Кто такие сваны происхождение
Кто такие сваны?
Выборочные главы из книги Александра Кузнецова «Внизу Сванетия» изд. ЦК ВЛКСМ Молодая Гвардия, 1971
«Иному горцу посулите рай Магомета за ледниками, он не пойдет, а сванет лезет прямо в пасть смерти. Говорят, что бродить за горы у сванет обратилось в такую же привычку, как кочевать у цыган».
Тем не менее сванский язык совершенно непохож на современный грузинский. Сванский язык никогда не имел своей письменности, письменность была принята грузинская. На грузинском языке ведется преподаванием школах, на нем же печатаются в Сванетии все книги, журналы и газеты.
Библеотекарь в селе Адиши
Римляне были знакомы со Сванетией уже с I века нашей эры, когда сваны занимали гораздо большую территорию. Ученые Рима, историки и географы, считали сванов могучим и воинственным народом, с которым приходилось считаться даже римским полководцам. Уже тогда сваны обладали высокой культурой и были хорошо организованы, крепко спаяны своим родовым общественным строем. Не исключено, что какое-то италийское влияние проникло в Сванетию и принесло сюда совершенно чуждые другим районам Кавказа архитектурные формы. Зубцы сванских башен чем-то напоминают о Московском Кремле. Известно, кремлевские стены строили в XV веке итальянцы. На Кавказе и в других местах есть сторожевые башни, в Осетии, например, но нигде ничего подобного архитектурным формам сванских башен вы не найдете. Разве что в средневековой Италии.
Картвелы появились в Грузии за 1000 лет до нашей эры, когда же они поселились в Сванетии, доподлинно пока неизвестно. Однако в Местийском музее можно видеть найденные в Сванетии предметы, принадлежащие людям не только бронзового, но и каменного века.
С глубокой внутренней культурой, тактом и выдержанностью в характере свана уживаются безумная смелость и отвага.
Первым русским человеком, написавшим о Сванетии, был царский полковник Бартоломей. Уж на что спесивый аристократ, а все-таки сумел рассмотреть и понять сванов:
«Знакомясь все более и более с Вольными сванетами, я убеждался, как несправедливы и преувеличены слухи об их закостенелой жестокости; я видел перед собой народ в детстве, людей почти первобытных, следовательно, сильно впечатлительных, неумолимых в кровомщении, но помнящих и понимающих добро; я в них заметил добродушие, веселость, признательность. »
Каждый видит, понимает и любит в первую очередь то, что знает. Поэтому я расскажу о сванском характере на примере альпинизма. Да говоря о современных сванах, просто и нельзя не остановиться на этом.
Никто и никогда не скажет вам совершенно определенно, для чего люди стремятся к вершинам. С уверенностью можно сказать только одно: никаких материальных выгод это занятие не дает. Тут приобретаются лишь духовные ценности. Поэтому альпинизм так по душе сванам. Это как раз в их характере.
Шалико Маргиани работает на стене
На эту черту сванов обратил внимание уже в прошлом веке учитель Кутаисского городского училища В. Я. Тепцов, не всегда лестно отзывавшийся о сванах. В своей книге «Сванетия», изданной в Тифлисе в 1888 году, он писал:
«Иному горцу посулите рай Магомета за ледниками, он не пойдет, а сванет лезет прямо в пасть смерти. Говорят, что бродить за горы у сванет обратилось в такую же привычку, как кочевать у цыган».
Старшее поколение, зачинатели советского альпинизма, о которых речь еще впереди:
2. Габриэль Хергиани.
3. Виссарион Хергиани, мастер спорта.
4. Бекну Хергиани, заслуженный мастер спорта.
5. Максим Гварлиани, заслуженный мастер спорта.
6. Чичико Чартолани, заслуженный мастер спорта.
7. Годжи Зуребиани, заслуженный мастер спорта.
8. Алмацгил Квициани.
Молодое поколение сванских альпинистов:
1. Иосиф Кахиани, заслуженный мастер спорта.
2. Михаил Хергиани, заслуженный мастер спорта.
3. Гриша Гулбани, мастер спорта.
4. Илико Габлиани, мастер спорта.
5. Джокия Гугава, мастер спорта.
6. Созар Гугава, мастер спорта.
7. Шалико Маргиани, мастер спорта.
8. Михаил Хергиани (младший) мастер спорта.
9. Джумбер Кахиани, мастер спорта.
10. Гиви Цередиани, мастер спорта.
11. Борис Гварлиани, мастер спорта.
12. Валико Гвармиани, мастер спорта.
13. Отар (Константин) Дадешкелиани, мастер спорта.
Фото Заура Чартолани
Так оно и было когда-то. Сваны редко подходили к Ушбе, с ее неприступными стенами было связано много суеверий и легенд.
В то время почти все попытки подняться на Ушбу кончались неудачно. С 1888 по 1936 год на северной вершине Ушбы побывало лишь пять, а на южной только десять иностранных спортсменов, а штурмовали эту вершину более 60 человек. На ее склонах за эти полсотни лет разыгралось и немало трагедий.
В 1906 году в Сванетию приезжают два англичанина и заявляют о своем желании подняться на вершину Ушбы. Они ищут проводника, но ни один сван не соглашается переступить границу владений Дали. Однако находится новый Беткиль, отважный охотник Муратби Киболани. Он смело ведет англичан по отвесным скалам и достигает обеих вершин страшной Ушбы. Хоть на этот раз и обошлось без встречи с богиней Дали, один из англичан при спуске погиб.
Сваны не могли поверить, что люди побывали на вершине Ушбы. Тогда Киболани, захватив с собой дров, поднялся на вершину один и разжег там костер. Началось суровое состязание сванов с неприступной вершиной.
В 30-е годы восхождения на вершины гор принимают уже спортивный характер. Начинает развиваться в Сванетии и горнолыжный спорт.
Мир тесен. 1 мая в кафе «Ай» мне рассказывал об этом походе его участник Алексей Александрович Малеинов, заслуженный мастер спорта, главный инженер строительства Эльбрусского спортивного комплекса. Возглавлял же этот первый переход через Кавказский хребет на лыжах тот самый доктор А. А. Жемчужников, который только что лечил Мишу после столкновения с неуправляемым туристом.
из музея М. Хергиани, фото Р. Кочетков
После этого сванов отправили на курсы в Нальчик, а потом в школу альпинизма, которая располагалась в нынешнем альплагере «Джантуган» в Кабардино-Балкарии.
И вот в 1937 году, в тот самый год, когда в Верхней Сванетии увидели первое колесо, спортивная группа, состоявшая целиком из сванов, поднимается на Южную Ушбу. Участники этого восхождения почти все принадлежали к роду Хергиани, это были Виссарион Хергиани и Максим Гварлиани, их родственники Габриэль и Бекну Хергиани и Чичико Чартолани. Не обошлось без приключений, Габриэль и Виссарион улетели в трещину: порвалась непрочная веревка; сваны поднимались напрямую, далеко не по самому легкому пути и попали на очень сложный участок скал. Но все кончилось благополучно. Это было первое советское стенное восхождение, первое восхождение, принесшее сванам славу настоящих альпинистов. Альпинизм стал в Сванетии национальным спортом.
Сваны — бесстрашные воины Кавказа
Сваны являются народом сванской группы, относящейся к картвельской языковой семье. Самоназвание народа — лушну, мушван. Ранее сваны выделялись как отдельная народность, но после переписи 1926 года их стали включать в состав грузин. Все сванские фамилии имеют окончание «-ани».
Где живут
Проживают сваны на северо-западе Грузии в краях Самегрело, Земо-Сванети, Рача-Лечхуми, Нижней Сванетии, Местийском и Лентехском муниципалитетах. Все они объединены в историческую область под названием Сванетия. Небольшое количество представителей народа живет на территории Абхазии в Кодорском ущелье, входящее в Гульрипшский район.
Сванетия — самый высокогорный исторический район в Грузии. Располагается она по обе стороны Сванетского хребта на севере Грузии, а также на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта. Сванетия делится на две части:
В Сванетии нет городов, административная столица области — поселок городского типа Местия, где даже есть аэропорт.
Численность
По разным оценкам, численность сванов, проживающих в Сванетии, составляет от 14 000 до 30 000 человек. По некоторым оценкам, их гораздо больше, от 62 000 до 80 000 человек. В России, в соответствии с проведенной в 2010 году переписью населения, живут 45 сванов.
Говорят сваны на сванском языке (лушну нин), он относится к отдельной сванской группе картвельских языков. В сванском существует ряд говоров, четыре диалекта, поделенных на 2 группы:
Этот язык бесписьменный, для письма носители сванского используют письменность грузинского языка и латиницу. В 1864 году в свет вышла сванская азбука на грузинском языке, но этот алфавит не прижился.
В сванском много заимствований из мегрельского, грузинского языков. Все носители сванского двуязычные и хорошо владеют грузинским.
Часто на столе сванов можно увидеть хачапури с сыром или мясом, колбасу кровянку зисхора, соленый сыр сулугуни, мясо. В пищу употребляют баранину, свинину, говядину. К праздничному столу готовят запеченного целиком молочного поросенка. Из куриного мяса в сочетании с острыми приправами делают холодную закуску сациви. Готовят картофельное пюре с сыром (шуша), шурпу — мясной бульон с острым перцем, иногда в него добавляют картофель. Почти ежедневно сваны едят мацони — кислое молоко, похожее на простоквашу. Есть в рационе народа орехи и мед.
Чрезвычайно популярна сванская соль — столовая соль, перемешанная с ароматными травами, перцем цицака. Измельчается соль в ступке около 3 часов, потом к ней добавляют специи с травами, которые можно найти только в Сванетии. Соль всегда присутствует на столе сванов, ее добавляют в различные блюда, благодаря чему те становятся более ароматными и вкусными.
Из алкогольных напитков пьют традиционно фруктовую или медовую водку. Виноград в этой местности не приживается, поэтому своего вина нет, сваны его покупают в иных регионах Грузии. Но самым главным напитком у них является минеральная вода, добывают ее из многочисленных источников на земле Сванетии.
Религия
Издавна у сванов присутствовало язычество. 160 дней в году было посвящено поклонению богу солнца. В 9 веке в Сванетию пришло православие, что способствовало конфликту, в результате жители продолжили верить в бога солнца. После второй попытки церкви удалось войти в Сванетию и даже повлиять на население. Но священники до 19 века появлялись здесь редко. Сегодня сваны — православные христиане. В области построено невероятное количество церквей, в них находятся уникальные иконы. В одном только селении построено до 60 маленьких церквей.
Внешность
Сваны всегда отличались своим характером, славились храбростью, статностью. Это гордые люди, сдержанные и терпеливые. Никогда не обижают никого без причины, не ругаются бранными словами. В сванском языке их даже не существует. Самое сильное ругательство у них — это слово «дурак». Сванов издавна считают самыми лучшими воинами Кавказа.
Они высокие, хорошо сложенные и красивые, похожи внешне на грузин. Сегодня сваны носят обычную одежду и обувь. Раньше одежда мужчин состояла из двух или трех узких бешметов, надетых один на другой, при этом оставляли открытыми предплечья, грудь, колени. Рубахи не носили. Вместо штанов надевали передник, от щиколотки до бедер обматывали ноги полосками сукна. Обуви у них не существовало, ступни оборачивали куском необработанной кожи, спереди ее складывали в острый нос. Традиционным головным убором сванов является круглая шапочка из войлока, ее мужчины носят и сегодня.
Девушки голову не покрывали, после замужества носили красный платок, закрывающий все лицо, открытыми оставались лишь уши. Из одежды носили узкие длинные платья, пошитые из полотна красного цвета. Спереди пришивали завязку. Зимой надевали плащ, сшитый из грубого сукна, летом — накидки из красного холста.
Жизнь
Семьи сванов состоят из 30 и более членов. У народа существуют родовые отношения. В один род входит до 30 домов и насчитывается до 200-300 родичей. Жилье родителей доставалось всегда сыновьям, если в семье нет мальчиков, то дом обречен на разруху. Дочери всегда уходят в жилище мужа. Сваны славятся своей воинственностью, но они никогда не нападали с целью захвата территории, а только защищали свои земли от врага.
Активно жители Сванетии раньше использовали рабский труд. Захватывали в плен жителей соседних государств и республик, работавшие у них на полях, разводили скот, кололи дрова, занимались прочими бытовыми работами.
В Сванетии существовала демократическая своеобразная форма правления. Главу общины (теми) называли Махвиши, его избирали на общем собрании, в котором имели право участвовать только здравомыслящие люди обоих полов, которым уже исполнилось 20 лет. Избранный отличался от остальных такими качествами, как мудрость, душевная чистота, степенность, справедливость. Он должен был быть православным христианином. В мирные времена Махвиши являлся судьей, а во время войны возглавлял рать и назначался главнокомандующим.
Жилище
Сваны строили двухэтажные дома (мачуи), стены возводили из камня без закрепляющего раствора или делали жилища из плетенок и обмазывали глиной. Зимы в горах суровые, поэтому все животные жили вместе с людьми под одной крышей. Первый этаж отводился для женщин и домашнего скота, на втором жили мужчины, там размещался сеновал. Имелась в доме отдельная комната для рожениц, спали все на скамьях. При в ходе в жилище располагался коридор, откуда внутрь жилья вели два или три входа. Отсюда произошла сванская поговорка «Женщины налево, коровы направо». Отапливался дом очагом-камином, на нем готовили еду. Дворы с жильем окружали каменной стеной высотой в 3 метра.
Традиции
Кровная месть у сванов является нормальным явлением, как для современных людей суд. Сегодня сваны стали более цивилизованными, постепенно начали вступать в контакт с европейцами, но временами кровная месть все-таки случается. Раньше конфликты происходили даже по малейшему поводу, например, если один мужчина не так посмотрел на жену другого или пнул его собаку. Причинами могли стать обиды, зависть, оскорбления, в результате чего одна семья шла на другую и проливалась кровь. В таких случаях семьи прятались в своих башнях, построенных около дома, а если всю семью все-таки убивали, их башня и дом считались проклятыми.
Сегодня на территории Сванетии есть много таких старинных каменных башен. Эти строения занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все башни древние, и новые уже никто не строит. Возводили их в основном для защиты от нападений и снежных лавин, спускавшихся с гор, в башнях хранили продовольствие и использовали как сторожевую вышку. Забирались в башни по веревочным лестницам, которые сворачивались, и в строения было почти невозможно попасть. Позже сваны считали, у какой семьи башен больше, та считается более крепкой и успешной.
Влиял на успех также пол рожденного ребенка, ведь мужчина в семье — это защитник и добытчик. Если рождался мальчик, вся семья считалась счастливой. Рождение девочки не приносило такой радости. После свадьбы молодых, по обычаю, землей и приданым обеспечивают родители невесты. Это еще одна причина, по которой рождения мальчика было радостью для семьи.
Праздник Лампроба отмечают за 10 недель до Пасхи, в феврале. В этот день воспевают доблесть мальчиков, юношей и мужчин над врагами, поминают своих предков, разжигают костры, устраивают факельные шествия с праздничной трапезой. В каждом доме зажигают столько факелов, сколько в семье мужчин. Если есть в семье беременная, зажигают факел в честь ребенка, которого она носит. Факелы делают из цельных стволов дерева, верхушку расщепляют на несколько частей. Во время шествия с факелами мужчины идут в сторону церкви, поют песни на сванском языке. Во дворе церкви из факелов складывают большой костер, накрывают столы. Всю ночь до рассвета люди читают молитву Святому Георгию, поднимают тосты.
Еще один праздник называется «Неделя душ». Все накрывают столы, затем ждут прихода душ умерших родственников. В этот праздник проводятся обряды:
Народ весьма гостеприимен, всегда хорошо встретит гостя, накормит и обеспечит необходимым. Для мужчины считается постыдным сидеть около своей жены, они не любят разговоров о женщинах и даже не знают толком, какой у женщины в семье образ жизни. Свадьбы сванов проводятся в доме невесты, ее выкупают у родственников, потом начинают пировать. Женщины и мужчины всегда сидят за отдельными столами.
Кто такие сваны происхождение
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Сваны: этнографические заметки.
Начнем с исходных сведений взятых из книг и интернета, и продолжим личным опытом и фотографиями.
Сванетия — один из самых высокогорных районов Грузии. Сваны всегда славились своей статностью и храбростью. Они считались самыми лучшими воинами на Кавказе. У сванов никогда не было крепостного права, и дворянство носило условный характер. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых — строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых «Сванскими башнями». Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки — национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.
Каждый сван это прежде всего отдельная личность, гордая и самобытная.
Очень много о обычаях сванов и их жизни написано в книге Александра Кузнецова «Внизу сванетия» ( можно скачать по этой ссылке в формате fb2 ). Перед началом фот и собственных наблюдений, цитата их этой же книги:
«Сввнетия, «Страна тишины и спокойствия», как назвал ее в 253 году до нашей эры грузинский царь Саурмаг, выселявший сюда своих непокорных подданных. Сванетия – символ гордого свободолюбия. Сванетия, крошечная страна, мир ледников, узких долин и бешеных потоков.»
В Местиа много музеев, я был в двух, знаю еще о двух, подозреваю что это не все. Удаось побывать в музее семьи Маргиани и в музее Михаила Хиргиани, первый представляет собой дом со сванской обстановкой, второй имеет зал посвященный сваскому быту. Кроме этого естественно залез в башню и побывал в этнографическом музее в Ущгули (этот тоже подозреваю не единственный здесь, организован одной из семей судя по всему)
Первое что удалось это попасть в башню. Одна из визитных карточек грузи, изнутри примерно как показано на схеме (сам рисовал, могут быть неточности). Интересно что вход во многих на высоте, и что б добратся до него нужна приставная лестница (которая естественно в случае чего втягивалась во внутрь, и поди залезь). Дальше несколько ярусов перекрытий с лестницами, и в верхушке бойницы и лаз на самую крышу. Интересно что эти башни как я понял использовались не только при защите при нападениях неприятелей из-за пределов Сванетии но и при «кровной мести» или при сварах между общинами и родами. Причем складывается впечатление что последнее назначение чуть ли не основное.
Интересно что все дома как бы сложены из камней. Вот например дом в Ушгули:
В старых селениях узкие улочки, изначально предполагавшие либо пешего либо конного жителя. Здесь очень долго не было даже телег и повозок, т.к. в горах это не самое хорошее средство. Несколько раз мы замечали сани:
В принципе это естественно. Ушгули – самый высокогорный населенный пункт в Европпе, и зима здесь с октября по май.
Дальше переместимся в дом.
В старину в доме было одно помещение, в котором по периметру был места для сна людей, под которыми зимой держали домашних животных.
В центре помещения очаг. Здесь собирались все:
Ни каких шкафов я тут не видел, были сундуки разных размеров, некоторые высотой больше метра. Еще я сделал целую коллекцию фотографий стульев и кресел.
Во всех трех музеях около очага стояло огромное кресло. Не просто так естественно. Но были и множество «стульчиков» попроще, причем разных. Ниже фотки от самого «важного» к самому «простому»:
Одним из важнейших занятий сванов были охота и пчеловоство. Естественно охота в такой местности требовала навыков с родни альпинизму еще в дреаности.
Вариант снегоступов давних времен:
А это ваш покорный слуга с копьем (чудная поза это результат объяснения фотографу на какую кнопку нажать и держать пока не сработает):
Можно только представить насколько суровой была жизнь сванов в далеком прошлом, холода и добывание еды в гороах… Люди и живность в одном доме…
Вот такой музыкальный инструмент я видел в музее этнографии в Ушгули:
А вот такой в доме в котором мы останавливались в общине Ипари:
Современные дома сванов двухэтажны. На втором этаже спальни. Вот два интересных кадра, на одном дом в котором мы остановились, а на втором комната в которой мы ужинали, в ней же этот ужин готовился…
Интересно получается, там где раньше был очаг а вокруг него спали люди, сегодня стоит стальная печь, и в этом же помещении спят люди, несмотря на большее количество комнат, электричество и т.д. Чем не те же древние традиции но на новый, современный, лад.
Так наверное не везде и возможно мы просто так попали (очень маленькое селенье в десяти километрах от Ушгули), но сам факт увиденного.
— Нравится в Сванетии?
— Да очень! Здесь хорошо! Очень красив!
— Да, очень хорошо… Но и очень тяжело… С работой плохо. Магазин он ближайший в Ушгули – 10-ть километров.
— Так тут вон все вроде, хлеб свой… А зачем в магазин… Хотя…
— Да масса всего, вон сигареты, или пиво или…. Много всего…
— А я там, на верху, видел чучела косуль. Мне твой брат сказал что ты охотник, правда? Это ты их…
— Да, давно было. Охотился… Можно было…
— А сейчас?
-А что сейчас, сейчас парк, бумаг-разрешений много… А без них штраф 2000 лари (примерно 1200 долларов).
-Ясно…
Фото чучел не выложу – не получилось (скажем так), но в принципе и хорошо что с охотой здесь посложнее стало (я видел здесь следы медведей на перевале, и много слышал о том что и другой дикой живности здесь много).
Могу еще сказать что иногда музеи созданные местными семьями придется поискать, вот вывеска этнографического (частного) музея в Ушгули:
Попал я сюда случайно, меня встретил парень (он был верхом кстати), и предложил зайти в музей. Экскурсию в таком музее наверное может прочесть любой член семьи но если он моложе 20-23 лет то экскурсия скорее всего будет на английском (как в моем случае).
Сваны — какие они, необыкновенные горцы Грузии
В горах на территории Западной Грузии много тысячелетий живёт поразительный самобытный этнос — сваны. Их историческая родина именуется Сванетией, причём является одним из высокогорных районов страны. Назвать эти племена грузинами было бы неверно, хотя они также принадлежат к картвельской ветви народов.
В старину сваны славились как превосходные воины и умелые строители (неспроста в их регионе и сегодня можно увидеть много “Сванских башен”). Современные сваны очень походят на своих предков. Это такие же гордые, своенравные и гостеприимные люди. Чем же уникален этот народ? И что сваны считают самой большой своей ценностью?
Этнические аспекты
Если говорить о происхождении сванов, то их можно отнести к картвелам, то есть к собственно кавказским народностям. Иногда эти племена называют яфетическими, что напрямую связано с предками сванов — яфетидами. Они появились на своих землях очень давно, причём Сванетия стала родиной яфетидов. Примечательно, что и сегодня их потомки, сваны, занимают свои исконные территории (а этим может похвастаться далеко не каждый народ).
Не менее интересен и аспект взаимоотношений с грузинами. Сванетия является частью Грузии. Её история и культура неразделимы с грузинскими. Тем не менее, преподавание в сванских школах ведётся на родном языке, да и сам народ предпочитает использовать собственное наречие — не грузинский язык. С другой стороны, сванский и грузинский языки живут в Сванетии параллельно. Большинство людей свободно владеет ими, легко читает и общается на них.
Связь с Италией
Казалось бы, что общего может быть у народа Кавказа с итальянцами? Но связь с Римом у Сванетии появилась ещё с I века нашей эры. Правда, тогда сваны занимали гораздо большую территорию, нежели теперь. Римские полководцы отмечали прекрасные воинские навыки и организованность сванских солдат. Кроме того, учёные Рима писали, что у этого племени имеются очень крепкие родовые связи. От себя хочу отметить, что и сегодня понятия семьи, рода для сванов являются священными.
Нельзя исключать, что римское влияние отразилось и на культуре сванов. Посмотрите на известные “Сванские башни” этого этноса. Примечательно, что на Кавказе практически нет аналогичных строений, а вот в средневековой Италии действительно было тяготение к подобным формам.
Сванский парадокс
Изучая особенности культуры сванов, я сразу обратила внимание на поистине парадоксальное явление. С одной стороны, сваны проживали в изоляции — горы не позволяли тесно контактировать с соседними народностями. С другой же, традиции и быт сванских селений находились под постоянным грузинским влиянием. Христианизация сванов также происходила с подачи грузин, которые раньше приняли новую веру.
Однако именно изоляция племён позволила им укрепить свой родовой строй, сохранить уникальность культуры. Поразительно, но старинные принципы устройства общества на землях сванов сохранялись до XX столетия. Для сравнения: в Грузии смена родового строя на феодальный произошла ещё до нашей эры. Стоит отдать должное народу Сванетии, он был не просто наблюдателем, следящим за событиями. Нет, сванам нередко приходилось отстаивать свои права, бороться за сохранение культурных ценностей, благодаря чему их народ приобрёл свою неповторимую стойкость.
Воины и альпинисты
О сванских воителях ходили легенды. Они считались лучшими воинами на Кавказе. Многие правители мечтали заполучить сванов в качестве наёмных солдат для своей армии. Кроме того, внешние данные представителей этого народа позволяли использовать их и для личной охраны. Высокие и статные, искусные и ловкие, организованные и неподкупные, сваны приобрели репутацию бесстрашных бойцов и самоотверженных людей. Кроме того, это крайне дисциплинированные и воспитанные люди. В сванском языке нет ругательств. Самое грубое бранное слово — “дурак”.
Среди сванов немало выдающихся альпинистов, что вполне понятно — этот народ много веков живёт в горах. Именно свободу, которую дарят горные просторы, эти племена считают своей главной ценностью. Учитель В.Я.Тепцов в своей книге “Сванетия” пишет:
“Иному горцу посулите рай Магомета за ледниками, он не пойдет, а сванет лезет прямо в пасть смерти… Говорят, что бродить за горы у сванет обратилось в такую же привычку, как кочевать у цыган”.
Сваны — народ ярких личностей, своеобразных людей, верных своей культуре, известных альпинистов и легендарных воинов прошлого. Сваны по праву гордятся своей историей. Представители сванского этноса, словно красная нить, прошли через тысячелетия, но при этом сохранили собственные неповторимые черты, память о предках, верность старинным убеждениям и моральным принципам.