Кто такие трудовые арбитры

Кто такие трудовые арбитры. Смотреть фото Кто такие трудовые арбитры. Смотреть картинку Кто такие трудовые арбитры. Картинка про Кто такие трудовые арбитры. Фото Кто такие трудовые арбитры

Кто такие трудовые арбитры. Смотреть фото Кто такие трудовые арбитры. Смотреть картинку Кто такие трудовые арбитры. Картинка про Кто такие трудовые арбитры. Фото Кто такие трудовые арбитры

Что представляет собой и чем является трудовой арбитраж

Трудовые споры могут быть индивидуального (между работником и администрацией предприятия) или коллективного (между представителями работников и работодателей) характера.

Трудовой арбитраж является органом по разрешению споров коллективного характера.

Об иных досудебных и внесудебных процедурах разрешения трудовых споров см. также в материале по ссылке: Альтернативное разрешение трудовых споров (нюансы).

Трудовой арбитраж может быть 2 видов:

Минтрудом РФ 14.08.2002 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (далее — Рекомендации), в которых, однако, под арбитражем понимается орган по рассмотрению споров, создаваемый временно (п. 2 Рекомендаций).

Особенность трудового арбитража в том, что он не является обязательной инстанцией при рассмотрении разногласий. Если стороны не достигли согласия по поводу обязательности для себя решений арбитража, никто не вправе принудить их к арбитражному разбирательству, за исключением случаев, когда на предприятии не могут проводиться забастовки (определение ВС РФ от 16.12.2005 № 78-Г05-65).

Создание трудового арбитража: кем, в каком порядке и в какой срок создается

Постоянно действующий трудовой арбитраж может создаваться, как было указано в предыдущем разделе, 3-сторонней комиссией, регулирующей социально-трудовые отношения. Комиссии создаются на различных уровнях регулирования отношений. В частности, статус и особенности деятельности комиссии федерального уровня определены в законе «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.1999 № 92-ФЗ.

В случае если комиссией принято решение о создании постоянно действующего трудового арбитража, она определяет, кто может быть трудовым арбитром, в каком порядке формируется арбитраж и на какой срок. Так, согласно положению о трудовых арбитрах г. Москвы, утвержденному Московской 3-сторонней комиссией 04.10.2012, функции постоянно действующего трудового арбитража в Москве выполняет трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных споров, формируемый из трудовых арбитров, наделяемых полномочиями в порядке, определенном в данном положении.

Стороны конфликта должны провести переговоры относительно трудового арбитража как минимум на следующий рабочий день после понимания невозможности рассмотрения спора с участием посредника, а именно:

Как и в каком порядке трудовой арбитраж должен рассмотреть обращение сторон

Итак, если сторонами достигнуто соглашение о рассмотрении их спора арбитражем, они оформляют письменный документ, содержащий положение об их согласии с обязательностью решения трудового арбитража. Законодательством установлены сроки, в которые после подписания данного документа стороны создают временный или обращаются в постоянно действующий арбитраж:

Спор рассматривается арбитражем в следующие сроки:

Арбитраж полномочен изучить обращения сторон, запросить документы, информировать органы власти о предполагаемых последствиях конфликта, разрешает спор по существу (ч. 6 ст. 404 ТК РФ).

Арбитраж изготавливает решение в письменной форме и передает сторонам конфликта (ч. 7 ст. 404 ТК РФ).

ВАЖНО! Недостижение сторонами конфликта соглашения о том, кто выступит посредником, и последующий отказ одной из сторон от разрешения спора трудовым арбитражем — основания для проведения забастовки на законных основаниях (определение ВС РФ от 21.06.2013 № 80-АПГ13-1).

Функция трудового арбитража в ситуациях, когда не может быть проведена забастовка

Законодательство устанавливает обязательность разбирательства в трудовом арбитраже в тех случаях, когда забастовка не может быть проведена, а именно:

В таких случаях решение арбитража для участников конфликта обязательно, даже если они не давали согласия на это (ч. 8 ст. 404 ТК РФ).

Если стороны также не решили, как создать временный арбитраж, или не приняли решение о передаче дела в постоянно действующий орган арбитражного разбирательства, такое решение за них принимает соответствующий госорган — Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). См. ч. 8 ст. 404 ТК РФ, положение о Роструде, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324.

Итак, функцией трудового арбитража, как временного, так и выступающего в качестве постоянно действующего органа, является разрешение коллективных трудовых конфликтов. Передача спора на рассмотрение арбитража — вопрос добровольного усмотрения сторон. Вместе с тем если забастовка как мера по разрешению трудового конфликта в данной организации согласно требованиям законодательства проведена быть не может, то трудовой арбитраж становится для участников конфликта обязательной инстанцией.

Источник

Комментарий к пункту 2 статьи 8

Положение пункта 2 статьи 8 закрепляет принцип формирования трудового

коллективного трудового спора с помощью независимых специалистов в области

примирения сторон спора на добровольной основе предполагает, что каждая из

сторон доверяет рассмотрение предмета спора гражданам, которых они признают

в качестве законных, компетентных, беспристрастных «третейских судей» (термин

«арбитраж» означает рассмотрение спора третейскими судьями).

Положением первой части пункта 2 статьи 8 устанавливается количественный

два варианта формирования трудового арбитража. Первый вариант (по последовательности

изложения в тексте законодательного акта) представляет собой формирование

временного органа примирения субъектов спорных отношений из числа специалистов,

арбитража из числа специалистов, предложенных сторонами коллективного трудового

спора друг другу или одной стороной другой. Однако в обоих случаях факт создания

органа примирения фиксируется протоколом трех субъектов, включая Службу.

Необходимо обратить внимание на некоторую неточность, допущенную законодателем

при изложении положения пункта 2 статьи 8. Дело в том, что, согласно тексту

правовой нормы, трудовой арбитраж формируется из числа. «трудовых арбитров».

Однако если обратиться к «Общероссийскому классификатору профессий рабочих,

должностей служащих и тарифных разрядов» («Общероссийский классификатор профессий

рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК-016-94. Издание официальное»,

Минтруда России, Госстандарт России, М., 1995), введенному в действие с 1

который приобретается гражданами в результате определенных действий сторон

спора. По своей функциональности статус трудового арбитра равнозначен статусу

Граждане из числа специалистов в области права, трудовых отношений, социального партнерства приобретают статус трудового арбитра только на период проведения одноименной процедуры по разрешению коллективного трудового спора и только

после утверждения их кандидатур соответствующим соглашением субъектов спорных

Статус трудового арбитра приобретается гражданами посредством реализации сторонами спора положения пункта 3 статьи 8. В соответствии с указанной правовой

нормой состав трудового арбитража утверждается соответствующим соглашением

Следует обратить внимание на то, что названное участие Службы является

одной из ее функциональных обязанностей, закрепленных в Положении о службе

по урегулированию коллективных трудовых споров (Постановление Правительства

Российской Федерации «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров»

от 15.04.1996 г. N 468) (см. пятую часть п. 4 Положения).

Факт подписания «трехстороннего» протокола о согласовании в результате

своего волеизъявления кандидатур граждан, об утверждении их в качестве полномочных

лиц для разрешения коллективного трудового спора будет относиться к юридическому

факту приобретения лицами, поименованными в названном документе, статуса трудовых

Указанный пункт статьи 8 определяет некоторые правила формирования трудового

арбитража, но комментируемый законодательный акт не раскрывает, какие лица

могут приобрести статус трудового арбитра.

В связи с этим можно сказать, что данный вопрос может быть предметом

соглашения между сторонами спора непосредственно при проведении названной

процедуры примирения или предметом согласительно-договорного процесса при

заключении коллективного договора, соглашения определенного уровня социального

Федеральный закон оставляет на усмотрение сторон спора и Службы способ

разрешения проблемы замены одного или нескольких избранных членов трудового

арбитража по таким, например, причинам: болезнь или другие объективные причины

отсутствия на заседаниях органа примирения, отказ от выполнения обязанностей

арбитра по причине высказывания в его адрес одной из сторон (или двумя сторонами)

спора недоверия и пр. В такой ситуации процедура примирения сторон спора может

превысить сроки, предусмотренные законодательством в пункте 4 статьи 8, и

поэтому представители субъектов спорных отношений для продолжения трудового

арбитража вправе воспользоваться положением второй части пункта 7 статьи 5.

Следует также обратить внимание на то, что как при посредничестве (см.

комментарии к п. 3 ст. 7), так и при формировании трудового арбитража стороны

спора вправе включить в состав трех арбитров представителя Службы. Основанием

для этого служит пункт 5 Положения о службе по урегулированию коллективных

трудовых споров (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996

г. N 468). От этого замечания перейдем ко второй части пункта 2 статьи 8.

В этой части пункта 2 сформулировано запретительное положение, которое

не дозволяет сторонам спора при формировании трудового арбитража вводить в

его состав своих представителей, которые могут так или иначе повлиять на заключение

данного института примирения и на весь ход разрешения коллективного трудового

спора. По смыслу указанного положения запрещено в качестве арбитров предлагать,

утверждать лицо, являющееся членом организации (предприятия в редакции КЗоТ

РФ), членом профсоюзной организации или объединения, которые являются прямым

субъектом спорных отношений.

В связи с правоприменением пункта 2 статьи 8 возникают вопросы о правомерности

привлечения в качестве трудовых арбитров представителей вышестоящих органов

управления народным хозяйством и органов профсоюзного движения. Например,

при разрешении коллективного трудового спора на уровне организации вправе

ли первичная профсоюзная организация в качестве арбитра пригласить руководящего

работника вышестоящего органа данного профсоюза?

Перед тем как дать ответ на этот вопрос, следует отметить, что целью

примирительных процедур является разрешение коллективного трудового спора.

Только исходя из задач по реализации этой цели, необходимо строить работу

каждого субъекта спорных отношений. Следовательно, если первичная профсоюзная

организация не доверяет партнеру по социальным отношениям, то она будет считать

целесообразным ввести в состав трудового арбитража лицо, отражающее интересы

данного профсоюза. Но такое действие, как правило, приводит только к отсрочке

разрешения спора и урегулирования разногласий. Теперь приведем ответ на вопрос.

Содержание положения второй части пункта 2 статьи 8 распространяется

на лиц, которые являются прямыми представителями субъектов спорных отношений.

В связи с этим первичная профсоюзная организация имеет право предложить другой

стороне в качестве кандидатуры трудового арбитра лицо, занимающее руководящее

положение в вышестоящем органе данного профсоюза. Аналогичным правом обладает

Аналогичная норма содержится в п. 4 ст. 2 Федерального закона «0 порядке. разрешения коллективных трудовых споров». §4. Обобщенная формула ст.

Источник

Каждый работник имеет свои обязанности и права, которые закреплены на уровне законодательства и могут закрепляться в локальных документах. В случае нарушения прав и законных интересов каждый сотрудник предприятия вправе обратиться в трудовой арбитраж. Это орган, занимающийся рассмотрением трудовых споров коллективного характера.

К характерным чертам конфликта на уровне трудовых отношений можно отнести: неопределенность исхода спора и различные цели, которых хотят достигнуть стороны.

Функции органа

Кто такие трудовые арбитры. Смотреть фото Кто такие трудовые арбитры. Смотреть картинку Кто такие трудовые арбитры. Картинка про Кто такие трудовые арбитры. Фото Кто такие трудовые арбитры Вам будет интересно: План формирования поездов: определение, основные показатели и сущность

Арбитраж в сфере трудовых правоотношений занимается разрешением конфликтных ситуаций практически во всех сферах правоотношений между работодателем и работником, к примеру:

Орган вправе проводить консультации по способам разрешения конфликтов и примирения сторон. Но самая главная функция – разрешения конфликта в коллективном трудовом споре, что актуально для предприятий, где проведение забастовок запрещено.

Кто такие трудовые арбитры. Смотреть фото Кто такие трудовые арбитры. Смотреть картинку Кто такие трудовые арбитры. Картинка про Кто такие трудовые арбитры. Фото Кто такие трудовые арбитры

Когда не может быть проведена забастовка

Забастовка – это крайняя мера, когда стороны не смогли достигнуть соглашения в ходе переговоров. Такая крайняя мера не может иметь место в ряде случаев:

Кто такие трудовые арбитры. Смотреть фото Кто такие трудовые арбитры. Смотреть картинку Кто такие трудовые арбитры. Картинка про Кто такие трудовые арбитры. Фото Кто такие трудовые арбитры Вам будет интересно: Машина-двойник: что делать, как распознать, последствия, правовые аспекты и консультации юриста

В законодательных актах могут устанавливаться другие ограничения. Споры в таких случаях разрешаются на уровне Роструда, согласно положениям статьи 404 ТК и Постановления Правительства № 324.

Создание трудового арбитража возможно в двух формах:

Кто такие трудовые арбитры. Смотреть фото Кто такие трудовые арбитры. Смотреть картинку Кто такие трудовые арбитры. Картинка про Кто такие трудовые арбитры. Фото Кто такие трудовые арбитры

Создание

Основы создания и регулирования арбитража освещены в Законе № 92-ФЗ. Постоянно действующая комиссия обычно создается по инициативе третьей стороны. Все соглашения, которые были достигнуты между работодателем и работником, фиксируются в письменной форме.

Согласно инструкции, прописанной в Законе № 92-ФЗ, стороны проводят переговоры относительно создавшегося конфликта и должны обратиться в комиссию по следующим спорам:

Комиссия по трудовым спорам должна быть создана на протяжении 2 дней, если конфликт сформировался на уровне одного предприятия. В случае, когда спор на уровень выше, то есть возник на уровне целой экономической отрасли, комиссия создается на протяжении 4 дней.

Кто такие трудовые арбитры. Смотреть фото Кто такие трудовые арбитры. Смотреть картинку Кто такие трудовые арбитры. Картинка про Кто такие трудовые арбитры. Фото Кто такие трудовые арбитры

Как выглядит процедура

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже проводится на протяжении 3 дней, если конфликт возник внутри предприятия. Если конфликт на уровне нескольких организаций, то спор рассматривается на протяжении 5 рабочих дней (статья 404 ТК).

У представителей арбитража есть право запрашивать документы, проинформировать стороны и общественность о последствиях, которые могут последовать после разрешения спора.

По итогам рассмотрения материалов дела по конфликту арбитраж выносит в письменной форме решение, которое передается сторонам спора.

Кто такие трудовые арбитры. Смотреть фото Кто такие трудовые арбитры. Смотреть картинку Кто такие трудовые арбитры. Картинка про Кто такие трудовые арбитры. Фото Кто такие трудовые арбитры

Первый этап

Комиссия приглашает на слушание представителей обеих сторон, заслушивает их мнение. Могут приглашаться независимые эксперты. Если возникает необходимость, то в органы местной власти подается информация о возможных социальных последствиях после разрешения спора. В итоге арбитры разрабатывают рекомендации по разрешению сложившегося конфликта и составляют протокол, который в дальнейшем передается обеим сторонам.

Рассмотрение трудового спора в трудовом арбитраже требует от представителей комиссии абсолютной беспристрастности и справедливости. Они должны сохранять служебную, коммерческую и, естественно, государственную тайну.

Решение арбитража может иметь рекомендательный характер или обязывать стороны к определенным действиям. Как правило, если выдвигаются определенные требования, то в решении прописываются варианты разрешения.

В случаях, когда создание и реализация решений арбитража невозможны, решение принимает государственный орган, уполномоченный на разрешение трудовых конфликтов. Чаще всего в этом качестве выступает служба по труду и занятости.

Кто такие трудовые арбитры. Смотреть фото Кто такие трудовые арбитры. Смотреть картинку Кто такие трудовые арбитры. Картинка про Кто такие трудовые арбитры. Фото Кто такие трудовые арбитры

Второй этап

Вначале недовольный трудовой коллектив обращается в профсоюз и выдвигает свои требования. Профсоюз формирует все требования работников в единый документ и направляет его работодателю. У руководства предприятия есть 2 дня на рассмотрения документа.

Если администрация организации отказывает в удовлетворении требований, то формируется примирительная комиссия – посредник, трудовой арбитраж – это высшая инстанция. Комиссия должна состоять на 50 % из работников и представителей работодателя. Если на этом этапе не удается разрешить конфликт, то спор уже переходит на другую стадию. Перед подачей в арбитраж требований формируется протокол разногласий.

Кто такие трудовые арбитры. Смотреть фото Кто такие трудовые арбитры. Смотреть картинку Кто такие трудовые арбитры. Картинка про Кто такие трудовые арбитры. Фото Кто такие трудовые арбитры

Требования к арбитру

Трудовой арбитраж, коллективный спор – это, вроде бы, понятные термины, но как подойти к выбору кандидатуры на арбитра? Действительно, к такому лицу выдвигаются определенные требования, а именно:

Естественно, что это только краткий перечень требований к арбитру, он даже должен уметь сохранить конфиденциальность полученной информации и не иметь особых отношений с одной из сторон, то есть не имеет права на принятие подарков или другого вознаграждения.

Чтобы урегулировать трудовые споры, арбитраж действительно может помочь беспристрастно рассмотреть конфликт и вынести по-настоящему справедливое решение. Но главное, чтобы обе стороны на добровольной основе решились на разрешение спора.

Кто такие трудовые арбитры. Смотреть фото Кто такие трудовые арбитры. Смотреть картинку Кто такие трудовые арбитры. Картинка про Кто такие трудовые арбитры. Фото Кто такие трудовые арбитры

Если все равно не удалось разрешить конфликт

Также следует помнить, что трудовой арбитраж призван разрешать конфликты на уровне коллектива, но не индивидуальные споры. Если у конкретного работника возник спор с администрацией предприятия, то по такому случаю не будет создаваться арбитраж, разрешить конфликт можно только путем переговоров или обращения в суд.

В целом арбитраж – это реальная возможность разрешить конфликт между персоналом и администрацией, тем более на большом предприятии, где невозможно даже выслушать претензии от каждого сотрудника.

Источник

Статья 384. Трудовые арбитры

Трудовой арбитр – физическое лицо, отвечающее требованиям, установленным частями второй–четвертой настоящей статьи, включенное в состав созданного сторонами коллективного трудового спора трудового арбитража в качестве незаинтересованного лица в целях оказания содействия в разрешении коллективного трудового спора.

Трудовым арбитром может быть лицо, имеющее, как правило, высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее пяти лет.

Трудовой арбитр, участвующий в рассмотрении коллективного трудового спора, не вправе быть представителем какой-либо стороны.

Трудовым арбитром не может быть лицо:

1) признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

2) имеющее судимость;

3) полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника Следственного комитета Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, работника органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых, таможенных органов, иного государственного служащего, нотариуса, адвоката, медиатора были прекращены в порядке, установленном законодательными актами, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, – в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Трудовой арбитр при рассмотрении коллективного трудового спора обязан:

1) руководствоваться законодательством;

2) быть объективным;

3) соблюдать конфиденциальность;

4) содействовать достижению взаимопонимания и примирению сторон коллективного трудового спора;

5) предоставлять сторонам коллективного трудового спора равные возможности для защиты своих прав и законных интересов;

6) учитывать интересы, мнения и предложения сторон коллективного трудового спора, возможности материального, производственного и финансового обеспечения принятых на себя этими сторонами обязательств.

Трудовой арбитр имеет право запрашивать от сторон коллективного трудового спора документы, информацию, необходимые для разрешения спора.

Вмешательство в деятельность трудового арбитра при разрешении коллективного трудового спора не допускается.

Освобождение трудового арбитра от выполнения обязанностей по месту работы на период рассмотрения коллективного трудового спора производится по ходатайству сторон коллективного трудового спора на срок общей продолжительностью не более одного календарного месяца в течение календарного года.

На время рассмотрения коллективного трудового спора трудовому арбитру предоставляются гарантии в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

Списки лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров для рассмотрения коллективного трудового спора, ведутся областными и Минским городским исполнительными комитетами с учетом предложений органов государственного управления, нанимателей, представительных органов работников по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров.

Статья 385. Исключена

Статья 386. Исключена

Статья 387. Ответственность сторон за неисполнение обязательного решения трудового арбитража

Лица, виновные в неисполнении обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 388. Забастовка

Забастовка – временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Забастовка может проводиться не позднее трех месяцев со дня недостижения согласия между сторонами коллективного трудового спора по урегулированию коллективного трудового спора в примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж – со дня недостижения согласия между сторонами коллективного трудового спора по урегулированию коллективного трудового спора с участием посредника или (и) несогласия с решением трудового арбитража, за исключением решения, которое носит для сторон обязательный характер.

Законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Запрещается оказание материальной помощи участникам забастовки за счет средств политических партий, движений, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также иностранных юридических и физических лиц.

Статья 389. Решение о проведении забастовки

Решение о проведении забастовки принимается на собрании или конференции тайным голосованием.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих работников (делегатов конференции).

Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция – не менее двух третей делегатов.

Статья 390. Уведомление о забастовке

Представительный орган работников обязан в письменной форме уведомить нанимателя о решении провести забастовку не позднее двух недель до ее начала. В уведомлении о проведении забастовки указываются:

1) перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

2) дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников;

3) предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации во время проведения забастовки.

После получения уведомления о забастовке наниматель обязан немедленно сообщить об этом собственнику или уполномоченному им органу, поставщикам, потребителям, транспортным организациям, местному исполнительному и распорядительному органу.

Статья 391. Запрещение принуждения к участию в забастовке либо отказу от участия в ней

Принуждение к участию в забастовке либо отказу от участия в ней запрещается.

Статья 392. Обязанности сторон во время забастовки

Стороны коллективного трудового спора обязаны принять необходимые меры для обеспечения во время забастовки в организациях законности, сохранности государственной и частной собственности, общественного порядка, минимума необходимых работ (услуг).

Минимум необходимых работ (услуг) определяется в коллективном договоре. При отсутствии коллективного договора минимум необходимых работ (услуг) определяется соглашением сторон в пятидневный срок с момента принятия решения о проведении забастовки. В случае возникновения разногласий между сторонами по минимуму необходимых работ (услуг) он устанавливается до начала забастовки местным исполнительным и распорядительным органом, решение которого является обязательным для сторон.

Во время проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение коллективного трудового спора путем переговоров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *