Кто такой алтарник в православной церкви

Алтарник — ангельская работа

Неоднократно я слышал утверждение, что в служении алтарника нет ничего особенного. Подать кадило, выйти со свечами, прочесть Апостол — как будто все просто. Но простота эта кажущаяся. То, что видят люди в храме, — это только верхушка айсберга, самое же основное сокрыто от взора стороннего наблюдателя. И я бы хотел приоткрыть завесу, попытаться донести до читателя всю красоту, глубину и разнообразие этого служения.

Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть фото Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть картинку Кто такой алтарник в православной церкви. Картинка про Кто такой алтарник в православной церкви. Фото Кто такой алтарник в православной церкви

Низший среди равных

Многие полагают, что главное делание алтарника — это молитвенное стояние перед Богом, то есть молитва. И это вполне понятно, потому что все-таки находишься в месте, где особым образом пребывает Бог. Но я все же осмелюсь сказать, что молитва здесь не главное. Как дыхание является необходимостью для течения жизни, но не является содержанием этой жизни. Или, другими словами, мы дышим для того, чтобы жить, но живем не для того, чтобы дышать. Так же и алтарник без молитвы не алтарник, но не молитва является целью его служения.

Алтарник призван служить священнослужителям — вот что главное, вот в чем он должен совершенствоваться и видеть радость. Алтарник как бы символизирует собой низшие чины ангелов. Эти служебные духи с великим усердием, радостью и любовью молниеносно, без малейшей толики сомнения и замешательства, с величайшим рвением исполняют поручения Бога. Одни служат людям, другие находятся непосредственно рядом с Богом, всегда при Нем. И никто из них не задумывается, высоко ли их служение или низко. Ведь они, пламенея любовью к своему Владыке, получают неизреченную радость и удовлетворение от своего служения. Алтарник должен уподобляться этим служебным духам и нести свои обязанности с такой же ревностью. Идеал алтарницкого служения — это ангелоподобное несение своих обязанностей. Тот, кто заботится о священнослужителе, видит перед собой Бога, Который любит его как никто другой и в ответной любви к Нему старается отдать всего себя. Сущностью алтарницкого служения есть любовь к священнослужителям.

Бывает, что алтарник не может сойтись характером со священником. По этому поводу хочу рассказать историю. Один алтарник, сам не зная почему, невзлюбил священника, которому служил. Юноша понимал, что с таким настроением невозможно нести служение. Он каялся перед Богом, просил помощи. Через некоторое время ему пришла мысль: если ты его не любишь, то наоборот должен служить ему с еще большим усердием. Так он и стал поступать, а если алтарников на богослужении было несколько, стремился первым послужить батюшке: умыть ему руки, подать облачение, выполнить поручение — и делал все это с таким рвением, что даже не заметил, как ненависть заменилась истинной любовью. Слава Богу, если удалось преодолеть свои амбиции, и грустно, если они заграждают собой путь служения.

Горящее сердце

Многие задаются вопросом, что нужно для того, чтобы стать алтарником? Часто исповедаться и причащаться? Часто посещать службы? Много молиться? В общем, исправно соблюдать все предписания? Все это, конечно, верно. И все-таки… Многие молодые люди регулярно участвуют в таинствах и богослужениях, но не все они становятся алтарниками.

Разумеется, чтобы прислуживать в алтаре, необходимо многое знать: чинопоследование богослужений, устав прокимнов, аллилуиариев, апостольских чтений, особенности праздников, особенности великопостных и пасхальных богослужений. Надо не только владеть знаниями, но и уметь использовать их на практике. Научиться этому сейчас практически негде, и должно пройти немало времени, прежде чем новичок овладеет минимальными навыками. Придется заниматься самообразованием, читать специальную литературу, что тоже требует определенного времени и, главное, желания этим заниматься.

Так, может быть, самое главное — искреннее желание? Конечно, благое желание необходимо, но и его недостаточно! Один юноша рассказал мне о своем печальном опыте служения. Некогда он очень хотел стать алтарником. Когда же его мечта наконец осуществилась и по благословению духовника он начал прислуживать в алтаре, энтузиазм его быстро угас, и служение превратилось в тяжелую повинность. На этом фоне мой знакомый пережил серьезный духовный кризис и решил отказаться от того, к чему когда-то так стремился. И таких случаев немало.

Мне кажется, самое главное, что необходимо алтарнику, — это горящее сердце. Только сердце, которое горит любовью к Богу, заставляет нас идти на то или иное служение или подвиг. Служение — это и есть подвиг, духовное совершенствование. Только горящее любовью сердце старается быть ближе к Объекту своей любви. Горящее духом сердце — вот истинный фундамент, рождающий мощное желание служить Богу. В свою очередь, участие в богослужениях и Таинствах Церкви поддерживают это горение, что дает человеку силы для преодоления неизбежно возникающих искушений.

Разве нельзя стать алтарником, не имея горящего духа? Можно. Но тот, кто имеет источником своего желания не любовь к Богу, а какое-нибудь другое состояние души, будет относиться к своему деланию только как к работе. А это, мне кажется, крайне опасно. Алтарник, расценивающий свое служение как обычную работу, похож на человека, который идет по канату, балансируя над пропастью. Этот путь возможен, но он очень неустойчив, безрадостен и в конце концов может привести к духовному надрыву. Там же, где присутствует любовь, иго будет благо и бремя легко. Служение с любовью всегда приносит радость и утешение.

Михаил ГОЛУБКОВ, алтарник храма

Святого благоверного царевича Димитрия (Москва)

Источник

Алтарник

Алта́рник (поно­марь) – име­но­ва­ние муж­чины-миря­нина, помо­га­ю­щего свя­щен­но­слу­жи­те­лям в алтаре во время бого­слу­же­ния. Термин возник в сере­дине XX века; прежде при­слу­жи­вав­ших в алтаре назы­вали поно­ма­рями.

Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть фото Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть картинку Кто такой алтарник в православной церкви. Картинка про Кто такой алтарник в православной церкви. Фото Кто такой алтарник в православной церкви

В насто­я­щее время в обя­зан­но­сти алтар­ника могут вхо­дить сле­ду­ю­щие:

На эту долж­ность насто­я­те­лем выби­ра­ются муж­чины-миряне, обла­да­ю­щие высо­кими нрав­ствен­ными каче­ствами, испол­нен­ные бла­го­го­ве­ния. Слу­же­ние алтар­ни­ком обя­за­тельно про­хо­дят в каче­стве послу­ша­ния все те, кто решил посвя­тить себя свя­щен­ству.

Алтар­ник как про­об­раз Ангела

Алтар­ник несет на себе три при­ход­ских слу­же­ния: чтеца, поно­маря и пара­ек­кле­си­арха. Как чтец – он участ­вует в бого­слу­же­нии, донося до цер­ков­ного народа слова молитв и поуче­ний (в том числе и тексты Свя­щен­ного Писа­ния). Как поно­марь – совер­шает поло­жен­ные ему уста­вом свя­щен­но­дей­ствия (входы со све­чами и т.п.) и помо­гает (как бы сослу­жит) свя­щен­но­слу­жи­те­лям. Как пара­ек­кле­си­арх – алтар­ник следит за поряд­ком в храме во время бого­слу­же­ния, при­го­тов­ляет поме­ще­ние храма и цер­ков­ную утварь к службе и наво­дит поря­док после, гото­вит веще­ство Таинств (хлеб, вино, масло и т.п.).

Важ­ность слу­же­ния алтар­ника накла­ды­вает особую ответ­ствен­ность на людей, несу­щих это послу­ша­ние. Во-первых, алтар­ник должен быть чело­ве­ком высо­кой духов­ной жизни, т.к. без внут­рен­него молит­вен­ного дела­ния и без борьбы с соб­ствен­ными стра­стями невоз­можно нести службу (при­слу­жи­вать) у Пре­стола Божия. Особо алтар­ник должен вос­пи­ты­вать в себе доб­ро­де­тели сми­ре­ния, рас­су­ди­тель­но­сти, вни­ма­тель­но­сти, тру­до­лю­бия и ответ­ствен­но­сти (не только за себя, но и за своих собра­тьев). Во-вторых, алтар­ник должен быть цер­ковно гра­мо­тен: знать устав бого­слу­же­ния, цер­ков­но­сла­вян­ский язык, веро­уче­ние Пра­во­слав­ной Церкви, и должен посто­янно повы­шать свое хри­сти­ан­ское обра­зо­ва­ние. В‑третьих, алтар­ник должен быть пре­дельно строг в отно­ше­нии к себе. Это каса­ется не только внут­рен­ней жизни души, но и внеш­него облика цер­ков­но­слу­жи­теля. Алтар­ник должен вести себя в обра­ще­нии с людьми кротко и сте­пенно. Внеш­ний вид его должен быть всегда опря­тен (чистые волосы, не мятая одежда; одно­тон­ная рубашка, черные брюки и черные начи­щен­ные ботинки). Речь алтар­ника должна быть спо­кой­ной, веж­ли­вой и убе­ди­тель­ной.

Часто в совре­мен­ной при­ход­ской жизни можно встре­тить пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к слу­же­нию алтар­ника. Однако Пре­да­ние Церкви сви­де­тель­ствует нам о том, что алтар­ник, подобно прочим слу­жи­те­лям Алтаря, являет собой и своим послу­ша­нием образ гор­него мира – образ Цар­ства Божия, про­об­ра­зуя собою Анге­лов, сослу­жит Христу Спа­си­телю в деле спа­се­ния людей (мест­ной цер­ков­ной общины) от греха и смерти.

иеро­мо­нах Иеро­ним (Зуб)

Обя­зан­но­сти алтар­ни­ков за литур­гией, при отсут­ствии диа­кона

1) Затеп­лить лам­пады. При­го­то­вить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обя­за­тельно попро­бо­вать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посто­рон­них при­вку­сов, иде­ально нали­вать вино с вечера. При­го­то­вить воду для про­ско­ми­дии, неболь­шое коли­че­ство, так чтобы в кор­чаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обыч­ная, не освя­щен­ная, не остатки теп­лоты с про­шлой литур­гии. При­не­сти записки в алтарь. Читать поми­на­ния по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­ника во время про­ско­ми­дии и в сво­бод­ные про­ме­жутки вре­мени до Херу­вим­ской.
2) Подать кадило в конце про­ско­ми­дии по ука­за­нию свя­щен­ника (Сна­чала под­нять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верх­няя часть не мешала дер­жать покро­вец над кади­лом. Затем отпу­стить нижнюю чашку для каж­де­ния боль­шого покровца). Наре­зать анти­дор.
3) Когда начи­на­ется каж­де­ние — открыть завесу цар­ских врат. (Закрыть её после Вели­кого входа). Перед нача­лом литур­гии вклю­чить пани­ка­дило.
4) Малый вход. Во время воз­гласа свя­щен­ника «Яко благ и Чело­ве­ко­лю­бец Бог еси, и Тебе славу воз­сы­лаем…” перед нача­лом пения 3 анти­фона (обычно – «Бла­женны») зажи­га­ется поно­мар­ская свеча на горнем месте. Алтар­ник ста­но­вится рядом с ней. Начало Малого входа обычно про­ис­хо­дит во время пения «Бла­женни мило­сти­вии», (если поются тро­пари на «бла­женны», то на «Славу») алтар­ник син­хронно кре­стится со свя­щен­ни­ком, кла­ня­ется ему, после того, как св‑к напра­вится от пре­стола к гор­нему месту, подойти со свечой к двери, когда свя­щен­ник прой­дет горнее место открыть север­ные врата и выйти. После бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ника на вход алтар­ник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, кре­стится и кла­ня­ется свя­щен­нику, тушит свечу.
5) Чтение Апо­стола. Во время пения Три­свя­того, держа Апо­стол перед собой вер­ти­кально, взять бла­го­сло­ве­ние со сло­вами: “Бла­го­слови вла­дыко святый Апо­стол про­че­сти” и выйти.
6) Во время чтения Апо­стола (если один алтар­ник – то перед этим) подать кадило.
7) Во время пения Алли­лу­а­рия выне­сти свечу на амвон.
Если один алтар­ник, то после Малого входа он не зано­сит свечу в алтарь, а остав­ляет горя­щей перед иконой Спа­си­теля. По про­чте­нии Алли­лу­а­рия свеча ста­вится перед амво­ном.
По про­чте­нии Св. Еван­ге­лия свеча зано­сится в алтарь и гасится.
8) Во время про­из­но­ше­ния сугу­бой и заупо­кой­ной екте­ний рас­пре­де­лить заказ­ные поми­на­ния между слу­жа­щими свя­щен­но­слу­жи­те­лями.
8а) Подать кадило, если есть заупо­кой­ная екте­нья. Свя­щен­ник, читая екте­нью, совер­шает каж­де­ние пре­стола, стоя спиной к откры­тым цар­ским вратам.
9) Вели­кий вход.
9а) По про­чте­нии свя­щен­ни­ком тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каж­де­ния алтаря и ико­но­стаса.
Пока св‑к кадит ико­но­стас на солее — зажечь свечу. По окон­ча­нии каж­де­ния забрать кадило.
9б) По тре­тьем про­чте­нии свя­щен­ни­ком «Иже херу­вимы» подойти к жерт­вен­нику с кади­лом. Подать его свя­щен­нику. Если алтар­ник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выхо­дим на солею, встать перед амво­ном. Как только св‑к ставит Дары на пре­стол – войти в алтарь.
9в) Тут же поста­вить и пога­сить свечу, и подать кадило высоко для каж­де­ния покрова.
10) Воз­глас «Воз­лю­бим друг друга» — подойти к завесе для её откры­тия. На воз­гласе «Двери, двери…» открыть завесу.
11) Во время пения «Сим­вола веры» кипя­тится чайник.
12) При пении: “Тебе поем…” (после освя­ще­ния св. Даров) после зем­ного поклона подать свя­щен­нику кадило для каж­де­ния Святых Даров.
13) На воз­гласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу.
14) Сразу же под­не­сти на под­носе чайник с кипят­ком св-ку (чайник пред­ва­ри­тельно опо­лос­нуть кипят­ком).
14б) Сразу же поста­вить свечу перед Цар­скими вра­тами.
15) По окон­ча­нии пения при­частна читать молитвы ко Св. При­ча­ще­нию.
16) Открыть завесу по ука­за­нию свя­щен­ника.
17) Пере­ста­вить свечу к иконе Спа­си­теля.
18) Дер­жать плат и выти­рать уста при­част­ни­кам. В случае попа­да­ния Св. Даров на плат не допу­стить их паде­ния на пол.
19) После при­ча­ще­ния мирян подать кадило для каж­де­ния пре­стола, а потом жерт­вен­ника.
20) Зажечь свечу на жерт­вен­нике.
21) Забрать кадило и подать его снова свя­щен­нику перед жерт­вен­ни­ком.
22) Унести свечу с амвона в алтарь после воз­гласа: “Всегда, ныне и присно…” перед пере­но­сом Св. Даров.
23) Раз­дать анти­дор.
24) Читать бла­го­дар­ствен­ные молитвы.
25) Подать свя­щен­нику чайник с теплой водой для замывки Чаши.

Поря­док чтения Апо­стола

Иерей: Вонмем. Мир всем.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Пре­муд­рость.
Чтец: Про­ки­мен, глас (.): про­ки­мен цели­ком.
Хор: повто­ряет про­ки­мен.
Чтец: Стих после про­кимна.
Хор – про­ки­мен цели­ком.
Чтец: Про­ки­мен (1‑ю часть – до запя­той).
Хор: 2‑ю часть про­кимна.
(Если есть второй про­ки­мен, то вместо этого чтец: Про­ки­мен, глас (.): второй про­ки­мен цели­ком. Хор: про­ки­мен).
Иерей: Пре­муд­рость.
Чтец: ……….. *чтение.

(Деяния святых апо­стол чтение (Или: Собор­наго посла­ния Пет­рова [или: Иоан­нова, причем не при­нято гово­рить, какое это посла­ниепервое, или второе, или третье] чтение. Или: К рим­ля­ном [К корин­фя­ном; К гала­том; К Тимо­фею и т.п.] посла­ния свя­таго апо­стола Павла чтение.))
Иерей: Вонмем.
Чтец читает Апо­стол… (Начи­нает мед­лен­ным низким голо­сом, повы­шая тон, если два чтения, то первое чтение закан­чи­ва­ется пони­же­нием тона и далее снова тон повы­ша­ется)
Иерей: Мир ти, чту­щему.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Пре­муд­рость.
Если диакон будет читать с амвона Еван­ге­лие, то отойти немного вправо.

Если одно чтение, то
Чтец: Алли­луйя (3 раза),
Хор поет “Алли­луйя” трижды на ука­зан­ный глас.
Чтец: 1‑й стих алли­лу­и­а­рия; Хор: “Алли­луйя”,
Чтец: — 2‑й стих алли­лу­и­а­рия, Хор: “Алли­луйя”.

Если два чтения, то
Чтец: Алли­луйя (3 раза) и сразу 1‑й стих алли­лу­и­а­рия; Хор: “Алли­луйя”,
Чтец: — 2‑й стих алли­лу­и­а­рия, Хор: “Алли­луйя”.
Чтец: 1‑й стих вто­рого алли­лу­и­а­рия ; Хор: “Алли­луйя”

В храмах, где поют зна­мен­ным рас­пе­вом вместо Алли­луйя (3 раза) нередко про­из­но­сят Алли­луйя глас (.)

Недо­пу­стимо делать ошибки при чтении молитв, уда­ре­ния в словах должны быть рас­став­лены пра­вильно. Также чтец должен сам хорошо пони­мать смысл чита­е­мого, пра­вильно делать логи­че­ские уда­ре­ния, оста­новки на знаках пре­пи­на­ния и т.п. Чтение должно быть речи­та­тив­ное, без выкри­ки­ва­ний, моно­тон­ное, без скач­ков, кото­рые режут ухо. При недо­статке опыта необ­хо­димо про­смот­реть текст молитв зара­нее, а текст Апо­столь­ских чтений, про­кимны, алли­лу­и­а­рии должны быть про­смот­рены зара­нее в любом случае.

Свечу затеп­ляют огар­ком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с гор­него места, то перед этим кре­стятся и кла­ня­ются гор­нему месту и кла­ня­ются пре­столу.

Как пода­вать свя­щен­нику кадило. Правой рукой дер­жать за кольцо, левой вытя­нуть цепочку крышки и обхва­тить все цепочки.

Опре­де­ле­ние апо­столь­ких зачал и чтение про­ким­нов, алли­лу­а­риев, тро­па­рей, конда­ков

Если 2 тро­паря на часах, то: тро­парь 1‑й — Слава.. – тро­парь 2‑й – И ныне.

Кондак всегда чита­ется один. На 3‑м часе первый, на 6‑м второй.

Если 2 про­кимна, то: про­ки­мен, глас… (1‑й про­ки­мен) – стих – про­ки­мен глас… (2‑й про­ки­мен).

Опре­де­ле­ние зачала Апо­столь­ского чтения, про­кимна и алли­лу­а­рия.

В про­цессе чтения Апо­стола посте­пенно повы­шаем голос, закан­чи­ваем на 3 ноты.

Если 2 апо­столь­ских чтения (празд­ника и свя­того), то по окон­ча­нии пер­вого голос пони­жа­ется. Без объ­яв­ле­ния сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Пра­вила пове­де­ния алтар­ни­ков

Перед входом в храм необ­хо­димо выклю­чить мобиль­ный теле­фон.

Войдя в святой алтарь, алтар­ник должен сде­лать с бла­го­го­ве­нием три земных поклона перед святым пре­сто­лом, пере­кре­ститься с покло­ном в сто­рону Гор­него Места и подойти за бла­го­сло­ве­нием к стар­шему по чину свя­щен­но­слу­жи­телю.

В суб­боту, в вос­кре­се­нье и в празд­нич­ные дни, по пред­пи­са­нию Типи­кона, поло­жено совер­шать только пояс­ные поклоны.

Перед обла­че­нием в сти­харь необ­хо­димо испро­сить бла­го­сло­ве­ние на наде­ва­ние сти­харя у слу­жа­щего свя­щен­ника или у епи­скопа (если в про­цессе службы необ­хо­димо будет снять сти­харь, то на повтор­ное обла­че­ние брать бла­го­сло­ве­ние уже не тре­бу­ется).

В обя­зан­но­сти алтар­ника входит наблю­де­ние за семи­свеч­ни­ком, лам­па­дами и алтар­ными под­свеч­ни­ками, кроме тех, кото­рые стоят на пре­столе. За послед­ними смот­рят свя­щен­но­слу­жи­тели. Ста­вить на пре­стол и сни­мать с него лам­пады и под­свеч­ники лицам, не име­ю­щим свя­щен­ного сана, не раз­ре­ша­ется. Кроме того, алтар­ник должен вни­ма­тельно сле­дить за кади­лом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Алтар­ник должен пода­вать кадило слу­жа­щему диа­кону с правой сто­роны свя­того пре­стола.

Про­ходя через горнее место, поло­жено совер­шать крест­ное зна­ме­ние. Перед тем, как подать кадило диа­кону, алтар­ник должен вместе с ним пере­кре­ститься в сто­рону иконы гор­него места и покло­ниться слу­жа­щему свя­щен­нику. Брать кадило у диа­кона реко­мен­ду­ется на том же месте и с такими же дей­стви­ями, какие поло­жено делать перед пода­ва­нием кадила.

Нужно ста­раться как можно меньше ходить по алтарю. Раз­го­воры и смех в алтаре недо­пу­стимы. Раз­ре­ша­ется лишь шепо­том, спо­койно, ска­зать что-то, каса­ю­ще­еся бого­слу­же­ния. Во время Евха­ри­сти­че­ского канона, херу­вим­ской песни и чтения Еван­ге­лия не должно быть посто­рон­них дей­ствий и речи, кроме молитв.

Касаться пре­стола и жерт­вен­ника, про­хо­дить перед пре­сто­лом (между ним и цар­скими вра­тами), входить/выходить через Цар­ские врата строго запре­щено.

Про­дукты пита­ния (а тем более, живот­ного про­ис­хож­де­ния) в алтаре вос­пре­щены.

В Бого­слу­жеб­ных книгах поме­ток жела­тельно не делать

При любых видах кро­во­те­че­ния алтар­ник обязан сразу же поки­нуть алтарь.

Как дер­жать плат при при­ча­ще­нии

Во время при­ча­стия мирян, алтар­ник может быть при­гла­шён свя­щен­ни­ком дер­жать плат и оти­рать уста при­част­ни­кам. Это послу­ша­ние сле­дует испол­нять на пре­деле вни­ма­ния и осто­рож­но­сти. Важно сле­дить за тем, чтобы при­част­ники:

Сле­дует дер­жать плат широко (пол­но­стью раз­вёр­ну­тым) и быть гото­вым к тому, что ребё­нок или взрос­лый совер­шит резкое дви­же­ние или даже каш­ля­нёт.

Если мла­де­нец на руках у роди­те­лей, то они должны поло­жить его голо­вой к своей правой руке. Алтар­нику сле­дует при­дер­жи­вать ручки мла­денца.

Источник

Алтарник (пономарь) и его обязанности

Алтарником или пономарем называют мужчину-мирянина, который помогает священнослужителю во время богослужения.

Пономарь — древнее греческое слово, означающее приставник или привратник.

Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть фото Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть картинку Кто такой алтарник в православной церкви. Картинка про Кто такой алтарник в православной церкви. Фото Кто такой алтарник в православной церкви

Ранее алтарниками называли только священников, а помощников, прислуживающих при совершении богослужений, именовали пономарями. Термин алтарник прижился в 20 веке.

Теоретически пономаря поставляет епископ, но на практике это правило не выполняется, и на это служение благословляет настоятель храма.

Облачение

Пономари в алтаре надевают специальную богослужебную одежду — стихарь. На ношение стихаря благословляет настоятель.

Перед облачением в стихарь пономарь совершает два поясных поклона в сторону Престола, затем берет благословение на облачение в стихарь у епископа или священника, совершает поясной поклон без крестного знамения в сторону благословившего его лица, затем целует крест стихаря и облачается.

Выходить в стихаре из храма по не служебным делам запрещено.

Требования к алтарнику

На должность алтарника выбирают мужчину, участвующего в Таинствах исповеди и Причастия, ведущего духовную жизнь и благоговейного.

Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть фото Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть картинку Кто такой алтарник в православной церкви. Картинка про Кто такой алтарник в православной церкви. Фото Кто такой алтарник в православной церкви

Так как служение алтарника символизирует служение ангелов у Престола Господня, к духовному облику прислужника выдвигаются строгие требования:

Согласно Преданию, алтарник, как и прочие служители алтаря, являет образ Горнего мира, и сослужит Господу Иисусу Христу в деле спасения людей.

Обязанности алтарника

Круг обязанностей прислужника и порядок их совершения изложен в Уставе пономарей.

Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть фото Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть картинку Кто такой алтарник в православной церкви. Картинка про Кто такой алтарник в православной церкви. Фото Кто такой алтарник в православной церкви

Краткий перечень дел, выполняемых алтарниками:

Кроме того, на алтарника возложена уборка в храме. При необходимости, алтарник выполняет обязанности чтеца, звонаря.

Алтарнику запрещено касаться Престола, Жертвенника и Священных сосудов и нельзя проходить между Престолом и Царскими вратами.

Источник

Несколько правил для алтарника.

1. Входя в Алтарь, поцелуй икону на северных или южных вратах. Войдя, положи три поклона с крестным знамением (в будничные дни и в пост — земные поклоны, в воскресные и двунадесятые праздники — поясные). Поклонившись, подойди к священнику (если тот уже находится в алтаре), чтобы испросить благословения. (То же самое и при выходе из алтаря, по окончании Богослужения).

2. Касаться престола, ходить перед престолом, входить/выходить через Царские врата строго запрещено. Касаться жертвенника, когда на нём находятся Священные Сосуды (Потир, дискос и звездица) так же запрещено. Если что-то необходимо взять с жертвенника, а на нём стоят Священные Сосуды — нужно попросить дьякона или священника, он сам Вам подаст.

3. Свеча ручная держится левой рукой, для того чтобы правой креститься. Но по традиции принято носить свечи двумя руками для предания торжественности и парадности (чтобы вторая рука не болталась).

4. Если алтарник держит кадило или ручные свечи, а все делают земные поклоны, то такой алтарник поклоны не делает, а просто стоит.

5. Кадило также носится левой рукой. Но подаётся кадило двумя руками — правая рука держит колечки расположенные в верхней части кадила, а левая рука держит обхватывая все цепочки примерно на середине от верха. И обычно, для удобства приёма кадила священником, угол наклона цепей примерно 45 градусов, правя рука выше.

6. При подаче кадила или ручной свечи священнику лобызается принимающая или отдающая десница.

7. При подаче или приёме кадила от дьякона десница не лобызается.

8. Выносная свеча на ножке в алтаре носится левой рукой, т.к. правой приходится креститься, а на солее и далее несётся правой рукой. После установки свечи на амвоне, разворачиваемся к алтарю, останавливаемся у иконы Богородицы, крестимся, малый поклон и уходим в северные дьяконские врата.

9. При входе в алтарь принято благоговейно лобызать икону на дьяконских вратах.

10. Алтарник обязан (если не установлен другой порядок доставки записок в алтарь) регулярно забирать записки, молебны и панихиды из-за свечного ящика, если заказаны другие требы, то передавать эту информацию священнику.

11. Если нет дьякона приготовить для проскомидии служебные и простые просфоры, вино, святую воду и записки.

12. Своеременно выкладывать (менять) празничную икону.

13. Свечи и лампады затепливать (зажигать) от свечки (дежурную маленькую свечку зажечь от лампады или горящей свечи и зажечь то, что нужно). Возжигание лампад перед службой осуществляется также дежурной свечкой или свечой взятой с любого подсвечника (свечу взятую с подсвечника в храме желательно вернуть обратно, дабы не вызвать ропот, но не обязательно). Если в храме есть неугасимая лампада, то все лампады зажигаются огнём от неё, пренося огонёк дежурной свечкой.

15. Перед уходом затушить все свечи и лампады в алтаре и на солее, кроме неугасимых (если они есть), отключить все электроприборы (если нет других указаний настоятеля), выключить освещение. Вынести прочитанные записки, если они не раздаются прихожанам и аккуратно сжечь в церковной печи. При обращении с огнём соблюдайте меры безопасности!

Как благословляться?

Как здороваться в алтаре? Войдя в алтарь и сделав положенные поклоны здороваемся со священником — Благословите отче (имя рек), складываем руки, как для обычного благословения, по благословению лобызается десница священника, однократное лобызание(щека к щеке правой) и опять лобызается десница священника. Общее приветствие может выглядеть так — С праздником! С дьяконом и другими здороваемся рукопожатием правой рукой и троекратным лобызанием (щека к щеке, начиная с правой).

Благословение на облачение в стихарь берётся в начале каждой службы. Перед благословением стихаря алтарник кладёт сложенный стихарь на левую руку и повернувшись в сторону Горнего места совершает два крестных знамения. Потом подходит к служащему священнику (стихарь в это время лежит сложенный на левой руке, а правая рука лежит поверх стихаря, как берём благословение) и берёт благословение со словами: «Благослови Владыко (имеется ввиду Господь) стихарь сей», затем, повернувшись опять к Горнему месту, творит третье крестное знамение, лобызает крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачается в стихарь.

Благословение на чтение св. Апостола. Алтарник или чтец, на Горнем месте берёт благословение на чтение Апостола со следующими словами: — Благослови, Владыко, прочести святый Апостол! Священник благословляет и кладёт свою правую руку на верхнюю часть Апостола, после чего чтец лобызает десницу и идёт читать Апостол. После прочтения св. Апостола и Аллилуария и войдя в алтарь южными вратами подойти к священнику под благословение (без слов) держа книгу на уровне груди (также как на благословении для чтения). Только после этого ставим Апостол на место.

Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть фото Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть картинку Кто такой алтарник в православной церкви. Картинка про Кто такой алтарник в православной церкви. Фото Кто такой алтарник в православной церкви

Благословение на чтение других Богослужебных книг и текстов. Благословение испрашивается, также, как на Апостол, только не на горнем месте. Благослови Владыко прочести Шестопсалмие, Паримии, Часы. Книги держатся, также как Апостол. После чего алтарник или чтец идё на своё место и читает. После прочтения подходить к священнику больше не требуется.

Краткая схема для алтарников за литургией, при отсутствии диакона

1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.

2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения воздуха). Нарезать антидор.

3) Когда начинается каждение — открыть завесу. (Закроет её после Великого входа священник). Перед началом литургии включить паникадило.

4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…» перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого Входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как священник направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.

5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» и выйти. [1]

6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.

7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.

Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.

По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.

8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.

8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.

9) Великий вход.

9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.

Пока священник кадит иконостас на солее — зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.

9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Когда священник ставит Дары на престол – войти в алтарь.

9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения воздуха.

10) Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.

11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.

12) При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.

13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу

14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).

14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.

15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.

16) Открыть завесу по указанию священника.

17) Переставить свечу к иконе Спасителя.

19) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.

20) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.

21) Зажечь свечу на жертвеннике.

22) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.

23) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.

23) Раздать антидор.

24) Читать благодарственные молитвы.

25) Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.

[1] Порядок чтения Апостола

Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас (.).

Прокимен целиком. Хор: прокимен.

Стих. Хор – прокимен.

Прокимен (1 часть – до запятой). Хор: 2-ю часть прокимна. (Если есть второй прокимен, то вместо этого Прокимен, глас (.). Прокимен целиком. Хор: прокимен).

Чтец: ……….. *чтение.

Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение законичается понижением тона и далее снова тон повышается)

Иерей: Мир ти, чтущему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.

Если одно чтение, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза),

Хор поет “Аллилуйя” трижды на указанный глас.

Чтец: 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,

Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.

Если два чтения, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,

Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.

Чтец: 1-й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

* Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это посланиепервое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются предстоятелю (священнику, который служит в настоящий момент).

Как подавать кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АПОСТОЛЬКИХ ЗАЧАЛ И
ЧТЕНИЕ ПРОКИМНОВ, АЛЛИЛУАРИЕВ, ТРОПАРЕЙ, КОНДАКОВ

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й — Слава.. – тропарь 2-й – И ныне.

Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.

Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.

Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Остальные схемы внизу страницы в виде ссылок для скачивания или просмотра на яндекс диске.

Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть фото Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть картинку Кто такой алтарник в православной церкви. Картинка про Кто такой алтарник в православной церкви. Фото Кто такой алтарник в православной церкви

Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть фото Кто такой алтарник в православной церкви. Смотреть картинку Кто такой алтарник в православной церкви. Картинка про Кто такой алтарник в православной церкви. Фото Кто такой алтарник в православной церкви

Цвет богослужебных одеяний символизирует праздники, события, дни памяти, в которые совершается богослужение.

Перечислим эти цвета:

Золотой (жёлтый) всех оттенков (Царский цвет).
Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).
Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.
Белый (Божественный цвет).
Праздники: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения. Белые облачения, символизируют свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.
Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.

Голубой (цвет Высшая чистоты и непорочности).
Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон.

Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.

Фиолетовый или тёмно-красный.
Крестопоклонная неделя Великого поста; Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Воздвижение Креста Господня.

Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки.
— Красный, Тёмно-красный, Бордовый, Багряный.
Цвет праздников и дней памяти мучеников. Великий Четверг.
При Пасхе — радость Воскресения Христова. В дни памяти мучеников — цвет крови мучеников.
Зелёный (цвет животворения и вечной жизни).
Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник «Вход Господень в Иерусалим», День Святой Троицы.

Зелёный цвет имеет мантия патриарха.
Тёмно-синий, Фиолетовый, Тёмно-зелёный, Тёмно-красный, Чёрный.
Цвет поста и покаяния. Великий пост.
Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого, допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *