Кто такие сипаи в индии
Восстание сипаев 1857-1859 годов
Сипаи
К 1857 году, когда вспыхнуло восстание, в Индии было около 40 тысяч британских солдат и офицеров и более 230 тысяч сипаев, которые входили в состав трех армий: Бенгальской, Бомбейской и Мадрасской. Все эти армии обладали отдельными командованиями и различались по своей организации. Самой многочисленной и боеспособной из них была бенгальская армия. В ней насчитывалось 128 тысяч человек, которые были набраны в основном из уроженцев Ауда. При этом большая часть сипаев данной армии принадлежала к кастам кшатриев (каста воинов) и браманов (каста священнослужителей). Благодаря этому факту, в бенгальской армии существовала более крепкая спайка между сипаями, чем в армиях Бомбея и особенно Мадраса, где сипаев часто набирали из самых люмпен-пролетарских элементов, а также выходцев из низших каст. В Индии касты — социальные группы, на которые исторически было разделено индийское общество, имели огромное значение.
Сипайские войска были хорошо вооружены и обучены на английский лад, в них были представлены все существующие рода войск. Особенно хорошо были подготовлены артиллерийские части. По меткости стрельбы из орудий сипаи превосходили даже своих учителей англичан. Обычно сипаев нанимали на службу на 3 года, после чего перезаключали контракт. Жалование обычного сипая составляло 7 рупий в месяц, что в реалиях той Индии обеспечивало им сытную жизнь и даже позволяло оставлять небольшой излишек. Англичане даже первоначально задабривали сипаев, которые пользовались привилегиями при разборе их дел в суде, налоги на их семьи снижались, а во время войны они получали полуторный оклад.
В то же время англо-индийская армия была слепком всей Индии. Все высшие командные посты в ней были заняты англичанами. Сипай имел возможность выслужиться из солдат в офицеры, но и тогда, уже убеленный сединами и покрытый шрамами от боевых ран, он вынужден был стоять навытяжку даже перед юным прапорщиком-англичанином. Высшим офицерским чином, до которого мог дослужиться индиец, был субадур (капитан). В то же время национальный гнет еще больше ощущался обыкновенными рядовыми. Сами же британцы привыкли воевать и нести службу с комфортом. Даже обыкновенные английские солдаты имели своих слуг. Ранцы во время походов им должны были нести кули. Британского офицера обычно обслуживал десяток слуг. Весь его багаж, дорожная утварь, палатка грузились на несколько повозок, а если вьючного транспорта не было, то весь груз несли на плечах многочисленных кули. Во время походов количество погонщиков, кули и слуг обычно в 10, а то и более раз превосходило количество английских солдат и офицеров.
Изначально грамотный ход по предоставлению туземцам шанса на светлое будущее на военной службе у Ост-Индийской компании со временем терял свой первоначальный лоск. К началу восстания сипаи из привилегированного сословия превратились в обычное «пушечное мясо», к тому моменту практически 20 лет Великобритания вела на территории Юго-Восточной Азии беспрерывные войны. К тому же в 1856 году сипаям урезали жалование, а продвижение по служебной лестнице ограничили сержантским званием. Но даже несмотря на это многие сипаи продолжали быть верными колонизаторам, предпочитая службу смерти от болезней и голода в какой-нибудь лачуге. Однако последовательно занимаясь окультуриванием и христианизацией местного индийского населения, колониальные власти не учли одной детали — далеко не все люди готовы были выменять многовековые традиции на деньги. Недовольство колониальной политикой среди индийцев и сипаев только крепло, превратив регион в «пороховую бочку».
Предпосылки восстания сипаев
К моменту восстания сипаев Индия окончательно превратилась в ключевой элемент британской колониальной системы. К середине XIX века сформировался очень сложный механизм экономической эксплуатации Индии, который представлял собой подобие «эталона» западной колониальной политики. Реализованный механизм позволял обеспечить стабильную и достаточно масштабную выкачку из Индии разнообразных материальных ресурсов, которые в немалой степени обеспечивали успехи быстрого промышленного развития метрополии. С другой стороны проводимая Великобританией экономическая политика в немалой степени способствовала развитию капиталистической системы отношений и в самой Индии, где шло формирование новых экономических отношений и появлялись новые отрасли хозяйства. При этом данный процесс шел достаточно болезненно и противоречиво.
Местной колониальной администрацией был построен своеобразный фискальный механизм, в основе которого находился земельный налог. В некоторых индийских регионах были сформированы четыре налоговых системы, которые основывались на разных формах землепользования. При этом в стране осуществлялись некоторые экономические мероприятия: строительство первой железной дороги, организация почтовой службы, сооружение Гангского ирригационного канала. С одной стороны они несли в Индию блага цивилизации, с другой — нововведения были необходимы британской буржуазии для того, чтобы облегчить и удешевить вывоз индийского сырья. Основные массы индийского населения не извлекли какой-либо выгоды из этих благ цивилизации, которые были в основном ориентированы на самих англичан, а также на представителей туземной аристократии. Наряду с этим положение простых индийских крестьян, ремесленников и рабочих со временем ухудшалось. Данные классы несли основное бремя все возрастающих налогов, повинностей и податей, которые уходили на содержание англо-индийской армии, в которой насчитывалось более 350 тысяч человек и весь бюрократический аппарат британской администрации.
В целом проводимая англичанами в Индии экономическая политика вела к нарушению традиционных укладов жизни, а также уничтожала зачатки тех рыночных отношений, которые начали складываться в Индии еще до вмешательства со стороны Великобритании. Колонизаторы стремились сделать все, чтобы перевести индийскую экономику на нужды индустриального общества метрополии. После того как была разрушена сельская община при непосредственном участии англичан начался процесс развития в стране новых капиталистических отношений. При этом от британских нововведений пострадала и часть местной аристократии. В Бенгалии многие местные старинные аристократические роды в результате реализуемой англичанами земельно-налоговой реформы были разорены и вытеснены новым слоем помещиков, которые пришли на их место из среды чиновников, городских купцов, ростовщиков и спекулянтов. Политика, проводимая генерал-губернатором Дальхузи, бесцеремонно ликвидировала целый ряд индийских княжеств. При этом местные туземные принцы лишились своих тронов, субсидий и титулов, немалый ущерб был нанесен разным феодальным династиям страны. Наконец, после аннексии в 1856 году Ауда английская администрация существенно урезала права и владения местных крупных феодалов — «талукдаров».
Начатая трансформация аграрного сектора, который был основой традиционного индийского экономического уклада, разрушение традиционного ремесленного производства — родина хлопка со временем практически перестала экспортировать в метрополию готовые ткани из местного сырья. Постепенно основной статьей экспорта Индии становились не готовые товары, а само сырье для фабрик, расположенных в метрополии. Все это привело к серьезному обострению социально-экономической ситуации в Индии. Британцы, разрушая и трансформируя имевшиеся устои индийского общества, не спешили создавать новые условия, которые могли бы обеспечить народам Индии прогрессивное культурное и экономическое развитие.
Наряду с этим колониальные власти ущемляли интересы значительной части индийской знати. У ее представителей в середине XIX века под предлогом «дурного управления» массово отнимались их владения. Также было осуществлено сокращение пенсий, которые британцы выплачивали многим индийским князьям. В будущем именно представители местной княжеской аристократии встанут во главе стихийно вспыхнувшего восстания сипаев. Помимо этого колониальная английская администрация решила обложить налогами земли, которые принадлежали индийскому духовенству, что также не добавило ей популярности. Данная политика вызывала откровенное раздражение среди индуистского и мусульманского духовенства, которое в ту пору пользовалось громадным влиянием среди простого народа.
Наряду с этим сипаи-индийцы, как отмечалось выше, были недовольные значительным сокращением своего жалования, а также тем фактом, что их начали использовать в различных военных конфликтах за пределами самой Индии — в Афганистане, Иране и Китае. Таким образом, уже к середине XIX века в Индии сложилась целая совокупность социально-экономических факторов, которые привели к восстанию, а локальные выступления против британской колониальной администрации происходили в Индии в течение всей первой половины XIX века.
Повод к восстанию
При этом армейское руководство настаивало на использовании ружья новой модели и смазанных запретными животными жирами патронов к нему, игнорируя растущее среди сипаев недовольство. Когда данная ошибка все-таки была до конца осознана, было уже слишком поздно. Многие сипаи истолковали британские нововведения, как преднамеренное оскорбление их религиозных чувств. И хотя командование до этого следило, чтобы сипайские подразделения комплектовались по смешанному религиозному признаку, чтобы устранить вероятность возникновения среди них сговора, эффект в этом случае вышел абсолютно противоположным. И индуисты и мусульмане из числа сипаев забыли свои разногласия и объединились между собой в защите «дхармы и Корана».
Восстание сипаев
Восстание началось 10 мая 1857 года в Мируте. Началом восстания стал отказ 85 сипаев провести учебные стрельбы новыми патронами, содержащими животный жир. За это они были приговорены к смертной казни, которую им заменили 10 годами каторги. Осужденные были направлены в тюрьму, но уже на следующий день в Мируте, который был расположен в 60 километрах от Дели, началось восстание трех бенгальских полков. В дальнейшем восстание подобно лесному пожару перекинулось на всю бенгальскую армию. В день начала восстания многие британские солдаты находились в увольнении, у них был выходной день, поэтому они не смогли оказать восставшим туземцам организованного сопротивления. Восставшие убили некоторое количество британских солдат и офицеров, а также чиновников и европейцев из числа гражданских, включая женщин и детей. Также они освободили 85 приговоренных к каторге сипаев и еще около 800 узников местной тюрьмы.
Достаточно быстро восставшие захватили и Дели, где небольшой отряд из 9 английских офицеров, понимая, что не сможет защитить местный арсенал, просто подорвал его. При этом 6 из них выжили, но в результате взрыва погибло много людей на улицах и были разрушены соседние дома. Восставшие сипаи рассчитывали поднять всю Индию, поэтому они отправились к дворцу, в котором свой век доживал последний потомок Великих Моголов — падишах Бахадур-шах II. 11 мая 1857 года восставшие вошли в Дели, а уже на следующий день падишах принял помощь сипаев и заявил о своей поддержке восстания, призвав весь индийский народ к борьбе за независимость. То, что начиналось, как небольшое восстание, довольно быстро переросло в настоящую освободительную войну, фронт которой протянулся от Пенджаба до Бенгалии, а главным центром сопротивления в Индии стали Дели, Канпур и Лакхнау, где были образованы собственные правительства. Британцам пришлось отступить на юг Индии, где сохранялось относительное спокойствие и располагались верные Ост-Индийской компании воинские части.
Во время осады на помощь колонистам подошло подкрепление из новых британских солдат (часть войск перебросили из Сингапура и метрополии, часть после завершения Крымской войны подошла по суше через Персию), а также индусов, которые оказались верными колониальной администрации. Главным образом это были сикхи и пуштуны Пендажба. 7 сентября 1857 года англичане получили мощные осадные орудия и начали артиллерийскую подготовку, в ходе которой им удалось проделать бреши в стенах города. 14 сентября колониальные войска пошли на штурм города в составе четырех колонн. Ценой серьезных потерь им удалось захватить плацдарм непосредственно в Дели, после чего последовали кровопролитные уличные бои, которые продлились неделю и закончились падением города.
Британцы, которые потеряли в ходе штурма 1574 своих солдат, буквально обезумели от ярости. Из пушек они расстреляли главную городскую мечеть, а также прилегающие к ней здания, в которых проживала элита мусульманского населения Индии. Дели грабили и уничтожали, многих мирных жителей просто вытаскивали из домов и убивали, мстя за своих погибших в боях товарищей. Ворвавшись во дворец падишаха, победители взяли Бахадур-шаха II в плен, а всю его семью расстреляли. Так вместе с Дели пала и древняя династия Великих Моголов. После захвата Дели британцы методично подавляли восстание в других городах. 16 марта 1858 года ими был захвачен Лакхнау, а 19 июня того же года в сражении при Гвалиоре войска, которыми командовал генерал Роуз, разбили последний крупный отряд восставших, которым руководил Татиа Тони. После этого они ликвидировали лишь небольшие очаги сопротивления. Основными причинами поражения восстания были лучшая оснащенность английских колонизаторов, различия в целях восставших, в первую очередь бедных крестьян и ремесленников и богатых феодалов, сохранявшаяся в Индии разобщенность народов, которая позволила британцам изолировать основные очаги восстания.
Итоги восстания
Восстание сипаев было окончательно подавлено к апрелю 1859 года. Несмотря на тот факт, что восстание закончилось поражением, английские колонизаторы вынуждены были пойти на изменение своей политики в Индии. Еще 1 ноября 1858 года в Индии был обнародован манифест королевы Виктории, который объявлял о переходе управления Индией к английской короне и ликвидации Ост-Индийской компании. Королева Виктория обещала свое прощение всем индийским феодалам, которые примкнули к сипайскому восстанию, исключая тех из них, кто непосредственно участвовал в убийстве английских граждан. После принятия Акта об управлении Индией Ост-Индийская компания потеряла свое первоначальное значение, хотя и смогла просуществовать еще до 1873 года, но уже как обыкновенная коммерческая организация. Также был принят ряд законов, который закрепил за индийскими феодалами право собственности на землю, а благодаря законам об аренде, которые ограничили произвол князей и помещиков, колонистам удалось снизить градус недовольства и среди индийских крестьян.
После того как Ост-Индийская компания была отстранена от власти в Индии ее вооруженные силы (европейские и сипайские) были обращены в войска королевской службы. При этом старая сипайская армия почти прекратила свое существование. В бенгальской армии подавляющее число сипаев примкнуло к восстанию 1857-1859 годов. При проведении реорганизации данной армии в ней, прежде всего, было увеличено количество англичан. До начала восстания в ней на каждого английского солдата приходилось пять сипаев, а после восстания соотношение было доведено до одного к трем. При этом артиллерийские и технические части теперь комплектовались только из англичан. Также в сипайских частях возросло количество английских унтер-офицеров и офицеров.
Изменен был и национальный состав обновленных сипайских частей. Браминов прекратили набирать на военную службу, была прекращена вербовка жителей Ауда и Бенгала. Мусульманские племена Пенджаба, сикхи и воинственные обитатели Непала (гурки) составили большинство вновь набранных на службу солдат англо-индийской армии. Теперь в большинстве случаев треть каждого полка составляли индусы, треть — мусульмане, треть — сикхи. Причем все они принадлежали к разным народностям Индии, говорили на разных языках и исповедовали разные религии. Широко используя религиозное и национальное деление, осуществляя набор из самых отсталых племен и народностей Индии (за исключением сикхов), англичане рассчитывали предотвратить кровавые события 1857-1859 годов.
Сипаи, курги, наиры…
Индийские горцы и непальские гуркхи, сикхи, раджпуты, маратхи, джаты, пенджабские мусульмане и пуштуны — во времена британского владычества всех их колонизаторы относили к «воинским расам» Индии, из числа которых и формировалась Индийская армия. Однако начинали завоевание Индостана и одерживали первые громкие победы британцы совсем с другими солдатами, не имевшими никакого отношения к «истинным арийцам» Северной Индии.
Мадрасские сипаи — первые солдаты Империи
Юг Индии населяют дравидийские народы, крупнейшими из которых являются телугу (или андхра), тамилы, малаялам и каннада. Они отличаются более тёмным цветом кожи и говорят на языках дравидской группы, совершенно непохожих на индоевропейские языки севера Индии. Колонизация Индии британцами начиналась именно с этих краёв. На юге Индии в середине XVIII столетия британской Ост-Индской компании пришлось вступить в схватку с французскими соперниками, начав стремительное расширение своих владений военным путём.
Первоначально вооружённые силы компании составляли полки, набранные из местных европейцев. В 1748 году на службу поступил майор Стрингер Лоуренс, ветеран битв в Испании, Фландрии и под Куллоденом. Майор Лоуренс стал формировать подразделения из местных жителей — сипаев. В 1758 году был создан 1-й Мадрасский туземный пехотный полк, включавший батальон сипаев в составе семи рот. Каждая рота насчитывала трёх офицеров-европейцев и местных: четырёх сержантов и капралов, 70 рядовых и трёх барабанщиков.
В следующие десятилетия туземные войска Ост-Индской компании непрерывно расширялись. Они сражались против французов и их союзников в Карнатикских войнах, против майсурских султанов Хайдера Али и Типу Султана, против маратхских пешв. Под командованием Роберта Клайва, Чарлза Корнуоллиса, Артура Уэлсли они одержали немало славных побед. В решающей битве против Типу Султана при Серингапатаме в 1799 году половину британской армии составляли 12 мадрасских батальонов. Пять мадрасских батальонов во главе с Артуром Уэлсли сражались в решающей битве второй маратхской войны при Ассай. После битвы будущий «железный герцог» Веллингтон писал на родину: «Наши войска показали себя превосходно, и наши сипаи поразили меня. Эта пехота — лучшая из тех, с которой мне приходилось иметь дело в Индии, за исключением нашей собственной».
Когда же юг Индии был завоёван, экспансия британцев стала всё более смещаться на север, и в войсках Ост-Индской компании неуклонно возрастало значение северных воинов. Более того, с середины XIX века в британском военном строительстве в Индии всё большую роль стали играть расистские мотивы, согласно которым «истинные арийцы» из числа сикхов, раджпутов, пуштунов или маратхов во всём превосходили «чёрных» дравидов. И даже то, что мадрасские части сохранили верность британцам во время Мятежа (Индийского национального восстания) 1857 года, никак не изменило отношение колонизаторов к ним. В созданной главнокомандующим Индийской армией генералом Фридриком Робертсом в 1880-х годах теории «воинских рас» мадрасским солдатам, первым воинам Империи в Индии, места не нашлось.
Надо отметить, что уже тогда эту теорию оспаривал ряд видных британских военных. На парламентских слушаниях в 1879 году предшественник Робертса Фридрик Хейнс заявил, что «мадрасский сипай, при соответствующем обучении и дисциплине, ни в чём не уступает представителям так называемых «воинских рас». Противником теории был и великий философ Джон Стюарт Милль, но эту битву, как и прочие свои индийские сражения, он проиграл.
Упадок и возрождение Мадрасского полка
К 1907 году из 52 мадрасских пехотных батальонов, существовавших в 1860 году, 26 было расформировано, три — переквалифицировано в пионерские части (сапёры), а 11 стали комплектоваться исключительно жителями Пенджаба.
В ходе реформирования Индийской армии в начале ХХ века главнокомандующий Китчинер экспериментировал с поиском новых «воинских рас». В частности, два мадрасских пехотных полка (77-й и 78-й) стали комплектоваться мопла — мусульманами-дравидами с Малабарского берега (современный индийский штат Керала). Но никаких особых боевых качеств Моплские стрелки не продемонстрировали и в 1907 году были распущены, запомнившись только зуавскими куртками и красными тарбушами — совершенно нетипичным для Индийской армии нарядом, в котором они присутствовали на коронации Эдуарда VII.
В ходе подобных экспериментов было ликвидировано ещё четыре полка, и к 1914 году в качестве боевых единиц осталось всего восемь южно-индийских пехотных полков (все однобатальонного состава): 63-й Паламкотской лёгкой пехоты, 73-й, 75-й, 79-й, 80-й, 86-й и 88-й Карнатикские пехотные, 83-й Валлахабадской лёгкой пехоты.
В годы Первой мировой войны эти части фактически так и не получили шанса проявить себя в бою: их использовали исключительно на гарнизонной службе в самой Индии, Месопотамии, Восточной Африке. Только Паламкотской лёгкой пехоте довелось вступить в бой в составе британских экспедиционных сил в Восточной Африке в октябре 1914 года. В битве при Танге они потерпели поражение от 6-й роты аскари Леттов-Форбека, потеряв 85 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. И именно южноиндийцев британские командиры обвинили в поражении при Танге.
В ходе реформирования британской Индийской армии после Первой мировой войны в 1922 году все южно-индийские части были слиты в 3-й Мадрасский пехотный полк в составе пяти батальонов — четырёх регулярных и одного учебного. Но уже в следующем году два батальона полка были распушены, а в 1928 году он вообще прекратил своё существование.
Лишь с началом Второй мировой войны британцы снова вспомнили о южно-индийских воинах. В 1941 году Мадрасский полк был воссоздан, а его состав быстро доведён до восьми батальонов. Благодаря активной деятельности мадрасского губернатора Артура Хоупа полк стал уникальным в британской Индийской армии: при его формировании не соблюдался «классовый принцип». В Мадрасском полку служили просто «мадрасцы» — представители всех народностей юга Индии: индуисты, мусульмане и христиане.
В 1943 году 4-й батальон Мадрасского полка был включён в состав 19-й индийской пехотной дивизии, участвовал в битве при Импхале и в последующих боях в Бирме. В начале 1945 года к действующим частям армии в Бирме присоединился и 1-й батальон Мадрасского полка, отличившийся штурмом горы Попа в апреле 1945 года.
На поле боя южноиндийцы доказали правоту слов герцога Веллингтона и генерала Хейнса о мадрасских сипаях. Командовавшей ротой 4-го батальона капитан-южноиндиец из малаялам Р. С. Норонья заработал в боях два Военных креста. В независимой Индии Норонья дослужился до звания генерал-лейтенанта. Именно он командовал укомплектованными преимущественно индийцами, среди которых был и всё тот же 4-й батальон Мадрасского полка, частями ООН, покончившими с сепаратизмом Катанги в 1963 году. Майор С. П. А. Менон, командовавший ротой 1-го батальона Мадрасского полка в ходе боёв против индонезийских националистов в Сурабае осенью 1945 года, стал последним индийцем на британской службе, награждённым Военным крестом.
При разделе Индии и её армии в 1947 году Мадрасский полк, в котором в результате послевоенного сокращения оставалось три батальона, избежал разделения. Составлявшие 12% личного состава полка мусульмане остались служить в индийской армии, тем более что их родина вошла в состав Индии. После получения независимости в состав полка были влиты части южно-индийских туземных княжеств: два траванкорских, два майсурских и один кочинский пехотные батальоны.
Батальоны полка принимали активное участие во всех войнах независимой Индии. Сразу семь батальонов было развёрнуто в ходе индийской операции на Шри-Ланке в конце 1980-х годов. Батальоны полка периодически включаются в состав Сиаченской бригады для службы на самом высокогорном поле боя. Солдаты полка заслужили одну Ашока Чакру и пять Махавир Чакр.
В настоящее время Мадрасский полк насчитывает 20 батальонов. Он всё так же набирается в четырёх южных штатах Индии с явным преобладанием тамилов и малаялам (титульных наций штатов Тамилнаду и Керала). Их языки и являются принятыми в полку языками командования. Полковой центр расположен в городке Веллингтон в горах Нилгири штата Тамилнаду.
Курги
С первых веков нашей эры дружины кургов служили различным южно-индийским царствам. В 1398 году придворный поэт южно-индийской империи Виджаянагар описывал кургов как «народ воинов». В период распада державы Великих Моголов курги создали собственное небольшое королевство, успешно отстаивая независимость в войнах с майсурскими султанами.
Британцы покорили кургов в 1834 году и сразу оценили их боевые качества. Они вошли в список «воинских рас» и были исключены из действия Индийского акта об оружии 1871 года, разоружившего подавляющее большинство населения Британской Индии.
Первая попытка создания отдельного кургского полка была предпринята в 1902 году, когда был создан 71-й полк Кургских стрелков. Но уже через два года полк пришлось расформировать: кургов оказалось слишком мало, чтобы поддерживать требуемую численность полка в 700 человек. После Первой мировой войны курги активно шли в офицеры, а также лётчики и артиллеристы, подтверждая свою репутацию храбрых бойцов и способных командиров.
В 1942 году вновь был создан Кургский полк в составе одного батальона. После окончания войны он был переформирован в 37-й Кургский противотанковый артиллерийский полк и остался единственным полком индийской артиллерии, в названии которого имеется этноним.
В независимой Индии курги, составляющие сотые доли процента в населении страны, дают около 2% офицерского корпуса. В их числе один фельдмаршал, четыре генерала и два маршала авиации. Кургами были два главкома индийской армии — первый индиец на этом посту Кодандера Мадаппа Кариаппа и Кодандера Субайя Тимайя.
Наиры
Юго-западнее кургов, на противоположном, западном склоне Западных Гат, на границе современных индийских штатов Керала и Тамилнаду обитает другой народ с давними воинскими традициями — говорящие на языке малаялам наиры. О «воинственных нареях», обитавших в горах где-то на юге Индии, упоминал ещё в I веке н.э. древнеримский автор Плиний Старший в своей «Естественной истории». Наиры жили большими кланами-тхаравадами, возводившими своё происхождение к общему предку женского пола. Хранителями кланов были змеи, которым наиры поклонялись в особых священных рощах. Именно с наирами связано индийское боевое искусство каларипаятту.
Как и курги, наиры с древних времён составляли дружины южно-индийских правителей. После распада империи Виджаянагар наиры создали ряд княжеств, из которых самым важным был Кожикоде (Каликут). Его правитель (заморин) встретил Васко де Гаму в 1498 году.
Сотни наиров поступили на службу к колонизаторам. Некоторые из них достигли высокого положения, как, например, крестившийся наир Антониу Фернандиш Чали, рыцарь Ордена Христа. Само слово «наир» португальцы использовали для обозначения местных воинов, подобно более позднему британскому «сипай».
В XVIII веке крупнейшим из наирских государств был Траванкор. Его раджа создал в 1704 году армию европейского образца, разгромившую в 1741 году армию голландской Ост-Индской компании под Колачелем. Наирские подразделения Траванкора были союзниками британцев в войнах с Майсуром. Наиры активно вербовались и в армию британской Ост-Индской компании.
Но после ряда восстаний в 1836 году наиров убрали из частей компании. Британские власти массово разоружали воинов, заставляя их заниматься земледелием. Наирские части остались только в туземных княжествах Траванкор и Кочин. Они приняли участие во Второй мировой войне.
После получения Индией независимости Траванкор и Кочин стали частью новой страны, а их войска вошли в состав Мадрасского полка. 1-й траванкорский батальон, ставший 9-м батальоном Мадрасского полка, является старейшим пехотным подразделением современной индийской армии, ведя свою историю с 1704 года. Наиров немало и среди офицеров. Один из них, генерал-лейтенант Кунхираман Палат Кандета, командовавший индийскими войсками на Западном фронте войны 1971 года, так представился журналистам: «Я — наир из Кералы, я — кшатрий».
Мадрасские сапёры
Хотя британцы и не ценили южноиндийцев как воинов, на протяжении всего времени существования британской Индийской армии ни одна из её многочисленных кампаний не обходилась без одного укомплектованного исключительно «невысокими, но крепкими и жилистыми мужчинами Южной Индии» подразделения — Мадрасских сапёров. Даже автор теории «воинских каст» генерал Робертс в 1883 году признавал: «Всякий раз, когда Индийская армия отправляется на поле боя, Собственные Её Величества мадрасские сапёры и минёры будут её частью».
Они участвовали во всех индийских войнах, а в 1801 году стали первой индийской частью, посланной за пределы Индии — на помощь британскому корпусу в Египте. Они воевали в Опиумных войнах, Бирме, Афганистане, Египте, Судане и сохранили верность Империи во время Мятежа 1857 года.
В 1875 году заслуженное подразделение получило почётное имя «Собственных Её Величества». Полковой центр части располагался с 1865 года в Бангалоре. Именно там служивший офицером мадрасских сапёров капитан Макклинток в 1912 году изобрёл средство для проделывания проходов в проволочных заграждениях, получившее имя «бангалорской торпеды».
В Первой мировой войне мадрасские сапёры действовали на Западном фронте, в Палестине и Месопотамии. Во время Второй мировой численность мадрасских сапёров была доведена до 31 тысячи. Они служили в 101-й роте на полях сражений в Европе, Африке, на Ближнем и Дальнем Востоке.
Субедар Субраманьян, 24 апреля 1944 года закрывший своим телом мину на Итальянском фронте, был посмертно награждён Крестом Георга. Он стал первым (из всего двух) индийцев, награждённых этим аналогом Креста Виктории, вручаемым за подвиги, не связанные с непосредственным боевым контактом с противником.
Как и в Мадрасском полку, в Мадрасских сапёрах служили вместе представители разных религий и каст. Когда британский офицер спросил одного из сапёров, из какой тот касты, то получил гордый ответ: «Из касты сапёров, сэр!»
В армии независимой Индии Мадрасская инженерная группа, неофициально по-прежнему именуемая «мадрасскими сапёрами», остаётся крупнейшей и важнейшей частью инженерного корпуса. Она участвовала во всех войнах, в 1948 году прокладывала дорогу через проход Зоджи-Ла, а в 1971 году наводила переправы через реки Восточного Пакистана.
Мадрасские сапёры, которых прозвали «тамби», что на тамильском означает «младший брат», хорошо известны по отличительному головному убору. Их девиз «Сарватра» в переводе с санскрита означает «Везде!»