Кто такой аккаунт директор
Кто такой аккаунт директор
Первый блок — менеджмент подчиненных, основная функция аккаунт-директора. В подчинении обычно от трех до семи аккаунт-менеджеров.
Второй блок — самостоятельное ведение или поддержка ключевых клиентов. Некоторые клиенты закрепляются за аккаунтами и остаются с ними в любой должности. Так их ведут, в особенности, если клиенты сложные или большие. Есть кейсы, когда клиенты переходят за аккаунт-менеджером в другое агентство.
Третий блок — контроль продакшена. Это может быть продакшен чего угодно — от баннеров до создания корпоративных порталов, от создания объявлений в контекстной рекламе до съемки ролика для телевидения. Отдел аккаунтов отвечает перед клиентом, поэтому также замотивирован, чтобы все задачи выполнялись в срок. Таким образом аккаунт-директор проводит контроль на верхнем уровне.
Четвертый блок — это финансовый результат. Аккаунт-директор управляет бюджетом, следит, чтобы с одной стороны бюджет распределялся максимально эффективно, с другой стороны, чтобы проект все еще приносил прибыль агентству.
Таким образом, аккаунт-директор должен обладать четырьмя ключевыми компетенциями: менеджмент команды, управление проектом, финансовая грамотность и клиентоориентированность.
Client Services Director — парламентер. Тот, кто соблюдает интересы двух бизнесов и ни с кем не ссорится. Кроме этого, он вдохновляет. Ведет команду вперед, мотивирует, организует и обеспечивает результат. Он несет ответственность примерно за все: за финансовый результат, продукт и цветы на день рождения клиента.
Сегодня CSD должен быть не только хорошим управленцем и уметь принимать политические решения, но и неплохо владеть матчастью. Поэтому, если вы не можете просто схантить уже состоявшегося специалиста из конкурента, искать его нужно среди носителей прикладных профессий. Например, неплохими CSD могут быть руководители производственных вертикалей. В digital-сфере: production director, media director, трафики креативных отделов. Все, у кого есть команда в подчинении и внутренний клиент, т.е. клиентский сервис. Им легко экстраполировать уже привычную модель на внешнего клиента. Но тут нужна особенная мотивация, поскольку репутация должности CSD на рынке, к сожалению, уже несколько лет оставляет желать лучшего.
На что обращать внимание на собеседовании — для меня это очень индивидуальный вопрос. Всегда смотрю просто на адекватность. Сюда входит большая совокупность параметров — от того в чем человек пришел на интервью, до реакции на вопросы без правильных ответов: «за что вы дадите бонус X2 джуниору из вашей команды», «кого из исторических персонажей вы взяли бы с собой на следующее Измени Сознание», «сколько стоит содержание команды из 22 человек на год». Если вам близко то, как рассуждает кандидат, значит это ваш человек.
Ирина Мирзоева, COO Digital One в Mindshare Russia
Аккаунт менеджер — кто это, какие у него обязанности и сколько он зарабатывает?
Аккаунт менеджер относится к новым профессиям, ведь в Россию эта должность пришла только в конце 20 века. Большинство людей считают, что данный специалист работает с активными продажами, что является проблемной деятельностью. Однако работник общается с уже готовыми клиентами, организует бизнес-прессы компании и иногда занимается документацией.
Вы можете встретить специалистов с зарплатой более 1 миллиона рублей за месяц, ведь такие люди отвечают за всю прибыль компании. Конечно же, обычному работнику будут платить в среднем 20-40 тысяч, но достичь этой суммы можно без большого опыта работы, что и привлекает людей.
И всё же, аккаунт менеджер – кто это? Почему любая компания нуждается в нём? Какие обязанности выполняет специалист по ключевым клиентам? Всё это вы узнаете в статье.
Содержание статьи:
Аккаунт менеджер – объяснение простыми словами
Постоянными клиентами дорожит любая организации, ведь они приносят стабильную выручку и являются «ходячей» рекламой, рассказывая о компании знакомым, друзьям, родственникам. Для удержания таких потребителей требуется менеджер, который будет продумывать различные стратегии для удовлетворения желаний потребителя.
По-другому аккаунт менеджеров называют специалистами по работе с клиентами. Однако это не только работники «подвальных» производств, ведь такие люди могут заключать миллиардные сделки с огромными корпорациями, поэтому опытные специалисты ценятся на вес золота.
В целом, менеджер должен развивать и удерживать определённую часть активной клиентской базы, причём это может быть как инициация продаж, так и реагирование на запрос клиента (сервисные центры, рекламные агентства).
Какими качествами должен обладать аккаунт менеджер
Аккаунт менеджер – обязанности
Задачи специалиста зависят от специфики компании. Если нельзя инициировать продажи, а только реагировать на возникающие проблемы клиентов (например, ремонт техники), то алгоритм работы достаточно прост: принять обращение клиента, понять проблему и предложить решение, следить за выполнением работ, получить обратную связь и оплату от клиента, оформить документацию и сделать отчёт.
Специалисты «быстрого реагирования» не считаются оплачиваемой вакансией, ведь тут менеджер является посредником, который следит за качеством обслуживания клиента. Работодатели пытаются снизить затраты, из-за чего в век информационных технологий многие компании поручают данную обязанность автоматизированным системам и роботам.
Противоположная модель – инициация продаж. В данной ситуации менеджер полностью влияет на прибыль и дальнейшее развитие компании. Работодатель ставит две задачи: увеличение продаж с определённой группой клиентов и их удержание. По такой схеме работать намного сложнее, ведь нет определённого алгоритма и для каждого покупателя нужен индивидуальный подход.
Зарплаты у инициаторов выше в 5-10 раз, ведь именно они являются «генераторами» денег для фирмы. Причём менеджеры не работают с любыми клиентами. Им дают определённую базу клиентов, которую нужно развивать, за счёт чего они называются «фермерами».
Примерный список того, что делает аккаунт менеджер:
Обязанности не ограничиваются вышеперечисленным списком. Чем масштабнее компания, тем больше требований и задач у специалиста.
B2B и B2C аккаунт менеджер – кто это
В современном бизнесе существует несколько видов рынка, которые отличаются субъектом продаж и стратегией маркетингового продвижения. Стоит немного поведать о данных взаимоотношениях, а после переходить к конкретным обязанностям различных менеджеров.
B2B (бизнес для бизнеса) – схема взаимоотношений, в которой другая организация является клиентом. То есть один предприниматель пытается продать товар или услугу другому предпринимателю. Компания-покупатель использует купленный продукт для заработка. К такому виду взаимоотношений относят, например, деревообработку, машиностроение, консалтинг.
B2C (бизнес для потребителя) – взаимоотношение предпринимателя и покупателя. Покупки совершают конечные потребители, которые будут использовать товар для себя. К таким организациям относят супермаркеты, магазины книг и т.д.
Если сказать коротко и ясно, то B2B – оптовая торговля товарами, B2C – розничная продажа. Некоторые компании могут работать как на опт, так и на розницу, однако аккаунт менеджеры работают только с чем-то одним.
Стоит рассказать об отличиях двух видов менеджеров:
Требований к B2C меньше, чем к B2B, поэтому на такую работу сгодится любой человек без образования, ведь действовать нужно по готовому алгоритму.
Аккаунт-менеджер: обзор, зарплата и обучение профессии 🤝
Содержание
Работа аккаунт-менеджеров кроется во взаимодействии с клиентами при организации продаж с целью наращивания объемов реализации товаров/услуг. Сегодня спрос на таких специалистов только увеличивается, а их количество на рынке труда ограничено в силу новизны профессии.
💼 Должностные обязанности
Основной задачей аккаунт-менеджера является организация взаимодействия между компанией и ее клиентами. Именно он занимается сбором и аккумулированием клиентских запросов с доведением их до других подразделений компании с целью их последующего удовлетворения. От данного специалиста требуется удержать и по возможности расширить клиентскую базу. Одновременно он может продвигать различные услуги, оказываемые клиентам дополнительно.
Аккаунт-менеджер должен создать условия, при которых клиент будет иметь максимум комфорта при взаимодействии с компанией. Индивидуальная забота об интересах каждого человека, вот основная цель существования account-менеджера в штате компании. Он призван удержать клиента за счет уровня предоставляемого сервиса обслуживания.
Потребность в таких специалистах существует в различных областях, но наибольшее распространение они получили в рекламных и PR-компаниях, в области оказания digital-услуг и IT-компаниях. При этом считать их менеджерами по продажам или проектам неправильно, они в большей степени посредники и контролеры, чем непосредственные исполнители.
📊 Востребованность на рынке труда
С учетом относительной новизны данного направления, в России пока не существует большого числа подготовленных аккаунт-менеджеров, тем более, обладающих большим практическим опытом работы. По данным статистики по стране требуется не меньше 6 тысяч подобных специалистов, причем большинство из них хотят видеть в Москве. Именно в столице первыми зарождаются все тренды. Некоторые работодатели предлагают удаленный формат работы, поэтому претендовать на такую вакансию можно вне зависимости от региона проживания.
🗓 График работы
В большинстве случаев деятельность аккаунт-менеджеров связана с нахождением в офисе по графику пяти- или шестидневной рабочей недели. Связано это с необходимостью принимать клиентов, обращающихся в компанию, выслушивать их пожелания, вникать в детали, то есть взаимодействовать лично.
Возможна и удаленная работа, при этом общение с клиентами ведется дистанционно через электронную почту, сервисы видеосвязи и другие IT-продукты, а личные встречи проходят периодически или отсутствуют вовсе. Не исключены и варианты фриланса, когда отношения с работодателем строятся под реализацию конкретного проекта.
По статистике в пределах 75-80% всех вакансий на должности account-менеджера предполагают полную занятость, около 17% рассчитаны на удаленную работу, а до 5% предполагают работу в рамках конкретного проекта.
💵 Уровень зарплат
Зарплаты у новичков начинаются от 40 тысяч рублей, а специалистами, имеющие за плечами больше года работы по профессии, уже получают в пределах 75-80 тысяч рублей. Те же, кто уже в аккаунт-менеджменте больше трех лет, вполне реально ежемесячно получать от 100 тысяч рублей и выше.
При этом размер оплаты труда во многом зависит от региона трудоустройства и предложенного человеку формата работы.
👍 Преимущества профессии
Любая деятельность имеет как свои сильные стороны, так не может обходиться и без недостатков. В полной мере это характерно и для account-менеджеров.
Среди преимуществ необходимо выделить:
👎 Недостатки профессии
Недостатками работы аккаунт-менеджеров являются:
🧠 Навыки для работы
Основным требованием к представителям данной профессии является коммуникабельность и умение налаживать взаимоотношения с любыми людьми. Кроме того, потребуется уметь:
Таким образом, узкоспециализированные навыки, требующие длительного обучения, при устройстве на должность аккаунт-менеджера не требуются.
🤓 Личные качества
С учетом необходимости постоянного взаимодействия с другими людьми, для профессии аккаунт-менеджера требуется не только наличие знаний, но и определенных личных качеств:
В первую очередь такая должность подойдет общительным людям, способным находить выходы из любых ситуаций, сглаживать острые моменты, оперативно принимать решения в тех или иных ситуациях, принимая на себя ответственность.
🎓 Как выучиться на аккаунт-менеджера
С учетом новизны данного направления работы, российские ВУЗы пока не способны предложить программы обучения для подготовки account-менеджеров. Несколько проще ситуация для тех, кто ранее уже прошел обучение на маркетолога или менеджера, так как данные направления деятельности являются смежными.
Устроиться на работу можно без навыков и опыта, но в этом случае предстоит начинать с должности стажера, и нет никакой гарантии, что работодатель будет согласен на такой вариант. Более рациональным шагом станет обучение на онлайн-курсах. Ориентированные на предоставление практических навыков, они позволят в короткие сроки освоить новую для себя профессию, в процессе практических занятий решить несколько задач из реального бизнеса. Не исключено, что и в этом случае потребуется стажировка, но человек уже будет иметь определенный багаж знаний.
🚀 Перспективы развития
Начинать лучше всего в сегменте розничных продаж B2C. На фоне сегмента B2B он более прост, и позволяет новичкам набраться необходимого опыта для работы на более высоком уровне. В последнем случае у каждого аккаунт-менеджера значительно меньше клиентов, с которыми приходится работать, а уровень вознаграждения за труд выше. В свою очередь работа с «бизнесом» предусматривает больше индивидуальности и четкого понимания особенностей бизнес-коммуникаций.
ℹ️ Резюмируем
Анализируя деятельность account-менеджера необходимо указать, в ее основе лежит организация взаимодействия с клиентами и расширение клиентской базы компании. От него требуется ведение клиента в течение всего срока сотрудничества, сбор всей необходимой информации о его пожеланиях, возможностях и стремлениях. Данная информация в дальнейшем должна быть систематизирована и передана в подразделения, которым предстоит непосредственно выполнять заказ. Одновременно аккаунт-менеджер отслеживает ход его исполнения, информирует клиента обо всех важных изменениях и событиях.
Подойдет такая работа в первую очередь активным и коммуникабельным людям, уверенно ощущающим себя в процессе общения с большим числом людей, готовых к постоянным переговорам и ненормированному труду.
Кто такой аккаунт-менеджер: должностные обязанности и уровень заработка специалиста
Для любой коммерческой организации важны клиенты, без которых само существование компании становится бессмысленным. Порой бывает трудно привлечь новых заказчиков и при этом удержать старых. Поэтому под эти задачи выделили специального человека. Он мостик, что соединяет клиента и предприятие. Работа этого специалиста чрезвычайно важна для любой компании, которая стремится заручиться уважением и любовью потребителей и вывести свое имя на новый уровень.
Сегодня поговорим о том, кто такой аккаунт-менеджер. Я расскажу, что он делает, сколько зарабатывает, какие у него обязанности, плюсы и минусы профессии.
Кто это такой и чем занимается
Аккаунт-менеджер несет ответственность за взаимоотношения между компанией и заказчиками. По-другому этого специалиста могут называть менеджером по работе с клиентами.
Он тот сотрудник, с которым взаимодействует заказчик в первую очередь. Поэтому человеку важно показать себя с лучшей стороны, ведь в момент знакомства он является лицом компании.
Его первая задача – сделать сотрудничество комфортным и взаимовыгодным, чтобы удержать клиента. Еще лучше, когда получается расширить тот список услуг, с которыми заказчик обратился в компанию.
Вторая задача – донести до специалистов, которые непосредственно будут заниматься проектом, что именно хочет заказчик. То есть аккаунт-менеджер разрабатывает техническое задание и брифы для целых отделов и отдельных сотрудников. Все инструкции можно разделить на креативную, медийную и производственную части.
Команда должна максимально погрузиться в проект, понять его тематику и специфику работы заказчика. От того, насколько точно и полно расспросил аккаунт-менеджер о пожеланиях клиента, сути заказа и особенностях бренда, будет зависеть успех конечного продукта.
На этом взаимодействие с другими специалистами не заканчивается. Аккаунт-менеджер должен следить, чтобы все отделы работали слаженно и точно по инструкциям, закончили все в срок.
Кроме всестороннего общения с заказчиками, что является первостепенной функцией, и организации работы всех сотрудников, занятых проектом, аккаунт-менеджер поддерживает связь с бывшими клиентами. Он предлагает им новые услуги и товары, возможность выполнить новые задачи или доработать старые.
Хорошей работой будет считаться та, после которой образовался постоянный клиент. Ими дорожат в любой компании, ведь такие заказчики не только приносят стабильную прибыль, но и могут советовать организацию своим коллегам и другим бизнес-партнерам. Чтобы удержать подобного клиента, требуется профессиональный аккаунт-менеджер, способный генерировать оригинальные идеи и продумывать различные бизнес-стратегии.
Чтобы не потерять постоянного заказчика, к нему могут приставить персонального аккаунт-менеджера, который будет заниматься только этим клиентом и его проектом. В основном такое практикуется с иностранными крупными компаниями-заказчиками.
В качестве клиента могут выступать не только организации, но и частные потребители. В зависимости от типа заказчика деятельность одного аккаунт-менеджера от другого может несколько отличаться.
В первом случае может быть B2C, т. е. бизнес для потребителя. Это рабочие отношения, когда компания напрямую сотрудничает с конечными потребителями, которые покупают продукты или услуги для личного пользования. Например, к таким предприятиям можно отнести книжные или продуктовые магазины.
Или же B2B, т. е. бизнес для бизнеса. В качестве заказчика выступает целая компания, которая сотрудничает с другой организацией-поставщиком. Клиент использует товар или услугу с целью получения прибыли. Для примера можно взять те же книжные и продуктовые магазины, но только когда они выступают уже в качестве покупателя.
Если простыми словами, то B2B – оптовая, а B2C – розничная торговля.
Организации вполне могут заниматься и тем и другим, но аккаунт-менеджеры работают только в одном направлении, так как специфика сотрудничества будет несколько иная.
Аккаунт-менеджеров, которые справятся с одиночными заказчиками, можно найти. А вот специалистов, умеющих поладить с клиентами-компаниями, очень мало, поэтому ценятся они больше.
Перечень должностных обязанностей
Задачи аккаунт-менеджера могут меняться в зависимости от направления деятельности организации. Да и в некоторых компаниях функции могут быть размыты и связаны с другой должностью. Для каждого отдельного специалиста можно составить только примерный список должностных обязанностей, в который входят следующие задачи:
Нужно понимать, что аккаунт-менеджеры не занимаются продажами, а маркетинг не является основной целью этих специалистов. Их задача – выстроить отношения с заказчиком и организовать бизнес-процесс.
А уже непосредственно за производство отвечает проект-менеджер, который может по ходу работы консультировать аккаунт-менеджера.
Требования к сотрудникам
Высокооплачиваемый специалист может не только разъяснить работу вспомогательным отделам, но и внести свои предложения, разработать стратегию и подать идеи. Все это возможно, если аккаунт-менеджер понимает специфику деятельности заказчика.
Важно быть лицом компании. Это умение предполагает презентабельный внешний вид, грамотное владение речью, а также понимание ценностей и миссии компании, олицетворением которых и является аккаунт-менеджер.
Кроме этого, специалист должен развивать в себе следующие навыки и черты характера:
Благодаря информационным технологиям более 50 % работы протекает в режиме онлайн. Поэтому аккаунт-менеджеру надо уметь приспосабливаться работать удаленно и общаться с клиентами при помощи мессенджеров, веб-сервисов и программ.
Преимущества и недостатки профессии
Сравнивайте плюсы и минусы и выбирайте, что перевешивает.
Зарплата, карьера и перспективы
Аккаунт-менеджер может работать в:
Должность является одной из стартовых. Поэтому у этих специалистов есть большая возможность карьерного роста. Впоследствии можно занимать и руководящие посты, например, должность аккаунт-директора или руководителя студии.
Заработная плата во многом зависит от типа клиентов и влияния аккаунт-менеджера на продажи. Например, если это B2C, то зарплата будет ниже. С конечными потребителями работать легче, чем с компаниями. Ведь при работе с компаниями человек мало влияет на продажи, следит, чтобы клиенты не уходили к конкурентам, выполняет все строго по инструкции.
Зарплата в среднем составляет от 15 000 до 40 000 руб. В Москве может быть 50–70 тыс. руб.
А в B2B влияние на продажи значительно выше, соответственно, если качественно выполнять свою работу, выше будет и заработная плата. Зарплата account manager в этом случае варьируется в пределах 20–150 тыс. руб., а в Москве эта сумма может удваиваться.
Еще доход зависит от опыта работы специалиста, количества сделок и положительных отзывов клиентов, финансового состояния предприятия.
В большинстве своем заработная плата аккаунт-менеджера складывается из фиксированного оклада и бонусов. Например, в digital-агентстве бонус можно получить за высокий процент продаж или перевыполнение плана.
Если говорить о примерной зарплате по России, то она начинается от 20 000 руб., а средний максимум достигает 100–130 тыс. руб.
В Москве эти цифры чуть больше: от 30 000 до 160 000 руб.
В регионах картина примерно одинаковая: от 20 до 60 тыс. руб.
Небольшие организации принимают сотрудников без опыта и определенных навыков. Но лучше знать основы маркетинга и продаж, уметь договариваться с заказчиками, быть общительным, стрессоустойчивым и готовым к обучению.
Специалисты со стажем пробуют силы в крупных фирмах, где и требований больше, и зарплата выше. Поэтому нужно понимать, что в таких организациях с нуля учить не станут.
Показателем правильной и хорошей работы аккаунт-менеджера могут стать положительные отзывы заказчика и запуск сарафанного радио, когда бывшие клиенты рекомендуют услуги компании.
Обучение
Конкретно на аккаунт-менеджера не обучают ни в одном университете. Для этой профессии подходит экономическое, психологическое или социологическое высшее образование. Полезным будет и диплом по такому направлению, как реклама и связи с общественностью.
Если берут людей без опыта, то обучение проходит прямо по ходу работы. Или же начинающий специалист, который работает в этой же фирме, но на другой должности, наблюдает за работой действующего аккаунт-менеджера и постепенно осваивает профессию.
По-настоящему успешные специалисты высоко ценятся. Бывает, их даже стараются переманить другие организации. Чтобы стать ценным работником, можно, например, пройти такие полезные курсы от Нетологии и Skillbox, как:
А чтобы еще лучше разбираться в запросах клиента и в нем самом, полезно будет почитать книги по маркетингу и по психологии.
Советы для начинающих
Давайте рассмотрим несколько рекомендаций и лайфхаков от профессионалов.
Проблема? Что-то не получается? Действуй, решай, что-то делай. Главное, не сиди на месте и не плыви по течению.
Делай предложения клиенту, предлагай идеи, искренне думай, как помочь заказчику и повысить эффективность работы.
Учись быть настойчивым, но чтобы это выглядело мягко и доброжелательно.
Чем больше ты будешь знать и уметь, тем более разнообразные задачи ты сможешь решать и станешь более полезным для заказчика.
Тебе придется говорить заказчику об ошибках и о том, что произошли проблемы с проектом. И именно тебе прилетит от клиента. А недовольный заказчик означает, что будет недовольно и начальство. Да, это может быть и несправедливо! Ведь ошибся же не ты. Но придется терпеть, поэтому без твердости характера тут никак.
Люди чувствуют, когда к ним относятся с пренебрежением, раздражением или гневом. Поэтому надо к каждому найти подход, понять его желания, построить дружелюбные и доверительные отношения.
И под конец давайте разберем мифы об аккаунт-менеджерах.
О первом я уже говорила, но повторюсь еще раз. Аккаунт-менеджер – не продавец, а человек, отвечающий за доверительные отношения клиента и компании. Он ничего не навязывает и не пытается продать. Специалист может что-то предложить, но только полезное и то, что приведет к конечной цели, к которой стремится сам заказчик.
Второй миф – это миф о стрессе. Да, я сама писала, что для аккаунт-менеджера важна стрессоустойчивость, ведь критических моментов не избежать. Но работа – это не всегда только стресс. Чтобы не было проблем с проектом, будьте внимательны и пунктуальны.
А что касается самих клиентов, то это чаще всего успешные люди, с которыми можно найти компромисс. Не давите на заказчика и не навязывайте ему ничего, генерируйте идеи вместе. Люди, которые идут к одной цели, не будут конфликтовать.
Клиент всегда прав – это еще один миф. Возможно, в мире продаж и действует это правило. Но для аккаунт-менеджеров это не совсем так. Если заказчик обратился к вам за помощью, значит, он не так хорошо разбирается в рекламе, интернет-маркетинге или разработке веб-сайтов, как специалисты компании.
И если клиент начинает откровенно помыкать и указывать, что делать и как конкретно действовать, задачей аккаунт-менеджера становится мягкое объяснение заказчику, что он заблуждается.
Заключение
Аккаунт-менеджер – должность для тех, кто любит общение, может креативно мыслить, не боится нести ответственность за чужую работу и спокойно относится к написанию отчетов и другой документации. Эта профессия может стать отличным стартом, особенно если работа проходит в рекламном агентстве.
Аккаунт-менеджером может стать и новичок, который обучается в процессе. Но такое возможно не во всех компаниях. Крупные организации на месте своего сотрудника хотят видеть профессионала, которому не надо объяснять, что такое B2B и как разговаривать с клиентами.
Вот как описывает свой рабочий день действующий аккаунт-менеджер: “Все начинается с проверки электронной почты и обзвона клиентов. Некоторым, кто не любит звонки, приходится писать сообщения. Кстати, об этом. С частью заказчиков приходится разговаривать по нескольку раз за сутки. С другими же я практически не контактирую, лишь отчеты высылаю. А для третьих вполне нормально позвонить в час ночи в субботу. Так что фраза “на связи 24/7” – это не просто слова.
Около полудня проводим планерки и совещания по Skype или в офисе. Делимся соображениями, устраиваем мозговые штурмы и думаем, как осуществить желание клиента. Потом я связываюсь с реализаторами и уточняю у проект-менеджера, все ли идет по плану. Вечером могу еще раз поговорить с клиентом, связаться с различными отделами и с начальством.
Помимо этого, могут случиться форс-мажоры или кому-то придет в голову совершенно новая идея, из-за которой придется многое переделать. Я молодец только в том случае, если заказчик удовлетворен конечным результатом, поэтому делаю все, лишь бы он остался доволен”.