Кто такие удмурты фото
удмурты
📌 В комплекс одежды входит: тканая рубаха (дэрем), пояс (путо), кафтан (шортдэрем), штаны из домотканины (эрезь), войлочная шляпа (гын шляпа).
🌏 Особенности: территория распространения – центральные и северные районы Удмуртской Республики (Глазовский, Балезинский, Ярский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, частично Дебёсский районы).
📷 Мd: Красильников Андрей»>
📌 В комплекс одежды входит: тканая рубаха (дэрем), пояс (путо), кафтан (шортдэрем), штаны из домотканины (эрезь), войлочная шляпа (гын шляпа).
🌏 Особенности: территория распространения – центральные и северные районы Удмуртской Республики (Глазовский, Балезинский, Ярский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, частично Дебёсский районы).
📷 Мd: Красильников Андрей»>
📌 В комплекс одежды входит: тканая рубаха (дэрем), пояс (путо), кафтан (шортдэрем), штаны из домотканины (эрезь), войлочная шляпа (гын шляпа).
🌏 Особенности: территория распространения – центральные и северные районы Удмуртской Республики (Глазовский, Балезинский, Ярский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, частично Дебёсский районы).
📷 Мd: Красильников Андрей»>
📌 В комплекс одежды входит: тканая рубаха (дэрем), пояс (путо), кафтан (шортдэрем), штаны из домотканины (эрезь), войлочная шляпа (гын шляпа).
🌏 Особенности: территория распространения – центральные и северные районы Удмуртской Республики (Глазовский, Балезинский, Ярский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, частично Дебёсский районы).
📷 Мd: Красильников Андрей»>
📌 В комплекс одежды входит: платье (шортдэрем), фартук (ачкышет), нагрудник (муресазь), лоскутный платок (куинь сэрго), головное полотенце (кучкышет).
🌍 Особенности: территория распространения – Шарканский, Якшур-Бодьинский Удмуртской Республики.
🧵 Авторы: Буянова Людмила Ивановна, Тополева Елена Владимировна, Ершова Надежда Васильевна.»>
📌 В комплекс одежды входит: платье (шортдэрем), фартук (ачкышет), нагрудник (муресазь), лоскутный платок (куинь сэрго), головное полотенце (кучкышет).
🌍 Особенности: территория распространения – Шарканский, Якшур-Бодьинский Удмуртской Республики.
🧵 Авторы: Буянова Людмила Ивановна, Тополева Елена Владимировна, Ершова Надежда Васильевна.»>
📌 В комплекс одежды входит: платье (шортдэрем), фартук (ачкышет), нагрудник (муресазь), лоскутный платок (куинь сэрго), головное полотенце (кучкышет).
🌍 Особенности: территория распространения – Шарканский, Якшур-Бодьинский Удмуртской Республики.
🧵 Авторы: Буянова Людмила Ивановна, Тополева Елена Владимировна, Ершова Надежда Васильевна.»>
📌 В комплекс одежды входит: платье (шортдэрем), фартук (ачкышет), нагрудник (муресазь), лоскутный платок (куинь сэрго), головное полотенце (кучкышет).
🌍 Особенности: территория распространения – Шарканский, Якшур-Бодьинский Удмуртской Республики.
🧵 Авторы: Буянова Людмила Ивановна, Тополева Елена Владимировна, Ершова Надежда Васильевна.»>
📌 В комплекс входит: рубаха (дэрем), передник (ачкышет), украшения (чеберманъёс), треугольный платок (куиньсерго кышет), шапочка («йыршет» изьыян), головное полотенце (пельшет), чулки (чулка), плетёные берестяные лапти (кызьпу туйлэсь кутам кут).
🌎 Территория распространения – Селтинский, Сюмсинский, Увинский, Вавожский, частично Можгинский (Большеучинский куст), Кизнерский районы Удмуртской Республики, Кильмезский, Унинский, частично Малмыжский, Вятско-Полянский районы Кировской области.
🧵 Выполнен методистами Узей-Туклинского Дома ремёсел Увинского района.
Авторы: Сидорова Надежда Родионовна (ткачество), Сунцова Екатерина Геннадьевна (ткачество), Токмина Наталья Николаевна (украшения).
📷 Md: Вероника Фёдорова»>
📌 В комплекс входит: рубаха (дэрем), передник (ачкышет), украшения (чеберманъёс), треугольный платок (куиньсерго кышет), шапочка («йыршет» изьыян), головное полотенце (пельшет), чулки (чулка), плетёные берестяные лапти (кызьпу туйлэсь кутам кут).
🌎 Территория распространения – Селтинский, Сюмсинский, Увинский, Вавожский, частично Можгинский (Большеучинский куст), Кизнерский районы Удмуртской Республики, Кильмезский, Унинский, частично Малмыжский, Вятско-Полянский районы Кировской области.
🧵 Выполнен методистами Узей-Туклинского Дома ремёсел Увинского района.
Авторы: Сидорова Надежда Родионовна (ткачество), Сунцова Екатерина Геннадьевна (ткачество), Токмина Наталья Николаевна (украшения).
📷 Md: Вероника Фёдорова»>
📌 В комплекс входит: рубаха (дэрем), передник (ачкышет), украшения (чеберманъёс), треугольный платок (куиньсерго кышет), шапочка («йыршет» изьыян), головное полотенце (пельшет), чулки (чулка), плетёные берестяные лапти (кызьпу туйлэсь кутам кут).
🌎 Территория распространения – Селтинский, Сюмсинский, Увинский, Вавожский, частично Можгинский (Большеучинский куст), Кизнерский районы Удмуртской Республики, Кильмезский, Унинский, частично Малмыжский, Вятско-Полянский районы Кировской области.
🧵 Выполнен методистами Узей-Туклинского Дома ремёсел Увинского района.
Авторы: Сидорова Надежда Родионовна (ткачество), Сунцова Екатерина Геннадьевна (ткачество), Токмина Наталья Николаевна (украшения).
Удмурты – “скромный” народ-загадка
Среди многочисленных народов России удмурты принадлежат к одному из наименее изученных. Многие соседние племена – татары, башкиры, чуваши – постоянно появляются в исторических источниках, а вот удмуртов почему-то упоминают совсем мало. Поразительно, но даже о многих северных этносах мы знаем гораздо больше, чем о жителях Удмуртии.
Почему? На мой взгляд, эта “скромность” удмуртов обусловлена мирным образом жизни. Несмотря на это, в их истории и культуре ещё есть множество тайн, которые предстоит разгадать. Кто же они – загадочные удмурты? Что значит их название? Какие важные аспекты были и остаются в жизни коренного народа Удмуртии?
Этноним и этногенез
Происхождение “слова” удмурт, как и многие аспекты истории этого народа, остаётся туманным для исследователей. Одно из самых логичных гипотез связывает его с рекой Вяткой, неподалёку от которой находятся исконные земли удмуртов.
Первоначально этноним мог представлять “вятмурт”, а именно – “человек с Вятки”. Другое название народа – вотяки – использовалось русскими для определения племён, живущих на берегах Вятки. И это, как вы заметили, тоже открывает тот же смысл. Официально название “удмурты” закрепилось за этносом в 1932 году, когда их земли стали Удмуртской автономной областью.
Вотячка – именно так называли удмуртов до XX века
Из альбома Федора Солнцева «Одежда русского государства», 1869 год
На происхождение удмуртов явно указывают их внешние особенности. У них есть две ярко выраженные антропологические черты. К первой принадлежат невысокий рост и коренастое телосложение, ко второй – внешний цветотип, характерный для финно-угорских народностей.
Предки удмуртов состояли в родстве с азиатскими племена, такими как самодийцы, а в дальнейшем смешивались с монголоидными этносами, что дало типичные особенности расы и представителям нового народа. Что примечательно, у удмуртов достаточно много рыжеволосых людей. В Европе они уступают лишь ирландцам, славящимся своими “огненными” волосами.
Женщина вотячка в Сибири в 1768 году
Из книги Жана д’Отрош Шаппа
Влияние соседей
Удмурты – один из самых древних народов Приуралья. Археологи доказали, что эти племена принадлежат к коренному населению этих земель, о чём свидетельствуют находки. Большинство учёных придерживается версии автохтонности удмуртского этноса, который в дальнейшем испытал на себе влияние соседних народов, например, славян и тюркских племён.
Интересно, что на севере Удмуртии ощущается культурное воздействие русских, а вот южные регионы долгое время находились под влиянием тюрков, что и отражается на современном менталитете удмуртов этого края.
Объединение удмуртских и русских земель сыграло важную роль в жизни коренных народов. Благодаря славянам удмурты освоили новые принципы земледелия, переняли использование разнообразных орудий труда.
В удмуртских домах появилась традиционная русская печь, значительно преобразился даже национальный костюм (хотя своих характерных особенностей он не потерял). Историки считают, что именно русские принесли на земли удмуртов письменность, что стало основой для развития литературы и различных культурных направлений.
Национальный костюм удмуртов
Удмуртия стала известна на весь мир благодаря триумфальному выступлению коллектива “Бурановских бабушек” на “Евровидении”. Исполнительницы были одеты в традиционную женскую одежду своего народа. Обратите внимание, что это крайне интересный и сложный наряд, который сегодня удмурты любят носить во время народных праздников и гуляний.
Удмуртский костюм представляет собой туникообразную рубаху, поверх которой женщины надевали белый халат. Зимой сверху надевали камзол, а в праздничные дни предпочитали носить белоснежный наряд.
Отличительная особенность – шапочка, расшитая монетами. Вообще в женском костюме удмуртов присутствует обилие монет, бисера, всевозможных украшений. Нередко шею красавиц Удмуртии также украшает ожерелье из сверкающих монеток.
Удмурты
Жилище удмуртов
Традиционный вариант жилища удмуртов напоминает классический финно-угорский дом. На местном языке такая постройка называется “код”. Под влиянием русских в Удмуртии появляются избы славянского образца с сенями. Внутри дома обязательно выкладывали гур – глинобитную печь.
В центре комнаты располагались стол и стулья, причём самое удобное, тёплое и красивое место предназначалось гостю. Несмотря на то, что сегодня в Удмуртии немало современных домов, народ стремится сохранить обычаи своих предков. И в наши дни в удмуртском жилище часто встречаются полотенца на стенах, ковры, вышитые салфетки, украшающие сундуки, лавки, подоконники.
Жилище удмуртов, «Дом музей Лудорвай» в Удмуртской республике
Культурные особенности
В культуре удмуртов особенное место всегда занимала музыка. В Удмуртии поют обо всём – о природе, временах года, занятиях человека, профессиях, своём настроении и чувствах. Особый колорит народным традициям удмуртов добавляет театр. Он появился в этом крае на основе древнейших верований – синкретизма.
Учения эти были основаны на сложном абстрактном восприятии мира. В древние времена театральные сценки были частью религиозных культов и обрядов, однако в дальнейшем стали затрагивать светские сюжеты, превратившись в искусство и развлечение для людей.
Съемка ансамбля Ай Кай за исполнением народных песен в музее-заповеднике “Лудорвай” / © Павел Шрамковский
Удмурты – обладатели таинственной и богатой истории, которая хранит немало тайн. Быть может, она позволит нам разгадать часть этих загадок уже в ближайшем будущем. Особый колорит родины этих людей, традиции и культурные особенности, преданность старинным обрядам привлекают в Удмуртию всё больше путешественников. Это действительно необыкновенная земля с необыкновенными людьми.
На обложке представлены свадебные наряды северных и южных удмуртов, съемка проходила в музее-заповеднике “Лудорвай” / © Павел Шрамковский
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Удмурты — кто такие?
Удмурты – один из самых интересных и малоизученных народов Среднего Урала. На эту народность в значительной степени повлияли скифы, тюрки, славянские племена, а потому современные удмуртские традиции – это необыкновенное сочетание отголосков обычаев самых разных наций.
Процесс становления удмуртской народности длился достаточно долго. Изначально это были разрозненные племена, относящиеся к финно-пермской группе. Вследствие долгого перехода с Урала на другие земли многие общины изменили свой уклад, приобрели совершенно другие черты. Удмурты же вместе с соседним народом, коми, остались на исторической родине, что сберегло многие элементы старинной культуры.
В XVI веке происходит заселение удмуртами Вятской земли. Тогда удмуртов нередко называли арами (в переводе – «человек, люди»), потому и местность, заселённая ими, получила наименование Арской. В прошлом удмуртов нередко называли пермяками, вотяками, однако сейчас представители этого этноса не приемлют таких слов.
Разделение земель между Русью и ордынцами привело и к раздвоению удмуртов. В результате этого удмуртский народ стал развиваться в двух направлениях: под властью славян на севере и тюрков – на юге. Позднее и южане-удмурты переходят к Руси. Благодаря этому народ сохранился и завершил процесс своего становления как нации. В ходе времени численность удмуртов в регионе возросла более, чем в 5 раз.
Мировоззрение удмуртов крайне необычно, а некоторые его элементы сохранились до наших дней. Так, главным богом пантеона считался Инмар, а противопоставлялся ему коварный Шайтан. По удмуртским легендам, наша земля сформировалась из воды. Изначально были лишь водная гладь и сильный ветер, который собирал мелкие песчинки. Со временем пыль становилась грудами земли, которые вода превращала в горы и сушу.
После принятия христианства многие элементы культуры, где отражалась языческая вера, были уничтожены или утеряны. Главным источником прошлой веры остались удмуртские сказки. Они немного напоминают русские, в них есть место волшебству и чудесам.
Удмурты – народ, тонко чувствующий музыку. Нередко гости их края говорят, что никогда прежде не видели такого количества поющих людей. Это действительно так – издавна в Удмуртии петь умеет практически каждый. Большая часть старинных удмуртских песен достаточно грустные, надрывные, нередко они рассказывают о печальных преданиях или событиях. Чаще всего исполняются они хором.
Ещё в прошлом историки отмечали, что характер удмуртов тоже является яркой чертой этого народа. Они, как правило, тихие и скромные, не бросают слов на ветер. Удмурты вообще не болтливы, а их поговорки красноречиво объясняют, что показывать себя надо делом, а не словом. В то же время, это приветливые доброжелательные люди с миролюбивым характером.
Удмуртская одежда славится своим национальным колоритом, а женский наряд и вовсе считается одним из самых сложных в этом регионе. Удмуртские рукодельницы с давних времён славятся искусством вышивки и ткачества, умением создавать композиции необыкновенной красоты из ткани, бисера и нитей.
Удмурты живут на природе, а потому до сих пор традиционными их занятиями является то, что связано со взаимодействием природы и человека. Это земледелие (как правило, пашенное, а не выращивание культур на огородах), разведение пчёл, рыболовство, охота на пушного зверя. Для многих удмуртов это не просто хобби, а настоящая работа и образ жизни.
Одним из самых важных удмуртских праздников является Толсур. Он символизирует завершение полевых работ. В день, когда собран весь урожай, удмурты щедро накрывают стол и зовут множество гостей. В этот день необходимо переодеваться во всевозможные костюмы, чтобы отпугнуть от жилища нечисть. Во время Толсура маленькие и взрослые с удовольствием участвуют в играх и соревнованиях, веселятся и танцуют.
Не менее значимой для удмуртов является Масленица (у них она называется Вой дыр). К традиционным песням и развлечениям, приготовлению блинов добавляется особая традиция. В последний день праздничной недели удмурты собираются, чтобы исполнить медвежий танец. Это древний обычай считается данью уважения «косолапому», который уже чует приход весны.
А вот в праздничный день Акаяшка удмурты старались всеми силами изгнать тёмных духов и нечисть, которая за год могла подойти слишком близко к домам. В честь добрых духов готовились различные праздничные кушанья, главным из которых была запеченная утка.
Удмурты издавна поклоняются природе. У каждого поселения был свой священный лес, в котором нельзя было причинять вред деревьям. В центре леса стояло главное дерево, к которому в древности приносили дары, что адресованы были божествам. Считалось, что мир, как и растение, делится на три части, в каждой из которых живут свои покровители, причём, всех их необходимо всячески задабривать.
Удмурты – народ своеобразный и колоритный. Даже сегодня в их обычаях и праздниках есть отголоски прошлого, как в их песнях – истории прошлого, что никогда не забудутся.
Люди с Вятки эксклюзив
Удмурты — второй по численности после мордвы финно-угорский народ в России. Где живут, во что верили удмурты, как выглядел удмуртский национальный костюм, а также какие удмуртские традиции и праздники сохранились до наших дней — в обзорном материале «НацАкцента».
По данным переписи 2010 года, в России около 552 тысяч удмуртов, проживающих в основном в Республике Удмуртия и соседних с ней регионах. Удмурты делятся на северных, на культуру которых повлиял Русский Север, и южных, испытывавших влияние тюркской культуры.
В состав Русского государства земли северных удмуртов вошли в 1489 году во время присоединения Вятской земли. Окончательно удмуртские земли отошли к России после взятия Казани Иваном Грозным в 16 веке.
В 1920 году удмуртский народ впервые получил государственность — была образована Вотская автономная область, с 1932 года переименованная в Удмуртскую АО, в 1934 — в Удмуртскую АССР, а с 1991 — в Удмуртскую Республику.
История удмуртского народа
Русские называли удмуртов вотяками — по названию местности. Откуда взялось самоназвание «удмурт», ученым до сих пор неизвестно. По одной из версий основа – мурт, морт – на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что частица «уд» пришла из марийского «одо» – «всходы на лугах, зелёные побеги».
Другие полагают, что этноним «удмурт» связан с названием реки Вятки (по-удмуртски Ватка): ватмурт, что означало «человек с Вятки», которое в дальнейшем изменилось в отмурт-утмурт-удмурт.
Прародители древних удмуртов — автохтонные племена Волго-Камья, создавшие в Железном веке ананьинскую археологическую культуру. В начале нашей эры на ее основе сложился ряд прикамских культур, в том числе пьяноборская. Уже в 1 веке н. э. на ее базе сформировались древние удмурты.
Селились удмурты поближе к воде: вдоль рек и вблизи родников. Традиционное жилище удмуртов — корка — это бревенчатая изба с холодными сенями. Интересно, что удмуртские гурты (поселения) строились без улиц: родственники селились кучно вокруг родовой усадьбы.
Во второй половине 19 века указ правительства ввел уличную планировку, тогда родственники продолжали селиться по соседству — на одной улице.
Основой традиционного удмуртского общества была соседская община — бускель — состоявшая из объединений родственных семей. В удмуртской культуре важное место занимала традиция трудовой взаимопомощи — веме. Члены общины помогали друг другу на полевых работах, при возведении построек и в прочих бытовых нуждах. При этом соседей-помощников полагалось не просто накормить, а угостить по-праздничному.
Внешность удмуртов и их характер
Среди удмуртов часто встречаются рыжеволосые — по этому признаку они занимают одно из первых мест не только в России, но и претендуют на звание самого рыжеволосого народа в мире. С 2004 года в Ижевске даже проводится «Рыжий фестиваль». Просветитель народов Поволжья начала 20 века профессор Николай Никольский так описывал удмуртов:
«Вотяки среднего роста, довольно хилого телосложения; они тихи, вялы и неповоротливы. Волосы и глаза обыкновенно светлые, чаще рыжие. Нос небольшой, скулы выдающиеся, щёки впалые, цвет кожи желтовато-красный, лицо обыкновенно в веснушках, разрез глаз узкий, короткий лоб, несколько опрокинутый назад, рот большой. зубы крепкие и белые, подбородок острый, борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая».
Считается, что на национальный характер удмуртов повлияла автономная жизнь в лесу, благодаря которой у этого народа появился очень спокойный (кому даже кажущийся флегматичным) тип темперамента. Также повлияла на удмуртский характер жизнь в общине и необходимость сохранять хорошие отношения с родственниками. Издревле самым тяжким преступлением считалось затеять вражду или ссору.
Удмурты очень заботятся о том, что подумают и скажут о них другие. Исследователи отмечают их доброжелательность, терпимость, деликатность, стеснительность, сдержанность в проявлении чувств, доходящую до скрытности и замкнутости.
Однако некоторые историки отмечают, что удмуртский менталитет носил двойственный характер. Удмурт мог быть скромным, стеснительным и неразговорчивым с малознакомыми людьми и весьма общительным среди своих.
Удмуртский язык
Удмуртский язык принадлежит к пермской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Выделяются северное и южное наречия. В лексике удмуртского встречается много заимствований из татарского и русского языков.
Современный удмуртский алфавит окончательно сформировался в 30-е годы 20 века. Он состоит из 38 букв — это 33 буквы русского алфавита и еще пять с диакритическим знаком «умляут» (две точки над буквой). Литературный удмуртский язык в наше время — это синтез северного и южного наречий с учетом особенностей серединных говоров.
Современные удмурты говорят на удмуртском и русском языках. Удмуртский язык, как и русский, является государственным языком Удмуртской Республики.
По данным переписи 2010 года, на удмуртском языке в России говорят 324 тысячи человек.
Удмуртский язык не является обязательным предметом для изучения в школах Республики. В 2014 году депутаты Государственного Совета Удмуртии проголосовали против этой инициативы.
На национальном языке в Удмуртии выходят теле- и радиопередачи, а также печатные СМИ. Каждый год в Республике проходят курсы удмуртского языка для желающих его выучить. Чтобы попасть туда, люди ждут несколько месяцев в очереди. Причем учить язык хотят не только этнические удмурты.
Удмуртский костюм
До начала 20 века традиционная удмуртская одежда изготавливалась дома, в основном из холста, сукна и овчины. Костюм северной удмуртки состоял из белой туникообразной холщовой рубахи (дэре́м) со съемным вышитым нагрудником, поверх надевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. На юге удмуртки носили рубаху, поверх надевался сшитый в талию камзол или безрукавка и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Белая одежда на юге считалась ритуальной, поэтому в обычные дни носили цветную. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.
Белую холщовую одежду удмуртки украшали вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Причем на севере в женских украшениях преобладали вышивка, бисер и бусы, а на юге — монеты.
О девичьих и женских головных уборах удмурток стоит сказать отдельно. Они были весьма разнообразны и всегда отражали возраст и семейное положение женщины.
Замужние женщины носили налобную повязку (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (весяк кышет), высокую берестяную шапку с покрывалом, обшитую холстом и украшенную монетами, бисером или раковинами (айшон). Девушки носили платок, налобную повязку (укотуг) или небольшую холщовую шапочку, украшенную вышивкой, бисером или мелкими монетами (такъя).
Мужской удмуртский костюм состоял из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником и поясом, пестрядинных штанов, валяной шляпы или овчинной шапки. Обувью были лапти, сапоги, валенки. Зимой и мужчины, и женщины носили шубы.
Сейчас у молодежи Удмуртии популярна одежда с национальными элементами, есть несколько успешных дизайнеров, которые специализируются именно на этнической моде.
Удмуртская кухня
Главными повседневными кушаньями удмуртов были хлеб, разнообразные супы и каши. Блюда из мяса и молока готовили, как правило, в холодный период — осенью и зимой. Овощи ели сырыми, вареными, печеными и тушеными, из них готовили начинки для пирогов и пельменей. Масло, сметана, яйца и мед были праздничной и ритуальной пищей.
Самое известное из блюд удмуртской кухни, дошедшее до наших дней и, кстати, весьма популярное – это пельмени (в переводе с удмуртского «пель нянь» — хлебное ухо).
С 2015 года в феврале в Удмуртии проходит этногастрономический фестиваль — Всемирный день пельменя. Есть и другие традиционные удмуртские рецепты, слава которых, благодаря участвовавшим в Евровидении «Бурановским бабушкам», вышла за пределы Республики, например, перепечи и табани с зыретом.
Из напитков традиционно готовили хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуху (мусур), ягодные морсы. И конечно, у каждого народа есть свой традиционный алкогольный напиток, у удмуртов это хлебный самогон — кумышка или аракы.
Религия и обычаи удмуртов
Считается, что сейчас основная религия удмуртов — православие, однако в сельской местности сохранились остатки дохристианских верований. Древнейшим божеством удмуртов-язычников является бог неба Инмар. Помимо него есть и другие верховные божества, отвечающие за плодородие и погодные явления — Кылдысин, Куазь, Инву. Весьма многочисленны в удмуртских верованиях духи: Вумурт — водяной, Гидмурт — дух хлева, Нюлэсмурт — дух леса, Тӧлпери — дух ветра, Коркамурт — домовой, Ягпери — дух бора, Лудмурт — дух луга и поля. Есть и злые божества, главный из которых Кереметь (злой дух, сатана) — противник Инмара.
У каждой семьи во дворе обязательно было культовое сооружение (куала) для семейных молений. В ней, по преданиям, обитал воршуд — дух-покровитель рода. Ему было принято подносить в жертву хлеб, блины, птиц и животных, сжигая дары в очаге куалы. Куалу можно увидеть в этнопарке «Лудорвай».
По праздникам удмурты совершали ритуалы почитания богов. Мероприятия в куале проводили жрецы, в них также участвовали представители семьи или рода.
Жрецы читали молитвы, испрашивая у богов хорошей погоды, большого урожая, здоровья и благополучия. Затем в котле на очаге готовилась обрядовая каша, обычно из крупы, собранной в складчину, на бульоне, с топлёным маслом и добавлением яиц. Приготовленная каша сначала предлагалась богам, затем её съедали участники обряда.
У каждой удмуртской деревни также была священная роща (Луд), где несколько раз в году проходили моления. Посещать ее разрешалось только в эти дни.
В центре рощи стояло священное дерево. Под его корни зарывали жертвенные дары для богов нижнего мира, дары среднему миру развешивали на ветвях, а на верхушку ставили дары верхнему миру. В качестве жертвы обычно выступали домашние птицы или животные. В некоторых священных рощах в Удмуртии до сих пор проходят языческие моления.
Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. В праздничных народных гуляниях и развлечениях нередко участвовал весь гурт. В весенне-летних обрядах удмурты испрашивали благословения на проведение земледельческих работ. На осенне-зимних праздниках — благодарили за собранный урожай и просили дальнейшего благополучия. Новый год у удмуртов начинался вместе с земледельческими работами.
Некоторые традиционные праздники отмечают и в наше время масштабными фестивалями с элементами традиционных обрядов. До нашего времени сохранились Вӧй (вӧйдыр) — масленица, Акашка — Пасха или первый весенний праздник, Гырон быдтон — праздник окончания пахоты и сева, Гербер — Петров день или день летнего солнцестояния. Также до современности «дожили» фольклорные персонажи — сказочный герой Лопшо педунь, удмуртский Дед Мороз Тол Бабай. У последнего даже есть своя усадьба.