Кто такой аттестованный налоговый консультант
Аттестат профессионального налогового консультанта
Аттестат профессионального налогового консультанта подтверждает, что его обладатель:
Программа подготовки к экзамену основана на лучшей мировой практике бизнес-образования и направлена на выработку практических навыков.
Аттестат поможет, как открыть новый вектор в развитии карьеры бухгалтера, так и подойдет для специалистов, нацеленных на работу в налоговых службах компаний.
Квалификационные требования
Образование и доп. обучение | Опыт практической работы |
---|---|
Среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) | не менее 5 лет |
Образование не ниже среднего профессионального и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления | |
Высшее образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) | не менее 3 лет |
Высшее образование и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления |
Специалистам, не являющимся членами ИПБ России и имеющим квалификационный аттестат налогового консультанта
Одновременное выполнение двух условий освобождает специалиста от сдачи экзамена ИПБ России:
Для получения аттестата необходимо вступить в действительные члены ИПБ России.
Краткое содержание программы экзамена для получения аттестата
Полная версия программы (с темами и рекомендуемой литературой) предоставляется претендентам на аттестацию ИПБ России.
Особые условия для членов ИПБ России
Члены ИПБ России могут получить аттестат профессионального налогового консультанта, сдав экзамен, который состоит из 2 блоков:
Для прохождения тестирования обязательная подготовка не требуется. Но ИПБ России рекомендует пройти соответствующую подготовку в рамках повышения профессионального уровня с получением сертификата ИПБ России в объеме 40 часов.
Образец аттестата
Бланк аттестата исполнен на листе формата А4, имеет высокую степень защиты и твердую обложку бирюзового цвета.
Аттестат налогового консультанта
Программы Центра имеют образовательную профессиональную аккредитацию Ассоциации налоговых консультантов. Это значит, что программы прошли самую тщательную экспертизу специалистов профессионального сообщества в сфере налогообложения и налогового менеджмента.
Программы профессиональной переподготовки «Налоговый юрист», «Налоговый и финансовый менеджмент, анализ и аудит» – позволяют получить Аттестат налогового консультанта слушателям, успешно прошедшим обучение по одной из данных программ и сдавшим квалификационный экзамен в Ассоциации налоговых консультантов.
Программа «Налоговый аудит» – позволяет пройти переаттестацию на звание налогового консультанта, успешно закончившим обучение по данной программе и сдав квалификационный экзамен в Ассоциации налоговых консультантов*.
*Только для имеющих Аттестат налогового консультанта, который был получен ранее и у которого истекает/истек срок действия.
Ассоциация налоговых консультантов – это профессиональное объединение людей, которые сталкиваются с решением вопросов в сфере налогов и налогообложения. Главной задачей Ассоциации является развитие налогового консалтинга.
Аттестат поможет, как открыть новый вектор в профессиональном развитии, так и достичь новых ступеней в карьере.
Образец Аттестата
С квалификационными требованиями Вы можете ознакомиться в программах.
Подробнее об Ассоциации налоговых консультантов вы можете прочитать здесь
Налоговый консультант: кто это и чем занимается?
Сфера финансов изобилует нюансами и «подводными камнями». Начиная бизнес, нужно учитывать, как можно больше факторов. И главный из них – налоговая нагрузка. Сколько и в каких формах предстоит отдавать государству – важный пункт любого бизнес-плана. Учитывая, что налоговое законодательство в России меняется чуть ли не каждые полгода, бизнес-планирование превращается в весьма нетривиальную задачу.
Ну а решать её призваны специфические специалисты – консультанты по налогам и сборам, или просто налоговые консультанты.
Налоговые консультанты и аудиторы: в чем разница?
Финансовая сфера изобилует различными специальностями: здесь и бухгалтеры, и адвокаты по арбитражным делам, и аудиторы. Примерно с начала 2000-х годов в России к ним добавились ещё и консультанты по налогам.
Несмотря на то, что это самостоятельный вид деятельности, налоговых консультантов часто путают с аудиторами. В чем же между ними разница?
Если упрощать, то аудитора вызывают в двух случаях: когда уже «всё плохо» и пора ставить диагноз, или когда есть нужда проверить финансовые дела перед очередной налоговой отчетностью. Грубо говоря, аудитор беспристрастно анализирует все бреши в финансах и выдает заключение. Что с ним делать – уже решает собственник бизнеса.
Более того, аудитор, если он работает на независимую организацию, не имеет права оказывать консалтинговые услуги – это может вылиться в конфликт интересов между заказчиком и исполнителями.
В отличие от аудитора или адвоката по финансовым вопросам, налоговый консультант имеет право не просто консультировать и давать советы. Его прямая задача – выстраивать стратегию взаимоотношений с налоговыми органами для своего клиента.
Основные обязанности налоговых консультантов
Источник фото katemangostar/freepik
Итак, работа налогового консультанта, таким образом, заключается в планировании. Если конкретнее, то в его обязанности входит:
разъяснение собственнику нюансов налогового законодательства и их влияния на прибыль;
составление отчетов и аналитических документов по текущей ситуации в налоговом законодательстве;
налоговое планирование на определенные периоды;
оптимизация налоговых расходов для повышения эффективности бизнеса;
правовая экспертиза налоговых документов;
представление интересов компании в налоговых органах, а также в суде и правоохранительных органах.
Чем-то работа налогового консультанта похожа на деятельность адвоката по финансовым делам, но в отличие от любого юриста консультант гораздо глубже разбирается в финансах, планировании и бухучете.
Не случайно, подобные специалисты владеют двумя образованиями – юридическим и экономическим.
Возникает вопрос: почему все те же самые функции не может исполнять бухгалтер? Всё просто. У бухгалтера, как правило, не хватает компетенций, чтобы вносить коррективы в финансовую политику. Более того, весьма часто бухгалтеры, будучи материально ответственным лицом, предпочитают перестраховаться и переплатить государству. В итоге компания упускает прибыль, а государство получает лишнюю головную боль в виде возврата налогов.
Где выучиться на налогового консультанта
В силу специфики профессии, чтобы успешно работать налоговым консультантом, потребуется как минимум юридическое образование со специализацией в финансово-правовой сфере. Однако при этом дополнительно потребуется пройти бухгалтерскую подготовку и иметь стаж работы по основному профилю не менее 3-х лет.
Как таковой системной подготовки налоговых консультантов не существует. Главным образом соискатели на такую работу проходят курсы переподготовки по направлению «Налоговое консультирование». Сроки обучения составляют порядка 380 академических часов.
Вакансии для налоговых консультантов на рынке труда, средняя зарплата
Оплата труда налоговых консультантов сильно зависят от опыта и сферы деятельности. Однако при этом наиболее высокие зарплаты можно увидеть в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточено большинство консалтинговых фирм. Там специалист с опытом работы до 3 лет может рассчитывать в среднем на 90 тысяч рублей. Попадаются вакансии с предложением 120 – 130 тысяч рублей в месяц, но это скорее зарплата для начальников отделов.
Тем не менее, вакансии налоговых консультантов попадаются весьма часто.
Плюсы и минусы профессии налогового консультанта
возможности для карьерного роста;
интересная аналитическая работа.
Не бухгалтерское это дело – налоги считать, а работа «консультанта по налогам и сборам». Новый профстандарт Минтруда!
Опубликован проект профессионального стандарта «Консультант по налогам и сборам». Утверждает стандарт Минтруд, а разработчиком выступили «Палата налоговых консультантов» и еще ряд организаций. Все они указаны в этом проекте.
Предлагается стандартизировать и ввести отдельную профессию «Консультант по налогам и сборам (налоговый консультант)».
Цель профессии — квалифицированно содействовать в полном и своевременном исчислении, уплате, удержании и перечислении налогов, сборов и взносов.
Содействовать налоговый консультант будет сообразно своей квалификации, начиная от первичного учета, составления и проверки счетов-фактур для НДС-ников, и до, собственно, исчисления налогов, страховых взносов, формирования деклараций, общения с налоговой, включая ответы на требования, запросы, возражения на акты, жалобы и т.д., налогового планирования, выработки налоговой учетной политики.
Группа занятий, указанная в профстандарте, к которой относится налоговое консультирование — вовсе не бухгалтеры, а юристы и экономисты.
А кто же мы с вами такие, уважаемые коллеги? Вот человек примерно на 60% состоит из воды. А наша с вами профессия на сколько состоит из общения с налоговой, расчета налогов, сдачи деклараций и всего того, чем заняты наши головы, считай, круглый год?
Или сколько статей на «Клерке» посвящены «чистому» бухучету, а сколько налоговым правоотношениям?
Если вы бухгалтер-аутсорсер и ведете своих клиентов, то, скорее всего, все перечисленное выше уже есть в вашей профессии. И также, скорее всего, вы называете себя бухгалтером, а не налоговым консультантом.
Кроме того, в профессиональном стандарте «Бухгалтер» в трудовой функции также указано: ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций, налоговое планирование.
Получается, что функции консультанта по налогам и сборам уже «зашиты» в бухгалтерскую профессию. Просто их, как экзоскелет фантастического создания, взяли и вынесли наружу. В таком сублимированном, чистом виде, очищенном от земного бухгалтерского учета.
На мой взгляд, такое разделение обосновано и может иметь место:
А пока мы, бухгалтеры-аутсорсеры, да и просто бухгалтеры можем про себя говорить: бухгалтер и налоговый консультант в одном лице.
И для нас, бухгалтеров, есть Мультибухгалтер не CRM для продаж, а специализированное решение. Помогает работать, вести больше клиентов и «не зашиваться». Составляет график налоговых и отчетных событий по организациям, распределяет их по сотрудникам, быстро вводит нового клиента в работу, заполняет документы, выставляет и рассылает счета контрагентам и многое другое. Подключайтесь и не тратьте ресурсы на ручную работу!
Кстати, Мультибухгалтер теперь доступен и в телефоне!
Налоговое консультирование: на вопросы отвечает МНС
Галина Ковалева
В чем важность и необходимость создания института налогового консультирования?
Институт налогового консультирования успешно функционирует в большинстве развитых стран мира. Его положительное влияние на развитие бизнеса и налоговый климат неоднократно подтверждено многолетним опытом. В нашей стране необходимость законодательного регулирования деятельности по налоговому консультированию назрела уже давно и обусловлена сформировавшейся общественной потребностью в развитии цивилизованного рынка консалтинга в данной области, а также в обеспечении на международном уровне высоких стандартов и квалификационных требований, предъявляемых к налоговым консультантам.
Наличие института налогового консультирования направлено на создание благоприятных условий для развития бизнеса путем обеспечения повышения защиты интересов граждан и юридических лиц, эффективности налогового администрирования, уменьшения правонарушений и споров, и, как следствие, увеличения бизнес-активности в стране.
Что же касается общегосударственного масштаба, налоговое консультирование приблизит Беларусь к международным стандартам налогового обслуживания бизнеса и смягчит инвестиционный климат в стране. Наше государство заинтересовано в инвесторах, а они хотят работать в привычных и понятных для них условиях. Мировое сообщество принимает за норму то, что от лица компании с представителями налоговой инспекции должны вести дискуссию именно налоговые консультанты. Учитывая необходимость ориентироваться во множестве законодательных нюансов для принятия объективных и эффективных решений, требуется участие в диалоге профессионалов.
Есть ли сегодня программа для сдачи экзамена по проверке знаний у физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта (далее — квалификационный экзамен)? Какие дисциплины она охватывает?
Программа квалификационного экзамена утверждена приказом МНС от 29.11.2017 N 132 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. N 338».
Хочется отметить, что международный опыт в области оказания услуг по налоговому консультированию показывает, что пользователями таких услуг являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица. В связи с этим физическим лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата налогового консультанта, предоставляется право выбора направления квалификационного экзамена:
— налоговое консультирование организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
— налоговое консультирование организаций;
— налоговое консультирование индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Справочно
Вопросы и задания квалификационного экзамена по налоговому консультированию организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц составляются по следующим разделам:
бухгалтерский учет и отчетность;
налоговый учет и отчетность;
налогообложение индивидуальных предпринимателей;
налогообложение физических лиц;
декларирование физическими лицами доходов и имущества;
порядок обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
правовое регулирование экономической деятельности;
порядок осуществления деятельности по налоговому консультированию и профессиональная этика;
основы правового регулирования имущественных и трудовых отношений.
Вопросы и задания квалификационного экзамена по налоговому консультированию организаций составляются по следующим разделам:
бухгалтерский учет и отчетность;
налоговый учет и отчетность;
налогообложение физических лиц в части подоходного налога с физических лиц;
порядок обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
правовое регулирование экономической деятельности;
порядок осуществления деятельности по налоговому консультированию и профессиональная этика;
основы правового регулирования имущественных и трудовых отношений.
Вопросы и задания квалификационного экзамена по налоговому консультированию индивидуальных предпринимателей и физических лиц составляются по следующим разделам:
налоговый учет и отчетность;
налогообложение индивидуальных предпринимателей;
налогообложение физических лиц;
декларирование физическими лицами доходов и имущества;
порядок обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
правовое регулирование экономической деятельности;
порядок осуществления деятельности по налоговому консультированию и профессиональная этика.
Подлежит ли возмещению за счет страховой суммы причиненный консультируемому лицу ущерб, понесенный в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей налоговым консультантом, наряду с возмещением ущерба, предусмотренным Указом от 19.09.2017 N 338 «О налоговом консультировании» (далее — Указ N 338)?
Каков источник возмещения причиненных консультируемому лицу убытков, превышающих страховую сумму по договору страхования ответственности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по налоговому консультированию (далее — договор страхования)?
Оказание услуг по налоговому консультированию является одним из видов предпринимательской деятельности. В свою очередь, ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК определено, что предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли, в частности, от оказания услуг, если они предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Таким образом, необходимость возмещения убытков, причиненных консультируемому лицу и превышающих страховую сумму по договору страхования, является риском при осуществлении предпринимательской деятельности. Другими словами, убытки покрываются за счет средств коммерческой организации и индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по налоговому консультированию.
На заметку
В состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, включаются суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, подлежащие уплате в результате применения иных мер ответственности, в том числе в результате возмещения убытков за нарушение договорных обязательств (за исключением обязательств, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами) .
Согласно ч. 4 п. 3 Положения о налоговом консультировании услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности в процессе деятельности по налоговому консультированию оказываются налоговым консультантом коммерческой организации или индивидуальным предпринимателем, имеющим статус налогового консультанта, отвечающим требованиям, предъявляемым законодательством о бухгалтерском учете и отчетности к главным бухгалтерам организаций, которым оказываются такие услуги.
Значит ли это, что налоговый консультант, оказывающий услуги общественно значимым организациям, обязан быть сертифицированным бухгалтером в соответствии с требованиями Закона от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»?
Да, с учетом норм Положения о налоговом консультировании и Закона от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».
В услуги по налоговому консультированию включается представление интересов консультируемого лица в суде по вопросу правоотношений. Означает ли это, что лица, оказывающие юридические услуги, должны руководствоваться положениями Указа N 338?
Кто является одной из сторон договора — коммерческая организация, оказывающая услуги по налоговому консультированию, в лице директора или непосредственно налоговый консультант, состоящий в штате данной организации?
Кто является одной из сторон по договору страхования ответственности (далее — договор страхования) — коммерческая организация, осуществляющая деятельность по налоговому консультированию, в лице директора или налоговый консультант, состоящий в штате данной организации?
Справочно
Подпунктом 1.2 Указа N 338 определено, что коммерческие организации, осуществляющие деятельность по налоговому консультированию, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязательств по договору, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, и (или) иной конфиденциальной информации и обязаны возмещать убытки, причиненные консультируемым лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения и разглашения.
Существует ли минимальный и максимальный предел страхования ответственности налоговых консультантов?
Обязан ли индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению налоговых деклараций (расчетов), получать квалификационный аттестат налогового консультанта? Вправе ли он и далее оказывать указанные услуги без квалификационного аттестата налогового консультанта?
Указом N 338 предусмотрено введение в Республике Беларусь института налогового консультирования как отдельного вида предпринимательской деятельности. Налоговое консультирование, в частности, включает оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб, и подлежит осуществлению в соответствии с условиями и требованиями, установленными Указом N 338.
Подпунктом 1.6 Указа N 338 предусмотрен переходный период для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, не являющихся налоговыми консультантами, осуществляющих на день вступления в силу данного подпункта (24.12.2017) деятельность по налоговому консультированию. Они вправе осуществлять такую деятельность по 31.12.2018.
Оказание услуг по ведению налогового учета, в том числе составлению налоговых деклараций (расчетов), не подпадает под действие подп. 1.5 Указа N 338. В связи с этим при оказании данных услуг после 01.01.2019 индивидуальному предпринимателю необходимо руководствоваться положениями Указа N 338 и обеспечить выполнение всех его требований, в частности, требования о наличии квалификационного аттестата налогового консультанта.
Индивидуальный предприниматель планирует в июне 2018 г. начать оказывать услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, а также составлению налоговых деклараций (расчетов). Вправе ли данный предприниматель оказывать эти услуги без квалификационного аттестата налогового консультанта в течение 2018 г.?
Нет, не вправе. Налоговое консультирование включает оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб, и подлежит осуществлению в соответствии с условиями и требованиями, установленными Указом N 338.
Поскольку в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель по состоянию на 24.12.2017 не оказывал услуг по налоговому консультированию, на него не распространяется положение подп. 1.6 Указа N 338. При осуществлении деятельности по налоговому консультированию он обязан соблюсти все требования и условия, установленные Указом N 338.
Обязан ли главный бухгалтер коммерческой организации, состоящий в штате этой организации, получать квалификационный аттестат налогового консультанта, чтобы иметь право подавать налоговые декларации (расчеты) своей организации?
Нет, не обязан. В соответствии с положениями Указа N 338 оказание услуг по налоговому консультированию — это один из видов предпринимательской деятельности. В то время как главный бухгалтер коммерческой организации, состоящий в штате этой организации, исполняет возложенные на него в соответствии с законодательством и должностной инструкцией обязанности. Следовательно, главному бухгалтеру коммерческой организации не нужен квалификационный аттестат налогового консультанта для представления налоговых деклараций (расчетов).
Обязана ли организация, оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учета, иметь в штате налоговых консультантов?
Таким образом, если организация оказывает услуги только по ведению бухгалтерского учета, на нее не распространяются положения Указа N 338.
Таким образом, в случае оказания услуг по ведению налогового учета и составлению налоговых деклараций (расчетов), организация обязана соблюдать все требования и условия, установленные Указом N 338.
Является ли деятельность по созданию справочной правовой системы и размещению в ней аналитических материалов для широкого круга пользователей по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения деятельностью по налоговому консультированию для целей применения Указа N 338?
Нет, не является. Деятельность по налоговому консультированию может осуществляться на основании заключенного договора. При этом налоговое консультирование может включать для целей оказания услуг конкретному консультируемому лицу:
— консультирование по вопросам налогообложения, в том числе в части применения налогового законодательства в конкретных ситуациях с учетом обстоятельств, имеющихся у консультируемого лица, подготовку рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, включая определение оптимальных решений;
— оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб;