Кто такой афанди в исламе
Суфийские шейхи
Досточтимый шейх шазалийского тариката Абдулвахид Афанди из Какамахи. Человек, посвятивший свою жизнь служению Всевышнему.
В годы гражданской войны Хасан-Афанди старался всеми силами оградить дагестанцев от участия в бессмысленной войне.
За свою жизнь Хасан-Афанди написал двенадцать книг, это, по крайней мере, те, что нам точно известны и с которыми мы знакомы.
Хасан-Афанди, сын Мухаммада-хаджи – выдающийся шейх, учёный и общественно-религиозный деятель Дагестана. Родился он примерно в 1852 году.
Шейх Ахмад Заррук – величайший учёный и суфий, видный факих маликитской богословско-правовой школы Ислама – родился в 846 году.
Шейх аль-Яраги воспитал Джамалуддина и довёл до высоких духовных степеней совершенства. От него же Джамалуддин получил и разрешение.
Будущий шейх учился у учёных-богословов своей эпохи и сам также стал достойным учёным, занимавшим видное место в духовной жизни дагестанского общества.
В этой статье мы навестим учёного, чьи труды читают во всём исламском мире, в том числе у нас в Дагестане.
Абу ‘Али Шакик Ибн Ибрахим Аль-Бальхи – один из великих учёных Ахль Ас-Сунны и светило тасаввуфа во втором веке хиджры.
Есть такой хадис, который гласит, что достойных людей могут оценить только достойные люди. Ещё есть такое изречение, что при упоминании.
Шейх Абдулвахид Афанди
Досточтимый шейх шазалийского тариката Абдулвахид Афанди из Какамахи. Человек, посвятивший свою жизнь служению Всевышнему и призыву на путь праведности, родился в 1926 году в селении Какамахи Левашинского района Республики Дагестан. В 6 лет маленький Абдулвахид потерял отца, старший брат его ушёл на фронт и не вернулся.
С 11 лет Абдулвахид, помогая изнурённой работой матери обеспечивать семью, брался за любую работу – теперь он был старшим в семье. Он воспитывал своих младших братьев и сестёр, помогал матери ставить их на ноги. При этом старался посвящать время изучению религиозных наук.
Исламские науки он осваивал наряду с полной загруженностью работой. Он был мастером на все руки, работу делал добротно и качественно. Работал агрономом, печником, был прекрасным каменщиком.
Полноценно посвящать обучению необходимое время он смог только в тридцать лет. Изучал одновременно по пять-шесть книг, обучался сразу у нескольких учителей (муаллимов), не упускал ни единой возможности получить знания.
В жизни Абдулвахида Афанди было много удивительного. Однако самым большим его чудом (караматом) является то, что всего через несколько месяцев после вступления на путь тариката ему было передано разрешение на наставничество, иджаза, от Саида Афанди (да будет свята его душа).
Вспоминая отца, его сын Зубайр рассказывает: «Это было в 1988 году, мы приехали к Саиду Афанди. Не прошло и девяти месяцев, как Саид Афанди (к. с.) сказал К’удияву (так Зубайр называет отца в знак уважения к его наставнической степени): «Я хочу сопроводить вас в Буйнакск к Саадухажиясул Мухаммаду, это наш кутбу».
Там отцу дали в письменном виде иджазу, она по сей день хранится у нас в рамочке под стеклом, на ней написано: «Сыну Нурудина хаджи Абдулвахиду дана иджаза, чтобы он принимал мюридов и обучал их шазалийскому тарикату». И Саид Афанди спросил Саадухажиясул Мухаммада: «Хочу иджазу передать Абдулвахиду, что ты думаешь? По своим знаниям Абдулвахид достоин. Я считаю, что ему можно передать иджазу». Тот выразил согласие.
И уже выйдя от кутбу, Саид Афанди сказал нам: «Я дал твоему отцу иджазу, пусть он в своём селе Какамахи принимает мюридов, обучает их тарикату». Таким образом, отец мой стал шейхом. Самые первые чётки, которые отец получил от своего наставника шейха Саида Афанди, он тоже бережно сохранил, они по сей день находятся в комнате отца».
Абдулвахид Афанди очень любил своего духовного наставника, с трудом переносил разлуку с ним и старался посещать его каждые два месяца. И каждый раз просил: «Устаз мой, извините, что я так часто к вам хожу, но я не могу быть спокойным, если долгое время мои глаза не видят вас, не запрещайте мне вас часто посещать».
Муфтий РД шейх Ахмад Афанди о шейхе Абдулвахиде Афанди:
«Я познакомился с Абдулвахидом Афанди в 90-е годы. Я могу свидетельствовать, что он был из того редкого числа людей, которые поминали Аллаха всё время, постоянно. Он был богобоязненным человеком. Смысл его жизни был в том, чтобы люди вокруг становились лучше нравом. Он помогал людям становиться лучше и проявлять достойные человеческие качества. Он старался довести до каждого человека ценности Ислама. Можно сказать, что этому он и посвятил всю свою жизнь. Много про него говорить я не могу, потому что раз Саид Афанди дал ему иджазу, то это был человек очень высокого уровня, а про таких людей говорить мне тяжело».
Историк Мурадулла Дадаев рассказывает о шейхе Абдулвахиде Афанди:
«Особенность шейха Абдулвахида Афанди была ещё и в том, что он строго соблюдал шариатские нормы. У каждого из религиозных учёных есть отличительная черта. Так вот, его уникальность была в том, что он был строг именно с теми, кому была необходима строгость, и мягок к тем, с кем целесообразнее было бы проявить мягкость. Эту тонкую грань он находил благодаря своей глубокой мудрости».
В последние годы жизни шейх переносил тяготы – болезни, которые постигают человека в старости. Всевышний забрал его на 89 году жизни, 12 июля, в благословенную пятничную ночь священного месяца Рамадан.
Шейх Абдулвахид Афанди покинул этот мир, но оставил после себя богатое духовное наследие и любовь в сердцах тысяч верующих.
Просим Всевышнего не лишать нас его благодати и благодати тех, кто посвятил свою жизнь служению Всевышнему и призыву на путь праведности.
По материалам проекта Муфтията РД «Духовное наследие Дагестана».
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Саид-афанди аль-Чиркави
Известный устаз накшбандийского и шазилийского тарикатов досточтимый шейх Саид-афанди родился в 1937 году в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района в семье ‘Абдуррахмана. Это было время, когда над Исламом и мусульманами сгустились тучи: враги Ислама уничтожали тысячи исламских ученых (да будет доволен ими Аллах!), в том числе таких известных людей, как Хасан-афанди и Мухаммад Я’суби. В этот тяжелый период по Милости Аллаха в селении Чиркей родился мальчик.
Говорят, что это произошло в ночь, когда определяется судьба человека. Именно в эту великую ночь и родился Саид-афанди (да возвеличит его Аллах!). По воле Аллаха, через общение с ним в последующем тысячи мюридов обрели подлинное счастье. По такому важному случаю отец Саида, трижды прочитав суру «Я-син», обратился ко Всевышнему с просьбой, чтобы сын его твердой поступью шел по пути Ислама и никогда не сворачивал с него и чтобы он стал ученым, который бы обучал вере новое поколение, ибо в то время враждебные для Ислама тенденции набирали силу с каждым днем.
Воистину, в ту ночь Лайлат аль-Бара’а, середине месяца ша’бан, который назван месяцем Пророка (мир ему и благословение), когда ниспосылаются благодать и милость Всевышнего, Аллах внял мольбе отца Саида-афанди.
Мать Саида-афанди, ‘Айша (да смилуется над ней Аллах), рассказывала о необычных снах, которые она видела, пока ожидала появления сына на свет. Ей снилось, как она вместе с люлькой малыша взлетает в небо и оттуда смотрит на лежащие внизу города, похожие на муравейники. И еще говорила она, что рождение сына прошло для нее легко и совершенно безболезненно.
Часто отец, кладя Саида в люльку, читал ему на ухо суру «Аль-Фатиха», а сын внимательно прислушивался, вглядываясь в отца. Заметив его благой нрав, который проявлялся уже с первых месяцев жизни, отец говорил, что из него вырастет особенный человек. С самого детства Саид был удивительно спокойным, терпеливым и умным мальчиком. Самые задиристые ребята остерегались ссориться с ним или вступать в конфликты. Он никогда не вызывал гнева или злобы, даже со стороны детей. Еще в детстве ему снились особенные, мудрые сны.
Однажды женщины, возвращаясь с работы из колхозного сада, встретили его на одной из улочек и предложили ему кисть винограда. Но он отказался. Когда эта история дошла до его близких, они поинтересовались, почему он не взял ее? Саид ответил, что она является недозволенной (харам).
Как-то раз, вернувшись из селения Гелбах, куда он ходил за пшеницей, Саид обнаружил в своей обуви несколько случайно попавших в нее зернышек. Увидев это, он начал собираться в обратную дорогу, утверждая, что ему необходимо вернуться в село, и домашние еле-еле удержали его, ибо на дворе уже стояла ночь.
Саид всегда с большим почтением относился к старшим, а к младшим был добр и ласков. Он никогда ни с кем не вступал в споры, приводящие к конфликтам, и даже когда кто-то был не прав, он всегда уступал.
У отца Саида-афанди было большое желание дать сыну исламское образование. Но он умер от внезапной болезни (да успокоит Аллах его душу в Раю!), когда Саиду исполнилось семь лет от роду. Случилось это в тот день и час, когда мальчик читая Коран, дошел до суры «Я-син».
Оставшись сиротой, благодаря поддержке и настойчивости матери, мальчик завершил чтение Корана, несмотря на все трудности. По окончании семи классов ему пришлось пасти сельские стада овец, чтобы обеспечивать семью. Через четыре года его призвали в ряды Вооруженных сил, где он служил оператором в войсках ПВО. На протяжении трех армейских лет, преодолевая все тяготы того времени, он не пропускал ни намазы, ни посты и не ел недозволенного мяса. Окончив воинскую службу и вернувшись в родное село, Саид снова был вынужден работать чабаном, уводя отары овец в горы. Но и там, в горах, в любую погоду – метель, снег, дождь или ветер – он каждый раз, совершив омовение, сам произносил азан (призыв к молитве) и выполнял намаз.
В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом.
В течение всех этих лет он сильно страдал, вспоминая желание отца видеть в нем образованного в Исламе человека. Каждый раз, когда любовь и тяга к знаниям внезапно охватывали его, он горько плакал, стоя перед стадом, и просил у Аллаха помощи даровать ему религиозные знания. Однако недостаток материальных средств и необходимость содержания семьи вынуждали его оставаться чабаном. Ближе к тридцати годам он оставил эту работу и продолжил учебу. В этот период произошло событие, которое стало решающим в его судьбе, – он встал на путь шазилийского тариката.
К счастью, несмотря на тяжелое и опасное время ученые Ислама Хаджи, сын Якуба, и Хаджи, сын Патала, обучили его религиозным наукам. В то время Саид был уже зрелым человеком, и, преодолевая все трудности, опираясь на большие способности, полученные от Всевышнего, он успешно шел к намеченной цели, быстро и уверенно продвигаясь вперед в постижении религиозных наук. Благодаря острому и проницательному уму, восприимчивости, прекрасной памяти, которые были дарованы ему Аллахом, он знал любую изученную им книгу, словно сам был ее автором.
Одним из лучших качеств Саида-афанди является его благой нрав. Он никогда никому не отказывал в помощи. Это терпеливый и кроткий человек. Не раз случалось так, что, начав строительство своего дома, он уходил для решения людских проблем, отложив работу и оставив сохнуть раствор.
В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом. Несмотря на огромное число мюридов, которые приходят к нему за советом, и на то, что ему приходится решать разного рода проблемы, никто никогда не слышал и не видел, чтобы он сказал хотя бы слово или совершил какое-то деяние, противоречащие шариату и тарикату.
О способностях и глубоких знаниях Саида-афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время. Человек, закончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний. Многие видные ученые Ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (‘алимов) такого еще не знала.
Когда шейх из селения Батлух Мухаммад-хаджи впервые прочел его произведения, он сказал, что после ‘Али-хаджи из селения Инхо Саид занимает второе место. Но когда вышла первая книга Саида-афанди, шейх сказал, что теперь он на первом месте.
В одной из книг Саида-афанди есть такие строчки:
. На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,
Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.
Тайну и явь, как масло и мед,
Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем.
Обращаясь к читателям, он пишет:
Мы разговор о многом повести могли бы,
Когда б не страх, что будет он напрасен.
Но умному достаточно намека,
И тот, кто ищет, здесь найдет немало.
Да преумножит Всевышний Аллах силы досточтимого шейха Саида-афанди и одарит счастьем обоих миров его семью, близких и всех тех, кого любит он и кто любит его! Аминь!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Мухаммад-афанди сын Сааду-хаджи из Батлуха (1915–1995)
Великий шейх всех тарикатов, кутбуль гавс, человек, благодаря стараниям которого в Дагестане сохранился чистый тарикат, получила распространение наука в годы гонений на религию, оставивший после себя величайшее духовное наследство, Мухаммад-афанди, сын Сааду-хаджи родился в 1915 году в селении Батлух ныне Шамильского района.
Первоначальное образование Мухаммад-афанди получил в родном селении Батлух. Затем, не имея возможность учить там сына и далее, отец отправил его вместе с Яъсуби-Расулом, сыном шейха из Ассаба Мухаммада, в медресе селения Карата. Но и там медресе вскоре закрыли. Тогда кунаки не отпустили их и тайно дома продолжили обучение. Когда Мухаммаду исполнилось пятнадцать лет, покинул мир его отец Сааду-хаджи. Тогда он впервые отправился к Хасану-афанди из Кахиба. Когда Хасан-афанди спросил его, как он догадался прийти к нему, юноша ответил, что в книгах нашел, что почитанием родителей является любить тех, кого они любили. С того времени он вступил в тарикат и, как он сам рассказывал, был самым молодым мюридом. Это были для Ислама и для духовенства самые трудные тридцатые годы 20 века. Повсеместно начались репрессии. По одному, по двое, заклеймив «врагами народа», стали сажать и приговаривать к смертной казни духовных лидеров. Не минула такая участь шейхов и алимов Дагестана.
Государственные мужи вовсю старались выполнять и перевыполнять планы по арестам и убийствам. В Кахибском (ныне Шамильском) районе в одну ночь арестовали 27 самых авторитетных ученых, среди них были и 83-летний шейх Хасан-афанди, и его преемник устаз Мухаммад Яъсуб. К тому времени Мухаммад-афанди из Батлуха стал близок семье Хасана-афанди и успел подружиться с его сыном Мухаммадарифом; в ночь ареста шейха он ночевал в их доме в Кахибе. О ночи ареста Мухаммад-афанди вспоминал, как он пришел в один из вечеров в Кахиб, и устаз спросил его, не встретил ли он кого-нибудь в дороге. «Я ответил, что встретил конных милиционеров, которые сказали, что едут ловить бандитов в Келеб». «Хоть бы оказалось так», – сказал Хасан устаз.
На самом же деле это была группа, вышедшая арестовывать Мухаммада Яъсуби. В ту ночь меня разбудил Мухаммадариф: «Вставай, за отцом пришли». Когда встал, я увидел, что у дверей стояли те, кто пришли за ним, а шейх одевался. Шейх обратился к ним, что не находит ремень для перетягивания грыжи на животе, и спросил, не заставляет ли он долго ждать. «Нет, нет, делай свое дело, старец», – ответили те. Обращаясь ко мне и к Мухаммадарифу, устаз трижды повторил: «О дети мои, не откладывайте ничего до старости, лучше, чем тот, кто видел, не знает этого». Затем прочитал дуа, имеющее такой смысл: «Я поручаю вас Всевышнему Аллаху, возле которого не проходит даром то, что передают на хранение. Где бы вы ни оказались, да сопутствует вам здравие, и да убережет вас Всевышний со всех сторон». Затем непосредственно перед выходом он, поставил руки высоко на створки двери, сказал мне и сыну: «Теперь вы будьте как мужчины»».
После этого много ходил к шейхам с передачей Мухаммад-афанди – и вместе с Мухаммадарипом, и самостоятельно. Любовь к тарикату и его устазам определила весь жизненный путь. Все ступени тариката Мухаммад-афанди завершил, будучи еще мюридом Хумайда-афанди из Андыха. Он вместе с Мухаммадарифом-афанди в пятидесятые годы того века начали активную работу по сохранению и распространению Ислама в Дагестане. Всем, кто был занят изучением наук, они протягивали руку помощи. Неоценим их труд, старания и мужество в развитии Ислама. Это был человек, которого украшал Ислам, и которым украсился Ислам. Все, что поощрялось Исламом, ему нравилось, и все, что критиковалось, ему было противно. Вместе с тем он был удивительно скромным и простым человеком. Он очень не любил известность. Об этом свидетельствуют строки из его письма к другу Абдулмаджидил Мухаммаду из Гоцатля:
Незаслуженным добрым именем назвав,
Не оставляют меня люди в покое.
Мечтою живу об уголке комнатном,
Где не знают меня и мне незнакомо.…
Подобные высказывания о себе можно встретить во многих его письмах к друзьям и родным. Большинство писем его написано в стихотворной форме. Они имеют удивительно легкий, простой язык, в них практически отсутствуют арабизмы. Основное место в его духовном наследии занимают его высказывания, ставшие в народе крылатыми выражениями. Приведем некоторые из них:
Мирские дела совершайте руками, но не сердцем.
Если человек в первую очередь не стесняется самого себя, грош ему цена.
Мудрый муж – тот, кто властвует над своей женой, делая вид, что подчиняется ей.
Чтобы быть хитрым на 100%, надо стать подлым на 50%.
Несказанное слово находится в нашей власти, сказанное – властвует над нами.
Момент, когда муж обидел жену и оставил ее одну – это первый шаг навстречу шайтану.
Нужно, чтобы борода у некоторых росла не на лице, а на сердце.
Ум человека можно сравнить с едой, а соль для вкуса – это его знания.
У красноречивого есть один недостаток – неумение молчать.
Ночью человек выходит по тем делам, которые не может сделать днем.
Известность – это беда.
Две семьи никогда не уживутся в одном доме, каким бы огромным он ни был.
Умный враг лучше, чем глупый друг.
Несчастен не тот, кого настигли несчастья, а тот, кто во время несчастий не имеет сабр (терпение).
В предсмертный час человек начинает делать то, что больше всего делал в жизни, поэтому поминайте часто Аллаха.
Тот, кто решил жениться, пусть готовит бездонный мешок, куда станет бросать все провинности и ошибки жены.
Мир обветшал бы, не будь глупцов.
Пример мирских благ – это пример тени: когда мы убегаем, она бежит за нами, а если хватаемся за нее – она убегает.
Ум – это то, что меньше всего дано и больше всего нужно на этом свете.
Гордыня – это горе, при котором никто тебя не пожалеет.
Человек не одумается, пока его не обзовут дураком.
Пример сердца – это пример почвы: если нет влаги, зерно не даст всходы, так же и сердце без воздействия угасает.
Ум и мудрый совет, когда мы в нем нуждаемся, находится у других, а когда необходим другим, он есть у нас.
Я ничего не представляю из себя, разве что ношу имя Пророка Мухаммада (алайхи салату ва салам).
Отец дома, как гость, поэтому мать обязана учить своего ребенка.
Высказывания Мухаммада-афанди – это почерпнутые из жизни и опирающиеся на веру мудрости. Каждая фраза – это целая наука, здесь отражен глубокий и тонкий этикет, показывается красота Ислама и порядочность проповедующих его. Здесь проявляются глубочайшие знания алима в области хадисоведения, этики, логики и философии. Мухаммад-афанди оставил большое наследие в духовной поэзии в форме эпистолярного жанра. Даже небольшое наставление сыну у него выходит в стихотворной форме. Самое главное в его письмах – это простота и доброжелательность. В его наставлениях чувствуется спокойная отеческая забота.
В сильсиле накшбандийского и шазилийского тарикатов имя Мухаммада-афанди из Батлуха идёт после имени Мухаммадарифа-афанди. Он оставил после себя несколько совершенных устазов тариката, которые продолжают нести свет истины и наставления мюридам. Мухаммад-афанди долгое время жил в городе Буйнакск. В то время этот город считался центром изучения Ислама, здесь никогда не прекращалось изучение науки.
В основном Мухаммад-афанди помогал тем, кто учились здесь. Это ныне известные шейхи Али-хаджи-афанди из Кулецма, Абдул Джалил-афанди из Караная и ученые – шахид Курамухаммад-хаджи, Сидикил Али-хаджи, Махди-хаджи Мутаилов, Мухаммадрасул-хаджи Саадуев и многие другие. Мухаммад-афанди покинул этот мир в 1995 году в возрасте 80 лет. Зиярат кутбу находится в селении Батлух Шамильского района. Да не лишимся мы бараката великих шейхов и устазов!
Подготовил по материалам публикаций Магомедрасул Омаров
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Махмуд Афанди
Воспитанник Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Великий шейх, Кутб, муршид Накшбандийского тариката Махмуд-афанди, куддисса сирруху, родился примерно в 1810 году в с. Алмало [1].
В молодости он служил писарем у ханов Данияла Султанали и его родственника Гаджи Агабекова. Они восхищались одарённостью и умом Махмуда-афанди, куддисса сирруху.
Вилаятус-Сугра – это первая ступень в достижении уровня любимца Всевышнего. До этой ступени Махмуда-афанди, куддисса сирруху, довел шейх Юнус-афанди, куддисса сирруху.
Шейх Юнус, куддисса сирруху, ему сказал: «Я тебя довёл до моего уровня. Если найдёшь другого шейха, более высокого уровня, иди к нему, под его воспитание, пока не приобретёшь тот уровень, который тебе предписан».
После этого Махмуд-афанди, куддисса сирруху, встретился с Хашимом-афанди из Ямашани, куддисса сирруху, и Хашим пригласил его к себе.
Махмуд-афанди шёл к нему пешком пять дней. Хашим сказал ему: «Ты не дошёл до того уровня, который предписан тебе, и если хочешь достичь этого уровня, можешь стать под моё наставничество».
Махмуд-афанди ответил; «Я очень хотел быть твоим учеником, и я согласен».
Махмуд-афанди говорил: «Я наяву видел Пророка Мухаммада, салляллаху алейхи ва саллям, когда я был в Казани, а сейчас, находясь в Дагестане, я его вижу глазом сердца. Я встретился с рухани пророка Хизри, алейхи ссалям, он научил меня зикру».
Он был воспитанником рухани Пророка Мухаммада салляллаху алейхи ва саллям. Также его воспитывали Юнус-афанди, будучи живым и после смерти, рухани имама Раббани, Мухаммада Масума, Абдулкадыра Джилани, Халидшаха Багдади, Мухаммада Накшубанди, т.е. Махмуд-афанди был увайси [2].
Махмуд-афанди, куддисса сирруху, не боялся никого кроме Аллаха. Перед богатыми и бедными он говорил о дозволенном и недозволенном в Шариате, он не боялся обвинения людей и всегда говорил правду.
Он говорил: «Со мной всегда находится Пророк салляллаху алейхи ва саллям. С правой стороны от меня Халид-шах, с левой стороны – Хаважах Багаудин, вокруг меня шейхи, т.е. их души».
Однажды Махмуд-афанди, куддисса сирруху, с мюридами отправился на зиярат. В дороге было жарко, их мучила жажда. Махмуд-афанди, куддисса сирруху, спросил своих спутников, нет ли сосуда для воды. Кто-то вытащил сито, Maxмуд-афанди, куддисса сирруху, взял его в руки и произнес: «С именем Всевышнего да будет благословенным!», – и велел наполнить сито водой. Сито наполнили водой, и ни одна капля воды не вытекла из него. Все по очереди выпили воду. И только после этого сито начало пропускать воду.
Махмуд-афанди, куддисса сирруху, мог делать таваджух (связь с сердцем) ста мюридам одновременно. Однажды он им сказал: «Будьте здесь, в мечети, поминая Всевышнего, а я пойду домой и сделаю вам таваджух». Через некоторое время, когда Махмуд-афанди, куддисса сирруху, делал таваджух, из мечети стали раздаваться громкие крики.
Лицемеры распространяли о нём ложные слухи. Однажды во сне он увидел, что к нему подошли две чёрные собаки и стали кусаться. Проснувшись, он разбудил жену, отправил её нанять фаэтон и сказал, что до рассвета он должен покинуть это село. На этом фаэтоне они отправились в сторону Астрахани. Когда они проезжали через речку, фаэтон сломался. У Махмуда-афанди, куддисса сирруху, стал светиться палец, и при этом освещении они отремонтировали фаэтон и поехали дальше.
Однажды некий юноша из Астрахани, сын богатого человека, собрался в Хадж. По возвращении из Хаджа его отец пригласил много людей и устроил мавлид. Среди приглашённых был и Махмуд-афанди. Юноша, побывавший в Хадже, увидев Махмуда-афанди, обнял его и расплакался. Все очень удивились этому. Когда его спросили, в чём дело, он рассказал: «Корабль, на котором мы были, тонул. Но пришёл этот человек и спас нас».
В своём завещании Махмуд-афанди, обращаясь к мюридам, сказал:
«Во всех делах и проблемах полагайтесь на Всевышнего; следуйте указаниям прежних, более праведных алимов; критически анализируйте желания и поступки своей души; следуйте Сунне; не тратьте бесполезно ни одного мгновения; будьте милосердными к людям; никому не вредите.
Старайтесь поминать Аллаха и тайно, и явно; не обманывайтесь преходящими благами этой жизни; наставляйте на правильный путь раскаявшихся.
Постоянно поминайте Аллаха; отдаляйтесь от нововведений (бида); сторонитесь таких скверных поступков, как разговоры за спиной других, клевета, грязных мыслей, взгляда на запретных для вас женщин».
Не отрицая необходимости заботы о хлебе насущном и о своей семье, Махмуд-афанди, куддисса сирруху, пишет, что тому, кто любит этот бренный мир, трудно избавиться от лицемерия.
После него как в Азербайджане, так и в Дагестане 12 его халифов (шейхов-преемников) с его разрешения наставляли мюридов на праведный путь. В последние годы жизни Махмуд-афанди, куддисса сирруху, жил в Астрахани и умер там же в 1294 году по Хиджре. Его зиярат в Астрахани и сегодня посещают многочисленные мюриды.
1. – В то время Алмало было на территории Дагестана. Сейчас находится на территории Азербайджана.
2.- Увайси – это муршид, которого помимо его живого наставника воспитали рухани Пророка души великих устазов прошлого.