Кто такие судьи израилевы
Глава 21
1. Клятва израильтян в Массифе. 2–7. Сожаление народа относительно возможной гибели колена Вениаминова. 8–14. Истребление жителей Иависа галаадского и представление оставшихся в живых девиц спасшимся вениаминитянам. 15–24. Похищение девиц силомских для предоставления их в жены вениаминитянам. 25. Общая характеристика времени Судей израильских.
Под влиянием сильного гнева против вениаминитян израильтяне остальных 11-ти колен, до начала войны с ними, в Массифе дали клятву не выдавать за них в замужество своих дочерей. Вследствие исполнения этой клятвы израильтянами, колену Вениаминову, ввиду того, что израильтяне не могли жениться на хананеянках ( Исх.34:16 ; Втор. 7:3 ), угрожало полное искоренение. Сознавая это, израильтяне сожалели о таком печальном будущем одного из славных колен всего народа Израилева ( Быт.49:27 ; Втор. 33:12 ) и, собравшись в г. Вефиле, где тогда находился ковчег Завета, совершили по поводу сего жертвы Господу и в то же время спрашивали о тех израильтянах, которые не явились в собрание общества Израилева в Массифе и таким образом были как бы свободны от данной обществом клятвы.
После того как произведенное исследование, что в собрание общества Израилева в Массифе не явился никто из жителей Иависа галаадского, лежавшего по левую сторону Иордана, где ныне Вади Иабис, впадающий в Иордан ниже Скифополя, общество Израилево отправило отряд воинов для поголовного истребления жителей Иависа, за исключением девиц, не познавших мужского ложа. Оставшиеся таким образом в живых 400 девиц были отданы в жены спасшимся в количестве 600 вениаминитян.
Для предоставления жен остальным 200 вениаминитянам им было дозволено старейшинами общества совершить похищение девиц израильских во время праздника кущей, когда девицы будут водить хороводы близ Силома (ныне Сейлунь), у дороги, ведущей из Вефиля в Сихем (Наплус) и с юга – по направлению к Левону (ныне Эль-Левон, близ Сейлуна). С фактом похищения вениаминитянами себе жен имеет сходство факт подобного же похищения римлянами себе в жены сабинянок. После приобретения жен оставшиеся вениаминитяне вновь обзавелись семьями, соорудили города и стали жить в них. Таким образом, колено Вениаминово вновь приобрело возможность своего продолжения в роде.
В заключение книги Судей писатель вновь делает замечание о бывшем тогда безначалии в народе (ср. Суд.17:6, 18:1, 19:1 ), печальным последствием чего были, между прочим, описанные им в конце книги факты – культ Михи (данитян) и история гивитян (гл. XVII-XXI).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Глава 2
1–5. Явление Ангела Господня в Бохиме и его увещание народу. – Общий очерк смены и взаимной связи событий в истории израильского народа во время Судей (6–23)
Речь Ангела Господня вызвала в слушавшем ее народе израильском чувство раскаяния, так что народ пролил слезы, почему и это место потом называлось Бохим (Плачущие, LXX – K λαυθυωνες ).
За таковое уклонение от истинного Бога Господь, наказывающий того, кого Он милует, как орудие для неверного народа израильского, избрал те же народности, которые оставили на своей территории израильтяне и богам которых они служили: эти народности являлись притеснителями израильтян.
Когда, под влиянием внешних притеснений, израильтяне обращались к Господу Он воздвигал им из среды народа особых лиц, которые спасали народ от внешних притеснителей и назывались судьями (schofetim) народа израильского. В спасении Израиля заключалось главное назначение судей. Их власть подобно римским диктаторам оканчивалась с их жизнью и не была наследственной. Для того, чтобы быть судией (Schofet) народа, требовались личные достоинства, а не происхождение от того или иного, хотя бы и знатного в народе, лица. Всех судей упоминаемых в книге Судей, было двенадцать.
Судьи были только орудием спасения Господня, действительным же Спасителем народа являлся Сам Господь, как Единый и Верховный Правитель народа.
Во время жизни судей как руководителей народа, израильтяне оставались верными Господу. Когда же умирал тот или иной судья, они опять уклонялись от Господа и в своей большей части впадали в идолопоклонство. Такая картина несчастия, обращения, спасения и обратного уклонения наблюдается во все время судей.
В наказание за такую неустойчивость израильского народа в вере в Истинного Бога и неисполнение повеления Господня относительно уклонения от идолопоклонства, Господь оставил некоторые из ханаанских народностей жить в пределах обетованной земли для искушения посредством их самих израильтян.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Приходит некий ангел, приходит не от Бога, а из Галгалы и обличает израильтян в том, что они забыли Бога истинного.
Стих 8: Но когда умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет, и когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю. Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам. Оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа. Стали служить Ваалу и Астартам.
Стих 14: И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими. Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно.
Израильтяни после смерти Иисуса Навина и первосвященника Елизара, что железной рукой держали народ в поклонение Господу, Богу израильтян, почувствовали некую свободу: как жить и какому Богу поклонятся.
Стих 20: И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: За то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, (сын Навин, на земле) когда умирал, чтобы искушать ими Израиля. Станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет? И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса.
Выходит, что Господь (если считать его Богом) нарушил свое слово, что должно являться словом нерушимым, незыблемым, вечным: Он не «изгнал» народы, которые «обещал», когда обращался к Аврааму и Моисею. Бог что, не знал, что после смерти Иисуса Навина израильтяни станут поклоняться другим богам? конечно, знал, и вдруг Бог проявляет полную нелогичность, своего поведения. Однако израильтяне не признают факт, что захват чужих территорий произошел по их собственной инициативе, а не по воле Бога, который «обращаясь» к Аврааму и Моисею, говорил лишь о будущих событиях в жизни этого народа, тем самым оставляя за ними право выбора, совершать эти событие или не совершать.
Маятник праведности и греховности израильского народа продолжает раскачиваться и после очередного впадения в идолопоклонство и разобщенности народа, израильтяни из народа хозяина завоеванных земель становятся народом рабом.
Стих 2: И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара, который жил в Харошеф-Гоиме. И возопили сыны Израилевы к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет. В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова, она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней туда сыны Израилевы на суд.
Бог запретил обращаться к гадателям и прорицателям, но Девора стала пророчицей?
Девора послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает тебе Господь Бог Израилев: Пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых, а Я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его и многолюдное [войско] его, и предам его в руки твои.
Если израильтяни проигрывают битву, то ссылаются, что врагов было больше и у врагов были технические средства (колесницы). Если израильтяни побеждают, потому что израильское войско оказалось просто многочисленней, эту победу приписывают помощи Господа.
Стих 1: В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами: Израиль отмщен, народ показал рвение; прославьте Господа!
Ни о какой мести, как первопричине не может быть речи. Ной проклял Хама за проступок, а сына Хама Ханаана, проклял вообще для количества, после чего они стали рабами Сима и Иафета. Потом происходить раздел земли под юрисдикцией Бога и земли «обетованные» получают потомки Хама и Ханаана. «Вина» людей населяющих эти земли лишь в том, что израильтяни решили эти земли назвать своими, а «право» на это извлекли из пророчества, о котором поведал Авраам.
Итак, провозгласи вслух народа и скажи: «кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад с горы Галаада». И возвратилось народа двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось.
Бог израильтян приказывает Гедеону выбрать из народа тех воинов, кто будет лакать воду из реки языком, как лакает пес, также и тех, которые будут наклоняться на колени свои и пить.
Стих 6: И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду. И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место. В ту ночь сказал ему Господь: встань, сойди в стан, Я предаю его в руки твои. Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря.
Тактика израильтян остается прежней: сначала в стан врага идут лазутчики и только потом начинается битва, однако в этот раз в стан врагов идет Гедеон.
Стих 16: И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники.
Войско Гедеона побеждает малым числом многочисленное войско, точное количество воинов в этом войске писание не указывает. Воины Гедеона воем труб и светом светильников вносят панику в стане врага.
И созваны Израильтяне из колена Неффалимова, Асирова и всего колена Манассиина, и погнались за Мадианитянами. Гедеон же послал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехватите у них переправу через воду до Бефвары и Иордан. И созваны все Ефремляне и перехватили переправы через воду до Бефвары и Иордан;
Если из первых стихов выходило, что Гедеон победил войско неприятеля тремя сотнями человек, между тем, как основное войско израильтян отправил по домам, что окрашивало победу Гедеона неким ореолом помощи сверхъестественных сил, то исходя из стихов 23 – 24, ясно, Гедеон не отпускал израильское войско. Святое писание, тактично, вместо слов: Гедеон отправил войско по домам, написало: «отправил войско по своим местам (засады)»
То есть, начиная с седьмой главы, создавалось впечатление, что Гедеон ведомый Господом, с тремя сотнями человек разбил многочисленную армию Мадиамских князей, когда на деле, Гедеон армию израильтян расставил по своим местам, создал засады. После этого ночью просто стал дуть в трубы. Мадиамские войска, опасаясь, что израильтяне нападут на них ночью стали отступать и при переходе реки, были разбиты основными силами израильтян, которые наверняка, численностью превосходили войска врага.
Гедеон применил хитрость, что присуще израильтянам, заманил врага в ловушку и победил, после чего эта победа была приписана помощи Бога Всевышнего.
Стих 11: И сказал Господь сынам Израилевым: не угнетали ли вас Египтяне, и Аморреи, и Аммонитяне, и Филистимляне и Сидоняне, и Амаликитяне, и Моавитяне, и когда вы взывали ко Мне, не спасал ли Я вас от рук их? А вы оставили Меня и стали служить другим богам; за то Я не буду уже спасать вас: пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время.
Истинный Творец, не мог так сказать, ведь таким признанием Он признает свою несостоятельность перед миром, который сам и создал. То есть, мир человечества не состоялся, если бы Бог не мог им управлять, однако если бы Бог управлял миром, то он бы не допустил того, что произошло, чтобы потом, что-то исправлять.
Мир управляем, но управляем Богом, лишь в той части, что еще не подвластна человеку, остальная же часть мира, что уже подвластна человеку, управляется человеком, то есть управляется свободой человеческого выбора.
Стих 7: Иеффай был судьею Израиля шесть лет, и умер Иеффай Галаадитянин и погребен в одном из городов Галаадских. После него был судьею Израиля Есевон из Вифлеема. После него был судьею Израиля Елон Завулонянин и судил Израиля десять лет. После него был судьею Израиля Авдон, сын Гиллела, Пирафонянин.
Стих 24: И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь.
Самсон постоянно провоцировал филистимлян, а когда возмущенные филистимляне требовали справедливости, Самсон убивал их. Далила обманывает Самсона, и филистимляне выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали медными цепями.
Стих30: И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем…
Стих 5: И был у Михи дом Божий. И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником. В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым.
Судьи Израилевы
12.04.2001
Редактировать статью
Завоеванная территория Ханаана была разделена между еврейскими племенами — в соответствии со жребием и численностью того или иного колена. Пока шла война против ханаанских государств, евреи были объединены общей целью — завоеванием Земли Обетованной. Войско еврейское представляло собою единое войско, монолитное, сплоченное, возглавлявшееся единым вождем. Но вот цель была достигнута — Ханаан покорен. Общепризнанный вождь умер, не оставив преемника. Словно исчез на какое-то время важный связующий элемент. Народ Израиля распался на отдельные племена, и каждое из этих племен жило собственной жизнью, превратилось как бы в мини-государство — со своими вождями, своим ополчением, своими владениями и границами. Тут следует отметить обстоятельство, которое осложняло существование еврейских племен в Ханаане. Не вся страна была завоевана, многие ханаанские племена остались в своих городах, среди еврейских владений. Кроме того, на границах завоеванных земель сохранились государства аморреев, моавитян, аммонитян и других народов, с которыми во времена Иошуа Бин-Нуна приходилось сталкиваться израильтянам. Разъединенное существование еврейских племен было им на руку.
Вся эпоха, последовавшая за смертью Иошуа, характеризуется бесконечными «малыми» войнами, которые приходилось вести отдельным коленам Израиля против набегов воинственных соседей. Такие войны всякий раз выдвигали из еврейской среды вождя, возглавлявшего борьбу с врагом. Именно таких вождей назвали судьями (шофетим), а эпоху эту — эпохой судей Израилевых. Иногда судья объединял под своей властью несколько колен. Правда, за все время не было случая, чтобы кто-нибудь из судей хотя бы на короткое время стал бы вождем всего народа. В мирное время власть судьи была гораздо слабее, чем в военное. С его смертью союз, возглавляемый им, обычно распадался. Такой период длился около двух столетий, и на протяжении его не было в народе Израиля ни государственного, ни даже религиозного единства. На смену монотеизму пришли языческие культы местного происхождения — евреи начали смешиваться с местным ханаанейским населением, перенимали их обычаи и обряды. На вершинах холмов появились созданные израильтянами языческие храмы и алтари, на которых приносились жертвы ханаанейским божествам — Баалам и Астартам различных мест. Скиния в Шило посещалась редко.
Вместе с тем неверно было бы утверждать, что в это время монотеизм исчез — скорее следует говорить о том, что он оказался как бы скрытым под наносными языческими обычаями. Тем не менее существовала реальная угроза исчезновения еврейского народа, растворения его в среде родственных по языку и происхождению народов. Фактически ассимиляция уже началась. История знает немало случаев, когда завоеватели перенимали культуры завоеванных и в конце концов исчезали как самостоятельный народ. Можно вспомнить судьбу аккадцев, ассимилированных завоеванным ими Шумером. Или греко-македонцевв, много позже поглощенных египетской культурой. Правда, случаи внешней угрозы немедленно возвращали евреев к собственным обычаям и законам, а также напоминали им, что они — единый народ.
Первым народом, с которым пришлось столкнуться израильтянам после завоевания Ханаана, были арамейцы. В страну вторглось войско Кушан-Ришатаима, царя арамейского. Разрозненные еврейские племена не могли оказать врагу должного сопротивления. Арамейцы покорили почти всю страну и на протяжении восьми лет владели ею. В это время в племени Иегуды был избран судьей человек по имени Отниель сын Кеназа и племянник Калева — старого соратника Иошуа Бин-Нуна. Сам Отниель был опытным воином, он в молодости отличился во время осады ханаанского города Двир. Видимо, воинская доблесть была в этой семье наследственным качеством. Отниель не сколькими небольшими группами воинов внезапно атаковал арамейские гарнизоны, оставленные в еврейских городах. Захваченные врасплох арамейцы бежали. После этой первой победы судье из колена Иегуды удалось собрать значительное ополчение и во главе его окончательно изгнать из страны войско Кушан-Ришатаима. Освободив евреев от арамейской дани, Отниель исполнял обязанности судьи в течение долгих сорока лет — до самой смерти. По словам Танаха: «и покоилась земля сорок лет».
Увы, по прошествии сорока лет все повторилось с ювелирной точностью: ослабление власти (по сути — анархия), отказ от собственной религии, возвращение к служению местным божкам. И вновь — раздробленность, стремление каждого племени замкнуться в собственном наделе и не особенно интересоваться жизнью соседей.
И вновь — иноземное нашествие. На этот раз — из Восточного Заиорданья. Моавитский царь Эглон, вступив в союз с некоторыми вождями аморреев и царем Аммона Рабатского, вторгся в южные пределы Ханаана. Жертвой завоевателей стало племя Биньямина — относительно малочисленное, — а затем и другие племена юга страны. На этот раз иноземное иго продолжалось ни много ни мало восемнадцать лет. Освободил соплеменников судья из колена Биньямина по имени Эуд. Это был человек отчаянной храбростью.
Моавитяне не сразу хватились царя — не было ничего подозрительного в поведении пришельца, да и в том, что царь не сразу позвал приближенных, тоже ничего подозрительного не было — Эглон описывается человеком больным, часто уединявшимся во внутренней комнате дворца.
Оказавшись за пределами дворца, судья протрубил в шофар, подавая знак заранее спрятавшимся отрядам своих воинов. По этому знаку евреи захватили броды через реку Иордан. В последующей серии сражений оказавшиеся без предводителя и без узловых коммуникаций моавитяне были очень быстро разгромлены противниками. Согласно Танаху, в той короткой, но весьма жестокой войне моавитяне потеряли несколько десятков тысяч человек. И еще отметим, что евреям вновь пришлось штурмовать Иерихо: город был захвачен Эглоном и превращен в царскую резиденцию.
После этого Израиль не тревожили соседи на протяжении восьмидесяти лет. ‘Гак обстояли дела в первой половине эпохи судей у южных племен — Иегуды и Биньямина. Тут следует отметить, что эти два колена отличались от северных собратьев воинственностью и, возможно, большим военным опытом. Кроме того, в уделах этих племен осталось не так много местных жителей — ханаанеев, сохранивших независимость. Поэтому евреям здесь пришлось иметь дело с набегами соседей.
Иначе сложились дела в северном Ханаане, особенно в уделах колен Нафтали, Звулуна, Исахара и Ашера.
Последней крупной войной, которую вел Иошуа Бин-Нун, была война против коалиции североханаанских царей (или князей). Во главе коалиции стоял царь города Хацор по имени Явин. Война кончилась разгромом объединенного ханаанейского войска, однако евреям не удалось захватить владения самого Явина, в том числе и город Хацор. С самого начала поселения здесь четырех колен Израиля, хацориты совершали набеги на них. Когда же во главе ханаанеев встал царь Явин (сын или внук разбитого евреями главы коалиции), им удалось покорить племена Нафтали и Звулуна. Часть евреев бежала в соседние земли — в удел колена Эфраима.
Судей Израилевых книга
Некоторые исследователи склонны видеть в Моисее первого, а в Ие хошуа — второго судью. Однако этот взгляд противоречит прямому смыслу слов Библии: «И когда умер Ие хошуа бин Нун. и когда весь народ оный отошел к отцам своим. восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его. » (ИбН. 2:8–10). Судьи были не собственно судебной властью — хотя в качестве племенных вождей они, возможно, отправляли и судебные функции (Суд. 4:4; далее в данной статье отсылки без сокращенного обозначения названия книги Судей), — а военно-политическими лидерами своего колена или группы колен (см. Колена Израилевы), спасителями от врага и избавителями от чужеземного гнета. Правление судей было временным и никогда не распространялось на все колена.
Завершение завоевания Ханаана (1:1–2:5). После смерти Ие хошуа бин Нуна израильтяне продолжали завоевательную кампанию, в ходе которой они одержали многочисленные победы, однако ряд областей Ханаана оставался еще не завоеванным. В то время как на начальной стадии завоевания израильтяне действовали как единая сила под руководством одного лидера — Ие хошуа бин Нуна, завершающие операции осуществлялись отдельными коленами. Повествование об этих кампаниях кончается списком городов, которые не были разрушены завоевателями и которые стали данниками израильтян. Подобные списки городов представлены во второй половине книги Ие хошуа бин Нуна, и средневековые еврейские комментаторы Библии, в частности Раши, были склонны считать, что настоящее место этих списков — первая глава книги Судей.
Среди современных исследователей распространено мнение, что 1–11 главы книги Ие хошуа бин Нуна и первая глава книги Судей представляют собой параллельные рассказы об одних и тех же событиях, причем именно версия книги Судей более исторична, так как концепция объединенной израильской армии вряд ли совместима с племенной организацией израильтян в тот период и скорее отражает более поздние представления о стратегии завоевательных действий. Археологические раскопки свидетельствуют о значительных разрушениях на всей территории Ханаана в 13 в. до н. э. и о разрушениях меньшего масштаба в 12 и 11 вв. до н. э.; поселения, возникшие в этот период на руинах ханаанских городов, — типично израильские.
Большинство современных ученых придерживаются взгляда, согласно которому окончательную форму ядру книги Судей (2:6–16:31) придали девтерономические редакторы (Второзаконие). Они объединили рассказы об отдельных судьях в единое повествование, сквозная тема которого — периодическое впадение израильтян в грех идолопоклонства, за чем следует Божье наказание, раскаяние израильтян и ниспослание Богом избранного вождя-избавителя, приносящего освобождение от угнетения, мир и благоденствие; через некоторое время после смерти судьи люди вновь впадают в идолопоклонство, и цикл повторяется вновь (3:7–9, 12, 14,15; 4:1–3; 6:1, 7). Эти принципы, прослеживаемые в книге Судей, сформулированы во введении к рассказам о деятельности отдельных судей (2:6–3:6). В книге, однако, совершенно отсутствует характерный для девтерономических редакций мотив — порицание местных алтарей Бога Израиля.
Начальная строка книги Судей: «По смерти Ие хошуа. » (1:1) связывает повествование с предшествующей книгой Ие хошуа бин Нуна, которая, в свою очередь, формально связана с предшествующим повествованием Пятикнижия аналогичной фразой: «По смерти Моисея. » (ИбН. 1:1). Введение распадается на две части — историко-географический обзор завоеваний израильтян в Ханаане (первая глава) и историко-теологический обзор периода Ие хошуа бин Нуна (2:1–7). Тот факт, что израильтяне не завершили завоевание Ханаана, представлен редакторами книги Судей как прегрешение и как наказание Господне и испытание Израиля: поскольку Израиль не выдержал этого испытания, Бог предал его в руки врагов, вследствие чего израильтяне не могли завершить завоевание Земли обетованной.
В библеистике принято подразделять судей на так называемых значительных и так называемых малых. К первой группе относятся:
Отниэль (3:7–11), первый из судей, упоминаемых в книге. В молодости он участвовал в завоевательных операциях, захватив Двир. В книге Судей он выступает как борец с угнетателями, первый из серии харизматических вождей-избавителей.
Э худ (3:12–30), герой из колена Биньямина, избавивший свое и другие колена от длительного моавитского ига (см. Моав). Убив моавитского царя Эглона (3:21), Э худ протрубил в шофар (3:27), что, по-видимому, было условным знаком для захвата израильтянами бродов через реку Иордан и предотвратило дальнейшую угрозу со стороны моавитян.
Дебора и Барак (4–5). После смерти Э худа северные колена Израиля были порабощены царем Хацора Явином и его военачальником Сисрой. Пророчица Дебора, бывшая в то время судьей (4:4), призвала Барака, сына Авино‘ама, из Кадеш-Нафтали и повелела ему собрать на горе Тавор 10 тыс. воинов из колен Нафтали и Звулуна. Сисра вышел против израильтян с мощным войском, основную ударную силу которого составляли колесницы; однако израильтяне, по приказу пророчицы атаковавшие противника на болотистой равнине, где колесницы увязали в глине, нанесли врагу сокрушительное поражение. В книге приводится победный гимн — Песнь Деборы, — который, по всей видимости, является одним из древнейших образцов стихотворного жанра в Библии. Могущество Явина было сломлено, и после нескольких сражений его царство окончательно пало. Проблема, обсуждаемая исследователями, состоит в том, что царь Явин, по-видимому, тождествен Явину, упоминаемому в книге Ие хошуа бин Нуна как глава коалиции ханаанских царей, разгромленной израильтянами под предводительством Ие хошуа бин Нуна (11:1–9), и можно предположить, что оба рассказа — разные версии одного и того же события.
Гид‘он (6:11–8:32). Ежегодные набеги мидианитов, которые, по объяснению пророка, были наказанием за то, что израильтяне забыли Бога, побудили народ выбрать судьей Гид‘она, который во главе отряда из 300 человек дерзкой ночной атакой на лагерь противника обратил врага в бегство и закрепил победу, уничтожив множество врагов во время длительного преследования отступавших мидианитов. В благодарность за избавление израильтяне предложили Гид‘ону стать царем, однако он отклонил предложение, сказав, что царская власть над Израилем принадлежит только Богу.
Ифтах (10:17–12:7). Слава Ифтаха как воина достигла Гил‘ада, старейшины которого обратились к нему с просьбой возглавить жителей Гил‘ада в их войне с Аммоном. Ифтах принял предложение при условии, что он будет главой народа и в мирное время. Перед тем, как выступить в поход, Ифтах дал обет в случае победы принести в жертву Богу того, кто выйдет из ворот дома его навстречу ему (11:31). Ифтах нанес поражение аммонитянам. По возвращении домой ему навстречу вышла дочь, которую, во исполнение обета, он вынужден был принести в жертву.
Переселение колена Дана на север (17–18) и война против колена Биньямина (19–21). Эти рассказы не объединены с предшествующим повествованием связующим введением, и для них характерно частое повторение фразы «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (17:6; 18:1; 19:1; 21:25). Возможно, эти главы должны были показать, насколько опасна неупорядоченная племенная власть, которая может перейти в анархию, если ее не сменит царская власть.
Рассказ о переселении колена Дана на север включает упоминание об основании там святилища Бога Израиля. В эпоху царей это святилище превратилось в один из двух главных культовых центров Северного царства (см. Дан, Бет-Эль, Иоров‘ам I).
Причиной войны, о которой повествуется в главах 19–21 книги Судей, было преступление жителей Гив‘ы в уделе Биньямина, нарушивших социально-этические нормы Израиля. Отказ старейшин колена выдать преступников привел к войне всех колен Израиля против колена Биньямина; война носила священный характер, поскольку ее причиной было нарушение заповедей одним из членов израильской амфиктионии (см. Колена Израилевы). Датировка межплеменной войны вызывает дискуссии среди исследователей.
По мнению специалистов, период судей составлял около 200 лет — с 12 в. по 11 в. до н. э., а не 350 лет, как это следует из текста книги; исследователи склонны рассматривать это число как символическое (семь «юбилеев», то есть пятидесятилетий; см. Юбилейный год).
Книга Судей служит важнейшим источником сведений о периоде еврейской истории, относительно которого практически нет других данных. В повествование вкраплены древние литературные тексты, например, Песнь Деборы.