Кто такие старцы в православии кратко

Кто такие старцы в Православии?

Кто такие старцы в православии кратко. Смотреть фото Кто такие старцы в православии кратко. Смотреть картинку Кто такие старцы в православии кратко. Картинка про Кто такие старцы в православии кратко. Фото Кто такие старцы в православии кратко

Кто такие старцы?

Среди православных верующих часто можно услышать советы «надо съездить к старцу», «посоветуйтесь со старцем», «с этим вопросом идите к старцу». Кто же такие старцы?

Когда кто-то говорит о старце в православии, речь обычно идет не только о почтенном возрасте и богатом жизненном опыте. Гораздо важнее — опыт духовный и особое предназначение тех, о ком Сам Господь в Писании говорил не как о рабах, но как о друзьях. И, хотя быть рабом Божьим — это тоже избрание, есть и те, кто достиг особой духовной чистоты и близости к Создателю. Те, кто день и ночь молится за все человечество.

О старцах часто говорят, что на их молитвах держится мир. Это правда уже потому, что именно за этим старцы удаляются от мира. Многие не просто живут в монастырях, но совершают особые аскетические подвиги. Возмущение, что тот или иной старец не принимает паломников, не учитывает, что старцы появились не для того, чтобы обслуживать духовные потребности людей, хотя человеколюбие часто не позволяет им отказывать помочь в духовной немощи просящего. Старцы обращаются к Господу словами особой чистой молитвы за всех людей. И тех, кто приходит к ним и тех, кто по каким-то причинам не приходит.

Кто такие старцы в православии кратко. Смотреть фото Кто такие старцы в православии кратко. Смотреть картинку Кто такие старцы в православии кратко. Картинка про Кто такие старцы в православии кратко. Фото Кто такие старцы в православии кратко

Старцы православные

О явлении старчества мы узнали благодаря известной книге И.М. Концевича «Оптина пустынь и ее время». О старцах там написано следующее:

«Апостол Павел, независимо от иерархии, перечисляет три служения в Церкви: апостольское, пророческое и учительское…

…Пророческое служение, связанное с личной святостью, процветало с подъемом жизни Церкви и оскудевало в упадочные периоды. Ярче всего оно проявилось в монастырском старчестве.

Влияние старчества далеко распространялось за пределами стен монастыря. Старцы окормляли не только иноков, но и мирян. Обладая даром прозорливости, они всех назидали, увещали и утешали, исцеляли от болезней духовных и телесных, предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию».

В православии старцы часто обладали духовными дарами: прозорливостью, даром исцеления, чудотворения. Но главным чудом, конечно становился сам факт существования людей, которые своей духовной жизнью смогли достичь такой близости с Богом.

В отличие от разных званий в церковной иерархии, старчество не являлось наградой за труды на благо Церкви и совершенно не зависело от того, насколько высоким было положение человека в Церкви. Дар старчества становился, скорее, наградой духовной. Даром из иного мира.

Многие известные на Руси старцы стали почитаться в лике святых, как, например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Современные старцы

Современное старчество часто подвергается критике. Многие верующие говорят о том, что в нашем мире уже не осталось старцев а те, кого почитают старцами просто выдают себя за них. Это связано с появлением многочисленных мошенников, выдающих себя за православных старцев и практикующих исцеления за материальные блага и другие обманные манипуляции, которые не имеют никакого отношения к настоящим православным старцам и их чудесах, творимых во славу Божию.

Среди старцев, которые стали нашими современниками:

Паломничества к старцам иногда подвергаются критике со стороны самого духовенства. Люди часто приезжают к старцам за чудом, как к магам и кудесникам. Но основой для чуда должна быть вера, опыт молитвы и принятия воли Бога самого человека. Неверным было бы считать роль старца в Православии, как роль некого фокусника, который заставит поверить усомнившихся (хотя, бывали и такие случаи). Но не стоит ехать к старцам только за этим.

Старчество переживает определенный кризис еще и потому, что сформировался определенный образ старца, как мудрого, тихого и смиренного человека, к которому можно в любой момент обратиться, чтобы он помог решить проблемы, иногда житейские, которые не относятся к «профилю» духовных. Старцы же могут быть людьми совершенно разными по характеру и темпераменту. Не исключено, что среди них есть те, кто впоследствии будет канонизирован! Но на земле никто не совершенен и ждать от старца непременной святости при жизни все же не стоит.

Кто такие старцы в православии кратко. Смотреть фото Кто такие старцы в православии кратко. Смотреть картинку Кто такие старцы в православии кратко. Картинка про Кто такие старцы в православии кратко. Фото Кто такие старцы в православии кратко

Наиболее точно о старчестве сказал И.М. Концевич:

Непосредственно за апостолами стоят пророки. Их служение состоит главным образом в назидании, увещании и утешении ( 1Кор. 14:3 ). С этой именно целью, а также для указания или предостережения, пророками предсказываются будущие события.

Через пророка непосредственно открывается воля Божия, а потому авторитет его безграничен.

Пророческое служение – особый благодатный дар Духа Святого (харизма). Пророк обладает особым духовным зрением – прозорливостью. Для него как бы раздвигаются границы пространства и времени, своим духовным взором он видит не только совершающиеся события, но и грядущие, видит душу человека, его прошлое и будущее.

Такое высокое призвание не может не быть сопряжено с высоким нравственным уровнем, с чистотою сердца, с личной святостью…

Пророческое служение, связанное с личной святостью, процветало с подъемом жизни Церкви и оскудевало в упадочные периоды. Ярче всего оно проявилось в монастырском старчестве.

Влияние старчества далеко распространялось за пределами стен монастыря. Старцы окормляли не только иноков, но и мирян. Обладая даром прозорливости, они всех назидали, увещали и утешали, исцеляли от болезней духовных и телесных, предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию.

Предавшие себя всецело водительству истинного старца испытывают особое чувство радости и свободы о Господе. Это лично на себе испытал пишущий эти строки. Старец – непосредственный проводник воли Божией. Общение же с Богом всегда сопряжено с чувством духовной свободы, радости, неописуемого мира в душе. Напротив того, лжестарец заменяет собою Бога, ставя на место воли Божией свою волю, что сопряжено с чувством рабства, угнетенности и, почти всегда, уныния… Истинное отношение старца к ученику именуется в аскетике духовным таинством, оно находится под водительством Духа Святого.

Как попасть к старцу?

О чем спрашивать старца

Вы можете обращаться к старцу с любым вопросом, который требует решения, а вы не можете его найти. Старцев называют врачами, которые лечат духовные болезни. Прозорливые старцы могут знать, о чем вы хотите их спросить еще до того, как вы обратились. Такой эпизод мы можем увидеть в художественном фильме «Остров», где очень ярко показана жизнь современного старца: молодая женщина едет к старцу, чтобы просить у него благословения, но даже не успевает сказать на что, прежде чем старец отказывает ей. Она поражена: старец без слов понял, что она идет просить благословение на аборт, убийство своего дитя. Старец говорит, что делать этого не стоит, у нее родится сын, который будет для нее утешением.

Кто такие старцы в православии кратко. Смотреть фото Кто такие старцы в православии кратко. Смотреть картинку Кто такие старцы в православии кратко. Картинка про Кто такие старцы в православии кратко. Фото Кто такие старцы в православии кратко

Этот яркий эпизод показывает способность старцев видеть то, зачем мы приехали прежде, чем мы об этом скажем. Не все старцы при этом обладают даром прозорливости, к некоторым старцам едут, зная силу их молитвы или в надежде получить мудрое наставление, помочь принять непростое решение в жизни или справиться с властью греха, отравляющего душу человека.

Не стоит удивляться, если старец в качестве духовных упражнений дает достаточно странные послушания. Известны случаи, когда человеку приходилось носить воду в решете. В гневе человек начинал выполнять необычное задание, не понимая, как это поможет ему решить возникшую в жизни проблему. Но постепенно место гордыни занимало послушание и смирение, а решение приходило само собой.

О духовном законе визита к старцу писал старец Софроний (Сахаров): «Если человек, который приходит к духовнику, постоянно колеблется, нигде не стоит, то духовник не может найти для него слова, которое бы устранило раз и навсегда какое бы то ни было колебание. Духовник говорит то, что в данный момент может помочь человеку».

Опасаться стоит лишь «лжестарчества». Настоящий старец никогда:

Если у человека есть внутренняя потребность в духовном отце, в наставнике, в старце, ему стоит молиться о том, чтобы Бог послал ему такую помощь. Но лучше не увлекаться поиском старца, который поможет укрепиться в вере, явив чудо даже, если известно, что некий старец неоднократно являл чудеса. Главное чудо для верующих можно наблюдать в храме во время Таинства Евхаристии и вера во Христа — это вера в главное чудо, чудо Пасхи.

Источник

Кто такие старцы?

Кто такие старцы?

«Кто такие старцы?» – такой вопрос может воз­ник­нуть у вся­кого недавно при­шед­шего в Цер­ковь чело­века. Потому что, обща­ясь с при­хо­жа­нами, он зача­стую услы­шит: «А старец сказал то-то… А старец пред­ска­зал… А старцы еще в преж­ние вре­мена пре­ду­пре­ждали…» Кто же эти люди – старцы, – слово кото­рых поль­зу­ется таким авто­ри­те­том среди цер­ков­ных людей, чьи имена на слуху у вся­кого пра­во­слав­ного, память о ком с бла­го­дар­но­стью пере­дают из поко­ле­ния в поко­ле­ние.

Во всех пре­де­лах нашей земли нака­нуне рево­лю­ци­он­ных потря­се­ний и в страш­ные годы «войны с Богом» моли­лись за народ святые подвиж­ники, и в наши дни – хвала и бла­го­да­ре­ние Гос­поду – не пере­ве­лись еще на нашей земле заступ­ники за народ, – те, о ком Гос­подь сказал: «Я уже не назы­ваю вас рабами, но дру­зьями», те, молитвы кого Он «слу­шает день и ночь» и кому откры­вает Свою волю. Одним из первых в новое время стал писать о стар­че­стве И.М. Кон­це­вич, а ныне он почи­та­ется как «клас­сик жанра». Его зна­ме­ни­тая книга «Оптина пустынь и ее время» начи­на­ется с все­объ­ем­лю­щей главы «Опре­де­ле­ние поня­тия стар­че­ства». Выдержки из нее мы и про­ци­ти­руем.

«Апо­стол Павел, неза­ви­симо от иерар­хии, пере­чис­ляет три слу­же­ния в Церкви: апо­столь­ское, про­ро­че­ское и учи­тель­ское.

Непо­сред­ственно за апо­сто­лами стоят про­роки. Их слу­же­ние состоит глав­ным обра­зом в нази­да­нии, уве­ща­нии и уте­ше­нии ( 1Кор.14:3 ). С этой именно целью, а также для ука­за­ния или предо­сте­ре­же­ния, про­ро­ками пред­ска­зы­ва­ются буду­щие собы­тия.

Через про­рока непо­сред­ственно откры­ва­ется воля Божия, а потому авто­ри­тет его без­гра­ни­чен.

Про­ро­че­ское слу­же­ние – особый бла­го­дат­ный дар Духа Свя­того (харизма). Пророк обла­дает особым духов­ным зре­нием – про­зор­ли­во­стью. Для него как бы раз­дви­га­ются гра­ницы про­стран­ства и вре­мени, своим духов­ным взором он видит не только совер­ша­ю­щи­еся собы­тия, но и гря­ду­щие, видит душу чело­века, его про­шлое и буду­щее.

Такое высо­кое при­зва­ние не может не быть сопря­жено с высо­ким нрав­ствен­ным уров­нем, с чисто­тою сердца, с личной свя­то­стью…

Про­ро­че­ское слу­же­ние, свя­зан­ное с личной свя­то­стью, про­цве­тало с подъ­емом жизни Церкви и оску­де­вало в упа­доч­ные пери­оды. Ярче всего оно про­яви­лось в мона­стыр­ском стар­че­стве.

Вли­я­ние стар­че­ства далеко рас­про­стра­ня­лось за пре­де­лами стен мона­стыря. Старцы окорм­ляли не только иноков, но и мирян. Обла­дая даром про­зор­ли­во­сти, они всех нази­дали, уве­щали и уте­шали, исце­ляли от болез­ней духов­ных и телес­ных, предо­сте­ре­гали от опас­но­стей, ука­зы­вали путь жизни, откры­вая волю Божию.

Пре­дав­шие себя все­цело води­тель­ству истин­ного старца испы­ты­вают особое чув­ство радо­сти и сво­боды о Гос­поде. Это лично на себе испы­тал пишу­щий эти строки. Старец – непо­сред­ствен­ный про­вод­ник воли Божией. Обще­ние же с Богом всегда сопря­жено с чув­ством духов­ной сво­боды, радо­сти, неопи­су­е­мого мира в душе. Напро­тив того, лже­ста­рец заме­няет собою Бога, ставя на место воли Божией свою волю, что сопря­жено с чув­ством раб­ства, угне­тен­но­сти и, почти всегда, уныния… Истин­ное отно­ше­ние старца к уче­нику име­ну­ется в аске­тике духов­ным таин­ством, оно нахо­дится под води­тель­ством Духа Свя­того.

Итак, бла­го­дат­ный старец, личным опытом про­шед­ший школу трез­ве­ния и умно-сер­деч­ной молитвы и изу­чив­ший, бла­го­даря этому, в совер­шен­стве духовно-пси­хи­че­ские законы и лично достиг­ший бес­стра­стия, отныне ста­но­вится спо­со­бен руко­во­дить ново­на­чаль­ным иноком в его «неви­ди­мой брани» на пути к бес­стра­стию. Он должен про­ни­кать до самых глубин души чело­ве­че­ской, видеть самое зарож­де­ние зла, при­чины этого зарож­де­ния, уточ­нить диа­гноз болезни и ука­зать точный способ лече­ния. Старец – искус­ный духов­ный врач. Он должен ясно видеть устро­е­ние своего уче­ника, харак­тер его души и сте­пень духов­ного раз­ви­тия его. Он должен непре­менно обла­дать даром рас­суж­де­ния и «раз­ли­че­ния духов», так как ему все время при­хо­дится иметь дело со злом, стре­мя­щимся пре­об­ра­зиться во Ангела светла. Но, как достиг­ший бес­стра­стия, старец обычно обла­дает и дру­гими дарами: про­зор­ли­во­сти, чудо­тво­ре­ния, про­ро­че­ства.

Стар­че­ство на своих высших сте­пе­нях, как, напри­мер, прп. Сера­фим Саров­ский, полу­чает пол­ноту сво­боды в своих про­яв­ле­ниях и дей­ствиях, не огра­ни­чен­ных ника­кими рам­ками, так как уже не он живет, но живет в нем Хри­стос ( Гал.2:20 )…

Стар­че­ство не есть иерар­хи­че­ская сте­пень в Церкви, это особый род свя­то­сти, а потому может быть присущ вся­кому. Стар­цем мог быть монах без всяких духов­ных сте­пе­ней, каким был вна­чале отец Вар­нава Геф­си­ман­ский. Стар­цем может быть епи­скоп: напри­мер Игна­тий (Брян­ча­ни­нов), или Анто­ний Воро­неж­ский – вели­кий совре­мен­ник прп. Сера­фима. Из иереев назо­вем св. Иоанна Крон­штадт­ского, о. Егора Чекря­ков­ского. Нако­нец, стар­че­ство­вать может и жен­щина, как, напри­мер про­зор­ли­вая бла­жен­ная Прас­ко­вья Ива­новна во Христе юро­ди­вая Диве­ев­ская, без совета кото­рой ничего не дела­лось в мона­стыре.

Истин­ное стар­че­ство есть особое бла­го­дат­ное даро­ва­ние – харизма – непо­сред­ствен­ное води­тель­ство Духом Святым, особый вид свя­то­сти.

В то время как цер­ков­ной власти обя­заны под­чи­няться все члены Церкви, стар­че­ская власть не явля­ется при­ну­ди­тель­ной ни для кого. Старец нико­гда никому не навя­зы­ва­ется, под­чи­не­ние ему всегда доб­ро­вольно, но, найдя истин­ного, бла­го­дат­ного старца и под­чи­нив­шись ему, ученик должен уже бес­пре­ко­словно ему во всем пови­но­ваться, т.к. через послед­него откры­ва­ется непо­сред­ственно воля Божия. Вопро­шать старца также ни для кого не обя­за­тельно, но, спро­сив совета или ука­за­ния, надо непре­менно сле­до­вать ему, потому что всякое укло­не­ние от явного ука­за­ния Божия чрез старца влечет за собой нака­за­ние».1

Стар­че­ство на Руси про­цве­тало уже в древ­но­сти – об этом сви­де­тель­ствует Киево-Печер­ский пате­рик. И на Укра­ине, и на севере Руси, в «сердце Пра­во­сла­вия» – Троице-Сер­ги­е­вой Лавре и ее скитах, в Глин­ской пустыни, и в самых разных, неиз­вест­ных широ­кому люду горо­дах и весях про­цве­тало бла­го­дат­ное стар­че­ское слу­же­ние – уте­ше­ния, вра­зум­ле­ния, про­зор­ли­во­сти, исце­ле­ния. Так было до рево­лю­ци­он­ного лихо­ле­тья, так было и в деся­ти­ле­тия гоне­ний на веру пра­во­слав­ную.

Гос­подь хранил Своих избран­ных – после войны вер­ну­лись из Фин­лян­дии вала­ам­ские старцы и посе­ли­лись в Псково-Печер­ском мона­стыре, в Риж­ской пустыни посе­лился вер­нув­шийся из лаге­рей старец Таврион, в даль­ней Кара­ганде под­ви­зался один из послед­них оптин­цев – старец Сева­стиан, после войны про­цвела Глин­ская пустынь со своими стар­цами, во Вла­ди­мире жил старец-епи­скоп Афа­на­сий (Саха­ров), а в Сим­фе­ро­поле свя­ти­тель Лука (Войно-Ясе­нец­кий), в Киеве под обра­зом юро­ди­вого «дяди Коли» епи­скоп Вар­нава (Беляев), в Алма-Ате вла­дыка Нико­лай, в Печоры на покой пере­се­лился мит­ро­по­лит-старец Вени­а­мин (Фед­чен­ков), на юге России под­ви­за­лись прп. Кукша, прп. Лав­рен­тий, старец Фео­до­сий. Список можно про­дол­жать, а сколько было еще не столь извест­ных подвиж­ни­ков, несших стар­че­ское слу­же­ние в годы лихо­ле­тья – и послед­ние оптин­ские иноки, посе­лив­ши­еся в Козель­ске рядом с мона­сты­рем и где-то еще в глухих местах нашей родины, и «при­ход­ские монахи», кото­рые были для кол­хоз­ной деревни све­то­чем «Святой Руси», напо­ми­на­нием о ней. Тихий свет стар­че­ства («глас хлада тонка») донесли они и до нашего вре­мени – уже нашему поко­ле­нию были даро­ваны старец Нико­лай (Гурья­нов), старец Иоанн (Кре­стьян­кин), старец Кирилл (Павлов), старец Адриан (Кир­са­нов). Три послед­них батюшки еще здрав­ствуют, а есть ныне еще и другие старцы, кото­рые уте­шают, вра­зум­ляют, исце­ляют народ, но не поз­во­ляют раз­гла­шать своих имен. «Золо­тая цепь свя­то­сти» – такой образ мы нахо­дим у святых отцов. В хри­сти­ан­ском, в пра­во­слав­ном испо­ве­да­нии очень важно сохра­нять дух пре­ем­ствен­но­сти, старцы пере­да­вали своих уче­ни­ков другим стар­цам «из полы в полу».

В начале XX века свя­щен­ник Сергий Манс­уров соста­вил нагляд­ную таб­лицу бла­го­дат­ной пре­ем­ствен­но­сти. В пояс­не­нии к ней он пишет: «В каждом поко­ле­нии мы ука­зы­ваем имена тех людей, в кото­рых и вокруг кото­рых всегда ярче видна духов­ная жизнь этого поко­ле­ния. Эти люди освя­щали путь своих совре­мен­ни­ков, откры­вали им волю Божию при­ме­ром и словом, вокруг них и через них стро­и­лось в Церкви все, что в ней есть веч­ного, Боже­ствен­ного. Это – столпы и утвер­жде­ния цер­ков­ные. Все, что поется, созер­ца­ется, что чита­ется как истин­ное и испол­ня­ется как верное, почи­та­ется как святое в Пра­во­сла­вии, – все Пре­да­ние Цер­ков­ное, свя­зано с этими име­нами… Единая бла­го­дат­ная жизнь течет неиз­менно. Зами­рая на одном месте, она вспы­хи­вает в другом, то шире рас­ки­ды­ва­ясь, то сосре­до­та­чи­ва­ясь в неболь­шом круге людей, но нико­гда не исся­кает, обнов­ля­ясь и обнов­ляя в каждом поко­ле­нии того, кто отзы­ва­ется на призыв истины».2

Во дни древ­ние

Появ­ле­ние стар­че­ского слу­же­ния – окорм­ле­ния опыт­ным подвиж­ни­ком при­хо­дя­щих к нему за духов­ным сове­том уче­ни­ков, сов­па­дает с зарож­де­нием мона­ше­ства. Осно­ва­те­лем мона­ше­ства счи­та­ется прп. Анто­ний Вели­кий (253–356 гг.). Подвиги этого свя­того настолько потря­сали людей, что ему посвя­щено немало свет­ских про­из­ве­де­ний слова и живо­пис­ного искус­ства, но изоб­ра­жа­ется в них прежде всего период его отшель­ни­че­ской жизни, кото­рый обо­зна­чают уже став­шим кры­ла­тым выра­же­нием «иску­ше­ния свя­того Анто­ния». Нам же инте­ресно то время, когда, пре­тер­пев два­дца­ти­лет­ний искус, святой выхо­дит на обще­ствен­ное слу­же­ние – ста­но­вится настав­ни­ком и духов­ным отцом многих людей, ста­ра­ю­щихся под­ра­жать сему подвиж­нику. Прп. Анто­ний осно­вал мона­стырь При­спер и еще несколько мона­ше­ских общин в Египте. Почти в то же время к югу от Алек­сан­дрии созда­лось мона­ше­ское посе­ле­ние Нит­рий­ской пустыни. Осно­ва­те­лем его был прп. Аммон. Еще один вели­кий святой древ­но­сти – прп. Мака­рий Еги­пет­ский осно­вал около 330 года мона­ше­ское посе­ле­ние, полу­чив­шее назва­ние «Скит». Еще один центр ино­че­ский жизни в Египте возник вокруг прп. Пахо­мия Вели­кого в сере­дине IV сто­ле­тия в Таве­ниси. Упо­треб­лен­ное нами сейчас выра­же­ние «возник вокруг» можно при­ме­нить по отно­ше­нию к любому зарож­дав­ше­муся в древ­но­сти мона­стырю. Когда какой-то подвиж­ник дости­гал высо­кой сте­пени бес­стра­стия (то есть побеж­дал глав­ную чело­ве­че­скую страсть – гор­дыню, и другие стра­сти), то вокруг него начи­нали соби­раться уче­ники, и так состав­ля­лась «мона­стыр­ская семья», где был отец духов­ный и его «чада послу­ша­ния». И такой отец обла­дал всеми выше­пе­ре­чис­лен­ными хариз­ма­ти­че­скими дарами стар­че­ского слу­же­ния и, конечно, заслу­жи­вал вели­ча­ния «старец».

Пора­жают цифры, кото­рые при­во­дятся во всех исто­ри­че­ских трудах по исто­рии древ­него, пер­во­на­чаль­ного мона­ше­ства. В каждом из еги­пет­ских мона­сты­рей под­ви­за­лось по несколько тысяч иноков. Мона­стыри, пер­во­на­чально воз­ник­шие в пустыне, про­цвели и в горо­дах и тоже были мно­го­люд­ными. Так, напри­мер, в городе Окси­ринхе чис­ли­лось 20 тысяч ино­кинь, в городе Анти­ное было 12 жен­ских оби­те­лей. Исто­рики назы­вают это явле­ние «три­ум­фаль­ным шествием мона­ше­ства в Египте».

Для веру­ю­щих же людей на все века важны не внеш­ние три­умфы, а те непод­ра­жа­е­мые образы подвиж­ни­че­ства, кото­рые сохра­нили для нас древ­ние «Отеч­ники» или «Пате­рики» и «Досто­па­мят­ные ска­за­ния». Поз­волю себе личное при­зна­ние: на «заре туман­ной юности», когда автор этих строк только начи­нала зна­ко­миться с «сокро­вищ­ни­цей цер­ков­ной», – именно рас­сказы об этих отцах древ­но­сти, их крат­кие поуче­ния стали ори­ен­ти­ром поис­ков «про­стоты без пест­роты», кото­рая и явля­ется осно­вой насто­я­щей духов­ной жизни, а не одних книж­ных меч­та­ний.

Духов­ные книги тогда были ред­ко­стью, «Отеч­ник» мы давали почи­тать друг другу на время и делали из него выписки корот­ких рас­ска­зов об «отцах пустыни» – отцах всего хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства и осно­во­по­лож­ни­ках стар­че­ского слу­же­ния. Пред­ва­рим наш «цитат­ник» эпи­гра­фом из В.В. Роза­нова: «Теперь самой корот­кой молитвы выду­мать не могут, а тогда они лились пуками, лились непре­станно, из уст самых темных людей. Другое сердце было. Другой ум. Мы пере­шли, пла­нета пере­шла в плохие созвез­дия… Все серо, тускло, люди стали малы. Как же мы не будем слу­шать то, что оста­лось от иных, счаст­ли­вых веков пла­неты, когда чело­век чув­ство­вал себя золо­тым, чув­ство­вал святым себя, близ­ким звез­дам и Богу. Слава Богу, что слова эти сохра­нены, запи­саны…»3

«Авва Памва спро­сил авву Анто­ния: что мне делать? Старец сказал ему: не надейся на свою пра­вед­ность, не жалей о том, что прошло и обуз­ды­вай язык и чрево.

Некто, ловя диких зверей в пустыне, увидел, что авва Анто­ний шутил со своими уче­ни­ками – и соблаз­нился. Старец, желая уве­рить его, что нужно давать иногда послаб­ле­ние братии, гово­рит ему: положи стрелу на лук свой и натяни его. Он сделал так. Старец гово­рит ему: еще натяни. Тот еще натя­нул. Опять гово­рит: еще тяни. Охот­ник отве­чал ему: если я сверх меры натяну лук, то он пере­ло­мится. Тогда старец гово­рит ему: так и в деле Божием; если мы сверх меры будем натя­ги­вать силы братий, то они скоро рас­стро­ятся. Посему необ­хо­димо иногда давать хотя неко­то­рое послаб­ле­ние.

Авва Анто­ний гово­рил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его, ибо «совер­шен­ная любовь изго­няет страх» ( 1Ин.4:18 ).

Ска­зы­вали об авве Арсе­нии, что как при дворе (когда он был настав­ни­ком детей Импе­ра­тора Визан­тии) никто не носил одежды богаче его, так и в обще­стве иноков никто не носил одежды хуже его.

Спра­ши­вал неко­гда авва Арсе­ний одного еги­пет­ского старца о своих помыс­лах. Другой брат, увидя это, сказал: авва Арсе­ний! Как ты, столько све­ду­щий в учении гре­че­ском и рим­ском, спра­ши­ва­ешь о своих помыс­лах у этого про­сто­лю­дина? Арсе­ний отве­чал ему: рим­ское и гре­че­ское учение я знаю, но азбуки этого про­сто­лю­дина еще не выучил.

Старец обычно гова­ри­вал сам себе: Арсе­ний, для чего ты ушел из мира? – После бесед я часто рас­ка­и­вался, а после мол­ча­ния – нико­гда.

Авва Матой гово­рил: я лучше желаю себе дела лег­кого и про­дол­жи­тель­ного, нежели труд­ного в начале, но скоро окан­чи­ва­ю­ще­гося.

Еще гово­рил: чем ближе чело­век к Богу, тем более сознает себя греш­ни­ком. Пророк Исайя, увидев Бога, назвал себя ока­ян­ным и нечи­стым ( Ис.6:5 ).

Когда я был юн, думал сам с собою: может быть, я делаю что-нибудь доброе; когда соста­рился, вижу, что я не имею в себе ни одного доб­рого дела.

Авва Пимен рас­ска­зы­вал. Некто спро­сил авву Паисия: что мне делать с своею душою? Она бес­чув­ственна и не стра­шится Бога. Старец отве­чал ему: пойди, при­ле­пись к чело­веку, боя­ще­муся Бога: когда сбли­зишься с ним, ста­нешь его уче­ни­ком, он и тебя научит бояться Бога.

Пришли неко­то­рые к авве Сисою, чтобы полу­чить от него настав­ле­ние, но он ничего не гово­рил им, а только повто­рял одно: про­стите меня!

Братия спра­ши­вали авву Сисоя: если падет брат, довольно ему для пока­я­ния одного года? Он отве­чал: жестоко слово сие! – Довольно ли шести меся­цев? – ска­зали они. – Много, – отве­чал старец. Еще спро­сили: довольно ли сорока дней? – И это много, – отве­чал он. – Сколько же? – гово­рят они. – Если падет брат, и вскоре будет совер­ша­ема вечеря любви (Таин­ство При­ча­ще­ния), может ли он прийти на вечерю? – Нет, – отве­чал им старец, но он должен несколько дней про­ве­сти в пока­я­нии. И я верую, что если тако­вой пока­ется от всей души, то Бог и в три дня примет его.

Брат спро­сил авву Пимена: что такое вера? – Веро­вать – значит жить сми­рен­но­муд­ренно и пода­вать мило­стыню, – сказал старец. Гово­рил также: люди совер­шенны только на словах, а делают очень мало.

Авва Нил гово­рил: если ты хочешь молиться, как должно, не огор­чай свою душу: иначе напрасно будешь молиться. Еще гово­рил: блажен монах, кото­рый почи­тает себя хуже всех.

Авва Мака­рий гово­рил: если ты, делая кому-либо выго­вор, при­хо­дишь в гнев, то удо­вле­тво­ря­ешь своей стра­сти. Таким обра­зом, ты, не спасая других, губишь сам себя.

Неко­то­рые спро­сили авву Мака­рия: как должно молиться? Старец отве­чает им: не нужно мно­го­сло­вить, а должно воз­деть руки и гово­рить: Гос­поди, как Тебе угодно, и как знаешь – поми­луй! Если же напа­дет иску­ше­ние: Гос­поди, помоги! – Он знает, что нам полезно, и посту­пает с нами мило­сердно.

Авва Иоанн Колов ска­зы­вал: одному из стар­цев в вос­хи­ще­нии было такое виде­ние: три монаха стояли на одном берегу моря, а с дру­гого был к ним голос, гово­ря­щий: возь­мите крылья огнен­ные и идите ко мне. Двое из них взяли и пере­ле­тели на другую сто­рону; но третий остался и горько плакал и кричал; после и ему даны были крылья, только не огнен­ные, но слабые и несиль­ные, так что он погру­жался в море, с трудом опять под­ни­мался и после многой скорби достиг дру­гого берега. Так люди века сего, хотя и берут крылья не огнен­ные, а только слабые и бес­силь­ные.

Опять старец гово­рил брату о душе, жела­ю­щей пока­яться. В одном городе жила кра­си­вая собою блуд­ница и имела много друзей. Один пра­ви­тель обла­сти пришел к ней и сказал: обе­щайся мне жить цело­муд­ренно, и я возьму тебя в супру­же­ство. Она обе­ща­лась, и он взял ее и привел в дом свой. Но друзья искали ее и ска­зали им: такой-то взял ее в дом свой. Если мы пойдем в дом его, и он узнает, то нака­жет нас; но пойдем назад дома и свист­нем ей; она узнает голос свиста и выйдет к нам; тогда мы не будем уже вино­ваты. Но бывшая блуд­ница, услы­шав свист, заткнула уши свои, вбе­жала во внут­рен­ние покои и заперла двери. – Блуд­ница, – гово­рил старец, – есть душа, ее друзья – стра­сти и люди, пра­ви­тель – Хри­стос; внут­рен­ний покой – вечная оби­тель, сви­стя­щие ей – злые демоны. Так каю­ща­яся душа всегда при­бе­гает к Богу!»4

В начале ХХ сто­ле­тия вдох­но­вен­ный духов­ный писа­тель Сергей Алек­сан­дро­вич Нилус воспел дерз­но­вен­ную хвалу «звез­дам пустыни»: «Им нет покоя в этом мире, потому что они ожи­дают его в том. Они блуж­дают со зве­рями; как птицы летают по горам. Но, блуж­дая по горам, они сияют, как све­тиль­ники, и про­све­щают светом своим всех, с усер­дием при­хо­дя­щих к ним… Царям скучно бывает в чер­то­гах, а им весело и в под­зе­ме­льях. Носят вла­ся­ницу бла­жен­ные отцы, но раду­ются больше, чем нося­щие пор­фиру… Когда изне­мо­гут, ложатся на земле, как на мягком ложе. Немного заснут – и спешат встать, дабы петь хвалы воз­люб­лен­ному их Христу». Срав­ни­вая святых отцов со звез­дами небес­ными, Нилус вспо­ми­нает чудес­ное сти­хо­тво­ре­ние А.С. Хомя­кова:

В час пол­ноч­ный близ потока
Ты взгляни на небеса:
Совер­ша­ются далеко
В горнем мире чудеса.

Ночи верные лам­пады
Неви­димы в блеске дня,
Стройно ходят там гро­мады
Нега­си­мого огня.

Но впи­вайся в них очами —
И уви­дишь, что вдали,
За бли­жай­шими звез­дами
Тьмами звезды в ночь ушли.

Вновь вгля­дись – и тьмы за тьмами
Утомят твой робкий взгляд:
Все звез­дами, все огнями
Бездны синие горят.

В час пол­ноч­ного мол­ча­нья,
Ото­гнав обманы снов,
Ты вгля­дись душой в Писа­нья
Гали­лей­ских рыба­ков, —

И в объеме Книги тесной
Раз­вер­нется пред тобой
Бес­ко­неч­ный свод небес­ный
С луче­зар­ною красой.

Узришь – звезды мыслей водят
Тайный хор свой вкруг земли;
Вновь вгля­дись – другие всхо­дят;
Вновь вгля­дись: и там вдали

Звезды мыслей тьмы за тьмами,
Всхо­дят, всхо­дят без числа…
И зажжется их огнями
Сердца дрем­лю­щая мгла.5

Стар­че­ское слу­же­ние

Издревле стар­че­ское слу­же­ние было таин­ством обще­ния духа подвиж­ника и при­хо­дя­щего к нему уче­ника, часто оно не выра­жа­лось сло­вами. Чело­век, при­бе­гав­ший к старцу (в случае мона­стыр­ских стар­цев, откуда и пошла вообще прак­тика стар­че­ского окорм­ле­ния, – посто­янно изо дня в день), откры­вал ему свои помыслы, просил об увра­че­ва­нии души. Не прак­ти­че­ские вопросы реша­лись со стар­цами (как это в боль­шин­стве слу­чаев бывает в наши дни), а вопросы духов­ные. И исце­ле­ние души про­ис­хо­дило рядом со стар­цем посте­пенно, и не потому, что он про­из­но­сил посто­янно какие-то поуче­ния, а потому, что сокро­венно молился и пере­да­вал силу духов­ную своему уче­нику. Если сердце уче­ника было открыто для такого вос­при­я­тия. Кроме того, отно­ше­ния: «старец – ученик» пред­по­ла­гали полное послу­ша­ние послед­него. При этом старцы, иногда наме­ренно испы­ты­вая уче­ни­ков, давали им послу­ша­ния, не соглас­ные со здра­вым смыс­лом. Клас­си­че­ский пример: поли­ва­ние сухого прута, воткну­того в песок или тас­ка­ние воды в решете. Что про­ис­хо­дило с послуш­ни­ком во время испол­не­ния такого, про­ти­во­ре­ча­щего умному рас­суж­де­нию, поступка? Он боролся с собой, он побеж­дал свою гор­дыню, он застав­лял себя зани­маться не просто тем, что ему не нра­вится, а тем, что явля­ется оче­вид­ной бес­смыс­ли­цей. Но, одно­вре­менно, он пони­мал, что старец его вос­пи­ты­вает, он, как искус­ный худож­ник, ваяет его душу. Потому что дело стар­цев во все вре­мена – это устро­е­ние душ чело­ве­че­ских, это пре­об­ра­же­ние, кото­рое про­ис­хо­дит незримо.

Но это не озна­чает, что сам чело­век ни за что не отве­чает. Тем более в усло­виях мира. В мона­стыре еще такое воз­можно – жизнь регла­мен­ти­ро­вана и иногда на каждый шаг дей­стви­тельно есть воз­мож­ность полу­чить бла­го­сло­ве­ние или запре­ще­ние. Но в миру-то у нас нет такой воз­мож­но­сти. Да и полезно ли это – все время «чув­ство­вать себя, как за камен­ной стеной», всю ответ­ствен­ность сложив на дру­гого чело­века?

Старец Софро­ний (Саха­ров) в своих бесе­дах с уче­ни­ками (1990–1993 гг.) при­зы­вал их к духов­ной зре­ло­сти, взрос­ло­сти, ответ­ствен­но­сти, предо­сте­ре­гал их от того, чтобы посто­янно про­из­но­сить слова типа: «меня так старец бла­го­сло­вил». Чело­век должен уметь сам отве­чать за свои слова и поступки. «Когда вы спра­ши­ва­ете духов­ника, и он гово­рит вам какое-нибудь слово и вы потом дела­ете по слову духов­ника, нико­гда не гово­рите, что я сделал так, потому что мне сказал духов­ник.

Духов­ник для нас как ангел слу­жи­тель спа­се­ния нашего: мы обра­ща­емся к нему, чтобы узнать волю Божию, – и потом несем всю ответ­ствен­ность только мы, а не духов­ник… Не «меня бла­го­сло­вили», а я так делаю, и вся ответ­ствен­ность лежит на мне».

Тут вспо­ми­на­ется и рас­сказ прп. Вар­со­но­фия Оптин­ского. В годы своего послуш­ни­че­ства он при­сту­пал с зара­нее под­го­тов­лен­ным боль­шим спис­ком вопро­сов к своему духов­ному отцу прп. старцу Ана­то­лию. А тот, не отве­чая на эти вопросы, гово­рил: «Иди, иди пока». Рас­ска­зы­вая об этом случае послуш­нику Нико­лаю (буду­щему прп. старцу Никону), прп. Вар­со­но­фий пояс­нял, что нужно учиться «пожда­нию», в духов­ной жизни нельзя торо­питься, и тогда многие слож­ные вопросы сами раз­ре­шатся с тече­нием вре­мени.

Боль­шин­ство стар­цев вообще были против стра­сти к вопро­ша­нию, гово­рили, что волю Божию можно узнать из уст ребенка, если спра­ши­вать с верою; и идти по жизни нужно сред­ним, «цар­ским путем»: испо­ве­до­ваться у своего при­ход­ского свя­щен­ника, жить в совете с еди­но­мыс­лен­ными бра­ти­ями и по Уста­вам Церкви.

Предо­сте­ре­гали людей старцы и от лишних вопро­сов и потому, что знали, что чело­век очень часто непра­вильно истол­ко­вы­вает слова духов­ных мужей, а попро­сту: при­ду­мы­вает то, что ему вовсе и не гово­рили. Иногда же, полу­чая про­стые опре­де­лен­ные ответы, все равно посту­пает по-своему. Чаще всего при встрече со стар­цем дей­ствует духов­ный закон, о кото­ром в одной из бесед с бра­тией своего мона­стыря сказал старец Софро­ний (Саха­ров): «Если чело­век, кото­рый при­хо­дит к духов­нику, посто­янно колеб­лется, нигде не стоит, то духов­ник не может найти для него слова, кото­рое бы устра­нило раз и навсе­гда какое бы то ни было коле­ба­ние. Духов­ник гово­рит то, что в данный момент может помочь чело­веку». А ведь мы почти все такие – мы «ни в чем не стоим», все время колеб­лемся вет­рами своих стра­стей, настро­е­ний, помыс­лов и пред­став­ле­ний. И вот старец нам дает какой-то совет, исходя из нашего сию­ми­нут­ного состо­я­ния, а мы потом начи­наем его «тира­жи­ро­вать», пред­ла­гать всем и каж­дому как наи­луч­ший рецепт спа­се­ния «для всех времен и наро­дов». В таком случае неосо­знанно нару­ша­ется Таин­ство испо­веди, чело­век самому себе и другим людям нано­сит серьез­ный духов­ный вред.

«Во вре­мена древ­ние» именно из стар­че­ского окорм­ле­ния роди­лось духов­ни­че­ское слу­же­ние, а теперь стар­цев пре­вра­тили в ора­ку­лов, обще­ствен­ных дея­те­лей. От этого, увы, сейчас и про­ис­хо­дит мно­же­ство недо­ра­зу­ме­ний. Пово­рот этот про­изо­шел в веке XIX, когда интел­ли­ген­ция, вер­нув­ша­яся в Цер­ковь, нашла оптин­ских и других стар­цев и вынесла их имена и поуче­ния «на стогны мира». Веро­ятно, такова была воля Божия. Но резуль­та­том стало иска­же­ние пра­виль­ного пони­ма­ния стар­че­ского слу­же­ния, кото­рое про­дол­жает раз­ви­ваться в сто­рону пред­став­ле­ния о старце, как о том, кто может и должен участ­во­вать в жизни госу­дар­ства, решать гло­баль­ные миро­вые про­блемы, обра­щаться с про­по­ве­дью ко всему народу. И от этого сейчас воз­ни­кает немало недо­ра­зу­ме­ний. Про­стые люди недо­уме­вают: а почему у стар­цев раз­но­мыс­лие, почему, напри­мер они не еди­но­душ­ными ока­за­лись в отно­ше­нии к ИНН? Почему по-раз­ному отно­сятся к новому пра­ви­тель­ству и к разным другим вопро­сам?

Про­стите меня, конечно, я не вправе выска­зы­ваться по такому серьез­ному вопросу, но дума­ется, нам надо пере­смот­реть свое отно­ше­ние к стар­цам. Ведь мы не знаем при­ме­ров из исто­рии Опти­ной пустыни, напри­мер, или других мона­ше­ских стар­че­ских цен­тров, когда старца про­сили для газеты или для жур­нала (тогда благо не было теле- и аудио­тех­ники) дать интер­вью, отве­тить на вопросы «на злобу дня». Старцы, если и гово­рили о чем-то общезна­чи­мом для исто­рии России или даже для чело­ве­че­ства в целом, то это было ска­зано в пись­мах к кон­крет­ным лицам, не пред­на­зна­чен­ных к тому, чтобы их тотчас же пуб­ли­ко­вали. Прошло немало вре­мени, письма эти уже после кон­чины стар­цев были опуб­ли­ко­ваны, и теперь они служат нам нази­да­нием. А если бы их напе­ча­тали при жизни стар­цев, навер­няка, как это про­ис­хо­дит сейчас, они стали бы ябло­ком раз­дора между раз­лич­ными силами в обще­стве. Если старцы и влияли на ход собы­тий в преж­ние вре­мена, то это всегда дела­лось не напря­мую, а через духов­ных чад – госу­дар­ствен­ных чинов­ни­ков, писа­те­лей, зем­ских дея­те­лей, поме­щи­ков. Старцы давали кон­крет­ный совет кон­крет­ному лицу, а чело­век в меру спо­соб­но­стей выпол­нял его, и часто деяния, совер­шен­ные по совету старца, были при­чи­ной серьез­ных исто­ри­че­ских пере­мен. Таким обра­зом старец оста­вался в тени, и его имя не вовле­ка­лось в поли­ти­че­ские, идео­ло­ги­че­ские и прочие житей­ские дрязги.

И пользы от такого образа дей­ствия при вли­я­нии на обще­ствен­ную жизнь было гораздо больше, чем сейчас. А ныне стар­цев бук­вально застав­ляют выска­зы­ваться пуб­лично, наде­ясь, что их слово успо­коит бро­же­ние среди пра­во­слав­ных, но люди, как известно, не успо­ка­и­ва­ются и после самых авто­ри­тет­ных нази­да­ний, потому что те, кто митин­гуют – живут этим. Они другой жизни уже не пред­став­ляют.

А исто­рия сви­де­тель­ствует: стар­че­ское слу­же­ние не должно быть пуб­лич­ным. Все при­меры такого обще­ствен­ного слу­же­ния – скорее исклю­че­ние из пра­вила. И не надо нашему брату жур­на­ли­сту мучить стар­цев, а нужно спа­сать свою душу. И пом­нить, что гло­баль­ные вопросы в Церкви нико­гда не реша­лись одним чело­ве­ком (даже святым), а реша­лись всегда соборно. Конечно, были и лже­со­боры, но Гос­подь всегда со вре­ме­нем откры­вал – где правда.

Итак, старцы – это «дето­во­ди­тели ко Христу», это те, чьи молитвы слышит Бог, кому открыта воля Божия. И самое уди­ви­тель­ное, что дух истин­ного стар­че­ства – сми­рен­ный, незло­би­вый и про­стой – во все вре­мена ощу­ща­ется веру­ю­щими людьми, как «бла­го­уха­ние духов­ное», исхо­дя­щее от чело­века. Народ тянется к такому чело­веку, окру­жает его плот­ным коль­цом, стре­мится хотя бы бла­го­сло­ве­ние полу­чить от такого батюшки (и так, без слов даже полу­чить уте­ше­ние).

Чита­ешь древ­ние пате­рики, отеч­ники, «досто­па­мят­ные ска­за­ния» и пора­жа­ешься пре­ем­ствен­но­сти – и во вре­мена древ­ние, и в наши вре­мена стар­цев отли­чала еван­гель­ская про­стота. Братия молили: «дай нам настав­ле­ние» и слы­шали в ответ: «не входи в состя­за­ние ни о каком пред­мете, но плачь и сокру­шайся, ибо время близко» (ска­зано в VI веке аввой Мат­тоем), «никого не осуж­дай, никому не доса­ждай и всем мое почте­ние» (ска­зано в ХIХ веке стар­цем Амвро­сием Оптин­ским), «верьте в Бога и Он все устроит» (ска­зано в ХХI веке стар­цем Нико­лаем Гурья­но­вым). И список этот можно про­дол­жить.

При­ме­ча­ния:

1 Кон­це­вич И.М. Оптина пустынь и ее время. Нью-Йорк, 1970. С. 7–8, 11–12, 37–38.

2 Свящ. Сергий Манс­уров. Очерки из исто­рии Церкви. Клин, 2002. С. 27–28.

3 Роза­нов В.В. Иная земля, иное небо. М., 1994. С. 620.

4 Досто­па­мят­ные ска­за­ния о подвиж­ни­че­стве святых и бла­жен­ных отцов. М., 1999.

5 Нилус С.А. Звезды пустыни. М., 2001. С. 10–11.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *