Кто такие служилые князья

КНЯЗЬЯ́ СЛУЖИ́ЛЫЕ

Том 14. Москва, 2009, стр. 352

Скопировать библиографическую ссылку:

КНЯЗЬЯ́ СЛУЖИ́ЛЫЕ, ста­тус­ная ка­те­го­рия ти­ту­ло­ван­ных лиц из Рю­ри­ко­ви­чей и Ге­ди­ми­но­ви­чей в по­след­ней четв. 14 – сер. 16 вв., в рам­ках ко­то­рой быв­шие столь­ные кня­зья и кня­зья удель­ные ин­тег­ри­ро­ва­лись в со­став еди­ной зна­ти (ти­ту­ло­ван­ной и не­ти­ту­ло­ван­ной) фор­ми­ро­вав­ше­го­ся Рус. гос-ва и Вел. кн-ва Ли­тов­ско­го (ВКЛ); не­по­сред­ст­вен­ные вас­са­лы пра­вя­щих го­су­да­рей. Тер­мин и си­но­ни­мич­ные ему по­ня­тия («кня­зья, ко­то­рых ми Бог по­ру­чил», «кня­зья слу­жеб­ные», «кня­зья, ко­то­рые слу­жат с от­чын») фик­си­ру­ют­ся офиц. и за­ко­но­дат. до­ку­мен­та­ми, при этом фак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ют в ле­то­пи­сях и др. нар­ра­тив­ных тек­стах (в ле­то­пи­са­нии сер. 16 в. к ним бли­зок по смыс­лу тер­мин «кня­жа­та»). По этим све­де­ни­ям, со­вре­мен­ни­ки от­но­си­ли к К. с. ти­ту­лов. лиц, ко­то­рые не на­хо­ди­лись в пря­мом кров­ном род­ст­ве с пред­ста­ви­те­ля­ми пра­вя­щих ди­на­стий и со­хра­ни­ли ро­до­вые вот­чи­ны (с вла­ст­ны­ми пре­ро­га­ти­ва­ми в от­но­ше­нии по­дат­но­го на­се­ле­ния) в ка­че­ст­ве по­жа­ло­ва­ний пра­вя­щих кня­зей с ус­ло­ви­ем обя­зат. во­ен. служ­бы. В ис­то­рио­гра­фии по­ня­тие «К. с.» не име­ет стро­го­го оп­ре­де­ле­ния: по мне­нию од­них ис­сле­до­ва­те­лей, к ним от­но­си­лись толь­ко кня­зья Вер­хов­ских кня­жеств в 1-й пол. 16 в. (М. Е. Быч­ко­ва; от­час­ти Зи­мин), дру­гие ви­де­ли в них осо­бую кор­по­ра­цию с бо­лее ши­ро­ким ге­неа­ло­гич. со­ста­вом (Зи­мин), тре­тьи сбли­жа­ли их с князь­я­ми удель­ны­ми по ря­ду вла­ст­ных ха­рак­те­ри­стик (В. Б. Коб­рин) и т. д. К. с. не­ред­ко так­же счи­та­ют кня­зей-на­ём­ни­ков (Рю­ри­ко­ви­чей и Ге­ди­ми­но­ви­чей) на во­ен. служ­бе в Нов­го­ро­де и Пско­ве в 14–15 вв. (не­смот­ря на то, что тер­мин не встре­ча­ет­ся да­же в офиц. нов­го­род­ских и псков­ских те­кс­тах).

Источник

КНЯЗЬЯ́ СЛУЖИ́ЛЫЕ

Том 14. Москва, 2009, стр. 352

Скопировать библиографическую ссылку:

КНЯЗЬЯ́ СЛУЖИ́ЛЫЕ, ста­тус­ная ка­те­го­рия ти­ту­ло­ван­ных лиц из Рю­ри­ко­ви­чей и Ге­ди­ми­но­ви­чей в по­след­ней четв. 14 – сер. 16 вв., в рам­ках ко­то­рой быв­шие столь­ные кня­зья и кня­зья удель­ные ин­тег­ри­ро­ва­лись в со­став еди­ной зна­ти (ти­ту­ло­ван­ной и не­ти­ту­ло­ван­ной) фор­ми­ро­вав­ше­го­ся Рус. гос-ва и Вел. кн-ва Ли­тов­ско­го (ВКЛ); не­по­сред­ст­вен­ные вас­са­лы пра­вя­щих го­су­да­рей. Тер­мин и си­но­ни­мич­ные ему по­ня­тия («кня­зья, ко­то­рых ми Бог по­ру­чил», «кня­зья слу­жеб­ные», «кня­зья, ко­то­рые слу­жат с от­чын») фик­си­ру­ют­ся офиц. и за­ко­но­дат. до­ку­мен­та­ми, при этом фак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ют в ле­то­пи­сях и др. нар­ра­тив­ных тек­стах (в ле­то­пи­са­нии сер. 16 в. к ним бли­зок по смыс­лу тер­мин «кня­жа­та»). По этим све­де­ни­ям, со­вре­мен­ни­ки от­но­си­ли к К. с. ти­ту­лов. лиц, ко­то­рые не на­хо­ди­лись в пря­мом кров­ном род­ст­ве с пред­ста­ви­те­ля­ми пра­вя­щих ди­на­стий и со­хра­ни­ли ро­до­вые вот­чи­ны (с вла­ст­ны­ми пре­ро­га­ти­ва­ми в от­но­ше­нии по­дат­но­го на­се­ле­ния) в ка­че­ст­ве по­жа­ло­ва­ний пра­вя­щих кня­зей с ус­ло­ви­ем обя­зат. во­ен. служ­бы. В ис­то­рио­гра­фии по­ня­тие «К. с.» не име­ет стро­го­го оп­ре­де­ле­ния: по мне­нию од­них ис­сле­до­ва­те­лей, к ним от­но­си­лись толь­ко кня­зья Вер­хов­ских кня­жеств в 1-й пол. 16 в. (М. Е. Быч­ко­ва; от­час­ти Зи­мин), дру­гие ви­де­ли в них осо­бую кор­по­ра­цию с бо­лее ши­ро­ким ге­неа­ло­гич. со­ста­вом (Зи­мин), тре­тьи сбли­жа­ли их с князь­я­ми удель­ны­ми по ря­ду вла­ст­ных ха­рак­те­ри­стик (В. Б. Коб­рин) и т. д. К. с. не­ред­ко так­же счи­та­ют кня­зей-на­ём­ни­ков (Рю­ри­ко­ви­чей и Ге­ди­ми­но­ви­чей) на во­ен. служ­бе в Нов­го­ро­де и Пско­ве в 14–15 вв. (не­смот­ря на то, что тер­мин не встре­ча­ет­ся да­же в офиц. нов­го­род­ских и псков­ских те­кс­тах).

Источник

Князья служилые

Князья служилые — категория титулованных дворян конца XIV — середины XVI столетий, ведущих происхождение от Рюрика и Гедимина. Являлись стольными или удельными правителями, вошедшими в формировавшуюся элиту Русского царства и ВКЛ. Непосредственные вассалы правителя.

Понятие

Впервые термин «князья служилые» упоминается в законодательных документах, но отсутствует в летописях. Исходя из этого к служилым князьям относили людей с титулом, которые были родственниками представителя правящей династии и имели собственные вотчины как пожалования в обмен на военную службу.

Историографы не выработали четкого определения для служилых князей. Одни историки полагают, что к ним относились исключительно князья Верховских княжеств в первой половине XVI столетия. Другие считают, что это отдельная корпорация с более широким составом в плане генеалогии. Третьи определили служилых князей как удельных правителей чисто из властных черт.

Иногда под «удельными князьями» понимают наемников из Рюриковичей и Гедиминовичей, которые находились на военной службе у Новгорода и Пскова в XIV-XV столетиях. Хотя этот термин не встречается ни в одном официальном новгородском или псковском источнике.

Стратификация и классификация

На северо-востоке Руси князья служилые влияли на социальную и политическую жизнь в 1380-1450 годы, когда появилась вероятность вхождения в состав Московского княжества. Эти изменения проходили с ведома Орды, так как предусматривались переменами в системе ярлыков и дани. Таким образом, правители и их родственники теряли власть над княжеством, отдавая ее великому князю в Москве. Это, в свою очередь, меняло положение стольных и удельных князей. Они превращались в тех, кто находился на службе у Москвы.

В источниках фиксируется два типа служилых:

Обе категории имели родовые вотчины, но на условиях жалования от Москвы. Отъезд князя служилого к своему патрону влек автоматическое лишение недвижимой собственности.

Различия между группами состояли в размере отчин, объеме прав и количестве собственных вассалов. Кроме того, разнился способ заключения договора с великим князем. Индивидуальные князья удельные получали жалованную грамоту в докончание. Князья служилые из локальных групп имели традиционный устный договор, который дополнялся частными сделками с членами великокняжеской семьи.

Известно, что суздальские Рюриковичи являлись индивидуальными князьями удельными. Рюриковичи Стародуба формировали локальную корпорацию, хотя в ней были служилые с индивидуальным статусом. Ярославские и ростовские Рюриковичи и князья Оболенские составляли такие же группы.

Во второй половине XV столетия князья с индивидуальным статусом стали исчезать, а локальные группы подверглись унификации и подробному описанию при великокняжеском дворе.

Правовой статус

Договоры великих князей определяли, что служилые являются лишь объектом межкняжеских отношений. Нередко отдельно прописывался запрет принимать на службу того или иного князя служилого, если он уже находился под чьим-то патронажем.

Помимо этого, служилые не были субъектами отношений с Ордой. Но они могли быть таковыми, если:

Сама же служба такого князя не зависела от того, воевал ли великий князь или нет. Служилый был обязан встать в строй по первому приказу.

Князья служилые не могли быть вассалами удельных князей. Однако известны случаи, когда это правило нарушалось. Например, после перехода части Белозерского княжества Андрею Дмитриевичу он получил вассалов из белозерских Рюриковичей.

С середины XV столетия князья служилые получили право входить в Боярскую думу при князьях, на службе у которых они находились.

Завещание Ивана III Васильевича определило, что служилые из Москвы и Твери могли сохранить свои вотчины, только если перейдут на службу к Василию III Ивановичу. К нему же должны были отойти вассалы с индивидуальным статусом, которые прибыли из ВКЛ в конце XV — начале XVI столетий (Стародубские, Шемячичи, Верховские из новосильской ветви Рюриковичей Чернигова, Трубецкие, Бельские, Глинские). Некоторые из них получили новые вотчины «в удел», что сделало их служилыми с индивидуальным статусом.

Подобный приток поспособствовал сохранению категории князей служилых.

Трансформация вассалитета в подданство

В конце XV столетия вассалитет постепенно трансформируется в подданство. Военные корпорации пропадают. Служилые получают персональные назначения, их вотчины размываются. Через браки, обмен, покупку или пожалования от великого князя появляются новые родовые владения.

Документальный учет служилых князей велся до середины XVI столетия. Существовали списки лиц с индивидуальным статусом и списки князей по территориально-родовым вотчинам, причем параллельно шло копирование по статусно-чиновным группам великокняжеского двора. Это говорит о том, что князья служилые со второй трети XVI столетия стали интегрироваться в знать Русского государства. Финальным шагом, разрушившим систему землевладения служилых людей, стала опричнина. Последнее официальное упоминание о них относится к боярскому списку 1588 года или 1589 года.

После присоединения русских территорий ВКЛ в XIV-XV столетиях местные князья переходили в разряд служилых. Они становились вассалами Литвы (Верховское княжество, иммигранты из Москвы, отдельные выдвиженцы из местных литовских Рюриковичей) или удельными у Гедиминовичей. Служилые группового статуса находились на восточной и юго-западной границе ВКЛ (Друцкие, Огинские, Мосальские, Острожские, Вяземские, Крошинские, Козловские). В ВКЛ категория служилых людей пропала к первой четверти XVI столетия.

Другие трактовки понятия «служилый князь»

В российской и зарубежной историографии под князьями служилыми иногда понимают похожие категории знатных людей. Например, князей на службе у Москвы и удельных князей XV — середины XVI столетия, которые не имели вотчин. Сюда же относится знать домонгольского времени, элита XIII-XIV столетий (мигранты из ВКЛ, с северо-востока Руси и безземельные князья) и Рюриковичи, потерявшие родовые территории.

Кроме того, в эту категорию входили индивидуальные служилые из казанских, крымских, астраханских и сибирских Чингизидов второй половины XV — начала XVII столетий, получившие удел. Они участвовали в кампаниях Московского княжества и нередко превращались в ставленников Руси на ханских престолах Астрахани и Казани. Отдельный статус имели принцы Касимовского царства.

Помимо этого, к служилым причисляли Рюриковичей и Гедиминовичей, служащих Новгороду и Пскову. Они не имели наследных земель и владели территориями по праву кормления. Процедура предусматривала переговоры и подписание договора с ведома веча. Со второй половины XIV столетия и до начала XV века в Новгороде работала система из двух княжеских наемников. При этом вторые, как правило, получали половину Копорья или Яму, иногда — прочие пригороды на западе. Так служили белозерские, смоленские и суздальские Рюриковичи.

В Пскове княжеские наемники упоминаются в источниках конца XIV столетия. В начале XV века их роль стали играть ростовские и суздальские Рюриковичи, а также Оболенские. Порядок их назначения был схож с новгородским.

Источник

Кто такие служилые князья

Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в.

А. А. Зимин — исследователь

Кто такие служилые князья. Смотреть фото Кто такие служилые князья. Смотреть картинку Кто такие служилые князья. Картинка про Кто такие служилые князья. Фото Кто такие служилые князья

Восемь с лишним лет отделяет нас от того времени, когда скончался Александр Александрович Зимин, проживший всего 60 лет, — один из самых ярких и талантливых представителей отечественной исторической науки послевоенного времени. Ученик С. В. Бахрушина на Историческом факультете МГУ и в аспирантуре Института истории АН СССР, он в первом послевоенном году опубликовал статью, обратившую на себя внимание специалистов, — «О периодизации истории Русского государства».[1] С этого года и до конца жизни его научное творчество, поразительное и по объему, и по значимости научных идей, и по высокому профессиональному мастерству, продолжалось и нарастало из десятилетия в десятилетие. Восемь опубликованных монографий, несколько книг, ждущих опубликования, десятки учебных пособий и изданий источников, сотни статей, рецензий, редактирование — такого хватило бы не на одну жизнь, активную и целеустремленную, в науке истории, которая людям, мало в ней сведущим, кажется легкой; на самом же деле она очень трудна и сложна, требует крайней отдачи сил, физических и духовных. Именно так служил музе Клио Зимин — самозабвенно, до последнего вздоха. Историческая наука не бедна сейчас специалистами; немало среди них людей способных, талантливых. Но и среди них Зимин выделялся заметно и ярко; как метеор, комета, он прочертил небо науки, оставив в нем свой вдохновенный след. В древние времена пораженные летописцы заносили в свои хроники известия о подобных небесных явлениях, называя их знамениями; в летописях нашей науки появление Зимина, его подвижничество, его книги, ученики, все его дела описаны в наши дни, о них будут писать и потомки.

Сотни научных исследований, созданных Зиминым, охватывают историю русского и других народов нашей страны с древнейших времен до начала XVII в.; это теоретические, обобщающие труды, конкретно-исторические исследования; работы собственно по истории России и штудии по историографии, источниковедению, дипломатике, генеалогии, хронологии, палеографии, нумизматике и другим специальным историческим дисциплинам; публикации источников; главы и разделы в коллективных трудах по истории СССР, Москвы, Коми АССР и др.; методические разработки, рецензии на десятки книг, вступительные к ним статьи, публицистические заметки в массовой печати. Он выступал в разных научных жанрах, печатал свои работы в нашей стране и за рубежом, в научных, литературных, общественно-политических изданиях. И в научных и в широких читательских кругах его сочинения вызывали и вызывают живые и благодарные отклики, будят мысль, приводят к спорам, столкновению мнений. А ведь все это и делает науку нужной, действенной, живой, ученого же — собеседником, другом, учителем читателей и при его жизни, и тогда, когда его уже нет среди них.

При жизни Зимина многие поражались его огромной работоспособности: одна за другой выходили в свет статьи, публикации, рецензии, книги. Всего ему принадлежит свыше десятка крупных монографий. В одной из них («Холопы на Руси») он прослеживает судьбы рабского труда с древнейших времен до XV в., в другой — детально анализирует все редакции «Русской Правды», ее влияние на последующее законодательство (неопубликованная рукопись «Русская Правда», 600 машинописных страниц). Опубликовано множество его статей по истории феодального землевладения, крестьянства, классовой и национально-освободительной борьбы, внутриполитического развития, общественно-политической мысли, истории церкви и еретических, реформационных движений. Целый ряд его исследований посвящен различным источникам: русским летописям, духовным и договорным грамотам, другому актовому материалу, ханским ярлыкам, законодательным памятникам, публицистике, мемуаристике, эпистолярии, фольклору и др.

Многие его работы характеризуют деятельность исторических лиц, знаменитых и менее знаменитых; это целая галерея тех, кто «творил» историю Отечества. Главным среди них он всегда считал русского пахаря и ремесленника; отдавал свои симпатии и сочувствие им, вынесшим на своих плечах все тяжкие испытания, выпавшие на долю народа, государства Российского.

Публикуемая книга — одна из серии монографий, составляющих единый цикл исследований о России XV — конца XVI столетия. Не все они опубликованы; когда книги, остающиеся еще в рукописях, увидят свет, окончательно выявится замысел ученого. Это «Феодальная война второй четверти XV в. (1425—1462)». Кн. 1. Исследование. Кн. 2. Справочник (Источники. Города. Люди. Соседи. Этюды) (общий объем около 1120 машинописных страниц); «Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в.» (публикуется здесь); «Россия на рубеже XV—XVI вв. (1480—1505)» (М., 1982); «Россия на пороге нового времени» (М., 1972); «Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV—XVI в.)» (М., 1977); «Реформы Ивана Грозного» (М., 1960); «И. С. Пересветов и его современники» (М., 1958); «Опричнина Ивана Грозного» (М., 1964); «Россия времени Ивана Грозного» (М., 1982; совместно с А. Л. Хорошкевич); «В канун грозных потрясений» (М., 1986). Эти десять книг — научная история России, ее летопись почти за два столетия, причем в них мы встретим экскурсы — исторические, генеалогические и иные — в прошлое Руси XIV—XV и XVI столетий Они — результат работы в течение десятилетий, изучения источников, опубликованных и архивных, всей имеющейся литературы, раздумий и непрерывного труда.

В статьях, посвященных А. А. Зимину,[2] уже отмечалась склонность ученого к историко-генеалогическому подходу в изучении прошлого прослеживая судьбы людей, родов, кланов, их родственные связи, службу, взаимоотношения между собой и с верховной властью, Александр Александрович наполнял историческое повествование живыми лицами, одухотворял его, через описание жизненных путей государей и князей, бояр и дворян, дипломатов и военачальников, приказных дельцов и духовных лиц, вольнодумцев и публицистов, деятелей-практиков и мыслителей он выходил на осмысление путей общего исторического развития России Исходил из того, что судьбы общества и личности неизбежно и всегда взаимосвязаны.

В 1950-х—конце 1970-х годов появились в печати его статьи, в которых он скрупулезно собрал и сгруппировал данные источников о людях, входивших в Боярскую думу XV—XVI вв.,[3] служивших в дворцовых учреждениях,[4] о судьбах представителей княжеских родов разных регионов, уделов.[5] Эти работы, а также статья о Дворовой тетради середины XVI в.[6] прямо связаны с большой темой, которую он в развернутом виде, на более широком историческом фоне разрабатывает в публикуемой монографии. На нее же «работали» многие его публикации источников, источниковедческие исследования, в частности работа о Государственном (Царском) архиве России XVI в.[7]

В своих исследованиях Зимин исходит из мысли о том, что в России конца XV—XVI в. еще оставались заметные следы, пережитки удельной децентрализации. Процесс централизации отнюдь не закончился с образованием единого Русского государства, а продолжался еще довольно долгое время, окончательно завершился к середине XVII в.[8] Эти идеи сходны с положениями, которые развивал М. Н. Тихомиров.[9] Зимин опирался также на труды других ученых, например С. Б. Веселовского, Л. В. Черепнина, с их блестящим анализом различных источников в плане выявления этапов формирования единого Русского государства. Но проведенная им в таком объеме работа по детальному, скрупулезному выяснению состава боярской аристократии позволяет сказать, что он сделал очень большой шаг вперед в комплексном, всестороннем и глубоком изучении проблемы; собственно говоря, в нашей историографии со времен «Боярской думы» В. О. Ключевского работа подобного масштаба появляется впервые. Автор опирается на весь комплекс источников, известных сегодня науке, а их объем со времен Ключевского возрос очень заметно.

Источник

КНЯЗЬЯ СЛУЖИЛЫЕ

Тер­мин и си­но­ни­мич­ные ему по­ня­тия («кня­зья, ко­то­рых ми Бог по­ру­чил», «кня­зья слу­жеб­ные», «кня­зья, ко­то­рые слу­жат с от­чын») фик­си­ру­ют­ся официальными и за­ко­но­дательными до­ку­мен­та­ми, при этом фак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ют в ле­то­пи­сях и других нар­ра­тив­ных тек­стах (в ле­то­пи­са­нии середины XVI века к ним бли­зок по смыс­лу тер­мин «кня­жа­та»). По этим све­де­ни­ям, со­вре­мен­ни­ки от­но­си­ли к князьям служилым ти­ту­лованных лиц, ко­то­рые не на­хо­ди­лись в пря­мом кров­ном род­ст­ве с пред­ста­ви­те­ля­ми пра­вя­щих ди­на­стий и со­хра­ни­ли ро­до­вые вот­чи­ны (с вла­ст­ны­ми пре­ро­га­ти­ва­ми в от­но­ше­нии по­дат­но­го на­се­ле­ния) в ка­че­ст­ве по­жа­ло­ва­ний пра­вя­щих кня­зей с ус­ло­ви­ем обя­зательной во­енной служ­бы. В ис­то­рио­гра­фии по­ня­тие «князья служилые» не име­ет стро­го­го оп­ре­де­ле­ния: по мне­нию од­них ис­сле­до­ва­те­лей, к ним от­но­си­лись толь­ко кня­зья Вер­хов­ских кня­жеств в 1-й половины XVI века (М.Е. Быч­ко­ва; от­час­ти Зи­мин), дру­гие ви­де­ли в них осо­бую кор­по­ра­цию с бо­лее ши­ро­ким ге­неа­ло­гическим со­ста­вом (Зи­мин), тре­тьи сбли­жа­ли их с князь­я­ми удель­ны­ми по ря­ду вла­ст­ных ха­рак­те­ри­стик (В.Б. Коб­рин) и т.д. Князья служилые не­ред­ко так­же счи­та­ют кня­зей-на­ём­ни­ков (Рю­ри­ко­ви­чей и Ге­ди­ми­но­ви­чей) на во­енной служ­бе в Нов­го­ро­де и Пско­ве в XIV-XV веках (не­смот­ря на то, что тер­мин не встре­ча­ет­ся да­же в офицальных нов­го­род­ских и псков­ских те­кс­тах).

В со­от­вет­ст­вии с юри­дическими нор­ма­ми у удель­ных кня­зей не долж­но бы­ло быть князей служилых, од­на­ко в ре­зуль­та­те пе­ре­да­чи основной час­ти Бе­ло­зер­ско­го кня­же­ст­ва в удел князю Ан­д­рею Дмит­рие­ви­чу князья служилые из бе­лозер­ских Рю­ри­ко­ви­чей ока­за­лись на служ­бе у не­го, а за­тем у его сы­на, князя Ми­хаи­ла Ан­д­рее­ви­ча. Вслед­ст­вие различных об­стоя­тельств (со­ци­аль­ных, ме­ж­ду­народных и внут­ри­по­ли­тических) в 1390-1450-е годы сре­ди суз­даль­ских Рю­ри­ко­ви­чей пре­об­ла­да­ли князья служилые с ин­ди­ви­ду­аль­ным ста­ту­сом. Ста­ро­дуб­ские Рю­ри­ко­ви­чи (кня­зья Ста­ро­ду­ба на Клязь­ме) об­ра­зо­вы­ва­ли ло­каль­ную тер­ри­то­ри­аль­но-кла­но­вую кор­по­ра­цию при на­ли­чии отдельных князей служилых с ин­ди­ви­ду­аль­ным ста­ту­сом; у час­ти яро­слав­ских и рос­тов­ских Рю­ри­ко­ви­чей, а так­же у основной мас­сы кня­зей Обо­лен­ских фор­ми­ро­ва­лись ана­ло­гич­ные груп­пы. С середины XV века князья служилые мог­ли вхо­дить в со­став Бо­яр­ской ду­мы кня­зей, на служ­бе у ко­то­рых они на­хо­ди­лись. Во 2-й половине XV века по­сте­пен­но ис­че­за­ла груп­па князей служилых с ин­ди­ви­ду­аль­ным ста­ту­сом, при этом ка­те­го­рия князей служилых ре­гу­ляр­но по­пол­ня­лась, в том числе за счёт основной мас­сы яро­слав­ских Рю­ри­ко­ви­чей и час­ти рос­тов­ских, уни­фи­ци­ро­вал­ся ста­тус ло­каль­но-ро­до­вых кор­по­ра­ций князей служилых и их учёт в со­ста­ве Го­су­да­ре­ва дво­ра (во­шли в не­го не позд­нее 2-й четверти XV века).

В хо­де за­вое­ва­ния и при­сое­ди­не­ния к ВКЛ быв­ших древнерусских кня­жеств в XIV-XV веках ранее са­мо­сто­ятельные кня­зья Рю­ри­кови­чи пе­ре­хо­ди­ли там на по­ло­же­ние князей служилых. Они ока­зы­ва­лись вас­са­ла­ми как великих кня­зей ли­тов­ских, так и удель­ных кня­зей Ге­ди­ми­но­ви­чей. Князья служилые с ин­ди­ви­ду­аль­ным ста­ту­сом на­хо­ди­лись в за­ви­си­мо­сти от великого князя ли­тов­ско­го. Та­ко­вы­ми бы­ли кня­зья Вер­хов­ских кня­жеств (до конца XV века), им­ми­гран­ты из Московского великого княжества (мо­жай­ский князь Иван Ан­д­рее­вич с деть­ми, князь Иван Ва­силь­е­вич Яро­сла­ви­ча из сер­пу­хов­ско-бо­ров­ских удель­ных кня­зей, князь Иван Дмит­рие­вич Ше­мя­чич, ве­рей­ский князь Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич, сын удель­но­го князя Ми­хаи­ла Ан­д­рее­ви­ча и др.), вы­дви­нув­шие­ся на ли­товской служ­бе отдельные ли­ца из чис­ла ме­ст­ных Рю­ри­ко­ви­чей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *