Кто такие труждающиеся и обремененные

Православная Жизнь

Часто в Церкви мы слышим в ектениях, – прошениях, возглашаемых диаконом, – моление о труждающихся: «Еще молимся, о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих…». Кто такие труждающиеся?

Кто такие труждающиеся и обремененные. Смотреть фото Кто такие труждающиеся и обремененные. Смотреть картинку Кто такие труждающиеся и обремененные. Картинка про Кто такие труждающиеся и обремененные. Фото Кто такие труждающиеся и обремененные

Казалось бы, все просто: это люди, совершающие какую-либо работу в храме, о них Церковь и молится. Однако поющие, и плодоносящие в какой-то мере также трудятся, и все же в молитвах они названы по роду их деятельности. Может быть, труждающиеся это все остальные, представители как бы незначительных, второстепенных профессий, которых не утруждаются разделять по профессиональным навыкам? Как раз нет.

В древней Церкви существовало много разрядов церковнослужителей, один из разрядов и почтила Церковь назвав их «труждающиеся». Это представители одной из психологически и физически трудной профессии: те церковнослужители, которые погребали тела умерших христиан, могильщики. «Почитание останков христианских мучеников вызвало стремление противопоставить убийствам христиан и обесчещению их святых мощей заботу о правильно устроенном погребении и охране мощей».

В чем состоял труд могильщиков? «Могильщики в первые века христианства были те, кто отвечал за содержание кладбищ, включая раскапывание катакомб». Можем мы себе представить, что эти люди занимались созданием мест погребения (рыли могилу подобно современным копачам или выдалбливали ее в камне), их украшением, созданием надписей (эпитафий), словом должны, были владеть разными профессиональными навыками. Отсюда и обобщение «труждающиеся» в греческом тексте литургии: κοπιώντων, производное от κοπιάω, «утомляться», «уставать», «тяжело трудится». Отступим от нашего предмета, и обратимся к Библии и заметим, что там, где Иисус Христос говорит: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас» (Мф. 11:28), также стоит слово κοπιώντες, производное от κοπιάω, и употребляется здесь в своем прямом значении.

В латинском языке для могильщиков, копиатов (от греч. κοπιάται) существует термин «фоссоры» (лат. fossores, «землекопы», «рудокопы», от «fodere», копать).

Начиная со II в. фоссоры занимались обустройством катакомб, а также специально оборудованных кладбищ для захоронений умерших христиан. «Мы не должны думать, что катакомбы были единственными местами захоронения в христианском мире первых трех веков; скорее всего, они создавались в определенных городах и районах Римской империи; Рим, Неаполь, Сиракузы, Мальта, Тунис. в важнейших городах. Во всех других частях империи мертвых хоронили над землей в мавзолеях или в простых могилах». Собственно катакомбы первых трех веков христианства (хотя катакомбы создавали до 410-хх гг..) и были плодом фоссоров. На каждом кладбище были свои объединения фоссоров, тяжелый труд которых христиане рассматривали как религиозный подвиг, оплачивали его и уважали. Обустройство могил опасно в силу тяжелого физического труда, гонений на христиан (случаи вандализма), когда деятельность фоссоров запрещалась и объявлялась преступной. Работа фоссоров была длительной и требовала терпения. «С киркой и лопатой они рыли при тусклом свете масляных ламп. Корзины или мешки были использованы для удаления грязи».

Первое книжное упоминание о фоссорах относится к 303 г. и находится в церковном христианском документе «Gesta purgationis Caeciliani» в котором, среди низших клириков (ordinis minoris) упоминаются и фоссоры. На Востоке фоссоры появляются позже. Император Константин, утвердил 1100 человек погребателей в Константинопольской Церкви, присоединил их к причту церковному, а император Констанций в 357 г., освободил их от промыслового налога. «В этом рескрипте они именуются клириками. Однако клириками они были в том смысле, что являлись церковно-должностными лицами. Вероятно, лишь руководители коллегий копиатов поставлялись через хиротесию. Большинство ученых считает, что только в отдельных общинах копиаты составляли особую степень; повсеместного распространения обычай поставления копиатов на церковнослужительскую степень не получил ни на Востоке, ни на Западе. В более позднюю иерархию клириков эта степень не вошла». Указы впоследствии были подтверждены императором Анастасием (491–518) и Юстинианом (525–565) (новелла 43 и 59).

Блаженный Иероним (432–420) в книге «О семи церковных степенях» (гл. 9), пишет: «Первый между клириками чин есть погребателей (Fossariorum), которые, по подобию Товии Святого погребать умерших “увещаемы бывают”». Блаженный Епифаний Кипрский (ум. 403) в «Книге о вере» (гл. 20) называет фоссоров «труждающиеся (κοπιαταί), заботящиеся о телах умерших». При императоре Феодосии II (408-450) в Константинополе было свыше 1000 фоссоров. «По такому многочисленному и многотрудному их сословию, Церковь в молениях своих воспоминать их не оставила».

Протоиерей Андрей Ухтомский

Источник

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго мое благо, и бремя Мое легко»

Друзья, мы часто повторяем эти незабвенные слова, и они доставляют нам великое утешение; но, возможно, мы никогда не всматривались в них пристальней, чтобы увидеть полный их смысл.

Дела человеческие редко выдерживают пристальное изучение. Возьмите тщательно отполированную иголку, которая кажется снаружи абсолютно однородной и гладкой, и поместите ее под микроскоп – и она будет выглядеть, как необработанный кусок железа; но возьмите что что угодно из природы – кору или листок с дерева, крыло или лапку насекомого, и вы не обнаружите никакого изъяна, увеличивайте его сколько хотите и рассматривайте сколько угодно долго.

Возьмите человеческие изречения. Когда вы слышите их впервые, они поразят вас; вы можете услышать их снова и все еще восхищаетесь ими, но вскоре вам надоест их повторять, и вы назовете их банальными и слишком высоко оцененными.

Слова Иисуса – не такие, они никогда не теряют своей свежести, они никогда не приедаются. Вы можете повторять Его слова на все лады, и никогда не исчерпать их музыки; вы можете размышлять над ними день и ночь, но эта близость не будет порождать пренебрежительное отношение. Вы можете толочь их в ступе размышления пестиком критики, и их благоухание станет еще явственней. Разбирайте, исследуйте и взвешивайте каждое слово в учении Господа, и каждый слог вознаградит ваш труд.

Бродя по острову Лиддо, вблизи Венеции, и слушая звуки городских колоколов, я думал, как очаровательна эта музыка, плывущая через лагуну; но когда я вернулся в город и сел в самом центре этой музыки, посреди всех этих колоколов, сладостное звучание превратилось в ужасный лязг, чарующие звуки переросли в назойливый шум, от которого можно было сойти с ума; ничего хотя бы отдаленно напоминающего мелодию я не мог уловить в звучании отдельного колокола, в то время как гармония всех источников звука в целом быдла несомненной. Расстояние придавало звукам очарование, облагораживая их.

Слова поэтов и красноречивых писателей могут в целом, когда слышатся издали, звучать вполне очаровательно, но как немногие из них выдерживают близкое и детальное исследование! Их колокольня звучит сносно, но скоро устаешь от каждого отдельного колокола. Никогда так не бывает с божественными словами Иисуса. Вы слышите их звучание издали, и они — сама сладость.

Когда, будучи грешником, ты бродил в полночной тьме подобно путнику, заблудившемуся в дебрях, как нежно они звали тебя домой! Но теперь, когда ты пришел в дом милосердия, ты сидишь и вслушиваешься в каждую отдельную ноту этого стройного, совершенного звона колоколов любви и с удивлением чувствуешь, что даже ангельские арфы не могут превзойти его.

Сегодня мы хотим, если сможем, провести вас во внутренние покои нашего текста, поместим его слова под микроскоп и всмотримся в сокровенную глубину каждого предложения. Мы желаем только, чтобы у нашего микроскопа было большое увеличение, а наша способность истолкования текста – более совершенной; ибо здесь кроются сокровища ведения.

Прочитанное поверхностно, это царское обетование ободрит и придаст смелости десяткам тысяч, но в нем находится богатство, которое открывается только усердному копачу и рудокопу. То, что лежит неглубоко, несет прохладу и отдых агнцам, но в глубине лежат жемчужины, которые мы надеемся достать.

Нашим первым заголовком в этой серии статей будет покой:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Вторым заглавием также является покой:

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».

Давайте начнем с первого покоя и проведем здесь разделение только ради того, чтобы более ясно выявить смысл.

Посмотрим на личность, которую приглашают принять этот первый покой: «Придите ко Мне все, труждающиеся и обремененные». Требует внимания прежде всего слова «все», «Все труждающиеся». Была необходимость, чтобы поместить это емкое слово. Не сказал ли Спаситель незадолго до этого: «Славлю Тебя, Отче, Господина неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Некоторые из слушавших Спасителя, возможно, говорили: «Значит, Отец предопределил, кому открыть Христа – это избранное число, согласно Отцовскому благоволению; им открыто Евангелие, в то время как от прочих оно сокрыто!» Тут следует слишком поспешный вывод из этой доктрины, кажущийся естественным для человека: «Тогда там не содержится никакого приглашения для меня; там нет для меня никакой надежды; мне незачем слушать евангельские предостережения и приглашения». Поэтому Спаситель, как бы отвечая на это обескураживающее мнение, формулирует Свое приглашение следующим образом:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные».

Да не подумает никто, что избрание исключает кого-либо из вас от приглашения милости – предлагается прийти всем, кто трудится. Где замешана великая доктрина о предопределении, наверняка она суживает или приуменьшает сферу евангельских приглашений. Благую весть должно проповедовать «всей твари» под небом, и в этом особенном отрывке она обращена ко всем труждающимся и обремененным.

Описание приглашения весьма полное: оно имеет как активную, так и пассивную форму. «Все труждающиеся – это активность человека, несущего иго и готового усердно трудиться и после своего спасения; «обремененные» — это пассивная форма их религиозного состояния – они держат бремя, они ощущают его тяжесть, и они весьма изнурены тем, что несут это бремя.

Можно найти многих, которые активно занимаются поисками спасения; они полагают, что, исполняя предписания закона, они будут спасены, и они чрезвычайно напрягаются, пытаясь их исполнить. Им сказали, что исполнение известных ритуалов и обрядов также будет спасать их, и они исполняют их весьма тщательно; это иго находится у них на плечах, и они тяжко и усердно трудятся.

Некоторые трудятся в молитве, некоторые в священных обрядах и таинствах, другие в самоотречении и умерщвлении плоти, но как класс они пробудились, чтобы ощущать нужду в спасении, и они усердно трудятся, спасая себя. Это к ним обращено любящее увещание Спасителя; в сущности, Он говорит им: «Это не является путем к покою, ваши взятые на себя труды окончатся разочарованием; прекратите свои старания и веруйте в Меня – ибо Я тут же дам вам покой – покой, который Я заработал Своим трудом для верующих».

Весьма скоро те, которые проявляют активность в самоправедных делах ради спасения, впадают в пассивное состояние и становятся обремененными; сами их труды становятся для них бременем. Помимо бремени их самоправедных трудов, на них наваливается ужасное, страшное бремя прошлых грехов и ощущение гнева Божьего, которого заслуживают эти грехи

Источник

Толкование на От Матфея 11:28

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 11:28 / Мф 11:28

Василий Великий (329/30−379)

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Почему же трудящиеся в добрых делах называются обремененными? Потому что «ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя, грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя» (Пс. 125, 6), полны плодов, которые возвращены им по мере посеянного. Посему обремененными называются те, которые, поскольку «сеяли о благословении, о благословении и пожинают» (ср.: 2Кор. 9, 6) и заготовляют себе с вечным веселием рукояти духовных плодов.

Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.

«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы», — говорит Божественный глас, указывая или на тамошнее, или на здешнее упокоение. Но без сомнения, призывая нас, он увещевает, во-первых, свергнуть с себя бремя многостяжания, передав это нуждающимся, а затем, отринув все множество грехов, происходящих от многостяжания, чрез благотворение и исповедание притечь к крестоносной жизни монахов. Поэтому вознамерившийся повиноваться Христу и поспешающий к нищетолюбивой и неразвлеченной жизни истинно достоин удивления и ублажения.

Источник: Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве.

Иоанн Златоуст (

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Потом, возбудив в них проповедью Своею расположение к Себе и показав им неизреченную Свою силу, призывает к Себе, говоря: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Не тот или другой приходи, но придите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; придите не для того, чтобы Я подвергнул вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; придите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что Мне нужно ваше спасение.

Я, говорит, — успокою вас. Он не сказал: спасу только; но, что еще гораздо важнее, поставлю вас в совершенной безопасности.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 28−29 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим

Упокоевается тот, кто услышал призыв, приблизился и прилепился к Повелевшему. «Отступите, − говорит Он, − от грехолюбивых замыслов и приверженности плоти и, обратившись к делам, достойным похвалы, приблизьтесь ко Мне, чтобы стать причастниками божеского естества и общниками Святого Духа». И Он призывает всех, а не только детей Израилевых, будучи Творцом и Господом всех. Труждающимися Он называет иудеев, которые не смогли понести иго закона, а обремененными идолопоклонников, поскольку они обременены дьяволом и отягчены множеством грехов. Итак, «вы, о иудеи», говорит Он, «склонитесь к истине, познайте Меня, вашего Опекуна и Владыку, и, приблизившись ко Мне, получите прибыль от Моего пришествия. Ведь Я освобождаю вас от подзаконного рабства, в котором вы претерпеваете многие тяготы, поскольку вам не легко исполнить этот закон, и вы приготавливаете себе величайшее бремя согрешений, которых [тем больше], чем больше [предписаний] закона вам следовало исполнять и соблюдать».

Источник: Комментарии на Евангелие от Матфея.

Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)

Ст. 28−30 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

Иго и бремя Христово — «евангельские заповеди». Они требуют самоотвержения, и потому названы игом, но освобождают и оживляют душу, наполняют ее неизъяснимым спокойствием и наслаждением и потому названы игом благим и легким. Каждая из них благоухает кротостью и смирением, сообщает эти добродетели исполнителю заповеди. Навык к исполнению евангельских заповедей соделывает кротость и смирение свойством души. Тогда Божественная благодать вводит в душу духовную кротость и духовное смирение действием превышающего ум мира Христова.

Источник: Аскетические опыты. О евангельскких заповедях.

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Приидите ко мне, приглашает нас священная матерь всех добродетелей — молитва, вси труждающиися под игом страстей в плену у падших духов, обремененнии различными согрешениями, и Аз упокою вы. Возмите иго мое на себе, и обрящете покой душам вашим (см. Мф. 11:29), исцеление вашим язвам. Иго бо мое благо (см. Мф. 11:30), способно исцелять от согрешений, и самых великих.

Источник: О молитве.

Иустин (Полянский)

Ст. 28−30 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

Как трогательна сия заповедь, которою Господь — Путь, Истина и Живот — призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и обещает упокоить их! Он как бы просит и умоляет их: возьмите на себя иго Мое: оно — благо; научитеся от Меня кротости и смирению: бремя cиe легко. И возлюбленный ученик Христов св. Евангелист Иоанн Богослов, конечно, по опыту говорит, что заповеди Христовы не тяжки (1 Ин. 5:3). Как счастлив тот, кто исполняет сии заповеди! Кротость и смирение также нераздельны: где кротость, там и смирение; а где смирение, там и кротость.

Источник: Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Лука Крымский (1877−1961)

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Знаю, знаю, как обременены вы жизнью и трудами, как нужен вам покой. Пойдем же к Нему, Спасителю нашему, Зовущему нас, научимся от Него — и обрящем единственно подлинный и блаженный покой.

Научимся от Него смирению, которое так ярко проявилось уже при рождении Его в скотском загоне, в яслях вифлеемских.

После полной истины проповеди Его в синагоге Назаретской Его повели буйной толпой на край высокой скалы, чтобы низринуть Его в пропасть. Не раз евреи хватали камни, чтобы побить Его за проповедь Его о Себе.

А вас разве преследовали когда-нибудь с такой яростью? Подумайте же о Нем, так часто оскорбляемом. Поносившие Его говорили, что Он творил Свои великие чудеса силой бесовской.

Вспомните об этом — и мелкими, и ничтожными покажутся вам оскорбления и черные подозрения, которые слышите вы о себе.

Много у вас скорбей, и трудно вам терпеть их. Мучают вас болезни, и малодушно переносите вы их. А разве Его, Господа нашего, не назвал Исаия мужем скорбей и изведавшим болезни?

Его смирение было так безмерно, что Он, безгрешный Сын Божий, принял от Иоанна Предтечи крещение покаяния для отпущения грехов, ибо должен был исполнить всякую правду. Научимся же от Него смирению. Возлюбим и исполним всякую правду.

Утомлены вы постоянными трудами и жаждете отдыха. А Он и апостолы Его святые всегда были в таких непрестанных трудах, что часто некогда им бывало даже пищу принять.

Вы обременены заботами о себе и семьях ваших. А у Него была всегдашняя забота об огромной толпе людей, сопровождавшей Его, ждавшей от Него слов Его Божественного учения и исцеления своих бесчисленных больных.

Вам нужен отдых… А Он его не имел и только иногда уходил даже от учеников Своих куда-нибудь на высокую гору, чтобы там в глубокой ночной тишине отдохнуть душой в молитвенном общении с Отцом Своим.

Вы часто устаете… А Он разве не уставал больше вас, идя пешком за 200 верст из Иерусалима в Галилею?

Вам трудно переносить обиды и оскорбления, заушения и бесчестие… Вспомните же о том, как в саду Гефсиманском Его связали, как разбойника; как на суде в доме первосвященника даже слуги били Его по щекам грязными руками и плевали в лицо Ему; как закрывали лицо Его платком, били палкой по голове и говорили: «Скажи, Христос, кто ударил Тебя?»

Подумайте о том, что все ваши обиды и оскорбления по сравнению с этим бесчестьем Сына Божия так ничтожны, как малейшая песчинка по сравнению с высочайшими горами.

Подумайте об этом — и утихнет негодование и возмущение ваше, и обрящете покой душам вашим (см. Мф. 11:29).

Вспомните о том, как нещадно били Господа Иисуса страшными римскими бичами, отрывавшими куски тела; как упал Он под тяжестью Своего креста.

А прежде всего и больше всего имейте всегда пред духовными очами своими Его страшный крест, Его распятие; кровь, струившуюся по кресту и капавшую на землю, кровь, которой омыл Он грехи наши.

Источник: Проповеди. Том III. Слово в неделю крестопоклонную.

Макарий Великий (

Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы

Как тогда Бог повелел, чтобы и самые бессловесные животные покоились в субботу, вола не влекли под ярмо необходимости, и на осла не возлагали бремени; потому что самые животные упокоевались от тяжелых работ: так Господь, пришедши и даруя истинную и вечную субботу, упокоил душу, обремененную и отягченную бременами беззакония, нечистых помышлений, творящую дела неправды по нужде, потому что она в рабстве у жестоких властителей, и облегчил ее от неудобоносимых бремен, от суетных и нечистых помышлений; снял с нее тяжкое иго дел неправды, упокоил ее утружденную в нечистых помышлениях.

Ибо Господь призывает человека к покою. говоря: «приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы». И те души, которые покоряются и приходят, Он упокоевает от сих тяжких обременительных и нечистых помыслов; делаются они праздными от всякого беззакония, субботствуют субботу истинную, приятную и святую, празднуют духовный праздник неизглаголанной радости и веселья, совершают от чистого сердца служение чистое и благоугодное Богу. И это есть истинная и святая суббота. Посему, будем и мы умолять Бога, чтобы и нам войти в покой сей, упраздниться от срамных, лукавых и суетных помышлений; а таким образом, прийти в возможность служить Богу от чистого сердца, и праздновать праздник Духа Святого. И блажен, кто войдет в оный покой.

Источник: Собрание рукописей типа II. Беседа 35.

Серафим Саровский

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Если человек не имеет вовсе никакого попечения о себе ради любви к Богу и дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, — таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек сам печется о своих делах и обращается с молитвою к Богу лишь тогда, когда уже постигают его неизбежные беды, и в собственных силах не видит он средств к отвращению их и начинает надеяться на помощь Божию, — такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единаго Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет. Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды. Она умиротворит его и вольет в него радость. О сей-то надежде сказали достопокланяемые и святейшие уста: приидите ко Мнe вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы, т. е. надейся на Меня и утешишься от труда и страха.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Ах! Когда посмотрю я внимательно сердечными очами на себя, на внутренние мои немощи и борьбу с собою, когда размышляю я после вашей исповеди об вас и о ваших грехах и беззакониях, которые вы мне открывали, тогда я ни для себя, ни для вас не нахожу пригоднейших к изображению нашего состояния слов, как слова: труждающиеся и обремененные. Подлинно — труждающиеся и обремененные! Какой труд, бесконечный труд у нас с нашими грехами и беззакониями, и часто с какими грехами и беззакониями! Стыдно и страшно сказать! Какое бремя, бесконечно тяжкое для нас бремя — наши грехи! Слезы невольно навертываются на глаза, когда представишь себе это бесконечно великое бедствие человечества, стенящего под собственным, внутри, в сердце сокрытым и постоянно умножающимся бременем, когда вообразишь себе эти страшные козни врага над бедными людьми! Как не поругался над нами сатана, как не посмеялся над нами! В какое зло, в какую мерзость греха он не ввергнул нас! Но, друзья мои, не отчаивайтесь, несмотря на великость зла в вас; вы, труждающиеся и обременные своими мерзостями! приидите с сердечными покаянием ко Господу, откройте Ему ваши язвы сердечные, принесите к Нему ваше бремя греховное, и Он упокоит вас, снявши с вас грехи ваши. Придите ко Мне… и Я успокою вас.

Источник: Дневник. Том IV. 1860−1861.

Августин (354−430)

Ст. 28−29 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим

Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: не создавать вселенную, не творить все видимое и невидимое, не совершать чудеса в этом мире и не воскрешать мертвых, ибо Я кроток и смирен сердцем. Хочешь быть великим, начни с малого. Замышляешь возвести здание большой высоты, начинай прежде с фундамента смирения. И каждый, кто хочет и намеревается возвести строение внушительного размера, роет тем глубже, чем выше будет строение. Когда возводится здание, оно поднимается вверх; но тот, кто роет фундамент, погружается вниз. Таким образом, и здание прежде возвышения уничижается, и кровля возводится после уничижения.

Иероним Стридонский (

Ст. 28−29 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим

И пророк Захария свидетельствует, что велика тяжесть греха, когда говорит, что беззаконие сидит на таланте свинца (Зах. гл. 5), и Псалмопевец с плачем восклицает: Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне (Пс. 37:5). А может быть, здесь Он призывает к благодати Евангелия тех, которые были под гнетом весьма тяжкого ига закона.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (

Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Всех призывает: не только иудеев, но и язычников. Под труждающимися разумей иудеев, так как они проходят тяжелые постановления закона и трудятся в делании заповедей закона, а под обремененными — язычников, которые были обременены тяжестью грехов. Всех этих успокаивает Христос, Ибо какой труд — уверовать, исповедать и креститься. Но как не успокоиться, когда здесь ты уже не печалишься о грехах, какие были сделаны до крещения, а там охватит тебя покой?

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (

Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы

Трудящиеся над совершением греха, и обремененные его тяжестью. Видишь ли, как Он показал, что грех имеет и труд, и бремя? Труд имеет прежде совершения, а бремя — после него.

Можно сказать и иначе: трудящиеся над тщетным и обремененные заботами о нем. И Аз упокою вы, т.е. освобожу и от этого труда, и от этого бремени.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Этот и дальнейшие стихи до конца главы не имеют ни малейших параллелей у всех других евангелистов и встречаются только у Матфея. Речь в подлиннике отличается чрезвычайной мягкостью и любвеобилием, но в то же время и чрезвычайной энергией и краткостью. Тут глубина богословствования, напоминающая Евангелие Иоанна и сближающая с ним Евангелие Матфея. Вместо менее яркого ἔρχεσθε — повелительное δεῦτε, невыражаемое в переводах и означающее: сюда, ко Мне! Слова, произнесенные здесь Спасителем, как правильно замечают, были бы богохульством, если бы были произнесены устами обыкновенного человека. Но в устах Сына Человеческого они естественны. “Маленькое слово все имеет обширное значение”. Тут самый главный и окончательный ответ на вопрос: σὺ εἶ ὁ ἐρχόμενος… δεῦτε πρός με πάντες. Слова эти напоминают Ис. 45:22, где подобная же речь влагается в уста Самого Всевышнего. Но еще больше сходства наблюдается с несколькими местами в книге Иисуса сына Сирахова (ср. Мф. 11:25 = Сир. 51:1, 14; Мф. 11:28 = Сир. 51:31, 35; Мф. 11:29 = Сир. 51:34, 35; в греч. LXX по изданию Тишендорфа счет стихов другой).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *