Кто такие шерпы в непале
Шерпы: тайные герои Эвереста
С подачи туристов слово «шерп» стало синонимом слов горный проводник или носильщик. На самом же деле это никакая не должность и не профессия, а народность, населяющая Восточный Непал. Горные обитатели невероятно выносливы, знают лучше, чем кто бы то ни было, высокогорную местность, обладают наследственной высотной адаптаций, и именно профессиональным альпинистам-шерпам принадлежит большинство рекордов по восхождению на Эверест. Кто же они, рожденные в горах жители, которые всегда остаются в тени покорителей Эвереста?
Дословно «шерп» означает «человек с востока». Все, что известно об этой народности — это что их предки когда-то переселились из Тибета, и что шерпы имеют монгольское происхождение. Незаполненные страницы истории являются следствием того, что народ не имеет письменности и для счета времени использует тибетский календарь. На протяжении жизни также у них могут меняться имена. Фамилии они, как правило, не используют. Поскольку никакие официальные записи не ведутся, они сами то и дело путаются в датах и не могут сказать точно, как их зовут, если имя попросить произнести по буквам.
От своих тибетских предков шерпы переняли одежду, обычаи, кухню и язык, который схож с тибетским.
У шерпов нет письменности, фамилий, а счет времени они ведут по тибетскому календарю
В еде шерпы предпочитают не придерживаться определенного меню — все-таки местность глухая и «всеядный рацион» добыть гораздо проще. Мясо, сушеные продукты или консервы, привезенные туристами, шерпы все охотно съедят. Однако кулинарные традиции у них все же есть. К традиционным блюдам, например, относят мо-мо — что-то вроде супа с пельменями. Помимо этого блюда шерпы очень любят пить чай. Пьют его несколько раз на дню. Из риса и ячменя они варят шерпское пиво, называемое чанг. Представляет оно собой готовую закваску, которую наливают в чашку, заливают кипятком и пьют через бамбуковую трубочку.
Шерпы обладают недюжинной силой и выдержкой. Относится это и к мужчинам, и к женщинам, и к детям. В сопоставлении с мужчинами слабый пол здесь никак нельзя назвать слабым: наравне с мужчинами женщины могут выполнять тяжелую работу и носить тяжести, достигающие двух третей их собственного веса. Вообще, переноска чего бы то ни было для шерпов вполне естественное занятие. Подхватывая поклажу, они надевают ее не на плечи, а на лоб. По их мнению, это самый эффективный способ переноски, позволяющий переносить на себе десятки килограммов груза.
Переноска чего бы то ни было для шерпов вполне естественное занятие
Шерпы обладают «высокогорными» генами, благодаря чему им легко покоряются любые вершины. Впервые подняться на Эверест удалось новозеландскому исследователю Эдмунду Персивалю Хиллари и шерпу Тенцинг Норгей. Достигнув вершины, Хиллари принялся водружать флаг, а Норгей стал раскладывать в снегу шоколадки как подношение богам. Другой шерп Аппа Тенцинг с 1990 года стал регулярно подниматься на Эверест. Восхождения он совершал один, а иногда и два раза в год. Последний раз он взбирался на Эверест 11 мая 2011 года, став абсолютным рекордсменом по количеству восхождений на гору, число которых достигло 21 раза.
Чтобы подняться на высшую точку планеты, шерпу Пемба Дордже понадобилось всего 8 часов 10 минут — кроме него с такой скоростью на гору не взбирался ни один альпинист. А шерп Бабу Чири, поднявшись на гору, провел там 21 час. Все эти достижения находятся далеко за гранью возможностей обычных спортсменов, но могут запросто покориться одним из тех, кого считают всего лишь носильщиком или проводником, который сопровождает очередную группу альпинистов, решившую подняться на Эверест.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Кто такие шерпы в непале
Для большинства людей (далеких от альпинизма, от Непала, от Гималаев) слова шерпы и горные носильщики означают одно и то же. На самом деле это не совсем так. Шерпы – это народность. Эти люди живут преимущественно в Гималаях, в частности в восточной части Непала, в районе Эвереста, в индийской части Гималаев. Шерпы традиционно работают носильщиками в альпинистских экспедициях. Вот почему слова шерпы и носильщики часто ошибочно воспринимаются, как синонимы.
С достоверной информацией о шерпах все непросто. Разнятся не только сведения авторитетных источников, но рассказы самих шерпов. Например, мы даже точно не знаем, как правильно в русском языке образуется единственное число от «шерпы». Некоторые говорят и пишут «шерп», а некоторые «шерпа». Оба варианта считаются словами мужского рода. Оба варианта можно считать условно правильными. И это только самая поверхностная неопределенность. Глубинных намного больше.
Почему нам так мало известно о шерпах? Вплоть до недавних времен, пришедших с развитием современного альпинизма, шерпы не использовали письменности, не использовали календаря и не имели постоянных имен (имя, как прозвище, могло меняться в течение жизни). Наверное, самое потрясающее и достоверное свидетельство о жизни шерпов – это воспоминания известного шерпа по имени Тенцинг Норгей, записанное с его слов, так сам он не умел писать.
Кстати, Тенцинг Норгей это имя (прозвище, означающее «счастливый богатый приверженец религии»), а не имя и фамилия, как вы могли бы подумать. При рождении он получил имя Намгьял Вангди, но при этом имел родовое имя Ганг Ла (что означает «снежный перевал»), а еще в разное время именовался то Кхумджунг, то Ботиа. С точки зрения культуры шерпов, такая смена имен очень логична. Растет и меняется человек, меняются условия в которых он живет – вмести с этим меняется и имя человека. Ведь имя отражает суть человека и занимаемое им положение в обществе. Подобным образом происходило в культуре северо-американских индейцев, и не только у них. Но для западного сознания это, как минимум, не очень удобно. Вот почему известный шерп Тенцинг Норгей, который раньше даже дату своего рождения определял приблизительно по воспоминаниям матери о погоде и сборе урожая, был вынужден выработать стандартную форму написания своего имени латиницей Tenzing Norgay, а его биографы надеются, что эта версия имени будет окончательной. Полную версию его удивительных воспоминаний можно прочитать ЗДЕСЬ, а мы приведем лишь несколько интересных цитат.
«Язык шерпов, мой родной язык, не имеет письменности, поэтому у нас не сохранилось никаких официальных записей. К тому же счет времени велся у нас по тибетскому календарю. Таким образом, я не могу поручиться за точность всех фактов и дат, относящихся к моей молодости.
По-настоящему моя фамилия, или название моего рода, Ганг Ла, что означает на языке шерпов «снежный перевал», однако мы обычно не пользуемся фамилиями.
И куда бы ни заводил меня мой жизненный путь, он всегда возвращал меня в горы. Горы для меня все. Я знал это, чувствовал всем своим существом в то голубое майское утро 1953 года, когда мы с Хиллари взошли на вершину мира. Подобно буддийскому колесу жизни, моя жизнь совершила свой великий оборот. Много лет назад маленький пастушонок смотрел на большую гору и мечтал. И вот я снова вместе с Эверестом, с Чомолунгмой из детской мечты. Только теперь мечта стала явью».
«Черные волосы, карие глаза, гладкая смугло-желтая кожа типичны для моего народа. Черты лица у нас, понятно, монгольские, но не так ярко выраженные, как у китайцев и тибетцев можно встретить любые размеры и любой рисунок глаз и носов. Шерпы невысокого роста, сложением обычно коренасты, хотя не так, как этого можно было бы ожидать, если учесть нашу работу и переносимые поклажи. Мой собственный рост 1 метр 72 сантиметра, нормальный вес 72 килограмма таким образом, я несколько выше и суше среднего.
Мы общительный народ, любим поговорить, посмеяться, попеть, любим наш чанг и обычно не ленимся доливать его, потому что хотим, чтобы гости посидели подольше. Если они не выпьют по меньшей мере три порции чанга или чая, мы считаем их невежливыми и обижаемся. Индусам и мусульманам, которые не пьют вовсе, наше поведение может показаться вольным и развязным впрочем, думаю, что мы пьем в общем и целом не больше и не меньше, чем большинство других народов, не имеющих такого запрета Лично я люблю чанг, а также многие европейские напитки, с которыми познакомился в последнее время. Мне нравятся сигареты. К счастью, я без труда могу обходиться без них, что и делаю всегда перед началом очередной экспедиции и во время нее. Не пью я и не курю также, когда нахожусь среди людей, религиозные чувства которых мне не хочется задевать.
Правда, сдается мне, что нет добра, которое не влекло бы за собой сколько-либо зла. Я заметил, что многие молодые шерпы совершенно не имеют представления о наших старых нравах и обычаях. Они и по-шерпски-то едва изъясняются. И я боюсь, что их новые представления в большой мере почерпнуты не из учебников, а из кинофильмов. Впрочем, возможно, это неизбежная цена, которую приходится платить народу, переходящему от старой простой жизни к совершенно иной, и уж лучше учиться и развиваться, хотя бы и с ошибками, чем топтаться на месте.
Я уже рассказал кое-что о своей буддийской вере. Подобно мне, большинство «новых» шерпов религиозны, но не фанатики. Они хранят образ бога в своих сердцах, однако не верят в обряды и ритуалы. Так как в Дарджилинге нет шерпского монастыря, то мы и не имеем настоящего религиозного центра. Зато почти все отводят дома угол для молитвы там находятся свечи, ладан, молитвенные колеса и изображения Будды, важнейший символ нашей веры Для меня жизнь сложилась лучше, чем для других, поэтому я смог в своем новом доме отвести целую комнату под молельню В ней хранятся драгоценные священные предметы, привезенные из Тибета, в ней мой зять лама Нванг Ла по нескольку часов в день занимается свечами и курениями, вращает молитвенные колеса и молится за всех нас. На дворе, на склоне холма, я расставил бамбуковые шесты, на которых развеваются молитвенные флажки в сторону далеких снегов Канченджанги.
Для важных случаев и вообще для всех желающих в Тунг Сунг Басти имеется небольшой храм. Внутри него находится один-единственный предмет: большое молитвенное колесо, почти в два человеческих роста, заполняющее чуть ли не все помещение. Оно приводится в движение с помощью веревки, а вращаясь, звонит наподобие гонга. Часто, проходя мимо, можно услышать его звон. Значит, либо кто-нибудь умер, либо родился, либо просто в храме кто-то молится. И ты сам произносишь в уме: «Ом мани падмэ хум. Ом мани падмэ хум. «, зная, что звук гонга касается не только новорожденного или умершего, но каждого из нас, медленно вращающегося на колесе своей жизни.
Тенцинг Норгей (примерно 15 мая 1914 — 9 мая 1986) Один из двоих людей (вместе с Эдмундом Хиллари), первыми побывавших на вершине Эвереста (Джомолунгмы).
Кто такие шерпы?
Он поднимает его и идет на гору.
Он не видит в этом ничего необычного или неприятного.»
Норгей Тенцинг
Там, на высоте четырех с половиной тысяч метров, они собирают хороший урожай ячменя, выращивают картофель. В других горах на такой высоте можно встретить лишь метеорологов, уединившихся на своих яростно атакуемых ветрами метеостанциях.
А здесь, под крышами монастырей и раскрашенных молельных домиков развеваются пестрые ритуальные флажки, у ручьев тарахтят приводимые в движение водой молитвенные цилиндры. Крестьяне, смеясь и болтая, молотят ячмень. Здесь тесно соседствуют молитвы и веселье.
Шерпы хорошо знают всю свою страну, однако лучше всего чувствуют себя, когда вокруг них горы. Их не гложет тоска по родным местам, только если вершины гор у них перед глазами, но больше всего они любят смотреть на снега Джомолунгмы из окон своего дома.
Когда началась эпоха изучения Гималаев, альпинисты их разных стран стали приглашать шерпов с собой на вершины гор-великанов, на «троны богов». Многие шерпы не вернулись домой, остались навсегда во льдах, но наиболее мужественных это не остановило, и они вместе с лучшими альпинистами мира продолжают наступление на ледовые гребни и заснеженные вершины.
Пауль Гюсфельд, географ из Берлина, один из первопроходцев Альп и Анд сказал: «Заслуга освоения высочайших гор принадлежит в равной мере как восходителям, так и их проводникам. Первые не смогли бы ничего предпринять без помощи вторых, и в то же время жителя гор не смогли бы без помощи приезжих альпинистов пробудить в себе дремлющие таланты проводников и носильщиков».
Свыше двух тысяч шерпов стали «тиграми», неутомимыми носильщиками и верными спутниками знаменитых восходителей. Лучшие из «тигров» побывали и в горах и других стран: их приглашали в Швейцарию, Австрию, Францию, Японию. Не все политические деятели и коммерсанты Непала могут похвастать таким числом заграничных путешествий, как шерпы.
Шерпы открыли Непал остальному миру, и в то же время шерпы, по существу, не являются непальцами. Они пришельцы из Тибета: слово «шер-па» означает «человек с востока». Много столетий назад переселились они из юго-восточной части огромной гористой страны, расположенной к северу от Непала, перешли через перевалы и спустились к подножию Джомолунгмы в долину Кхумбу, которая стала их второй родиной.
Некоторые семьи прошли еще дальше по ущелью реки Дуд-Коси и обосновались южнее, в предгорьях Махалангур-Гимала, в Солу.
Но все шерпы рано или поздно, на время или навсегда возвращаются в родные места: в Кхумбу и Тхами, Порче и Кумъюнг, к монастырям Тьянгбоче и Дингбоче, к своим террасами раскинувшимся полям, к монастырям, к горным склонам, над которыми сияют вершины.
Ни одна экспедиция, направляясь к великанам Махалангур-Гимала, не может миновать Намче Базара. Так что это местечко знают гости со всех концов света.
Кто такие шерпы: Тайные герои Эвереста
Восхождение на Эверест всегда сопряжено с огромным риском. Каждый, кто достиг этой вершины, достоин восхищения. Но есть люди, для которых покорение Эвереста уже давно стало бизнесом, несмотря на то что зачастую цена такой работе — жизнь. Эти люди — шерпы, живущие вблизи Эвереста. Многие годы они служат гидами и носильщиками для альпинистов. Они выносливы, а главное — не подвержены горной болезни благодаря наследственной высотной адаптации.
Люди с востока
Легенда Гималаев
Выносливость шерпов стала настоящей легендой Гималаев. Они могут нести груз, во много раз превосходящий их собственный. Они способны выдерживать нагрузку, от которой любой другой человек просто умер бы на месте. Учёные выяснили, что кровь шерпов бежит по венам в 2 раза быстрее, чем у европейцев, не нарушая при этом сердечный ритм. А ещё в ней содержится в 10 раз больше продуктов распада азота: именно оксид азота и его метаболиты расширяют кровеносные сосуды, тем самым повышая выносливость. Таким образом сама природа, забросившая шерпов на большую высоту, позаботилась о том, чтобы снизить негативные последствия, возникающие у них из-за пребывания в условиях постоянной гипоксии. А медики, в свою очередь, надеются, что, изучив кровь шерпов как следует, они смогут найти эффективные методы лечения людей, пострадавших от нехватки кислорода.
Шерпы — далеко не аскеты: они совсем не избирательны в еде, к тому же много курят и пьют. Правда, те из них, кто регулярно поднимаются на Эверест в роли проводников и носильщиков, накануне восхождения отказываются от вредных привычек, и делают это легко.
Несмотря на свой колоссальный опыт, шерпы часто погибают в горах. По статистике, за последнее десятилетие в Гималаях погибло 174 выходца из Тибета, из них на Эвересте — 15. Кроме того, многие, получив серьёзные травмы, стали инвалидами. Их работа стоит первой в списке самых опасных профессий в мире.
Неудивительно, что в 2002 году Министерство туризма Непала обязало туристические агентства оформлять страховку жизни шерпов. Теперь семьи погибших получают 4,6 тысячи долларов. Травмированный проводник может рассчитывать на 575 долларов, но лишь при условии, что он получил увечье выше базового лагеря, то есть уже поднявшись на 5 364 м. Все происшествия, случившиеся ниже этой отметки, оцениваются ещё скромнее. Так цена жизни понижается до 3,5 тысячи долларов. Конечно же, учитывая опасность, которой подвергаются шерпы, эти суммы ничтожно малы…
Первопроходец
Восхождение на Эверест — это всегда подвиг. Но зачастую шерпы оставались в тени первопроходцев-европейцев. Даром что преодолевали весь путь от начала и до конца наравне с ними. Как, например, Тенцинг Норгей — шерп, который первым взошёл на вершину самой высокой горы в мире, но в составе британской экспедиции, а потому все лавры покорителя Эвереста достались Великобритании.
Родился Тенцинг в мае 1914 года — точная дата его рождения неизвестна: мать запомнила лишь погоду, что стояла в тот день, и сколько времени оставалось до сбора урожая. При рождении ему дали имя Намгьял Вангди, однако по настоянию ламы его назвали Тенцинг Норгей, что значит «счастливый богатый приверженец религии». Но было у него и третье имя — Ганг Ла — «снежный перевал», которое он получил, ещё будучи совсем молодым носильщиком. Он не раз штурмовал Эверест в составе различных экспедиций — всегда с тибетской, северной стороны. И однажды даже поднялся на высоту 8 290 м, но сама вершина раз за разом ускользала от него. К тому же в середине XX века китайские власти запретили восхождение на гору со стороны Тибета. Но оставалась ещё южная сторона — непальская. На неё и нацелилась в 1953 году британская экспедиция под руководством Джона Ханта, в составе которой было 400 человек. А Тенцинг стал их проводником. На этот раз удача улыбнулась ему: 29 мая вместе с Эдмундом Хиллари он поднялся-таки на Эверест. Первопроходцы провели там всего 15 минут, за которые Хиллари установил на вершине флаг Великобритании, а Тенцинг оставил богам шоколадку.
Руководство экспедиции придержало новость о покорении Эвереста, чтобы опубликовать её 2 июня — точно в день коронации Елизаветы II. Новоиспечённой королеве известие очень понравилось: она пожаловала Ханту и Хиллари рыцарские титулы, а Тенцингу — только медаль Георга. Хотя, конечно, он всё равно стал знаменитостью. Предложения посыпались на него как из рога изобилия. Но если раньше из-за конкуренции шерп был рад любой работе, то теперь все изменилось: как только Тенцинг заработал достаточно денег, чтобы осуществить свою мечту и построить дом, он прекратил сопровождать экспедиции в Гималаи.
Зомби, споткнувшийся о небеса
Этими словами описывает свои ощущения 43-летняя Лакпа Шерпа, первая женщина, которой в 2000 году удалось добраться до вершины Эвереста и вернуться оттуда живой. А в 2018-м на её счету было уже девять восхождений на Эверест: это абсолютный рекорд мира среди женщин.
Родилась Лакпа в многодетной семье в небольшой деревушке у склона Гималаев. Когда ей исполнилось 15 лет, она в первый раз стала проводником для экспедиции, направлявшейся на вершину Макалу — на высоту 8485 м.
Во время работы с экспедицией индийской армии Лакпа упала и сломала бедро. Пришлось возвращаться. Три дня она шла пешком, превозмогая боль, пока не добралась до автобуса. Лечение государство ей оплатило, но антибиотики она покупала сама. Денег не было, и ей пришлось продать свои серёжки за 10 долларов.
Сейчас Лакпа живёт в Коннектикуте, куда уехала со своим, теперь уже бывшим, мужем, с которым она пять раз поднималась на Эверест. Известная в альпинистских кругах женщина, чьё имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса, работает… посудомойкой. Воспитывает двух дочерей, живёт скромно. Она берётся за любую работу, чтобы дать детям хорошее образование, ведь ей в своё время родители запретили посещать школу.
Каждый год весной она едет на родину в Непал и вместе с экспедицией, снаряжённой её братом, поднимается на вершину — благо шерпам не нужно оплачивать разрешение на восхождение, а экипировка у Лакпы есть. Свои достижения она предпочитает не афишировать. Но все, кому приходилось подниматься на Эверест в её сопровождении, отмечали выносливость Шерпы. Её не пугает высота. По большому счету она беспокоится лишь о судьбе своих детей: что с ними будет, если с ней что-нибудь случится? Тем не менее в следующем году Лакпа Шерпа планирует восхождение на вершину К2. А это 8611 м над уровнем моря…
Женщина для братьев
Журнал: Все загадки мира №3, 3 февраля 2020 года
Рубрика: Люди мира
Автор: Галина Минникова
Интервью с шерпой — рекордсменом мира
Ɔ. Каково это — стоять на самой высокой вершине мира и знать, что никто этого не делал столько раз, сколько вы?
Изначально я не стремился кого-то обогнать или установить мировой рекорд. Есть шерпы, которые покорили Эверест 21 раз, и вот когда я сравнялся с ними по числу восхождений, возник спортивный азарт. Когда в прошлом году я поднялся на Эверест в 22-й раз, я был по-настоящему счастлив. Все предыдущие восхождения на эту гору вызывали во мне мало эмоций.
Ɔ. Даже самое первое восхождение? Помните его?
Конечно. Это было 25 лет назад. Мне тогда исполнилось 24 года. Подняться на Эверест мне предложил старший брат, Лакпа Рита Шерпа. Он уже несколько лет работал проводником и носильщиком. И меня пристроил. Вначале я был поваром на базовом лагере Эвереста на высоте 5364 метра, а уже на следующий год вместе с братом сопровождал группу американских альпинистов к самой вершине. И с тех пор я практически каждую весну поднимаюсь на Эверест.
Ɔ. Зачем вы это делаете?
Это моя работа. Я ведь толком ничего больше не умею. Учился я плохо. Работать портером (носильщиком. — Прим. ред.) в нашей местности — единственный способ заработать на жизнь. В моей семье многие были шерпами-помощниками: сопровождали группы, несли снаряжение, крепили веревки, разбивали лагеря, готовили еду. Отец был одним из первых профессиональных гидов, кто организовывал экспедиции к базовому лагерю в 1950-х. Брат покорял вершину 17 раз. Эта работа кормит семью. Но она очень опасная.
Ɔ. Расскажите о самом сложном подъеме?
Девять лет назад во время восхождения погода резко изменилась. На такой высоте можно передвигаться только с кислородным баллоном. Каждый шаг дается с трудом — а на плечах мы несем до 20 килограммов. Началась снежная буря. Температура опустилась до минус 40 градусов. Даже для шерпов испытание было нелегким. Многие получили сильное обморожение. К счастью, никто не погиб.
Вообще, ты никогда не знаешь, чего ждать от гор. Даже самый надежный прогноз погоды может обмануть. Никто не застрахован от лавин, которые сходят здесь внезапно, как, например, это произошло в 2014 году. Тогда лавина накрыла целую группу. Погибло 16 шерпов. Мы с братом доставали из снега тела друзей и коллег. После той трагедии брат на Эверест больше не поднимается. Он регулярно водит группы к базовому лагерю, но с Эверестом завязал.
Ɔ. Как вы обычно готовитесь к восхождению? Есть особые ритуалы?
За месяц до подъема я каждый день молюсь: утром и вечером. У шерпов есть традиция на пути к базовому лагерю посещать буддийский монастырь Тенгбоче, который находится на высоте 3800 метров. А уже в лагере каждый участник экспедиции получает благословение ламы.
Я всегда беру с собой два флага: непальский и буддистский. Фотографируюсь с ними на самой вершине и убираю в рюкзак до следующего раза. Это всегда одни и те же флаги. А еще перед восхождением я обязательно трижды прошу прощения у бога Джомолунгмы — так мы, шерпы, называем Эверест. Непальцы же называют эту гору Сагарматхе, что буквально означает «лоб небес».
Ɔ. Что вы чувствуете, когда оказываетесь на лбу у небес?
Я счастлив. Но вовсе не из-за того, что забрался выше всех — для меня это как раз не важно. Я рад за людей, которых привел на Эверест. Рад, что все получилось и они смогли увидеть главную в их жизни вершину. Все-таки они на это потратили очень много денег.
Ɔ. Сколько?
Подняться на Эверест стоит порядка 60–70 тысяч долларов. В эту стоимость входит разрешение на восхождение, проживание в базовом лагере, помощь шерпов, подготовка тропы на вершину. За свою работу начинающие шерпы получают 5–6 тысяч долларов, а опытные — 10–11 тысяч долларов. Мои услуги стоят 20 тысяч долларов.
Ɔ. Какая средняя продолжительность подъема?
Восхождение на Эверест занимает около двух месяцев. В конце марта — начале апреля мы проходим трек до базового лагеря, поднимаемся с 2700 до 5360 метров, для постепенной акклиматизации. Это маршрут протяженностью 50 километров, и преодолеваем мы его за десять дней. В базовом лагере проходим обучение, а затем начинаем тренировку восхождения: поднимаемся из базового в первый лагерь (6100 метров), после чего спускаемся. Затем поднимаемся в первый и второй лагерь (6400 метров), снова спускаемся. И так до четвертого, последнего, лагеря (8000 метров). После этого группа ждет в базовом лагере погодное окно для восхождения, которое обычно случается в конце мая. Самый сложный этап маршрута — последний. Он длится 16–17 часов.
Когда вы понимаете, сможет человек взобраться на вершину или нет?
Это становится ясно только на промежутке от третьего до четвертого, последнего лагеря. Если на восхождение человеку нужно больше девяти часов, значит, дальше ему идти нельзя. Тогда мы объясняем, что лучше не рисковать. Если человек не соглашается, мы за его безопасность уже не отвечаем. Все эти условия прописаны в договоре. В группе из пяти-шести человек обычно отказываем двоим.
Фото: Анна Павлова
Ɔ. Что вы думаете о людях, которые хотят покорить Эверест?
Многие идут в горы ради достижения. Чтобы поставить галочку и сделать фотографию. Я могу их понять. Мне непонятно другое — когда говорят, что покорили Эверест сами. Ведь без шерпов никто этого не сделает. Мы несем баллоны, вещи, еду, устанавливаем палатки, прокладываем тропу. Это большой труд. К сожалению, он остается в тени.
Ɔ. Ваши дети хотят пойти по вашим стопам?
У меня сын и дочь. Я не хочу им такой судьбы. Это физически тяжелая работа. Она очень опасна. Я хочу, чтобы они получили то, чего не было у меня, — хорошее образование.
Ɔ. Когда планируете оставить Эверест другим?
Мне уже 49 лет, и я покорил все главные восьмитысячники. Среди них — вторая самая высокая гора мира, Чогори (8614 метров). Она находится в Пакистане и считается одной из самых сложных. Был и на вершине Лхоцзе (8516 метров), восемь раз восходил на Чо-Ойю (8201 метр) и дважды на Манаслу (8156 метров). Вот поднимусь на Эверест еще три раза — и выйду на пенсию.
Автор благодарит Леонида Мясникова, представителя Офиса по туризму Непала в России, и Басанту Радж Гаутам (Himalayan Holidays Nepal) за помощь в подготовке материала.