Кто такой аскер хаширов

Кто такой аскер хаширов. Смотреть фото Кто такой аскер хаширов. Смотреть картинку Кто такой аскер хаширов. Картинка про Кто такой аскер хаширов. Фото Кто такой аскер хашировЖенский взгляд из Нальчика

Кто такой аскер хаширов. Смотреть фото Кто такой аскер хаширов. Смотреть картинку Кто такой аскер хаширов. Картинка про Кто такой аскер хаширов. Фото Кто такой аскер хаширов

В Нальчике издана книга о первовосходителе на Эльбрус Киларе Хаширове

Вчера, 27 октября, в Нальчике в ГКЗ состоялась презентация книги Аскера Хаширова «Первовосходитель на Эльбрус: факты и вымысел».

Представляя свою книгу, Аскер Хаширов рассказал, что он собрал все научные сведения, которые подтверждают факт о том, что в экспедиции генерала Эммануэля в 1829 году участвовал житель поселка Вольный аул кабардинец Килар Хаширов. Дело в том, что первенство восхождения с недавних пор оспаривается карачаевцами, которые считают, что в экспедиции участвовал карачаевец Кыйса Хачиров. Об этом написаны несколько книг, в том числе балкарским историком Исмаилом Мизиевым.

Аскер Хаширов рассказал, что его книга является не первой по этой теме. В 2009 году были изданы книги кавминводского исследователя Кавказа Игоря Гориславского и кабардино-балкарского ученого Хасана Думанова, в которых были указаны первоисточники и, как тогда казалось, были разрешены все вопросы, касающиеся этнической принадлежности Килара Хаширова.

Кто такой аскер хаширов. Смотреть фото Кто такой аскер хаширов. Смотреть картинку Кто такой аскер хаширов. Картинка про Кто такой аскер хаширов. Фото Кто такой аскер хаширов

Однако и позже появлялись псевдонаучные публикации, которые, по мнению автора, распространяют ложную информацию о том, что первым на Эльбрус взошел Хыйса Хачиров. В связи с этим у автора появилась идея о новой книге для широкого круга читателей «с целью развеять вымысел».

Как сообщил Аскер Хаширов, книга объемом 800 страниц состоит из двух частей. В первой, основной части книги, собраны все первоисточники об экспедиции 1829 года, а во второй – «наиболее известные публикации, основанные на вымышленных и сфальсифицированных фактах». Таким образом, в одной книге, по словам автора, присутствуют «все источники – и факты, и ложь». В начале книги дано краткое описание самой экспедиции. Первая часть книги начинается с дела № 85 военно-исторического архива «О предполагаемой генералом от кавалерии Эммануэлем экспедиции в 1829 году для обозрения ближайших окрестностей горы Эльбрус и Кинжал горы, изобилующей свинцом, и назначение для сей экспедиции горных чиновников».

Кто такой аскер хаширов. Смотреть фото Кто такой аскер хаширов. Смотреть картинку Кто такой аскер хаширов. Картинка про Кто такой аскер хаширов. Фото Кто такой аскер хаширов

Так, например, в документе, фото которого изображено ниже, написано: «…за таковой подвиг получил сей кабардинец по имени Киляр Хаширов, положенный приз 100 рублей серебром».

Кто такой аскер хаширов. Смотреть фото Кто такой аскер хаширов. Смотреть картинку Кто такой аскер хаширов. Картинка про Кто такой аскер хаширов. Фото Кто такой аскер хаширов

Автор приводит и другие первоисточники: рапорт Эммануеля, отчет Купфера, отрывки из книги Беша, письма Ленца и другие.

Выступившие на презентации говорили о том, что в июле 2019 года Карачаево-Черкесия широко отметила 190-летний юбилей первовосходителя Хачирова, ему установлен памятник и открыт музей.

По этому поводу историк Желяби Калмыков сказал, что карачаевцы были активны в этом вопросе, а кабардинцы «поскромничали».

Кто такой аскер хаширов. Смотреть фото Кто такой аскер хаширов. Смотреть картинку Кто такой аскер хаширов. Картинка про Кто такой аскер хаширов. Фото Кто такой аскер хаширов

«Мы об этом писали дважды в своей газете и печатали фотографию».

Хафицэ отметил, что у карачаевцев не было фамилии Хачиров и что это изначально кабардинская фамилия, которая переводится как «разведчик».

Директор Пятигорского краеведческого музея, кандидат исторических наук Сергей Савенко сообщил, что в музее хранится полный комплект мемориальных плит на русском и на арабском языке. Эти плиты, отлитые в честь экспедиции 1829 года, являются копиями оригиналов. По словам Савенко они являются самими близкими к оригиналу и там написаны имена.

Сами плиты, как пояснил Аскер Хаширов, были вывезены в Тбилиси.

«И вайнахи пытались, не только карачаевцы. И это понятно, потому что это настолько важное и значимое событие для всей страны».

Однако такое желание не дает право на фальсификации, где первая неточность, мягко говоря, становится потом аргументом для доказательства в дальнейшей цепочке. Историк заявил, что на Эльбрус поднялся Килар Хаширов и выразил благодарность Аскеру Хаширову за книгу, назвав его «большим вкладом в установление истины по данному вопросу».

Кто такой аскер хаширов. Смотреть фото Кто такой аскер хаширов. Смотреть картинку Кто такой аскер хаширов. Картинка про Кто такой аскер хаширов. Фото Кто такой аскер хаширов

Антон Юрманов, представитель Министерства Обороны РФ, назвал экспедицию военных под руководством генерала Эммануэля с участием ученых академии наук уникальной, не имевшей на тот период аналогов в России. Научные исследования по результатам этой экспедиции, по его словам, хранятся в архивах Санкт-Петербурга и Будапешта. Там же хранятся куски «базальта, доставленные с вершины Эльбруса этим героем».

Юрманов сообщил, что в следующем году Экспедиционный центр Министерства Обороны и Русское географическое общество пройдёт по маршруту генерала Эммануэля.

«И роль Килара Хаширова в экспедиции Эммануэля будет ключевой для просвещения участников экспедиции, и мы сделаем все, чтобы память о нем сохранилась и, как пример для исследователей, передавалась следующим поколениям».

В мероприятии также приняла участие Карина Мезова, первая на Кавказе женщина, покорившая Эверест и многократный восходитель на Эльбрус.

Источник

Кто такой аскер хаширов

« Ноябрь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Кто такой аскер хаширов. Смотреть фото Кто такой аскер хаширов. Смотреть картинку Кто такой аскер хаширов. Картинка про Кто такой аскер хаширов. Фото Кто такой аскер хаширов

В общественное движение «Хасэ» в КБР обратился с заявлением полковник МЧС, спасатель Аскер Хаширов – прямой потомок Килара Хаширова. Ниже приведен полный текст его заявления:

«В июле 2009 года исполнится 180 лет первовосхождению на Эльбрус. Это одна из ярчайших страниц истории России XIX столетия, которая памятна именами выдающихся людей. Одним из таких выдающихся людей оказался кабардинец Килар Хаширов, который 23 июля (по старому стилю 10 июля) 1829 года в составе экспедиции генерала Емануеля первым достиг восточной вершины Эльбруса. Это событие считается началом альпинизма в России.

Но недавно я прочитал в Интернете на официальном сайте www.karachaevsk.info заявление, фальсифицирующее факты первовосхождения на Эльбрус. Оно написано (надо полагать, после кропотливой работы с архивными материалами) «по поручению рода, Исмаилом Хачировым – президентом рода Хачировых, председателем Совета общественной организации «Джамагъат КЧР».

Приведу некоторые выдержки из этого заявления:

«Заявление рода Хачировых по поводу искажения исторических фактов о покорении Эльбруса Киляром Хачировым в 1829 году:

«…Стал бы такой опытный генерал, хорошо знавший карачаевцев и их земли, прилегающие к Эльбрусу, для осуществления грандиозной для того времени небывалой исторической задачи по покорению высочайшей вершины Европы, искать себе проводников к Эльбрусу и на его вершину среди жителей равнин и предгорий, не воспользовавшись услугами исконных обитателей подножий Эльбруса – настоящих горцев? Вопрос, мягко выражаясь, неуместный…»

«Мы, представители рода Хачировых никогда не согласимся с теми, кто умышленно искажает исторические факты и пытается дестабилизировать межнациональные отношения в республике. Хотим твердо сказать от имени своего народа, что братский, очень уважаемый нами кабардинский народ никогда не жил под Эльбрусом, а поэтому кабардинец – житель аула под Нальчиком, как это утверждают некоторые, не мог покорить Эльбрус…»

«Хотим привести несколько конкретных и неоспоримых исторических документа, которые говорят о том, что первым покорителем Эльбруса был Хачиров (Хиляр) Хыйса Муссаевич – житель аула Карт-Джурт».

«О восхождении на вершину Эльбруса ученый Радде сообщает следующее: «. И из их среды вышел известный Киляр, который в 1829 году во время экспедиции генерала Эммануэля с членами академии наук Ленцем, Купфером, Мейером и Менетрие первый взошел на вершину Эльбруса».

«В связи с этим его утверждение, что Киляр 36 лет назад совершил свой подвиг и он был карачаевцем, не вызывает никакого сомнения».

«Память о первопроходце на Эльбрусе была еще достаточно свежа среди карачаевцев Хурзука и Учкулана».

«В книге участника экспедиции 1829 года Н.Б. Голицына «Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля (1851) также говорится о том, что первым покорителем Эльбруса является карачаевец Хиляр Хачиров, житель аула Карт-Джурт».

«По решению совета старейшин нашего рода – непосредственных потомков Хиляра, на основании собранного материала начата работа по написанию книги о славном сыне карачаевского народа – Хачирове Хыйсе Муссаевиче. Историческая правда должна восторжествовать».

Исключая «опросы старожилов», мнение «многих выдающихся историков – наших современников» и собственные выводы Исмаила Хачирова, подробнее хотелось бы остановиться на «конкретных исторических материалах», которые, по мнению Исмаила Хачирова, якобы неопровержимо доказывают карачаевское происхождение Килара Хаширова. Их у него всего три:

— книга участника экспедиции 1829 года Н.Б. Голицына «Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля» С.-Пб., 1851 г., где почему-то не цитируется подтверждение карачаевского происхождения. А ведь если не полениться и прочитать работу Н.Б. Голицына, то можно вычитать следующее: «…один из черкесов, кабардинец, по прозванию Килар, отправясь отдельно от прочих, в 11 часов утра очутился на самой вершине Эльбруса…». Таким образом, ссылка на Н.Б. Голицына явно противоречит автору заявления;

— книги вице-председателя императорского географического общества П.П. Семенова-Тяньшанского «Живописная Россия – отечество наше в его земельном историческом, племенном, экономическом и бытовом значении» (1868г.) и Г.И. Радде, Живописная Россия. Т. 9. Кавказ, СПб., 1883г. С. 142. Это авторы двух работ, не принимавших участие в первовосхождении на Эльбрус в 1829 г. И они назвали Килара карачаевцем со слов местных жителей через несколько десятилетий после события. Этот факт лишает достоверности тех сведений о Киларе, приведенных ими в своих работах с чьих-то слов через пол века и относится к разряду «опросов старожилов». С таким же успехом я могу заявить, что, по рассказам соседей моего дедушки, Америку открыл кабардинец Къалумб или еще что-нибудь в этом роде.

Теперь приведу цитаты непосредственных участников экспедиции 1829 года на Эльбрус, где однозначно указывается национальная принадлежность Килара:

«…Удалец, решившийся один забраться на самую высокую точку Эльбруса и тем доказавший возможность сие исполнить, был один из вольных кабардинцев, бывший прежде пастухом» (А. Щербатов «Тифлисские ведомости» №34, от 29 июля 1829 года).

«…Нам стоило также полюбоваться скромностью этого простого человека, живущего в Вольной деревушке (ауле) на реке Нальчик в Большой Кабарде, его зовут Килар, этот человек, единственный из всех, кто пытался взойти на вершину Эльбруса, имел счастье ее достичь. Таким образом, память об этом человеке достойно того, чтобы передаваться последующими поколениями. Я с удивлением прочел в одесской газете статью, выдержки из тифлисской газеты, в которой Килар описан горбатым и хромым, я не знаю, какова была цель этого шутника-корреспондента представить мужественного кабардинца не таким, как он есть, а искалеченным…» (Жан Шарль де Бесс Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Переднюю Азию и Константинополь в 1829 и 1830. – Париж, 1938).

«…Между тем как академики, пораженные такой неудачей, должны были возвращаться, один из черкесов, кабардинец, по прозванию Килар, отправясь отдельно от прочих, в 11 часов утра очутился на самой вершине Эльбруса. Генерал Эммануэль, наблюдая из лагеря в зрительную трубу, первый усмотрел Килара, стоявшего наверху Эльбруса, и все окружающие его поспешили удостовериться в том своими глазами…» (Голицын Н.Б. Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля. – СПб., 1851. М.: РИЦ «Собрание», 2004).

То, что Килар Хаширов был кабардинцем подтверждает подпись к рисунку прапорщика Голикова – участника экспедиции Емануэля (РГВИА, Ф.846. Ед.хр.1. Д. 21174. Л.1) и надпись на памятных плитах, отлитых на Луганском заводе по указанию Г. А. Емануеля в честь первовосхождения на Эльбрус.

Таким образом, возвращаясь к заявлению Хачирова, отмечу, что господин Исмаил подкрепляет свои доводы о Киларе не первоисточниками, составленными очевидцами первовосхождения на Эльбрус, а публицистическими материалами Е.Д.Симонова «Слово об Эльбрусе», Москва, 1983 г. (который, кстати, предположил, что Килар чеченец) и книгой И. М. Мизиева «Следы на Эльбрусе», Ставрополь 2000 г. (изданной после его смерти), так как схожи неверные ссылки на Н.Б. Голицына «Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля» – СПб., 1851 г. и использование в качестве аргументов одинаковых выражений Е.Д.Симонова, например: «…Прощаясь с генералом, Ислам подозвал к себе немолодого горца и сказал Эммануэлю: «Киляр и эти пятеро – первые из первых охотников. Знают горы, как ты свою жену, Эммануэль. Пойдут с тобой, куда велишь» и т.д.

С полной ответственностью заявляю, что у всех участников экспедиции, описавших данное событие, указываются только его происхождение, описание внешности и оказанные ему почести после восхождения, а не упоминается диалог с Киларом и рассуждения об этом являются художественным вымыслом Е.Д. Симонова.

О том, что он кабардинец-житель аула под Нальчиком утверждают не «некоторые», а непосредственный участник экспедиции Жан Шарль де Бесс (который хорошо разбирался в национальностях Кавказа и приехал исследовать родство венгров с карачаевцами) в книге «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Переднюю Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг.» Париж, 1938 г.

Следует учитывать и тот факт, что путь экспедиции проходил через Зольские пастбища, т.е. на тот момент Килар, будучи «человеком, живущим в Вольной деревушке (ауле) на реке Нальчик в Большой Кабарде» зарабатывал на жизнь тем, что пас скот по найму (как и многие другие). Это похоже на то, как сегодня многие сельчане едут в город на заработки. Кроме князя Магомета Дудова и старшины Мырза-Кула экспедицию изначально сопровождал кабардинский князь Кучук Тархан Жанхот со своими людьми. Так что появление кабардинцев в составе экспедиции является вполне закономерным. Кроме того, если у кого-то возникает мысль о том, что все участники первовосхождения на Эльбрус, описывающие это событие, по договоренности сфальсифицировали национальность Килара, то рекомендую обратиться ему к врачу.

Желаю процветания и благополучия роду Хачировых. Возможно, Мусса Исаевич Хачиров жил когда-то, но он не является первовосходителем на г. Эльбрус. Больше всего возмущает тот факт, что Исмаил Хачиров сразу прикрылся тем, что кто-то якобы «умышленно искажает исторические факты и пытается дестабилизировать межнациональные отношения в республике». Получается, что теперь любой, кто будет утверждать обратное, сразу становится в ряды желающих «дестабилизировать межнациональные отношения в республике».

Но причем здесь межнациональные отношения, если вопрос касается только рода Хашировых и Хачировых? Ведь если кто-то назовет Гагарина Гаграняном это же не проблема русских с армянами? Хочу задать Исмалу Хачирову вопрос. Почему, когда ставили памятники Хаширову и Соттаеву в Приэльбрусье, не возмутился хоть один представитель Вашего рода? До 90-х годов прошлого века никто не считал Килара Хаширова Мусой Исаевичем Хачировым, а потом, словно по чьей-то указке, в 1993 году безосновательно появилась запись в книге рекордов Гиннеса, что Хаширов балкарец, потом появился Мусса Исаевич Хачиров, затем Качиров.

С таким же успехом его уже представляют и как чеченца Килора Хаширова, и как ингуша, и как осетина Хачирова. На все эти высказывания я промолчал, считая это чушью и абсурдом, но молчание не всегда «золото». В данном случае, молчание было воспринято, как слабость и появилось это заявление. Кроме того, во всех источниках (кроме «многих выдающихся историков – наших современников») первовосходитель на г. Эльбрус пишется Киларом или Хиларом, а не Хашировым или Хачировым, и уж тем более не Мусой Исаевичем. Но почему «многие выдающиеся историки – наши современники» привязались к фамилии Хаширов, а не к Килару? Скорее всего, потому, что они поверхностно изучили первоисточники и преподнесли роду Хачировых неверную информацию. Ведь фамилия Хаширов появилась позже, после того, когда нашли прошение сыновей Килара.

Предлагаю Исмаилу Хачирову изучить лично все материалы по данной экспедиции и после этого, если Исмаил Хачиров считает свои доводы убедительней, я готов встретиться с ним в суде.

Конечно же, желание выдать желаемое за действительное будет всегда, но прежде чем что-то заявлять, нужны достоверные доказательства, а не вымыслы и фантазии.

Я чту память своих предков и хочу, чтобы по факту первовосхождения на Эльбрус никто не покушался на историческую правду».

Источник

Кто такой аскер хаширов

Кто такой аскер хаширов. Смотреть фото Кто такой аскер хаширов. Смотреть картинку Кто такой аскер хаширов. Картинка про Кто такой аскер хаширов. Фото Кто такой аскер хаширов

Кто такой аскер хаширов. Смотреть фото Кто такой аскер хаширов. Смотреть картинку Кто такой аскер хаширов. Картинка про Кто такой аскер хаширов. Фото Кто такой аскер хаширов

Али Дамбегти запись закреплена

Кто такой аскер хаширов. Смотреть фото Кто такой аскер хаширов. Смотреть картинку Кто такой аскер хаширов. Картинка про Кто такой аскер хаширов. Фото Кто такой аскер хаширов

Кто такой аскер хаширов. Смотреть фото Кто такой аскер хаширов. Смотреть картинку Кто такой аскер хаширов. Картинка про Кто такой аскер хаширов. Фото Кто такой аскер хаширов

Кто такой аскер хаширов. Смотреть фото Кто такой аскер хаширов. Смотреть картинку Кто такой аскер хаширов. Картинка про Кто такой аскер хаширов. Фото Кто такой аскер хаширов

Кто такой аскер хаширов. Смотреть фото Кто такой аскер хаширов. Смотреть картинку Кто такой аскер хаширов. Картинка про Кто такой аскер хаширов. Фото Кто такой аскер хаширов

«В июле 2009 года исполнится 180 лет первовосхождению на Эльбрус. Это одна из ярчайших страниц истории России XIX столетия, которая памятна именами выдающихся людей.
Показать полностью. Одним из таких выдающихся людей оказался кабардинец Килар Хаширов, который 23 июля (по старому стилю 10 июля) 1829 года в составе экспедиции генерала Емануеля первым достиг восточной вершины Эльбруса. Это событие считается началом альпинизма в России.

Но недавно я прочитал в Интернете на официальном сайте www.karachaevsk.info заявление, фальсифицирующее факты первовосхождения на Эльбрус. Оно написано (надо полагать, после кропотливой работы с архивными материалами) «по поручению рода, Исмаилом Хачировым – президентом рода Хачировых, председателем Совета общественной организации «Джамагъат КЧР».
Приведу некоторые выдержки из этого заявления:

«Заявление рода Хачировых по поводу искажения исторических фактов о покорении Эльбруса Киляром Хачировым в 1829 году:

Мы, представители рода Хачировых никогда не согласимся с теми, кто умышленно искажает исторические факты и пытается дестабилизировать межнациональные отношения в республике. Хотим твердо сказать от имени своего народа, что братский, очень уважаемый нами кабардинский народ никогда не жил под Эльбрусом, а поэтому кабардинец – житель аула под Нальчиком, как это утверждают некоторые, не мог покорить Эльбрус…

Хотим привести несколько конкретных и неоспоримых исторических документа, которые говорят о том, что первым покорителем Эльбруса был Хачиров (Хиляр) Хыйса Муссаевич – житель аула Карт-Джурт.

О восхождении на вершину Эльбруса ученый Радде сообщает следующее: «. И из их среды вышел известный Киляр, который в 1829 году во время экспедиции генерала Эммануэля с членами академии наук Ленцем, Купфером, Мейером и Менетрие первый взошел на вершину Эльбруса».

В связи с этим его утверждение, что Киляр 36 лет назад совершил свой подвиг и он был карачаевцем, не вызывает никакого сомнения.

Память о первопроходце на Эльбрусе была еще достаточно свежа среди карачаевцев Хурзука и Учкулана.

В книге участника экспедиции 1829 года Н.Б. Голицына « Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля (1851) также говорится о том, что первым покорителем Эльбруса является карачаевец Хиляр Хачиров, житель аула Карт-Джурт.

По решению совета старейшин нашего рода – непосредственных потомков Хиляра, на основании собранного материала начата работа по написанию книги о славном сыне карачаевского народа – Хачирове Хыйсе Муссаевиче. Историческая правда должна восторжествовать».

Исключая «опросы старожилов», мнение «многих выдающихся историков – наших современников» и собственные выводы Исмаила Хачирова, подробнее хотелось бы остановиться на «конкретных исторических материалах», которые, по мнению Исмаила Хачирова, якобы неопровержимо доказывают карачаевское происхождение Килара Хаширова. Их у него всего три:

— книга участника экспедиции 1829 года Н.Б. Голицына «Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля» С.-Пб., 1851 г., но почему-то не цитируется подтверждение карачаевского происхождения. А ведь если не полениться и прочитать работу Н.Б. Голицына, то можно вычитать следующее: «…один из черкесов, кабардинец, по прозванию Килар, отправясь отдельно от прочих, в 11 часов утра очутился на самой вершине Эльбруса…». Таким образом, ссылка на Н.Б. Голицына явно противоречит автору заявления;

-книги вице-председателя императорского географического общества П.П. Семенова-Тяньшанского «Живописная Россия – отечество наше в его земельном историческом, племенном, экономическом и бытовом значении» (1868г.) и Г.И. Радде, Живописная Россия. Т. 9. Кавказ, СПб., 1883г. С. 142. – авторы двух работ, не принимавших участие в первовосхождении на Эльбрус в 1829 г. и назвавшие Килара карачаевцем со слов местных жителей через несколько десятилетий после события. Этот факт лишает достоверности тех сведений о Киларе, приведенных ими в своих работах с чьих-то слов через пол века и относится к разряду «опросов старожилов». С таким же успехом я могу заявить, что по рассказам соседей моего дедушки Америку открыл кабардинец Къалумб или еще что-нибудь в этом роде.

Теперь приведу цитаты непосредственных участников экспедиции 1829 года на Эльбрус, где однозначно указывается национальная принадлежность Килара:

«…Удалец, решившийся один забраться на самую высокую точку Эльбруса и тем доказавший возможность сие исполнить, был один из вольных кабардинцев, бывший прежде пастухом» (А. Щербатов «Тифлисские ведомости» №34, от 29 июля 1829 года);

«…Нам стоило также полюбоваться скромностью этого простого человека, живущего в Вольной деревушке (ауле) на реке Нальчик в Большой Кабарде, его зовут Килар, этот человек, единственный из всех, кто пытался взойти на вершину Эльбруса, имел счастье ее достичь. Таким образом, память об этом человеке достойно того, чтобы передаваться последующими поколениями. Я с удивлением прочел в одесской газете статью, выдержки из тифлисской газеты, в которой Килар описан горбатым и хромым, я не знаю, какова была цель этого шутника-корреспондента представить мужественного кабардинца не таким, как он есть, а искачеченным…» (Жан Шарль де Бесс Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Переднюю Азию и Константинополь в 1829 и 1830. – Париж, 1938);

«…Между тем как академики, пораженные такой неудачей, должны были возвращаться, один из черкесов, кабардинец, по прозванию Килар, отправясь отдельно от прочих, в 11 часов утра очутился на самой вершине Эльбруса. Генерал Эммануэль, наблюдая из лагеря в зрительную трубу, первый усмотрел Килара, стоявшего наверху Эльбруса, и все окружающие его поспешили удостовериться в том своими глазами…» (Голицын Н.Б. Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля. – СПб., 1851. М.: РИЦ «Собрание», 2004)

То, что Килар Хаширов был кабардинцем подтверждает подпись к рисунку прапорщика Голикова – участника экспедиции Емануэля (РГВИА, Ф.846. Ед.хр.1. Д. 21174. Л.1) и надпись на памятных плитах, отлитых на Луганском заводе по указанию Г. А. Емануеля в честь первовосхождения на Эльбрус.

Таким образом, возвращаясь к заявлению Хачирова, отмечу, что господин Исмаил подкрепляет свои доводы о Киларе не первоисточниками, составленными очевидцами первовосхождения на Эльбрус, а публицистическими материалами Е.Д.Симонова «Слово об Эльбрусе», Москва, 1983 г.(который, кстати, предположил, что он чеченец) и книгой И. М. Мизиева «Следы на Эльбрусе», Ставрополь 2000 г.(изданной после его смерти), так как схожи неверные ссылки на Н.Б. Голицына «Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля» – СПб., 1851 г. и использование в качестве аргументов одинаковых выражений Е.Д.Симонова, например: «…Прощаясь с генералом, Ислам подозвал к себе немолодого горца и сказал Эммануэлю: «Киляр и эти пятеро – первые из первых охотников. Знают горы, как ты свою жену, Эммануэль. Пойдут с тобой, куда велишь»и т.д. С полной ответственностью заявляю, что у всех участников экспедиции, описавших данное событие, указываются только его происхождение, описание внешности и оказанные ему почести после восхождения, а не упоминается диалог с Киларом и рассуждения об этом являются художественным вымыслом Е.Д. Симонова.

О том, что он кабардинец-житель аула под Нальчиком утверждают не некоторые, а непосредственный участник экспедиции Жан Шарль де Бесс (который хорошо разбирался в национальностях Кавказа и приехал исследовать родство венгров с карачаевцами) в книге «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Переднюю Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг.» Париж, 1938 г.

Следует учитывать и тот факт, что путь экспедиции проходил через Зольские пастбища, т.е. на тот момент Килар, будучи «человеком, живущим в Вольной деревушке (ауле) на реке Нальчик в Большой Кабарде» зарабатывал на жизнь тем, что пас скот по найму (как и многие другие). Это похоже на то, как сегодня многие сельчане едут в город на заработки. Кроме князя Магомета Дудова и старшины Мырза-Кула экспедицию изначально сопровождал кабардинский князь Кучук Тархан Жанхот со своими людьми. Так что появление кабардинцев в составе экспедиции является вполне закономерным. Кроме того, если у кого-то возникает мысль о том, что все участники первовосхождения на Эльбрус, описывающие это событие, по договоренности сфальсифицировали национальность Килара, то рекомендую обратиться ему к врачу.

Желаю процветания и благополучия роду Хачировых. Возможно, Мусса Исаевич Хачиров жил когда-то, но он не является первовосходителем на г. Эльбрус. Больше всего возмущает тот факт, что Исмаил Хачиров сразу прикрылся тем, что кто-то якобы «умышленно искажает исторические факты и пытается дестабилизировать межнациональные отношения в республике». Получается, что теперь любой, кто будет утверждать обратное, сразу становится в ряды желающих «дестабилизировать межнациональные отношения в республике». Но причем здесь межнациональные отношения, если вопрос касается только рода Хашировых и Хачировых? Ведь если кто-то назовет Гагарина Гаграняном это же не проблема русских с армянами? Хочу задать Исмалу Хачирову вопрос. Почему, когда ставили памятники Хаширову и Соттаеву в приэльбрусье, не возмутился хоть один представитель Вашего рода? До 90-х годов прошлого века никто не считал Килара Хаширова Мусой Исаевичем Хачировым, а потом, словно по чьей-то указке, в 1993 году безосновательно появилась запись в книге рекордов Гиннеса, что Хаширов балкарец, потом появился Мусса Исаевич Хачиров, затем Качиров. С таким же успехом его уже представляют и как чеченца Килора Хаширова, и как ингуша, и как осетина Хачирова. На все эти высказывания я промолчал, считая это чушью и абсурдом, но молчание не всегда «золото». В данном случае, молчание было воспринято, как слабость и появилось это заявление. Кроме того, во всех источниках (кроме «многих выдающихся историков – наших современников») первовосходитель на г. Эльбрус пишется Киларом или Хиларом, а не Хашировым или Хачировым, и уж тем более не Мусой Исаевичем. Но почему «многие выдающиеся историки – наши современники» привязались к фамилии Хаширов, а не к Килару? Скорее всего, потому, что они поверхностно изучили первоисточники и преподнесли роду Хачировых неверную информацию. Ведь фамилия Хаширов появилась позже, после того, когда нашли прошение сыновей Килара. Предлагаю Исмаилу Хачирову изучить лично все материалы по данной экспедиции и после этого, если Исмаил Хачиров считает свои доводы убедительней, я готов встретиться с ним в суде.

Конечно же, желание выдать желаемое за действительное будет всегда, но прежде чем что-то заявлять, нужны достоверные доказательства, а не вымыслы и фантазии.

Я чту память своих предков и хочу, чтобы по факту первовосхождения на Эльбрус никто не покушался на историческую правду.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *