Кто такие сумасшедшие люди

Кто такой сумасшедший?

Кто такие сумасшедшие люди. Смотреть фото Кто такие сумасшедшие люди. Смотреть картинку Кто такие сумасшедшие люди. Картинка про Кто такие сумасшедшие люди. Фото Кто такие сумасшедшие люди

— Денис, подскажи, как отличить сумасшедшего человека от того, кто с ума еще не сошёл?

— Когда я рассуждаю о том, сошёл с ума человек или нет, я в большей степени думаю о том, насколько он сам собой управляет и насколько он сам себя считает рулевым. Потому что «сошёл с ума» означает «сошёл со своего ума» в прямом смысле этого слова. А если так происходит, то, разумеется, человек уже сам собой не управляет и сам себе не доверяет.

По поводу сумасшествия есть классическое «народное» понимание: сумасшедшим многие называют такого человека, который видит мир не так, как видят его другие люди. Ну если совсем утрировать, это, например, когда человек видит каких-нибудь зелёных человечков (в смысле, видит в тот момент, когда окружающие их не видят). И тогда остальные люди признают его сумасшедшим на том основании, что ведь на самом деле никаких зелёных человечков нет, а этот человек видит то, чего не существует.

На мой взгляд, у всех людей есть необычные артефакты восприятия (назовём их так), которые отличаются от картинки восприятия других людей. Но это ещё не повод называть человека сумасшедшим. Например, если какой-то человек видит зелёных человечков, а я их не вижу, это вовсе не означает, что он какой-то «неправильный», а я вот, напротив, «самый нормальный». Вполне может быть и так, что если он их видит, у него просто есть такая возможность. Допустим, мы же не слышим ультразвук, а летучие мыши слышат. Это ведь не говорит о сумасшествии летучих мышей, а всего лишь показывает их особую способность, недоступную нам, людям. Или можно взять незрячих людей. Они не видят то, что видим мы, но они от этого не стали сумасшедшими. Более того, скорее всего, у них есть возможность замечать какие-то особенности, которые не замечают зрячие люди, поскольку у тех, кто лишён зрения, лучше развит и слух, и осязание, и другие особенности восприятия, в зависимости от того, что именно человек был вынужден тренировать особым образом. Этих людей мы не можем просто так назвать сумасшедшими только лишь на основании того, что я не замечаю нюансов или элементов, которые замечают они: просто они концентрируются немножко иначе и, соответственно, немножко по-другому ощущают наш мир, только и всего.

Поэтому для меня сумасшедший человек, который, действительно, начинает показывать признаки неуправляемости – это, как правило, не тот человек, который видит, слышит или воспринимает что-то непривычное для меня, а тот человек, который сам усомнился в себе. Например, если бы какой-то человек, который видит тех же зелёных человечков, подошёл ко мне и спросил: «Слушай, а что же теперь делать? Я их вижу, я даже с ними разговариваю, но при этом я понимаю, что я один такой, другие люди их не видят.», то я бы на это ответил следующее: «Дорогой мой человек, вот ты видишь этих зелёных человечков – и пусть так будет, просто держи это при себе и тихонько помалкивай. И просто помни, что существует общественный договор, где условлено, что если кто-то их видит, то он об этом не распространяется просто потому, что говорить об этом не принято».

В конце концов, называли же раньше рыжих женщин ведьмами и сжигали на костре, и в разное время обязательно найдётся какой-то критерий, по которому общество будет судить, что человек будто бы не свой, не такой, как все. Но для нашего общества, равно как и для любого другого, есть простая, но очень действенная подсказка — если ты чем-то особенным отличаешься, сделай вид, что ты такой как все. Видишь зелёных человечков — не рассказывай об этом каждому встречному, не напирай на это. Веришь ли ты в каких-то инопланетян и даже убеждён, что они есть, но понимаешь при этом, что всё общество против — не настаивай на своей позиции. Верь сам с собой. Но главное — никогда не допускай тотального сомнения в себе! Т.е. при взаимодействии с другими людьми важно играть общий спектакль, для того чтобы общество не восстало против тебя. А сам с собой верь, во что хочешь, но не сомневайся в себе, потому что сомнения в себе — это первая спусковая кнопка для того, что называется реальным сумасшествием: когда человек сходит со своего ума и когда начинает думать, что он сам себе не может доверять. Поэтому, именно себе нужно доверять в первую очередь, кто бы что ни говорил. В игры «окей, я не вижу того, что я вижу» вполне можно играть с обществом, но это не относится к отношениям с собой, ибо себе нужно верить всегда и безоговорочно, иначе, действительно, можно двинуться кукушкой.

Как-то в детском саду проводили эксперимент, многие наверняка о нем читали или смотрели документальные фильмы. А именно, одного ребёнка выводят из комнаты, и при этом договариваются с другими детьми о том, что сейчас мы поставим белые кегли, но когда ребёнок вернётся, нужно, когда преподаватель спросит, говорить что кегли чёрные. Это такая игра. И вот возвращается ребёнок, его спрашивают, какого цвета кегли. Он смотрит на них и отвечает, белые. А все вокруг говорят — чёрные. Ребёнок не понимает, что происходит, а у него снова спрашивают, уверен ли он в своём ответе. Он уже потихоньку начинает сомневаться, но всё ещё настаивает, что кегли белые, а ему опять все в ответ — чёрные. И вот тогда ребёнок начинает плакать, начинает сомневаться сам в себе, и в определённый момент он говорит, что кегли чёрные. А потом его спрашивают: «Ты же видишь, что кегли белые, и пусть даже все говорили, что они чёрные, почему ты это подтвердил вопреки тому, что видел сам, зачем поддался?». Ребенок смущается. И у особенно конформных детей в такой ситуации начинается сомнение в самих себе, они думают, что вдруг они и правда видят что-то «не то», вдруг с ними что-то «не так». А мысль «со мной что-то не так» — это основа деструктивного манипулирования человеком. С этой мысли начинается управление человеком извне. Поэтому никогда не стоит допускать мысли «со мной что-то не так!». Нужно в первую очередь доверять собственным глазам, своему восприятию. Это важнее любых общественных стереотипов.

— Ну а если у человека всё же возникло сомнение, что с этим делать? Обращаться к специалистам, или просто убедить себя, что если я это вижу, значит это нормально?

— Нужно прислушиваться к себе. Если я адекватно оцениваю то, что я вижу, если я реагирую на звуки и образы и благодаря этому успешно ориентируюсь в пространстве, если я управляю своим телом и могу сделать что-нибудь такое, что позволяет убедиться в том, что я просчитываю свои действия в элементарном, поскольку я, совершая их, получаю предсказуемый результат — значит, в основе своей со мной всё в порядке. И это главное. А вот что касается культурного слоя, если мне говорят, что то, чего я хочу, хотеть неправильно – да и пусть они сами себе считают что хотят и живут как хотят. Их дело. Если мне хорошо, я обязательно продолжу придерживаться собственной позиции. Ведь живу я именно для себя, для собственного удовольствия и пользы, а не для абстрактного общества в вакууме.

Источник

Что такое безумие, его определение и профилактика?

Человеческий мозг – удивительное устройство, которое с легкостью перерабатывает гигабайты информации, потребляя минимум энергии. Но с такой же легкостью он болеет или впадает в зависимость. Это доказано научно, ведь список ментальных заболеваний, которые раньше обозначались одним диагнозом «безумие» постоянно растет. Где проходит граница нормы и ненормальности? По каким признакам определяется сумасшествие и нужно ли вообще его определять? Как отличить временные последствия стресса от ментального расстройства? Статья пригодится всем, кто заботится о психоэмоциональном здоровье.

Что такое безумие?

Безумие — это обобщенное название связанных с психопатологией расстройств, характеризующихся искаженным восприятием реальности и болезненно извращенной психической деятельностью. Это условное понятие, охватывающее совокупность разных заболеваний. Но более широкое, чем психическая болезнь. Под диагноз «безумие» подводят больных с органическими поражениями головного мозга, личностными расстройствами, различными видами психозов, сексуальными отклонениями, старческой деменцией, – всех, чье состояние не вписывается в рамки душевного здоровья.

Несмотря на то, что у безумия есть современное название – сумасшествие, единого определения этого феномена пока нет. В медицине термин считается слишком общим и для патопсихологической диагностики не используется. Поэтому безумие, скорее, не медицинский, а юридический термин, который указывает на социально неприспособленное поведение или неспособность отвечать перед законом за свои правонарушения.

До конца XIX века безумным называли любое поведение, которое не вписывалось в общепринятые нормы конкретного сообщества. Безумцами считали самоубийц, лунатиков, эпилептиков, а также тех, кто страдал от галлюцинаций или последствий черепно-мозговых травм. Но безумным называли также любого, кто отличался нестандартным мышлением, был способен на необдуманные или неадекватные поступки, не понятные для соотечественников.

Вообще неадекватность, странность, способность «выйти из себя» имеют настолько разнообразные проявления, что требуют уточнения. Условно безумие разделяют на два вида: первый проявляется разрушительным воздействием на рассудок (потерей рассудка), а второй – священным неистовством, свойственным гениям, пророкам, вождям религиозных движений. То есть безумие – это не непременно глупость или недостаток ума, а иной способ мышления. Недаром в некоторых языках безумие и пророческий дар описываются одинаковыми словами.

История безумия.

Тема ума и безумия была особенно актуальной в Античности, где имела два подхода к анализу: медицинский и философский. В философии сумасшествие считалось одним из проявления вдохновения. «Безумие – вот без чего нет великого поэта», – провозглашал Цицерон. С точки зрения медицины безумие считалось проклятием богов, требовавшим жертвоприношения. Но была другая точка зрения, выраженная Гиппократом, объяснявшим психические черты личности не божественной, а физической природой человека.

В суровом Средневековье люди с «особыми состояниями» признавались отступниками от церкви, насильно содержались в приютах в ужасных условиях. На Руси их называли юродивыми, признавали вестниками народной правды или пророками. Власть впервые обратила внимание на сумасшедших во времена Ивана Грозного, и посчитала болезнь поводом для изоляции.

Тема сумасшествия актуальна в литературе и кино. Большинство великих русских писателей: Гоголь, Достоевский, Чехов посвятили теме безумия свои произведения. О непостижимой связи сумасшествия с творчеством писали Шиллер, Гете, Гофман. Размышления о тонкой границе нормы и патологии есть в фильмах Хичкока, серии картин про Ганнибала Лектора.

Зигмунд Фрейд рассмотрел в симптомах сумасшествия психологическую составляющую, а также высказался о взаимосвязи бессознательного с телесным. Философский и социально-культурный масштаб безумие получило после публикации книги Мишеля Фуко «История безумия в классическую эпоху», в которой автор выдвинул теорию «великого заточения». По мнению автора безумие возникает в момент, когда разум сам решает перейти границы разумного и того, что возможно считать неразумным.

В XXI веке теория о взаимосвязи гениальности с безумием остается популярной, а границы нормы, нормальности и патологии – достаточно размытыми.

Как определить безумие?

Медицинский диагноз ставится после поэтапного исследования личности больного, оценки его личностных особенностей, мышления, памяти, мотивации, поведения. Для исследования используются собеседования, рисуночные тесты, оценочные матрицы. Но диагностировать у себя тяжелое психическое расстройство невозможно. Более того, распознать сумасшедшего в другом человеке без опыта работы в психиатрии очень непросто. Если человек кричит, бунтует против устоявшихся правил или совершает непонятные для большинства поступки – это еще не говорит о его психическом нездоровье. И о психическом здоровье тоже не говорит.

И все же, как распознать психически нестабильного человека? Психиатры называют два главных критерия, по которым признают психотическое расстройство:

Другие признаки душевного расстройства:

Конечно, проявление одного-двух признаков еще не указывает на безумие. Если совпадают симптомы по большинству пунктов, это повод обратить на них больше внимания. Тем более, если:

10 признаков ментального здоровья.

Верный диагноз может поставить только врач-психиатр. Неподготовленным все же советуют отталкиваться от определения «Психическое расстройство – это понятие, противоположное психическому здоровью». Чтобы протестировать себя и не сомневаться в ясности своего сознания, можно свериться с 10 основными элементами психоэмоционального здоровья:

Чем больше плюсов будет поставлено при тестировании, тем ближе психическое здоровье к норме.

Как сохранить психическое здоровье?

Научный прогресс не только меняет жизнь к лучшему, но повышает статистику ментальных расстройств. Чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье людей, психологи, врачи, педагоги, эксперты из разных областей науки собираются на ежегодные международные конгрессы.

Вот работающий план профилактики ментального здоровья, разработанный совместными усилиями:

Выводы:

Источник

Как распознать сумасшедшего

Продолжение темы. Начало в статье «Между психологией и психиатрией» [1]

На границе между психической «нормой» и психической «не нормой» нет колючей проволоки, пулеметных вышек и бдительных патрулей с собаками. Иными словами, шизофреники – среди нас, повсюду: на улицах и в транспорте, на рабочих местах и в учебных аудиториях, в клубах и на пляжах.

Распознать болезнь с упреждением бывает жизненно важно – вспомните хотя бы парня, женившегося на сумасшедшей, которая потом избивала их крошечного сына, отчего тот стал аутистом! Незнание предопределило страшный путь ребенка и покорежило судьбы взрослых. Поэтому приведем психологические маркеры, которыми помечена «не норма»: благодаря этим восьми указателям вы обнаружите отклонения на ранних стадиях [2].

Чувство собственной важности

Во-первых, шизофренику свойственно не говорить, а бурчать, словно огрызаясь. Почему? Мир отказывается поверить в величие больного, и тот ведет с этим миром перманентную войну.

Во-вторых, «шиз» не способен весело, искренне рассмеяться: у него отсутствует чувство юмора. Как-никак, наличие этого чувства требует значительных интеллектуальных ресурсов. Зато сумасшедший деланно хохочет невпопад: смех без причины – точный признак дурачины. Подобно животному, «шизик» не понимает иронии и шуток, и вести себя с ним нужно осторожно. Обида охватывает его молниеносно, а обиженный безумец крайне опасен.

В-третьих, шизофреник с легкостью принимает простые объяснения, ибо сложных он уразуметь не в состоянии. Так, ему очень близка теория всемирного заговора – не имеет значения, какого именно. Например, беды России больной склонен объяснять происками неких жидомасонов или ЦРУ. Восточная мудрость гласит: бойтесь тех, кто для сложных проблем предлагает простые решения.

В-четвертых, «шиз» верит в существование сверхъестественных сил, которым он, «выдающийся», небезразличен.

Отсюда вытекает пятый указатель «не нормы»: шизофреники подвержены мании преследования. Поскольку обычно невозможно доказать, что за человеком гонятся какие-то люди, больной убеждает себя, что его преследует, скажем, «злая энергия».

В-шестых, больные шизофренией женщины легко доступны, так как мужское внимание бальзамом проливается на воспаленное чувство собственной важности. А из-за отсутствия чувства юмора они все понимают буквально, поэтому не умеют ломаться, кокетничать, жеманничать, капризничать. Отдаваясь, шизофреничка горделиво ждет, пока мужчина удовлетворится: лежит (стоит) и механически принимает самца – словно кукла.

Седьмой признак вытекает из самовлюбленности шизофреника. Он абсолютно не интересуется другими людьми. Словно ребенок, он ждет от окружающих, чтобы его расспрашивали, чтобы им восхищались. А уж свои умения он готов продемонстрировать в любом месте и в любое время. Один 60-летний тип принес в редакцию, с которой сотрудничал автор этих строк, бездарное стихотворение. Кто-то из журналистов попытался мягко отделаться: дескать, рассмотрим ваш текст попозже. Но посетитель выхватил из-за спины гитару:

– Я вам сейчас это спою! Вы сразу все поймете!

И грянул по струнам. Ничего не читающие и не изучающие пустомели замыкают либидо на самих себя. Непрерывные мысли ничтожества о собственном величии порождают манию: «Я – Пушкин!», «Я – Моцарт!», «Я – Сталин!» Поэтому среди ненормальных издавна множество наполеонов, чингисханов и прочих жалких пародий.

Когда реальность со всеми ее противоречиями идеалу назойливо напоминает о себе, у больного от раздражения случается истерика или буйный припадок.

Пара рюмок для шизофреника

Как-то знакомый литератор пришел ко мне в гости – вместе с 40-летней миловидной женщиной. Предварительно литератор предупредил по телефону, что дама ему нравится, но он ее не вполне понимает: требовалась консультация.

Спрашиваю у гостьи:

– Чем занимаетесь, как поживаете?

Нервно сцепив пальцы рук, она отрывисто произносит:

– Плохо. Нас с дочерью преследуют с тех пор, как мы переехали сюда из Петербурга.

– Кто же вас преследует?

– В школе мою дочь преследуют и учителя, и другие. Все!

Начиная кое о чем догадываться, задаю вопрос, который многое может разъяснить:

– Сколько же лет вашей дочери?

– Двадцать, – нехотя выдавливает женщина.

– То есть она давно окончила школу, в которой ее преследовали?

– Да, – говорит гостья еще менее охотно.

– Ну, а как вам живется теперь, когда никто вас больше не преследует?

– Плохо живется, – буркнула она и добавила: – Жиды во всем виноваты!

Мой знакомый, убежденный демократ и собственный корреспондент радио «Свобода», от такой заявки чуть со стула не упал. Я поинтересовался, есть ли евреи у женщины на работе или среди соседей. Представьте себе, у нее не нашлось ни одного знакомого еврея.

Затем она пожаловалась, что вся напряжена, что отовсюду льется дурная энергия и у нее нет сил защищаться.

Чтобы до конца продемонстрировать знакомому, в кого он почти влюбился, я предложил. выпить водки. Но при этом объявил, что сам в такое раннее время пить не стану. Естественно, литератор тоже отказался.

Зато гостья опустила глаза:

– Вообще-то я не пью. Ну если только рюмочку.

Как вам это нравится? Женщина готова пить в компании двух непьющих мужчин. Она совершенно не видит себя глазами посторонних, со стороны. Я поднялся, знакомый последовал моему примеру, и гостье пришлось пройти в прихожую. На прощание я произнес несколько ободряющих фраз о том, что мир не за нас, но и не против. Даже припомнил мотто Эйнштейна: «Господь изощрен, но не злонамерен» [4]. Мертвому припарки!

Вечером знакомый позвонил и дико извинялся, что не распознал «чеканутую».

Переварив услышанное, знакомый вдруг спросил:

– Слушай, а как спиртное подействовало бы на. э-э. больную? Она бы не превратилась в буйнопомешанную?

– Общеизвестно, что алкоголь ухудшает краткосрочную память: если выпить достаточно много, часть событий вообще не запоминаются. Думаю, водка заставляет диссоциирующее сознание забыть о своей фантастической, выдуманной части.

Когда муж превращается в собаку

Выпивший «шизик», как ни странно это звучит, становится ближе к норме, нежели «шизик» трезвый. Но чтобы использовать данное наше предположение в лечении, необходимы дополнительные исследования.

Основная причина смерти шизофреников – самоубийства. Поначалу больной не ощущает своих противоречий и соответственно не воспринимает свое поведение странным. Поэтому шизофреники очень одиноки даже в сумасшедшем доме: каждый живет в своем индивидуально пригрезившемся мире.

В конце концов больной убеждается в незыблемости реальности, в принципиальной ее неспособности функционировать по законам иллюзии. Если сартровское «Ад – это другие» является гиперболой [3], то на последней стадии шизофрении ад буквально врывается в жизнь, делая ее нестерпимой. Больной топится, прыгает из окна, бросается под колеса.

В подмосковном поселке, где живет мой друг-журналист (не с либеральной «Свободы», а, напротив, из очень консервативного издания), в глаза бросилась женщина лет около тридцати. Симпатичная, высокая, худая – вполне могла быть моделью. Но сутулится, ходит «на полусогнутых», застывший взгляд устремлен вперед, каштановые волосы свалялись патлами. И наряд под стать: синие спортивные штаны с зеленой кофтой (или с красно-белой курткой – в зависимости от сезона).

– Похоже, девушка не в себе, – сказал я другу. – Кто она?

– А, Женя? Преподает рисование в детской школе искусств. Три дня в неделю.

– Ну, если считать каждого выпускника художественного училища художником, – улыбнулся журналист. – Иногда ей заказывают копии известных картин для интерьера ресторанчиков.

– Не замужем и бездетная?

– По-моему, да, – равнодушно кивнул друг. – Но чем она тебя заинтересовала?

– Психикой. С кем она живет, неужели одна?

Историю Жениной семьи знал весь поселок. Жили-были в блочной пятиэтажке супруги с сыном и дочерью. По мере взросления детей жена все сильнее помыкала мужем – щуплым и туповатым человечком. «Ничтожество», «полудурок», «мразь» – не самые крепкие ругательства из тех, какие он выслушивал в свой адрес. Не встречая отпора, жена дошла до края – выставила благоверного вон из квартиры. Между тем начиналась осень.

Что делать? Пришел подкаблучник на окраину поселка и начал строить дом. Первым делом сколотил веранду, подложив на землю кирпичи. Натаскал туда тряпья, протянул от ближайшего столба электричество, и потянулась собачья жизнь. В будни изгнанник ездил на работу в Москву, в выходные заливал фундамент, тесал бревна. Зимой тепла от старого рефлектора хватало лишь на то, чтобы поддерживать на веранде нулевую температуру. Выпив водки, бедолага ложился спать в завязанной ушанке и телогрейке, да под старым тюфяком.

Через год двухкомнатная хибара была готова; подкаблучник даже обнес ее штакетником, прирезав себе десять соток (что даже приветствовалось властями при тотальном дефиците продуктов в позднем СССР).

И тут вновь на авансцене появилась супруга.

Милые ссорятся, да не тешатся

Страна погружалась в пучину гиперинфляции – на дворе стоял 1992-й. Для подпитки семейного бюджета дама решила сдать квартиру приезжим, а самой вместе с детьми перебраться в хибару. Подкаблучник получил приказ надстроить второй этаж с отдельным входом и врезать в изгороди вторую калитку.

Ну что поделаешь, если от страха перед женщиной начинается медвежья болезнь? Бедолага принялся реализовывать ее замыслы – как умел.

И охмурила-таки больная «на голову» русская женщина одного небедного француза! И получила визу, и уехала в Париж, ибо в 1990-х спрос на все русское в Западной Европе был невероятно высок. Вот когда подкаблучник понял, что такое счастье. Так и говорил всем: «Война кончилась».

Однако бурный роман в Париже не менее бурно катился к финалу: более двух лет вздорную 50-летнюю тетку француз вынести не смог. Для законного супруга ее неожиданное возвращение было визитом старослужащих («дедов») в казарму новобранцев («салаг»). За рубежом характер жены лучше не стал – отнюдь. Война вспыхнула с новой силой. В начале «боевых действий» подкаблучник, которому аккурат стукнуло 60 лет, получил указание разгородить весь участок надвое мелкой стальной сеткой – прямо через малинник.

Обретя таким образом «экстерриториальность», супруга наняла шабашников, которые лихо срубили на ее половине двухэтажный сарайчик, издали похожий на баню, но таковой не являвшийся. То несомненно было жилье. Для кого? Увы, сие так и осталось загадкой – вскоре супруга исчезла. Обыскав весь дом, дети нашли мать в погребе: она висела в петле. Война окончилась навсегда.

Сын, едва получив диплом, уехал в Швецию, а оттуда перебрался в Канаду. Женя живет на втором этаже вместе с отцом. Благодаря отдельному входу первый этаж оказалось удобно сдавать приезжим; сдали недорого и похожий на баню сарайчик. Это позволило вдовому пенсионеру уволиться с работы. Целыми днями он ковыряется теперь по хозяйству, а вечерами выходит на недостроенную плоскую крышу веранды и из-под ладони глядит на дорогу от железнодорожной станции: высматривает своих возвращающихся из столицы жильцов. Словно с капитанского мостика, отвечает на их приветствия, важно шевеля усами. Жизнь удалась – ох и не зря покойная ведьма вынудила затеять эту стройку!

– Шизофрения у супруги прогрессировала по классической схеме, – констатировал я, ознакомившись с поселковым эпосом.

– Стройная, гораздо моложе своих лет, – припомнил мой журналист. – В общем, красавица!

То, что женщина чертовски хороша собой, заметно и по ее дочери Жене. Собственно, на этой-то почве мамаша и свихнулась – тоже вполне классически.

Представляете, какое искушение подстерегает девочку, в которую влюблены все мальчишки в классе? Всеобщее поклонение делает девочку излишне самоуверенной – ей кажется, будто весь мир лежит у ее ног. Она принимает решения быстро, бездумно, к учебе относится без интереса. Зачем напрягаться, если она и так победительница?

Красавица получает максимальное число мужских предложений. Казалось бы, ей легче сделать верный выбор, чем невзрачной «мышке». Однако бывшая королева класса не разбирается в людях и элементарно не приучена думать – зачем, если она и так хороша [5]? Вот и наша героиня вышла за тряпку, чтобы в итоге постепенно сойти с ума.

Внешностью бог не обделил, мозги можно не утруждать, мужик веревки позволяет из себя вить, и уж мания величия тут как тут: «Я достойна лучшей жизни, к черту Подмосковье с этим ублюдком, уеду в Париж». И ведь покатила – шизофреники упрямы! Жаль, за сыном понаблюдать нельзя.

– Хотел бы узнать, в какой степени он нормален. У Жени-то мозги точно набекрень – вся в мать, разве ты не видишь?

Удивительно, насколько бесчувственны люди к сумасшествию, которое выдает себя ярчайшими деталями, буквально кричит о себе.

– Как-то прежде не задумывался, – промямлил журналист. – Да, наверное, унаследовала.

Выдающиеся достижения генетики на протяжении XX века (генная инженерия, биотехнологии) обернулись гипертрофированным завышением роли наследственных факторов относительно воспитания. Например, выражение «природа отдыхает на детях» принято трактовать как ухудшение генотипа отпрысков по сравнению с их знаменитыми родителями.

Подобно обыденному сознанию, наука также склонна бездоказательно объяснять генетическими факторами всевозможные феномены – рак, половую ориентацию, шизофрению и прочее. Недаром один популярный бизнес-тренер остроумно заметил, что «не существует таких генетических заложенных качеств, которые помогут перейти с позиции узкого специалиста на позицию менеджера, директора» [6].

– Загадочные «гены скудоумия» здесь ни при чем, – продолжил я. – Куда продуктивнее взять на прицел порочные методы воспитания: «шиза» с большой вероятностью вырастит «шизу» [7]. Наверняка мамаша восхищалась Жениной красотой, но не настораживалась оттого, что дочь ничего не читала: сама была хороша собой и питала отвращение к чтению.

Мой друг-журналист не выдержал:

– Господи, с чего ты взял, что Женя не читает? Ты же видел ее мельком пару раз, словом с ней не перемолвился. И потом, если чтение служит столь важным индикатором шизофрении, что ты скажешь о дописьменной эпохе или о неграмотных людях, которых на Земле и сегодня миллионы? По твоей теории все они должны сойти с ума!

– У неграмотных совсем другие индикаторы, мой друг. Их задача выжить, не издохнуть голодной смертью. Неграмотный бездельник сходит с ума от нежелания заботиться о пропитании. А вот художественное училище – наверняка мамашина идея, кирпичик в мании величия: ах, у меня дочь художница!

– Ах, у меня сын – переводчик! – подхватил журналист. – Черт его знает, может, ты и прав.

– Пожалуй, стезю для юноши также подобрала сумасшедшая. Допустим, воспаленная мечта о «благословенном» Западе породила желание вырастить из сына личного толмача. Ты спросишь: не слишком ли сложная схема для уже распадавшегося в то время сознания мамаши? Нет, дружище: «шизики» изобретательны и настойчивы.

Несомненно, сын столь ничтожного подкаблучника и столь деспотичной «столбовой дворянки» сформировался гомосексуалистом [8].

Социально значимый дурак

Стремление явить миру истинную нацеленность своего либидо, жить в ладу со своим «Я» обернулось прилежанием в изучении языков. Юноша рвался на Запад – в гомосексуальный рай, где общество не требует от мужчины непременной женитьбы. К тому же вдали от Родины ничто не напоминает об отвратительном детстве с материнской поркой да руганью.

В Монреале 40-летний сынуля шизофренички снимает квартиру вместе с геем из Китая. Ни о чем не подозревающий папаша с гордым видом показывает «фотку» всему поселку: сын обнимается с желтокожим другом у кромки моря.

«Во экзотика, – вздыхают наивные селяне Подмосковья. – Заграница, блин!»

Набросаем наиболее реальный сценарий для Жени. Скудоумие в сочетании с тотальной опекой делает ее недееспособной. К примеру, родитель не раз предлагал дочери научиться заполнять квитанции для оплаты коммунальных услуг, но та всякий раз отмахивалась, – мой журналист был свидетелем подобной сцены в местном отделении Сбербанка.

Патологическую Женину лень выдают даже шевелюра с походкой – палец о палец не хочет ударить девушка, чтобы достойно выглядеть. Неохота расчесаться, неохота держать прямо спину. Поселку известна и такая подробность: после стирки Женя ничего не утюжит – ни белье, ни верхнюю одежду. А зачем? Носить-то можно.

Когда-нибудь экс-подкаблучник умрет, и острое нежелание заботиться о себе ускорит развитие болезни. Скорее всего, найдется среди постояльцев хитрец, который очарует Женю и женится на ней. А затем станет относиться к владелице жилплощади так, как того заслуживает умственно неполноценная: скорее всего, попытается упрятать Женю в «дурку». Внезапное испарение добрачных восторгов в адрес собственной персоны обернется для «жидкой» психики молодой жены катастрофой. А ведь Женя и без того не раз примеряла к себе конец своей матери.

Кстати, развенчаем еще один миф. Считается, что у алкоголиков дурная наследственность: их дети также часто спиваются. Однако гена, ответственного за пристрастие к спиртному, не существует. Беда детей сильно пьющих родителей не в генотипе, а в том, что в семье культ спиртного и ребенок с малолетства знает его вкус. Аналогичным образом дети сутулых родителей имеют перед глазами пример, благодаря которому сутулятся чаще тех сверстников, у чьих родителей нормальная осанка.

А вот еще один признак «шизы», восьмой, с которого, возможно, следовало начать. Слабая память, непомерные амбиции и необучаемость (глупость) делают шизофреника непригодным к серьезной трудовой деятельности, но одновременно вынуждают его подражать деловитости очень занятых людей. Больной свято верит, что куда-то спешит, где-то его ждут.

Однажды, отходя от платежного терминала, ваш покорный слуга едва не столкнулся с молодым мужчиной, который несся занять освобожденное мною место. Он с огромной скоростью несколько десятков раз потыкал кнопки терминала, после чего ринулся прочь с таким видом, будто только что провел важнейшие транзакции. Классический пример расщепленного сознания: дурак изображал социально значимую личность.

Наличие у индивида почти всех описанных признаков позволяет практически безошибочно поставить диагноз. Но не спешите делать вывод лишь по двум–трем из них: единичные признаки сумасшествия встречаются почти у всех. «Не норму» выдает лишь сравнительно полная их совокупность.

[1]. Александр Черницкий. Между психологией и психиатрией // Портал Medlinks.ru. – 10 мая 2011.

[2]. Черницкий А.М. Легкая психология. – М.: Гелеос, 2008. – Сс. 373–389.

[3]. Jean-Paul Sartre. L’existentialisme athйe. L’enfer, c’est les autres // Extrait du CD “Huis clos” et de “L’Existentialisme est un humanisme”. – 1964 et 1970.

[4]. Словарь крылатых слов и выражений // Словари и энциклопедии на Академике.

[5]. Черницкий А.М. Указ. соч. – С. 334.

[6]. Михаил Кларин. Корпоративный тренинг: от А до Я. 2‐е изд. – М.: Дело, 2002. – С. 54.

[7]. Александр Черницкий. Битва с дураками // Наша власть: дела и лица. – 2007. – №11.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *