Кто такие саляфы в исламе

Кто такие саляфы в исламе

Кто такие саляфы в исламе. Смотреть фото Кто такие саляфы в исламе. Смотреть картинку Кто такие саляфы в исламе. Картинка про Кто такие саляфы в исламе. Фото Кто такие саляфы в исламе


بِسْـــــــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِـــــــــــــيم

— «Ас-Саляфу-ссалих» (праведные предшественники),
— «Таифатуль-мансура» (Победоносная община),
— «Фиркъату-ннаджия» (Спасшаяся группа),
— «Ахлю-Сунна уаль-джама’а» (Приверженцы Сунны и единой общины),
— «Сауадуль-а’зам» (Великая община)

Саляфы – это первые поколения мусульман, во главе которых стоит посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а саляфиты – это те, кто следует по их пути. И нет сомнения в том, что этот термин имеет самое прямое отношение к Исламу, ибо он означает понимание религии в том виде, в котором ее понимали саляфы нашей общины.

Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани говорил: «Основа призыва саляфии держится на трех опорах:
1- Священный Коран;
2- Достоверная Сунна;
3- Понимание первых двух опор в соответствии с пониманием праведных предшественников (ас-саляф ас-салих) из числа сподвижников, их последователей (таб’иун) и следующих за ними. И причина заблуждения всех течений, будь то новых или старых, состоит в том, что они не держатся за третью опору!» См. «Маджалля аль-Асаля» № 23.

Кто такие саляфы в исламе. Смотреть фото Кто такие саляфы в исламе. Смотреть картинку Кто такие саляфы в исламе. Картинка про Кто такие саляфы в исламе. Фото Кто такие саляфы в исламеПрекрасно разъяснил термин саляфия и важность его использования шейх аль-Альбани. Когда один человек спросил шейха аль-Альбани о термине «саляфия», шейх сказал ему:

“Что ты ответишь, если у тебя спросят: «К какому мазхабу ты относишься?»” Этот человек сказал: “Я отвечу, что я мусульманин”.

Шейх аль-Альбани сказал: “Однако этого недостаточно”. Тот ответил: “Всевышний Аллах назвал нас мусульманами: «Он (Аллах) назвал вас мусульманами» (аль-Хадж 22: 78).

Шейх аль-Альбани сказал: “Этот ответ был бы правильным, если бы был дан в первые годы распространения Ислама, когда отсутствовали различные заблудшие секты, существующие на сегодняшний день. Если сегодня мы зададим подобный вопрос одному из тех, чьи вероубеждения отличаются от наших убеждений, он даст такой же ответ. Все заблудшие течения, как шииты-рафидиты, шииты-‘аляуиты, хариджиты и др. говорят: «Мы мусульмане». Однако такой ответ в наше время недостаточен”. Человек ответил: “Я скажу, что я мусульманин, следующий Корану и Сунне”.

Шейх аль-Альбани сказал: “И этого тоже недостаточно”. Тот спросил: “Почему?” Шейх аль-Альбани сказал: “Сможешь ли ты привести в пример какую-либо из заблудших сект, которая бы утверждала обратное? Например, сказали бы: «Мы мусульмане, которые не следуют Корану и Сунне». Конечно же, они говорят: «Мы мусульмане, следующие Корану и Сунне»”. Тот человек сказал: “Тогда я скажу, что я мусульманин, следующий Корану и Сунне и понимающий это так, как понимали саляфы”. Шейх аль-Альбани сказал: “Ты ответишь именно так, если у тебя спросят: к какому мазхабу ты относишься?” Он ответил: “Да”.

Источник

Кто такие Истинные саляфиты?

Кто такие саляфы в исламе. Смотреть фото Кто такие саляфы в исламе. Смотреть картинку Кто такие саляфы в исламе. Картинка про Кто такие саляфы в исламе. Фото Кто такие саляфы в исламе

Вопрос: Соответствуют ли сегодняшние люди, которые назвали себя «саляфитами» истинным саляфам?

Эти мужчины были последователями истинного саляфизма, потому как сами были саляфу салихинами, те которые следует за ними есть приверженцы истинного пути (Саляф).

А сегодняшнее оспаривание на название «Саляф» не является правильным, потому как сегодняшнее искаженное понимание термина «саляф» долек от истинного его значения следовании пути саляфу салихунов.

Почему так? Потому что псевдосаляфы отбросив мазхабы кричат: «Мы придерживаемся Корана и Сунны!» А на сегодня даже ученый не сможет сам придерживаться Корану и Сунне потому, что очень много условий и правил для трактования Корана и Сунны, и ни один ученый не может самостоятельно вынести решения из Корана и Сунны ни в вопросах второстепенных и не в вопросах основ. Потому как есть Коран, Сунна, иджмаъ, кияс, масаилюль мурсаля и т.д.

А Саляфу салихуны как четыре имама мазхабов, и другие ученые могли выносить решения, и то очень большими усилиями. К примеру Имам Шафии 10 лет изучал правила арабского языка, чтобы просто выносить решения в вопросах основ и второстепенных вопросах из Корана и Сунны.

А сегодня, пришли какие-то неизвестные и говорят, что берут решения только из Корана и Сунны, и имеют горстку воды в знаниях, однако оспаривают, что являются океаном знания в науке по Корану и его науках, в трактовании и его науках, в хадисе и его науках!

Имам Ахмад знал наизусть миллион хадисов, а Имам Шафии учился у имама Малика, и Имама Шафии поставили муфтием, когда ему было 17 лет, ученные его времени ходили за ним, желая получить знания от него. Имам Абу Ханифа, которому весь исламский мир своего времени и нашего времени свидетельствую, что его уровня знаний при его жизни никто не достиг, и берут доводом в его адрес хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) указал на АбуХанифу:

«Если бы знания были повешенные на плеяды, то его достигли бы мужчины из жителей Персии» и сказали, что этот хадис указывает явно на знания Имама Абу Ханифы, есть и другой хадис, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) указывает на имама аш-Шафии, как сказано:

«Ученый из курайшитов заполнит всю землю знаниями«.

Что касается Имама Малика, то все ученные и имамы его времени согласились, что не будут выносить решения пока в Медине есть Имам Малик, потому как Имам Малик перенял знания от действий сподвижников, за ним последовал Шафии, а за Шафии последовал Имам Ахмад, великий мухаддис, который достиг очень высокой степени в учении хадисов, выучив более миллиона хадисов с их цепочками. У этих ученых жизнь прошла в изучении и вынесении решений из Корана, Сунны, иджмаъа и кияса.

А потом пришли эти, которые не понимают даже малого из книги Аллаха и сунны Пророка (мир ему и благословение), так как же они могу оспаривать звание «Саляф», мы их называем «лжесаляфами», потому что истинные саляфы сегодня-это последователи имамов четырех мазхабов.

На вопросы ответил Шейх Махмуд Насир Хут.

Перевод с арабского Абу Мухаммад ад-Дагестани

Кто такие саляфы в исламе. Смотреть фото Кто такие саляфы в исламе. Смотреть картинку Кто такие саляфы в исламе. Картинка про Кто такие саляфы в исламе. Фото Кто такие саляфы в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Салафиты и их особенности

Салафизм (от слова «саляф» – предшественники) представляет собой одно из направлений в исламе, представители которого заявляют о своём идейном и интеллектуальном наследовании первых поколений мусульман (сахабов, табиинов и таби ут-табиинов) и призывают других мусульман «вернуться» к временам ранней исламской общины.

Примечательно, что сам термин «салафизм» является самоназванием придерживающихся этого течения мусульман. Представители других течений внутри ислама называют салафитов часто ваххабитами – в честь одного из создателей течения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

Происхождение

Корни учения салафизма уходят в XIII-XIV века (по Милади) – в период жизни богослова Ибн Теймии. Этот богослов и правовед многое сделал для оформления мировоззренческих рамок салафизма, который начал крепнуть и стремительно распространяться спустя пять веков благодаря союзу Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими с представителями династии Саудов на территории Аравийского полуострова. Появление в XX веке государства Саудовская Аравия стало одним из важнейших этапов распространения салафитской идеологии.

Суть учения

Ключевое понятие, вокруг которого строится всё учение салафизма, – единобожие. Салафиты различают несколько его видов – от трёх до четырёх. Первый, таухид уль-улюхийа, представляет собой поклонение Всевышнему. Второй, таухид ур-рубубийа, обозначает то, что Аллах является Творцом всего и вся. Третий вид, таухид уль-асма уас-сыйфат, подразумевает наличие у Всевышнего Творца атрибутов и имён. Четвёртый вид, таухид уль-хакимийа, означает принадлежность всей власти Создателю.

Представители других течений внутри ислама критикуют салафитов за указанное разделение, отмечая, что оно, с одной стороны, излишне, а с другой – может выступать в качестве политического инструмента. В первом случае речь идёт о бессмысленности разделения таухид уль-улюхийа и таухид ур-рубубийа. Критики отмечают, что вера в единство Творца и поклонение Ему невозможно без признания Его господства, а потому салафитское разделение неадекватно реальности. Более того, оппоненты салафитов отмечают, что предложенная Ибн Таймией и далее дополненная Саидом Кутбом типология является ничем иным как необоснованным нововведением (бид’а). Примечательно, что сами салафиты провозглашают борьбу с нововведениями в религии одной из своих главных задач.

Многие сегодняшние проблемы радикализма исследователи и богословы склонны выводить из выделения египетским публицистом Кутбом таухида аль-хакимийа, суть которого сводится к тому, что не следующий шариатским наставлениям правитель признаётся неверным, равно как и подвластные ему люди. В отношении них Саид Кутб признавал допустимость ведения боевых действий.

Другой отличительной чертой учения салафитов является придание Всевышнему антропологических черт – наличие лица, глаз, рук и ног, приписывание Ему места. Салафиты оговариваются, что не знают, как именно выглядят конечности и где именно находится Всевышний, однако сути в их антропоморфизме это не меняет. Суннитские учёные придерживаются иной позиции, рассматривая аяты Священного Корана, в которых говорится о руке, лице Бога и так далее, сквозь призму аллегорий. Мусульмане, не придерживающиеся салафитской акыды, отмечают, что Создателю миров не присуще нахождение где-либо и ограничение Себя какими-то физическими, пространственными границами. Постановка вопроса об этом и об органах тела в рамках традиционных мусульманских воззрений, в принципе, невозможна.

Салафизм и джихад

При толковании священных текстов салафиты предпочитают делать акцент на самом тексте, а не на его смысловых составляющих, трактуемых сквозь призму разума. Кроме того, они отрицают необходимость следовать иджме (общему мнению авторитетных мусульманских учёных) и использования кыяса (суждений по аналогии).

Салафиты часто подвергаются критике со стороны других мусульман из-за распространения конфликтов в разных уголках земного шара.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

саляфы это первое поколение мусульман,во главе с пророком Мухаммедом,Салалаху алейхи ва салям,если не они на сунне то кто тогда на сунне

«Суннитские учёные придерживаются иной позиции» как будто Саляфиты шииты написали, незнаю какого течения Я нету таких больших знаний но вот: 56:13 Многие из них – из первых поколений, 56:14 и немногие – из последних А так да много всяких течений есть даже в мечетях танцуют в транс входят не знаю сердце подсказывает это не правильно.

Короче слышал такую историю. Типа салафитское лобби в разных регионах России и Казахстана подкупает своих адептов. Типа их отправляют на обучение куда-то, человек там повышает свои связи и авторитет. Ему покупают машину, дают денег. Делают ему имидж успешного мелкого предпринимателя. Тот в итоге начинает вовлекать в салафизм других. И так далее.

Источник

Саляфиты и cаляфизм

Саляфизм[1]. Если охарактеризовать данное мусульманское течение без радикальных примесей последних десятилетий, добавленных к нему в борьбе за нефть и власть, то это – пионер оздоровления мусульманского богословия, появившийся в тот период, когда мусульманское богословие в мировом масштабе пребывало в отсталом и «замороженном» состоянии.

Главным призывом этого течения было возвратиться к основам мусульманского богословия, к той чистоте, которая заложена в нем изначально. Акцент делался на устранении языческих наслоений именно в вопросах вероубеждения (акыды). Почему данное течение считается пионером оздоровительного процесса?! В период отсталости мусульманской богословской мысли и сухой теоретической его нежизнеспособности, когда люди перенимали опыт прошлых поколений и традиции, слепо копируя и не задумываясь об их сути, появилось это течение, призывающее вернуться к истокам. Первоначально в нем не было акцентов на внешние атрибуты и второстепенные вопросы «соответствия Сунне». Все внимание было сосредоточено на оживлении богословской мысли через осознанное и актуальное возвращение к первоисточникам, к Корану и достоверной Сунне, а также – на устранении языческих наслоений, которые «вплелись» в культуру и традицию арабских племен.

Также термин «саляфиты» последние десятилетия используется по отношению к последователям мусульманского течения, которые стараются строго копировать, точно подражать во внешнем виде (до мелочей), в стиле жизни, в убеждениях тому, что было во времена жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и его сподвижников.

Основатель саляфизма Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб

Основателем саляфитского течения (в том первоначальном виде) считается Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (1703–1792). Еще с детства богословские знания (ханбалитский фикх, тафсир, хадисы) он получил от своего отца. Коран он выучил в десятилетнем возрасте. С юности он постоянно совершенствовал свои познания в мусульманском богословии, посещая разные города и обучаясь у разных ученых того времени. В итоге это дало ему хорошие фундаментальные познания. В то же время посещение городов и анализ обычаев, традиций разных арабских племен того времени привели его к выводу, что в арабском мире осталось мало от Ислама и появилось много от язычества. Постепенно, поэтапно, начиная с 1730 года, он начал проповедовать возвращение к истокам мусульманского вероубеждения и с переменным успехом получать поддержку у руководителей городов и областей.

Основные убеждения и принципы данного течения

Основатель саляфизма, обучаясь, изучал и практиковал именно ханбалитский мазхаб, но приобретя большой багаж знаний и начав давать фетвы (богословские заключения), мог согласиться с мнением другого мазхаба[2], если тот имел, на его взгляд, более сильный аргумент. В итоге данное направление мусульманской богословской мысли приобрело отличительную особенность: в основополагающих положениях Ислама они не придерживаются строго какого-либо из мазхабов, но в обычных второстепенных вопросах (например, в религиозной практике) они следуют ханбалитскому мазхабу.

Данное течение призвало открыть врата иджтихада[3], так как они оставались закрытыми со времен падения Багдада в 1258 году[4]. Акцент был сделан на необходимости вернуться к истокам, к Корану и Сунне. Не допускалось принимать то или иное положение, касающееся вероубеждения (акыды), пока не будет найден прямой и однозначный аргумент в его пользу. Главным являлось устранить элементы язычества, наслоившиеся с течением веков на мусульманские убеждения и ценности.

Также одним из важных принципов было устранение религиозных нововведений, предрассудков и суеверий, которые были сильно распространены в те времена по причине невежества и отсталости от прогрессивной богословской мысли. В значительной степени это касалось «паломничеств к святым местам», приписывания святости тому, что ее не имеет. Кладбища в итоге были приведены в порядок: устранены мавзолеи и помпезные сооружения. Они приобрели скромный и неприметный вид.

Конечно же, главным, что привнесло данное течение, является пробуждение и оживление мусульманской богословской мысли. Богословская ученая среда ожила, перестала слепо следовать словам и выводам прошлых поколений ученых, начала изучать суть, работать с первоисточниками в поиске прямых или косвенных аргументов в пользу того или иного. В общем, был сделан акцент на распространении знаний в обществе и подъем уровня культуры.

Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом было написано несколько книг, в основном все они касаются темы Единобожия (таухид).

Ученые и основные книги саляфизма

Корнями данного богословского направления мысли, начиная с самого основателя, являются следующие ученые и их научные труды:

1. Имам Ахмад ибн Ханбаль (780–855 гг. по григор.; 164–241 гг. по хиджре).

2. Ибн Таймия (1263–1328 гг. по григор.; 661–728 гг. по хиджре).

3. Мухаммад ибн Кайим аль-Джавзия (1292–1350 гг. по григор.; 691–751 гг. по хиджре).

Научная мысль Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба явилась отголоском (эхом) именно этих трудов, он дал их идеям научно-практическое применение. Ученые-богословы Ибн Таймия и Мухаммад ибн Кайим аль-Джавзия были муджтахидами (учеными-исследователями) именно ханбалитского мазхаба, которому, по сути, и последовали приверженцы саляфизма.

Саудиты и саляфизм

Что касается распространения данного течения среди арабских племен того времени, то ключевым в этом процессе является знакомство Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба с Мухаммадом ибн Саудом, бывшим одним из местных руководителей. В 1744 году между ними был заключен союз. В итоге их сотрудничество привело к объединению разрозненных племен Аравийского полуострова и образованию государства Саудовская Аравия. И по сей день эти два рода дружат и сотрудничают.

Мне понравилось, как Мухаммад ‘Абдул-Латыф Махмуд в своей книге «Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра» отдельным абзацем в теме саляфизма дал внешнее описание последователей саляфизма[5]: «В Египте легко отличить последователей саляфизма от приверженцев других религиозных течений: мужчины надевают джильбаб (мужское платье в виде длинной рубахи) и белый платок на голову. Тем самым они становятся похожи на жителей Персидского залива. Длинная рубаха почти до земли и из той же ткани штаны под нею. Основной причиной следования такому стилю в одежде считается отсутствие очертаний ‘аурата, тех частей тела, которые в обязательном порядке прикрываются перед другими людьми»[6].

Категории современных саляфитов

Современных саляфитов (конца XX — начала XXI вв.) можно разделить на три категории:

1. Ученые-факыхи (богословы), которые дают фетвы (богословские заключения), принимая во внимание мнения великих ученых прошлого и выбирая из них то, что имеет наиболее сильную, убедительную и достоверную аргументацию. Спрашивающего они обычно информируют о том, что есть и другие варианты ответа. Они не фанатичны в приверженности одному мнению и не вступают в споры, богословские полемики, а тем более не очерняют тех, кто считает другое мнение более верным, достоверным или правильным.

2. Те, кто не принимает аргументацию великих богословов прошлого, а призывает имеющих соответствующий ученый уровень работать непосредственно с первоисточниками, с Кораном и Сунной. При этом они уважительно относятся к мусульманскому богословскому наследию и великим ученым прошлого.

3. А это уже та часть саляфитов (обычно молодых, юных и малограмотных), кто «загрузил» себя и своих последователей постоянной работой над второстепенными вопросами, по которым всегда были разногласия. Книги и современный Интернет переполнены такими полемиками. Представители этой категории отдают все силы на поиск «единственно верного по Корану и Сунне», что в итоге превращается в бесконечные споры. Они призывают других отказаться от следования какому-либо мазхабу, настаивая, чтобы следовали только им, их «пути Корана и Сунны», а точнее – их новоявленному мазхабу. Обычно всех несогласных они быстро приписывают к кяфирам (безбожникам) либо мушрикам (язычникам).

Полагаю, разумный и просвещенный читатель сразу поймет, что первые две категории следуют здоровому научному подходу в вопросах изучения и практики Корана и Сунны, а вот у третьих — проблема фанатизма и противопоставления себя всем остальным.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] За основу мною взят материал из книги нашего современника Мухаммада ‘Абдул-Латыфа Махмуда «Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра».

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. Аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008.

[2] Мазхаб — дословно «путь»; богословско-правовая школа Ислама.

[3] Иджтихад — дословно «проявление усердия», «настойчивость», поиск богословом-факыхом аргументов, методов и приемов решения богословско-правовых вопросов.

[4] В 1258 году произошло взятие Багдада монголами. Монгольские войска под командованием Хулагу (родной брат Менгу, сын Тулуя, младшего сына Чингисхана) и их союзники осадили Багдад, столицу Аббасидского халифата. «Поскольку Багдад осмелился оказать монголам сопротивление, Хулагу, в полном согласии с заветами своего великого деда, обрек город на полное разграбление и уничтожение. Жители Багдада были по большей части перебиты; не избежал этой участи и сам халиф. 20 февраля 1258 года последний Аббасидский халиф Мустансир по приказу Хулагу был казнен – более чем шестисотлетняя история Арабского халифата завершилась. А Хулагу захватил в Багдаде поистине баснословные богатства: ведь ценности собирались Аббасидами полтысячелетия!» См.: https://military.wikireading.ru/21275.

«После вторжения Багдад был разграблен и сожжен, погибло от 100 000 до 1 000 000 жителей. Библиотеки Багдада, включая Дом Мудрости, были уничтожены монголами, книги кидали в реку, чтобы гатить Тигр. Багдад был разрушен и несколько столетий оставался грудой развалин, что означало конец Исламского Золотого Века.

Дом Мудрости, библиотека, содержащая рукописи по множеству отраслей науки, особенно по медицине и астрономии, была разрушена. Выжившие говорили, что Тигр был черным от смытых с рукописей чернил и красным от крови ученых и философов. Монголы сжигали дворцы, мечети, библиотеки, больницы. Прекрасные здания, стоявшие веками, были уничтожены.

«Ирак 1258 года существенно отличался от современного. Система каналов поддерживалась больше тысячи лет. Багдад был блестящим интеллектуальным центром мира. Падение Багдада было психологическим ударом, от которого исламский мир не оправился. Ислам замкнулся в себе, стал более консервативным, нетерпимым к конфликтам веры и разума. С разграбления Багдада угас интеллектуальный светоч Ислама. Масштаб потерь был сравним с разрушением Афин Перикла и Аристотеля. Монголы разрушили мелиорационные каналы и покинули Ирак, который уже не восстановился» (Стивен Датч)». См.: https://ru.wikipedia.org.

[5] Автор книги, которую я взял за основу при написании данного материала, является египтянином, а потому в темах о религиозных течениях дает также описание их последователей в современном Египте.

Хотя я заключил эти слова в кавычки как цитату, все же перевожу не подстрочно, а так, чтобы было понятно моему читателю.

Источник

Салафия и салафиты. Достоинство первых трех поколений Ислама

Что такое салафия и кто такие салафиты?

Салафиты — это мусульмане, которые берут себе за образец в исповедании Ислама религиозную практику праведных предшественников из первых трех поколений: сподвижников, табиинов и последователей табиинов.

Подобный манхадж берется из известного хадиса посланника Аллаха ﷺ:

خَيْرُكُمْ قَرْنِى ، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ ، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ

«Лучшими из вас (т.е. из мусульман) будут мои современники (сподвижники пророка), затем – следующие за ними (табиины), а затем – следующие за ними (последователи табиинов)» (Бухари 2651).

Является ли правильным этот манхадж и следует ли называть себя салафитами?

В действительности, приведенный выше хадис указывает на достоинство и высокую степень мусульман из первых трех поколений Ислама.

Это также подтверждают и аяты Кур’ана:

وَالسَّابِقُونَ السَّابِقُونَ
أُولَئِكَ الْمُقَرَّبُونَ
فِي جَنَّاتِ النَّعِيمِ
ثُلَّةٌ مِّنَ الْأَوَّلِينَ
وَقَلِيلٌ مِّنَ الْآخِرِينَ

«И будут опередившие их всех в добре, которые опередят их и в Раю. Это будут приближенные, которые пребудут в Садах блаженства. Многие из них — из первых поколений, и лишь немногие — из последних» (56:10-14)

Вместе с тем, важно понимать, что не все представители первых трех поколений мусульман являлись праведными и исповедовали Ислам в его первозданном виде.

Что касается сподвижников пророка, то относительно их праведности, правдивости и правильности исповедания ими Ислама существует единогласное мнение учёных (иджма). Мы уже говорили ранее, что сподвижники, как группа, правильно поняли и практиковали Ислам. Согласованное понимание сподвижников является эталоном понимания религии, а Своё довольство их иманом засвидетельствовал Сам Аллах.

Что же касается табиинов и их последователей, то, хотя, среди них было великое множество учёных Ислама, посредством которых эта религия сохранилась и дошла до нас, в этих двух поколениях мусульман уже начали появляться первые отклонения и нововведения.

Так, после смерти пророка, ещё при жизни сподвижников, появились такие заблудшие группы как хариджиты, кадариты и другие. Среди мусульман, которые попали в эти заблуждения, не было ни одного сподвижника, однако к ним примкнули некоторые из табиинов.

Так, в известном асаре, который повествует о том, как Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, ходил дискутировать с хариджитами, одним из его аргументов были слова:

أَتَيْتُكُمْ مِنْ عِنْدِ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمُهَاجِرِينَ، وَالْأَنْصَارِ، وَمِنْ عِنْدِ ابْنِ عَمِّ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَصِهْرِهِ، وَعَلَيْهِمْ نُزِّلَ الْقُرْآنُ، فَهُمْ أَعْلَمُ بِتَأْوِيلِهِ مِنْكُمْ، وَلَيْسَ فِيكُمْ مِنْهُمْ أَحَدٌ

«Я пришел к вам от сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди (Али). Кур’ан был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!» (Насаи 8522).

Тем самым Ибн Аббас указал на то, что хариджиты отклонились в своем понимании религии от понимания сподвижников, по причине чего и попали в заблуждение.

Таким образом становится понятно, что гарантия довольства Аллаха иманом распространяется исключительно на сподвижников пророка, в то время как религиозная практика мусульман, пришедших позже, должна соответствовать тому, на чём были сподвижники.

Именно иман и религиозная практика сподвижников пророка является эталоном исповедания Ислама как для нас, так и для всех учёных, включая табиинов и их последователей.

Да, первые три поколения мусульман обладают особым достоинством, на что указал посланник Аллаха ﷺ, однако эталоном имана обладают только сподвижники.

Что касается целесообразности называния себя салафитами, то относительно этого существует разногласие у учёных.

Из тех, кто считал это похвальным и полезным был шейх Альбани, в то время как шейх Усаймин был не согласен с этой точкой зрения.

Аллах приказывает Своему посланнику в Кур’ане:

قُلْ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
لَا شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَا أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ

Господь Миров возвеличил имя мусульман, а поэтому более правильным видится мнение о том, что называть себя следует именно так.

Что касается утверждения о том, что среди тех, кто причисляет себя к Исламу, в наше время встречается много грешников, нововведенцев и даже мушриков, а поэтому нужно отделиться от них посредством особого названия, то такие же люди встречаются и среди тех, кто причисляет себя к салафитам.

В наше время, среди тех, кто называет себя салафитами, можно обнаружить группы мусульман, убеждения и понимание Ислама которых существенно рознятся. Поэтому и целесообразность подобного прозвища весьма сомнительна, поскольку оно само по себе не даёт исчерпывающего представления о религии человека.

Отличаться от остальных людей соблюдающим мусульманам следует не за счёт каких-то особых имён и названий, а посредством неукоснительного практического подчинения приказам Аллаха и правильных убеждений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *