Кто такие целовальники и почему их так называли
Кто такой целовальник? Рассказываем, почему им хотел стать каждый на Руси
Никакой романтики, речь о деньгах и вине.
«Морозко»/Киностудия им. М. Горького, 1964
Странное слово «целовальник» в современной речи почти не встречается, а вот классики русской литературы его иногда употребляют. Слово ассоциируется с каким-то чересчур нежным и любвеобильным человеком, но на самом деле с поцелуями оно связано косвенно. Расскажем, кем на самом деле были целовальники и что входило в их обязанности.
Целовальники — лучшие люди общины
Первое документальное упоминание целовальников появилось в конце 15 века в своде законов, составленном при Иване III. В то время Москва стала центром государства, объединившего многие области. Но в каждом регионе действовали свои указы, тогда великий князь создал первый судебник — общий для всех свод законов.
В нем и появились новые чиновники — целовальники. Эти люди должны были выступать в качестве свидетелей обвинения, присутствовать при обысках, даже арестовывать людей. В это же время возникло понятие «губной целовальник» — от слова «губить», то есть арестовывать и привлекать к ответственности преступников.
Интересно, что первые целовальники не получали зарплату, а выполняли общественный наказ. На службу их выдвигали жители общины: выбирали лучших, достойных уважения и доверия. Народные избранники должны были принести присягу и поцеловать крест. Отсюда и пошло название — целовальники.
«Целовальник. Забытое ремесло» /Культура
Целовальник — обеспеченный человек
Со временем полномочия целовальников расширились. Их перевели на государственную службу по сбору податей, налогов, таможенных пошлин. Те, кто назначался на должность на определенный срок (обычно на год), должен был не только поцеловать крест, но и расписаться в специальной крестоцеловальной книге — дать слово не брать взяток.
Если по истечении срока службы обнаруживалась недостача, целовальник должен был заплатить собственные деньги. В противном случае его ждала конфискация имущества. Поэтому в целовальники в основном выбирали зажиточных людей. С них проще было получить назад недостачу.
Обычно в целовальники шли ради личной выгоды или престижа. В связи с этим церковь отменила крестоцеловальную присягу: корыстные чувства и регулярные недостачи случались все чаще, и это портило репутацию священнослужителей, которые благословляли целовальников. Хотя присягу и поцелуй креста в 1681 году вернули, от потери репутации профессию это не спасло.
Целовальник — таможенник
Московское государство было поделено на области. За перевозку товаров из одной области в другую или амбарное место для хранения поклажи взимали пошлину. Всем этим занимались целовальники. Они проводили досмотр, взвешивали товар, распределяли точки торговли.
Здесь тут же расцвело взяточничество — купцам было выгодно договориться с целовальником, чтобы платить небольшую пошлину и получать самые выгодные места.
Кабацкий целовальник
Со временем целовальники стали делиться на четыре класса:
Кабаки открывались только при таможнях, поскольку у государства была монополия на продажу спиртного. Целовальник же клялся на кресте, что не будет разбавлять вино, чтобы увеличить продажи. В обязанности такого целовальника входила поставка алкоголя, контроль качества и сбор денег за покупку напитков.
В произведении Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» упоминались специальные серебряные ковши, которыми награждали целовальников, отличившихся в продаже алкоголя:
«Ковши эти были жалованы целовальникам за успешную торговлю вином в царевых кабаках, — объяснял он, любовно поглаживая пальцем чеканную вязь надписей».
Когда в России начала развиваться законодательная система, должность целовальника упразднили. Появились судебные приставы и работники таможни. Но вот владельцев кабаков продолжили называть целовальниками, хотя никакую присягу они больше не приносили и крест не целовали. Слово просто прижилось в народе, но с негативной окраской: алкоголь целовальники все-таки нещадно разбавляли.
Не удивительно, что слово «целовальник» ушло из нашей речи: чиновники больше не клянутся честно исполнять свои обязанности, целуя крест. Поэтому и назвать так сегодня некого. А жаль, слово колоритное и романтичное.
Культура пития: как на Руси появились бармены и почему их называли целовальниками
Кто такие целовальники
В судебнике 1497 года (на тот момент Русью правил Иван III) впервые упоминается слово целовальник. Иван Прыжков пишет в книге «История кабаков в России», что в то время целовальником называли человека, помогающего старостам и воевоводам вершить правосудие, ловить воров и устанавливать порядок в населенном пункте. Они же собирали подать, таможенные и торговые пошли, исполняли любые поручения суда. И в те годы эти люди не имели никакого отношения к барменам.
Целовальник — это представитель исполнительной власти, который присягает на службу царю и царскому двору и клянется выполнять свою работу точно, уверенно и честно. Когда он проходит обряд посвящения, служащий целует крест, чтобы в присутствии бога дать клятву царю, которую ни в коем случае нельзя нарушить. Именно благодаря этому ритуалу таких людей начали называть целовальники.
Первые бартендеры на территории Руси начали работать в середине XVI века, когда Иван Грозный открыл первый кабак на Балчуге в Москве
В барном сообществе принято считать, что первые бартендеры на территории Руси начали работать в середине XVI века, когда Иван Грозный открыл первый кабак на Балчуге в Москве. Евгений Кручина в книге «Водка» пишет, что это случилось примерно в 1555 году. Идею кабака, как питейного заведения для опричников и личной охраны царя, Иван подсмотрел в Казани во время своего третьего Казанского похода.
В кабаках было запрещено продавать еду. Из всех европейских стран только на Руси действовал такой странный закон. В кабаках можно было собираться большой компанией, обмениваться новостями, общаться и крепко выпивать. Но есть было строго запрещено. Работали такие заведения в первую очередь для крестьян, потому что именно они лишились возможности самим делать спиртные напитки. До появления официальных кабаков они заготавливали алкоголь, часть из которого продавали, а часть — выпивали самостоятельно с друзьями.
Как целовальники стали барменами
Большинство крестьян не были готовы смириться с тем, что им запрещено делать спиртные напитки и пытались продавать их из-под полы. Чтобы ограничить нелегальное распространение алкоголя, Иван Грозный возложил на целовальников, которым безоговорочно доверял, новую обязанность — следить за кабаками, чтобы там всегда был порядок (то есть никакого воровства и драк), контролировать, чтобы наливали только сертифицированный государственный спирт, и ловить тех, кто пытался продать свой нелегальный алкоголь. Если выражаться современным русским языком, то целовальники в одночасье стали бар-менеджерами, которые контролировали работу заведений. Поэтому начало барной индустрии на территории России лежит именно в истории целовальников.
У каждого целовальника был определенный финансовый «план», то есть своего рода KPI которые они должны выполнять ежегодно. Государство решало, сколько денег они могут заработать на продаже алкоголя за 12 месяцев и сколько обязаны передать в казну. Если целовальник не выполнял план, то он выплачивал долг из своего кармана. Поэтому за порядком в баре каждый менеджер времен Ивана Грозного следил крайне пристально.
Высокопоставленные военные и чиновники едва ли прислушивались к служителям бара и пили свои напитки
Тем не менее целовальникам было очень тяжело, потому что многие бояре и воеводы не выполняли постановление царя и приходили в кабаки со своим алкоголем. Высокопоставленные военные и чиновники едва ли прислушивались к служителям бара и пили свои напитки. И целовальники понимали, что таких гостей они не могут выпроводить, даже если они ведут себя неправильно. Следовательно, скорее всего, в конце года придется выплачивать долги из-за невыполненного плана.
Когда в 1917 году большевики приняли решение упразднить большинство профессий, целовальники тоже перестали существовать, потому что являлись прямыми подданными царя. По сути, на протяжении следующих 60 лет на территории современной России не было такого понятия как бармен или бартендер. Одним из первых знаковых советских барменов стал Александр Георгиевич Кудрявцев — он же одним из первых употребил этот термин применительно к сотрудникам ресторанов в СССР. В 1967 году Кудрявцев добился, чтобы мужчин, наливающих алкоголь в буфетах, начали называть барменами. Тогда министерство торговли СССР внесло в реестр специальностей эту профессию, ознакомившись с инструкциями и описанием должностных обязанностей и рабочего процесса, которые предоставил Кудрявцев. В 1978 году он издал книгу «Как работать барменом и официантом».
Где узнать больше об истории барной индустрии в России
В Санкт-Петербурге по-прежнему работают несколько исторических заведений, которые позволят узнать о том, как развивалась гастрономия и барная индустрия на территории современной России до революции.
Итак, начиная с XV века и вплоть до начала XIX века в России целовальник был государственным служащим, который отвечал за сбор финансовых податей, выполнение судебных решений. Целовальники осуществляли и общий полицейский надзор за вверенные им участки или населенные пункты.
Причем должность эта была выборной. На нее выбирались люди из земства или черносошных крестьян. На церемонии назначения на этот важный пост они давали клятву служить верно и честно и при этом в подтверждение своих слов целовали крест. Отсюда и пошло название «целовальник».
До воцарения Ивана Грозного целовальники были вольными охотниками. Они избирались всем миром, а функции свои исполняли самостоятельно, никому не подчиняясь и ни на чью помощь не рассчитывая.
Государственными чиновниками целовальники стали после Смутного времени, то есть примерно в середине XVII века. Изменились и их функции-деятельность целовальников в основном сосредоточилась на сборе налогов, податей и недоимок.
Как чиновники, они подчинялись земским начальникам, а вот ответственность за качество своей работы несли самостоятельно. Власти требовали от целовальников, чтобы суммы сборов налогов, таможенных пошлин и недоимок в каждый последующий период были, по крайней мере, не меньше, чем в предыдущий.
Поэтому в то время должность целовальника не пользовалась большой популярностью. С одной стороны, на этой должности можно было нажиться, собирая податей больше, чем требуется. Законная часть отдавалась властям, остальное целовальник совершенно официально забирал себе и мог жить безбедно. А с другой стороны, можно было и в рабство попасть.
Профессия целовальника в первом, древнерусском, суровом понимании этого слова исчезла к началу XIX века, когда в российском государстве сформировались профессиональные властные органы по сбору налогов, таможенному сбору и по исполнению судебных решений. Все эти функции отошли соответствующим департаментам.
А вот термин сохранился. Начиная с этого времени целовальниками стали называть владельцев кабаков и трактиров. Дело в том, что в России XIX века существовала и жестко контролировалась государственная монополия на производство и торговлю спиртным. А значит, человек, решивший открыть трактир, должен был получать у государства, как теперь говорят, лицензию. При этом он клялся не разбавлять водку в своем заведении и в подтверждение слов. тоже целовал крест.
Кстати, термин дожил вплоть до советских времен. Последнее упоминание о целовальниках встречается в перечне профессиональных болезней, утвержденном ВЦСПС в 1924 году.
ЗАБЫТЫЕ РУССКИЕ ПРОФЕССИИ: КОГО ЦЕЛОВАЛ ЦЕЛОВАЛЬНИК
Кого целовали целовальники? От чего офонаревали фонарщики? Чем благоухал золотарь? Что курили дегтекуры?
В 1718 году Петр I издал указ об уличном освещении города Санкт-Петербурга. Сказано — сделано. Набрали специальных людей, каждый из которых обслуживал 15 светильников: зажигал, гасил, чистил, заправлял, менял прогоревший фитиль.
Первые фонари горели лишь до полуночи и только в безлунные ночи. Всего не более 18 в месяц, и только с сентября по май. Заправлялось это чудо техники конопляным маслом: «для пищи приятного вкуса, но горит не так светло, потому что оно сделано из сырых коноплей, другого же, из сухих коноплей, в привозе нет». Фонарщики справедливо считали, что грех добру пропадать, раз все равно горит так себе, и часть фонарной заправки уходила к семейному столу.
Было у фонарей того времени и еще одно свойство: они брызгались. «Далее, ради бога, далее от фонаря! И скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом», — предостерегал Гоголь в «Невском проспекте».
Через столетие с лишним на смену маслу пришел спирт. Нелегкая работа фонарщика, которому от столба к столбу с грузом приходилось проходить в день около 6 км, приобрела дополнительную прелесть. Пока он совершал свой привычный обход, спирта для фонарей становилось все меньше, а в животе фонарщика его, наоборот, плескалось все больше. Так и появилось выражение «офонареть».
Власти хищения государственной собственности не поняли и стали добавлять в спирт сильно пахнущую жидкость. Для эксперимента заведовавший городским освещением брандмайор Беринг позвал к себе известного любовью к спиртному подчиненного. Смешал «коктейль», поднес ему и поинтересовался: «Ну как?» А в ответ услышал: «Ничего, ваше превосходительство! Крепенько, а так пить можно».
Часть фонарной заправки уходила к семейному столу
В 1863 году на улучшение уличного освещения был объявлен конкурс. Его выиграл француз Баталь, победив русское изобретение — фонарь, работавший на сосновых шишках, — предложивший использовать керосин. На улицах стало светлее, модно одетые люди полюбили совершать вечерний моцион — теперь уже можно было разглядеть друг друга. Ну а дальше прогресс понесся вскачь и вскоре люди уже жить не могли без электричества. Фонари стали включаться автоматически, и работа фонарщика потеряла актуальность.
Странное название таило под собой весьма прозаическую сущность: целовальниками назывались люди, отвечающие за сбор податей, торговых и таможенных пошлин, выполнение судебных решений. Это прапрадедушки наших налоговиков, таможенников и судебных приставов. Выбирали на этот пост в уездах и посадах самых достойных всем миром. При вступлении в должность кандидат целовал крест, обязуясь служить честно.
Недоимка ложилась на плечи целовальника в качестве личного долга в казну
Первое упоминание о целовальниках встречается в Судебнике 1497 года. До XVII века они действовали самостоятельно, помогая земским, губным старостам ловить воров и разбойников, собирать подати и т. д., а после Смутного времени перешли в разряд чиновников, но без их прав.
Мало того, от целовальников требовались гарантии, что сборы из года в год не будут уменьшаться. Если же это случалось, недоимка ложилась на плечи целовальника в качестве его личного долга в казну.
Считается, что прилагательное «губной» применительно к целовальникам возникло в связи с помощью в поимке воров и разбойников, которых потом отправляли на каторгу или казнили. Они, стало быть, помогали преступников губить. Правда, по мнению Николая Карамзина, слово «губа», в древнем немецком праве означавшее усадьбу, перенеслось на отечественную почву как «волость» или «ведомство».
С XIX века целовальниками стали называть людей, также клянущихся в своей честности на кресте, но совсем по другому поводу. Это были торговцы винных лавок, клятвенно обещавшие не разбавлять вино.
Золотари были в городе людьми важными и необходимыми, и платили им немало. Но женщины от них отворачивались, сморщив нос: уж слишком дурно пахло. Немудрено, ведь золотарям по долгу службы приходилось постоянно иметь дело с нечистотами.
В обязанности «санитаров города» входили очистка отхожих мест и поддержание порядка на улицах, где, помимо конского навоза, скапливались выливаемые прямо из окон помои и мусор. Очищались выгребные ямы с помощью ковша, содержимое сливалось в бочку и ночью торжественно вывозилось за городскую черту. Горожане в шутку называли содержимое «ночным золотом», отсюда и пошло название «золотарь».
Гиляровский описывал такую картину. По темным улицам (фонари погашены по случаю лунной ночи) тащится обоз десятка в полтора телег с бочками. В бочках плещется зловонная жижа, выплескивающаяся на каждой неровности. На веревочном сиденье между лошадью и бочкой дремлет золотарь. Тащится обоз по главной улице — Тверской, мимо губернаторского дома. Вдруг откуда ни возьмись пожарные: «Дрожат камни мостовой, звенят стекла и содрогаются стены зданий. Бешеная четверка с баграми мчится через площадь по Тверской и Охотному Ряду, опрокидывая бочку, и летит дальше. Бочка вверх колесами. В луже разлившейся жижи барахтается «золотарь»».
Так что от запаха было никуда не деться и на главной улице. Да что там, и про Красную площадь в 1870-х годах газеты писали: «С какой стороны ни подойдешь к ней — надо зажать нос».
Горожане в шутку называли содержимое «ночным золотом», отсюда и пошло название «золотарь»
В 1887 году начали разрабатывать проект канализации. В пойме Москвы-реки у жителей деревни Марьино выкупили землю и устроили на этом месте Люблинские поля орошения. 30 июля 1898 года заработала первая очередь московской канализации, обслуживающая 219 домов. И золотари превратились в ассенизаторов.
Деготь в старые времена был вещью универсальной. С его помощью лечили всё. Вот что писалось в одном старинном лечебнике: «Удивительные качества дегтярной воды особливо видны при лечении «антонового огня» (гангрены). Она излечивает также злокачественную рожу, разрежает запоры, залечивает наружные и внутренние язвы, исцеляет от мокротных простудных болезней, от сухотки, колотья в боку, от воспаления легких, чрезвычайно целебна при худокровности, худосочности, судорогах». Также дегтярная вода помогала при «расслаблении членов и ломотах». (О самых странных рецептах прежних времен — в нашей статье «Уроки зельеварения».)
Позже березовый деготь активно использовался в косметических изделиях. Так, мыло, имеющее специфический запах и малоаппетитный цвет, считалось панацеей в деле восстановления волос, избавления от перхоти и вшей. Без дегтя не обходилось производство черной юфти (особая выделка кожи), из которой изготавливали обувь и сбруи. Им промазывали венцы деревянных срубов, чтоб защитить от влаги, смазывали замки и оси колес. Сосновым дегтем («вар» или «смола») просмаливали лодки и канаты.
Так что понятно: профессия дегтекура (или дегтяря) была востребованной и почитаемой. Этнограф Андрей Шустиков, путешествовавший в конце XIX века по Вологодской губернии, в своем очерке «Троичина Кадниковского уезда» рассказал об устройстве дегтярных заводов и упадке промысла.
Березовый деготь добывался из бересты, которую обдирали с 10 по 30 июня, а «корчение пней» для соснового дегтя происходило весной. Сооружение завода, по мнению этнографа, было под силу каждому: «Устраивается род сарая. затем в этом сарае сбиваются из глины печи, на верх каждой печи вделываются 4 глиняных куба. в один конец такого куба вделываются трубы для дегтя — из листового железа, а для смолы — из осинового дерева. Трубы из кубов проходят через холодильник (чан, наполненный льдом или снегом) в ушаты».
Из каждого куба получалось в сутки чистой смолы около 1 пуда, а дегтя — около 30 фунтов. Этот объем в исследуемой местности обеспечивали 200 частных заводов. Кажется, немало. Но профессия вымирает, доход падает. Если 10–12 лет назад ежегодно выкуривалось до 200 000 пудов, то сейчас едва ли 80 000, а доход населения сократился в четыре раза. Виноваты железные дороги и нефть. «Такой быстрый упадок… объясняется тем, во 1-х, что в настоящее время всюду в России проведены железные дороги и, следовательно, на смазку колес, по упадку извощичьего промысла, дегтя и смолы требоваться не стало, а во 2-х — открытие на Кавказе громадного количества нефти, заменившей собой наш деготь», — пишет Шустиков. Со временем эта профессия, как и первые три, исчезла совсем.
Из блога: «МОЯ ПЛАНЕТА»
А зачем одни и те же предложения повторять в тексте дважды?
А ещё я в детстве узнал, что Золушку назвали в честь печной золы, типа Грязнуля. А я, знавший Золушку по златовласой актрисе Янине Жеймо из фильма 1947 года, сильно расстроился. Я-то думал что имя от слова «золото».
Простой дворник
Кого на Руси называли «целовальником», и почему девушки тут ни при чем
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первые документальные упоминания целовальников относятся ко временам Ивана III в XV веке. Как раз тогда Москва начинает активно превращаться в новый центр сбора русских земель. В связи с этим Великий князь издает первый московский судебник – всеобщий свод законов для подчиненных земель. Именно в судебнике впервые и упоминаются те самые загадочные «целовальники». И как уже можно было легко смекнуть, с поцелуями прекрасных барышень их деятельность не была связана от слова сосем.
Хотя работа целовальников и не касалась общения с прекрасными барышнями, попасть на такую работу все равно мечтал едва ли не каждый, во всяком случае во времена после Ивана III. Первоначально целовальниками называли тех, кто назначался общиной для проведения следственных и судебных мероприятий. Эти люди должны были выступать свидетелями обвинения, участвовать в арестах, а также присутствовать при обысках выступая в роли своеобразных понятых.
Теперь целовальником хотел быть каждый, ведь эти люди официально принимались на государственную службу. Им стали платить жалование. При этом функции целовальников значительно расширились. Отныне они также занимались сбором пошлин, податей и налогов. Как правило, выбирали таких «чиновников» на один год. В момент заступления на службу человек должен был расписаться в «крестоцеловальной книге», согласившись тем самым на то, что не будет брать взяток и воровать. Если же по истечению срока службы целовальника обнаруживалась недостача, то ее компенсировали при помощи конфискации из его собственного имущества или имущества всей общины.
А вот интересное видео с нашего канала:
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: