Кто такой акционист простыми словами
Значение слова «акционист»
акциони́ст
1. искусств. то же, что художник-акционист ◆ Здесь есть и классики, и радикалы, и живописцы, и акционисты, и москвичи, и питерцы. Николай Молок, «Всё лучшее», Открывается выставка «Мастерская „Арт Москвы“» — главное событие художественного сезона // «Известия», 28 апреля 2002 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Среди них — скульптор Липшиц, сюрреалисты Миро и Масон, абстракционисты Хартунг, Шумахер, Мазервелл и Твомбли, ведущие представители американского и британского поп-арта, участники движения «нового реализма» во Франции, акционисты и минималисты. Анна Орлова, «Так много Пикассо в Москве ещё не было» // «Комсомольская правда», 05 апреля 2004 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В этом году руководство фестиваля и вовсе предложило порулить его программой бельгийскому акционисту от театра Яну Фабру. Марина Давыдова, «Театр в законе» // «Известия», 24 декабря 2007 г. (цитата из НКРЯ)
2. полит. тот, кто проводит гражданские, политические акции ◆ Мишенью гражданских акционистов становится не только персонализированно-абстрактная власть высшего уровня, но и низовые представители этой власти, с которыми им приходится иметь дело: в частности, милиционеры. Анна Зайцева, «Спектакулярные формы протеста в современной России: между искусством и социальной терапией» // «Неприкосновенный запас», 2010 г. (цитата из НКРЯ)
3. фин. устар. тот, кто торгует акциями на бирже
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: локатор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В чем смысл акционизма, если действия художников слишком странные, чтобы понимать, для чего это нужно?
Акционизм тесно связан с концептуализмом, основные приемы которого — символизация и переосмысление. Поэтому в основе акции обычно находится простой и яркий символ, имеющий культурные корни. Кроме того, акционизм, как правило, политически или социально заряжен: через акцию художник доносит определенное послание обществу. Пример с кроватью, который вы привели, — это акция художницы Катрин Ненашевой. Ненашева известна как психоактивистка — то есть она выступает в защиту прав людей, признаваемых психически нездоровыми. Она носила на спине кровать в течение 21 дня — именно на столько воспитанников детских интернатов отправляли в психбольницу в качестве наказания. Подробно об этом можно прочитать здесь.
Железная кровать — это тяжелая ноша; представьте себе, что вы носите ее на себе три недели. Тяжесть этой ноши — символ тяжести участи детей, которых принудительно подвергают лечению. Это основный смысл, который легко считать без проникновения в культурный контекст (а если в него проникать, то можно вспомнить «Встань, возьми постель свою и иди» из Евангелия от Иоанна: с одной стороны, это не так-то просто, с другой, этими словами Иисус говорит расслабленному, что он на самом деле здоров).
Художник-акционист утрирует реальные события, чтобы вы, попытавшись поставить себя на его место, поняли абсурдность и жестокость — не его действий, а тех действий, против которых он выступает. Кроме того, он овеществляет, буквализует метафоры: Ненашева буквально показывает нам, что такое бремя, ноша, стигма (в акции с кроватью участвовали в том числе и детдомовские инвалиды с пролежнями). Точно так же, когда Петр Павленский прибивает яйца к брусчатке Красной площади, это не просто членовредительство, а буквализация выражения «держать за яйца» (за яйца держит Красная площадь, символизирующая власть) и отсылка к радикальной форме протеста заключенных, ну а в печально известной акции «Войны» со спижженной курицей буквализуется слово «пиздить». В концептуализме многое завязано на игре слов: такие же приемы можно найти в концептуалистской литературе, например у Сорокина.
Анатомия протеста: что такое акционизм и самые яркие представители этого направления в России
10 августа 2020
Дмитрий Жатухин
Современная повестка дня в России настолько примитивна и однообразна, что русской общественности приходиться со всех информационных ресурсов слышать одно и то же. Но бывают моменты, когда повестка словно «взрывается» и люди на некоторое время выходят из бытового анабиоза, обращают свой взор на окружающий их мир. Инициаторами подобных «взрывов» являются художники-акционисты, ставшие в нынешней России последним оплотом гражданского протеста.
Акционизм (action art — искусство действия) — современная форма искусства, набравшая популярность в 60-х годах XX века. Одними из наиболее знаковых представителей были венские акционисты. В то время постмодернистская реальность позволяла выстраивать новые отношения со зрителем, говорить с ним смело и жестко. Выгоняя зрителя из музейных и выставочных залов, они обращали его внимание на человеческое тело, которое с особым садизмом уродовали и подвергали насилию. Это было осмысление ужасающего опыта Второй мировой войны, где тело тоже всегда ставилось в центре экспозиции.
Венские акционисты стали первыми, кто нарушил сакральное интимное пространство между зрителем и автором произведения. Каждая их акция — большая доза психологического напряжения, моментально обволакивающего ваше сознание. Демонстрация совокуплений, истязаний, принудительных мучений, — результат протестного крика души. Всё ради коллективного взгляда на происходящее в мире и вовлечения зрителя в суть окружающих их проблем.
Гюнтер Брюс — акция «Членовредительство»
В России подобные процессы протестного искусства совершались московскими акционистами в 1990-х. Отказавшись от всеобщей апатии и безысходности, они фанатично и скрупулезно начали творить: Олег Кулик примерил на себя образ пса, передвигаясь по улице на четвереньках, огрызаясь на прохожих и даже кого-то кусая (акция «Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»), Авдей Тер-Оганьян рубил топором иконы (акция «Юный безбожник»), Александр Бренер выходил на Красную площадь в боксерских перчатках и кричал «Ельцин, выходи!» (акция «Первая перчатка»), Антон Литвин развешивал на деревьях бюстгальтеры (акция «Конец соблазна»).
Они проникали в сферу бессознательного, пытались постигнуть Хаос, использовали трикстерский стёб, играли роль шутов и скоморохов карнавальной культуры. Каждый их художественный жест обнажал действительность до невыносимых пределов.
Олег Кулик — акция «Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»
Только с начала 2000-х акционизм в России получает новые качественные очертания: меньше стихийных проявлений, больше продуманных действий. Художники стали использовать все возможности акционизма, играя с его смыслами и фактурой: спланированный сюжет акции, демонстрация бессознательной стороны психики человека, его эмоций с помощью тела, жестов и поведения художника — перформанс; отсутствие заранее продуманного сценария, расчет на импровизацию в поведении исполнителей акции и на активное соучастие зрительской аудитории — хеппенинг; больше вовлеченности в процесс акции со стороны зрителей, когда арт-действо может вовсе слиться с реальностью — энвайронмент; невозможность нахождения зрителя внутри произведения, только итоговая демонстрация композиции, созданной из бытовых предметов, промышленных изделий и материалов — инсталляция; искусство, где тело может выполнять роль холста, а зритель может выступать в качестве соавтора — боди-арт.
Мы составили список самых известных представителей акционизма XXI века в России:
Петр Павленский — акция «Угроза»
2. Pussy Riot — панк-группа, совершившая скандальную акцию 21 февраля 2012 года в московском Храме Христа Спасителя. Забравшись на амвон, акционистки (4 бывшие участницы арт-группы «Война») в течение сорока секунд приплясывали и скандировали: «Богородица, Путина прогони!». Всё было снято на камеру и выложено в Интернет. Видео вызвало большой общественный резонанс, аккумулировав ненависть и недоумение со стороны верующих по отношению к подобному выступлению в храме. Итог: 2 года по части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство) получили Надежда Толоконникова, Мария Алёхина и Екатерина Самуцевич. Четвертая участница группы до сих пор скрывается от следствия.
Pussy Riot — панк-молебен в храме Христа Спасителя
3. Арт-группа «Война» — самая радикальная группировка художников-акционистов. Они дерзко и смело транслировали свои идеи через тесное соприкосновение с реальностью: устраивали оргию в Зоологическом музее в поддержку назначенного Путиным в 2008 году Дмитрия Медведева (акция «Е**сь за наследника Медвежонка»), переворачивали полицейские машины (акция «Дворцовый переворот»), разбрасывали в московском суде мадагаскарских тараканов (акция «Тараканий суд»), спроецировали с помощью лазера изображение черепа с костями на фасад Дома Правительства РФ (акция «Штурм Белого дома»).
Арт-группа «Война» — акция «Штурм Белого дома
4. Лиза Морозова — автор более 70 перформансов, показанных в России, Европе и Америке, по творческому стилю близка к сербскому мастеру перформанса Марине Абрамович. Свои перформансы, боди-арт, инсталляции Лиза Морозова демонстрирует на арт-выставках. Её художественные методы не агрессивны по сравнению с другими акционистами: антивоенный перформанс, где обнаженная Морозова с залепленными скотчем глазами пытается сбросить игрушечный танк со своей головы (перформанс «Родина-мать»), четыре красивые девушки, нежно, по-дружески обнимающие посетителей арт-выставки (перформанс «Попытка преодоления гламура»).
Лиза Морозова — перформанс «Родина-мать»
6. Катрин Ненашева — девушка, ходившая этим летом 23 дня по улицам Москвы в очках виртуальной реальности. В VR-очках она просматривала изображения и панорамные видео психоневрологических интернатов, в которых люди десятилетиями не имеют возможности выйти за границы учреждения.
Первая акция Катрин Ненашевой называлась «Не бойся», целью которой было привлечение внимания к проблемам женской посттюремной адаптации. В рамках акции Катрин ходила в тюремной робе по Москве, вместе с Надеждой Толоконниковой шила российский флаг на Болотной площади и побрила налысо голову у Кремля.
Катрин Ненашева — акция «Между здесь и там»
Вторая акция «На-казание» была посвящена теме жестокого отношения к воспитанникам детских домов. Три недели художница-акционистка носила за спиной больничную койку и в публичных местах испытывала на себе наказания, которым подвергают детей-сирот: стояла на горохе, ела соль. В финале акции она сделала лечебную перевязку мальчику-инвалиду.
В существующих реалиях российское общество относится с явным пренебрежением и опаской к акционизму. Художников этого вида искусства клеймят сумасшедшими и извращенцами, юродивыми и преступниками. Но они продолжают из года в год надавливать на болевые точки общества и государства.
Акция многословнее любой книги или фильма, в режиме «здесь и сейчас» представляется весь спектр смыслов и идей, ужасов и страхов, прошлого и будущего. Пусть это искусство и похоже на чудовище, тучное, гнусное, огромное, со ста пастями и лающее, все же свою задачу по охране протестного духа оно грозно и непреклонно выполняет.
«Это искусство, причем отличное» Эксперты о Павленском и о том, что такое акционизм
Андрей Шелютто, художник:
Все, что делает художник, должно происходить в специально отведенном для этого месте — галерее, музее или на выставке. Остальное пространство живет по законам, одинаковым для всех. Если ты поджигаешь здание, ты не художник. Ты просто уголовник. На худой конец можно договориться: мол, у меня будет перформанс, пригласить арт-критиков, которые посмотрят на твой поджог и похлопают в ладоши. То, что сделал Павленский, — обычное хулиганство. Другой вопрос — что из этого выйдет? Может быть, его посадят в тюрьму, а выйдет он оттуда мировой знаменитостью. Это самый простой и ровный путь к славе. Честно говоря, многие готовы не то что в тюрьме посидеть, а правую руку отдать за известность. Сидя за решеткой, ты зарабатываешь, допустим, в год миллион в валюте, а не сидя — не зарабатываешь.
Что касается акционизма, то искусство теперь — это не просто картинка на стене. Оно вернулось к тому времени, когда не приходилось объяснять, в чем его польза. Акционизм — это протест против давления на искусство и против его интерпретирования. Если мы говорим о выходе художника в общественное пространство, то в этом нет ничего дурного, все правильно, но тогда ты должен подчиняться общим правилам. Можно делать акции, и не нарушая законодательство, и никому при этом не вредить.
Это дико сложная штука. Бывают вещи абсолютно разные, понятные для всех, яркие и четко спланированные, а бывает, что без специальных знаний не разобраться. Все очень размыто. Вот что делать с Павленским? Посадить? Так ему того и надо. В Италии, например, тех, кто рисует граффити на исторических зданиях, заставляют все это дерьмо счищать. Страшно помогает. Если художник вздумал дверь поджечь, я бы заставил его новую сделать. А то, видите ли, у них теория, что артист не должен к своему произведению прикасаться. А я бы заставил. Другие меры совершенно неэффективны.
Фото: Сергей Карпов / ТАСС
Анатолий Осмоловский, художник:
Вообще, у акционизма огромная история. К нему можно причислить, например, Диогена, который ходил днем с фонарем, или Василия Блаженного, демонстрировавшего совершенно абсурдное поведение. Современный акционизм продолжает эти традиции.
С одной стороны, я думаю, что в обществе нет никаких проблем в восприятии таких акций. С другой стороны, понятно, что внутренняя ситуация в России ненормальная и атмосферу в стране нужно менять. А еще фантазию надо развивать, это очень полезно. Иметь терпимость, толерантность к непонятным высказываниям. Не отвергать их, а пытаться строить свою картину мира, которая может быть очень многообразной. В мире не все обязательно нужно стремиться понять. Есть вещи, которые понимать не нужно.
Боряна Росса, акция «Последний клапан» (художница зашила вагину)
Александра Обухова, куратор архива Музея современного искусства «Гараж»:
То, что акция Павленского, — это искусство, у меня не вызывает ни малейшего сомнения, тем более что этот художник давно известен. У акционизма есть свои традиции, не только российские. Современное искусство в своем самовыражении не имеет пределов. Это не традиционная живопись и скульптура — может быть все, что угодно, в том числе и искусство действия. Это просто данность, которую нужно принять.
Другое дело, что мы всегда должны распознавать ту тонкую грань, которая пролегает между искусством и жизнью. Это как раз и является проблемой для современных исследователей. Этические вопросы здесь во многом важнее эстетических. Очень важна контекстуальность отдельной акции. Если современным профессиональным сообществом она распознается как произведение искусства, значит, так и есть. Но и акционизм, безусловно, имеет этические границы. Мы спрашивали художников, что для них грань дозволенного. Они отмечали, что фактор «не навреди» очень важен. Любой вред, к примеру материальный, должен расцениваться по иным законам. Если пострадала дверь, значит мы должны рассматривать потерю этого имущества как побочный фактор арт-проекта, ничего не поделаешь.
Художники — умные, образованные и в значительной степени более моральные люди, чем большинство других. Я не знаю ни одного случая, когда художник навредил бы другому человеку в процессе проведения своей акции. Что касается столкновения с полицией, то все зависит от стратегии автора. Если ему нужно быть услышанным многими людьми и если он выходит на улицу, то подобные столкновения неизбежны.
Людям важно понять, что в современном мире традиционные средства выражения уже давно уступили место новаторским. Зачастую метафоры, которые мы привыкли видеть, скажем, в поэзии, выявляются не через слова или свет, а через действия, например. В любом случае нужно попытаться описать то, что произошло, и представить себе этот образ, сопоставить свои переживания с тем, что говорит о своем произведении сам художник.
Арт-группа «Война», акция «Памяти декабристов»
Фото: арт-группа «Война»
Ирина Кулик, куратор интернет-проекта «Современники» Московского музея современного искусства, преподаватель Института проблем современного искусства:
Еще с начала прошлого века искусство исследует, где проходят его собственные границы и может ли оно преодолеть их и воздействовать на реальность. Это мог быть утопический пафос футуристов, и — как следующий шаг, который сделали дадаисты, — отказ от конвенциональной культуры, скомпрометированной Первой мировой войной. Эти эксперименты продолжались на протяжении всего ХХ да и нынешнего веков. В послевоенном акционизме на первый план вышла фигура самого художника — провокатора и мученика, подвергающего испытаниям не только понятие «искусство», но и самого себя, а также публику и общество.
Павленский работает с традицией, идущей от венских акционистов, Криса Бердена, Марины Абрамович. То, чем он занимается, несомненно, искусство, притом отличное. Он создает мощнейшие образы, которые можно назвать метафорическими, аллегорическими и даже плакатными, способные отпечататься в нашем сознании. Он подвергает себя испытаниям — причем это не только физическая боль, но и столкновение с государством, с судебной системой. Это может быть пострашнее телесных увечий. Мало кто из художников сознательно шел на такой риск — венских акционистов задерживали и сажали, но это не было вписано в концепцию их очень эстетских, на самом деле, акций. То, что делает Павленский, — не хулиганство и даже не политический протест в чистом виде, но осознанный художественный жест. Это вопрос к публике, вопрос к обществу — каково в такой ситуации оставаться просто зрителями и не вмешиваться.
Наше общество, со всей очевидностью, к таким вопросам не готово. Тут дело даже не в понимании (образ Павленского — понятный, доходчивый и яркий), а в отсутствии умения или желания сопереживать.
акционизм
Смотреть что такое «акционизм» в других словарях:
Акционизм — Акционизм: Акционизм (искусство) форма современного искусства Акционизм (политика) форма политического действия См. также Акция … Википедия
акционизм — хэппенинг, перформанс, перфоманс, эвент Словарь русских синонимов. акционизм сущ., кол во синонимов: 5 • боди арт (6) • … Словарь синонимов
АКЦИОНИЗМ — (от лат. actio деятельность) англ. actionism; нем. Aktionismus. Тактика определенных, чаще всего экстремистски ориентированных соц. групп, в основе к рой лежат не ясно осознанные полит, цели, но спонтанный протест против властей. Antinazi.… … Энциклопедия социологии
АКЦИОНИЗМ — (от англ. actio деятельность) в политологии тактика экстремистски ориентированных социальных групп, в основе которой лежат не ясно осознанные политические цели, но спонтанный протест против властей … Юридическая энциклопедия
АКЦИОНИЗМ — (от лат. actio деятельность) англ. actionism; нем. Aktionismus. Тактика определенных, чаще всего экстремистски ориентированных соц. групп, в основе к рой лежат не ясно осознанные полит, цели, но спонтанный протест против властей … Толковый словарь по социологии
Акционизм (значения) — Акционизм: Акционизм (искусство) форма современного искусства Акционизм (политика) форма политического действия См. также Акция … Википедия
Акционизм (искусство) — pantomime P. Zibes and the painter M.Bastante У этого термина существуют и другие значения, см. Акционизм. Акционизм в искусстве форма современного искусства, возникшая в 1960 е годы. Стремление стереть грань между искусством и… … Википедия
Московский акционизм — Московский акционизм художественная ситуация, сложившаяся в Москве в 1990 х годах усилиями ряда художников акционистов. Содержание 1 Основные действующие лица 2 О московском акционизме … Википедия
Венский акционизм — (Wiener Aktionismus) радикальное и провокационное движение, связанное с деятельностью группы австрийских художников, работавших вместе на протяжении 1960 х. Творчество венских акционистов развивалось одновременно, но в значительной степени… … Википедия
Акция (политика) — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. Акция. Акция (от лат … Википедия