Кто такой адмирал макаров

Адмирал Макаров. Гений русского флота

31 марта (13 апреля) 1904 года, 114 лет назад, погиб адмирал Степан Макаров. Россия знала много талантливых флотоводцев, побеждавших врага в морских сражениях, но Макаров был не просто героическим офицером, а блестящим теоретиком – новатором, во многом опережавшим свое время.

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Степан Осипович Макаров был потомственным морским офицером. Его отец Осип Фёдорович Макарова (1813-1878) служил в Николаеве, а затем в Николаевске-на-Амуре. Степан Осипович родился в 1849 году в Николаеве и, как и его отец, избрал для себя карьеру морского офицера. В 1865 году Степан Макаров окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амуре, где готовили кадры для Корпуса флотских штурманов.

После окончания училища 16-летнего унтер-офицера назначили на корвет «Варяг», которым командовал капитан 2-го ранга Роберт Александрович Лунд – выдающийся человек, мореплаватель и участник кругосветного путешествия. Командир отозвался о юном Макарове как об очень перспективном моряке, демонстрировавшем прекрасные успехи в морском искусстве. Два года прослужил Макаров на корветах – сначала на корвете «Варяг», затем на корвете «Аскольд», которым командовал капитан-лейтенант Петр Иванович Полозов. В 1867 г. его произвели в гардемарины Морского кадетского корпуса и только в 1869 году присвоили первое офицерское звание мичмана российского флота. Уже в то время молодой мичман не просто нес службу, как большинство других морских офицеров, а стремился совмещать ее с научно-исследовательской работой.

Броненосная лодка «Русалка», на которую получил назначение Макаров, представляла собой новый для России того времени тип кораблей береговой обороны. Во-первых, корпус «Русалки» был бронирован, а во-вторых орудия главного калибра были размещены во вращающейся башне. Когда корабль следовал по узким шхерам, он столкнулся с подводным камнем. На корабль попало большое количество воды, после чего командир решил посадить «Русалку» на мель и приступить к водолазным работам. Молодого штурмана очень заинтересовали причины затопления «Русалки» и вскоре в «Морском сборнике» появилась статья мичмана Степана Макарова «Броненсоная лодка «Русалка». Исследования плавучести лодки и средства, предлагаемые для устранения этого качества». В ней мичман предложил свое видение решения проблемы в детальных рекомендациях, которые получили одобрение в российском Морском министерстве. Суть предложений мичмана Макарова сводилась к разделению корабля непроницаемыми перегородками, что позволило бы сохранить его плавучесть даже в случае затопления отдельных отсеков судна. Кроме того, с помощью стационарной системы откачки воды экипаж получал возможность максимально быстро удалять воду, которая проникала на корабль через поврежденный корпус. Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

В 1880-1881 гг. Россия предприняла знаменитую Ахал-текинскую экспедицию с целью покорения воинственного туркменского племени текинцев. Основную роль в Ахал-текинской экспедиции играли сухопутные войска, но нашлись боевые задачи и для флота. Корабли осуществляли снабжение русских войск в Туркмении, перевозя грузы из Астрахани в Красноводск. Служил на Каспийском море в это время и Макаров. Он даже удостоился чести обменяться георгиевскими крестами с генералом Михаилом Дмитриевичем Скобелевым, командовавшим русскими войсками в Ахал-текинской экспедиции. Участие в русско-турецкой войне, в Ахал-текинской экспедиции, технические изобретения позволили Макарову сделать быструю карьеру. В 1881-1882 гг. он командовал пароходом «Тамань», а в 1885 – фрегатом «Князь Пожарский», затем в 1886-1889 гг. командовал корветом «Витязь», совершив кругосветное плавание.

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Участие Макарова в кругосветном плавании – еще одна замечательная страница жизни легендарного моряка. В 1886 году 37-летний Макаров был капитаном 1-го ранга – очень неплохая для того времени морская карьера. Получив под командование корвет «Витязь», он повел его в кругосветное путешествие через Атлантический океан, затем обогнул Южную Америку и прибыл в Иокогаму, а далее, спустя почти год плавания, прибыл во Владивосток. Во время кругосветного путешествия экипажем корабля были осуществлены бесценные океанографические и другие исследования. Так, температура и удельный вес морской воды измерялись во время путешествия каждые четыре часа. Экипаж промерял глубины в разных частях океана, исследовал морские течения.

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Отношения Российской империи с соседней Японией обострялись. «Страна Восходящего солнца» имела свои далеко идущие планы относительно тихоокеанского побережья Китая и Кореи, которые рассматривала в качестве своей потенциальной сферы влияния и Российская империя. Поскольку Макаров был прекрасно знаком с военно-политической ситуацией на Тихом океане, он настаивал на необходимости укрепления российских военно-морских сил в этом регионе. Еще за десять лет до начала русско-японской войны контр-адмирал Макаров прекрасно понимал, что рано или поздно Российская и Японская империи вступят в стадию прямой военной конфронтации, и считал, что флот России должен к неминуемой войне очень хорошо подготовиться. По мнению Макарова, японские военно-морские силы не стоило недооценивать. Адмирал хорошо понимал, что Япония стремится к модернизации своих вооруженных сил и флота в первую очередь, поэтому Россия не должна игнорировать тихоокеанское направление, занимаясь лишь развитием Балтийского и Черноморского флотов.

Однако, проконтролировать собственноручно ситуацию с развитием флота на Тихом океане Макарову не удалось. В 1896 году его вновь перевели в Европейскую часть России – на Балтийское море, где Макаров был назначен командующим Практической эскадрой Балтийского флота, а в 1899 году получил назначение на должность главного командира Кронштадтского порта и губернатора Кронштадта. Это была, прежде всего, административная должность, но и с такой работой адмирал прекрасно справлялся, не забывая о научных исследованиях. В 1896 году Степану Макарову было присвоено звание вице-адмирала флота.

Еще в 1895 году адмирал Макаров разработал русскую семафорную азбуку, которая вплоть до настоящего времени применяется на флоте. Азбука составлена в соответствии с русским алфавитом и включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Каждой букве или условному знаку в семафорной азбуке соответствует определенное положение рук с флажками, а семафорное сообщение, соответственно, включает в себя слова, составляемые из букв, обозначаемых положениями рук с флажками. Лишь в 2011 г. семафорная азбука была исключена из учебных программ подготовки младших специалистов связи ВМФ России.

Примечательно, что именно адмирал Макаров стал одним из наиболее горячих сторонников развития Северного морского пути, о котором передовые умы русского флота говорили все чаще и чаще. Путешественник и флотоводец, Степан Макаров понимал, что именно обход через северные моря является наиболее быстрым и наиболее безопасным с военно-политической точки зрения морским путем с Балтийского моря на Тихий океан. Однако, для открытия Северного морского пути требовались особые условия в прохождении кораблей сквозь льды, и Макаров приступил к активной разработке теории ледокольных судов. Он принимал самое активное участие в руководстве строительством ледокола «Ермак», а в 1901 году, находясь на этом ледоколе, совершил экспедицию на острова Земли Франца-Иосифа.

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Имя Степана Осиповича Макарова золотыми буквами вписано в историю русского флота, в его честь названы учебные заведения морского флота – и военные (Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке), и гражданские (Государственный университет морского и речного флота и Санкт-Петербургский колледж государственного университета морского и речного флота в Санкт-Петербурге), улицы российских городов, корабли. В ряде городов страны в память об адмирале Макарове поставлены памятники.

Источник

Макаров, Степан Осипович

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Годы жизни1848 — 1904 гг.
Место рожденияНиколаев, Российская империя
ГражданствоРоссийская империя
Годы службы1863—1904

Содержание

Начало карьеры

Окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амурев 1865 году. Получил назначение на пароход «Америка».

Прежде чем стать офицером, после окончания училища он в течение четырех лет прошел трудную службу гардемарина, плавая на различных военных кораблях. И только в 1869 г., служа на фрегате «Дмитрий Донской», Макаров был произведен в мичманы — первый офицерский чин.

Русско-турецкая война (1877—1878)

Мичман Макаров начал офицерскую службу на броненосной лодке «Русалка» в составе эскадры выдающегося русского адмирала Г.И. Бутакова. В одном из походов этот корабль получил в шхерах пробоину от удара о скалу. Сравнительно небольшая авария едва не привела к гибели корабля из-за отсутствия нужных водоотливных средств и должной организации борьбы за живучесть корабля. Макаров сразу обратил внимание на несоответствие возможностей корабля бороться с авариями. Макаров изучил причины аварий ряда других кораблей, произвел сам нужные расчеты и результаты своего исследования опубликовал в 1870 г. в журнале «Морской сборник», где высказал ряд ценных предложений по созданию системы непотопляемости судов, предложил ряд новых технических устройств, в том числе и специальный пластырь для заделки пробоин («макаровский пластырь»). Своими изысканиями Макаров впервые в истории положил начало научному обоснованию и практической организации борьбы за живучесть корабля

С начала русско-турецкой войны 1877—1878 соотношение сил на Черном море было далеко не в пользу России. Нужно было при малочисленности морских сил найти эффективные методы борьбы с сильным флотом Турции. Макаров предложил использовать быстроходные пароходы, снабженные подъемными минными катерами, которые можно быстро опускать на воду в районе обнаружения противника, после чего катера, под покровом темноты, могли бы самостоятельно атаковать неприятельские корабли шестовыми или буксирными минами. После атаки катера должны были отходить к пароходу, их поднимали на палубу, и пароход быстро уходил. Был предложен и конкретный план действий против турецкого флота.

После объявления войны Макаров, добившись «высочайшего» разрешения из Петербурга, получил возможность выйти в море для осуществления своего плана. Активные действия Макарова и его катеров против боевых и торговых судов вызвали тревогу у противника. Турки уже не рисковали оставаться у русских берегов на ночь, хотя их флот и был все еще сильнее русского. Геройские действия, инициатива и энергия Макарова получили всеобщее признание. В сентябре 1877 г. Макаров был произведен в капитан-лейтенанты, а через три месяца — в капитаны 2 ранга.

Научная деятельность

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

В 1880 г. награжден Малой золотой медалью Русского Географического общества

В 1881 провел гидрологические исследования в Босфорском проливе и в 1885 опубликовал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», удостоенный премии Академии наук.

В 1886—1889 Макаров совершил кругосветное плавание, командуя корветом «Витязь», провел широкие океанографические исследования, обобщенные им в капитальном труде «Витязь» и Тихий океан», отмеченном премией Академии наук. Сконструировал один из первых надёжных батометров, который учитывал конструктивные недостатки других существовавших к тому времени приборов. Батометр Макарова имел высоту 61 см, диаметр 15 см и был обшит снаружи войлоком и парусиной

В 1896 Макаров был произведен в вице-адмиралы.

В 1897 выдвинул идею исследования Арктики при помощи ледоколов. По его проекту был построен первый мощный ледокол «Ермак», на котором он дважды ходил среди льдов у берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, описав экспедицию в кн. «Ермак» во льдах», до сих пор не потерявшей значимости.

Исполняющий должность главного инспектора морской артиллерии (1891—1894). На этом посту он изобрёл новые наконечники к бронебойным снарядам (т. н. «макаровские колпачки»), которые, однако, были внедрены в практику русского флота лишь после его смерти. Они представляли собой наконечник из мягкой нелегированной стали, которая сплющивалась при ударе, одновременно заставляя твердый верхний слой брони трескаться. Вслед за этим твёрдая основная часть бронебойного снаряда легко пробивала нижние слои брони — значительно менее твердые. «Колпачки» (по нынешней терминологии, бронебойные наконечники), как правило, повышали бронепробиваемость снаряда при прочих равных на 10-16 %, но при этом несколько ухудшалась кучность.

В 1903 в труде «Без парусов» Макаров разработал вопросы обучения и воспитания моряков в мирное время.

Русско-японская война

С началом русско-японской войны в 1904 был назначен командующим флотом в Тихом океане и прибыл в Порт-Артур. Сторонник активных боевых действий, Макаров много успел сделать для усиления боеспособности рус. флота.

31 марта 1904 г. он вышел в море с эскадрой, находясь на броненосце «Петропавловск». 31 марта в 9 час. 30 мин, когда эскадра возвращалась, в двух милях от маяка на Тигровом полуострове броненосец «Петропавловск» подорвался на минах, поставленных минувшей ночью японскими кораблями, и затонул. Вместе с ним и большей частью экипажа погиб и вице-адмирал Макаров.

Русский флот в лице Макарова понес тяжелую утрату. За короткое время (36 дней) командования Тихоокеанской эскадрой он сумел сделать очень многое. Прежде всего он привел эскадру в надлежащее боевое состояние, поднял дух личного состава и подготовил флот к активным боевым действиям, организовал регулярную разведку. Макаров принял активные меры для ускорения ввода в строй поврежденных кораблей, усилил оборону крепости с моря, создал систему обороны внешнего рейда. Он лично руководил отражением атак японских миноносцев, выходами своей эскадры навстречу противнику, не допускал безнаказанного обстрела флота и крепости, заставлял японцев каждый раз уклоняться от боя с русской эскадрой.

Увековечение памяти

Имя Степана Осиповича Макарова носят:

Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи, Не наносите яростных ударов, Замрите со склоненной головой При звуках имени его: Макаров. Его я славлю в час вражды слепой Сквозь грозный рев потопа и пожаров. В морской пучине, там где вал кипит, Защитник Порт-Артура ныне спит. Исикава Такубоку, перевод В. Н. Марковой

Источник

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Неугомонный русский гений

Степан Осипович Макаров прожил чрезвычайно яркую жизнь, оставив после себя обширное военно-прикладное, океанографическое, техническое и прочее научное наследство. Его военно-морские, полярные, океанографические и кораблестроительные исследования способствовали быстрому развитию отечественного флота, в течение считанных десятилетий превратившегося в серьезную силу, с которой не могли не считаться противники.

Его энергетике мог позавидовать любой представитель российского Генштаба, предпочитавшего держать Макарова вдали от столиц. Он кардинально отличался от традиционного генералитета того времени, предпочитая проводить время не в рабочем кабинете или каюте, а на капитанском мостике. О любви к нему со стороны простых моряков ходили легенды, а его подчиненный Александр Ливен, командовавший в 1904-1905 годах крейсером «Диана», написал о Макарове коротко и емко: «Неугомонный русский гений»

Жизнь – морю, честь – Родине

Родился Степан Макаров 27 декабря 1848 года в семье морского офицера. Он ни минуты не задумывался о своем будущем, еще в детстве решив посвятить свою жизнь защите морских рубежей страны.

Уже в 1865 году Степан с успехом окончил готовившее флотских штурманов мореходное училище Николаевска-на-Амуре и был зачислен в экипаж парусного корвета «Варяг», ставшего предшественником легендарного крейсера.

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаровПарусный корвет «Варяг». wikipedia

Через год в авторитетнейшем издании того времени «Морском сборнике» была опубликована первая статья молодого офицера, носившая название «Инструмент Адкинса для определения девиации на море».

В 1870 году Степан Макаров предложил принципиально новый способ сохранения живучести корабля, получившего пробоину. Его идея с использованием специального пластыря была высоко оценена, а сам принцип используется до сегодняшнего дня.

Автор стратегии ведения минной войны

Молодой офицер был активным сторонником ведения минной войны и использования быстроходных судов, способных устанавливать донные мины дистанционного контакта. Появление торпед, которые в то время назывались самоходными минами, навело Макарова на мысль о необходимости строительства торпедоносцев.

В 1877-1878 годах в ходе русско-турецкой войны ему удалось добиться разрешения на превращение корабля «Великий князь Константин» в первый российский миноносец (торпедоносец по современной классификации).

Но не торпедами едиными – именно Степану Макарову было доверено руководить строительством первого российского ледокола «Ермак», на капитанском мостике которого он в 1901 году пробился к Земле Франца Иосифа.

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаровПервый российский ледокол «Ермак». wikipedia

В 1902 году японцы осуществили перевод работы Степана Макарова, «Рассуждения по вопросам морской тактики», сделав ее настольной книгой офицеров своего флота. Неожиданная атака на рейд Порт-Артура, совершенная 26 января 1904 года, проводилась с учетом теоретических рекомендаций российского адмирала и принесла японцам оглушительный успех.

Последний аргумент Николая II

Понимая критичность ситуации, сложившейся на Дальнем Востоке, руководство страны решило направить туда Степана Макарова, энергия которого могла перевернуть ход русско-японской войны. Император Николай Второй поддержал переведение губернатора Кронштадта и командира Кронштадтского порта в Порт-Артур и лично пожелал адмиралу удачи.

Осознав слабую защищенность рейда, адмирал отдал команду затопить два старых судна, груженных гранитными валунами, и установить несколько минных полей, пройти которые без знания особенностей фарватера было практически невозможно.

Чуть более чем за три недели своего руководства Макаров организовал 6 выходов эскадры в море, приведя в ужас командование японского флота (ведь всего за два года войны эскадра выходила в море 9 раз!).

Японский лед против российского огня

Все снабжение сухопутных сил Страны восходящего солнца велось морскими путями, и наличие крепкого российского флота могло привести к быстрому поражению Японии.

В прямом сражении с российской эскадрой японцы не могли обеспечить себе значительного преимущества, но присутствие в Порт-Артуре Степана Макарова заставило его противника адмирала Того Хэйхатиро лично разработать операцию, которая в дальнейшем вошла в учебники военного дела.

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаровАдмирал Того Хэйхатиро. wikipedia

Чрезвычайно флегматичный внешне, командующий японским флотом обладал огромной внутренней энергетикой, умом и восточной мудростью. А наличие широко разветвленной шпионской сети позволило ему использовать импульсивность и личную отвагу Макарова, подготовив для последнего смертельную ловушку.

В ночь на 31 марта 1904 года наблюдатели артиллерийских фортов Порт-Артураи при сильном дожде рассмотрели вдали от берега силуэт одного или нескольких кораблей, которые активно передвигались, но не приближались к берегу. Береговые батареи не открывали огонь, потому что накануне командующий отправил в разведку несколько российских эсминцев.

Ловушка для «русского медведя»

На самом деле в это время японский минный крейсер «Карио-мару» устанавливал 48 мин глубинной детонации на секретном фарватере российского флота. Даже сегодня неизвестно, как японцам удалось получить такую информацию, но без предательства и шпионажа здесь явно не обошлось.

План адмирала Того Хэйхатиро вступил в силу ранним утром, когда российские наблюдатели обнаружили недалеко от рейда 6 японских крейсеров, которые явно отстали от основных сил и могли стать отличной мишенью. На самом деле основные силы японской эскадры с главнокомандующим находились в 45 милях южнее и могли в любой момент захлопнуть ловушку для русских кораблей.

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаровЭскадренный броненосец «Петропавловск». wikipedia

Как рассказывали очевидцы, адмирал Того Хэйхатиро был само спокойствие, ведь он знал, что российская эскадра идет прямо на минную банку.

Цепь трагических совпадений

Мина взорвалась прямо под артиллерийским погребом, в результате чего сдетонировал весь боезапас корабля и взорвались котлы. Пробоина в корпусе была таких размеров, что «Петропавловск» затонул всего за две минуты.

В живых смогли остаться лишь 80 членов его экипажа, а также Великий князь Константин, которых взрывной волной выбросило за борт. Остальные 635 моряков, офицеров, а также адмирал Степан Макаров и художник Василий Верещагин, погибли.

Мистика смерти русского адмирала влила энергию в мнительных японцев, которые поверили в свое божественное предназначение. Это вылилось в особое неистовство при проведении наземных атак и завершилось позорным поражением Российской империи.

Источник

Адмирал-изобретатель: что подарил русскому флоту Степан Макаров

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

8 января 1849 года родился один из самых выдающихся российских флотоводцев и новаторов морского дела

Вице-адмирал Степан Макаров не представлял себе жизни без моря. «В море я у себя дома, а на берегу в гостях», – любил повторять он. Море стало и последним пристанищем адмирала Макарова: он погиб 13 апреля (по н. ст.) 1904 года на борту линкора «Петропавловск», подорвавшегося на японской мине. Но в историю русского флота Степан Макаров вошел в первую очередь как новатор и изобретатель, а не как флотоводец. За ним не числилось никаких крупных морских побед, зато закреплено первенство во многих сферах морской жизни. Проведение первой русской торпедной атаки, изобретение колпачков для бронебойных снарядов, усиливавших их пробивную способность, разработка первого в мире пластыря для заделывания пробоин и русской семафорной азбуки, постройка первого арктического ледокола и создание русской радиоразведки — все это заслуги Степана Макарова, человека, который не представлял себе иной судьбы, кроме судьбы морского офицера, и иного долга, кроме служения Родине.

Пластырь Макарова

Над тем, как обеспечить живучесть и непотопляемость корабля, Степан Макаров задумался еще в пору, когда был совсем молодым офицером. Поводом к этому стало плавание на броненосной лодке «Русалка», во время которого корабль наткнулся на камни и затонул бы, если бы не удалось вовремя выброситься на мель. Размышляя над тем, как быстро заделать пробоину в море, чтобы корабль имел возможность своим ходом дойти до ближайшего порта, мичман Макаров и придумал свой знаменитый пластырь. Идея не была нова, парусиной, укрепленной досками, моряки и раньше закрывали пробоины. Но такой способ не позволял держать «заплатки» наготове: слишком много они занимали места. А Степан Макаров придумал не просто пластырь, а такой, который сворачивался в рулон, поскольку укреплявшие его рейки имели трапециевидное сечение. Демонстрация и регистрация изобретения состоялась в 1870 году, и с тех пор этот инструмент борьбы за живучесть корабля носит название «пластырь Макарова».

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Судовые пластыри: а — кольчужный; 6 — облегченный; в — шпигованный; г — учебный (Макарова); д — деревянный

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

«Потопление катерами парохода «Великий князь Константин» турецкого парохода «Интибах» на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 года». Картина художника Льва Лагорио, 1880 год

Вплоть до 2011 года моряки русского флота поддерживали связь между кораблями не только с помощью радио и других подобных систем, но и с помощью такой, казалось бы, архаичной системы, как флажковый семафор. Несмотря на давность появления, семафор позволял передавать сообщения с борта на борт максимально скрытно: «услышать» такой «разговор» можно только на близкой дистанции, а значит, перехват исключается. Далеко не все флотские сигнальщики знали о том, что говорят друг с другом, пользуясь еще одним изобретением контр-адмирала Степана Макарова, появившимся в 1895 году. Взяв за основу разработанный в 1866 году английский флажковый семафор, Макаров сумел не просто приспособить его к русской азбуке, сделав длиннее на три буквы, но и выстроил систему, способствующую максимально простому запоминанию. Благодаря этому скорость передачи сообщений флажным семафором у опытных сигнальщиков достигала 100-110 знаков в минуту! Любопытно, что семафорить моряки могли не только флажками, но и бескозырками, если флагов не было под рукой.

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Безусловное первенство России в строительстве арктических ледоколов – тоже заслуга Степана Макарова. Правда, чтобы добиться решения о начале строительства первого подобного корабля — знаменитого «Ермака» — и выделения денег на эту цель, он потратил целых пять лет. Только к 1897 году воплощение идеи обрело реальные черты, новатор был вынужден прибегнуть к поддержке выдающегося ученого Дмитрия Менделеева, имевшего вес во властных кругах. Но зато именно Макарову было поручено руководство комиссией по разработке технических требований к первому арктическому ледоколу, который был заложен на английской верфи в Ньюкасле в декабре 1897 года и спущен на воду меньше чем через год. 21 февраля 1899 года вице-адмирал Макаров вышел на новом ледоколе в плавание до Кронштадта, а через два года совершил на «Ермаке» пятимесячное арктическое плавание к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. Кстати, годом ранее «Ермак» успел опробовать себя в роли спасательного судна, приняв участие в операции по снятию с камней броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и спасении полусотни рыбаков, унесенных в Финский залив на льдине.

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Степан Макаров (стоит третий справа) на борту ледокола «Ермак» во время первой русской ледокольной арктической экспедиции, 1901 год

Внедрение в русском флоте радиоразведки — последнее по времени, но не по значению новшество вице-адмирала Степана Макарова. Вскоре после того, как с началом русско-японской войны адмирал Макаров был назначен командующим флотом и прибыл в Порт-Артур, он издал 20 (по н. ст.) марта 1904 года свой знаменитый приказ №27. Этот документ предписывал всем радиостанциям флота перехватывать радиопередачи японцев, чтобы можно было не только установить, где находится передающая станция (а значит, выяснить и расположение корабля), но и попытаться дешифровать сообщение. Для этого к расшифровке перехваченных неприятельских депеш привлекли студентов-японистов владивостокского Восточного института. Результаты появились достаточно быстро: уже в начале апреля радиоразведка позволила сорвать одну из готовившихся японцами морских атак, а затем и спланированную в глубокой, как казалось противнику, тайне операцию по постановке мин. И по сей день 20 марта неофициально отмечается в нашей стране как день радиоразведки — вот уже второе столетие.

Кто такой адмирал макаров. Смотреть фото Кто такой адмирал макаров. Смотреть картинку Кто такой адмирал макаров. Картинка про Кто такой адмирал макаров. Фото Кто такой адмирал макаров

Радист в радиорубке корабля русского императорского флота, 1904-1905 годы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *