Кто такие страховые брокеры
Кто такие страховые брокеры
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Под деятельностью страховых агентов, страховых брокеров по страхованию и перестрахованию понимается деятельность, осуществляемая в интересах страховщиков или страхователей и связанная с оказанием им услуг по подбору страхователя и (или) страховщика (перестраховщика), условий страхования (перестрахования), оформлению, заключению и сопровождению договора страхования (перестрахования), внесению в него изменений, оформлению документов при урегулировании требований о страховой выплате, взаимодействию со страховщиком (перестраховщиком), осуществлению консультационной деятельности.
Аналогичная деятельность, осуществляемая страхователем в отношении застрахованных лиц, а также аналогичная деятельность, осуществляемая страховщиком или его работником, не относится к деятельности в качестве страхового агента, страхового брокера.
2. Деятельностью в качестве страхового агента, страхового брокера не вправе заниматься лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо осуществлявшие руководство страховщиком в течение двух лет до признания его арбитражным судом банкротом, до истечения трех лет со дня признания страховщика банкротом, а также лица, занимающие должности в органах управления страховщика, его дочерних обществах и аффилированных лицах.
(в ред. Федеральных законов от 23.05.2016 N 146-ФЗ, от 03.07.2016 N 363-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Страховой агент, страховой брокер несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из осуществления ими своей деятельности, в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну страховщика, персональных данных страхователей (застрахованных лиц, выгодоприобретателей), за достоверность, объективность, полноту и своевременность предоставления сведений и документов, подтверждающих исполнение ими своих полномочий.
(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Страховой агент, страховой брокер обязаны обеспечивать сохранность денежных средств в случае получения страховой премии (страховых взносов) от страхователей, а также сохранность документов, предоставленных страховщиком, страхователем (застрахованным лицом, выгодоприобретателем), предоставлять страховщику отчет об использовании бланков страховых полисов, сертификатов, возвращать неиспользованные, испорченные бланки страховых полисов, сертификатов в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором, заключенным между страховщиком и страховым агентом, страховым брокером, или в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Страховой агент, страховой брокер имеют право на получение от страховщика сведений о размере его уставного капитала, страховых резервов, о лицензии на осуществление страхования, перестрахования, о сроках деятельности в качестве субъекта страхового дела, о видах и об условиях осуществляемого страхования, а также сведений об аккредитации филиала иностранной страховой организации и о размере его гарантийного депозита.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Страховой агент, страховой брокер не могут указывать себя в качестве выгодоприобретателя по договорам страхования, заключаемым ими в пользу третьих лиц. Страховщик обязан исполнять договоры страхования, заключенные от имени и (или) в интересах страховщика страховыми агентами, страховыми брокерами, независимо от способов, сроков реализации страховых полисов и даты поступления страховщику страховой премии (страховых взносов), уплаченной страхователем страховому агенту, страховому брокеру.
Вознаграждение, выплачиваемое страховщиком страховому агенту, страховому брокеру по обязательному страхованию, предусмотренному федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования, не может превышать десять процентов от страховой премии.
5. Страховыми агентами являются физические лица, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица, осуществляющие деятельность на основании гражданско-правового договора от имени и за счет страховщика в соответствии с предоставленными им полномочиями.
Контроль за деятельностью страховых агентов осуществляет страховщик, в том числе путем проведения проверок их деятельности и предоставляемой ими отчетности об обеспечении сохранности и использовании бланков страховых полисов, сертификатов, об обеспечении сохранности денежных средств, полученных от страхователей, и исполнения иных полномочий.
(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Страховыми брокерами являются юридические лица (коммерческие организации) или постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, осуществляющие деятельность на основании договора об оказании услуг страхового брокера по совершению юридических и иных действий по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования по поручению физических лиц или юридических лиц (страхователей) от своего имени, но за счет этих лиц либо совершению юридических и иных действий по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования (перестрахования) от имени и за счет страхователей (перестрахователей) или страховщиков (перестраховщиков). В договоре об оказании услуг страхового брокера определяются, в частности, перечень оказываемых страховым брокером услуг, права и обязанности сторон, порядок исполнения договора, срок его действия, стоимость услуг (размер вознаграждения страхового брокера), порядок взаиморасчетов, включая порядок и сроки перечисления страховщику денежных средств, полученных страховым брокером для оплаты договора страхования (перестрахования) (если такая деятельность осуществляется страховым брокером).
(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если страховой брокер осуществляет посредническую деятельность в интересах страховщика, он обязан уведомить об этом страхователя и не вправе получать вознаграждение за оказанную услугу по одному договору страхования и от страховщика, и от страхователя.
Страховые брокеры вправе осуществлять иную связанную с оказанием услуг по страхованию и не запрещенную законом деятельность, за исключением деятельности страховщика, перестраховщика, страхового агента.
Страховой брокер не вправе оказывать услуги исключительно по обязательному страхованию.
Страховые брокеры, осуществляющие прием денежных средств от страхователей (перестрахователей) в счет оплаты договора страхования (перестрахования), зачисляют данные средства на специальный банковский счет для последующего перечисления страховщику в срок, не превышающий трех рабочих дней. Страховые брокеры не вправе осуществлять иные операции по данному счету.
Страховые брокеры, осуществляющие прием денежных средств от страхователей (перестрахователей) в счет оплаты договора страхования (перестрахования), должны обладать гарантией исполнения обязательств в форме банковской гарантии на сумму не менее трех миллионов рублей или наличия собственных средств в размере не менее трех миллионов рублей, размещенных в денежные средства.
7. Деятельность иностранных страховых брокеров на территории Российской Федерации не допускается, за исключением осуществления посреднической деятельности в качестве страхового брокера по перестрахованию и случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
8. Страховой брокер обязан предоставлять страхователю по его требованию информацию о своих наименовании, месте нахождения, о лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера, перечне оказываемых услуг, в том числе в электронной форме, страховщике, в интересах которого осуществляется страхование, наличии (с указанием доли) или об отсутствии участия в капитале страховщика (страховщиков), о видах и об условиях страхования, а также результаты анализа страховых услуг (подлежащих страхованию объектов, страховых рисков, страховых тарифов и иных условий страхования у различных страховщиков), подтверждающие, что предложение страхового брокера страхователю сформировано с учетом потребностей страхователя.
(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Страховой брокер предоставляет страховщику полученную от страхователя информацию о страховом риске, об объекте, о предмете страхования, о его потребности в страховании, а также иные информацию и документы, связанные с заключением и сопровождением договора страхования, исполнением своих обязанностей, в порядке и в объеме, которые установлены законодательством Российской Федерации и договором между страховщиком и страховым брокером.
9. Контроль за деятельностью страховых брокеров осуществляется органом страхового надзора в соответствии с требованиями настоящего Закона, а также страховщиком в части исполнения полномочий и обязанностей, предусмотренных договором между страховщиком и страховым брокером.
10. Страховые агенты и страховые брокеры обязаны разъяснять страхователям, застрахованным лицам, выгодоприобретателям, а также лицам, имеющим намерение заключить договор страхования, по их запросам положения, содержащиеся в правилах страхования, договоре страхования. Страховой агент при наличии у него сайта и страховой брокер обязаны размещать информацию, предусмотренную пунктами 5 и 8 настоящей статьи, на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Страховщики ведут реестры страховых агентов и страховых брокеров, с которыми у них заключены договоры об оказании услуг, связанных со страхованием. Сведения из реестра страховых агентов и страховых брокеров, позволяющие идентифицировать страхового агента или страхового брокера в качестве лица, с которым у страховщика заключен договор об оказании услуг, связанных со страхованием (фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование страхового агента, страхового брокера, номер удостоверения или договора), сведения о видах страхования, по которым страховой агент, страховой брокер уполномочены страховщиком оказывать услуги, связанные со страхованием, в том числе в электронной форме, перечень оказываемых услуг, а также доменное имя и (или) сетевой адрес официальных сайтов страхового агента (при наличии), страхового брокера в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещаются страховщиками на своих официальных сайтах. Полномочия по ведению реестра страховых агентов и страховых брокеров и размещению сведений из него в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» могут быть переданы страховщиком объединению страховщиков, о чем страховщик должен сообщить на своем официальном сайте с указанием информации о таком объединении страховщиков.
(в ред. Федеральных законов от 24.04.2020 N 149-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
В чём разница между страховым брокером и страховым агентом
Понятия «страховой брокер» и «страховой агент» созвучны, поэтому люди зачастую не видят разницы. На самом деле методы и цели их работы отличаются. Давайте разберёмся, что же из себя представляют страховые брокеры и страховые агенты и почему это совсем не одно и то же.
Кто такой страховой брокер
Страховой брокер — посредник, который помогает выбрать страховщика и конкретные страховые продукты. Он оценивает предложения, сравнивает, предлагает оптимальный вариант, в процессе помогает консультациями, информационной поддержкой, оформлением необходимых документов, обеспечивает сохранность денег, если взносы проходят через него.
Брокер как независимый эксперт действует в интересах клиента, поэтому именно от него получает вознаграждение за свои услуги. Считается, что чем крупнее страховой брокер, чем больше у него сеть, тем меньше его комиссионные, ведь крупные игроки рынка могут зарабатывать на объёмах продаж.
У брокера обязательно должна быть лицензия на осуществление страховых услуг. Кроме того, работа брокера подчинена официальным правилам и требованиям, которые защищают клиентов:
Кто такой страховой агент
Страховой агент — это физическое или юридическое лицо, которое продаёт страховые полисы. Агентом может быть не только тот, кто зарабатывает исключительно этой деятельностью, но и тот, для кого этот доход — один из многих (к примеру, банк или автодилер). Зачастую это удобно для всех: и для самой организации-агента, и для страховой, и для клиента, который может не тратить время на поиски, а на месте, буквально не отходя от кассы, получить консультацию и оформить полис.
Как и брокер, агент заинтересован в продаже большого количества страховок. Агент также оказывает консультационные услуги, помогает оформлять документы и может принимать оплату.
Разница между агентом и брокером не только в том, что агенту не нужна лицензия. Если брокер работает в интересах клиента и, как правило, именно от него получает вознаграждение, агент получает комиссию от страховой компании.
Агенты бывают штатными, мономандатными и многомандатными.
Иногда на этой почве возможны спекуляции: агент может убедить клиента, что речь о самом лучшем и выгодном предложении только из-за личной заинтересованности в комиссии. Вопрос порядочности мы оставим за скобками, но клиенту важно понимать, что именно руководит агентом и есть ли выбор среди нескольких схожих страховых продуктов.
Также агент, если это предусмотрено контрактом, может частично выплатить компенсацию при наступлении страхового случая. Но это уже зависит исключительно от деталей договора.
Чем отличаются
Сравнили в таблице основные моменты, чтобы показать разницу между страховыми агентами и брокерами.
Что сравниваем | Брокер | Агент |
---|---|---|
Как получает доход | Как правило, вознаграждение приходит от клиента. Если же вознаграждение оплачивает страховая, брокер обязан проинформировать клиента об этом. | Получает свой процент от страховщика. |
От чьего лица работает | От собственного или от имени клиента по его поручению. | От страховой компании по ее поручению. |
Партнерство со страховщиками | Работает со множеством организаций. Заинтересован в возможности предоставить большой выбор клиенту, соответствующий интересам и ситуации клиента, ведь это является его конкурентным преимуществом перед агентом. | Как правило, сотрудничает с определенной страховой компанией. Возможно, с несколькими. Есть агенты, которые сотрудничают со множеством страховых компаний (например, благодаря онлайн-платформе, которая дает им большой выбор). |
Необходимость получить лицензию | Брокер обязан иметь лицензию на свою деятельность. | Требований к лицензии нет. |
Ограничения | Не вправе действовать вне своих обязанностей, не может действовать одновременно и в интересах клиента и в интересах страховщика. | Не имеет возможности, как страховой брокер, сравнить максимальное количество возможных предложений и выбрать лучшее. Может действовать в интересах определенного страховщика, при этом консультируя клиента. |
Как стать страховым брокером или агентом
❌ Стать страховым брокером — задача непростая. Без предварительной подготовки и знания матчасти, законодательства, преимуществ и минусов отдельных страховых компаний не обойтись. Для этой деятельности понадобится открыть ИП или ООО. То есть в идеале заранее стоит разобраться и с этим вопросом: понять, какая форма, какое налогообложение будет выгоднее. После регистрации своего дела обязательно придётся получить лицензию. Только после прохождения этих этапов можно начинать работать в качестве страхового брокера. Затем можно заключать договоры со страховыми компаниями, с которыми брокер собирается сотрудничать. Всё это займёт немало времени, зато после можно масштабировать деятельность и стать крупным брендом.
✅ Стать страховым агентом элементарно. Например, есть онлайн-платформы, где достаточно зарегистрироваться и пройти простой обучающий курс, чтобы получить возможность продавать полисы и получать комиссию. Также можно самостоятельно заключить договоры со страховыми компаниями, но это займёт больше времени.
Тем, кто хочет стать страховым брокером или агентом, важно понимать: и те и другие отвечают за сохранность персональных данных клиентов, документов и денег, за достоверность информации о страховых продуктах. Поэтому работать в этой сфере стоит только с предварительной подготовкой, осознанно.
Рейтинги страховых брокеров
В интернете немало рейтингов страховых брокеров, например, insbrokers.ru или insurancebroker.ru. Как правило, они составляются на основании таких параметров:
На сайте Центробанка можно посмотреть архивную отчетность по страховой брокерской деятельности. Эта статистика посвящена цифрам: она лишена эмоций и не учитывает таких субъективных показателей, как качество сервиса обслуживания, но довольно информативна. Если вы определились с брокером или только выбираете между ними, эти данные Центробанка могут оказаться полезными. Также у Центробанка есть реестр финансовых организаций, где можно посмотреть в том числе информацию о брокере.
❌ Какого-либо реестра или рейтингов страховых агентов не существует — их может быть очень много.
Зачем нужны страховые брокеры и агенты
Клиенты не всегда в силах самостоятельно разобраться во всем многообразии предложений, которые существуют на рынке. И уж тем более, сложно сравнить все возможные предложения, осознав их преимущества и недостатки. Страховщику сложно сравнивать себя с конкурентами — это не в его интересах. А вот брокеры и агенты (если агент сотрудничает не с одним страховщиком) вполне могут оценить картину в целом и предложить оптимальный вариант.
Брокеры и агенты нужны не только клиентам, но и страховщикам, ведь они поставляют клиентскую базу. Довольный обслуживанием и компенсацией человек порекомендует компанию знакомым. Возможность выбора и конкуренция между страховыми компаниями развивают рынок, это полезно для всех.
Конечно, если вы четко знаете, какой именно продукт вам нужен и определились со страховщиком, есть смысл обратиться к нему напрямую, тем более, что тут возможны скидки или специальные акции, благодаря которым можно сэкономить. Иногда посредники готовы сделать дисконт за счёт части своего вознаграждения, но у самого страховщика тут в большинстве случаев больше возможностей для маневра и скидок.
Если вы хотите застраховать квартиру, собаку или кошку, то можете сделать это быстро и без посредников прямо на сайте «Манго».
Важно: прежде чем покупать полис у посредника, самостоятельно рассчитайте стоимость полиса, который вам нужен. В интернете масса удобных калькуляторов, которые дают такую возможность. Это позволит вам не купить интересующий продукт по завышенной цене.
Третий бывает не лишним: когда полезно воспользоваться услугами страховых агентов и брокеров?
Благодаря пандемии купить полис онлайн теперь возможно на сайтах страховщиков и в маркетплейсах, предварительно сравнив стоимость. Но не торопитесь удалять телефонный номер своего страхового агента.
Сколько всего в России страховых агентов — доподлинно неизвестно. «Можно говорить только об их приблизительном количестве, и это больше сотни тысяч, а в кризисные периоды количество увеличивается», — отмечает председатель правления Ассоциации профессиональных страховых агентов Александр Тутинас. Каждый агент имеет договор со страховой компанией (СК), но есть еще такое понятие, как «страховое субагентирование», агентами могут выступать ИП и юрлица, например автосалоны. Консультант ФРИИ, экс-глава по развитию дистрибуции и обучению в странах Европы, Африки и Ближнего Востока MetLife Роман Иванов на конференции «InsurSelling-2021. Продажи страхования» привел цифру агентов 120 тыс. человек.
Помимо агентов на рынке работают страховые брокеры, которых, по информации Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ), на российском рынке 60. «Количество несколько сократилось, но в дальнейшем существенного снижения мы не ожидаем», — говорит председатель совета АПСБ Катерина Якунина.
В чем разница?
Принято считать, что кардинальное отличие страховых брокеров от агентов в том, что агент действует в интересах страховщика, а брокер находится на стороне клиента. «Страховой агент — это коммерческий представитель СК, по делегированным полномочиям на основании договора и доверенности, — объясняет Александр Тутинас. — Страховой брокер — это представитель клиента, работающий от имени и за счет клиента. А клиентом может быть как страхователь, так и СК, ибо брокер работает по договору поручения и любая сторона договора страхования может его нанять».
И брокеры, и страховщики декларируют, что их главная цель — помощь в выборе страхового продукта. «Практически все полисы, даже наиболее простые, требуют консультации, — говорит вице-президент «Ренессанс Страхования» Сергей Кожевников. — Возьмем каско — казалось бы, распространенный и понятный продукт, но в любой СК есть как минимум десять вариантов. А если сравнивать несколько СК, то без консультации специалиста клиенту самому разобраться очень сложно».
Традиционно около 80% портфеля агента занимают моторные виды страхования (ОСАГО и каско). На оставшиеся 20% приходятся страхование имущества, страхование от несчастных случаев, ипотечное и прочие виды добровольного страхования. «Некоторые считают, что агенты нужны главным образом для продажи сложных продуктов, но я считаю, что это зависит не от продукта, а от клиента, — рассуждает руководитель проекта «АльфаАгент 2.0» компании «АльфаСтрахование» Мария Филиппова. — Для всех страховых продуктов для определенной категории клиентов покупка через агента более комфортная и предпочтительная, потому что им нужны подробные и понятные консультации по сути продукта, индивидуальный сервис и понимание, что у них есть личный помощник».
Когда нужен брокер
К помощи брокеров прибегают, когда нужно приобрести не коробочный страховой продукт, для которого наиболее существенным параметром является цена, а полис, где необходимо проанализировать не только цену, но и набор рисков. Например, где требуется серьезная страховая экспертиза или передача рисков в перестрахование. Такое страхование больше актуально для юрлиц, на которые приходится около 90% всей выручки брокеров. Хотя работают они и с физлицами. «Участие в продаже страхового брокера полностью или существенно снижает риски мисселинга (когда клиент не вполне понимает, какой продукт он купил), — считает Катерина Якунина. — А также риски заключения договора с потенциальным мошенником, риски судебных исков со стороны клиента в случае его несогласия с действиями СК при урегулировании убытков и тому подобное».
Страховой брокер не только продает полисы, его спектр услуг гораздо шире. Как правило, он участвует в урегулировании убытка, консультирует клиента и помогает ему правильно оформить все документы. Это важно, если продукт не коробочный и процесс урегулирования и необходимые для него документы могут варьироваться.
Еще одно ключевое отличие страховых брокеров от агентов — наличие дополнительных гарантий. «Страховые брокеры поднадзорны ЦБ, регулятор следит за финансовым состоянием и за наличием/отсутствием жалоб (поведенческий надзор), — продолжает Якунина. — Брокеры должны обладать банковской гарантией на сумму не менее 3 миллионов рублей или собственными средствами на ту же сумму».
Различия есть и в оплате труда. «Среднее агентское вознаграждение составляет 20—25% стоимости полиса, иногда 25—30% по имуществу и около 40% по НС, а по ДМС — 8—10%», — указывает Александр Тутинас. У брокеров, по данным Банка России, средняя комиссия среди всех ключевых каналов продаж — около 14% от страховой премии.
Агент в «цифре»
С прошлого года покупать полисы онлайн можно не только на сайтах СК, но и у страховых посредников, для которых сняли законодательные ограничения. Теперь и агенты, и брокеры оказывают свои услуги онлайн, что быстрее и комфортнее для потребителей. Кроме того, цифровизация процессов помогла «отвязать» агентов от офисов страховщиков. По словам Сергея Кожевникова, раньше они в основном были представлены в тех же регионах, где есть филиалы и офисы СК. «Это наследственность старых бизнес-процессов, когда для продаж агенту необходимо было приезжать в офис, — объясняет он. — Теперь территориальная привязанность исчезла. У нас появились продажи через агентов, расположенных в регионах, где компания никак не представлена. И их число увеличивается».
«Благодаря платформе «АльфаАгент», с помощью которой можно заключить агентский договор полностью в цифровом формате, агенты нашей компании работают даже на самых удаленных территориях РФ, — рассказывает Мария Филиппова. — Платформа была запущена в конце 2019 года, и сейчас около 3 тысяч агентов используют ее для оформления договоров».
Весьма кстати, учитывая, что рынок онлайн-услуг стремительно развивается, меняя предпочтения клиентов СК. «Люди стали инертнее, стараясь никуда не ездить, отыскивая быстрое решение удаленно, — считает главный экономист информационно-аналитического центра «ТелеТрейд» Петр Пушкарев. — И неважно, заказ ли это еды, или страховка — если где-то соответствующая услуга оказывается недоступна онлайн, то человек ищет другое место, где ему все объяснят и сделают на расстоянии».
В такой новой «нормальности», по мнению эксперта, услуги страхового консультанта станут даже более востребованными. «Если не видишь офис страховой компании, которой ты доверяешь свои деньги и которая будет ответственна за оказание важных для тебя услуг, то при крупных суммах договора весьма желательно хотя бы посмотреть в глаза консультанту по видеосвязи, чтобы получить от него вразумительные ответы о деталях и сути различных страховых услуг, — говорит он. — Времени читать и писать много букв людям уже, как правило, жалко. Отсюда живое человеческое общение становится незаменимым. Так что безработица страховым агентам не только не грозит, но их роль в какой-то мере даже возрастает».
В прошлом году страховщики имели возможность в этом убедиться. По словам члена правления СК «Росгосстрах» Елены Белоусенко, когда другие каналы продаж, такие как банкострахование, офисный и партнерский, серьезно просели, доля агентского канала значительно выросла, несмотря на ограничения личного общения. «В пик пандемии доля агентского канала в рознице была около 50%», — добавляет она. Поэтому компания, у которой самая большая агентская сеть — около 40 тысяч человек, планирует ее развивать с использованием цифровых технологий. Так, на днях «Росгосстрах» внедрил в помощь страховым агентам аналитическую геосистему «Карта агентских участков» на основе ГИС Atlas. Разработка российской компании Marketing Logic показывает в зоне ответственности каждого агента дома и участки с разделением на статус: застрахованные в «Росгосстрахе», застрахованные в других СК и еще не застрахованные. Такой инновационный подход со сверхвысоким уровнем детализации впервые позволил составить единый список домов и земельных участков для страхования в масштабах всей страны и конкретного населенного пункта.
Почему нельзя перевести все в онлайн
Инновационный подход «Росгосстраха» поможет агентам активнее формировать спрос на так называемые push-продукты, к которым относится страхование недвижимости. «Все страховые продукты делятся на две группы: pull — это продукты явного спроса, которые люди ищут сами, и push — спрос на которые нужно создавать СК и агентам, — рассказывает Роман Иванов. — В категории pull-продуктов для клиента важна скорость покупки и простота. С push-продуктами сложнее, потому что продавец и агент порождают спрос и для этого нужны навыки коммуникации».
Обязательных pull-страховок немного: в Европе — медстрахование и авто, в России — ОСАГО и сильно просевшее из-за ковида ВЗР. А все остальное — это push. Попытки перенести их полностью в онлайн терпят фиаско и в России, и в Европе. Эксперт приводит пример — опыт компании Norwich Union, которая в 2011 году решила отказаться от агентов совсем и инвестировать 150 млн долларов в онлайн-продажи, а после восьми лет убытков и несбывшихся ожиданий год назад публично объявила об экстренной программе развития агентской сети и инвестировала в ее восстановление еще 150 млн долларов. «Яркий пример российского рынка — компания Intouch, которая лет десять назад заявляла, что активно будет продвигать онлайн-продажи, а сейчас ее продажи — это в основном ОСАГО, — продолжает он. — Полностью перевести в онлайн можно продажи только pull-продуктов, хотя и здесь клиенту нужен агент как адвокат его интересов. Push-продажи оцифровываются процентов на 70 — полностью оцифровать цикл продаж этих продуктов никому в мире пока не удалось».
Например, назначить встречу с клиентом могут кол-центры и чат-боты в мессенджерах. Оцифровать можно сбор информации и изучение потребностей клиента с помощью электронных анкет и Zoom-встреч. С выбором оптимального продукта лучше всех справляется теперь искусственный интеллект, но самый важный этап — закрытие сделки — без агента невозможен. «В этот момент в голове клиента работают «весы»: нужно или не нужно покупать, и кроме агента остановить их в положении «да» и трансформировать в оплату в push-продажах не может никто. Здесь агент незаменим, поэтому данный элемент не оцифровывают», — говорит Иванов.
Как меняются страховые приложения?
Подходы к цифровизации продаж в Европе и Азии сильно отличаются. «В Европе доминирует подход, который я называю «онлайн-магазин», и конечным пользователем является потенциальный клиент, — поясняет Роман Иванов. — Приложение компании ориентируется именно на продажи. Если клиент не выбирает обязательные продукты — «авто» или «медицину», то приложение переводит его на следующий экран, где представлены «путешествия», «имущество», «жизнь». Если он что-то выбирает, то в соответствии с его геолокацией его переводят на ближайшее агентство, с ним связывается агент, знающий, в чем интерес потенциального клиента, и имеющий первичные данные о нем. Это наиболее удачное решение на сегодняшний день на европейском рынке».
В Азии доминирует немного иной тренд: компании делают наборы разных приложений, конечный потребитель не так очевиден, а сориентированы приложения не на продажу, а на общение. «Это не совсем онлайн-магазины, а, скорее, шаги в сторону экосистем на базе страхования, — продолжает эксперт. — Например, компания — лидер азиатского рынка Manulife имеет десять приложений. Один из вариантов — соцсеть, с ориентацией на здоровый образ жизни, где можно сравнить себя с неким эталоном (шагомеры, пульсометры и прочее). С ее помощью страховщик получает данные для андеррайтинга. Еще одно приложение для сбора откликов и идей. Есть приложение и конкретно для продажи страховок и так далее».
Цифровые решения российских СК больше похожи на европейские, ориентированные на продажи полисов. «Часть продаж, по простым коробочным продуктам, купить которые можно «в один клик», будет переходить в экосистемы банков, телекомов и других операторов клиентских данных, — считает Сергей Кожевников. — Однако они не смогут полностью заменить две самые главные функции агента: экспертиза в выборе оптимального страхового покрытия и персональная «человеческая» ответственность перед своим клиентом».
Кроме того, по словам заместителя генерального директора страхового брокера «Вита» Валерии Филипповой, начинают появляться страховые продукты по подписке, спрос на которые будет расти. «Клиенту не интересны конкретные страховые продукты, никто не хочет заходить ни на какой сверхтехнологичный сайт СК, — объясняет она. — Клиент хочет, чтобы полисы ему предоставлялись не как продукты, а как услуги в связке с другими услугами и продуктами, которые ему интересны. Например, страховые продукты успешно вписываются в программы лояльности: на российском рынке появился такой продукт, в котором полисы страхования на месяц имеют увязку с разными продуктовыми направлениями более чем 400 поставщиков. Они в рамках своей программы лояльности возмещают клиенту стоимость страхования. Фактически появилось бесплатное страхование, где люди вкладывают деньги в набор услуг, который им интересен».