Кто такие цифровые кочевники

No mad: почему цифровые кочевники – самый стабильный актив в digital

Одной из важнейших целей предпринимателей является поддержание стабильного роста бизнеса. В каждой отрасли есть свои критерии стабильности, однако общим показателем для любого проекта или предприятия и самым главным активом всегда является персонал. Какими бы навороченными не были технологии, при отсутствии должного управления и эксплуатации со стороны специалистов, ощутимой рентабельности инвестиций в них можно не ждать.

К концу 2021 новые стратегии привлечения и найма сотрудников, продиктованных пандемией, для многих стали долгожданным толчком, а главными виновниками перерождения проектов и взлета стартапов стала одна из популяций фрилансеров – цифровые кочевники, или цифровые номады.

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Чем отличаются номады от обычных фрилансеров?

Как следует из названия, это специалисты, проводящие большую часть рабочего времени в путешествиях и переездах (по городам, странам, материкам). Они могут работать в лесу в палатке, в домике у моря или в съемной на неделю избе в глухой деревушке, куда приехали впервые.

Некоторые страны (Дубай, Чехия, Германия, Мексика и др.) выдают номадам цифровую визу, позволяющую пребывать на территории страны только на основании их деятельности в режиме онлайн.

Чем так привлекательны «кочевники», и можно ли на них положиться?

Если говорить о рисках, то они присутствуют всегда и везде. Даже самый пунктуальный и ответственный сотрудник, работающий в офисе по схеме «с 9 до 5» тоже может заболеть, подвергнуться выгоранию, да и просто уволиться. Хотите вы этого или нет. Поэтому в этом отношении риски примерно одинаковые, как у онлайн-, так и у офлайн-персонала.

Что касается номадов, то их привлечение в команду вашего проекта несет ряд преимуществ, которые зачастую становятся конкурентными. А именно следующие.

Высокая продуктивность и скорость работы

В мире намного больше людей, продуктивно работающих вечером или ночью (что принято называть « в нерабочее время»), чем нам кажется. Гибкий график, выстроенный только на основании дедлайнов, позволяет им выбирать удобное для себя время, место и продолжительность работы, чего не может сделать ни один офисный работник. Это, в свою очередь, позволяет концентрироваться и выполнять задачи быстро и эффективно, что обусловлено согласованностью с биоритмами.

Низкий риск выгорания

Главная «фишка» цифровых кочевников. Совмещение работы с путешествиями поддерживает их в тонусе, препятствует развитию апатии и депрессии, а также помогает вовремя переключиться. Учитывая то, что время и место для путешествий номады выбирают сами, на основании своих потребностей и возможностей, как правило, даже небольшие трипы приносят уйму положительных эмоций и впечатлений. А они, вместе с вышеупомянутым гибким графиком, главные средства от выгорания.

Заинтересованность в работе

Если работодатели стараются избегать оттока и повышения оборота кадров, номады стараются избегать частой смены компаний и проектов, если только они не приходят к логическому завершению (завершение контракта, завершение одного этапа проекта и переход на новый, повышение, смена деятельности и т.д.).

Для того, чтобы путешествовать, иметь возможность работать только по дедлайнам и получать хорошую зарплату, номадам необходимо найти работодателя, который сможет предложить такие условия, и установить с ним долгосрочное сотрудничество. А это не всегда легко сделать. Поэтому, как и любой другой специалист (если не больше), они заинтересованы в установлении стабильного бизнес-партнерства и развитии нетворкинга.

Вывод?

Требования цифровых кочевников работать в максимально комфортных для них условиях по факту является потребностью. Физиологической или социальной, психологической или экономической, не важно. Важно то, что в большинстве случаев этого достаточно, чтобы удержать digital-специалистов высшего класса, редких и ценных консультантов и просто лояльных сотрудников-амбассадоров вашего бренда.

Перестав рассматривать рабочие условия номадов как каприз, и принимая во внимание возможности, которые они несут для бизнеса – креативность, инклюзивность, разнообразие и, конечно же, непосредственные результаты их работы – вы сможете превратить свой проект в истинный perpetuum mobile.

Источник

Кто такие цифровые кочевники

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

У нас в России цифровые кочевники пока малоизвестны, зато довольно популярны зимовщики — люди, которые прячутся от суровой российской зимы в тёплых странах вроде Турции или Таиланда. Зимовщики тоже обычно работают удалённо, но они — не цифровые кочевники.

Главная фишка кочевников в том, что они путешествуют постоянно. Зимой они вполне могут поехать на горнолыжный курорт или в Европу, а летом не сидеть дома, а тоже махнуть куда-нибудь подальше от дома. К путешествиям их стимулирует именно жажда путешествий и смены обстановки, а не только поиски благоприятного климата.

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Я начала свое становление цифровым кочевником с зимовки на Шри-Ланке — совместила две недели удалёнки с двумя неделями отпуска. Там я встретила кучу других удалёнщиков и поняла, что жить можно по-другому, не просиживая все время в офисе. В итоге спустя два месяца снова отпросилась на юг, на Бали, на этот раз на пару месяцев.

Сейчас я работаю уже в другом месте, но штатно — с октября не появлялась в офисе и не представляю, как туда можно вернуться.Теперь путешествия — не просто зимовка, а стиль жизни.

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Еще у нас в России цифровых кочевников иногда путают с дауншифтерами, но на самом деле это разные понятия, хотя они и не исключают друг друга. Дауншифтинг — это жизнь ради себя, отрицание постоянной спешки, пренебрежение к карьере и капиталу. Часто дауншифтеры вообще не работают, либо занимаются любимым делом, чтобы минимально себя обеспечить. И далеко не всегда они путешествуют — некоторые предпочитают оставаться дома, потому что путешествия требуют денег, заработать которые не так-то просто.

Цифровой кочевник может быть дауншифтером, но это совершенно не обязательно. В основном цифровые кочевники много работают и продвигаются по карьерной лестнице, открывают свой бизнес. Часто они не уходят на фриланс, а имеют постоянное рабочее место с четким кругом обязанностей.

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Кем работают цифровые кочевники?

Раньше удалёнка была не так популярна, поэтому цифровые кочевники были фрилансерами — работали не в штате, в основном занимались дизайном, копирайтингом или программированием.

Сейчас фриланс тоже популярен, но появляются и кочевники-удалёнщики. Это люди, которые работают в компании на конкретной должности, официально трудоустроены, но работают не в офисе, а из любой точки мира. Среди таких удалёнщиков встречаются совершенно разные специалисты — не только дизайнеры или маркетологи, но и бухгалтеры, менеджеры и даже начальники отделов.

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Некоторые цифровые кочевники — владельцы своего бизнеса, обычно тоже удалённого. Многие вопросы клиентов можно решить через интернет.

Среди кочевников встречаются коучи и бизнес-тренеры. Вести консультации и тренинги через интернет удобно, а богатая и насыщенная жизнь позволяет набраться опыта и вдохновляет учеников.

В отдельную группу можно выделить блогеров — они тоже часто много путешествуют, рассказывают о своих поездках, и этим привлекают аудиторию. Однако некоторые не относят блогеров к цифровым кочевникам, ведь для них путешествия — это скорее работа, чем стиль жизни, они не фрилансят и не работают где-то удаленно. Так что они может и кочевники, но не совсем цифровые.

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Жизнь цифровых кочевников — это не райское баунти на пляже в окружении рабов с опахалами. Регулярные путешествия связаны не только со свободой, но и с определенными трудностями.

1. Сложно путешествовать с детьми. Многие кочевники прекратили свои путешествия именно из-за рождения ребенка. Конечно, с детьми можно путешествовать и смотреть мир, но на практике это часто создает проблемы с образованием и дисциплиной. Из-за постоянных переездов ребенок не может получить нормальное формальное образование, вынужден заново приспосабливаться в новой стране, постоянно расставаться с друзьями. Эти проблемы можно решить, например, обучением экстерном, но нужно все равно понимать, что кочевать с ребенком будет очень непросто.

2. Не всегда удается найти общий язык с местными. Выучить английский при постоянных путешествиях и регулярной практике не сложно, но кочевников часто заносит в страны, где по-английски почти никто не говорит. Учить новые языки непросто, и зачастую в другой стране из-за незнания языка возникают разные казусы и сложности.

3. Лечение обходится дорого. В группе цифровых кочевников на Фейсбуке чаще всего поднимается вопрос медицинской страховки в разных странах. Если постоянно путешествуешь, никогда не знаешь, где тебя вдруг настигнет болезнь. А болеть на территории чужой страны зачастую довольно невыгодно — нужно заранее позаботиться о страховке, что может существенно повышать стоимость поездок.

4. Нужна железная дисциплина. Удаленно работать в целом сложнее, чем в офисе — дома слишком сильно расслабляешься. А в путешествии еще тяжелее — хочется глазеть по сторонам, купаться в море и гулять по незнакомому городу, а вместо этого приходится сидеть перед ноутбуком и работать. Чтобы оставаться продуктивным, приходится прилагать много сил, и не все на такое способны.

Источник

Кто такие цифровые кочевники и почему корпорации их боятся

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Кто такие цифровые кочевники и почему их стало больше

Пандемия сильно повлияла на наше представление о рабочем пространстве — в 2020 году доля россиян, полностью перешедших на удаленку, выросла почти в пять раз — с 3% до 14%. Эксперты консалтинговой компании PwC рассчитали, что за счет снижения затрат на офисные пространства, газ, электричество и кейтеринг перевод работников на удаленный формат позволит компаниям по всему миру экономить до €1,7 млрд ежегодно. Исследование McKinsey показало, что около 20% людей могут работать вне офиса от трех до пяти дней в неделю без потери эффективности труда.

Кроме того, оказалось, что, например, дизайнерам, журналистам, программистам и бизнес-аналитикам присутствовать в офисе вовсе не обязательно. Активный переход в онлайн повлиял на увеличение количества цифровых кочевников — людей, которые путешествуют и работают из любой точки, подключаясь к Wi-Fi. По сути, цифровым кочевьем является даже поездка на дачу, если по дороге туда вы отвечаете на сообщения в рабочих чатах.

История цифрового кочевья — Стив Робертс и Цугио Макимото

Первым цифровым кочевником был американец Стив Робертс — писатель-фрилансер и корпоративный консультант. Он проехал 22 км на своем велосипеде, кастомизированным самой продвинутой на тот момент электроникой. Велосипед Робертса был оснащен модемом для подключения к спутниковому Интернету и клавиатурой, расположенной в руле. Все устройства подзаряжались от солнечной энергии. Это было в 1980-е годы, а в 1997 году японец Цугио Макимото написал книгу «Цифровой кочевник», в которой рассказал, что к концу десятилетия люди перестанут замечать географические барьеры, почувствовав себя свободными. Но для того, чтобы переместить в эту парадигму представления о работе, человечеству потребовалось столкнуться с пандемией в 2020 году.

В свое время Робертс казался чудаком — сейчас его взгляд на работу не кажется нам чем-то странным. Исследователи считают, что к 2030 году количество цифровых кочевников по всей планете приблизится к 1 млрд человек. Безопасность и удаленность от большого количества людей уже стали основными факторами для комфортной работы.

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Офис на колесах — откуда могут работать цифровые кочевники

Некоторые цифровые кочевники работают из специально оборудованных фургонов: они похожи на дома на колесах, но только там есть стол, много розеток, зарядки, фон для конференций. Такие кочевников называют van lifers, или «живущие в фургончике».

Nissan тоже заинтересована в создании офисов для цифровых кочевников. Пока что компания разработала лишь прототип фургона для небольших поездок в пределах города. Caravan NV350 оснащен офисом, который можно выдвинуть на улицу с помощью приложения на смартфоне. Внутри есть прозрачный пол из поликарбоната, лестница на крышу, где можно устроить обеденный перерыв, и зонтик с шезлонгом.

Mercedes тоже выпустил свой фургон — VanTourer на базе Mersedes Vito. Кресла, в том числе водительское, можно повернуть к столу, организовав рабочее пространство на трех человек, помимо этого в фургоне есть дисплей с защитным покрытием.

А студенты из Нидерландов вообще собрали свой собственный дом на колесах для путешествия по Европе. Их машина заряжается за счет солнечных батарей.

Почему цифровых кочевников считают опасными, и какие страны готовы их принять

Но не все компании охотно соглашаются перевести сотрудников на удаленную работу. Некоторые, наоборот, активно возвращают их в офис. Это особенно актуально для крупных корпораций, вроде Google и Apple. Например, Google планировала урезать зарплату сотрудникам, работающим из дома. Это происходит из-за большого риска цифрового кочевья для таких компаний, поскольку такие работники обычно выбирают места с низкой стоимостью жизни, зарабатывая при этом на уровне развитых регионов.

Тем не менее, некоторые страны принимают к себе цифровых кочевников: в Эстонии им даже могут предоставить визу, позволяющую работать на зарубежную организацию на территории страны в течение года. Норвегия, Мальта и Грузия тоже стараются привлекать людей для заработков.

Источник

Осторожно, цифровые кочевники

За последние два года пандемия полностью поменяла представление о том, как должен строится рабочий процесс. Только за 2020 год доля россиян, работающих в удаленном формате, выросла с 3% до 14%. Согласно опросу BCG 60% российский сотрудников хотят остаться на удаленке. Уже к сентябрю 2021 года на рынке труда количество вакансий, предлагающих удаленный формат работы, увеличилось на 400%.

Условия новой рабочей реальности способствовали стремительной популярности цифрового кочевничества (digital nomad) — свободного образа жизни без привязки к постоянному месту нахождения. Согласно исследованию Emergent Research и MBO Partners, только за 2020 год доля американцев, примкнувших к культуре digital nomad, выросла на 49%.

Однако большинство работодателей до сих пор не поощряют такой образ жизни своих сотрудников. В нашем материале разбираем, почему компании не спешат принять в свои ряды цифровых кочевников.

Фрилансеры и наемные сотрудники, работающие удаленно, имеют много общего с цифровыми кочевниками: гибкий график, свобода в передвижениях, работа в digital сфере. Основное отличие состоит в том, что digital nomad не имеют привязки к определенному месту жительства. Переезжая в другой город или страну, кочевник каждый раз налаживает быт с нуля, организует свою жизнь и досуг. Регулярные путешествия накладывают отпечаток на его мировоззрение и ценности. Особенно это касается отношения к накоплению предметов обихода: вещей, одежды. Частые переезды предполагают минимизацию материальных благ. Творчество и самореализация выступают на первый план, особое внимание уделяется собственным желаниям.

Цифровые кочевники находятся в постоянном движении. Они ценят быстрый интернет и свободу передвижения больше, чем комфорт и домашний уют.

Исследование, проведенное сервисом SuperJob, показало, что IT-профессии занимают первое место в ТОП-5 сфер для дистанционной работы. Чаще всего цифровыми кочевниками становятся люди из digital сферы: IT-специалисты, дизайнеры, журналисты, веб-разработчики. Для этого не требуется высокая зарплата и большие накопления. Главное — наличие компьютера и хорошего интернета.

Массовый переход на удаленку повлек за собой значительное снижение расходов компаний. В 2020 году PwC представила отчет, согласно которому снижение затрат на аренду офисов, электричество и другие расходы позволит компаниям по всему миру экономить до €1,7 млрд. А опрос Boston Consulting Group (BCG) показал, что более 75% сотрудников компаний по всему миру работают гораздо эффективнее на удаленке. Это и не удивительно, поскольку работа в дистанционном формате перестала ограничиваться временными рамками.

Если в компании эффективность работы сотрудников только растет, а затраты на содержание офиса падают, то почему культура цифрового кочевничества все еще не приветствуется среди работодателей?

Такие крупные компании как Google и Apple, наоборот, меняют внутреннюю политику и пытаются вернуть сотрудников в офис. Руководители небезосновательно опасаются, что номады могут сорвать сроки работы, совмещать работу с подработкой в другой компании или не выполнить договоренности в полном объёме. При этом у работодателей возникают проблемы с трудовым законодательством. Компании должны руководствоваться налоговыми, регуляторными и законодательными нормами юрисдикции той страны или региона, где работает сотрудник. Если номад своевременно не уведомит компанию о переезде, то работодатель, сам того не зная, может нарушить трудовое законодательство.

Более того, не все организации успевают разработать корпоративные своды правил и программы для представителей digital nomad культуры. Получается, что цифровые кочевники «отключаются» от системы. Поэтому возникают сложности в построении рабочего процесса: кочевники не всегда отчитываются руководству о своих поездках, они не могут принимать участие в спонтанных совещаниях.

Но есть и другой тип компаний — противоположность международным конгломератам с жёсткой бюрократией. Например Siemens и Spotify поддерживают номадов в своей корпоративной культуре, создавая специальные поощрительные программы за выполнение KPI. Такие компании ценят профессионализм, амбиции, обучение сотрудников и их инициативность. Они поддерживают мультикультурность и создают многонациональные команды из разных стран. Этот подход позволяет обмениваться не только профессиональным опытом, но и расширять интеллектуальные границы, в том числе с помощью культурного обмена.

Компании начинают понимать, что цифровое кочевничество — это эффективный способ борьбы с выгоранием сотрудников.

Образ жизни цифрового кочевника обеспечивает постоянную смену впечатлений и свободу выбора комфортной атмосферы для жизни, будь то жаркие пляжи Абу-Даби или заснеженные горные склоны Сочи. Несмотря на то, что у кочевников уходит некоторое время на адаптацию к условиям новой страны, позитивные эмоции помогают отлично справляться с рабочим переутомлением. А новый культурный опыт развивает креативность сотрудника и позволяет взглянуть на решение рабочих проблем под новым углом.

Источник

DIGITAL NOMADS

Кто такие Digital nomads и в какой момент они стали мечтой целого поколения?

Цифровые кочевники, или диджитал-номады, — это люди, которые не зависят от физического места работы и совмещают свою деятельность с постоянными перемещениями по миру. Все, что нужно, — это ноутбук, телефон, интернет и профессия, подходящая для удаленной работы. Мы разобрались в феномене явления, проследили его историю и попробовали понять, как цифровые кочевники меняют мир вокруг — и меняются сами.

Этот спецпроект мы сделали в партнерстве с Яндекс.Практикумом. Это — платформа Яндекса по обучению современным профессиям: аналитике данных, бэкенд- и фронтенд-разработке, data science или тестированию.

За полгода обучения по 10 часов в неделю можно получить одну из самых актуальных профессий последних лет, полностью изменить свою жизнь и стать цифровым кочевником.

С чего все началось: мир изменился, изменились и профессии

В 1997 году издательство «Уилей» опубликовало книгу физика Цугио Макимото и терапевта Дэвида Мэттерса под названием «Цифровой кочевник». Несмотря на то, что один автор специализировался на полупроводниках, а второй — на эзотерической благотворительности, они верно уловили дух времени: диджитал-номад — это новый человек, который благодаря интернет-технологиям и мобильной связи не привязан к определенному месту работы, учебы или досуга. Спустя шестнадцать лет, в 2013 году, Цугио Макимото написал: «На рубеже XXI века большинство добирались до рабочих мест — например, офисов в центре города — в 9 или 10 утра и покидали работу в 5–6 вечера. Когда мы опубликовали книгу, сотовые телефоны уже набирали популярность, но их возможности исчерпывались разговорами. Сегодня же, с появлением личных интеллектуальных мобильных устройств, каждый из нас так или иначе наслаждается кочевым образом жизни».

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Термин «номадология» начал появляться еще раньше в работах философов-футурологов 1960–1970-х годов: об этом говорили Маршалл Маклюэн, Феликс Гваттари и Жиль Делёз. В России их теории стали реальностью только в начале нулевых: на смену массивным компьютерам с медленным интернетом пришли сначала более компактные модели с оптоволоконными кабелями, а затем и беспроводные устройства. Тогда же начался и бум IT-технологий.

Официальный рост информационного сектора в 2007 году составил 40 процентов, но статистика мало отражает картину, которую отлично помнят миллениалы: компьютеры стали доступными и появились почти в каждом доме, а программирование стало популярным хобби. Кто не занимался программированием, тот играл, а кто не играл — тот сидел в интернете. Информационная грамотность юных профессионалов 2010-х годов настолько опережала окружающий мир, что жизнь человека в открытом интернете считалась непререкаемой тайной для родителей, работодателей и тем более государства. Тогда же молодежь начала монетизировать эти знания и зарабатывать в Сети деньги. Так возникла удаленная цифровая работа.

Первую волну «цифровой миграции» составили именно программисты и разработчики. Скорость передачи данных через интернет и мобильную связь возросла, затраты снизились, появились социальные сети и голосовые звонки через интернет — в 2003 году уже работал Skype. В 2007 году появился Dropbox — с тех пор возможности облачного хранения данных только ширились. Спрос на услуги разработчиков был массовым: начал зарождаться e-commerce.

В то же время стала набирать обороты индустрия путешествий: 2006 год оказался рекордным для мирового туризма: почти 850 миллионов человек посетили другие страны. В России с 2000 по 2008 год стабильно росли ВВП и уровень жизни. Раньше российские фрилансеры работали дома — в нулевых они начали активно путешествовать.

Протокочевники, тогда еще дауншифтеры

Доступность удаленной работы стала понятна не сразу: если в России и странах первого мира интернет нулевых был уже высокоскоростным, то в остальном мире рост доступа к широкополосному интернету пришелся на период 2008–2010 годов. Именно это стало отправной точкой для развития фриланса, а позже — и формирования культуры диджитал-номадов.

«Это был восторг. Первый раз я это оценил в 2008 году, — вспоминает разработчик Дмитрий Шер. — Я женился, и мы отправились в свадебное путешествие в Варшаву и Прагу. Там чуть-чуть доделывал работу: срочно горел проект. И я подумал: как интересно — тут везде уже есть интернет, я приезжаю и работаю. А потом, когда мы поехали в Индию, получилось работать и там тоже. Я посмотрел на ребят, которые зимовали в Гоа, и подумал — вау, насколько по-другому могут жить люди. Попробую и я пожить по-другому».

Штат Гоа в Индии стал одной из первых точек притяжения для российских фрилансеров. Позже к нему добавились острова и север Таиланда, остров Бали в Индонезии и другие точки по всей Азии — она стала самым популярным регионом из-за феноменальной дешевизны. В 2012 году аренда двухэтажного дома на Бали стоила от 300 долларов, что на тот момент составляло около девяти тысяч рублей. При этом однокомнатную квартиру в Москве можно было снять минимум за 25 тысяч — средняя же цена составляла 34 тысячи рублей.

Но причины не были только экономическими. Российские миллениалы, детство которых пришлось на 1990-е годы, стали одновременно и потерянным поколением, которое не было привязано к своей стране, и первым глобальным поколением — людьми, которые выросли в эпоху интернета. Они быстро начали отрицать классическую схему наемной работы и упорядоченной жизни в целом. А затем впитали и новую мировую этику индивидуализма: строй жизнь по своим правилам в том месте, которое больше всего подходит именно тебе.

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Кризис 2014-го. Возвращение

2008 год прошел для российских фрилансеров относительно безболезненно: рынок труда немного просел, но курс рубля упал не слишком сильно, к тому же большинство удаленных работников переехали в другие страны или впервые отправились в путешествие только через несколько лет. Совсем иначе прошел «черный вторник» — 16 декабря 2014 года, когда курс доллара вырос с августовских 33 рублей до рекордных 80. Позже курс стабилизировался на отметке около 60 рублей за доллар. Зарубежная реальность стала иной: для тех, кто зарабатывал в рублях или сдавал жилье в Москве, все подорожало ровно вдвое.

«Понятия цифровых кочевников, или номадов, в 2014 году еще не существовало, — поясняет Никита Куимов, создатель станции коливингов «Смена». — Были дауншифтеры. Они и начали массово уезжать из Индии и Таиланда в Россию. Мой друг преподавал в Гоа йогу — он вернулся, потому что разъехались клиенты. Были знакомые, которые открыли небольшой отель в Индии на побережье, — они тоже вернулись».

На то, чтобы приспособиться к новым условиям, у россиян ушло несколько лет. Многие вернулись к работе в офисах: разница в зарплате — а фрилансерам почти всегда платили меньше, чем штатным работникам, — стала принципиальной. В случае программистов и разработчиков она могла составлять до 100 тысяч рублей. Сказались и семейные обстоятельства: многие миллениалы начали жениться, у них появились дети, к семье в нагрузку часто шли кредиты на покупку жилья и потребительские нужды. Стоимость жизни в России и в Юго-Восточной Азии сравнялась — и время классических дауншифтеров-протокочевников закончилось.

Настало время цифровых кочевников.

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Потом пришли диджитал-номады

Диджитал-номады стали новой формацией удаленных работников, которая сильно отличалась от протокочевников-дауншифтеров. Смыслом их жизни стало самосовершенствование и постоянное улучшение результатов своей работы. Взамен кочевники стремились к высокому уровню комфорта и к его стабильному росту. Изменились и профессии: с развитием e-commerce, онлайн-медиа и социальных сетей в среде цифровых кочевников стало намного больше дизайнеров, маркетологов, специалистов SMM, копирайтеров и переводчиков.

В Яндекс.Практикуме собраны все актуальные диджитал-профессии ближайших лет: можно стать аналитиком данных, бэкенд-, фронтенд- и веб-разработчиком, инженером по тестированию и специалистом по data science. Ключевое в программе — упор на практику, понятная терминология, система наставничества и обучение именно тем профессиям, которые находятся на подъеме и еще не достигли своего пика востребованности. При этом первые 20 часов обучения в Практикуме бесплатные!

Кроме того, в жизни этой новой формации стало больше именно кочевничества: если дауншифтеры стремились найти комфортное место для жизни и остаться там, то диджитал-номады сделали перемещения моделью поведения и отдельным культом. Отчасти благодаря им путешествия и превратились в мировой фетиш — постоянно путешествовать и работать из любой точки мира.

Специально для диджитал-номадов изменился и мир: появились коворкинги и коливинги. По форме — кафе и отели, они разительно отличались по содержанию. Коворкинги заменили диджитал-номадам офис и шумные кафе с плохим интернетом, а коливинги стали пристанищем — временными общежитиями по интересам — для цифровых кочевников со всего мира. Громкую музыку и алкоголь сменили йога и полезные асаи-боулы.

«Диджитал-номады стали быстрорастущей группой людей с огромным количеством собственных потребностей и своей полноценной инфраструктурой, — размышляет Никита Куимов. — При этом всё еще только в процессе формирования — например, пока нет общественных институтов, которые бы защищали права таких людей».

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

Постоянные путешествия — новые испытания

Постоянные перемещения и калейдоскоп впечатлений создали иллюзию насыщенной и полноценной жизни, которая не всегда совпадала с реальностью. Первой и самой главной проблемой стали социальные связи: номады легко сходились друг с другом, но так же легко расходились, кочевники утрачивали связь с родственниками и друзьями, которые остались на родине. К этому прибавлялось утомление от перемещений, периодически проскакивающее желание обрести дом, да и стандартные проблемы фрилансера-удаленщика по поиску работы и задержке оплат никуда не ушли.

«Личные отношения страдают в первую очередь, — подтверждает эти исследования Мария Соколова, переводчица и создательница подкаста No office anymore. — В номадском сообществе много близких по духу людей: тут легко знакомиться, заводить отношения. Но романтические отношения как быстро начинаются, так же быстро и заканчиваются. Например, в путешествиях люди быстрее съезжаются — так просто дешевле, — и после этого, часто несвоевременного, шага все идет не так. Да и внутренние кризисы случаются регулярно: что я здесь делаю, как я здесь оказалась?»

«Моя жизнь в путешествии менялась настолько стремительно, что я начала грустить, — рассказывает Елена Сахарова. — У меня нет своей чашки, своего полотенца, я ношу одну и ту же одежду, которую уже ненавижу. Диджитал-номады живут в состоянии неопределенности — и это, конечно, очень высокий уровень тревоги.

Полезная вещь, которой я научилась за последние годы, — социальные связи надо поддерживать, специально над этим работать. В план на неделю я включаю два звонка, чтобы почувствовать, что мои близкие рядом».

Оказалось, что в мире изменившихся возможностей и почти невидимых границ государств у человека будущего — диджитал-номада появились и новые проблемы, которые тоже требовалось осознать, принять и решить.

Кто такие цифровые кочевники. Смотреть фото Кто такие цифровые кочевники. Смотреть картинку Кто такие цифровые кочевники. Картинка про Кто такие цифровые кочевники. Фото Кто такие цифровые кочевники

А есть в таком образе жизни что-то плохое для общества?

Диджитал-номады сталкиваются не только с внутренними проблемами — сам феномен начал подвергаться социальной критике. Основных причин две: первая — это большой объем полулегальной работы, уход от налогов и нецелевое использование виз принимающих государств. Вторая — неоколониализм: чаще всего крупные сообщества диджитал-номадов формируются в развивающихся странах, и это приводит к созданию изолированного от местных жителей социального круга и параллельной экономики. Индия, Таиланд, Вьетнам, Индонезия, Мексика и Колумбия — самые популярные страны у цифровых кочевников. Чем больше растет уровень заработка, тем чаще в списках лучших мест для диджитал-номадов появляются такие страны, как Португалия, Великобритания или США. Правда, для большинства фрилансеров из России эти страны все-таки недоступны: мешают визовые преграды и высокий уровень трат на проживание и аренду жилья.

«Такая проблема есть, но это относится к туризму и путешествиям в целом, — считает Никита Куимов. — Если ты живешь дольше, ты больше интегрируешься, особенно если ты открыт и знаешь иностранные языки. Мы стараемся включать участников проекта Smena Station в местные процессы: у нас есть чарити-магазин на Шри-Ланке, мы делаем небольшие ивенты — убираем пляж, красим школу. И это двусторонняя история: если номады смотрят на местных как на обслуживающий персонал, то местные смотрят на приезжих как на мешки с деньгами».

Что ожидает диджитал-номадов в будущем?

Согласно исследованиям 2018 года, в мире насчитывается около пяти миллионов диджитал-номадов, а еще 17 миллионов планируют ими стать: такой стиль жизни стал мечтой поколения. Особенно это актуально для России, где суровый климат, нестабильная экономическая обстановка и политические репрессии располагают к эмиграции — хотя бы временной. При этом образование тоже изменилось: появились онлайн-школы, благодаря которым можно стать диджитал-номадом еще на этапе обучения.

Кроме того, профессии будущего для многих означают возможности. «С 2012 года я уже начала работать, — рассказывает Елена Кондратьева, разработчица и жительница Чиангмая в Таиланде. — У знакомых был сайт, и я наполняла его товарами. Все это вдохновило меня на создание интернет-магазина, и я делала уже все сама. Хотя я работаю удаленно, развиваться получается очень быстро: если попадаются заказы, в которых я чего-то не понимаю, я сажусь осваивать тему и разбираться. Все зависит от собственного желания: когда ты мотивирован, ты быстро учишься. Я из Екатеринбурга, и недавно надолго возвращалась. Не вижу себя в этом городе, не чувствую роста и развития. Сейчас я живу вдвоем с сыном, и тут у меня получается создать ему отличные условия: англоязычная школа, комфортная среда, я нормально зарабатываю для нас обоих. В Таиланде я чувствую себя намного лучше, к тому же тут нет ни озлобленности, ни политического давления».

Зарплаты в IT-секторе показывают стабильный рост: по данным Яндекс.Практикума, в период с с 2016 по 2018 год средняя зарплата разработчика в секторе выросла с 65 тысяч рублей до 90 тысяч.

Елена изучает английский и планирует продолжить образование в сфере IT за рубежом. Это характерно для многих диджитал-номадов: точка, в которой человек находится в данный момент, никогда не является конечной — обычно это ступенька на пути к чему-то большему.

«Я не считаю, что то, что я делаю сейчас, — это последнее решение в жизни и теперь я всю жизнь буду делать одно и то же, — отвечает Елена Сахарова. — Я открыта возможностям, ориентируюсь на свое состояние, на свои мечты — и двигаюсь дальше, шаг за шагом». В этом, кажется, и заложена суть всего образа жизни цифрового кочевника — в постоянном движении, развитии собственных навыков и уверенности в собственных силах. Для тех, кто научился выстраивать личные границы, планировать время, самообучаться и постоянно развиваться, границы государств и часовых поясов, кажется, действительно перестали существовать. Именно диджитал-номады показали своим примером, что смена профессии — это не коренной слом всей жизненной парадигмы, а осознанный и спланированный шаг, благодаря которому можно стать лучшей версией себя самого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *