Кто такие школяры в средневековье
Нищий, пьяный, злой: студенческая жизнь Средневековья
Эпоха Средневековья давно позади, а вот университетская жизнь до сих пор, кажется, осталась там.
Европейское высшее образование — продукт средневековой культуры. Именно тогда были заложены основные принципы и традиции университетов, которые переходят по наследству из эпохи в эпоху. Многие из них продолжают быть актуальными и сейчас. Тем интереснее проследить, откуда и почему они возникли и как проявляются в современности.
Университетская иерархия
Ещё по этой теме :
Расцвет первых университетов в XII веке совпал по времени с активным развитием цехового производства. Средневековые университеты создавались аналогично ремесленным цехам: вокруг известного учёного собирались ученики, которые одновременно помогали ему вести хозяйство, учились под его руководством и участвовали в исследованиях.
Перейти с одной ступени на другую запросто было невозможно: желающим предлагалось специальное задание. И если для ремесленников таким заданием было создание «шедевра» — лучшего образца изделия, то для членов научной гильдии — демонстрация знаний.
После того как студент постигал «семь свободных искусств» и сдавал экзамен, он мог претендовать на степень бакалавра, а после защиты диссертации — магистра искусств. Магистр уже мог продолжить обучение на одном из высших факультетов, после окончания которого получал докторскую степень. Непрерывное обучение могло длиться 20 лет, что с учётом средневековой продолжительности жизни занимало добрую её половину.
Устройство университетов
Европейские университеты в то время, как и сейчас, состояли из множества подструктур. Деление на факультеты появилось с созданием первых университетов. Наиболее востребованными в Средние века были юристы — из-за развития практики письменного законодательства — и богословы — благодаря расширению влияния христианства. Медицина к этому времени стала более эффективной, чем языческие целительные практики.
Так что любой средневековый университет имел четыре факультета: теологический, юридический, медицинский и артистический (факультет «свободных искусств») — подготовительный. На артистическом факультете студенты постигали тривиум (грамматику, логику и риторику), а затем квадриум (арифметику, геометрию, астрономию и гармонику), после чего поступали на один из трёх старших факультетов.
Это может быть интересно :
Аналогом современных студенческих братств были «нации», на которые делились факультеты. Члены «наций» сообща отстаивали имущественные и образовательные интересы, организовывали неформальную студенческую жизнь, помогали друг другу в беде.
Колледжи появились в то же время как общежития для нуждающихся студентов. Они создавались монашескими орденами или аристократией, а обеспечивали их существование успешные выпускники. Постепенно колледжи стали центрами университетской жизни: здесь часто преподавали, организовывали библиотеки и своеобразные подработки для студентов (к примеру, переписку рукописей, учебные консультации, секретарскую службу). Оксфорд и Кембридж вообще превратились с XIV века в конфедерацию отдельных колледжей, нанимавших преподавателей и персонал. В англоязычной образовательной среде такой тип устройства университета преобладает до сих пор.
Научное бродяжничество
Академическая мобильность сегодня — университетский принцип, возможность без затруднений перемещаться между высшими учебными заведениями для преподавания и обучения. Это учёба по обмену, приглашение иностранных преподавателей для чтения курсов и тому подобное. Принцип восходит к средневековью, когда университеты представляли единое пространство без национальных и социальных границ.
Преподавали везде на латыни, факультеты и программы обучения во всех университетах были одинаковыми, студенты штудировали одни и те же книги и разрешали одни и те же схоластические проблемы.
Учёные степени признавались во всех вузах христианского мира. Кроме того, в Средние века студенту было гораздо проще отправиться в другой город и лично познакомиться с интересующим его учёным, нежели разыскать рукописи его лекций.
Путешествия между университетами ради научных знаний были настолько распространены, что возник даже особый тип средневековой богемы, занимавшейся «научным бродяжничеством», — голиарды. Костяк голиардов составляли студенты, обучающиеся от случая к случаю в разных местах и противостоящие феодализму с его стремлением закрепить каждого человека за конкретным делом и местом. В среде голиардов зародился студенческий гимн всех времён «Гаудеамус», прославляющий профессоров, вино и студенческую свободу.
Особый статус научного сообщества
Как и сегодня, научное сообщество средневекового университета было носителем особого мировоззрения и привилегий. Первым методом познания стала схоластика — соединение христианского богословия и логики Аристотеля. На основе схоластики сформировался тип научного мышления, знакомый нам и сейчас. Обучение и преподавание стали строиться на цитировании авторитетов, формальной логике, рационализме и размышлении путём разрешения проблем.
В Средние века распространилось мнение, что образование наделяет человека не только знаниями, но и добродетелями. Оно как бы сообщало истинное благородство, превосходящее благородство по рождению. Так начала формироваться интеллигенция.
Статусность учёные подчёркивали и сами, перенимая обычаи знати. Например, в Венском университете накануне получения степени бакалавра или магистра кандидат должен был совершить церемониальное омовение, что напоминало процесс получения дворянского звания. В университетах Испании новоиспечённым докторам вручали меч, как на церемонии посвящения в рыцари.
Читайте также :
Принципом самоуправления университеты тоже обязаны средневековью. Университет тогда создавался как государство в государстве. Для его организации необходимо было получить санкции светской и церковной властей, но в остальном в университетах царили самоуправление и демократия. Ведущие должности были выборными, принятие решений осуществлялось на общих собраниях, учёные степени присуждались коллегиально. В университеты принимали всех, независимо от социального и материального положения. Высшая школа наделялась такой внутренней свободой потому, что городу было выгодно её существование: во-первых, она обеспечивала приток горожан, во-вторых, образованные работники делали своё дело гораздо эффективнее.
Миф о том, что женщинам не место в науке, тоже родом из Средневековья. В то время образование женщинам было недоступно, как существам, повинным в первородном грехе. Но кроме этого учёным настоятельно рекомендовалось соблюдать целибат, так как обучение, подобно богослужению, было несовместимо ни с чем имеющим отношение к женскости.
Прообразы лекций и семинаров
Две основные для университетов формы образовательной деятельности были заложены в Средние века. Средневековые школяры получали знания на лекциях и диспутах. Лекции по формату изменились мало. Они представляли собой чтение профессором научной или богословской литературы с комментариями и разъяснениями.
Изучаемые тексты были достаточно объёмными. К примеру, теологам читали Библию, медикам — труды Авиценны и Гиппократа. Перед началом занятия лектор, как правило, давал обзор трудов автора и изучаемой книги, доказывал подлинность текста. Для облегчения преподавания начали создаваться «суммы» — сборники ключевых мыслей книг с комментариями, аналоги хрестоматий.
Диспуты, схоластические споры, были прототипами семинаров. Диспуты строились на искусстве диалектики: на них нужно было обращать в свою пользу логические и стилистические ошибки противников, искать противоречия в их речах. Ординарные диспуты проводились еженедельно и выглядели как споры оппонентов современных дискуссионных клубов — последовательное высказывание аргументов и контраргументов к тезисам.
В ходе диспута необходимо было соблюдать моральный кодекс и христианский канон. Резкие и бранные выражения предписывалось заменять нейтральными типа «недопустимо» или «не является истинным».
Тем не менее, нередко диспуты переходили в драки, иногда с применением палки — непременного атрибута студента. Возможно, с этим связано появление крылатого выражения «argumentum ad baculum» — «аргумент к палке».
Чем-то вроде современных конференций были диспуты «о чём угодно» (кводлибеты), которые могли продолжаться неделями. На них часто обсуждались темы, имеющие фривольный или злободневный политический характер. Излюбленной, к примеру, была тема «О верности проституток клирикам».
Средневековый посвят
Из Средних веков пришла и традиция причащения новобранцев к университетской жизни. Посвящение происходило через обряд инициации, который был синонимом перерождения в качестве студента. В обществе того времени инициация занимала важное место, потому что человека определяло в первую очередь сообщество, к которому он принадлежал. А принадлежность к университету была крайне почётна.
Яркий пример инициации — обряд «Сбивание рогов». Обряд символизировал прощание с деревенским невежеством. Бакалавры унижали студента-новичка, которого именовали «быком» — агрессивным и нечистым животным. Средневекового абитуриента избивали, привязывали к его голове самодельные рога, а затем обламывали их.
В процессе инициации новичков могли заставить есть помои, полоскать горло мочой, вырывать зубы и так далее. Заканчивалось всё действо пародией на схоластическое испытание, в котором нужно было продемонстрировать сообразительность.
Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! («Итак, будем веселиться, пока мы молоды!»)
Начиная с создания первых университетов студенчество вело подчёркнуто гедонистический образ жизни. И если члены «учёного цеха» не корпели над книгами, то непременно праздно шатались по городу или распивали вино, дискутируя о насущном.
К примеру, согласно уставу Сорбонны, штрафы за поведение измерялись мерами вина, а выражение «напоить по-богословски» существовало и в Новое время. Тогда же была заложена традиция проведения пиршеств после присуждения учёной степени за счёт новоиспечённого бакалавра или магистра.
Обыденными были нападения студентов на горожан и постоянные драки друг с другом. В целях уменьшения ущерба от подобного поведения организовывались студенческие дуэли. И хотя убийства на них были очень редки, большинство участников получали серьёзные травмы и даже увечья. Агрессивное эпикурейство считалось необходимым аспектом университетского образования, а потому прощалось властями.
В Средние века возник также и архетип нищенствующего студента. Тогда преподаватели впервые стали брать гонорар за чтение лекций, больших расходов требовали пышные процедуры получения степеней, покупка книг и письменных принадлежностей, форменной одежды. Большинство оплачивали также жильё и питание. Поэтому средневековый студент был в вечном поиске заработка, да и вообще любого источника существования.
Автономность и самоуправление, единство преподавания и исследования, образовательная мобильность, структурность и иерархия, особый статус учёных и традиции неформальной студенческой жизни — всё это современный университет унаследовал от средневекового. Конечно, университетская культура менялась с течением времени, но её основы остались прежними. А по демократичности современное высшее образование даже больше напоминает средневековое, чем образование последующих эпох.
Бродячие школяры (ваганты) как вызов молодого поколения эпохи средневековья качеству образования
Бродячие школяры (ваганты) как вызов молодого поколения эпохи средневековья качеству образования.
Именно в Средние века повышается спрос на грамотных людей. Поэтому в XI веке увеличивается количество обучающихся в соборных школах клириков (священнослужителей). Также появляются и нецерковные школы, преподавателями которых являлись магистры, которые жили за счет платы, взимаемой с учащихся.
В университетах существовали отдельные организации студентов и преподавателей: преподаватели объединялись в факультеты, а студенты делились по нациям, землячествам, обозначавшим объединения учеников из различных регионов.
Стать школяром в средние века было не в пример проще, чем сейчас студентом. Вступительные экзамены отсутствовали, достаточно было доложиться университетским властям, а затем записаться к какому-либо преподавателю в его школу и заплатить вступительный взнос.
Почему же они возникли?
Причина появления на дорогах Европы целой толпы бродячих певцов, в сущности, весьма проста. В XII в. происходят коренные экономические преобразования: появляется класс купцов, духовная интеллигенция в изумлении останавливается перед собственным перепроизводством и т.п. То есть клириков, не окончивших высшего церковного образования или окончивших, но не нашедших практического ему применения становилось все больше и больше.
Чуть ли не в каждом историческом романе из времен западноевропейского средневековья среди его героев или хотя бы эпизодических персонажей обязательно присутствует бродячий школяр. Это была настолько яркая фигура тогдашнего общества, что невольно обращала на себя внимание современников, а впоследствии вызывала любопытство и будила творческое воображение исторических романистов.
Бродячим школярам для учёбы необходим был немалый интеллектуальный труд: усидчивость и терпение, заучивание разнообразных текстов и комментариев к ним и работа над огромным количеством документов. Данные студенты входили в круг интеллектуальной элиты, поэтому приемлемой для них была только работа по специальности, т.к. ничего другого они не умели, и были оторваны от своих семей, то могли заниматься только тем, чему сами научились. Более того, их интеллектуальный труд возвышал и объединял их в особую «касту», которой они дорожили и ни на что бы не променяли. Но вагантам не нравилось университетское времяпрепровождение. Им больше нравилась весёлая и разгульная жизнь.
Вагант свободолюбив, беден, но весел и жизнерадостен, эпикурейство в нем так же сильно, как и страсть к науке. Он остроумный собеседник за пиршественным столом, любитель выпить и поесть. Он опытный соблазнитель, умеющий ласковыми словами уговорить и неопытную девушку, и добродетельную чужую жену, однако способный и влюбиться без памяти. Он не унывает при неудачах, он верный товарищ и кладезь самых разных и удивительных сведений во всех областях наук и практической жизни, что помогает ему неизменно выходить невредимым из самых невероятных передряг и приключений.
Поскольку ваганты были людьми образованными, их взгляды на мир и современность были и шире и глубже, чем у подавляющего числа современников. Знания позволяли им подвергнуть сомнению многие традиционные взгляды общества на мир, мораль, на философские и политические доктрины.
Свои взгляды на мир они истолковывают в своей поэзии. Они пишут о неправедно приобретенных богатствах, об угнетении и ограблении народа феодалами, о двуличности церковных иерархов, их корыстолюбии и тайном разврате, о том, что, проповедуя христианство и требуя от народа исполнения христианских заповедей, сами церковники не исполняют их и давно предали Христа.
Подавляющее большинство произведений вагантов анонимны (авторы предпочитали сохранять инкогнито во избежание столкновений с представителями инквизиции). Они бытовали как фольклор и по законам фольклора, то есть подвергались свободной народной обработке. Они теряли имя автора, первоначальный текст претерпевал такие кардинальные изменения, что и сам сочинитель не всегда мог опознать в нем свое произведение.
Но среди моря анонимных сочинений вагантов все же имеется некоторое количество таких, авторы которых известны. История сохранила имена трех поэтов-вагантов XII века, потому что именно они были теми выдающимися мастерами, классиками вагантов, на чье творчество ориентировались и кому подражали рядовые поэты. Это Примас Гуго Орлеанский, Архипиит Кельнский и Вальтер Шатильонский. Каждый из этих трех поэтов имел свое яркое творческое лицо.
Сообщество вагантов было открыто любому желающему человеку, которому наскучил внешний мир или он не был доволен властью духовенства, или просто хотел попировать с вагантами, поделившись заодно с ними творческими идеями.
Потому стать вагантом мог практически любой человек.
Студенты в Средние века: посвящение, общага и дедовщина
Большей части наших читателей так или иначе коснулось высшее образование. Кто-то был студентом, кто-то учится сейчас, а кого-то эта участь ждет в обозримом будущем. Отвратительные мужики выяснили, как ходили на пары, маялись, веселились и бунтовали студенты в Средние века. Здесь мы расскажем про поступление и тяготы первых дней в университете. Если вы только что сдали вступительные экзамены и подозреваете, что впереди мучения, прочитайте этот текст, потом сравните ощущения.
Не будем долго распинаться о том, какое значение имели университеты для средневековой Европы. Достаточно сказать, что для большинства это был единственный доступный социальный лифт, а также возможность открыть для себя мир и завести полезные знакомства с самого начала взрослой жизни. Родоначальником всего высшего образования на Западе считается лично император Карл Великий, повелевший создать академию для воспитания достойных кадров. Произошло это в его столице, Ахене и с тех пор университеты стали неотъемлемой частью европейской интеллектуальной жизни.
Типичный студент в Средние века
Жизнь и учеба в вузе тех лет похожа на опасный и крутой аттракцион для смелых и выносливых. Для наглядности мы решили взять некоего студента, назовем его Манфред и проследить за тем, как именно пройдет его жизнь в средневековом университете начиная с самого поступления и до убийственной пьянки в честь выпуска.
Итак, Манфред — типичнейший абитуриент того времени. Ему едва исполнилось 14 лет, он отучился в местной школе и коллеже, где ему розгами вдолбили навыки чтения, счета и латыни, а также Священное Писание. Его родители — зажиточные крестьяне, нижний средний класс средневекового общества и уважаемые люди в своей глуши. Несмотря на то, что все они живут близ швейцарского Базеля, принято решение отправить сына во французский университет, где учился его папаша. Они собирают Манфреда в дорогу, дают весьма небогатый скарб, клячу, золото, одежду попрочнее и будущий школяр отправляется учиться.
Поступление в средневековый университет
Прибыв в университет, Манфред оказывался как бы на территории отдельного государства: здесь свой архитектурный стиль, свои законы, свои суды, свое собственное население, мода и иерархия. Отличалась даже валюта: за пределами университетского города ходили только государственные деньги, здесь же — монеты со всей Европы, от ливров и талеров до рублей и реалов.
План Парижского университета в Средние века. Как видно, он располагался на острове.
Особое значение для университетов имели так называемые «Нации», то есть объединенные землячества с самоуправлением и льготами. Распределение было подчас довольно странным и искусственным, к примеру, славянские студенты в некоторых учебных заведениях попадали в «Нацию» Англия. Очевидно, потому что считались условными северянами. «Нации» враждовали друг с другом, не обходилось без драк, стрельбы из аркебуз и вмешательства армейских подразделений. Базель, откуда Манфред родом, расположен в германском кантоне, а потому наш студент автоматически зачисляется в университетскую нацию «Германия», куда попадают не только немцы и швейцарцы, но даже поляки и чехи.
Жизненный опыт у студентов, несмотря на классовые различия, тоже был примерно одинаковый. Тогда розгами и подзатыльниками воспитывали даже будущих королей. Например, Людовика XIII стабильно пороли за проступки до 15 лет, то есть когда он уже был королем. Изначально физические наказания активно применялись и в самих университетах: преподаватель мог запросто избить или отшлепать студента, если тот плохо учился или потерял учебник.
Первые шаги студента
Поселившись в коллегии, студент обрекал себя на жизнь в отвратительных условиях. Вот как Эразм Роттердамский описывает свою «общагу»: «помещения спален вредны для здоровья, стены ледяные… тут одно отхожее место, от которого несет вонью; кто станет долго жить в этой «уксусной коллегии», тот непременно заболеет и умрет». В случае, если студент не хотел жить в клоповнике, у него был выбор: снять комнату с кем-нибудь в складчину, или же поселиться у какого-нибудь преподавателя. У последнего был очевидный плюс: профессор, который получал деньги, предоставляя жилье, активно заступался за студента и делал все, чтобы того не отчислили.
Тринити колледж при Кембридже. Именно в нем учился Ньютон и герои «Ртути».
Манфред, слышавший рассказы отца о том, что в университетском городе все говорят на латыни, оказывается неприятно удивлен тем, что остальные французы не понимают этот язык: купить что-либо в лавке или в трактире можно только с помощью языка жестов и никак иначе. Все эти сложности еще больше заставляют его держаться за земляков.
Посвящение и дедовщина
Уже после посвящения новобранцы становились прислугой старших и обязаны были выполнять все их требования: чистить обувь, прислуживать у стола, делать уборку и тому подобное. Достигнув статуса «старшего», студент сам начинал тиранить младших, и эта традиция продолжалась буквально столетиями. В общем, в университетах Средних веков дедовщина была нормальным делом. Но, допустим, наш герой из тех, что посообразительнее и посмышленее. Таким было гораздо проще: человек с чувством юмора, любовью к проказам и с крепкими кулаками быстро становился своим и не терпел особых издевательств.
Став полноправным гражданином университета, ученик получал права в самоуправлении и многие льготы, которые полагались студенту. И тому и другому придавалась невероятная важность: студенты были готовы драться с армией и полицией, устраивать погромы и массовые драки из-за малейшего намека на уменьшение их прав и свобод. Более всего, по понятной причине, ценилось освобождение от армии и льготы на алкоголь: учащиеся имели право без налогов покупать 200 литров вина или 6 больших бочек пива в год. Многие студенты и преподаватели все годы учебы жили почти только на деньги от перепродаж.
О том, как учились, развлекались и бунтовали студенты тех лет, читайте в следующем материале.
Неподсудность, связи с дурными женщинами и защита диплома кулаками: какой была студенческая жизнь в Средневековье
О безграмотности в Средневековье известно каждому, а вот образование той эпохи куда реже оказывается в фокусе внимания. Но посудите сами: ведь не могли же Возрождение и следующая за ним эпоха Просвещения возникнуть на пустом месте? Европейское высшее образование начало развиваться куда раньше, а именно — в Средние века.
Предыстория
Первые высшие учебные заведения возникли на Востоке, в этом деле исламский мир опередил христианский. Европа в начале Средних веков тяжело переживала развал Римской империи и последовавшее за ним Великое переселение народов — массовые миграции IV–VII веков, в ходе которых перемешались самые разные культуры и сформировался более привычный и знакомый нам облик Европы.
Процесс это непростой и зачастую кровавый: пока европейцы делили между собой континент и начинали строить на руинах Рима новые королевства, им было совсем не до университетов. Науки и образование на несколько столетий пришли в упадок.
У мусульман же университеты имелись уже в VIII–X веках.
Единственной христианской высшей школой в то время был Константинопольский университет, основанный в середине IX столетия. Однако историки обычно не называют его первым европейским вузом. Он напоминал скорее римский атеней и философские школы глубокой древности, чем современный университет и, кроме того, достаточно быстро стал церковным учреждением.
Словом, это был «мостик» между античным образованием, мало похожим на наше, и светским средневековым — предтечей современного.
Католический мир в это время довольствовался более-менее организованным церковным обучением и, например, школами права, которые уже выдавали дипломы от собственного имени (у мусульман подобное не практиковалось). Но пока это трудно было назвать «университетом» — скорее, такие заведения напоминали современные бизнес-школы, куда приходят за дополнительной квалификацией в зрелом возрасте, уже имея образование.
Первый же настоящий университет Европы открыл свои двери в 1088 году в итальянской Болонье. Его студентом позже станет, например, Николай Коперник.
Первые университеты Европы
Болонский университет также вырос из школы права; этому способствовали конфликты между Ватиканом и Священной Римской империей (будущей Германией). Императоры и папы для решения своих споров нуждались в хороших юристах, причем желательно — лояльных, а потому активно поддерживали развитие образования на севере Апеннин.
Почему именно Италия? Ответ очевиден: ближе к развалинам Рима было проще восстановить и систему образования, и все прочие аспекты культуры. Неслучайно эпоха Возрождения начнется именно здесь, хоть и гораздо позже.
К числу первых европейских университетов относится и еще один итальянский, располагавшийся в Модене. Он был основан в 1175 году, но позднее закрылся, как и некоторые другие вузы той эпохи. Большинство же, включая Болонский, работает по сей день.
Италия, однако, была не единственным очагом возникновения высшего образования в Европе. Уже в середине XII века начала свою работу парижская Сорбонна, а когда вскоре оттуда по политическим причинам отчислили всех англичан — открылся и знаменитый Оксфорд.
В XIII веке в Европе насчитывалось уже примерно 15 университетов. Оксфорд получил извечного конкурента в лице Кембриджа, во Франции подхватили тренд Тулуза и Монпелье, целых три университета появилось на раздробленном пока Пиренейском полуострове (Лиссабон, Саламанка, Мадрид).
А далее процесс стал лавинообразным: в XIV веке откроется порядка 25 университетов, в следующем столетии — и того больше. Лидерство на протяжении всего Средневековья будет удерживать Италия, однако немало вузов появится во Франции, Германии, Испании. Такую роскошь, как собственные высшие учебные заведения, теперь могут позволить себе и поляки, и чехи, и скандинавы, и даже шотландцы — казалось бы, сравнительно отсталая страна.
Новые университеты часто возникали даже не потому, что такая необходимость назрела в конкретном городе, а из-за конфликтов преподавателей с коллегами или властями: когда профессорам что-то не нравилось, они нередко просто собирали вещи и уезжали в другое место — их услуги востребованы везде! Правители соседнего города могли оказаться куда сговорчивее.
Почему приведенные цифры немного условны и делаются оговорки «около», «примерно»? Дело в том, что ни один из упомянутых университетов не возникал на пустом месте — все они вырастали из мелких, разрозненных школ, существовавших в городе ранее.
Процесс слияния этих школ в единую образовательную систему, чей диплом ценился максимально высоко, разумеется, был длительным. Порой нельзя точно сказать, когда именно тот или иной университет стал настоящим высшим учебным заведением, выпускник которого получал значительные привилегии — например, мог официально преподавать науки в любом уголке Европы.
К эпохе классического Средневековья число университетов значительно выросло. Все они были светскими заведениями и не имели прямого отношения к церкви. Выдавались дипломы, существовала система кафедр и знакомых всем нам научных степеней, учебный год делился на семестры. Словом, все это уже похоже на современный университет — но только на первый взгляд.
Как был устроен средневековый университет
Само по себе понятие «университет» не связано именно с образованием: из Рима наследовали традицию говорить так о любой корпорации, организованном союзе каких-либо деятельных людей. Высшие учебные заведения средневековой Европы поначалу именовались «генеральными школами». Любопытно, что если для нас «школяр» — это студент, то в английском языке аналогичное слово теперь обозначает ученого.
Но мы не станем усложнять: ниже будем называть вузы «университетами», а их студентов — «школярами».
Если говорить именно об учебе, то чаще всего университет был устроен по принципу, который впервые ввели в Сорбонне. Обучение делилось на две ступени. Изначально все школяры поступали на факультет так называемых семи свободных искусств, которые «искусствами» в нашем понимании не были: в список входили базовые науки. Студенты изучали грамматику, логику и риторику, а затем переходили к алгебре, геометрии, музыке и, что особенно интересно, астрономии — вопреки распространенному убеждению, что ее в Европе не было чуть ли не до Коперника. Опционально в программу могли включаться и другие дисциплины — тут мало что изменилось со времен Античности.
Большинство студентов останавливалось на получаемой по окончании этого факультета степени бакалавра или магистра искусств (во многих западных странах последняя присуждается до сих пор). Меньшинство же шло дальше, поступая на один из трех старших факультетов.
Ими были юриспруденция, богословие (теология) и медицина. Что касается последней, то здесь следует разрушить еще один стереотип: принято считать, что в Средние века систематизированный научный подход во врачебном ремесле отсутствовал, — на деле же, как видим, таких специалистов выпускал каждый университет. Не меньшее удивление у многих может вызвать и наличие в списке предметов богословия: что бы ни говорили об отношении средневековой церкви к науке, любой дипломированный теолог по умолчанию уже был знаком с базовыми науками, включая пресловутую астрономию. И тратил на них несколько лет, между прочим.
Самым престижным обычно был юридический факультет: даже многие деятели церкви оканчивали именно его, а вовсе не теологический.
Но при этом де-факто наиболее влиятельным внутри университета часто оставался факультет искусств: на нем обучалось больше всего студентов, а еще здесь был самый многочисленный преподавательский состав. Ректоры обыкновенно выходили именно оттуда.
Структурно же университеты представляли собой корпорацию, не зависящую напрямую от местных властей или церкви, а ведущую с ними диалог.
Устроено все могло быть по-разному. Где-то (например, в Париже) высшими образовательными учреждениями управляли их магистры, где-то школяры сами нанимали преподавателей, фактически будучи хозяевами своей альма матер. Городские власти обычно очень деятельно поддерживали университеты: ведь вузов пока было мало, а вот желающих получать образование в средневековой Европе хватало — это сулило хорошие жизненные перспективы. Так что город, в котором имелось престижное учебное заведение, начинал быстро расти — польза очевидна!
Вузы даже получали особые привилегии.
К примеру, во многих городах студенты и преподаватели не подлежали обычному суду, а сами выбирали, кто и как должен рассматривать их дела.
В итоге некоторые конфликты разбирал и выносил по ним решения лично папа римский. Входящие в университетскую корпорацию студенты, магистры и профессора крепко держались друг за друга, яростно отстаивая свои права и интересы. В этом деле у них, как уже отмечалось выше, имелся прекрасный козырь: никто не хотел, чтобы школяры и преподаватели покинули город. Ведь они играли важную роль в экономике.
Поговорим теперь о самих студентах.
Кто учился в средневековых вузах
В наше время ступени образования довольно жестко привязаны к возрасту, так что слишком юных или седовласых студентов можно встретить нечасто. В Средневековье же все было иначе.
Первые экзамены по семи свободным искусствам обычно разрешалось сдавать уже с 14 лет, так что в университет нередко отправляли детей, как сказали бы мы сейчас, младшего школьного возраста. Например, будущий отец международного права Гуго Гроций стал студентом Лейдена в 11 лет, а один из родственников герцога Мантуи учился в Болонье с 10 (это, пожалуй, предел).
С другой стороны, совершенно нормальным считалось и начать образование в зрелом возрасте. Игнасио Лойола, будущий основатель ордена иезуитов, стал студентом в 35 лет. А великий философ Эразм Роттердамский получил диплом и вовсе после 40 (впрочем, у него уже было великолепное монастырское образование).
Словом, в Средние века вы могли бы спокойно поступить почти в любом возрасте, избежав косых взглядов. В одной аудитории сидят подростки и седеющие мужи? Это норма.
Вопреки сложившемуся стереотипу, женщины в Средневековье вполне могли получить высшее образование — хотя рады им были и не в каждом университете. Но например, в той же Болонье первые студентки появились уже в XII веке.
Более того, Дота д’Аккорсо и Доротея Букка в этом учебном заведении даже преподавали. Последняя около 40 лет руководила медицинским факультетом.
Тем не менее абсолютное большинство школяров, конечно, были мужчинами — эпоха эмансипации еще не наступила.
Имело ли значение происхождение? Может быть, только избранные обладали правом получать высшее образование? Никак нет.
Единственным цензом был финансовый: обучение и проживание требовало расходов, и не каждый мог себе позволить такую роскошь. Как зачастую бывает и сегодня. Не нужно думать, впрочем, будто стоило это уж очень дорого: во многих университетах половина студентов происходила из простонародья (семей зажиточных крестьян и ремесленников, желавших своим детям доли получше). А вот аристократы не стремились в университеты, предпочитая домашнее образование, — их доля всегда оставалась небольшой.
Никаких сословных ограничений не было вовсе, так что университет превращался в социальный лифт — разве что двери высших школ иногда оказывались закрыты для евреев. В остальном же поступить мог практически любой.
И тут мы переходим к самому интересному.
Радости студенческой жизни: пьянки, драки и «дурные женщины»
Итак, университет объединяет сотни и тысячи школяров. В основном это молодые парни, вдали от отчего дома, при каких-никаких деньгах — не на последние ведь их отправили учиться, скорее всего. Притом у школяров, можно сказать, особое правовое положение в городе: случись что — разбираться будет магистрат, а не суровые власти.
Как вы думаете, к чему это может привести? Совершенно верно: жили студенты Средневековья едва ли не веселее, чем современные.
Масштабы студенческого пьянства поражают воображение: в любом городе с университетом школяры неизменно делали львиную долю выручки местным трактирам. Пили зачастую прямо на занятиях — особенно в тех университетах, что управлялись самими учащимися.
Диспут с преподавателем (обязательная часть экзамена) мог закончиться дракой — так сказать, «защита диплома» в прямом смысле слова.
Чрезвычайно ценной клиентурой были студенты и для проституток всех мастей — жриц любви, промышлявших в средневековых городах на легальном положении, не упускавших возможности подработать актрис бродячих театров и сотрудниц все тех же трактиров. В письмах родителей болонских школяров (а их до нас дошло немало) постоянно всплывает тема «дурных женщин», увлечение которыми мешает учебе.
В немецком труде «Предписания и наставления школярам» содержится рекомендация студентам ходить в баню лишь два раза в год с разрешения преподавателя. Неподготовленный читатель может вспомнить в связи с этим максиму о «немытой Европе», но здесь имеется в виду другое — посещение дам легкого поведения, многие из которых трудились как раз в таких общественных заведениях, — и опять же прослеживается явная параллель с современностью.
Причины этого порока, кстати, вполне естественные. Несмотря на то, что университеты были светскими учреждениями, в Средние века получение научных знаний воспринималось как некий сакральный процесс, и в какой-то степени школяры приравнивались к клирикам.
По этой причине им, как правило, строго запрещалось жениться. Оставалось удовлетворять известные потребности иным способом.
Услуги такого рода студентам были доступны. К примеру, при разборе дела о поножовщине между учащимися Болонского университета и местными гражданами в начале XIV века школяр уличил оппонентов в том, что
«они держат в своем доме дурных женщин, которые отдаются всем, кто пожелает, за деньги, а именно за один болонский гросс».
А примерно в то же время украденный проституткой у другого школяра плащ оценили в целых 240 гроссов.
Знаменитые эпизоды массовых беспорядков с участием студентов есть в хрониках почти каждого университетского города Европы. Молодежь была горячей и чувствовала безнаказанность.
Например, в Париже в 1200 году произошла неприятная история: немецкие студенты устроили дебош в трактире, на место прибыли стражи порядка, и в ходе настоящего уличного боя несколько школяров погибло. Дело дошло до самого короля Франции, который именно тогда вынужден был предоставить студентам особый правовой статус — иначе они бы просто покинули Сорбонну.
Подливали масла в огонь и студенческие землячества: съезжаясь в крупные университеты со всей Европы, школяры стремились держаться поближе к своим. Эти сообщества, формировавшиеся по географическому признаку, далеко не всегда находились в приятельских отношениях друг с другом — хотя против внешнего врага неизменно выступали единым фронтом.
Горожанам выходки студентов тоже порой надоедали — и они давали отпор: в Кембридже однажды устроили настоящий погром «кампуса» с многочисленными жертвами, а в Кельне имел место кровавый конфликт между ремесленным цехом бондарей и школярами местного знаменитого университета (в котором, кстати, был деканом один из авторов «Молота ведьм»). Иногда студенты формировали настоящие банды, терроризировавшие местное население, что приводило к созданию отрядов самообороны, как это случилось, например, в Вене (университет здесь появился в 1365 году).
Высшие учебные заведения постоянно пытались вводить правила, ограничивающие разгульный образ жизни школяров, но подобные меры редко помогали. Впрочем, отдых отдыхом, но прежде всего школяры все-таки учились: именно выпускники средневековых университетов заложили основы Возрождения и Реформации католической церкви. Пусть в процессе получения образования они и были очень далеки от святости.
Лучшим заключением будет цитата из письма болонского студента своему отцу, написанного в XIII веке. Родитель договорился о браке отпрыска со знатной дамой, а потом решил отозвать сына из университета. На что школяр ответил отказом, пояснив его изумительно просто и емко: