Кто такие странники на руси

Что такое русское странничество?

КТО ТАКИЕ СТРАННИКИ?

«С XVIII века появился на Руси особый подвиг – подвиг странничества. С определенного момента Русская Церковь обращается к новому подвигу – к уходу из этого мира, к странничеству. Главной чертой подвига странничества является отметание определенного места, отрицание до конца уюта. Взяв начало от подвига паломничества в святые места, подвиг странничества провозгласил святость всего мира. «

/Конец цитаты/
Странники и странницы посещали святые места, видели на своём пути много интересного, встречали других людей, которые сообщали им что-то важное.
Останавливаясь в городах и селениях, они делились всем услышанным с хозяевами, которые пускали их на ночлег. Практически исполняли роль устной газеты для людей, которые тянулись к знаниям. Их очень уважали и ценили.
Многие странники сопровождали свои рассказы пением и игрой на народных инструментах. Во многом благодаря им, сохранились старинные русские песни и сказания.
Они играли большую роль в формировании общественного мнения.

Именно такого человека мы видим на картине Василия Перова «Странник» /1870 год./

На странника посмотрите иначе
И восхититесь вы его судьбой,
Узнав, какие сложные задачи
Частенько ставил он перед собой.

И в зной, и в дождь, и днями, и ночами,-
Его вела заветная мечта.
Он шёл с котомкой тощей за плечами,
Чтобы увидеть Божие места.

Печаль монастырей и храмов наших.
В селениях или в густом лесу.
Мир памяти однажды просиявших
В служении Небесному Отцу.

Святых мужей гробницы и могилы,-
К ним иногда он шёл немало дней,-
Духовные ему дарили силы-
И делали душевней и мудрей.

Он, будто по Всевышнему веленью,
Своё служенье людям видел в том,
Чтоб обходить деревни и селенья
И говорить о вечном и святом.

Щедр человек, душой живущий в Вере,
Весь мир он греет праведным трудом.
Для странника всегда открыты двери,
Ведь вместе с ним и Бог приходит в дом.

К тому ж не всем была доступна пресса,
А спрос всегда на новости не мал,
И потому с огромным интересом
Народ его историям внимал.

Он говорил о людях и о Боге.
О городах встречавшихся в пути,
О том, что с ним произошло в дороге,
О том, что с ним могло произойти.

Но странники все были одиноки,
Лишь Богу посвящали жизнь они.
И, отходив, свои земные сроки,
В монастырях заканчивали дни.

Источник

Как называли странников на Руси

Кто такие странники на руси. Смотреть фото Кто такие странники на руси. Смотреть картинку Кто такие странники на руси. Картинка про Кто такие странники на руси. Фото Кто такие странники на руси

В русском народном фольклоре часто упоминается о каликах перехожих. Кем же были эти люди? Откуда взялось такое название?

Кто такие калики?

Каликами в старину на Руси называли странников, поющих духовные стихи и былины. Кстати, они и сами нередко становились героями былин. Так, в русском эпосе есть Калика-богатырь, побивающий «силушку», которой «сметы нет», «могучий Иванища», а также «калика перехожая переброжая», с которым не решается вступить в поединок сам легендарный русский богатырь Илья Муромец. К слову, последнего вдохновили на защиту земли Русской именно калики.

Существуют две версии происхождения слова «калика». Согласно общепринятому мнению, этимологически оно связано со словом «калека», поскольку многие странники были юродивыми или обладали физическими увечьями, чаще страдали слепотой. Однако иные исследователи полагают, что термин произошел от слова «калиги» (лат. caligae — полусапоги, затем так стали называть подвязные сандалии, которые обували странники, направлявшиеся из западных стран в Иерусалим).

Странничество было связано с религиозным паломничеством. Так, русские калики упоминаются в «Хождении Даниила игумена в Иерусалим» и в записках Стефана Новгородца. Былины повествуют о каликах, державших путь «из монастыря Боголюбова к славному городу Иерусалиму».

Какими были калики?

Но в большинстве своем калики все же были нищими и добывали себе пропитание милостыней. При этом они пользовались почетом и уважением благодаря тому, что посещали святые места.

Бывая в Греции и Палестине, русские странники наблюдали, как их заморские, например, византийские «коллеги» пели на площадях перед собравшейся толпой священные песнопения и рассказывали жития святых, нередко основанные на апокрифических сказаниях, в обмен на подаяние. От них наши калики и переняли этот способ, с помощью которого добывали свой хлеб.

Калики оказывали довольно сильное влияние на религиозные и нравственные представления русского народа. Они проповедовали аскезу и сами часто следовали этому идеалу.

Нередко калик привечали у себя дома богатые люди – дворяне и купцы, предоставляя им на время кров и пищу. Иные «квартировали» круглый год, и их уже воспринимали почти как домочадцев. Странники развлекали хозяев и их детей рассказами и песнопениями, а иногда учили и обычной житейской мудрости. Их считали «божьими людьми», прислушивались к их словам и пророчествам, если они обладали даром предсказания.

Но чаще всего калики находили приют в скитах и монастырях. При этом монашеский постриг они принимали редко – это была особая категория людей, близких к Богу, но не удалявшихся от мира. Некоторые так и странствовали всю жизнь, до глубокой старости или до самой смерти не имея собственного угла.

Последний путь калик перехожих

К концу XIX столетия репертуар русских калик довольно оскудел. Как правило, певцы-странники могли исполнить не более четырех-пяти духовных стихов. Особой популярностью пользовались стихи о Вознесении, Лазаре и Богаче, Страшном суде, святом Егории, а также об Алексии, человеке Божием, и Иоасафе-царевиче (Иосифе Прекрасном). Самый богатый репертуар оставался у странников в северных губерниях – Архангельской и Олонецкой. Отдельные тамошние калики даже помнили былины.

Православные странники упоминаются во многих произведениях и мемуарах, касающихся дореволюционной эпохи. После революции, когда начались гонения на Церковь, традиции странничества в России сошли на нет, а словосочетание «калика перехожая» стало анахронизмом.

Источник

Калики перехожие: чем на самом деле занимались странники на Руси

В русском народном фольклоре часто упоминается о каликах перехожих. Кем же были эти люди? Откуда взялось такое название?

Кто такие калики?

Каликами в старину на Руси называли странников, поющих духовные стихи и былины. Кстати, они и сами нередко становились героями былин. Так, в русском эпосе есть Калика-богатырь, побивающий «силушку», которой «сметы нет», «могучий Иванища», а также «калика перехожая переброжая», с которым не решается вступить в поединок сам легендарный русский богатырь Илья Муромец. К слову, последнего вдохновили на защиту земли Русской именно калики.

Существуют две версии происхождения слова «калика». Согласно общепринятому мнению, этимологически оно связано со словом «калека», поскольку многие странники были юродивыми или обладали физическими увечьями, чаще страдали слепотой. Однако иные исследователи полагают, что термин произошел от слова «калиги» (лат. caligae — полусапоги, затем так стали называть подвязные сандалии, которые обували странники, направлявшиеся из западных стран в Иерусалим ).

Странничество было связано с религиозным паломничеством. Так, русские калики упоминаются в «Хождении Даниила игумена в Иерусалим » и в записках Стефана Новгородца. Былины повествуют о каликах, державших путь «из монастыря Боголюбова к славному городу Иерусалиму ».

Какими были калики?

Но в большинстве своем калики все же были нищими и добывали себе пропитание милостыней. При этом они пользовались почетом и уважением благодаря тому, что посещали святые места.

Калики оказывали довольно сильное влияние на религиозные и нравственные представления русского народа. Они проповедовали аскезу и сами часто следовали этому идеалу.

Нередко калик привечали у себя дома богатые люди – дворяне и купцы, предоставляя им на время кров и пищу. Иные «квартировали» круглый год, и их уже воспринимали почти как домочадцев. Странники развлекали хозяев и их детей рассказами и песнопениями, а иногда учили и обычной житейской мудрости. Их считали «божьими людьми», прислушивались к их словам и пророчествам, если они обладали даром предсказания.

Но чаще всего калики находили приют в скитах и монастырях. При этом монашеский постриг они принимали редко – это была особая категория людей, близких к Богу, но не удалявшихся от мира. Некоторые так и странствовали всю жизнь, до глубокой старости или до самой смерти не имея собственного угла.

Последний путь калик перехожих

К концу XIX столетия репертуар русских калик довольно оскудел. Как правило, певцы-странники могли исполнить не более четырех-пяти духовных стихов. Особой популярностью пользовались стихи о Вознесении, Лазаре и Богаче, Страшном суде, святом Егории, а также об Алексии, человеке Божием, и Иоасафе-царевиче ( Иосифе Прекрасном ). Самый богатый репертуар оставался у странников в северных губерниях – Архангельской и Олонецкой. Отдельные тамошние калики даже помнили былины.

Православные странники упоминаются во многих произведениях и мемуарах, касающихся дореволюционной эпохи. После революции, когда начались гонения на Церковь, традиции странничества в России сошли на нет, а словосочетание «калика перехожая» стало анахронизмом.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Источник

Ко дню памяти святой блаженной Ксении Петербургской

Кто такие странники на руси. Смотреть фото Кто такие странники на руси. Смотреть картинку Кто такие странники на руси. Картинка про Кто такие странники на руси. Фото Кто такие странники на руси

6 февраля, день памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Камская улица в Санкт-Петербурге, ведущая к воротам Смоленского кладбища, полна народа. Сразу привлекают внимание несколько необыкновенных личностей. Грузная фигура, бородатое казахское лицо, длинные волосы, табличка «Странник» на груди, горячая, быстрая речь.

А вот маленький, щуплый человечек, глаза голубые-голубые, а лицо такое русское, какое только на лубочной картинке увидишь. На вопросы смущенно улыбается, словно солнцем озаряясь.

— А у нас в Лавре были уже?

— Сходите, поклонитесь мощам святого Александра Невского.

— Да я был во Владимире, во Владимире все святые. Разве что сходить на подворье Оптиной пустыни. У меня там батюшка Александр, он может мне одеждой помочь. У меня пальто порвалось немножко.

У самых ворот стоит-сияет маленькая бабушка в черном с красными цветами платке. От улыбки словно делается больше ростом.

— А у святой Ксении Петербургской часто бываете?

— А я первый раз к ней попала-та. Мы-то у своей бываем Матрёнушки[ii], я усё с ней разговариваю, говорю: «Матрёнушка, ты тульская родом, а я была орловская родом, мы с тобою земляки». Вот я с нею разговариваю, чтоб дала она всем здоровья, всем помощи. Водичку у нее брала, маслица три пузырёчка брала, цветочки брала.

— И здесь вам понравилось?

— Да. Я люблю дюже святых, деточка. Чернигов далеко будет отсюда?

Мы живём на этом свете

Что мы ближе к доле смертной

С каждым часом, с каждым днём.

Столько лет живём, стремимся,

Но о том не помышляем:

А к чему наша душа?

Чем мы душу украшаем,

Что для ней мы припасём,

Мы для Бога принесём?

Время нам затем даётся:

Помолиться о грехах,

Чтоб душе было отрадно

Здесь и там, на небесах.

И пройдёт всё это время,

И настанет страшный час,

И от ангелов небесных

Из трубы услышим глас.

Все живые и мертвые

Будут там тогда бродить,

Все мы встанем пред престолом,

Нас Господь станет судить.

Только праведные души

Будут радостно взирать,

Ну а грешные несчастно,

Тяжело будут вздыхать.

Будем мы просить у Бога,

Чтобы дал Господь для нас

Для души и покаянья

Помолиться один час.

А Господь на то ответит:

«Поздно, поздно спохватились,

Я давно ведь к вам стучался. »

«Я давно ведь к вам стучался,

Вы закрылись от меня,

И открыться не хотели

До сегодняшнего дня.

Ваше сердце охладело,

И душа полна со злом,

Вы заснули крепким сном.

О грехах своих забыли,

Сбились с праведной пути,

А тяперя замечтались,

Как бы нам таперь найти

Все источники живые,

Где грехи свои обмыть,

Чтоб душе было покойно,

Всё земное позабыть.

Не забудьте, что земное,

А ищите вы богатство

Только там, на небесах».

Нам рая светлого не видеть,

Вечной тьмы не миновать,

Потому что перестали

Мы о Боге вспоминать.

Телеса наши сопреют,

А душа на суд пойдёт,

Все земные прегрешенья

— Спаси вас Господи, откуда же вы знаете такую замечательную.

Идущим живущим во тьме.

Искриться в лучах любви.

Бог мне поможет войти.

В небесах мне свети.

Я хоть узкой тропою

Радостно буду идти.

Что Христом проложена.

Камни, терни острые

Но стремлюсь у край святой,

Для спасенья искренних

Та тропа тернистая

Где усталых путников

Сам Спаситель ждёт.

Где усталых путников

Ждёт Спаситель сам.

— Откуда вы это всё знаете?

— Ето в старинных книгах, щас, в новых книгах, етих молитв нету.

— Я не слышала никогда ничего похожего. Спасибо. Как вас зовут-то?

Неожиданно Мария кладет мне руку на голову:

Милая, дай Господь путь-дорожку Божью, дай Господь вам ума-разума.

— Спаси вас Господи, раба Божия Мария.

— Да, слава Богу, есть и мама, и папа.

— Хорошо. Почему я спрашиваю, я же читаю за весь мир. За живущих и за покаяние. Утром читаю. Когда батюшка у церкви говорит «Мир усем», что надо сказать?

Ольга Надпорожская, из книги «Святыми дорогами Русской земли»

[i] Записки священника Сергия Сидорова. М., 1999. С. 95

[ii] Имеются в виду мощи святой блаженной Матроны Московской.

[iii] Молитвами эта странница называет народные духовные стихи.

Источник

Духовное странничество знаменитые странники Христа на Руси

Кто такие странники на руси. Смотреть фото Кто такие странники на руси. Смотреть картинку Кто такие странники на руси. Картинка про Кто такие странники на руси. Фото Кто такие странники на руси

С XVIII века появился на Руси особый подвиг – подвиг странничества. С определенного момента Русская Церковь обращается к новому подвигу – к уходу из этого мира, к странничеству. Главной чертой подвига странничества является отметание определенного места, отрицание до конца уюта. Взяв начало от подвига паломничества в святые места, подвиг странничества провозгласил святость всего мира. Странники не знают в пределах этой жизни цели своего странствия. Так, если паломники в подвиге древнего Израиля стремятся к земле обетованной, то странники знают пути учеников Господних, идущих за Ним по дорогам Галилеи.

Подвиг страннический входил в состав первых подвигов Церкви. Странники первых веков христианства несли определенные задания церковным общинам. На их обязанности лежало оповещение различных церковных общин о новых распорядках в Церкви, о соборах. Они распространяли послания апостолов и мужей апостольских, они помогали ссыльным и заключенным в темницах. Подвиг их был связан обетом. Ряд произведений древней христианской письменности сохранил эти обеты. В них указано на то, каким должен быть истинный странник, и даются предостережения от лжестранников. Особенно много о странниках первых веков повествуют послания апостольские. Так, апостол Павел в своих посланиях начертал образы страннические, и о них говорит ряд отцов Церкви. Подвиги страннические сводятся к постоянному хождению, к повиновению своему духовнику, к полной нестяжательности. Странники знают только лишь посох, мешок, иногда Евангелие или Библию, а больше никаких богатств не имеют. «Берегись, странник, лишней копейки! Она обожжет тебя в день судилища», – говорила одна странница.

Подвиг странничества, возникший в первые века, освященный мужами Фиваиды, возродился в России и, приняв несколько своеобразные формы, внес свои достижения в сокровищницу Церкви. С определенного момента истории Русская Церковь обращается к странничеству. Мне кажется, этот момент наступает в начале XVIII века, то есть тогда, когда впервые рационалистическая культура стала вытеснять внешние и внутренние самые дорогие святыни Православия. Тогда стали говорить о бесполезности монастырей, появились указы Петра I о превращении монастырей в богадельни для увечных воинов. Тогда начались суровые преследования подвижников, скитающихся в лесах и вертепах.

Целый ряд странников, не знающих определенных путей, идущих с дороги на дорогу, проходят в продолжение последних двух столетий по Руси. Вот кочевавший всю жизнь по тайге Сибири старец Федор Кузьмич. Вот странник Даниил, высокий, стройный старик в холщовой рубахе с грустно-строгим взором темных глаз, как изобразил его Кипренский. Здесь знаменитый Филиппушка, соединивший в себе два подвига – юродства и странничества, один из странников Зосимовой пустыни. Здесь смиренный странник конца XVIII века Николай Матвеевич Рымин, добровольно раздавший свое имение нищим, за что попал в дом умалишенных. Его изображение сохранило черты добродушия и веселости. Он показан веселым, почти лысым, с длинным посохом, с крестом, одет в рваный зипун и старый жакет. Проходит и Ксения, странница древняя, ста трех лет, ее трудами воздвигнуто более сотни церквей. И веселая Даша-странница, и суровый странник Фома. Все они как бы хоронят вертепы и дебри, все они говорят о том, что уходит пустыня из родины нашей и что только дороги одни еще остались свободными от суеты торжествующего мира.

В восьмидесятых годах XIX века в Казани была издана книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Это единственная книга, где открыты принципы подвига страннического, где подробно раскрыты достижения Иисусовой молитвы и указана связь ее со странничеством. Здесь описано, как один человек, потрясенный различными семейными невзгодами, решается вступить на путь страннический. Ему попадается в руки «Добротолюбие», и он, ища объяснение Иисусовой молитвы, обращается к различным лицам с просьбой разъяснить ему ее значение.

Гораздо важнее этой внешней стороны самое внутреннее содержание книги. Это – путь странника по бесконечным дорогам, большакам и проселкам св. Руси; одного из представителей той «во Христе бродячей» России, которую мы так хорошо знали тогда, давно, давно. – России, которой теперь нет и которой, вероятно, никогда больше и не будет. Это те, кто от прп. Сергия шел в Саров и на Валаам, в Оптину и к киевским угодникам; заходили к Тихону и Митрофанию, бывали в Иркутске у святителя Иннокентия, доходили и до Афона, и до Св. Земли. Они, «не имея пребывающего града, искали грядущего». Это те, кого манила даль и беспечная легкость бездомного жития. Оставив свой дом, они находили его в иноческих обителях. Сладости семейного уюта они предпочитали назидательную беседу старцев и схимников. Крепкому укладу векового быта они противопоставили ритм монастырского года с его праздниками и церковными воспоминаниями.

И вот этот «по милости Божией человек-христианин, по делам великий грешник, по званию бесприютный странник», ночующий то у мужика-полесовщика, то у купца или в захолустной сибирской обители, а то у благочестивого помещика или священника, ведет свой безыскусный рассказ о своем странствовании. Ритм его напева легко захватывает читателя, подчиняет себе и заставляет слушать и поучаться. Обогащаться тем бесценным сокровищем, которым владеет этот бедняк, не имеющий ничего с собою, кроме сумки сухарей, Библии за пазухой да «Добротолюбия» в своей сумке. Это сокровище – молитва. Тот дар и та стихия, которым безмерно богаты те, кто его стяжал. Это – то духовное богатство, которое отцы-аскеты назвали «умным деланием», или «духовным трезвением», которое унаследовано от подвижников Египта, Синая и Афона и корни которого уходят в седую древность христианства.

Евангелие вносит в подвиг странничества черты смирения. Подобно Христа ради юродивым, странники не только смиренно переносят скорби и обиды, но даже ищут их, считая себя худшими из всего мира. Странник, подвизающийся в наши дни, любит говорить: «Не укорят меня – демоны возрадуются, побранят – ангелы радоваться будут». Еще ярче учил о смирении жизнью своей странник Николай Матвеевич Рымин, подвизавшийся в конце XVIII века. Он никогда не ночевал в доме, где бывал особенно обласкан, и всегда ходил к людям, принимавшим его сурово. Однажды его спросили, зачем он так поступает. Рымин ответил: «Я творю молитву Иисусову. Она говорит, что я грешник. Когда люди ласкают и любят меня, то забываю воскликнуть: помилуй мя грешного».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *