, что другой видный командир моджахедов, также пуштун по национальности Юнус Халес перевел труды Саида ибн-Кутба, идеолога «Братьев-мусульман», на пушту. Как было сказано выше, партия турецкого президента Эрдогана связана с «Братьями-мусульманами». После победы моджахедов Пакистан поддерживал Исламскую партию Афганистана и лишь позднее создал движение «Талибан». Турция же в тот период поддерживала их врагов из «Северного альянса», в том числе «Исламское общество Афганистана» таджика Бурхануддина Раббани. В результате между Анкарой и Исламабадом произошло серьезное охлаждение из-за противоречий их позиций во внутриафганском конфликте. В дальнейшем после появления талибского Исламского Эмирата Афганистан Хекматияр стал одним из командиров моджахедов, призывавших к переговорам с «Северным альянсом» и в то же самое время агитировавшим население за талибов. Позднее Хекматияр осудил американское вторжение в Афганистан и организовывал нападения и теракты против военнослужащих НАТО. Лишь 29 сентября 2016 года кабульское правительство Ашрафа Гани подписало с ним соглашение о мире и амнистии для его боевиков, получивших право на возвращение в Афганистан. Так как Хекматияр всегда подчеркивал, что он прежде всего пуштун, то участие его боевиков-пуштунов в Карабахском конфликте принимает иное измерение, значительно увеличивая степень интернационализации этого конфликта. К настоящему времени внешние противоречия между Турцией и Пакистаном сгладились.

Так как Афганистан и пуштуны не признают линию разграничения Дюранда, Пакистану все время приходится лавировать и создавать новые группировки для отвлечения внимания от этой проблемы, которая является для него критически важной. Турция же, имеющая высокий авторитет и в Афганистане, и в Пакистане, в данном случае выполняет роль миротворца для Южной Азии. Отправка активных и воинственных пуштунов в Карабах из региона со множеством социальных, экономических и экологических проблем позволяет сохранить статус-кво, особенно на фоне сокращения контингента американских войск в Афганистане.

Опираясь на эти достижения, Турция пытается вмешиваться во внутренние дела этих стран, примером чего служит осуждение Турцией в мае 2016 года казни в Бангладеш одного из деятелей партии «Джамаат-и-ислами» Матиура Рахмана Низами. В Южной Азии партия «Джамаат-и-ислами» является старейшей силой экстремистского толка, связанной со всеми террористическими организациями региона и Межведомственной разведкой Пакистана. Возможно, «Джамаат-и-ислами» также начнет вербовку боевиков для войны в Карабахе. В-четвертых, из-за умелой стратегии Анкары и Баку Грузия сохраняет протурецкий и проазербайджанский нейтралитет в карабахском конфликте, что с учетом географического положения затрудняет положение Армении.

Успех исламизации карабахского конфликта связан с ограничениями возможностей для Ирана повлиять на развитие этого конфликта. С одной стороны, проиранская Исламская партия Азербайджана выступает за силовое решение Карабахского конфликта, в чем ее, как, впрочем, и официальный Баку, поддерживают иранские азербайджанцы, персы и шиитское духовенство Ирана. С другой стороны, среди иранских азербайджанцев существует тяга к пантюркизму, чему особенно способствует укрепление влияния Турции в Азербайджане, Грузии и Абхазии. Если же Анкара попытается инспирировать сепаратистские процессы в Иранском Азербайджане, то это вызовет одобрение у США и Израиля.

Исламизация конфликта мешает и попыткам России добиться прекращения огня. Этим можно объяснить упоминание об участии в боевых действиях сирийской армянской бригады имени Нубара Озаняна, а также других представителей армянской диаспоры, к которым присоединились балканские греки — граждане Греции. В свою очередь русская и еврейская общины Азербайджана, Бакинская и Азербайджанская епархия Русской Православной Церкви поддерживают Баку. Репатрианты из Азербайджана, проживающие в Израиле, особенно не скрывают своего отношения к карабахскому конфликту и симпатий к Азербайджану. Появление в Азербайджане боевиков из Леванта и Южной Азии заставляет задуматься об их взаимоотношениях с православными и иудеями, а также с коренным населением Азербайджана — носителями совершенно другого менталитета.

Следует признать, что сегодня Турция сумела превратить карабахский конфликт в противостояние Запада и исламского мира. Президент Ильхам Алиев благодарит Турцию, Пакистан и Афганистан, называет их братьями Азербайджана. Армения, в которой активно действует выдавленный из Азербайджана, Турции, Афганистана, Пакистана, Ирана и России фонд Джорджа Сороса, пытается играть на международном поле с помощью многочисленной армянской диаспоры, особенно в США и во Франции. А для России и частично для Ирана этот конфликт выглядит как противостояние антироссийского истеблишмента США и Европейского союза с турецко-азербайджанским тандемом и их суннитскими и европейскими союзниками. Иными словами, Россия находится в цугцванге, ей нужно лавировать между закавказским филиалом фонда Сороса и спюрком (армянской диаспорой) с одной стороны и закавказским филиалом Турции с другой. Это позволяет сделать неутешительный вывод о том, что руководство Армении и азербайджано-турецкий тандем сделали все возможное для минимизации влияния России в карабахском конфликте и увеличения в нём роли панисламизма с одной стороны и либерального Запада — с другой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *