Кто такой агрегатор в законе о защите прав потребителей
Определен правовой статус и обязанности товарных агрегаторов в Интернете
Определено, что владелец агрегатора несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи с продавцом.
Продавец несет ответственность за исполнение договора, заключенного им с потребителем на основании информации о товаре или продавце, предоставленной владельцем агрегатора, а также ответственность за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар в случае, если иное не установлено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом или не вытекает из существа отношений между ними.
Установлено также, что потребитель вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги). Владелец агрегатора возвращает сумму полученной им предварительной оплаты в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования при одновременном наличии следующих условий:
— товар, в отношении которого потребителем внесена предварительная оплата на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (услуга не оказана в срок);
— потребитель направил продавцу уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением продавцом обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.
Владелец агрегатора обязан доводить до сведения потребителей информацию о себе и продавце (наименование, адрес, режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество (если имеется), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя).
Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.
Кто такой агрегатор в законе о защите прав потребителей
Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 12
1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2 введен Федеральным законом от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
2.1. Владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.
Если иное не предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом (исполнителем) или не вытекает из существа отношений между ними, ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (исполнитель).
Владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге), в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
2.2. Потребитель вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги). Владелец агрегатора возвращает сумму полученной им предварительной оплаты товара (услуги) в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования при одновременном наличии следующих условий:
товар (услуга), в отношении которого потребителем внесена предварительная оплата на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (услуга не оказана в срок);
потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.
Наряду с требованием о возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги) потребитель направляет владельцу агрегатора подтверждение направления продавцу (исполнителю) уведомления об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).
Если иное не предусмотрено условиями пользовательского или иного соглашения потребителя с владельцем агрегатора, уведомление продавцу (исполнителю) об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) может быть направлено владельцу агрегатора, который обязан направить его продавцу (исполнителю).
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
2.3. В случае, указанном в пункте 2.2 настоящей статьи, владелец агрегатора вправе отказать потребителю в возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги) при получении от продавца (исполнителя) подтверждения принятия потребителем товара (оказания услуги) при условии, что копия такого подтверждения была направлена владельцем агрегатора потребителю в течение десяти календарных дней со дня получения владельцем агрегатора требования о возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги). В случае несогласия потребителя с представленными владельцем агрегатора доказательствами принятия потребителем товара (оказания услуги) потребитель вправе требовать возврата суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги) в судебном порядке.
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.
(п. 3 введен Федеральным законом от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
Кто такой агрегатор в законе о защите прав потребителей
С 1 января 2019 года вступили изменения в Закон РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», расширяющий сферу правового регулирования отношений с участием потребителей за счет её распространения на деятельность хозяйствующих субъектов, которые получили законодательное определение «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)».
Агрегатор – электронная торговая площадка, на которой аккумулируются предложения о продаже товаров/услуг различных продавцов. Пример: Ozon, Amazon, Alibaba, eBay, агрегаторы такси (Uber), поиск гостиниц (booking.com), сервисы подбора туров (travel.ru), поиск авиабилетов (aviasales.ru) и т.д.
Продавцы выставляют информацию о продаваемом товаре (услуге); покупатели, выбрав подходящий товар, заключают с продавцами договор купли-продажи (в электронной форме); осуществляется предварительная оплата товара и т.д.
Представление информации
Владелец агрегатора посредством размещения на своих сайте (странице сайта) в Интернет обязан довести до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе):
Кто несет ответственность?
Владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце, на основании которой потребителем был заключен договор с продавцом, несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.
Владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге), в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию, предоставленную продавцом и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (оказания услуг).
Ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце, а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец.
Права потребителя
Потребитель вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги). Владелец агрегатора возвращает сумму полученной им предварительной оплаты товара (услуги) в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования при одновременном наличии следующих условий:
Владелец агрегатора вправе отказать потребителю в возврате суммы предварительной оплаты при получении от продавца подтверждения принятия потребителем товара (оказания услуги).
В случае несогласия потребителя с представленными владельцем агрегатора доказательствами принятия потребителем товара (оказания услуги) потребитель вправе требовать возврата суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги) в судебном порядке.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по месту нахождения ответчика; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Обращаем Ваше внимание, что при возникновении вопросов Вы также можете обратиться:
Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, ул. Амурская, 109, каб. 14, тел.: 26-24-17 (территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю по районам).
Консультационный центр ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае, ул. Ленинградская, 70, каб. 116, тел.: 35-63-34; 35-07-21.
Информация от ведомств
Агрегатор. Новое понятие в «законе о защите прав потребителей»
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», устанавливающий специальное регулирование для деятельности владельцев агрегатора.
Владелец агрегатора – это организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Выражение «товарный агрегатор», или иначе «маркетплейс» (англ. marketplace – место торговли, рынок товаров) используется для обозначения электронной торговой площадки, на которой продавцы выставляют информацию о продаваемом товаре; покупатели, выбрав подходящий товар, заключают с продавцами договор купли-продажи (в электронной форме); осуществляется предварительная оплата товара и т.д. На сегодня наибольшую известность имеют такие маркетплейсы, как Ozon, Amazon, ЯндексМаркет, eBay.
Электронные торговые площадки могут использоваться не только для торговли товарами, но и в иных направлениях коммерции (например, агрегаторы такси (Uber), поиск гостиниц (booking.com), сервисы подбора туров (travel.ru), поисковики авиабилетов (aviasales.ru), новостные агрегаторы и т.д.).
Комментируя Закон об агрегаторах, специалисты отмечают, что агрегатор, по сути, представляет собой посредника между продавцами и покупателями (применительно к торговым агрегаторам (маркетплейсам), между перевозчиками и пассажирами (применительно к агрегаторам такси), между исполнителями и заказчиками (применительно к агрегаторам оказания услуг – поиску гостиниц, ресторанов, туров и т.п.) и т.д. При этом подчеркивается, что владелец агрегатора (правообладатель платформы) несет соответствующую ответственность.
Впрочем, надо иметь в виду, что в некоторых случаях правообладатель платформы может одновременно выступать в роли и продавца, и исполнителя – когда предлагает на своей электронной площадке собственные товары или услуги. Например, на электронной торговой площадке Amazon предлагаются к продаже в том числе товары, которые производит сам Amazon (в частности, планшеты Amazon Kindle Fire, электронные книги Kindle Paperwhite).
В соответствии с новым п. 12 ст. 9 Закона о защите потребителей владелец агрегатора обязан предоставить информацию о своем фирменном наименовании (наименовании) и месте нахождения, режиме работы, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, индивидуального предпринимателя. Такие же сведения должны быть представлены владельцем агрегатора в отношении всех продавцов или исполнителей, зарегистрированных на его электронной площадке.
В силу нового п. 22 ст. 12 «Закона о защите» потребителей владелец агрегатора должен возвратить потребителю сумму предварительной оплаты товара (услуги), если потребителем заявлено такое требование и одновременно наличествуют два условия:
— товар (услуга), оплаченный потребителем, не был передан ему в срок (услуга не оказана в срок);
— потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора в связи с нарушением срока передачи товара.
Помимо перечисленных положений Законом об агрегаторах, в Закон о защите прав потребителей разъяснена ответственность владельцев агрегаторов.
В соответствии с абз. 1 нового п. 21 ст. 12 «Закона о защите потребителей» владелец агрегатора несет ответственность за предоставление недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), если на основании этой информации потребителем был заключен договор купли-продажи или возмездного оказания услуг. То есть владелец агрегатора должен возместить убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе).
Но если информация была неверно указана самим продавцом или исполнителем, владелец агрегатора освобождается от возмещения убытков потребителю.
Список крупнейших сайтов агрегаторов осуществляющих деятельность на территории РФ:
Закон о защите прав потребителей: что нового в 2019 году
Если часто заказываете товары в интернете, это для вас. В 2019 году у агрегаторов информации о товарах появились новые обязанности. А у покупателей этих товаров — больше прав.
Агрегаторы — это сайты, которые собирают и продают товары от разных поставщиков и магазинов. Посетитель приходит на такой сайт и думает, что он покупает у компании с известным именем, а на самом деле — у ИП без склада и имущества.
С компаний, которым принадлежат такие сайты, теперь можно требовать возврата денег, предоставления полной информации и компенсации убытков. Раньше такие претензии нужно было предъявлять продавцу. А еще на агрегаторы можно жаловаться в Роспотребнадзор — он проведет проверку и может оштрафовать их за нарушение ваших прав.
Плашка потребительской грамотности
Ситуация. На «Озоне», «Алиэкспрессе», «Яндекс-маркете» или «Беру» не все товары продает та компания, которой принадлежит сайт. Часть товаров или вообще все товары продают другие продавцы.
Проблема. Можно было прийти на нормальный агрегатор, а купить товар у фирмы-однодневки. Агрегаторы могли об этом не предупреждать.
Решение. Приняли закон, который обязывает агрегаторов сообщать всю информацию о поставщиках и брать на себя часть ответственности:
Агрегатор по-прежнему не отвечает за качество товара. Если что-то привезли сломанным, претензии направляются продавцу.
Что теперь. Если есть претензии к информации о товарах и услугах на «Озоне», «Беру», «Букинге» или другом агрегаторе, можно предъявить претензии агрегатору, а не продавцу. Если агрегатор не реагирует, на него можно жаловаться в Роспотребнадзор.
Как работают агрегаторы информации?
Агрегаторы — это сайты, которые размещают информацию о разных товарах и услугах. Раньше такого термина не было в законе, а теперь есть. Сами себя они еще называют маркетплейсами или платформами, но для посетителя это ничего не меняет.
Многие сайты, где вы привыкли делать покупки через интернет, продают не свои товары, а размещают предложения разных продавцов. Такой сайт — это как бы посредник между покупателями и продавцами. Но посетители часто не знают, кто конкретно продает им платье, крем или телефон. Они приходят на «Озон», «Алиэкспресс» или «Беру» и делают там заказ. Там же оплачивают и ждут доставку. На самом деле на этих сайтах продаются товары разных поставщиков.
Так же работают сервисы по бронированию гостиниц или службы заказа такси. Они тоже попадают под действие нового закона.
Если у покупателей была проблема с качеством или сроками доставки, агрегатор мог сказать: я посредник, а не продавец, какие ко мне вопросы? Кто товар продавал, к тому и обращайтесь. Закон о защите прав потребителей был бессилен: вроде бы вы сделали заказ в крупной компании с известным брендом, а предъявлять претензии приходилось мелкому ИП или ООО с фиктивным директором.
Теперь агрегаторы тоже заставили соблюдать закон о защите прав потребителей. Но у владельцев таких сайтов будут свои обязанности и своя зона ответственности.
Агрегаторы должны размещать и обновлять информацию о продавце товара
Некоторые агрегаторы продают и свои товары, и товары других магазинов. Раньше все это можно было смешать и покупатель толком не понимал, у кого он покупает товар. Теперь у агрегатора есть обязанность: на сайте нужно указывать название поставщика. Можно поставить ссылку на его сайт — потому что многих продавцов знают именно по доменам, а не по субъектам предпринимательства. Например, «Озон» — это ООО «Интернет-решения», «Ламода» — ООО «Купишуз», «Беру» — это ООО «Яндекс-маркет», а «Бонприкс» — это ООО «Директ-каталог-сервис».
Реквизиты самого агрегатора тоже должны быть в открытом доступе.
Если покупаете на сайте-агрегаторе, проверяйте информацию о продавце. Если заметили расхождение, сообщите об этом в службу поддержки. Бывает, что продавец просто не успел заменить информацию, но иногда так работают нечестные магазины, чтобы не отвечать перед вами за сроки и качество.
Агрегатор отвечает за убытки покупателя, но не всегда
Если агрегатор разместит неправильное описание товара, условия продажи или информацию о реальном продавце, а покупатель сделает заказ и получит убытки из-за недостоверной информации, можно требовать компенсацию с агрегатора.
Но есть условия, когда агрегатор не отвечает и претензии все равно придется предъявлять продавцу:
Например, если продавец написал, что доставка бесплатная, а потом потребовал доплатить, отвечать будет продавец. Но если продавец передал агрегатору, что доставка стоит 1500 рублей, а агрегатор почему-то это не указал, спрашивать можно с агрегатора.
Но это еще нужно доказать: магазины могут менять прайс-листы хоть каждый час. Если что-то не сходится, нужно запросить информацию об обновлениях у агрегатора: там все хранится. Или сразу делать скрины. В любом случае всегда можно предъявить претензии напрямую продавцу.
Агрегатор обязан вернуть предоплату
Один из признаков агрегатора — это возможность оплатить товар на его сайте. На самом деле агрегатор переводит деньги продавцу и оставляет себе комиссию. Он зарабатывает не на разнице между закупкой и продажей, а на оказании информационных или логистических услуг. Но вы-то думаете, что платите крупной компании — например, «Яндексу». Хотя на сайте «Беру» продаются товары из небольших магазинов, их на склад «Яндекса» привозят обычные предприниматели, у которых может не быть своего склада, офиса и выставочного зала.
Так вот, теперь, если вы оплатили заказ на сайте агрегатора, то и деньги в случае чего вернет вам именно владелец этого крупного сайта. По закону на возврат отводится 10 календарных дней с момента требования.
Вот при каких одновременных условиях можно требовать деньги с агрегатора:
Подтверждения нужно отправить агрегатору: этот магазин не привез мне платье, вот претензия, что платье больше не нужно, верните деньги.
Отказ от договора купли-продажи, то есть от самого заказа, можно направить не продавцу, а агрегатору. Но тут нужно читать пользовательское соглашение. Если там написано, что отказы надо слать напрямую продавцам, придется соблюсти процедуру.
Если выяснится, что покупатель все-таки получил товар и не отказался от договора, агрегатор может не возвращать деньги. Тогда придется судиться.
На агрегаторы можно жаловаться в Роспотребнадзор
Теперь можно жаловаться и на агрегаторы. Они обязаны отвечать на запросы Роспотребнадзора, пускать проверяющих на свою территорию и выполнять предписания.
Агрегатор не отвечает за качество товаров
Если вам привезли коляску со сломанным колесом, претензии нужно предъявлять не агрегатору, а продавцу. Пункт о проверке качества исключен даже из положения о проверках Роспотребнадзора. Агрегатор отвечает за размещение информации и возврат денег в некоторых случаях. Но он не может отвечать за качество товаров, которые даже не хранятся на его складе.
Как поступать с товарами, которые вы заказывали на сайте крупной компании, а фактически получили от ИП Иванова из Мытищ, читайте в пользовательском соглашении или оферте. Лучше делать это до оформления заказа.
Не все маркетплейсы попадают под действие закона
Не каждый сайт, который размещает информацию о товарах разных продавцов, будет нести ответственность за информацию. В определении агрегаторов указано, что это сайты, на которых можно оформить заказ и оплатить покупку. Оплата возможна не на всех порталах такого типа.
Например, на «Яндекс-маркете» нельзя заказать и оплатить товар. Там размещена только информация о предложениях магазинов с ценами и условиями. Оформлять заказ нужно на конкретном сайте. Раньше на «Яндекс-маркете» была программа для заказа, но потом создали «Беру» и программу свернули. Сайт market.yandex.ru — это не агрегатор с точки зрения нового закона. Жаловаться на него в Роспотребнадзор из-за недостоверной информации бесполезно — жалуйтесь на магазин. Хотя иногда все решается жалобой в сам «Яндекс-маркет»: это работает даже быстрее, чем официальные претензии и суды.
Касается ли новый закон работ и услуг?
Новый закон касается только товаров и услуг. А тех, кто заказывает какие-то работы, он не защищает.
Товар — это то, что можно купить и потрогать. Например, коляска, корм для собаки или квадрокоптер.
Услуга — это какой-то процесс. Например, доставка еды, поездка на такси, обучение английскому или бронирование гостиницы.
Работа — это когда что-то делают для достижения конкретного результата. Например, строят дом или бурят скважину.
Но агрегаторы товаров и услуг включили в закон о защите прав потребителей, а агрегаторы для заказа работ — нет. Учтите это, если будете заказывать в интернете ремонт смесителя или монтаж натяжного потолка. Может оказаться, что разрекламированный сайт, на котором предлагаются такие работы, — всего лишь посредник и ни за что не отвечает.