Кто такие ятвяги и где они жили
Ятвяги
Территория, занимаемая ятвагами, называлась Судовией или Ятвагией.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
О западнославянском племени см. западные полянеПоля́не — название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. На земле полян появился Киев — столица Киевской Руси (с 882 года) и, возможно, предшествовавшего ей княжества. Поляне, территория которых стала ядром Киевской Руси, перестали упоминаться летописью по племенному имени (в 944 году).
Под Прусским крестовым походом традиционно понимают серию кампаний балтийских крестоносцев, главным образом рыцарей Тевтонского ордена, проводимых с целью покорения и христианизации языческих балтоязычных племён пруссов. Тевтонцы были призваны на помощь поляками после неудачных военных походов польских князей против язычников и многочисленных набегов пруссов на пограничные польские земли. В 1230 году крестоносцы начали военные кампании против пруссов. К концу века, преодолев сопротивление пруссов.
Братство воинов Христа (лат. Fratres militiæ Christi de Livonia), более известное под названием орден меченосцев или орден братьев меча (нем. Schwertbrüderorden) — немецкий католический духовно-рыцарский орден, основанный в 1202 году в Риге Теодорихом из Турайды, замещавшим в то время епископа Риги Альберта Буксгевдена для миссионерской деятельности в Ливонии. Существование ордена было подтверждено папской буллой в 1210 году, но ещё в 1204 году образование «Братства воинов Христа» было одобрено папой.
Согласно поздней Никоновской летописи, учреждение в Пскове отдельного княжеского стола было произведено Владимиром Святославичем, который в 1014 году выделил город в удел своему сыну Судиславу. Во время усобицы Владимировичей Судислав был посажен в темницу, а псковское княжение ликвидировано. Наиболее вероятно, что это Ярослав (Мудрый), опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение со стороны Судислава, заточил его — своего последнего брата и самого младшего из Владимировичей — в темницу (поруб.
Зале́сская земля́, или Зале́сье (в современных источниках также Залесская Русь и Залесская Украина) — средневековое название территории, употреблявшееся в конце XIV — начале XV века для обозначения русских земель, располагавшихся в Волго-Окском междуречье. Согласно «Списку русских городов дальних и ближних», Залесская земля включала в себя 55 городов и поселений, расположенных в следующих областях.
ЯТВЯГИ
Кто такие ятвяги?
Современные исследователи под ятвягами понимают большую группу западно-балтских племен, живших в I – начале II тысячелетия нашей эры; этнически наиболее близки литовцам.
Территория проживания: от среднего течения р. Неман до верховьев р. Нарев, именовалась Судовия.
Упоминание о ятвягах в исторических источниках
Впервые термин «ятвяги» упоминается в содержании русско-византийского договора 944 г.
С X в., когда русские князья начали совершать походы в земли ятвягов, русские летописи стали сообщать об этой этнической группе. Сохранилось сообщение о военном походе 983 г. против ятвягов, который совершил киевский князь Владимир Святославич. В 1038 г. на ятвягов ходил Ярослав Мудрый.
Встречаются упоминания о походах галицко-волынских князей на ятвягов. Например, в 1112 г. поход предпринял Ярослав, в 1196 г. – Роман, в 1227 – 1256 гг. – Даниил Романович. В 40 – 50-е гг. XII в. в оказались в подчинении от галицко-волынских князей и Мазовии, затем Судавия оказалась под контролем Литвы.
В 1254 г. против ятвягов обрушился союз нескольких государств. Галицко-волынский князь Даниил Романович, заключив союз с князем Мазовии Земовитом и магистром Тевтонского ордена, начал военную кампанию по захвату ятвяжских земель. Поражение в битвах 1256 и 1264 гг. ослабило ятвягов. В 1278 – 1283 гг. Тевтонский орден совершил походы против крупнейших поселений ятвягов и уничтожил их. Сами ятвяги либо были уничтожены, либо бежали в соседние земли, преимущественно в Литву. После захвата земель ятвягов Тевтонским орденом в 1283 г. они оказались под его контролем. Однако после разгрома ордена в ходе Грюнвальдской битвы (1410) и подписанного Мельнского мира (1422) земли Судавии вновь влились в Литовское государство.
Последнее упоминание о ятвягах относится к XVI в. и встречается в польской хронике.
Основные занятия: земледелие, охота, рыболовство, ремесло.
Из сочинения Н.М. Карамзина: «Этот народ (ятвяги – прим. авт.), который жил в густых лесах, питаясь от рыбной ловли и бортничества, больше всего любил дикую волю и не желал никому платить дань».
Погребальный обряд и обычаи
Ятвягов хоронили в «каменных курганах». Начиная с V в. обряд трупосожжения стал у ятвягов господствующим, вскоре – единственным. В конце X – начале XI вв. произошел возврат к захоронениям. С конца XI в. по середину XIV в. на смену «каменным курганам» пришли «каменные могилы» – захоронения, которые обкладывали камнями. Именно каменные захоронения помогли исследователям определить территорию проживания ятвягов в прошлом. И это оказалась практически вся территория Западной Белоруссии.
Живы ли ятвяги как этнос?
Часть исследователей считают ятвягов вымершим народом. Однако согласно документу, подготовленному Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел Российской империи в 1857 г., среди населения Гродненской губернии 30297 человек называли себя ятвягами. В современной Польше (территория Сувалкии), Белоруссии (Гродненская и Брестская земли) жители также относят себя к «лесным ятвягам».
Ятвяги. Исчезнувший народ
Ятвяги – одна из древнейших племенных группировок юго-восточной Прибалтики, впервые упоминаемая во II в. н. э. Клавдием Птолемеем как «судины» (Σουδινοί). После сообщения Клавдия Птолемея ятвяги начинают регулярно упоминаться в письменных источниках лишь начиная с Х в., при этом изначально в контексте внешнеполитических акций, предпринимавшихся Польшей и Русью. По сведениям поздней летописи, город Витебск был заложен в 947 г. княгиней Ольгой на территории разгромленных ею ятвягов. К середине Х в. относится первое упоминание о ятвягах в древнерусских источниках – в 944 г. в составе древнерусской делегации в Византии находился «ятвяг Гунарев», то есть «ятвяг посол Гунара», боярина Игоря.
Уже под 983 г. в «Повести временных лет» зафиксировано известие о том, что Владимир Святославович победил ятвягов «и взя землю их». Этот поход был связан с переходом к Руси Берестейской земли.
В начале XI в. с Ятвягией оказалась связана миссионерская работа, проводимая среди язычников-балтов епископом Бруно Кверфуртским. Его миссия стала результатом сложной дипломатической игры между императором Генрихом II и польским князем Болеславом Храбрым. В марте 1009 г. епископ вместе с 18 своими спутниками погиб где-то «в пограничье Руси и Литвы (Lituae)» либо, по другим данным, «отправился в Пруссию» и погиб «в пограничье упомянутой области и Руси». Этот не вполне определённый район часто идентифицируется как пограничье ятвяжских и русских земель. Возможно, что Бруно сначала действовал в восточной Ятвягии, а затем в литовских землях.
К ХIII в. ятвяги (как и пруссы) оставались на догосударственной стадии развития. Стимулом к созданию государственности могла стать экспансия соседних государств (для обороны могла собираться «вся земля Ятвяжская»), но русские и поляки использовали тактику походов – набегов, после которых ограничивались сбором дани, не проводя систематической колонизации покорённой территории. В результате с началом скоординированной экспансии Польши, Руси и Тевтонского ордена ятвяги не смогли оказать эффективного сопротивления.
Борьба за Ятвягию показала, что русские и польские князья могли добиться военного покорения ятвяжских земель, даже временно одержать дипломатическую победу над своими противниками, но так и не смогли подчинить земли балтов, на которые так упорно претендовали. В конечном итоге судьбу прусских (а с ними — и ятвяжских) земель решил Орден, сумевший представить себя основным форпостом в борьбе за «дело креста» в Прибалтике и главным центром сосредоточения предназначенных для этого сил.
Орден последовательно осуществлял стратегию по планомерной постройке укреплений, создаваемых с опорой на местность и становящихся защитой против контратак местного населения после их ухода. Эти укрепления становились центрами колонизации территории, позволяя удерживать контроль над ней после ухода покорившего её войска. Они образовывали своеобразный плацдарм, который постепенно расширялся последующими регулярными походами, что позволяло прочно удерживать за собой захваченные земли. Русские и польские князья традиционно придерживались методов косвенного управления, что быстро сводило результаты их походов на нет.
Если Литва в 40 – е гг. ХIII в. сумела перейти к консолидации вокруг себя балтских племен, то Ятвягия, как и другие прусские земли, сделать этого не смогла. В начале 70 – х гг. XIII в. наступил последний этап, который отмечен безусловным доминированием Литвы и Ордена. Тройдену удалось взять под свой контроль часть Ятвягии, но после выхода к границам остававшихся к этому времени независимыми ятвяжских земель Ордена они за короткий срок (1277 – 1283 гг.) были покорены. В результате Ятвягия прекратила свое существование в качестве объекта международных отношений, а её земли были разделены между соседними государственными образованиями.
Источник: Новиков А.С., Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века.
Ятвяги
Вот что сказано о ятвягах в первом томе «Энцыклапедыі Вялікага княства Літоўскага» (с. 58):
«Ятвяги занимали территорию современной западной Беларуси, северо-восточные районы Польши, южные районы Летувы.
Господствует мысль, что ятвяги разделялись на 4 крупных племени. В северной части их территории жила дайнова — соседка летувисов; в северо-западной — судова (земля Судовия), территория которой граничила с надровой и бортями (земля Бартия); в юго-западной части, на реке Элк (Лыха) жили поляксены — соседи галиидов и мазовшан; в центральной и восточной частях — собственно ятвяги, которые раньше всех столкнулись с расширявшей в X-XI веках свою власть Киевской Русью, а позднее — с галицко-волынскими князьями. Могли быть и более мелкие ятвяжские племена, названия которых, однако, не сохранились. Ятвяги не стремились объединяться, создать свое государство, а литовский князь Миндовг не хотел присоединять их к своей державе» (перевод мой — А.Т.).
По моему мнению, в этническом смысле (т. е. по таким критериям как физический тип, язык, религиозные верования, черты материальной культуры, брачные и похоронные обряды) некоторых соседей ятвягов (в частности, племена бартов, галиндов, надровов) тоже можно считать ятвягами. Во всяком случае, они понимали речь друг друга — имеются документальные свидетельства об этом.
«Ятъвежи были едного народу з литвою и з прусами старыми, з готтов пошли, которых столечное место было Дорогичінъ, а Подляшье все аж до Прус, з Волыня почавши, осевши были, Новгородок Литовскиі и околичниі волости держали».
Лингвисты полагают, что ятвяжские диалекты были близки диалектам пруссов. Наиболее значительный и ценный памятник ятвяжского языка — рукописный польско-ятвяжский словарь «Роganske gwary z Narewu», найденный в конце 1870-х годов в южной части Беловежской пущи.
Он включает более 200 лексем, многие из которых раскрывают важные черты быта и особенностей культуры ятвягов (например, аucima — «деревня, селение», Naura — «Нарев» (название реки), реsi — «скот», taud — «народ», waltida — «здоровье», ward — «слово», weda — «дорога», wulks — «волк» и т. п.). Кроме того, в словаре представлена значительная часть ятвяжских глаголов, местоимений и числительных.
Материал словаря позволяет выявить ряд фонетических и морфологических особенностей ятвяжского языка. Их анализ позволил исследователям определить ятвяжские диалекты как близкие прусскому языку, а также выявил связь их с готскими языками (на основе значительного числа германизмов). Напомню, что германские племена готов в начале нашей эры жили на южном обережье Балтики от Вислы до Нарева и Нёмана (куда они прибыли морем из южной Скандинавии еще во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры) и что с последней четверти II века н. э. эти племена начали постепенно продвигаться в юго-восточном направлении. Таким образом, не будет «натяжкой» суждение о том, что ятвяги — потомки готов[20]. Кстати говоря, современные летувисы называют беларусов «гудами», т. е. готами.
Была у ятвягов и своя письменность в виде рун (по-беларуски — «рэзаў»). Во многих местах западной части нашей страны сохранились камни с руническими надписями. К сожалению, до сих пор никто не пытался их расшифровать.
Поэтому нельзя согласиться с гипотезой Здислава Ситько, изложенной в книге «По следам литвы», согласно которой ятвяги представляли собой не этнос, а «изгоев» из различных племен.
Российский историк Н. М. Карамзин писал о ятвягах: «этот народ, который жил в густых лесах, питаясь от рыбной ловли и бортничества, больше всего любил дикую волю и не желал никому платить дань». Он называл их в своей «Истории…» «диким, но мужественным народом», «своевольными» и даже «хищными».
Могилы соплеменников ятвяги обкладывали камнями, поэтому такие погребения называют «каменными могилами» или «каменными курганами». Определив те места, где найдены такие могилы, ученые установили регион проживания ятвяжских племён. Карта показывает, что это — почти вся Западная Беларусь.
В беларуских преданиях ятвяги — жители лесов, одевавшиеся в медвежьи шкуры и составлявшие особое племя — таинственное и «колдовское». Отмечу в данной связи, что славянизация ятвягов началась не раньше X века, то есть на 200-250 лет позже, чем кривичей или дреговичей. То же самое касается распространения среди них христианства. Этнограф Павел Шпилевский писал в записках «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» (1853-55 гг.), что язык ятвягов — «смесь старолитовского языка с русским, украинским и полесским». На самом деле речь шла о славянизированном балтском диалекте.
В летописи слово «ятвяг» впервые встречается под 944 годом (в тексте письменного договора упоминается ятвяг Гунарев — представитель от одного из племен). В последний раз — в XVI веке в одной из польских хроник.
Первое письменное сообщение о военном походе киевского князя Владимира Святославича на ятвягов датировано 983 годом.
Войной на ятвягов ходили галицко-волынские князья: в 1112 году — Ярослав; в 1196 году — Роман; в 1227-1256 гг. Даниил Романович. Войны с ними вели польские короли Болеслав IV «Кудрявый» (походы 1164, 1165, 1167 гг.), Казимир «Справедливый» (правил в 1177-1194 гг.) и Болеслав V «Стыдливый» (XIII век).
В 1254 году галицко-волынский князь Даниил, мазовецкий князь Земовит и магистр Тевтонского ордена заключили союз против ятвягов с целью их разгрома и захвата земель. В 1256 и 1264 гг. ятвяги потерпели жестокие поражения. Используя этот разгром, тевтонцы в период с 1278 по 1283 гг. уничтожили все крупные селения ятвягов. Часть населения была при этом уничтожена (вырезана), часть выведена в Пруссию (немцы поселили их в Самбии, западнее Кёнигсберга), часть бежала к соседям.
Известны имена знаменитых предводителей ятвягов того времени — Скимант (погиб в 1256 г.) и Комат (погиб 22 июня 1264 г.). Крестьяне Гродненской и Ковенской губернии пели песни о них даже в середине XIX века!
Судьба ятвягов была разной. Часть их погибла в столкновениях с захватчиками в XII-XIII веках либо была уведена в плен и ассимилирована. Другая часть создала, наконец, племенные княжения, из которых позже возникла «летописная литва». А какая-то часть скрылась в лесных чащах, надолго сохранив свои этнографические особенности. Вот как С. М. Соловьев описывал потомков этих лесных ятвягов, живших в середине XIX века в районе Скиделя:
«Они резко отличаются от беларусов и литовцев смуглым лицом, черной одеждой, нравами и обычаями, хотя все уже говорят по-белорусски с литовским произношением».
Некоторые историки и этнографы относят ятвягов к вымершим народам. Однако это не так. По данным Центрального статистического комитета МВД Российской империи за 1857 год 30297 жителей Гродненской губернии все еще считали себя ятвягами. Потомки «лесных ятвягов» до сих пор живут на территории современной Польши (в Сувалкии), в Гродненской и Брестской областях Беларуси. Зафиксированы также отдельные случаи употребления древнего ятвяжского языка.
Читайте также
Ятвяги
Ятвяги Русские летописи упоминают ятвягов, начиная с X в. Среди послов Киевской Руси в Византию под 944 г. называется «Ятвяг Гунарев». Правда, по последним исследованиям, Ятвяг – это этноним, используемый как имя собственное, и был он послом от русинского князя Гунаря.
Ятвяги и литвины
Ятвяги и литвины Ученые считают, что ятвяги были единым этносом и на данный момент известны несколько их племен:«В Сувалкии жили собственно ятвяги, судавы и, возможно, полексяне, а в междуречье Вилии и Немана – дейнова».Необходимо еще добавить, что в Ипатьевской летописи
Ятвяги и Литвины
Ученые считают, что ятвяги были единым этносом и на данный момент известны несколько их племен:
«В Сувалкии жили собственно ятвяги, судавы и, возможно, полексяне, а в междуречье Вилии и Немана – дейнова». 92
Необходимо еще добавить, что в Ипатьевской летописи встречаются злинцы, крисменцы и покенцы.
Когда изучаешь литературу о ятвягах, которой очень мало, то создается впечатление, что разные авторы говорят о разных народах – до того разительны их свидетельства. Судите сами:
«Зараз по той коронации Данило, кроль руский, собравши руское войско, тягнул на ятвяги, которые завше в лесах мешкали, ничого иного не робячи, тылко з людских прац и лупов жили, а чинили великие шкоды в панствах руских и полских…» – пишет хронист. 93
Ему вторит и ученый Н.П. Авенариус, утверждая, что ятвяги были преимущественно охотниками и бродягами, и поэтому они не оставили памятников археологии. 94
Но вот «материалы, полученные при раскопках поселений ятвягов Летувисского Занеманья, дают возможность утверждать, что основой их хозяйства были земледелие и скотоводство. Просо, пшеница, ячмень, горох, бобы и вика – то, что они сеяли. Роль охоты и рыболовства – незначительна. О развитии металлургии и металлообработки говорят многочисленные местные типы изделий, остатки ремесленных печей, крицы, шлаки и фрагменты литейных форм».
Высокий уровень культуры народа, оставившего каменные могильники на территории современной Беларуси и Летувы, подчеркивал еще В. А. Шукевич (XIX в.):
«Все предметы выполнены на удивление хорошо, по-мастерски и могут быть сравнимы с лучшими изделиями Запада, что свидетельствует о высоком уровне мастерства местных ремесленников. О местном производстве этих предметов говорит и то, что найдены они в большом количестве в этой земле». 97
Возникает вопрос: Так кто же прав при характеристике жизни ятвягов? Кто же ошибается? Были ятвяги бродягами, не оставившими памятников археологии, или народом с высоким уровнем культуры?
«…Ятвяги все время находились во враждебных отношениях со всеми сеседями, за исключением прусского племени, которое называлось бортями, с которыми вступали в союз. Колонизация ятвяжской земли почти исключительно происходила в результате боев, ятвяги не пропускали к себе колонистов… Собственно в ятвяжской земле почти не было колоний, … что ятвяги, согласно всех свидетельств, народ храбрый и до того вольнолюбивый и неуступчивый, что в битвах защищал каждую пядь своей земли, и все битвы с ними были самые упорные.
При таком внутреннем устройстве ятвяжской земли и при таком народном характере ятвягов, выработанном у них историей и жизнью, нельзя было и думать о мирной колонизации. В их землю, особенно в древние времена, нельзя было вступить с соглашения; землю их можно было взять только с боя, загоняя их вглубь лесов и пущ, и каждую отвовеванную местность закреплять через сооружение крепости-города, совсем очищая ее от сторожилов-туземцев. Так и делал Даниил Галицкий…
Ятвяги, как и в древности, так и в более поздние времена, никогда не входили в состав русского или литовского населения в этом крае, но всегда оставались чужими, хотя изредка и временно были союзниками последних. Ятвяги никогда не поддавались на объединение с соседями и на все окружающие народы смотрели как на извечных врагов». 98
Белорусский ученый Зверуго Я. Г. ему противоречит:
«Начиная с VI в., возможно VII в., славянские племена начали осваивать территорию современной Беларуси, постепенно ассимилируя проживавшее здесь балто-язычное население. Славянизированные потомки балтов слились с пришлым славянским населением, внося тем самым заметный вклад в формирование древнерусской, и позже белорусской народности.
Ассимиляция балтов продолжалась до XII – XIII вв. Часть балтского населения была оттеснена на северо-запад, небольшая его часть, возможно, истреблена, но основная масса продолжала жить на прежних местах. Кое-где среди славян-пришельцев оставались значительные острова местного населения.
К XII – XIII вв. славяне освоили значительную часть правого берега Немана. Однако острова ятвяжского населения оставались в районе Докшиц, Радошковичей, Першай, Дятлова, Ружан. В то же время окруженные ятвяжским населением острова славян зафиксированы вдоль левого берега Немана от Гродна до устья Березины.
Таким образом, в рассматриваемое время между компактными этническими массивами славян и балтов имелась обширная зона, в которой население обоих контактирующих этносов жило «чересполосно» или бок о бок. Взаимоотношения славян и балтов в таких условиях не могли не быть весьма тесными.
Наиболее существенной чертой этих взаимоотношений являлся их миролюбивый характер. Убедительным свидетельством этому является сохранение на вновь занятой славянами территории гидронимического слоя балтского происхождения и повсеместное распространение смешанных славяно-балтских браков.
К XI – XIII вв. в результате многовекового этнического смешения многие элементы материальной и духовной культуры были заимствованы славянами у балтов, другие, наоборот, проникали от славян к балтам. Славяне и ассимилированное балтское население часто пользовались однотипными орудиями труда, предметами вооружения и украшениями.
Присутствие балтского этнического элемента засвидетельствовано в материалах городов Понеманья. Городской материал – наиболее убедительное свидетельство тесных культурно-экономических связей между славянами и балтами в X – XII вв.» 99
Подтверждением слов Зверуго Я. Г. служат и результаты археологических исследований, представленных на рис. 4, 5, 10, 11.
Так, археологические исследования курганов окрестностей древнего Новогрудка «позволяют относить их к числу славянских захоронений. Однако в погребальном обряде отдельных курганов этого типа наблюдалось большое количество камней на погребальных площадках вокруг погребения или по одному большому камню у головы и ног погребенных». 101 Но ведь так хоронили своих умерших ятвяги Верхнего Понеманья!
Вот что пишут авторы 100 :
«Каменные курганы и могилы Верхнего Понеманья и Среднего Побужья XI – XIV вв. нельзя относить безоговорочно к ятвяжским. Можно говорить только, что эти памятники по происхождению являются ятвяжскими, а оставлены могли быть и ятвяжским населением, кое-где островками сохранившимися на этой террритории, и славянизированными потомками ятвягов, и, что не исключено, славянским населением, воспринявшим ятвяжский погребальный обряд в силу тесного контакта с остатками коренного населения».
Керамика X – XII вв. ятвягов Верхнего Понеманья и Среднего Побужья изготовлена при помощи гончарного круга. Она украшена рифлением, широкими полосами и насечками. Погребальный инвентарь женских захоронений состоит из перстнеобразных височных колец с заходящими концами, немногочисленных трехбусичных височных колец, браслетов и перстней восточнославянских типов (рис. А7). 102
О том же говорит и русский ученый Седов В. В.:
«Население Среднего Побужья и Верхнего Понеманья не может быть отнесено к дреговичскому. Наличие здесь большого числа своеобразных каменных курганов свидетельствует о том, что основным ядром населения этих областей были ятвяги, к XI – XIII вв. в значительной степени подвергшиеся культурному влиянию и славянизации. Славянские колонисты направлялись в земли ятвягов с трех сторон. В области Верхнего Понеманья первыми славянскими поселенцами были кривичи, в Берестейскую волость значительный приток славянского населения шел с Волыни. В освоении того и другого района приняли участие и дреговичи». 103
Так один ли это народ, описываемый разными авторами?
Очень важным моментом при идентификации захоронений является обряд погребений, как было сказано выше. Так вот, В. А. Шукевич отмечал, что в древней земле ятвягов (в Сувалкии) встречены погребения, похожие на те, которые есть в Понеманье. Однако способ сооружения первых могил (например, камни в заполнении захоронений) отличают их от других, но между ними много общих черт. Он очертил распространение этих памятников и отметил, что они занимают огромное пространство Южной Летувы, встречаются на север от Вильнюса; на востоке выходят за пределы Березины Днепровской; на западе распространяются в пределы Польши. 105
«Основная масса погребений в каменных курганах – безурновые. В Сувалкии урновые захоронения встречаются чаще, но также в целом составляют незначительный процент». 106
Еще большие отличия наблюдаются между захоронениями в Ятвягии и Понеманье в каменных могилах. В Сувалкии стены могил и дно обкладывали камнями, что было не известно на рассматриваемой нами территории. 107
«В ятвяжской Сувалкии вовсе нет памятников XI – XIV вв., с которыми можно было бы генетически увязать понеманские каменные могилы». 108
Значит, в каменных могилах Верхнего Понеманья и Среднего Побужья захоронены не ятвяги, хотя и близкие им?
Достаточно интересными являются исследования в области краниологии.
№ по Мартину Мартину | Ятвяги долихокранные (Сувалкия), II – V вв. | Ятвяги мезакранные (Занеманье), II – V вв. | Ятвяги Верхнего Понеманья, кон. X – нач. XIII вв. | Аукштайты (вост. лит. курганы), 110 V – VI вв. | ||
Муж. | Муж. | Жен.* | Муж. | Жен. | Муж. | |
1. | 191,6 | 180,2 | 166 | 182,2 | 169,4 | 194,5 |
8. | 137,8 | 144,5 | 134 | 142,0 | 138,8 | 137,7 |
8:1. | 71,9 | 80,0 | 80,7 | 78,5 | 82,0 | 70,5 |
17. | 138,0 | 138,3 | 132 | 134,6 | 130,6 | 142,3 |
45. | 138,7 | 135,7 | 142 | 127,1 | 120,5 | 135,7 |
№ по Мартину:
1. Продольный диаметр.
8. Поперечный диаметр.
8:1. Черепной указатель.
17. Высотный диаметр.
40. Длина основания черепа.
45. Скуловая ширина.
Черепа ятвягов долихокранных были найдены на территории северо-восточной Польши, т.е. в Сувалкии, черепа ятвягов мезокранных – в Занеманье. Значит, уже к середине I тыс. н. э. ятвяги не были монолитным этносом, как это предполагалось раньше. Как видно из табл. 1, ятвяги Верхнего Понеманья X – XIII вв. более близки по краниологическим характеристикам ятвягам мезокранным II – V вв. При этом аукштайты с восточнолитовских курганов, как видно из табл. 1 сильно отличались по всем своим краниологическим характеристикам от ятвягов Занеманья.
Различная ориентировка погребенных у разных племен и народов не может быть объяснена случайными мотивами, ибо она тесно связана с их мифологическими мотивами или религиозными представлениями. Общепризнанно, что в конце I – начале II тыс. н. э. у всех славянских племен был распространен обряд положения в могилу тела умершего головой на запад, так чтобы лицо было обращено к восходящему солнцу, и ногами на восток.
У угро-финского населения – весь, водь, мери, мурома, мордва — хоронили умерших головой на север. У польских славян в северо-восточных и центральных районах Польши погребения мужчин имеют восточную ориентировку, женщин – западную. Та же ориентировка захоронений у латгалов. 113
Пруссы и скаловы, т. е. представители западных балтов, хоронили мужчин головой на север, с отклонением на северо-запад. 114 У ятвягов как в Сувалкии, так и на территории Беларуси в районе р. Нарев (д. Растолты и д. Кутово) во II – IV вв. умерших мужчин хоронили головой на на северо-запад.
В течение XI – XII вв. обряд трупосожжения в Среднем Побужье и Понеманье постепенно меняется на трупоположения в каменных курганах. Большинство погребенных имело западную ориентировку. Вместе с тем, по всей территории распространения каменных курганов встречается восточная ориентировка. 115 При этом в могильниках Судавии, оставленных ятвяжским населением, ориентировка умерших в XIII – XIV вв. остается той же, что и во II – IV вв. – северо-западной. 116
Таким образом, можно констатировать, что ятвяги Сувалкии (Судавии) и ятвяги Среднего Побужья и Понеманья – разные этносы. Ятвяги Среднего Побужья и Понеманья не кто иной, как литвины летописной Литвы до каких-то пор, возможно, составлявшие с ятвягами Сувалкии один народ. Об этом говорят и лингвистические исследования.
«Специальных лингвистических обследований в поисках следов ятвяжского языка на широкой территории Среднего и Нижнего Побужья и Верхнего Понеманья пока не производились. Между тем фрагментарные исследования здесь в разное время обнаружили такие следы в самых разных местах. Так, остатки ятвяжского населения еще в начале XIX в. сохранялись в Скидельской волости Гродненского уезда, по берегам рек Котра и Пелясы. Польский языковед Я. Развадовский описал реликты ятвяжской речи в районе р. Свислочи. В. Курашкевич описал следы ятвяжского языка в окрестностях Дрогичина, Мельника и южнее, на левом берегу Западного Буга.
Э. А. Вольтер при описании говоров современного ему литовского населения Слонимского уезда подчеркивал его несомненые западнобалтские черты и приходил к заключению, что так называемые литовцы этого участка Верхнего Понеманья не являются собственно летувисами, а по своему происхождению были западные балты». 117
Естественно ожидать, что язык летописных литвинов был близок или даже такой же как и ятвягов, но никак не мог быть похож на летувисский, так как и ятвяги, и литвины относились к западным балтам, а летувисские племены – аукштайты и жемайты – к восточным, разделение которых произошло еще в I тыс. до н. э.
«Язык ятвягов был более близок к прусскому, чем летувисскому. Мало того, согласные «s и z» сближают язык ятвягов со славянской языковой группой». 118 Археология отчетливо свидетельствует о тесных культурных контактах славян с западнобалтскими племенами. Нужно полагать, что уже в V – II вв. до н.э. славяне находились в тесных контактах с западными балтами. 120
Ятвяжский язык населения, проживавшего по берегам рек Котры и Пелясы, является, конечно же, ятвяжским. Ведь там проживали переселенцы из Ятвягии, что было показано немного выше в главе «Переселенцы в ВКЛ». На этой территории ВКЛ даже была создана бортянская волость с определенными правами данного этнического меньшинства. М. Любавский указывал, что «переселенцы пруссы-барты почти до последнего времени (начало XX в.) сохраняли особенности своего языка». 121
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов