Кто такие стрижи летчики
Всё, что нужно знать о «Стрижах», прилетевших в Кузбасс
Кто такие «Стрижи»?
«Стрижи» – авиационная группа высшего пилотажа Военно-космических сил России. Входит в состав Центра показа авиационной техники Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний в городе Липецк.
Стрижи базируются в подмосковном аэродроме Кубинка. Команда высшего пилотажа выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях МиГ-29.
Денис Кузнецов, командир авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», гвардии подполковник:
За время свой лётной жизни, группа высшего пилотажа успела продемонстрировать свои пилотные навыки более чем в 28 зарубежных странах: в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Нидерландах, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ и др.
Во время своих выступлений «Стрижи» демонстрируют широкую палитру различных фигур высшего пилотажа (петлю Нестерова, косую петлю, бочку и другие), групповым выступлением, парой и в одиночку. Всего в их арсенале более 30 фигур высшего пилотажа. В групповом пилотировании меняется и строй самолетов: это такие пилотажные порядки как «пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест» и «крыло», «копье». Выступление обычно заканчивается эффектным роспуском самолетов «тюльпаном».
Что «Стрижи» покажут в Кузбассе?
Сергей Синькевич, правый внешний ведомый, майор гвардии:
«Все фигуры классического высшего пилотажа, которые известны сейчас, выполняет пилотажная группа «Стрижи». Если позволит погода, мы продемонстрируем полный комплекс фигур, которые возможно выполнить на наших самолётах, различные перестроения в составе шестерки, в разных строях, таких как: «пирамида», «стрела», «копье». А также «петлю Нестерова», «косую петлю», «боевые развороты», «виражи» в режиме максимальной работы двигателя и на форсаже.
Пилотировать в Кузбассе – почетно! Мы уже давно хотели сюда попасть, и так как случилось, что у вас праздник, несмотря на сложную обстановку в мире, в связи с пандемией, руководство области приняло решение всё-таки провести праздник и одобрили наш приезд. Мы хотим, чтобы гражданам Кемеровской области понравилось наше выступление».
В какую погоду летают «Стрижи»?
Как отметил Сергей Осяйкин, заместитель начальника 237-го ЦПАТ по летной подготовке, гвардии полковник, «Стрижи» смогут показать полную наработанную лётную программу, если в Кузбассе во время демонстрации будет солнечная погода.
8 и 9 июля команда высшего пилотажа будет готовиться к демонстрационному пилотированию в Кузбассе. 10 июля состоится сам праздничный облёт 8-ми городов Кузбасса.
Группа высшего пилотажа «Стрижи»: история создания
6 мая 2011 года исполняется 20 лет со дня образования авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи».
Формирование группы военных летчиков, в совершенстве владевших техникой высшего пилотажа для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29, началось в Кубинке в 1980-х гг., после того, как в июле 1983 г. на вооружение 237-го гвардейского Проскуровского авиаполка поступили два десятка истребителей МиГ-29. К тренировкам летчики 1 авиаэскадрильи полка приступили в середине 1984 г. Через несколько месяцев была подготовлена группа летчиков к выполнению полетов «ромбом» на МиГ-29. В 1990 г. перед летчиками была поставлена задача, освоить пилотаж в плотном строю в составе шести машин и они с ней блестяще справились. Они летали с интервалом и дистанцией около 3 м, выполняя сложный комплекс фигур.
Официальным «днем рождения» группы считается 6 мая 1991 г., когда она впервые выступила на авиационном показе на самолетах со специальной раскраской и под названием «Стрижи». После этого маршал авиации Иван Кожедуб лично вручил пилотам группы медали «За укрепление боевого содружества между государствами».
В 1993 г. «Стрижи» стали участниками авиашоу LIMA’93 на острове Лангкави в Малайзии, а также воздушных праздников в Бельгии и Таиланде, причем на выставке в Таиланде авиаспециалистами группы был установлен своеобразный рекорд скорости сборки самолетов: инженерно-технический состав группы за три дня собрал и подготовил к полетам четыре МИГ-29, которые в разобранном виде были доставлены туда на транспортном самолете АН-124 «Руслан».
В 1993 г. авиационная пилотажная группа «Стрижи» была удостоена звания «Лучшая пилотажная группа мира».
Начиная с 1991 г., группа «Стрижи» ежегодно проводит свыше 50 показов. Летчики группы побывали с визитами в Финляндии, Швеции и Таиланде, в Малайзии, Бельгии и Германии, Италии, Австрии и Китае и т.д., всего в 28 странах. Группа также является постоянным участником авиационных парадов в Тушино и авиасалонов в Жуковском. «Стрижи» неоднократно выступали с показательными полетами на многочисленных праздниках, посвященных юбилеям городов, принимали участие в праздновании 850-летия Москвы.
К 65-летию образования 237-го гвардейского полка ЦПАТ в марте 2003 года пилотажная группа «Стрижи» совместно с четверкой «Русских Витязей» выполнила полет в едином строю в составе десяти самолетов. 12 июня 2003 г. в День независимости России впервые после длительного запрета на полеты над Москвой «десятка» прошла над Красной площадью.
В 2004 г. в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Стрижи» и «Русские Витязи» в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт является мировым рекордом в истории авиации.
9 мая 2005 г., в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Стрижи» совместно с «Русскими Витязями» в составе девяти самолетов выполнили исторический пролет над Красной площадью в Москве.
С тех пор стал традиционным совместный пролет пилотажных групп «Стрижи» и «Русские Витязи» в воздушной части парада над Красной площадью.
На авиасалоне МАКС-2007 группа из 9 самолетов пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи» (4 МиГ-29 «Стрижи» и 5 Су-27 «Русские Витязи») впервые в истории мировой авиации выполнили элемент высшего пилотажа «бочку» в виде авиационного построения «Большой бриллиант» («большой ромб», «смешанный ромб»).
Летчики группы отрабатывают и выполняют не только элементы высшего пилотажа, но и все задачи, предусмотренные для обычного истребительного полка. Все полеты «Стрижи» выполняют на фронтовых истребителях 4-го поколения МиГ-29.
Вопросы организации показов группы «Стрижи», как на территории РФ, так и за ее пределами лежат на соответствующих службах Главного штаба ВВС и Управления международного военного сотрудничества МО РФ.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
«Прочувствовать грани возможностей»: замкомандира «Стрижей» — о фигурах высшего пилотажа и подготовке лётчиков
6 мая своё 30-летие отмечает знаменитая российская авиационной группа высшего пилотажа (АГВП) «Стрижи». Эскадрилья начала формироваться в истребительном авиаполку в Кубинке в середине 1980-х годов, когда Военно-воздушные силы СССР активно осваивали новейшую сверхманёвренную боевую машину МиГ-29.
У подмосковных лётчиков возникла идея создать подразделение из офицеров ВВС, в совершенстве владеющих техникой высшего пилотажа, чтобы выполнять демонстрационные полёты и наглядно показывать достижения отечественной авиаотрасли как внутри страны, так и за рубежом.
В первый основной состав «Стрижей» вошли подполковник Александр Кутузов (ведущий), капитан Александр Каташинский, капитан Андрей Макаренко, майор Александр Захаров, майор Алексей Шерстнёв, майор Владимир Галуненко и майор Валерий Евдокимов.
Уже в октябре 1991 года группа дебютировала за границей — это произошло в Швеции на авиабазе Упсала. В следующем году лётчики выступили во Франции на 50-летии празднования основания эскадрильи «Нормандия — Неман».
Впоследствии «Стрижи» неоднократно представляли Россию на зарубежных выставках и памятных мероприятиях. В нашей стране пилотажная группа регулярно демонстрирует мастерство управления авиатехникой на парадах Победы, авиакосмическом салоне МАКС и военно-техническом форуме «Армия», во время различных праздничных событий.
Об особенностях отбора и подготовки экипажей самолётов «Стрижей» в интервью RT рассказал заместитель командира этой эскадрильи — лётчик 1-го класса, гвардии майор Дмитрий Рыжеволов. В группе он является правым внутренним ведомым.
— 6 мая авиационная группа высшего пилотажа «Стрижи» отмечает своё 30-летие. Как появилось такое название? Ведь «Стриж» — небольшая и совсем не грозная птица.
— Перед нами не стоит задача кому-то угрожать. Мы занимаемся популяризацией авиации в целом и российской авиатехники в частности. С помощью фигур высшего пилотажа наша эскадрилья демонстрирует возможности, которыми обладает человек и созданная им машина. Люди должны наслаждаться, когда смотрят на такую красоту.
А название «Стрижи» было выбрано нашими предшественниками, которые, собственно, и создавали пилотажную группу. Чем они руководствовались? 30 лет назад лётчики, как и сейчас, летали на МиГ-29 — истребителе, обладающем большими пилотажным возможностями, в том числе на высоких скоростях. Это быстрая и манёвренная машина, и, когда МиГ-29 летят группой, возникает ассоциация со стаей стрижей.
— На каких модификациях МиГ-29 вы летаете?
— Есть ли планы по смене МиГ-29 на другие истребители?
— Этот вопрос не в моей компетенции, но, конечно, мы готовы освоить наши новейшие самолёты, будь то Су-57 или МиГ-35 — его мы с нетерпением ждём. Правда, на этих самолётах мы пока не летали. Потребуется время, чтобы их освоить и так же эффективно выполнять полёты, как на МиГ-29.
— У вас в группе девять лётчиков. Есть ли в эскадрилье люди, которые, скажем так, находятся за кадром?
— Да, в нашей группе в основном составе сейчас девять лётчиков, но есть лётный состав, который проходит подготовку — это наша будущая смена. Лётчики в «Стрижах», как правило, служат пять-семь, максимум — десять лет и уступают дорогу представителям более молодого поколения. Но это лишь условная ротация, смена лётчиков «Стрижей» носит естественный характер.
И конечно, не могу не сказать добрых слов о нашем инженерно-техническом составе, без профессионализма которого ничто и никогда в воздух не поднимется. Пользуясь моментом, хочу выразить им большую благодарность за нелёгкий и очень важный труд. Сплюну три раза — ничего не отказывало. Мы уверены и в матчасти, и в своих техниках, что они не подведут.
— В России «Стрижи» — не единственное авиационное подразделение высшего пилотажа. Не могли бы рассказать, в чём концептуальные различия между «Стрижами» и такой группой, как «Русские Витязи»? Какие у вас отношения с ней? Присутствует ли элемент конкуренции?
— Первое отличие между нами заключается в том, что мы летаем на разных типах авиатехники. МиГ-29 — лёгкий истребитель, а самолёты ОКБ Сухого, на которых летают «Витязи» (Су-27, Су-30СМ и Су-35С), — это тяжёлые машины.
У «Витязей» сейчас новая матчасть — самолёты с двигателями с управляемым вектором тяги. И они выполняют манёвренные полёты с использованием именно этой технической особенности. У нас же упор делается на перестроение в группе и динамические показы. Это более классический пилотаж.
Например, пилотаж Су-30 — это в большей мере так называемый полёт вокруг хвоста. Самолёт хорошо делает кульбиты и другие подобные фигуры, которые как раз позволяет совершать управляемый вектор тяги.
На МиГ-29 установлены иные двигатели, и мы делаем акцент на традиционных фигурах высшего пилотажа — петли Нестерова в разных вариациях, бочки и прочее.
По поводу соперничества. Здоровая конкуренция всегда необходима. Именно такой формат отношений у нас с «Витязями». Мы понимаем, что без здоровой конкуренции не будет развития, и потому в России должно быть несколько пилотажных групп. В чём-то мы лучше «Витязей», в чём-то они превосходят нас. Мы друг за другом наблюдаем и постоянно совершенствуемся.
— Есть ли за рубежом пилотажные подразделения, которые привлекают ваше внимание? Взаимодействуете ли вы с зарубежными лётчиками?
— Никаких контактов у нас с иностранными лётчиками нет, хотя, естественно, мы пересекаемся на зарубежных авиасалонах и просматриваем в интернете ролики с выступлением зарубежных пилотажных групп. Всё это в открытом доступе. Я уверен, что и они, в свою очередь, тоже не пропускают выступлений «Стрижей» и других российских групп.
Отдельно я бы выделил итальянские эскадрильи и американские Blue Angels («Голубые ангелы») и Thunderbirds («Буревестники»). Но на самом деле все пилотажные труппы по-своему хороши. Я бы не сказал, что есть в мире пилотажная группа, у которой нечего посмотреть. В такие подразделения всегда берут профессионалов. Тем не менее качество пилотажной группы должны оценивать не лётчики, а зрители.
— В чём практическая значимость деятельности «Стрижей»? Какую пользу получают ВКС России?
— У каждого рода деятельности в авиации есть строго очерченные задачи и исполнители. Наша основополагающая задача заключается в популяризации отечественной авиатехники в России и за рубежом. На практике такая деятельность выражается в привлечении в ВКС молодых талантливых кадров, а за границей — в контрактах на экспорт российских самолётов.
— Какие требования предъявляются к кандидату на статус лётчика «Стрижей»? Необходимы какие-то физические кондиции, опыт, определённый налёт в часах?
— Сейчас к нам довольно часто отправляют лейтенантов, то есть недавних выпускников авиационного училища, но, конечно, требования остаются высокими: это хороший уровень теоретической подготовки (что выясняется на собеседовании) и правильная техника пилотирования, которая проверяется непосредственно во время полётов.
Необычайно важны и человеческие качества. Чтобы выполнять в группе пилотаж, держать дистанцию при перестроении, лётчики как минимум должны доверять друг другу. Никаких внутренних конфликтов в коллективе быть не может.
В целом у кандидата должно читаться стремление служить в «Стрижах», что почти всегда видно по горящим глазам.
— Не могли бы вы объяснить, как удаётся «Стрижам» постоянно удивлять публику? Как устроено взаимодействие в группе?
— Все манёвры всегда тщательно отрабатываются. Никаких неожиданностей в процессе выступления не происходит. Программа обсуждается и отрабатывается сотни раз всеми лётчиками.
Сначала это происходит на земле: лётчики моделируют полёты, держа в руках макеты истребителей, применяется метод «пеший по-самолётному» (когда лётчики имитируют манёвры вместо летательных аппаратов. — RT). Это позволяет чётко усвоить алгоритм действий в составе группы.
Далее идёт работа в воздухе. Группа ориентируется на действия командира (гвардии полковника Сергея Осяйкина. — RT), который является ведущим, и выполняет его распоряжения — они отдаются по радиосвязи. Как правило, в радиоэфире другого общения не происходит, ведомые могут говорить только в случае какого-то форс-мажора.
— Какие, на ваш взгляд, самые трудные фигуры высшего пилотажа?
— На самом деле, если пытаться что-то сделать в совершенстве, всегда будет сложно. Это универсальное правило. Если говорить про групповое исполнение, то наиболее сложными элементами мне представляются вираж на форсаже и групповая бочка, которая является очень сложной, особенно для крайних ведомых из-за больших радиусов вращения вокруг ведущего.
— Особенность высшего пилотажа заключается в том, что лётчик начинает намного лучше чувствовать самолёт. На практике ему требуется гораздо меньше времени для принятия решений, в том числе в экстремальной ситуации. То есть на приборы в кабине он практически не смотрит, что позволяет ему направлять драгоценные секунды на оценку обстановки.
В манёвренном воздушном бою это очень важно. Здесь работает знаменитая истина, выраженная в прекрасном советском фильме «В бой идут одни старики» в знаменитых «трёх «нельзя» героя Леонида Быкова. Одно из них звучит так: «Крути головой на 360 градусов».
Высший пилотаж даёт лётчику прекрасное ощущение, что он становится органичной частью самолёта. Это приходит только с опытом и с усвоением возможностей машины в полном объёме. Высший пилотаж позволяет это сделать, прочувствовать грани технических возможностей авиатехники.
— Как вы оцениваете актуальность совершенствования приёмов ближнего воздушного боя в условиях развития систем дальнего ракетного поражения?
— Необходимо учитывать, что одновременно с совершенствованием систем дальнего поражения развиваются средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и постановки помех. Так или иначе, самолёты летят навстречу друг к другу, и ближний манёвренный бой по большому счёту неизбежен.
Я считаю, что имеет смысл развивать разные приёмы ведения боя и разные типы вооружений. Не нужно полностью полагаться на что-то одно. Только такое комплексное развитие — и это касается вооружённых сил в целом — способно дать эффективный конечный результат.
Как всё устроено: Лётчик из «Стрижей» Военный лётчик анонимно рассказал The Village о том, как пилоты снимают стресс после полёта, зачем военный парад репетировать много раз и почему речь президента на Красной площади — тонкое дело.
Как попасть в «Стрижи»
Чтобы попасть в пилотажную группу «Стрижи», надо сдать вступительные экзамены. Их может сдать лётчик из любой строевой части, главное, чтобы летал на подходящих самолётах — МиГ-29.
Я решил сдать экзамены потому, что мне хотелось летать так, как нельзя в строевых частях. Там нельзя позволить себе какой-то финт. Ты выполняешь боевое задание и возвращаешься на землю. При этом получается, что уникальные возможности самолёта ты никак не используешь. А ведь МиГ-29 позволяет пилотировать при перегрузках 9 единиц и по скорости, по перегрузкам не сравнится даже со спортивными самолётами.
Бывали случаи, когда лётчики, помимо боевого задания, раз — и делали петлю Нестерова или бочку. Таких называют воздушными хулиганами. Но их тут же без разговоров выгоняли из части. И только в кино таким людям перезванивают откуда-нибудь из отдела особо назначения и говорят: «Вы так здорово летаете, приходите к нам работать». В реальной жизни эти люди обычно больше никогда не сидят за штурвалом военного истребителя.
О полётах
Самое интересное в работе лётчика — это, собственно, летать. Об этом трудно рассказать так, чтобы вы это почувствовали. Но люди на московских аэродромах платят деньги за то, чтобы попробовать управлять самолётом, а у военного лётчика и машина помощнее, и летать можно подольше, и перегрузки посерьёзнее, и набор фигур, которые можно выполнять, побольше.
Перегрузка в 9 единиц значит, что всё в тебе становится в девять раз тяжелее. То есть я вешу 80 килограммов, в сидячем положении «отрезаем ноги» — остаётся 50, то есть на попу давит 450 килограммов. Одна голова со шлемом весит килограммов десять, то есть представьте: на шестой шейный позвонок давит 90 килограммов веса. При этом надо как-то шевелить руками, головой — кто какие способы изобретает, чтобы поддержать голову. Чуть что не так сделал, приземляешься, а двинуть рукой-ногой не можешь: всё защемило. Проблемы с позвоночником главные профессиональные болезни лётчиков.
Полёт — это, конечно, стрессовая ситуация. На каждом аэродроме в любой части есть баня, чтобы лётчики могли после полёта снять стресс. Там бывают и женщины — чаще всего семьи пилотов, но могут иногда пригласить и посторонних.
У нас все самые страшные истории связаны с полётами, то есть страшные истории случаются, когда пилот недостаточно подготовился к полёту. А самые весёлые связаны со временем после полёта, когда ты снимаешь стресс. Стресс в России везде снимают одним способом, но я не хочу об этом говорить: подумаете, что пилоты проводят досуг нецивилизованно.
О здоровом образе жизни
Для того чтобы быть пилотом, не обязательно вести здоровый образ жизни, я, например, курю. В военных частях пьют. Пить можно, главное, часов хотя бы за 12 до полёта. Я не знаю ни одного случая, когда кто-то из «Стрижей» летал в состоянии опьянения.
Хотя ещё в училище у нас разные бывали истории. Бывало, человека в бессознанке приносили посторонние люди к командиру. Он спрашивал:
— Где нашли?
— В деревне такой-то.
— Ага, значит ходил в самоволку. А ногами или головой к училищу?
— Головой.
— Ага, значит шёл по направлению к училищу, не будем его наказывать.
Ещё как-то один парень напился, споткнулся и выбил себе все передние зубы. Над ним сжалились и отправили в отпуск поставить коронки. Он вернулся, стали обмывать новые зубы, он споткнулся ровно на том же месте и снова все зубы потерял.
О войне
У нас, слава богу, вот уже много лет нет войны. Что делают военные? Практически всю жизнь они учатся и тренируются: как отражать такие атаки, что делать в тех ситуациях. У них есть часть теоретическая, когда они в аудиториях что-то изучают, и есть практическая — для пилотов полёты.
При самом лучшем исходе военный никогда на практике не опробует своих навыков. Но это как изучать боевые искусства, качаться, чтобы, если что, противостоять бандиту. Если ты при этом никогда так и не столкнёшься с бандитом, вряд ли ты расстроишься.
Пилотажные группы вообще на войну не рассчитаны. Они отрабатывают номера для того, чтобы показывать на публике. Тут, конечно, вопрос философский: для чего нужны эти демонстрации и парады? Но насколько важным вы считаете олимпийский спорт? Тут то же самое: пилотажные группы нужны, чтобы демонстрировать силу, славу страны. Чтобы заставить всех удивляться.
Парады существуют столько, сколько существует человечество: как только осваивали новый вид вооружения, человек сразу тащил его на парад. Какой мужчина мог себе отказать в удовольствии похвастаться новой дубиной, пушкой, новой ракетой. А не похвастаться самолётом — это значит зря ты его делал.
Пилотажные группы ведь демонстрируют то, что делали люди всей страны. В авиацию вложены достижения материаловедения, электроники, физики, химии, ну и достижения лётчика, который обучился виртуозно управлять самолётом.
О параде
Участие в параде — в общем, дело довольно почётное. Некоторые спрашивают: а зачем нужно столько репетировать, нельзя каждый год проводить парад по одному и тому же сценарию? Глобально сценарий всегда один: речь президента, проходит пехота, потом идут танки, артиллерия, вертолёты и самолёты — всё. Только каждый раз много нюансов. Во-первых, каждый год изменяется состав участников. В этом году 50 на 50 опытных и новичков.
Потом парад так продуман, что когда последняя нога последнего человека покидает Красную площадь, то первая техника на неё заходит. А потом, когда последнее колесо последней машины уходит, первый вертолёт должен туда залететь. Всё выверено по секундам. Этого так просто не сделаешь.
В этом смысле, кстати, самая тонкая вещь на параде — это речь президента. Потому что его мало кто осмелится остановить или сказать: «Владимир Владимирыч, поговори ещё минутки три. »
Последнее своё слово он, по идее, должен сказать в строго определённое время: «Поздравляем вас ветераны» — вот «ы» должно прозвучать в 12 часов 5 минут 37 секунд. Если оно прозвучит не в 37, а в 57 секунд, это значит, что на 20 секунд задержится вся наземная колонна и самолёты прилетят раньше и где-то должны задержаться.
О трёх секундах на площади
Парад начинается не на Красной площади, парад начинается тогда, когда первые самолёты стартуют со своих аэродромов, кто в Кубинке, а кто в Энгельсе под Саратовом — за два часа до того, как в центре Москвы прозвучат первые трубы. Время строго высчитано, каждый должен стартовать и пройти определённые географические точки в определённое время. Где-то в 60 километрах от Москвы самолёты собираются в колонну, и всю эту колбасу, которая состоит в этом параде из 68 самолётов (самый большой парад в 2010 году — больше сотни), остановить невозможно.
Над Красной площадью ты летишь где-то три секунды. Рассмотреть ничего особо не успеваешь: тебе надо держать взгляд на крыле самолёта, с которым летишь в связке. Высший пилотаж — это секунда в секунду пролететь над зданием Исторического музея, а не улыбаться там за штурвалом. И ещё вовремя выпустить тепловой заряд — получается что-то вроде салюта.
Об ошибках на параде
В прошлом году, говорят, вертолёты потеряли груз: к ним снизу прикреплены флаги. И чтобы они развевались, их оттягивает специальный груз, который весит около полутора тонн. Он упал, но вроде не на город, а где-то над полями. Теперь вроде как вертолёты полетят без флагов в наказание — надо будет посмотреть.
Проблемы, конечно, могут возникнуть у любого. Случаются и отказы у пилотов — хотя бы потому, что такое количество самолётов и столько лётных часов приближаются к статистическим вероятностным показателям отказа.
Но опасны только полные отказы обоих двигателей — такого над Москвой ещё, кажется, не случалось. Хотя нас инструктируют и показывают точки на карте, куда можно отвести самолёт от жилых кварталов: русло Москвы-реки, поля Тимирязевской академии, Сокольники. Первая задача, конечно, обеспечение безопасности людей, которые на земле находятся, нельзя просто катапультироваться, как делаешь это, летая над полем. Вторая задача — безопасность самолётов, летящих рядом. Потом уже — спасать себя, спасать технику.
О ветеранах
Мне как военному лётчику, как пилотажнику, конечно, нравятся парады. Я вижу в этом красоту. Для меня хорошее выступление «Стрижей» — это как фигурное катание, где один элемент нанизан на другой, где есть гармония и стройность. Мне кажется, что парады важны и нужны в первую очередь для ветеранов. Надеть ордена, выслушать слова благодарности, посмотреть на новую военную технику, которую прогоняют по площади для них.
Конечно, мы слышим все эти разговоры о том, что репетиции парадов провоцируют пробки, или о том, что парады вообще не надо проводить. С пробками — бог с ними, а вот то, что на парад тратят огромные деньги, а ветераны живут в нищете, — это действительно обидно. Но нам приказали — мы полетели. Мы же не можем не полететь — от этого у ветеранов квартир не прибавится. Это задачи, которые лежат в разных плоскостях, и мы не можем решить задачу обеспечения ветеранов жильём. Нам остаётся делать, что должно, на своём месте.
И потом то же само можно сказать про Олимпиаду: пока в каждом дворе не будет баскетбольной, футбольной площадки, я не понимаю, зачем проводить Олимпиаду у себя.