Кто такой аутсайдер в школе
Кто такой аутсайдер в школе
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми-изгоями и агрессорами.
«Белой вороной» может стать кто угодно: чем больше ребёнок не похож на остальных, тем выше вероятность, что другие дети с ним не подружатся или вовсе станут над ним издеваться.
Но одно дело, когда ребёнок не может найти друзей, и к нему относятся нейтрально, и другое дело — когда его травят. Буллинг, или травля, бывает разных видов. Если кого-то бойкотируют, исключают из группы, обзывают, прячут вещи, распространяют о ком-то неприятные слухи — это всё травля.
Обычно в ситуации травли социальные роли распределяются так:
Почему ребёнок становится в школе изгоем
Мы рассмотрели семь основных причин, из-за которых над ребёнком могут издеваться в школе.
Причина 1. Нестандартная внешность
Разноцветные волосы, очки, пирсинг, короткие волосы у девочки или длинные у мальчика — всё это может стать факторами агрессивного поведения со стороны одноклассников.
Причина 2. Проблемы физического плана
Заикание, энурез, нестандартная фигура, слуховой аппарат — если ребёнок чем-то отличается от других, велика вероятность насмешек.
Причина 3. Неумение за себя постоять
Легче издеваться над ребёнком, который не может в ответ сказать ни слова, который проглатывает обиду.
Причина 4. Чрезмерная опека со стороны родителей
Про такого ребёнка можно услышать «маменькин сынок», что и становится поводом для насмешек. Обидчики уверены, что такой одноклассник сам не сможет себя защитить, как и в предыдущем пункте.
Причина 5. Собственные интересы
Если ребёнка что-то отличает от большинства, его записывают в изгои. Дети не могут принять разность интересов.
Причина 6. Отличник в старших классах и двоечник в младших
В началке почётно хорошо учиться, а в средних и старших классах отличники превращаются в «выскочек». Снова выделение из толпы.
Причина 7. Частые пропуски школы
Когда ребёнок редко находится в коллективе, и его интересы перестают совпадать с общими.
Получается, что все причины можно свести к тому, что ребёнком-изгоем становится тот, кто «не такой, как все» или просто не в состоянии за себя постоять.
Как понять родителям, что ребёнок стал изгоем
Есть несколько симптомов, которые могут указывать на то, что у ребёнка проблемы в школе:
Эти симптомы могут указывать не только на изгойство, но и на конфликт с учителями или одноклассниками.
Если ребёнок встаёт в позицию защитника жертвы, он тоже может подвергаться нападкам со стороны обидчиков и преследователей. Поэтому важно время помочь.
Что делать, если ребёнок стал изгоем в классе
В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Если ребёнку в школе плохо — нужно срочно принять педагогические и юридические меры. Следуйте алгоритму, который рекомендует психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко и юристы портала Травли.Нет.
Прочтите устав школы. Там может быть информация, как действовать. Если у школы есть правила для решения таких ситуаций, но правила не исполняются, вы сможете пожаловаться конкретно на это.
Напишите письменное заявление на имя директора. Зафиксируйте все факты травли, опишите ситуацию.
Поговорите с педагогом и школьным психологом, если он имеется. Ведите беседу в ключе «у нас сложная ситуация, давайте придумаем, что можно сделать». Не обвиняйте, а предлагайте совместно разобраться в проблеме. Записывайте результаты обсуждения: например, конкретные предложенные шаги и обозначенные сроки.
Предложите создать согласительную комиссию, если таковой нет в школе. По закону разрешено создавать такие комиссии. Туда могут входить родители, администрация школы, сами ученики, специальные медиаторы — третьи лица, которые профессионально занимаются решением конфликтов.
Цель комиссии — провести собрание, чтобы разобрать конфликт и помочь урегулировать ситуацию в классе. Найти медиатора помогают специальные организации, которые занимаются созданием безопасной среды в школах — например, АНО БО «Журавлик». Сообщить о вашем желании привлечь медиатора можно ещё на этапе письменного заявления.
Переходите к юридическим методам, если беседы не подействовали. Напишите заявление в Управление образования вашего города или области, Рособрнадзор или Уполномоченному по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники обязаны реагировать на обращения в течение 30 дней. После обращения могут возбудить проверку. Если выяснится, что учителя не способствовали урегулированию конфликта, их ждёт административная ответственность.
Если школа не защищает ребёнка, родители также имеют право подать административный иск в суд. Школе грозит денежный штраф за нарушение прав человеческого достоинства и отсутствие защиты от физического насилия.
Привлеките внимание общественности. Опубликуйте посты в соцсетях, попросите всех знакомых о репосте, закиньте информацию в группы, обратитесь к некоммерческим организациям, которые занимаются вопросами травли.
Обязательно найдите ребёнку хорошего психолога и будьте рядом на протяжении всего процесса. Это важный пункт — пусть ребёнок почувствует, что с родителями он всегда в безопасности и под защитой.
Альтернативный вариант решения проблемы, если вы не хотите оставаться в школе, — перевести ребёнка на домашнее обучение. В России это законно — можно получать то же самое образование на дому.
В «Домашней школе Фоксфорда» дети учатся в онлайн-классах, вместе посещают дополнительные курсы и учатся выстраивать дружеские отношения. Если возникнет конфликт, на помощь придут персональные наставники. В нашей онлайн-школе есть психолог — ребёнок всегда может записаться на консультацию и обсудить своё эмоциональное состояние.
Что делать, если ты аутсайдер в школе?
Почти в каждом классе, а иногда даже и в некоторых институтских группах есть девушка, которой вечно достается: над ней издеваются всеми возможными способами.
Почему одни ведут себя жестоко, а другие становятся беззащитными жертвами? Разбираемся.
Вспомни последний фильм о супергерое, который ты смотрела. Заметила, что этот сверхчеловек, пока не наденет мантию и не полетит спасать мир, чем-то похож на школьного изгоя? Он проводит дни и ночи тет-а-тет со своим увлечением — книгами, фотографиями, пауками. Одноклассники его дразнят, а красивые девушки обходят стороной. И никто не зовет его на тусовки. Вымышленный ботаник-супермен, как и белая ворона из настоящей жизни, не такой, как все. Он всегда отличается внешне или же поведением, а коллектив просто не принимает его таким, какой он есть.
Кто становится аутсайдером?
Кто издевается над аутсайдерами?
Что делать, если ты аутсайдер?
Если ты ощущаешь себя белой вороной или знаешь, кто в твоем классе исполняет эту роль, примени к себе или покажи тому, кому пригодится, эту инструкцию. Она — пошаговая, порядок имеет значение.
Не унывай : у твоей проблемы есть решение. Пока ты не определилась, что делать дальше, в школе концентрируйся на учебе. И помни: все неприятности с одноклассниками временные и друзья у тебя обязательно появятся.
Поговори с психологом — вместе попытайтесь определить причины, из-за которых ты стала белой вороной. Будет даже лучше, если ты обратишься к школьному специалисту: во-первых, он примет тебя бесплатно, а во-вторых, он лучше знает обстановку в классе и ему будет легче дать тебе конкретные советы. Не ограничивайся одной встречей: такие ситуации требуют серьезной работы — твоей в том числе.
Выбери себе подругу или друга в школе. Пусть это будет тот, кто, кажется, чем-то похож на тебя. Вдвоем гораздо легче сопротивляться агрессии окружающих.
Ребенок-аутсайдер
Психолог-консультант, соучредитель психологического центра « 12 коллегий » Алексей Зыков рассказал нам, что делать, если ваш ребенок столкнулся с неприятием и травлей в школе.
— Что делать, если мой ребенок считается в школе аутсайдером?
— У слова «аутсайдер» есть два различных толкования. Аутсайдером можно назвать жертву буллинга или травли – крайне высокая степень неприятия в школе. Также аутсайдером может считаться закрытый необщительный ребенок, которому учеба и нахождение в школе не доставляет удовольствия.
В первом случае дети часто возвращаются из школы в слезах, со следами побоев. Их вещи прячут или портят одноклассники. Во втором – речь идет больше о ребенке со внешкольными интересами, который занимается чем-то другим. Он ходит в школу, это не вызывает большого сопротивления, но весь энтузиазм сконцентрирован в другой области.
Если же вы вдруг узнали, что с вашим ребенком никто не общается, его не приглашают на дни рождения, не хотят с ним сидеть за одной партой или в столовой, ему присвоили обидное прозвище, постоянно жестко «прикалываются» или сделали козлом отпущения, то можно предположить, что ребенок стал жертвой буллинга.
— Кто виноват в появлении буллинга в классе?
— К сожалению, часто родители считают, что если их ребенок стал жертвой травли, то это его вина. Им кажется, что надо надавить на ребенка, и тогда он «окрепнет» духом. В абсолютном большинстве случаев это не помогает. Из-за давления со стороны взрослых и сверстников самооценка ребенка только ухудшается, он нигде не находит поддержки. Результат у такой ситуации может быть очень печальным…
Вместо этого родителям надо пойти к преподавателю и постараться выяснить, в чем дело. Если речь идет о средней школе, то лучше обратиться к нескольким учителям или повнимательнее присмотреться к классу.
В идеале, если есть школьный психолог или возможность к нему обратиться, то стоит попросить его провести диагностику эмоционального состояния класса. Важно понять, что буллинг – проблема не одного ребенка, а всей системы отношений в группе. Часто если даже убрать из группы одну жертву, то жертвой становится кто-то другой, а потом и третий.
— Как работает система буллинга?
— В ней задействованы много людей. Всегда есть жертва, агрессор и солидная часть класса, которая «подключается» к агрессору действиями, подбадриванием или молчанием. Членам группы кажется, что если они не будут поддерживать травлю, то сами подвергнутся издевкам. Также чаще всего в этой ситуации задействован учитель или учителя, которые закрывают глаза и предпочитают не замечать происходящее.
— Каковы основные причины буллинга?
— Основная причина – отсутствие четкого и жесткого запрета на такую травлю со стороны взрослых. Буллинг – это некое заболевание, которое встречается в коллективах, если «иммунная система» в них плохо работает, то есть не выстроены или не работают правила взаимодействия.
Буллинг – интернациональное явление, появляющееся во всех странах в мужских, женских и смешанных коллективах любого возраста. Но если группа закрытая, а взрослые или начальство позволяет себе агрессию по отношению к детям или подчиненным или включается в коллектив на правах самого сильного участника, то вероятность появления буллинга повышается.
Расслоение коллектива по значимому для детей признаку – еще один фактор появления травли, поскольку происходят поляризация коллектива.
— У жертв буллинга есть общие черты личности или общий профайл?
— Жертвой буллинга может стать практически любой при попадании в определенную ситуацию. Но чуть выше вероятность в случае ребенка с выраженными истерическими чертами: шумные громкие реакции, крикливость – также в группе риска дети с явными физическими недостатками. И, как ни странно, агрессоры и жертвы часто похожи друг на друга, между ними часто есть что-то общее…
— Как можно исправить эту ситуацию?
— Решать ее нужно через преподавателей и класс.
— Переводить в другую школу?
— Да, после определенной стадии единственный выход – это перевести ребенка в другой класс. Если невозможно договориться с администрацией школы, как-то на них повлиять, а вся ситуация тяжела и травматична для ребенка, то единственный выход – уйти в другую школу и найти занятия, которые ребенку понравятся, чтобы они научили ребенка адаптироваться в малых группах.
Кроме того, стоит отвести ребенка к психологу для отработки травмы и эмоциональной разрядки. Желательно и самим родителям пообщаться с психологом, поскольку травма ребенка сказывается на их оценке собственных родительских качеств. Часто буллинг не прекращается именно потому, что родители из-за сниженной самооценки считают, что с ребенком что-то не так — его надо «исправить», «подкрутить». Это говорит только о том, что с родителями тоже стоит поработать.
— Если ребенок не жертва буллинга, а просто необщительный непопулярный подросток, который не любит социальную активность, стоит ли требовать ее от него?
— Не стоит требовать. Стоит присмотреться к ребенку и оценить его соответствие общим нормам социализации. Если ваш ребенок чем-то активно занимается, к примеру, читает много книг, хорошо ест, спит, ходит на дополнительные занятия, разговаривает с вами и ведет свою собственную жизнь, то все с ним хорошо.
— Что делать, если ребенка огорчает его непопулярность?
— Первое, что нужно сделать, — посмотреть, насколько хороши ваши отношения с ребенком и насколько хотя бы дома он может отдохнуть и почувствовать себя в безопасности. Часто если дома все спокойно, то у ребенка находятся силы, чтобы самореализоваться в обществе. Возможно, дома есть какие-то проблемы. Во-вторых, стоит найти активность или секцию, которая бы была интересна ребенку и он смог бы там добиться успеха.
Алексей Зыков — психолог-консультант, соучредитель центра психологического центра « 12 коллегий ». Закончил факультет психологии СПбГУ кафедру «Общей психологии». Совмещает работу в центре с работой в лагерях «12 коллегий».
Если вам понравился лагерь « 12 коллегий «, в котором работает Алексей, забронируйте путевку прямо сейчас:
Тематический лагерь:
Психологический лагерь:
Кто такие аутсайдеры?
Аутсайдер /англ. outsider — посторонний
Аутсайдер – это спортивная команда (или спортсмен),
занявшая одно из последних мест и выбывшая из числа
основных участников. Аутсайдеры розыгрыша кубка
чемпионов.
Аутсайдер – это тот, кто, потерпев неудачу, выбыл из числа
участников какого-н. дела, предприятия.
а, на выборах (о кандидате, не набравшем нужного числа
голосов).
Аутсайдер – это компания, предприятие какой-либо отрасли
производства, не входящее в монополистическое
объединение предприятий бизнесменов данной отрасли,
т. н. «дикая», посторонняя, занимающая на рынке данного
продукта одно из замыкающих мест по основным показателям.
Аутсайдер – это лицо, спекулирующее на бирже, но
не постоянно. биржевой спекулянт-непрофессионал.
Аутсайдер – это брокер, не являющийся членом биржи,
но имеющий
разрешение на работу в торговом зале при соблюдении
установленных правил биржевой работы.
Аутсайдер – это неспециалист, любитель; отстающий.
Каждый живой организм, включенный в некоторую
экосистему, занимает в ней определенную нишу.
Оптимальный уровень наполнения каждой ниши обеспечивает
баланс всей экосистемы.
Если какая-то ниша оказывается перенаселена или опустошена,
это создает угрозу существованию всей системы, в частности-
каждого населяющего ее организма.
Соответственно, при нарушении баланса система стремится
его восстановить, избавляясь от избытка и восполняя недостачу.
)
^
Кто Такой Аутсайдер? (Характеристика, Почему Это Плохо)
Заимствованные англоязычные слова не всегда нам интуитивно понятны. Аутсайдер – кто это такой, какого человека можно так назвать? В этом слове слышится нечто спортивное, однако, используется оно во многих сферах жизни. Разберёмся подробней, что такое аутсайдер и где этот термин применяется.
Кто такой аутсайдер?
Спортсмены хорошо знают, кто такие аутсайдеры. Этот термин пришёл к нам из английского языка. Дословно outsider переводится – «за бортом». Иногда это означает — лишний или посторонний. В спорте аутсайдер – это человек, который проиграл, то есть, оказался «за бортом» соревнований. Также называют и проигравшую команду, выбывшую из состязаний.
Биржевики-профессионалы считают аутсайдерами трейдеров неудачников, новичков, и прочих любителей, не умеющих правильно оценивать риски.
В мире искусства достаточно сложные критерии оценки шедевров. Сложно предугадать, что станет объектом восхищения критиков и простых зрителей. Невозможно сравнивать «Джоконду» Леонардо да Винчи, «Квадрат» Малевича, или банан, приклеенный скотчем к стене от Маурицио Каттелана. Однако, есть направление в искусстве, которое считается «Искусство аутсайдеров», называющееся «Ар брют». Изначально так называли работы душевнобольных людей, с серьёзными расстройствами психики.
Позже сюда причислили работы детей и «дикарей» от искусства, то есть тех, кого мастера считают примитивистами. Художник-аутсайдер не имеет профильного образования, не афиширует свою деятельность, и вообще не считает себя художником. Ему не нужны лавры, аукционы и выставки в галерее. Он одиночка, замкнутый в себе, не мечтающий о признании общества и его работы лишь случайно могут быть увидены посторонними.
Какие черты характера у аутсайдера?
Аутсайдеры даже не вступят в борьбу, так как заранее уверены в своём проигрыше. Они предпочтут постоять в сторонке и только наблюдать, как жизнь проходит мимо. И это не лень, а страх оказаться в центре внимания, стать объектом насмешек. Застенчивости у аутсайдера в избытке, и она заслоняет собой все таланты, которыми обладает человек.
Часто аутсайдеры завистливы и обидчивы. Они всегда найдут оправдание и не устают жалеть себя. Аутсайдер молчалив и предпочитает жизнь отшельника, сторонясь любых праздников и развлечений.
Что делает человека аутсайдером в обществе?
Социум имеет сложную структуру и складывается из многих групп. В каждой группе существует своя иерархия. По аналогии с животным миром, в которой есть растения, бактерии, хищники и травоядные, в обществе принцип тот же. В стае львов всегда есть вожак и есть изгои, а сильные деревья не дают развиваться молодняку в своей тени. К каждой группе есть лидеры и есть отстающие.
Аутсайдер на работе никогда не стремится выделиться. Это безынициативный субъект. Его не приглашают на корпоративы потому, что просто забывают о его существовании. Это тихоня, который сидит в уголочке, не просит прибавки к зарплате, ни с кем не спорит, и молча делает свою работу.
Чаще всего, аутсайдер по жизни не имеет чётких жизненных планов. Он просто плывёт по течению, не пытаясь бороться. Учится и работает там, куда его пристроили родители, да и в брак вступает только по родительскому настоянию.
Почему быть аутсайдером плохо?
Аутсайдер в школе – это, как правило, новичок или ребёнок с какими-либо отличиями. Лидер коллектива может назначить аутсайдером любого и эта «вакансия» непостоянна.
Казалось бы, что с возрастом эти «детские игры» проходят и взрослые не сталкиваются с буллингом, однако это не так. Травля становится менее заметной, но более изощрённой. Даже в коллективе педагогов, людей, которые должны сеять доброе и вечное, можно отыскать это деление на лидеров и аутсайдеров. Для аутсайдеров намеренно составляют неудобное расписание, сваливают всю внеклассную работу, находят повод лишить премии, или влепить выговор.
Лидер, вдохновившись собственной безнаказанностью, может перейти черту, которая отделяет «детские шалости» от преступления. Таким образом, от такого буллинга страдают все участники процесса.
Жертва буллинга – аутсайдер, может вырваться из этой ловушки, только перейдя в другой коллектив. И как ни странно, он сам может стать лидером, или «свидетелем» травли в другом коллективе.
Как перестать быть аутсайдером?
- Большинство психологических проблем родом из детства. Нередко родители, сами того не осознавая, воспитывают идеальную жертву, которая будет аутсайдером в любом коллективе. Волевые и деспотичные родители пресекают любые инициативы ребёнка. У него не рисунок, а «каляка-маляки», чашка плохо вымыта, и вообще он «безрукий тупица». Любые его действия критикуются, обесцениваются, и со временем ребёнок закрывается. Он перестаёт даже пытаться проявить инициативу, чтобы не нарваться на очередную порцию критики или оскорблений.
- Таким образом, родители хотят мотивировать ребёнка работать больше и лучше, но маленьким детям нужно одобрение и похвала, даже за «каляка-маляки». Именно это мотивирует их продолжать пробовать что-то новое и саморазвиваться. Ребёнку важно осознавать свою ценность, сначала от родителей, а потом и в подростковом возрасте в среде сверстников.
- Родители прививают комплексы собственным детям, а в школьные годы это закрепляется. Ребёнок уверен в собственной «ущербности» и он готов принимать за это наказание. Большинство попыток суицида совершают аутсайдеры в результате буллинга в коллективе.
- Аутсайдер – это жертва и именно его слабость, уязвимость, неспособность постоять за себя, провоцирует лидера на агрессию. Он удобен для травли. С первого взгляда на него, видно, что он не пожалуется и не сможет ответить.
- Чтобы перестать быть аутсайдером, нужно сбросить с себя этот облик жертвы. Следует понять, что даже лидер без поддержки и одобрения толпы станет таким же аутсайдером. Он занимает своё положение лишь потому, что силой и наглостью сумел завоевать признание коллектива. Выступая агрессором, лидер пытается скрыть собственные комплексы.
- Можно развить в себе лидерские качества и вырваться из «клуба неудачников». Лидер – это харизма, активность, инициативность, общительность и оптимизм.
- Считается, что харизма — это дар божий, она или есть, или её нет. Отчасти это правда, но при должном упорстве харизму можно развить. Есть множество работ на тему, как развить в себе харизму и этими советами стоит воспользоваться.
- Не нужно бояться новых свершений. Все учатся на своих ошибках и это нормально. Не стоит ругать себя за них, так как именно они дают тот самый ценный опыт, который необходим каждому.
- Важно преодолеть свою замкнутость и стеснение. Следует найти людей по интересам и постепенно расширять свой круг общения. Постоянные тренировки помогут даже самому скромному молчуну стать коммуникабельным человеком.
- Оптимизм является свойством характера, приобретённым в ходе эволюции. Именно оптимизм помог нашим предкам выжить и это качество можно в себе развить. Оптимистичный настрой помогает легче справляться с неприятностями, и без страха смотреть в будущее.
- Простите себе все ошибки и научитесь любить себя. Просто так, без повода, просто потому, что вы есть. Примите себя со всеми своими недостатками, достоинствами и талантами. Идеальных людей не существует, и всё зависит от того, как они сами себя позиционируют в обществе.
Заключение
Что значит аутсайдер в современном обществе? Это изгой, который сам позволил себе быть «посторонним». Осознание своего положение и готовность изменить собственный статус – это первый шаг к успеху. Люди рождены равными и недопустимо выстраивать отношения, как в первобытном обществе. Перестроить своё мировоззрение сложно, но это реально. Нужно только начать.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».