Кто такие умные ненужности

Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?

«Лишний человек» или «умная ненужность» достаточно жестокие, на мой субъективный взгляд, термины. Однако проблема появления подобных «ненужностей» многократно поднималась в творчестве как отечественных, так и зарубежных авторов. Это чаще всего были персонажи, которые не смогли найти смысл собственного бытия, то есть преимущественно люди несчастные. «Ненужных» личностей видно сразу, ведь именно они выступают в произведениях оппонентами общества, именно они хотят все время что-то менять.

Обращаясь к конкретным произведениям, стоит отметить, что «лишний человек» всегда отвергается обществом, однако это не говорит о незрелости первого. Часто прогрессивные взгляды «ненужных» людей опережали время, поэтому не могли восприниматься широкой публикой серьезно или хотя бы учтиво.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В качестве первого примера можно взять творчество Александра Сергеевича Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин» раскрывает сразу несколько центральных персонажей, один из которых оказывается «лишним». Главный герой — Евгений, воспитанный в высшем свете. Он принимал участие во всех светских мероприятиях, старался полностью следовать моде. В сущности, Онегин и внутренне и внешне — полное воплощение дворянина той эпохи.

Несмотря на правильность поведения и постоянные разговоры на светских вечерах, читатель замечает, что Евгений Онегин как бы лишний. Он полюбил собственную тоску и стал постепенно уставать от скучной и однообразной жизни дворянина. Стоит отметить, что его мысли действительно были не по годам и времени взрослые и адекватные, однако в восемнадцатом веке они едва ли имели право на жизнь.

Особенно примечателен тот факт, что автор сам сравнивает героя с Чарльд Гарольдом. Последний же был когда-то воспет не менее известным Байроном как человек «лишний» или попросту мешающий обществу. Однако апатичность Евгения сыграла с ним злую шутку, ведь он не только потерял любовь, но и не смог найти себя.

Михаил Юрьевич Лермонтов также поднимает проблему существования «лишнего человека» в работе «Герой нашего времени». Григорий ведет дневник, поэтому у читателя может возникнуть чувство, словно герой рисуется или пытается возвысить, оправдаться в собственных глазах. Он делает вид, что ему совершенно безразлично мнение общества, однако именно последнее беспокоит его больше всего.

Григорий постоянно останавливается в разных местах, делая заметки в дневнике. Про Кисловодск он практически не упоминает, лишь зарисовывая местность. Отдельное внимание герой посвящает детализации всех слов и взглядов, направленных в его сторону. Он даже отталкивает Веру, но лишь потому, что серьезные и возвышенные чувства полностью противоречат его четко выстроенному образу. Как итог, Григорий остается несчастен до конца дней. Он просто влачит мнимое существование.

Таким образом, «лишние» люди существуют в обществе. Кто-то из них просто претворяется и исполняет роль, заглушая собственные чувства. Кто-то, напротив, старается противостоять общепринятому мнению, но проигрывает, не найдя единомышленников. Подобных личностей не стоит ругать или называть «неполноценными», ведь все их поступки и отторжения вызваны именно обществом, осуждениями и насмешками. Такие «ненужности» можно только пожалеть.

Источник

Методическая разработка «Итоговое выпускное сочинение по литературе. Направление «Разговор с собой». Тема «Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?»?»

Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?

Чувство собственной ненужности как качество личности — убеждённость человека в том, что он никому не нужен и никому не интересен, что он в этой жизни всем чужой, посторонний, что в нём нет надобности.

Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)? Я считаю, что «умные ненужности» появляются потому, что они не могут найти своё место в обществе, найти цель в жизни, не могут реализовать себя. Характерные черты «умной ненужности»: бессмысленность и бесцельность существования, непонимание своего места и роли в жизни, разочарованность, скука, хандра, «резкий, охлажденный ум», отличные от общепринятых суждения и интересы.

Выражение «лишний человек» вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» И.С.Тургенева. Но первый эпитет «лишний» применил Пушкин к Онегину, герою романа «Евгений Онегин», в одном из черновых набросков. Почти одновременно с Пушкиным в 1831 году Лермонтов в драме «Странный человек» вкладывает в уста Владимира Арбенина то же определение: «Теперь я свободен! Никто…никто…ровно, положительно никто не дорожит мною на земле… я лишний. » В «Литературном словаре» сказано, что «лишний человек» — это социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе первой половины 19 века.

Евгений Онегин – «лишний человек». Он дворянин, получил хорошее образование. Герой обладал «озлобленным умом, кипящем в действии пустом». Но никак не реализовался этот ум, никак не воплотились высокие качества его натуры: беспощадная честность по отношению к себе, умение всё додумать до конца, признаваться в своих ошибках и не винить в своих бедах и несовершенствах никого, кроме себя. Герой решил сочинять, «но труд упорный ему был тошен, ничего не вышло из пера его; решил учиться – «себе присвоить ум чужой», но читал, читал, а всё без толку. Когда Онегин приезжает в деревню, сразу же делает то, что выделяет его из окружающих соседей: барщину заменил оброком, за что крестьяне были ему благодарны, а соседи-помещики насторожились. На этом его хозяйственные труды закончились. У героя есть только устремления, действия Онегин избегает. Да и не способен он на действия. Онегин был умен и образован, он осознал бессмысленность своего существования, и от этого он страдал. Воспитание не приучило его к усердной работе, ему всё надоедало, а это приводило к мыслям о никчемности его жизни, разочарованности в ней, скуке и грусти.

В Онегине живы ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать. Онегину ничего не надо, у него нет цели, нет идеала. Он умная ненужность. Герой презирает общество, в котором ему приходится жить.

Онегину легко со всей определенностью ответить, что его не устраивает, и гораздо сложнее, что ему нужно от жизни. Онегин несчастлив, «охладел к жизни»; он движется по замкнутому кругу, где каждое действие предполагает дальнейшее разочарование. Мечтательный романтик в юности, он превратился в холодного циника, жестокого эгоиста, едва увидев «свет». Кто же или что является причиной того, что умный, образованный Онегин превратился в «лишнего» человека, не нашедшего своего места в жизни? Казалось бы, в его руках было всё, значит, в этом вина героя? И да, и нет. С одной стороны, он сам виноват в том, как сложилась его судьба. С другой стороны, именно «свет» превратил Онегина в «нравственного калеку», в человека, которому свойственны душевная апатия, безразличие к окружающему миру. Онегин растратил душевные силы, побуждающие к действию. Он потерял способность к активной борьбе и, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов. ничем заняться не умел».

Таким образом, умные ненужности» появляются по вине общества, по вине собственной натуры, собственного бездействия.

Источник

Итоговое сочинение: Почему появляются умные ненужности – лишние люди?

Кто такие умные ненужности. Смотреть фото Кто такие умные ненужности. Смотреть картинку Кто такие умные ненужности. Картинка про Кто такие умные ненужности. Фото Кто такие умные ненужности

Литеровед предлагает вашему вниманию итоговые сочинения на тему «Почему появляются умные ненужности – лишние люди?», в которых рассматривается традиционная для русской литературы тема.

Вариант 1

Тема «лишних» людей была наиболее популярна в русской литературе 19 века, тогда же и появился этот термин. Этих персонажей отличал ум, образованность, благородство и при всех этих качествах неумение реализовать себя в жизни. «Лишние» люди не могли найти приложения своим выдающимся способностям. Они не создавали семей, не совершали подвигов, не могли найти общего языка с обществом. Как правило, эти люди были разочарованными и одинокими. Причинами того, что в обществе появляются такие люди, можно считать их мировоззрение, стремления. Они очень отличаются от других людей. Я попытаюсь обосновать это примерами из русской классической литературы.

Так же складывается судьба главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григория Александровича Печорина. Молодой, богатый, умный человек разочаровывается в жизни. Он откровенно скучает и ищет себе развлечений. Не всегда эти развлечения бывают безобидными. Его вмешательства разрушило жизнь честных контрабандистов. Из-за его стремления к развлечениям погиб Грушницкий и было разбито сердце княжны Мери. Чеченская девушка Бэла пострадала из-за того, что понравилась Печорину. Вскоре он понял, что ее любовь ничем не отличается от любви столичных красавиц. К чему бы он ни прикасался, все разрушал. Он сам признавал в себе это качество, критически оценивая свои поступки. Он никогда не пытался стать полезным Отечеству, хотя чувствовал в себе силы необъятные. Возможно, это было связано с тем, что он слишком хорошо знал людей и относился к ним с предубеждением. Его нежелание стать кому-то нужным, подарить кому-то тепло души, заботиться о ком-то сделало его лишним человеком. Он был слишком эгоистичен, самым интересным в жизни для него был он сам. В этом причина его ненужности. Когда человек слишком занят собой, его душа становится мелкой, он становится никому неинтересен, даже самому себе.

Таким образом, среди причин появления умных ненужностей в обществе можно назвать развращенность самого общества. «Лишние» люди являются неизбежностью своей эпохи. Их создает само общество, ничего не требуя от них, ни к чему не обязывая. Эгоистичность, гордыня, пресыщенность развлечениями, отсутствие каких-то обязательств, дел делает умных людей ненужными, лишними.

Вариант 2

Умные люди, не находящие применения своим способностям, появляются в любую эпоху. Я думаю, что причина их появления кроется не только в них самих, но и в обществе, которое их окружает. Образованные, сильные, талантливые люди не могут самореализоваться, потому что не находят применения своим силам и способностям. Им остается только рассуждать, обвинять других людей, обличать пороки общества, а до дела у них не доходит. Они не согласны с мировоззрением и образом жизни большинства, но изменить ситуацию не могут и не пытаются. Литературные примеры служат подтверждением этой точки зрения.

Ярким литературным персонажем является Александр Андреевич Чацкий из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Он образован, умен, здраво рассуждает на любые темы. Герой возвращается в Москву после длительного заграничного путешествия. Здесь он находит множество недостатков. Люди служат лицам, а не делу, преклоняются перед чинами, богатством, иностранцами. Чацкий нигде не служит, говоря «что служить бы рад, прислуживаться тошно». Грибоедов ничего не рассказывает о его занятиях. Создается впечатление какой-то недосказанности, образ получается неполным. Общество не принимает Чацкого, потому что он высказывает слишком смелые мысли, с которыми не соглашаются ни Фамусов, ни его знакомые. В московском обществе Чацкий не может найти единомышленников, оно его отвергает. Раздраженный герой уезжает из Москвы. Он лишний в этом обществе. Его ненужность заключается не только в том, что его отвергло фамусовское общество. Автор не показывает его реальных полезных дел. Он только высмеял недостатки Москвы и ее жителей. Обличать общественные пороки – это тоже дело, но нужно еще что-то создавать. Такие как Чацкий на это неспособны, поэтому всегда будут умными ненужностями.

В список «лишних» людей можно включить героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. Молодой, полный сил, образованный человек разделяет мировоззрение нигилистов. Они отрицают авторитеты, принципы, искусство, литературу, чувства. Ими признается только материальная составляющая мира. Базаров говорил, что они пытались обличать общественные пороки, но это не принесло пользы. В настоящее время полезнее всего отрицать, это они и делают. Базаров отличается от своих предшественников тем, что занимается исследовательской работой, естественными науками, он лечит людей. Аркадий пророчит ему известность на каком-то поприще, которое не называет. Тургенев же заставляет героя умереть от глупой неосторожности в расцвете жизненных сил. Базаров попал в собственные сети. Он отрицал любовь и полюбил страстно и безответно Анну Одинцову. Это обстоятельство серьезно пошатнуло убеждения героя. Если он ошибся в этом, то где гарантия, что он не ошибается во всем остальном. Получилось, что герой лишился убеждений, не нашел способа изменить мир и общество. Возможно, не пришло его время, и он появился на свет раньше положенного. Его способности, знания остались невостребованными.

Подводя итог, можно сказать, что «лишние» люди появляются, потому что опережают свою эпоху. Современное им общество отвергает их взгляды и их самих. Умные, образованные люди, которые могли бы принести пользу обществу, разочаровываются, теряют интерес к жизни. В таком исходе есть доля и их вины. Человек, который хочет принести пользу, найдет способ для этого.

Дополнительные аргументы

В разделе «Банк аргументов» можно найти подборку аргументов по направлению «Я и другие», которая будет полезна при написании вашего оригинального сочинения.

Источник

Умные ненужности

В прошлом веке, когда мы оканчивали бесплатно обыкновенные средние школы, а не лицеи, и поступали в простые институты, а не академии, и выходили из них специалистами, нас ждала, грантированная Конституцией, работа; жилплощадь, что позволяла каждому своевременно обзаводиться семьёй и растить детей с полной уверенностью в своём завтрашнем дне.

У всякого правописания есть исключения, которые только подтверждают правила. Есть в этих инкубаторах и группы целевого назначения, но туда набирают абитуриентов с особым окрасом, и не важно какое у тебя ЕГЭ, был бы папа на коне! А пеший, как давно известно,конному не товарищ. Тем более что все теперь господа. Однако в День единства к собравшимся господам обращались со словом:друзья!

Давно известно, что практика без теории-слепа, а теория без практики вообще- мертва. Оказывается у бакалавров технических ВУЗОВ нет производственной практики. В дипломе указывается, что, имя рёк, является бакалавром тех или иных систем. Короче, мастер от скуки на все руки. Какому бизнесу нужен такой учёный теоретик, который если что и знает, но не умеет?

Поколение 30-х годов продукт победоносного социализма, одержавшего Великую Победу над объединёнными европейскими силами фашизма. Это поколение на своей шкуре перенесло все тяготы военных лет, познала цену жертвенности, когда необходимо было самоограничение ради: «Всё для фронта! Всё для победы!» Миллионы детей войны остались без отцов,но они были полны трудового энтузиазма и надежд на светлое будущее. Для них важно было: « Лишь бы не было войны!»

В конце 50-х годов от повзрослевших детей войны родилось новое поколение, которое после окончания бесплатных институтов, вступило в самостоятельную жизнь в 80-е годы. Они уже не знали цены чёрному хлебу. Им стало не хватать устриц и вседозволенности. В жизнь вошёл лозунг: «Что не запрещено законом, то разрешено»,- и пошла писать губерния.

. Дети Аркадия Гайдара породили после себя не Тимуров и его команду, а Мишек Квакиных, которые и похерил великие завоевания своих дедов.

История не знает примера, чтобы какая другая страна была так безжалостно алчно разрушена и разграблена не внешним врагом, а бакалаврами и магистрами, окончившим Оксфорд и Сарбону!

Новое поколение, родившиеся в 90-е годы, это уже дети советских врачей и учителей, инженеров и агрономов, колхозников и строителей, нынче оканчивают ВУЗЫ и вступают в самостоятельную жизнь. Они уже продукт новой социально-экономической формации, но, благодаря своим родителям, несут на себе родимые пятна социализма, когда за всё и всех заботилось и несло ответственность родное государство. Теперь же оно большему числу стало мачехой и требует, чтобы каждый отвечал сам за себя. Да такова стала жизнь. И с этим не стоит спорить. Однако необходимо помочь адаптироваться к новым условиям жизни каждому молодому специалисту.

Источник

Итоговое сочинение: Почему появляются «умные ненужности» — лишние люди? (2 варианта)

Многомудрый Литрекон представляет два варианта итогового сочинения по направлению «Я и другие» на тему: Почему появляются «умные ненужности» — лишние люди? Аргументы он взял из произведений «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Обломов», «Отцы и дети».

Вариант 1

(484 слова) Проблема возникновения «лишнего человека» в обществе не раз поднималась в русской литературе. Подобным наименованием обозначались герои, не сумевшие найти себя в жизни и применить свои исключительные способности. Их истории разные, но имеют одну общую черту: такие люди сами противопоставляли себя окружению, потому что были им не удовлетворены. Видимо, в этом стоит искать причину их неприкаянности. Данное утверждение можно доказать с помощью аргументов из литературы.

Так, в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой был воспитан в духе своего времени и разделял все увлечения, пороки и привычки высшего света. Его досуг в столице ничем не отличается от того, чем занимаются все его сверстники дворянского происхождения. Он одет «как денди», по последней моде, его литературные вкусы тоже достаточно банальны для той эпохи. Так в чем же его исключительность? Почему он стал лишним? Причина в том, что Евгений вознес себя над своим окружением на том основании, что ему надоели светские забавы. Свое пресыщение праздностью он считал особенностью, свою тоску он полюбил и возвеличил. В общении с Ленским ему нравилось демонстрировать свою усталость от людей и суеты жизни, в диалоге с Татьяной он тоже ссылался на свою несовместимость с общепринятыми ценностями, на свою хандру. Автор же сравнивал героя с Чарльд Гарольдом — всемирно известным «лишним человеком», воспетым Байроном. Видимо, Евгений ассоциировал себя с ним и хотел набить себе цену, противопоставляя себя обществу и его идеалам. Таким образом, он не смог реализовать себя в полной мере, потому что отверг все возможности для этого, так как хотел выделиться из толпы и стать уникальным. Он лишь играл лишнего человека, но раскаялся только в финале, когда упустил настоящую любовь.

Не менее наигранным выглядит образ лишнего человека в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашему времени». Григорий как будто постоянно рисуется перед самим собой, когда ведет дневник. При всем призрении к обществу ему очень важно, что о нем подумают, как его оценят. Начиная описание Кисловодска, герой подробно останавливается на том, как и кто на него посмотрел, что выражали их лица. Поэтому он так часто претворяется даже наедине с собой, чтобы произвести впечатление. Ярким примером служит его отношение к Вере: он любит ее, но отталкивает, так как серьезные чувства не вписываются в его нарисованный образ. Когда она уезжает навсегда, он загоняет лошадь до смерти и рыдает, ведь не хочет терять ее. А ведь все это время он даже дневнику не доверил всю серьезность этих эмоций, сам от себя скрывал их. Почему? Они бы упростили жизнь, так заботливо усложнённую для читателей дневника. Григорий счастлив быть «топором в руках судьбы», он получает удовольствие от своей исключительности, ему скучно жить как все, поэтому он намеренно идет наперекор обществу и его идеалам.

Мы можем сделать вывод, что «умные ненужности» появляются из-за своего же желания порисоваться перед окружением, из-за стремления к уникальности. Лишние люди хотят привлечь к себе внимание своей отчужденностью от общества, они жаждут признания в этой роли изгоя, недооцененного толпой, но попадают в зависимость от этой игры и теряют в итоге больше, чем приобретают.

Вариант 2

(467 слов) Почему появляются лишние люди? Этот вопрос не давал покоя многим авторам, которые анализировали данное явление на протяжении целых столетий. Из их наблюдений можно сделать один вывод: каждый человек, не сумевший найти себя и самореализоваться в обществе, либо опережал свое время, либо был отстающим. И те, и другие примеры мы можем найти в книгах.

А вот пример человека, который отстал от своего века, мы видим в романе И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой был одним из последних представителей традиционного русского барства. Все его мечты и помыслы были направлены в прошлое. Идеалом жизни на земле для него было детство в Обломовке: инфантильность, беззаботность, праздность, сон и обильная пища. Именно так проводили свои дни многие провинциальные помещики, в том числе и родители Ильи Ильича, чей пример являлся для него образцово-показательным. Все прогрессивные веяния и достижения были глубоко чужды Обломову. Он даже книг не читал, а просто лежал в постели. Герой искренне отрицал необходимость службы, работы и труда для развития личности. «Ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?» — вопрошал друг Ильи Ильича, Штольц. А она была похожа на барскую праздность в глуши, которую так полюбили его родители. Илья Ильич не смог применить свои способности, не достиг целей, не самоутвердился в обществе, потому что безнадежно отстал от своего времени, был реликтом прошедшей эпохи.

Мы можем сделать вывод, что люди лишние не в пространстве, а во времени. Причина их ненужности заключается в том, что они опередили современников, или же сильно отстали от них. И те, и другие герои не находят места в эпохе, которая давит на них своими жесткими рамками и условиями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *