Кто такой академик янгель
Отец «Сатаны» и конкурент Королева.Что нужно знать об академике Янгеле
106 лет назад родился Михаил Янгель, входивший в тройку главных конструкторов советских ракетно-космических комплексов наряду с Сергеем Королевым и Владимиром Челомеем. Он создал «Сатану» – одну из мощнейших межконтинентальных ракет. Что нужно знать об основателе целого направления в производстве баллистических ракет – в материале «Футуриста».
Что известно о Янгеле?
Что он изобрел?
Двухступенчатая ракета Р-16, которая должна была базироваться в шахте, была одной из самых ожидаемых в СССР, так как она была призвана заменить устаревшую и малочисленную Р-7. После двух неудачных испытаний конструкторы усовершенствовали ракету, и к 1965 году было произведено около 200 ракет.
Статья по теме
Самой известной ракетой Янгеля является Р-36М дальностью 11000—16000 км, которую в США прозвали «Сатаной». Эта тяжелая ракета могла доставлять на орбиту крупные аппараты (8800 кг), а также использоваться в боевых целях. В ней впервые использовался минометный старт. Ракета выталкивается из герметичного контейнера с выключенным двигателем с помощью пороховых газов, отклоняется с помощью порохового ускорителя, и лишь после этого включается маршевый двигатель. Эта технология стала единственным решением, позволившим запускать ракеты с борта подводной лодки в подводном положении. Янгель начал работу над ракетой в 1969 году, а завершил ее уже после смерти академика его соратник и ученик – Владимир Уткин.
Также Янгель работал над созданием космических ракет-носителей «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ и космических аппаратов («Космос», «Интеркосмос», «Метеор» «Целина»).
А трагедии при запуске его ракет случались?
Взрыв на стартовой площадке Р-16 24 октября 1960 года
К сожалению, да. В 1960 году произошла катастрофа при подготовке к первому испытательному пуску Р-16, в которой погибло 74 человека. Еще несколько человек скончались впоследствии от ожогов и отравления угарным газом. Михаил Янгель был назначен техническим руководителем испытаний.
Статья по теме
Какие отношения были у Янгеля с Королевым?
Весьма натянутые. Королев называл высокие и тонкие ракеты Янгеля «карандашами» и сомневался в их пригодности к полету, так как сам работал со сжиженными компонентами. Тем не менее, он вступился за коллегу при расследовании причин Неделинской катастрофы. По воспоминаниям инженера Бориса Губанова, Хрущев позвонил Королеву и спросил: «Что делать с Янгелем?» Главный Конструктор ответил: «Это могло случиться и у меня – новая техника. »
А какое отношение Янгель имеет к советской лунной программе?
Он, наряду с Королевым и Челомеем, разрабатывал сверхмощный носитель для полёта на Луну. Однако из-за плохой координации лунной программы конструкторские бюро были не соратниками, а соперниками. Каждое КБ стремилось доказать, что его проект дешевле. Это стало одной из причин провала советской лунной программы.
Как Янгель переживал неудачи?
Очень тяжело. После Неделинской катастрофы его сразу же вынудили отчитываться перед властями и работать в комиссии по расследованию причин случившегося на полигоне. Напряженная работа, физические и психологические травмы, полученные во время аварии, довели его до инфаркта (второго в его 49 лет). Дочь Янгеля Людмила вспоминает, что в больнице академик, с трудом удерживая карандаш в обожженных руках, рисовал план стартовой площадки и снова и снова пересказывал события, предшествовавшие аварии. Впоследствии Янгель перенес еще два инфаркта, упорно продолжая работу над проектами. Пятого академик вынести уже не смог. Михаил Янгель умер в свой 60-й день рождения.
Это же в честь Янгеля назвали станцию московского метро?
Да, и не только станцию. Его именем названы улицы в различных городах России, Казахстана и Украины, несколько стипендий в технических университетах, а также астероид, кратер на Луне и пик на Памире.
Михаил Кузьмич Янгель, академик: биография, известные проекты, награды и звания, память
Ранние годы
Михаил появился на свет в 1911 году в небольшой деревне Зырянова на территории современной Иркутской области. До нашего времени она не сохранилась, так как была затоплена при строительстве Усть-Илимского водохранилища. Рос в многодетной семье, всего у его родителей было 12 детей.
После окончания шестого класса герой нашей статьи переезжает в Москву к брату Константину. Учась в гимназии, начинает параллельно подрабатывать в местной типографии курьером. После окончания ФЗУ трудится помощником мастера на текстильной фабрике имени Красной армии и флота в Подмосковье. При этом учится на рабфаке.
Образование
В 1931 году Михаил Кузьмич Янгель становится студентом Московского авиационного института. В 37-м он получает диплом по специальности «Самолетостроение».
На этом он решает не ограничивать свое образование, в 1950 году заканчивает академию авиационной промышленности.
Карьера на производстве
Новое направление
В биографии Михаила Янгеля большую роль играют передовые разработки, в которых он принимает участие. Считается основоположником направления в ракетной технике, которое базируется на автономной системе и использовании высококипящих компонентов топлива. Это значительно повышает боеспособность ракет.
Им были организованы исследования в области баллистики, аэродинамики, материаловедения, занимался различными проблемами ракетной отрасли. Академиком Янгель становится в 1966 году, за несколько лет до этого получает степень доктора технических наук.
Герой нашей статьи умер в октябре 1971 года после пятого инфаркта. Находится могила М. К. Янгеля на Новодевичьем кладбище.
Сотрудничество с Королевым
Работая вместе с Королевым, Академик Янгель создает лучшие в стране боевые ракеты. То есть берет на себя ответственность по обороне страны, а Сергей Павлович получает возможность сконцентрироваться на космических разработках.
Одним из главных достижений ученого Михаила Янгеля была межконтинентальная ракета Р-16. Создать нечто подобное по характеристикам никому не удавалось, даже Королеву.
На протяжении тех лет, в которые он возглавлял КБ «Южное», его основной задачей было создание межконтинентальных боевых ракет. Тем не менее, больших успехов он добился и в области создания космических аппаратов.
Его ракета средней дальности Р-12 становится выдающимся дебютом, заложив на будущее основы двойного использования ракет в КБ «Южное». В марте 1962 года на орбиту удается вывести космический аппарат ДС-2. Это первый спутник, разработанный в КБ «Южное». Его официальное название «Космос-1». Он становится первенцем обширной программы одноименных межзвездных исследований.
В будущем Михаил Кузьмич постоянно придерживался стратегии производства «изделий двойного назначения». Например, таким задумывался проект сверхтяжелой ракеты Р-56. Однако в результате предпочтение было отдано проекту Королева, который провалился. Если бы все пошло иначе, возможно, советская экспедиция на Луну все же состоялась бы.
Полет на Луну
Известно, что советское правительство после успешного полета Юрия Гагарина в космос, готовилось отправить экипаж и в экспедицию на Луну. Об этом рассказывал генеральный директор завода «Южмаш» Александр Макаров.
По его словам, было принято решение начать подготовку экипажа к полету совместно с академией наук. Выполнение этой миссии возложили на конструкторское бюро Королева, который прекрасно осознавал, что для совершения такого полета потребуется создать новую ракету. Тогда он и задумал мощную ракету Н-1.
При этом он понимал, что его конструкторскому бюро в одиночку эту задачу не решить. Для работы были привлечены другие производственные базы и организации, в первую очередь, ОКБ академика Янгеля. При этом было известно, что между учеными давно испорчены отношения, они никогда откровенно не ссорились, но часто крепко спорили, при этом каждый оставался при своем мнении. Оба многому научились друг у друга, достигли выдающихся результатов по своим направлениям, сложно было отдать первенство кому-то одному.
Сообщают, что Королев долго взвешивал все за и против, прежде чем предложить Янгелю сотрудничество. Макаров рассказывает, что Королев как-то позвонил ему по правительственной связи, начав выяснять, как обстоят дела в конструкторском бюро. Наконец, Сергей Павлович коснулся темы Янгеля. Макаров сразу подчеркнул, что у него с Михаилом Кузьмичем прекрасные отношения, а пойти он за ним готов хоть на край света.
После переговоров с Михаилом Кузьмичем Макаров отмечает, что тот выслушал это предложение без особого энтузиазма, но на встречу с Королевым согласился. Вскоре Сергей Павлович сам приехал в Днепропетровск, обошел завод, посетил сборочные цеха. Чувствовалось, что предприятие изменилось настолько сильно, что он его практически не узнавал. Королев был приятно удивлен произошедшими переменами.
После этой экскурсии состоялось переговоры, посвященные новой работе. На второй день Королев встретился с Янгелем и его ближайшими помощниками. Гость из Москвы рассказал о проекте полета на Луну, о своей тяжелой ракете Н-1 и посадочном блоке, который будет необходим для лунного корабля. Его и предполагалось создать на базе Днепропетровского предприятия. Обсуждение идеи шло крайне оживленно, все проявляли взаимный интерес. В результате идеей отправить советских космонавтов на Луну заинтересовался даже Янгель. Он не возражал взять на себя разработку посадочного блока для лунного корабля. В результате об этом был подписан соответствующий документ.
О Янгеле-руководителе
Многие подчиненные с теплотой отзываются о времени, когда работали под руководством Янгеля. Например, экс-президент Украины Леонид Кучма, когда выступал на Международном конгрессе астронавтики, признался, что сам чаще всего вспоминает не годы руководства заводом «Южмаш» и КБ «Южное», а десятилетие, которое он провел под началом Янгеля.
И по его воспоминаниям, у того были непростые отношения с Королевым. Это было не обычное соперничество двух гениев, у каждого из которых собственные амбиции, а столкновение двух космических философий, двух разных дорожных карт движения в космос. Каждая из которых казалась своему творцу единственно правильной. Оба искали решения, каждый находил свое. Благодаря высококипящим компонентам Янгеля и низкокипящим компонентам Королева, на орбиту вышли сотни советских космических объектов.
Отзываясь о его смерти в возрасте всего 60 лет, Кучма вспоминал, что Янгель всегда работал, не щадя себя. Он жил без оглядки, растрачивая свою энергию, ни о чем не беспокоясь. Многие годы провел в необжитой тайге на космодромах, стойко перенес четыре инфаркта, только после пятого его сердце остановилось окончательно.
В 1960 году он уже оказывался на грани гибели, когда чистая случайность уберегла его от смерти во время взрыва на старте его первой баллистической межконтинентальной ракеты. Тогда погибли около ста человек, находившихся на стартовой площадке. Среди них были маршал Неделин, испытатели, конструкторы, сотрудники сразу нескольких конструкторских бюро, военные. Янгель тогда спасся только благодаря тому, что вышел покурить. Он остался жив, но память о трагедии навсегда засела в его сердце.
Секретная работа
Из-за того, что практически все проекты, над которыми он работал, были засекречены, его имя впервые появилось в прессе только на следующий день после смерти. По иронии, первым, что сообщили о нем миру, стала новость о его смерти. При жизни он был совершенно неизвестен, а после кончины к нему пришла запоздалая популярность, признание заслуг.
Разработанный под его руководством «блок Е» в результате оказался единственным элементом пилотируемой лунной программы Советского Союза, который удалось довести до ума. Часть работ, которые были возложены на Королева, реализовать не удалось. Спустя годы эти наработки не потеряли своей актуальности. Современники верят, что пилотируемые полеты на небесные тела еще впереди. Поэтому лунный модуль, разработанный Янгелем, еще, возможно, пригодится когда-то в будущем.
Создатель «Сатаны»
В наши дни Янгель известен, прежде всего, как создатель советского стратегического комплекса ракет третьего поколения Р-36М. Американцы его окрестили Сатаной.
Это самые мощные из всех баллистических межконтинентальных ракет. Они не имеют аналогов среди зарубежных комплексов ни в одной стране мира.
Комплекс предназначен для поражения целей любого типа, даже защищенных современными средствами противовоздушной обороны. Он может применяться в боевых условиях даже при многократном ядерном воздействии.
Оценка заслуг
Награды и звания Михаила Янгеля подтверждают, что его заслуги были оценены по достоинству. Он был дважды героем Социалистического труда (в 1959 и 1961 годах), получил Государственную и Ленинскую премии.
Также имеет четыре ордена Ленина, медали, орден Октябрьской революции.
Память
Сегодня хранится память о Михаиле Янгеле у всех, кто хоть как-то связан с космической отраслью. В поселке Березняки в Иркутской области открыт его дом-музей. В этом же регионе его имя носят школа, историко-художественный музей.
Имя Янгеля носит конструкторское бюро «Южное» с 1991 года. На Луне его именем назвали кратер и астероид, а также пик на Памире.
Имя конструктора носят улицы в Москве, Днепропетровске, Киеве, Виннице, нескольких населенных пунктов Иркутской области, Байконуре, Братске, Мирном, Красноармейском, Знаменском. На Серпуховско-Тимирязевской линии столичного метрополитена открыта станция «Улица Академика Янгеля». Бюсты ученому установлены на Байконуре, в Днепропетровске, а также на космодромах «Плесецк» и «Байконур».
«А вы почему остались в живых?» О Михаиле Янгеле, соратнике и оппоненте Сергея Королёва
Мы в советское время не знали ни про С. П. Королёва, до его кончины, ни, конечно же, про М. К. Янгеля, заместителя, а потом и директора Королёва в «том самом» ракетном КБ в Калининграде Московской обл. Когда на рубеже 1980-х имя Янгеля было присвоено Харьковскому институту радиоэлектроники (ныне ХНУРЭ), в котором автору этих строк привелось учиться на радиотехническом факультете, мы недоумевали: а кто же такой этот самый Янгель?
И сегодня пишут: «Если имена первого космонавта Юрия Гагарина и главного конструктора космических кораблей Сергея Королёва известны всему миру, то имя создателя первых управляемых баллистических ракет Янгеля чаще упоминается в специальной литературе, а увековечено лишь в тех местах, что связаны с его деятельностью».
7 ноября исполняется 110 лет со дня рождения создателя лучших в мире боевых ракет академика Михаила Янгеля, легендарность которого такова, что на Западе утверждали, будто Янгель – немецкий ракетчик, украденный спецслужбами СССР у знаменитого Вернера фон Брауна, нацистского ракетостроителя, после краха Третьего рейха вывезенного американцами в США.
Но иркутяне соврать не дадут, они-то помнят и гордятся тем, что Михаил Кузьмич Янгель, ученый и конструктор в области ракетно-космической техники, академик АН СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961), лауреат Ленинской и Государственной премий родился в Иркутской губернии, в деревне Зырянова, в 1911 г.
Издалека ведется и его связь с Южной Русью: дед будущего академика Лаврентий Янгель – потомок запорожских казаков – жил на Черниговщине в деревне Рыжики. Это почти на границе нынешних Украины с Беларусью. Лаврентий горячий был казак: когда пан забрал у него жену, он поджег панские строения и получил «восемь лет каторги на Ленских золотых приисках и вечное поселение в Сибири. Так Янгели стали сибиряками. Родители Янгеля поселились на берегу Илима в деревне Зырянова, у них было 12 детей».
Интересно посмотреть, какой путь штудий и учений прошел крестьянский сын из многодетной семьи, будущий выдающийся конструктор. После Зырянской школы учился в Нижнеилимском высшем начальном училище, а в 1924 г. переехал в поселок Куйтун Иркутской области, где жил у тети.
Уже комсомольцем в 1926 г. переехал в Москву к своему старшему брату Константину, который учился в университете. Приходилось совмещать учебу с работой на заводе стеклографии. Затем – на фабрике тканей в Красноармейске. Михаил окончил школу ФЗУ, в 1931 году двадцатилетним был принят в ряды Коммунистической партии и направлен на учебу в МАИ, где учился отлично, был секретарем комитета комсомола института.
Еще студентом, в 1935 г. поступил на работу в авиационное КБ Николая Поликарпова, который стал руководителем его дипломной работы «Высотный истребитель с герметичной кабиной», прозорливо видя в студенте черты характера и судьбы М. Ломоносова.
В конструкторском бюро знаменитого Поликарпова Янгель проработал почти десять лет, дошел до должности помощника главного конструктора, участвовал в проектировании и создании истребителей И-16, И-180, И-185, модификаций По-2 и др.
В 1938 г. Янгель с группой ведущих авиационных специалистов ездил в служебную командировку в США.
В годы Великой Отечественной войны работал на заводе, выпускавшем боевые истребители. В 1948 г. поступил в Академию авиационной промышленности, после окончания которой с отличием в 1950 г. стал заниматься разработкой ракетно-космической техники в НИИ-88 в КБ Королёва.
О ракете Р-11, первой в Союзе, двигатель которой работал на азотной кислоте и керосине, дочь академика Людмила Янгель рассказала: «Отец и когда стал директором НИИ-88, тоже продолжал ее курировать. Кстати, это единственная ракета, у которой значатся два главных конструктора – Янгель и Королёв. Она очень долго стояла на вооружении. Спор между отцом и Сергеем Павловичем был сугубо технический. У одного – кислота, у другого – кислород. Отец за автономную систему управления, Королёв – против. Потом, когда они уже разошлись, решали разные задачи».
И вот личный «узел» Янгеля, связавший его на всю оставшуюся жизнь с Украинской ССР: в апреле 1954 г. М.К. Янгель был назначен главным конструктором особого конструкторского бюро «Южный» в Днепропетровске (ОКБ-586).
Лаконичный справочник гласит: «Творческий коллектив КБ “Южное”, который возглавлял М.К. Янгель, вместе с кооперацией смежников создал несколько поколений высокоэффективных боевых ракетных комплексов и космических систем, многие решения по которым были пионерскими, внес большой вклад в укрепление могущества и обороноспособности страны.
На базе мощных и эффективных боевых ракет Р-12, Р-14, Р-16, Р-36 в Советском Союзе были созданы Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), которые стали основой ракетно-ядерного щита страны. Созданы ракеты-носители “Космос” и “Космос-2”, различные типы космических аппаратов военного, научного и народнохозяйственного назначения, запущены на орбиту первые спутники серии “Космос” и “Интеркосмос”, которые положили начало международному сотрудничеству в области освоения космического пространства».
22 июня 1957 г. состоялось первое успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Как отмечают специалисты, «новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км).
Но уже в июне 1960-го на полигоне прошли успешные испытания следующей системы янгелевского КБ – ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).
Янгель со своим КБ опередил Королёва на два года.
Однако многим памятно трагическое событие (тогда о нем не сообщалось): 24 октября 1960 г. во время выполнения предстартовых работ, за четверть часа до первого испытательного пуска ракеты Р-16, первой межконтинентальной ракеты Янгеля, произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени, и ракета взорвалась на стартовой площадке. При огненном взрыве сгорели около ста (данные рознятся) человек, среди них – Главком ракетных войск, Главный маршал артиллерии М. Неделин и большая группа ведущих специалистов КБ.
Сам Янгель и еще несколько человек чудом остались живы, поскольку, как свидетельствуют, «отошли покурить». Тогда 49-летний Михаил Кузьмич, обгоревший, слег с первым инфарктом, сильно переживая гибель сотрудников, саму катастрофу, вопрос Хрущева и упреки вдов: «А вы почему остались в живых?»
Первый успешный запуск СС-7 был осуществлен через четыре месяца, 21 февраля 1961 г. Что позволило СССР в октябре 1962-го предпринять попытку размещения на Кубе 24 пусковых установок ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5. Это привело к возникновению геополитической напряженности, известной как «Карибский кризис».
Кстати, академик посмеивался, когда вспоминали известное высказывание Хрущева после посещения янгелевского КБ в Днепропетровске: «Делаем ракеты как сосиски, на автомате».
К 1965–1966 гг. относят и пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4 и СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты, размещенные в Западной Европе.
Историки отечественного ракетостроения пишут: «Именно в КБ М.К. Янгеля в 1960-х начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая – на жидком.
В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений. Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый “минометный старт”: ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете».
Решение М.К. Янгеля о переходе на такой тип старта было вполне революционным, опередившим «наших партнеров» из США на пять лет.
С середины 1960-х КБ «Южное» стало проектировать и создавать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) четвертого поколения – РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18). Именно эту ракету в США начали называть «сатаной».
В ней были воплощены нетривиальные конструкторские находки, которые родились в трудной творческой полемике в среде ведущих специалистов «Южного»; Янгель даже уволил своего давнего коллегу, главного конструктора шахтных пусковых установок Е.Г. Рудяка, который впоследствии назвал те конструкторские решения Янгеля чудом.
В известном Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанном 31 июля 1991 г. между СССР и США, имелся специальный пункт, согласно которому Советский Союз вдвое сокращал количество тяжелых баллистических ракет СС-18.
Благодаря Горбачеву американцы осуществили свою давнюю мечту о ликвидации СС-18, так как это была единственная система, обеспечивающая гарантированный ассиметричный ответ с нашей стороны, невзирая на декларирование США непробиваемости своей системы СОИ.
Только сотня таких ракет, по оценкам экспертов США, способна вывести на орбиту не только 1000 боеголовок индивидуального наведения большой мощности, но также и 100 000 ложных целей.
СС-18, классика боевого ракетостроения, признанная самой мощной МБР в мире,
стала последней работой Михаила Янгеля. Последний год он очень тяжело болел. Сказались последствия пяти (!) инфарктов, огромной ответственной работы: выдающийся конструктор скончался 60-летним, 25 октября 1971 г., прибыв в министерство, где его должны были чествовать как юбиляра.
Похоронен академик на Новодевичьем кладбище.
Президент АН СССР М.В. Келдыш сказал: «Советская наука, наша страна обязаны академику М.К. Янгелю развитием новых направлений науки и техники, созданием замечательных образцов совершеннейших конструкций, что внесло громадный вклад в укрепление могущества нашей Родины».
Именем академика Янгеля были названы школа, а также океанский лайнер-сухогруз, спущенный на воду судостроителями Херсона в 1972 г. На Памире есть янгелевский пик. Имя академика Янгеля носят улицы в московском Чертанове, Киеве, Днепропетровске, Байконуре, Братске и Железногорске, поселок в Иркутской области, астероид и кратер Луны.
Отрадно, что не попало под волну новейших украинских переименований «Конструкторское бюро “Южное” им. М.К. Янгеля» в Днепропетровске (ныне Днепр).
На здании МАИ в 1972 г. была установлена мемориальная доска с надписью: «Пусть в этой жизни у нас были ветры и бури, грозы и штормы, но сумели мы все-таки пройти сквозь все эти невзгоды… Пусть отведенные нам природой остальные годы будут без бурь и штормов, но обязательно в борьбе за счастье простых людей, за счастье наших детей и внуков. (М.К. Янгель)».
К Янгелю приложимы эпитеты с превосходными степенями: талантливый, выдающийся, гениальный. Воистину, ушедший от нас полвека назад Михаил Янгель обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас. По-видимому, время его славы – впереди.