Кто такие сойоты национальность

Сойоты

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

Этноним сойоты

Происхождение сойотов

Сойоты являются потомками древнейшего самодийского населения Восточных Саян, впоследствии подвергшихся тюркизации. Позднее в результате тесных этнокультурных контактов с бурятами произошла вторичная смена языка, сойоты переняли навыки скотоводства, заимствовали частично одежду, пищу.

Известно, что по переписи населения 1926 года на территории Тункинского района, куда входила она, проживало всего 161 человек сойотов. Хотя в конце XIX века на данной территории насчитывалось более 2000 человек.

История сойотов

В 1926 году Иркутским местным комитетом Севера была организована экспедиция для полного статистико-экономического, бытового и медико-санитарного обследования окинских сойотов. Возглавлял ее профессор Б.3. Петри. Начался процесс консолидации этноса, в результате чего сойоты сосредоточились в районе нынешней сойотской администрации в Окинском районе Бурятии, образовав сойотский родовой туземный Совет. Одновременно была послана делегация с просьбой помочь создать национально-территориальное образование и признать сойотов малой народностью Севера. При содействии Б.Э. Петри, по представленным им результатам экспедиции, ЦИК СССР признал сойотов таковыми.

В 1992 г. по инициативе жителей с. Сорок Окинского района был создан Центр сойотской культуры, призванный содействовать культурному и духовному возрождению этноса.

Распоряжением Президента Республики Бурятия № 36-РП от 01.11.94 г. Госкомстатом республики в январе 1995 г. была проведена локальная перепись населения Окинского района. По итогам переписи в статистических материалах было зафиксировано 4615 человек, из них отнесено к сойотам 1973 человека, что составляет 42,8 % из общего числа населения района. На данный период имеются ряд научных исследований, подтверждающих наличие национального самосознания и процесса возрождения сойотов как самостоятельной малочисленной народности в Бурятии. К их числу относятся аналитические исследования известных ученых-этнографов Санкт-Петербургского института имени Миклухо-Маклая Л.Р. Павлинской, Н.Л.Жуковской, социолого-статистическое исследование научных сотрудников БНЦ СО РАН на тему «Социальные проблемы Оки» (1998 г.), «Круглый стол» с участием ученых г. Иркутска, Улан-Удэ и др.

Для возрождения сойотского языка в 2001 году впервые для него (сойотского варианта сойотско-цаатанского языка) была разработана письменность на основе кириллицы, начато издание букваря и учебных пособий. В 2003 году издан «Сойотско-бурятско-русский словарь». С 2005 года началось постепенное внедрение преподавания языка в начальных классах сойотских школ Окинского района Бурятии.

Традиционные занятия сойотов

До 1951 года в районе стабильно развивалась такая отрасль животноводства как оленеводство, поголовье которых достигло 557 голов, это было практически основным, наравне с охотой, занятием сойотов.

Основным занятием сойотов на протяжении веков, как и сейчас, является кочевое оленеводство и яководство. В качестве подсобного промысла остаётся охота.

Социальная организация сойотов

В основе традиционной социальной организации — объединение нескольких родов, во главе которых стоит совет из родовых старейшин. Известны роды иркит, хаасуут и онхот.

Возрождён национальный сойотский праздник Жогтаар («Встреча»), который в 2004 году был переименован в Улуг-Даг («Великая гора» — в честь горы-покровителя Бурин-хан).

Источник

Сойоты — жители священных гор

Предки сойотов с древних времен жили в предгорьях Восточных Саян, занимаясь охотой, оленеводством и разведением «снежных верблюдов», которые известны как яки. Взаимодействие с тюрками и бурятами, а позже политика искоренения малых народов советского периода привели в итоге к утрате сойотского языка и многих элементов традиционной культуры. Однако память до сих пор хранит предания о великих покровителях народа и священных гор.

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

Название

Самоназвание сойоты связано с местом исторического обитания народа и его далеких предков — предгорий Саян. Существует версия, что слово «сойон» значит «острый клык». Другая версия происхождения названия ведет к имени одного из старейших родов народа — сойот. Известны названия других родов: иркит, онхот и хаасуут, по имени которых народность называла часть соседских наций. Другие варианты произношения этнонима:

Где живут, численность

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

Сойоты занимали обширные территории: с юга от озера Хубсугул, на восток до берегов Селенги. Ассимиляция с бурятами и денационализация малых народов в период советской власти привели к сокращению границ расселения и уменьшению национального самосознания.
С XX столетия сойоты компактно проживают в Республике Бурятия, на территории Окинского района, с центром в селе Орлик. Территория, приравненная к районам Крайнего Севера, расположена в Восточных Саянах и окружена горным кольцом.
Перепись 2010 года показала наличие 3608 сойтов на территории России, 3579 человек из них живут в Бурятии. Представители сойотских родов представлены в Забайкальском крае — 8 человек, Иркутской области — 11 человек.

Древний сойотский язык принадлежал к уральской семье, самодийской группе: сейчас он относится к числу вымерших. Это произошло в результате двух волн миграции соседних народов, оказавших значительное влияние на язык. Первым этапом стала тюркизация, по разным данным, произошедшая в конце первого тысячелетия до нашей эры или в V-VII столетиях. Пришедшие из Центральной Азии тюрки не задержались в регионе надолго, переместившись западнее, на территории Алтая и Тувы.
Сильнейшее влияние, оказавшееся фатальным для национального языка, оказали буряты. С XVII века пришедшие из северо-западной Монголии группы хонгодоров, бежавшие из-за междоусобицы, начали процесс ассимиляции сойотов. В середине XVIII столетия влияние еще более усилилось из-за формирования русско-китайской границы: вдоль Оки ее защищали буряты из Иркутска и Тунки.
Это привело к полному исчезновению сойотского языка, вытесненному бурятским, а позднее и русским. Ученые-лингвисты в начале XXI века предприняли попытки создания алфавита древнего сойотского языка, составили русско-бурятско-сойотские словари. В начальных школах Окинского района ведется преподавание родного языка.

История

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

Сойоты — коренное автохтонное население региона. Археологические исследования зафиксировали появление первых людей в Восточных Саянах в эпоху неолита — это были древние протоэвенкийские племена, в начале эпохи бронзы смешавшиеся с протосамодийскими этносами. Они первыми в регионе приручили дикого северного оленя, положив начало культуре оленеводства, сохранявшей ведущую роль в жизни сойтов до прихода советской власти.
Скотоводство в Саяны проникло в первом тысячелетии до нашей эры вместе с кочевыми азиатскими племенами. Значение промысла еще более усилилось с активным заселением региона бурятами, которые мирно сосуществовали с сойтами на протяжении всей истории взаимодействия.
Первые упоминания сойотов как народа относятся к XVII столетию и связаны с приходом русских казачьих караулов. После Октябрьской революции создана бурятская АССР, в составе Тункинского аймака выделен Сойотский хошун. В 30-40-е гг. образование было расформировано, а лидеры сойотов репрессированы.
Политика советов предполагала денационализацию малых народов во имя формирования единой советской нации. Введены колхозы, ликвидировано традиционное занятие народа — оленеводство, как неприоритетная форма хозяйствования. Сойтов стали записывать как бурят, право на национальную идентификацию вернулось лишь во время переписи 2002 года. Народ получил статус малого коренного населения Саян, создан культурный национальный центр.

Внешность

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

Сойоты глобально относятся к большой монголоидной расе, представляя байкальский антропологический тип центрально-азиатской расы. К характерным особенностям внешности относят:

Одежда

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

Традиционный сойотский костюм утрачен. Известно, что верхней одеждой служила скроенная прямо шуба из оленьей кожи, степень выделки которой зависела от сезона. Зажиточные сойтоы украшали ее по полу и подолу оленьим мехом контрастных оттенков, пушниной. С приходом бурят сойоты переняли их традиционный костюм, шившийся из покупных тканей.
Интересна описанная в одном из казацких свидетельств традиция «брить головы кобылам и женщинам». Объяснением этому служило мнение, что с древних времен гривы носят лишь жеребцы, поэтому длинные волосы позволено носить только мужчинам. Распущенными они волосы не оставляли: заплетали в косу.

Семейный уклад

В жизни сойотов господствовал патриархальный уклад, женщина занимала зависимое положение, не имела прав. Мужчина занимался охотой, оленеводством, на плечи женщины ложился полный комплекс хозяйственно-бытовых дел. Дочери и жены готовили пищу, выделывали кожи, плели веревки, ухаживали за домашним скотом.
Запрещались браки внутри рода, преобладала моногамия, хотя добрачные и внебрачные связи были в норме. Зависимое положение женщин не давало права голоса при выборе партнера. Свадьба осуществлялась сговором, лучшим временем считалось полнолуние — Саган-Сара.

Свадебный обряд начинался с приезда сватов Эгэ-Тутхаху к родным невесты для заключения предварительного сговора. Если настрой был положительным, следующий визит проходил совместно с женихом. В семье девушки резали барана, устраивали пир, обсуждали размер калыма. После его выплаты шаман проводил свадебный обряд с использованием крови и огня.
Молодая жена переезжала в юрту к мужу, принималась за обустройство быта. Ей запрещалось поворачиваться к гостям и супругу спиной, стоять спиной к огню, проходить в переднюю часть жилища, считавшуюся наиболее почетной. В общественной жизни сойотки участия не принимали, на общественных собраниях права голоса не имели.

Жилище

Жизнь

Традиционное занятие сойотов — отгонное оленеводство, базировавшееся на постоянных перекочевках: 4-10 раз в течение года. Олени круглый год были на подножном корме, которым служил мох-ягель. Шкуры оленей использовали для шитья одежды и обуви, утепления жилища, выделки кож. Мясо употребляли в пищу, рога молодых оленей использовали для приготовления лекарственных снадобий.
Небогатые сойоты использовали оленей в качестве транспорта для освоения новых промысловых охотничьих угодий: этот тип оленеводства получил название саянский. В распоряжении достаточно иметь трех оленей: двух самцов и одну самку, дававшую приплод в начале лета, ежедневно снабжавшую молоком. Как только стадо оленей превышало нужное для мобильного передвижения число, их продавали, убивали.

Религия

Древняя религия сойтов представляет комплекс верований, основанный на одушевлении окружающей живой и неживой природы, шаманизме, фетишизме. Особого внимания заслуживает культ гор. Горы выступали центром мироздания, связывали людей с космосом, высшими небесными божествами. Традиционный молельный обряд — «Ахын 13 хаданууд», посвященный вершинам тринадцати саянских гор.
На одном из склонов горы шаман разводил священный костер, окуривая окрестности ветками можжевельника, вознося молитвы тринадцати духам-покровителям вершин. У подножия священной горы выбирали примечательное дерево, на котором вешали ленты: оленеводы — белого цвета, охотники — красного.

Сохранился священный для сойтов перевал Нуху Дабан, что в перевод означает «перевал Ворота». Он представляет собой массивную каменную плиту, в центре которой образован природный провал. Согласно легенде, его мощной стрелой прорубил во время охоты за лисицей эпический герой Гэсэр-хан. Здесь совершали моления, «кормили» духов молоком, мясом. Взамен просили благосклонности в делах, брали камни, становившиеся талисманами. Сегодня сойоты исповедуют буддизм, распространившийся в регионе с приходом бурят.

Основу рациона сойотов составляла мясная и молочная пища. Туши использовали полностью: готовили кровяные колбасы, субпродукты, изысканным лакомством считались губы и язык оленя. Свежее мясо варили, реже жарили, для сохранения коптили, солили, вялили. Высушенное мясо впоследствии отваривали, охотники использовали растолченные в порошок мясные заготовки: их было легко хранить и готовить. Из молока оленей и яков производили мягкие сыры, из муки пекли пресные лепешки.

Видео

Источник

Среда обитания. Сойоты – возникшие из небытия аборигены Саянских гор

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Мы продолжаем рассказывать о малочисленных коренных народах России в рамках проекта «Среда обитания». Следующая история посвящена сойотам – аборигенам восточных Саянских гор.

Всю свою историю коренные обитатели священных гор Саян боролись за сохранение национальной идентичности и привычного уклада жизни. В средние века сойоты почти полностью растворились в более крупных этносах: сначала подвергшись тюркизации, а затем – бурятизации. В начале прошлого века их насчитывалось всего 246 человек – большинство записывали как представителей бурятского народа.

И только в современной России они добились признания: их внесли в список малочисленных коренных народов, а исконную землю предков сойотов – Окинский район Бурятии – переименовали в Окинский сойотский национальный район. Большинство из представителей субэтноса проживает именно здесь. В ходе Всероссийской переписи населения, проведенной в 2010 году, свыше 3600 человек признали себя потомками этого древнего народа.

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

Пастухи оленей и снежных верблюдов

Этническая история сойотов, как одного из самодийских племен, берет свое начало в середине 1 тысячелетия до н.э. Они занимали обширные территории с юга от озера Хубсугул до берегов реки Селенги на востоке. Само название народа связано с местом исторического обитания его далеких предков – предгорий Саян. Существует версия, что слово «сойон» означает «острый клык».

Земля, окруженная скалистыми горами, была непригодна для возделывания. Поэтому сойоты традиционно жили разведением оленей и яков. Предки этого народа приручили диких животных и перегоняли свои стада с места на место по несколько раз в год. Шкуры животных использовали для утепления жилища, изготовления одежды и обуви, выделки кож, мясо употребляли в пищу. Олени использовались также в качестве транспорта, что позволяло открывать новые охотничьи угодья.

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

В советское время оленеводство и яководство были ликвидированы как неперспективные отрасли животноводства, что нанесло большой урон сойотским поселениям. Однако какое-то поголовье этих животных все же удалось уберечь от ножа и скрыть в непроходимых горах.

В современной России окинские аборигены стали возрождать традиционные промыслы как часть своей самобытной культуры. Кроме того, теперь на их пастбищах, помимо оленей и яков, можно встретить еще и хайнака – мохнатую помесь яка и домашней коровы.

Таким образом, современные сойоты, как и их предки, периодически уводят свое рогато-мохнатое хозяйство на подкорм в предгорья, а летом трудятся на добыче «зеленого золота» – так окинцы называют сенокос и заготовку корма для скота.

Другим основным занятием сойотов была и остается охота. При этом у них существует своеобразный кодекс охотника, основанный на древних шаманских верованиях. Например, во время охоты на медведя или кабана они молчат, поскольку верят, что эти животные понимают человеческий язык. Убивать птиц, в особенности лебедей и ласточек, запрещено: первые – парные птицы, и при потере своего партнера оставшийся лебедь проклинает убийц, вторые – общаются с небесными божествами.

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

Кроме того, сойоты неосознанно применяли свод важных для экологии правил: не убивали зверей целыми выводками, охотились только в сезон и делали перерывы в освоении охотничьих угодий, не использовали железные капканы и силки. Многим из этих заповедей они следуют и сегодня.

Древние сойоты были кочевниками и ввиду своего образа жизни не имели постоянного жилья. Они сооружали из тонких жердей остроконечный шалаш, который летом покрывался корой деревьев, а зимой – оленьими шкурами. С приходом бурят на территорию Саянских гор сойоты переняли для себя навыки строительства монгольской юрты.

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

В древние времена патриархальный уклад жизни не давал сойотским женщинам никаких прав, она занимала зависимое положение. Им запрещалось поворачиваться спиной к гостям, супругу и даже огню, проходить в переднюю часть жилища, считавшуюся наиболее почетной. Есть сведения, что им обривали голову – носить волосы позволялось только мужчинам. Конечно, сегодня жизнь сойотских женщин – намного проще.

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

В настоящее время сойоты селятся в небольших четырёхугольных домах из дерева или кирпича с треугольной крышей. Не испорченные суетой и нравами развитых населенных пунктов сойоты – очень открытый и добродушный народ. Туристы утверждают, что двери в сойотских поселениях почти никогда не запираются на замок: уезжая по делам, хозяева лишь подпирают дверь толстым поленом, чтобы звери не растащили продукты.

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

Трапезничая с духами

Так как основными промыслами сойотов были и остаются охота, а также разведение оленей и яков, их основной пищей являются мясо и молоко.

Куски разделанной туши варят, жарят, а также солят, вялят и коптят, заготавливая на зиму. Из высушенного мяса охотники также делают порошок, чтобы было легко хранить и готовить в походных условиях. Используются и субпродукты, в частности, губы и язык оленя считаются деликатесом. В былые времена, заливая в кишки животного кровь с нарезанными кусочками желудка, почек и легкого, готовили колбасы.

Рыбу сойоты стали ловить и употреблять в пищу после появления на окинской земле русских. Прежде считалось, что есть её – грех, поскольку это «водяные черви» – водяные духи.

Из молока оленей и яков сойотки готовят мягкий сыр, водку, сушеный творог и прочие молочные продукты, пекут на его основе лепешки. Одним из традиционных национальных блюд являются «позы» – они похожи на узбекские манты, однако по форме напоминают юрту.

Священной ритуальной пищей считается «саламат» – своеобразная похлебка или каша из муки грубого помола, сваренная в сливочном масле. Несколько ложек этой каши дают ощущение сытости на долгое время. Это блюдо и сегодня готовят по праздникам и прочим торжественным случаям.

Отправляясь на охоту, сойоты готовят «зутаран сай» – питательный напиток из обжаренной на масле муки с солью. При этом, заваривая этот чай, сойоты проводят традиционную церемонию – брызгают приготовленной смесью в стороны света и в небо, чтобы заручиться поддержкой духов природы в своем предприятии.

Аналогичный ритуал жертвоприношения или угощения духов проводят и сойотки, прежде чем занести надоенное молоко в дом. Однако при этом нельзя пролить ни капли больше. Также отпить молока давали отправлявшимся в долгий путь, а затем брызгали им вслед, желая таким образом белой дороги.

Новая страница народной истории

Возрождение обычаев сойотского народа началось в современной России. Одной из восстановленных после долгих лет традиций стал праздник «Жогтаар», что переводится как «встреча». Это своеобразный слет охотников, который проводится каждые два года.

В рамках этого мероприятия сойоты подводят итоги проделанной работы, намечают планы на будущее, а также меряются силами и сноровкой в борьбе и состязаниях по тэбэку (аналог лянги), метанию аркана, стрельбе из лука, прыжкам через нарты (сани для езды на оленях и собаках), ломанию хребтовой кости, переносу камня и перетягиванию каната.

Кроме того, отдельно проводятся конкурсы прикладного искусства, демонстрации традиционного жилища, выставки детских рисунков и фотографий, где можно увидеть как современные работы, так и старинные снимки из семейных архивов – все это исторический материал о жизни сойотов.

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

Получил надежду на жизнь и древний сойотский язык, который в результате миграции на Саянскую землю тюрков, а затем бурятов практически исчез из обихода. В начале 2000-х годов ученые-лингвисты после многолетних исследований разработали алфавит для сойотского языка, составили русско-бурятско-сойотские словари, по которым в школе села Сорок началось преподавание почти утраченного языка.

Сегодня, кстати, это государственная республиканская школа-интернат. Здесь живут и учатся дети сойотов из разбросанных по округе Окинского района сойотских поселений. При этом их расписание состоит не только из привычных школьных предметов – оно предполагает и всестороннее развитие. Учителя Сорокской школы создали детский этно-экологический центр «Согуун» («Стрела») с тремя кружками – художественно-эстетическим, печатно-информационным и эколого-краеведческим. Педагоги ставят перед собой ответственную задачу – привить детям любовь к древним обычаям и традициям, воспитать бережное отношение к истории и культуре своего народа.

В свою очередь сойотские дети, не имея сотовых телефонов и компьютеров, прилежно учатся, с удовольствием изучают прыгучие танцы оленеводов и сарлыков (яков), поют о природе, играют на национальных музыкальных инструментах, занимаются народными ремеслами и пошивом национальной одежды, а также участвуют в конкурсах, представляя свой уникальный народ. Собираясь на выходные в родное село, они очень часто пешком преодолевают десятки километров, чтобы помочь своим родителям по хозяйству.

В этой же школе работает музей «Сылтыс» – единственный в районе, который имеет статус «Школьный музей России». Среди экспонатов здесь можно увидеть уникальные предметы быта, орудия труда и охоты древних сойотов – подвешенную к потолку на кожаных ремнях старинную детскую люльку с прорезью для малой нужды, походный казан на треножнике «ембэ», женское платье, кожаные сумки, берестяные сосуды для хранения продуктов и прочее.

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

В 2019 году в селе Орлик свои двери распахнул Центр сойотской культуры и народного творчества. В него входят детская школа искусств, музей истории сойотской культуры, мастерская декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества.

Кстати, одним из сохранившихся ремесел древнего народа является создание традиционных свалянных из шерсти яков матрасов и ковров. Немногочисленные мастерицы обучают молодых девушек и туристов этой кропотливой работе: животных пропускают через узкие ворота, полученную в результате этого шерсть отбивают палкой на протяжении целого дня, окуривают можжевельником, приговаривая «волшебные» слова, а потом долгие часы валяют, прикладывая клочки окрашенной шерсти по задуманному орнаменту. Делается все это с песней.

Сегодня представители этноса являются последователями буддизма, который распространился с приходом на эту землю бурят. Однако новое верование тесно сплетено с традиционными взглядами и обычаями – много веков сойоты поклонялись духам окружающей природы. По сей день в поселениях этого народа живут шаманы, которые проводят древние обряды.

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

Объектом особенного почитания являются горы – для сойотов это центр мироздания, который связывает людей с высшими небесными божествами. Каждая священная гора имеет свое имя, по которому к ее духу обращаются во время ритуалов. Одним из них является традиционный молельный обряд, посвященный вершинам 13 Саянских гор. Для ритуала шаман разводит священный костер на одном из склонов горы и, вознося молитвы духам-покровителям вершин, окуривает окрестности ветками можжевельника. Затем у подножия священной горы выбирают примечательное дерево –»мургэл», на котором вешают ленты, как просьбу о благополучии.

А отправляясь в путь, современные сойоты непременно поспешат остановиться у этого ритуального дерева, чтобы совершить обряд «обо тахилга» – попросить у духов гор благословения, угостив их (побрызгав в стороны) ритуальной пищей и завязав на нем свой лоскуток ткани белого цвета – символ светлой дороги. Охотники вешают на дерево красный лоскуток, чтобы охота была успешной.

Нетронутый уголок первозданной природы

Долгое время земля сойотов оставалась обособленной от внешнего мира. Сегодня туристы называют этот окружённый горным кольцом регион с уникальной природой и сохранившимися национальными традициями Малым Тибетом.

Примечательным местом для гостей региона является священный для сойтов перевал Нуху Дабан, что означает «ворота». Они образовались естественным образом по центру массивной каменной плиты. Однако легенда гласит, что этот проход прорубил своей стрелой эпический герой Гэсэр-хан во время охоты за лисицей. Здесь совершали обряды и «кормили» духов мясом и молоком взамен на их благосклонность, брали камни в качестве талисманов.

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

Также туристов водят к Долине потухших вулканов, а любителей водных видов спорта могут заинтересовать огромное количество ручьев, рек и озер, которые зарождаются в горах Восточного Саяна. В частности, здесь занимаются экстремальным сплавом по воде – рафтингом.

А высоко в горах Восточного Саяна – на высоте более 1500 метров – расположена туристическая база «Шумак». Горный курорт известен своими целебными минеральными и геотермальными источниками – их здесь более 100, о силе которых слагают легенды. Ежегодно это место с природой первозданной красоты и особой энергетикой привлекает тысячи туристов, желающих восстановить силы и здоровье.

Кто такие сойоты национальность. Смотреть фото Кто такие сойоты национальность. Смотреть картинку Кто такие сойоты национальность. Картинка про Кто такие сойоты национальность. Фото Кто такие сойоты национальность

Однако туристы приезжают сюда не только для того, чтобы узреть пейзажи суровой красоты и покорить горные вершины. Их привлекает также история уникального народа, который жил здесь испокон веков. Наведавшись в поселения сойотов, можно посетить ферму по разведению оленей и яков, попробовать себя в верховой езде на олене и надоить кружку молока хайнака (мохнатая помесь коровы с яком), понаблюдать за процессом обработки шкур и их дубления на дыму (это придает коже цвет без химической краски и защищает от насекомых). А главное такое путешествие дает возможность научиться ценить природу и жить с ней в ладу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *