Кто такой банник в бане
Как угодить Баннику – духу бани
Кто такой «банник» и что нужно делать, чтобы угодить древнему духу бани?
Среди преданий наших предков немало мифических историй о духах, чертах и прочей нечисти. Сейчас это объясняется попытками понять устройство мира и хоть как-то на него воздействовать в те времена, когда не было еще ни физики, ни любых других наук. Можно, конечно, насмехаться над дремучестью нравов того времени, а можно использовать этот опыт, по крупицам собирая народную мудрость.
О духах мест говорят часто. Все эти Лесовики, Лешие, Кикиморы, Русалки, Водяные прочно вошли в русский фольклор. А вот из духов построек популярным стал разве что Домовой. Однако значимыми еще считались дух амбара – Овинник, и дух бани – Банник. Все эти существа описываются далеко не как доброжелательные помощники хозяина избы, напротив, этих духов надлежало задабривать, иначе они много зла могли принести.
Кто такой Банник?
Банник – это злой дух бани, который может быть опасным для посетителей. Однако он же охраняет баню от других еще более опасных для человека существ из потустороннего мира. Ведь баня воспринималась нашими предками как некий портал между мирами, и, чтобы сохранять равновесие и оберегать эти миры друг от друга, необходим был хранитель. А поскольку в бане смывают не только грязь, но и различные болезни и негативные энергии, считается, что хранитель такого места просто не может быть доброжелательным, поскольку ему постоянно приходится иметь дело с различными нечистотами.
Банник появляется в бане не просто так. Если у хозяев уже была баня, то при переезде на новое место его зовут с собой, всячески уговаривая и задабривая. А если баня была только построена, то приход Банника был возможен только при рождении в этой бане ребенка. Раньше роды часто принимали именно в бане. Это было удобно и из соображений гигиены, и ради защиты, поскольку считалось, что роды открывают проход между миром живых и мертвых. Именно из того, другого мира приходил Банник и сразу призывался на защиту матери и ребенка, которые были очень уязвимы для злых духов первое время.
Получается, что Банник – это один из злых духов потустороннего мира, который призывался в баню в момент родов, чтобы защищать людей от других злых духов. В каком-то смысле, Банник присваивается местом, а место присваивается Банником. Люди же воспринимаются лишь как гости в бане, поэтому так важно наладить контакт с Банником, который все-таки остается весьма негативно настроенным духом.
Моется Банник грязной водой, которая остается после омовений людей. Все банные предметы из-за соприкосновения с Банником считаются нечистыми, впрочем, как все, что долгое время находится в бане.
Сила поверий оказалась настолько высока, что даже верующие православные люди, которых на Руси становилось все больше, продолжали уважать и бояться Банника. Считалось обязательным снимать перед посещением бани крестик, так он мог разозлить нечистую силу. Это сейчас мы можем объяснить такую необходимость элементарной безопасностью, ведь крестик, нагреваясь при высоких температурах, мог оставить ожог на теле, а ранее в бане запрещались вообще любые иконы и предметы культа.
До сих пор у многих любителей бани, особенно из глубинки, сохранился обычай спрашивать у Банника разрешения перед посещением бани, а после – благодарить. Также к Баннику, точнее, к женской его ипостаси, обращались для избавления от недугов.
Как выглядит Банник
Как правило, Банник не показывается людям, однако его присутствие выдают разные события в бане, особенно неприятные. Обжегся кто-то – Банник шалит, полок упал или покосился – опять Банник развлекается. Но если его всерьез разозлить, то он может показаться воочию. И здесь информация, конечно, разная.
Обычно Банника описывают как страшного старикашку с лохматыми всклоченными волосами, перекошенным лицом с крючковатым носом, длинными узловатыми руками и острыми когтями. Несмотря на то, что обитает он в бане в непосредственной близости от воды, Банник всегда грязный, голое тело облеплено листьями от веника, бороденка перекошена и в ней тоже застряли листья и ветки. Одним словом, нечисть. Кстати, иногда Банника величали банным чертом, поэтому логично, что никакой привлекательности от него ждать не стоит.
Еще Банника называли Банщиком, Баенником, Лазником, Байнушкой, Банным домовым. Женщинам он иногда представлялся в женском обличье – Банницей, Банщицей, Баенной матушкой, Байницей, Обдерихой, Шишигой. В некоторых поверьях Банница предстает как спутница Банника, женский дух бани, однако большинство преданий все-таки повествует о разных обличьях банника. Она выглядит чуть более опрятно и напоминает старушку с длинными седыми волосами, которая тоже появляется без одежды.
Мог Банник появиться и в образе черной кошки, что тоже не предвещало ничего хорошего.
Обычаи и приметы, связанные с Банником 
Если Баннику не понравится место, на котором построена баня, то он может наслать на кого-то болезнь, которая ничем не излечивается. Но стоит только переложить баню, болезнь волшебным образом исчезает.
На месте сгоревшей бани ни в коем случае нельзя ставить новую. Вообще ничего нельзя строить на этом месте, лучше к нему и не подходить вовсе: это место считалось нечистым и опасным, мол, не зря Банник позволил бане сгореть.
Банник очень злился, когда пили воду, приготовленную для умываний, даже если эта вода была чистейшей. Питье следовало приносить с собой из дома.
Ни в коем случае нельзя расходовать всю воду и пар, важно оставить Баннику возможность помыться. В качестве дара Баннику также оставляли свежий веник и кусок мыла. А чтобы он мог подкрепиться после всех процедур, ему подносили ломоть ржаного хлеба с солью.
Было принято считать, что Банник начинает хозяйничать в бане с наступлением сумерек. Он не только сам моется, но и разную нечисть может позвать, домашнюю и лесную, поэтому люди старались закончить все банные дела засветло.
В баню было не принято ходить в одиночку, чтобы в случае необходимости было легче противостоять Баннику. Важно, что он никогда не обижал детей, поэтому их по возможности брали с собой.
Еще один способ договориться с духом бани – это не мыться на третий или на седьмой пар. Попусту пропустить эту топку, рассчитав все так, будто там кто-то моется в это время, и ни в коем случае не входить. Ведь если Банник захочет помыться, тревожить его нельзя, гнев будет страшен.
Последствия гнева банного духа могли быть разными. Ожоги считались мелкими шалостями, по-настоящему страшно было, если Банник захочет запарить до смерти или подменить ребенка в родах, которые проходили в бане. Такой ребенок назывался подменышем и быстро умирал. Сейчас считается, что таким образом на Руси объясняли высокую младенческую смертность, что позволяло легче пережить утрату.
Сегодня про Банника почти не говорят, разве что в деревнях, где обычаи передают из поколения в поколение и следят за их соблюдением. Однако уважение к традициям русской бани и её обрядам может наполнить новым смыслом привычные процедуры парения. В любом случае, будет нелишним соблюдать осторожность при посещении бани и быть внимательным: вдруг Банник захочет пошалить.
Одним из самых злобных и опасных духов славяне считали банного черта, или банника. Откуда произошло такое верование?
В этой статье поговорим о русских преданиях, связанных с очень коварной и опасной нечистью – с банным чертом. Восточные славяне верили, что в бане гнездится особо злобный нечистый дух, который может довести людей до смерти, и потому баню, здание, выстроенное ради чистоты, считали местом нечистым, дурным, куда плохо заявляться в одиночестве.
Но обо всем по порядку.
Баня всегда имела огромное значение для славян и имеет по сей день. Это одна из наиболее сохранившихся традиций. Многие, у кого есть дача или кто живет за городом, непременно стремятся выстроить у себя баню.
Да и в городе без нее тоже никуда. Пускай сейчас во всех квартирах есть ванна, душ, однако при этом в городах существуют и бани, куда с удовольствием ходят горожане – не столько за мытьем, сколько за удовольствием: паром, духом березовых и дубовых веников, ледяной купелью.
Русская баня часто поражала иностранцев. Так, в XVII столетии английский дипломат Джильс Флетчер напишет: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».
Англичанина этот обычай шокировал, но в России и по сей день это один из самых приятных и здоровых способов скоротать досуг. Не даром на Руси говорили: «Баня парит, баня правит, баня все поправит».
Бани можно было подразделить на несколько подвидов. Первый – баня, которая топится по-белому, более удобная в использовании. Подразумевает, что там есть каменная, кирпичная или металлическая печь с баком для нагревания воды (часто современные индивидуальные бани имеют именно такую конструкцию). Дров на то, чтобы натопить такую баню, уходит много.
Самым распространенным видом бань были те, которые топились по-черному, потому что они не требовали много дров. Баня состоит из собственно бани и предбанника, где люди оставляют одежду перед мытьем. Дверь в парную делали очень маленькой и с высоким порогом, чтобы не выходил горячий воздух. Внутри парной стоял котел с водой и открытый очаг с раскаленными камнями. Он давал жар и пар.
Дым от этого очага частично выходил через специальное отверстие в потолке, и стены в бане были темными, прокопченными, что выглядело не очень эстетично, зато отвечало целям дезинфекции (в баню ведь ходили не только мыться, но и лечиться). Копоти, впрочем, было немного, если баню топили правильно, например, березовыми дровами.
Сначала баню топили, потом давали ей немного выстояться, плескали ковш воды на раскаленные камни и выпускали первый пар, чтобы не отравиться угарным газом. Затем можно было мыться, но соблюдая ряд предосторожностей, чтобы не обидеть банника, духа этих стен.
Банник, как уже было сказано, представлялся существом откровенно темным, коварным и жестоким. Внешне маленький и невзрачный, в облике голого старика с длинной заплесневелой бородой, он мог доставить много проблем тем, кто приходил в его владения. Например, мог взять и выстрелить раскаленными камнями из печи и попасть в моющихся. Подсунуть под руку человеку, который хочет освежиться, вместо ковша с ледяной водой – ковш с крутым кипятком.
Банный дух, впрочем, не всегда рисовался в образе старика. Иногда это могла быть и старуха, лохматая и страшная банниха. Иногда ее называли баенной матушкой, иногда обдерихой, в том числе и оттого, что тоже могла посадить на печь и ободрать кожу. Банниха могла привидеться не только в образе старухи, но и в образе черной кошки. В любом случае, от нее ждали беды так же, как и от банника.
Они считали, что всю нечистоту вбирают духи этого места, и потому характер у них премерзкий. От бани стремились держаться подальше – не ходили туда без надобности, особенно в Святки, время, когда духи могли озорничать особенно сильно.
Баню обычно строили в отдалении от избы, в дальнем углу двора, на отшибе, а по возможности и вовсе за забором. Это с одной стороны. С другой стороны, посещение бани все равно было обязательным, чистота должна была соблюдаться неукоснительно, а тот, кто в баню не ходил, мог заработать репутацию недоброго, подозрительного человека. Поэтому, хочешь не хочешь, с банником приходилось договариваться, учитывая его капризы и требования.
Требования могли быть разными. Например, баннику может не понравиться то место, на котором сложена баня. Тогда он, согласно поверьям, наводил хворь на кого-то из домашних, и, как ни бились, выздороветь человек не мог, пока семья не догадывалась переложить баню. Тогда болезнь исчезала как по волшебству. Если же старая баня вдруг сгорала, то на ее месте запрещалось строить какие-либо помещения. Место считалось нечистым. Тут или новый пожар, который спалит постройку, или мыши заведутся, или клопы – короче, не будет там житья.
Но и угарный газ, и ожоги были мелочью по сравнению с тем, что банник мог сотворить. Дело в том, что баню периодически использовали не только как место для мытья и лечения, но и как родильную палату. Роды, бывшие женским таинством, не могли проходить в общей избе, на глазах у мужчин, и потому беременную, готовую к родам, вели в баню. С нее как раз креста ни в коем случае не снимали (но и баню так не растапливали).
Роженицу ни на минуту не оставляли одну, чтобы она и ребенок не стали добычей нечисти. Считалось, что банник и банниха, особенно если они злы на людей, нарушавших их запреты, могут украсть новорожденного и подменить его на своего ребенка. Этот подброшенный ребенок именовался подменышем.
Легенды о подменышах в том или ином виде существуют у многих европейских народов. Мол, духи – эльфы, тролли, лешие – воруют детей и подменяют их своими детенышами или даже неодушевленными предметами, на которые наведены чары, заставляющие окружающих видеть ребенка, скажем, вместо деревянной колоды.
Украденный ребенок живет с нечистой силой и воспитывается ею как один из них. Подменыша могла ждать разная судьба. Если это было демоническое дитя, то оно могло доживать до взрослого возраста, маскируясь под человека и отличаясь от него лишь одним – отсутствием души. Или же оно могло зачахнуть спустя некоторое время. Подменыша отличали по тому, что он отказывался есть, громко кричал, обладал врожденными генетическими дефектами или просто много болел.
Историки считают, что эти истории появились неспроста. В средние века была очень высокая детская смертность, и, конечно, гибель ребенка ложилась грузом вины на родителей. Чтобы облегчить муки совести, они успокаивали себя тем, что дело не в их дурной наследственности или небрежении своими обязанностями, а просто духи похитили их дитя и подсунули им подменыша. Славяне считали, что духами, которые способны такое проделать, были леший и банник.
Банника опасались, конечно. Но это не значит, что с ним старались не иметь дела. Баня была местом для гаданий, и девушки в особые праздники (в те же Святки) могли бегать туда погадать на суженого. Мол, духи знают многое, в том числе и то, что скрыто, так почему бы и не проконсультироваться? И консультировались, причем весьма оригинальным способом.
Сегодня про банника мало кто помнит, разве что в деревнях, где сохранились традиционные бани – темные, бревенчатые, стоящие на отшибе в зарослях бузины и черемухи. Согласитесь, такой антураж располагает к ожиданию чего-то сверхъестественного. А горожане про банника практически забыли.
Хирургически белый кафель и сверкающие металлические краны как-то не располагают к тому, чтобы фантазия населила пространство ванных комнат древними духами, связанными с чистотой и в то же время пребывавших на стороне нечистой силы. Современные полтергейсты – другое дело, их в ванной представить можно запросто. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Банник
Славянская мифология / Русская мифология / Восточнославянская мифология / Белорусская мифология.
Банник (рус. — банной, банный хозяин, банный, банной, баенник, байник, байнушко, жихарь, баянник, лазьник. Белорусс. – лазьник (от белорусского «лазня» — баня)) – дух – хозяин бани.
Банник – это не просто разновидность домового. У него очень сложное происхождение – по поверьям, в его создании принимали участие и духи – предки, и духи воды, и духи огня, потому как в бане огню приписывалась ритуальная роль. Считается, что банник изначально был предок, но со временем он переосмыслился и явился представителем не только предков, но и, в основном, пограничья (порога). А так, как он является охранником границы, то его персонаж не должен быть приветливым и доброжелательным. Здесь можно сравнить его с бабой – ягой, являющуюся также охранником границы и проявляющую, то добрую натуру, то вредоносную. Существует поговорка «Нет злее банника, но и нет его добрее», которая является подтверждением принадлежности банника к границе между сторонами – «свой» и «чужой». Бытует мнение, что коварный банник является образом ассоциаций с жаром, душащим человеком, опасностями, которые могут подстерегать в бане.
Жил банник в бане за каменкой, а когда он был рассержен, то перебирался под полок. По поверью, в бане могло быть и несколько банников, часто банник жил там со своей семьёй – женой и детьми.
Как и из-за чего банник появлялся в конкретной бане, точно неизвестно, но после окончания строительства бани, с первой ночи он становился там хозяином. Чтобы сдобрить банника, люди, по окончанию постройки, закапывали под порог чёрного петуха или курицу. Причём курицу не резали, а душили и не ощипывали. Существует поверье, что банник появляется в бане после того, как там родится дитя (раньше рожали, в основном, в банях).
Женщин в бане банник привечал охотней, чем мужчин. Также он вообще не любил пьяниц. Банник сердился по многочисленным поводам, но, в принципе все нарушения в бане, которые сердили банника, разумны и справедливы. Например, в бане категорически нельзя было шуметь, смеятся, стучать и громко говорить. Очень строго в бане запрещалась браниться. Считалось, что произнесённое проклятие в бане, потом сбывалось. Нельзя было в бане торопить тех, кто париться и приходить в пьяном состоянии.
При посещении бани сложился целый ритуал, который необходимо было выполнять. Когда вошёл – нужно спросить разрешение на мытьё, заходя на полок, говорили: «Крещённый на полок, некрещеный с полка». Уходить надо задом наперёд, кланяясь и приговаривая: «мойся, хозяин».
Баню необходимо было содержать в чистоте, чтобы не сердить банника, ведь банный хозяин доволен чистоплотными людьми и даже помогает в уборке бани. Баннику оставляли ломоть чёрного хлеба с солью. И, если сильно провинились, то задабривали его, принося в дар чёрную задушенную курицу.
Самым надёжным средством защиты от банника было элементарное соблюдение правил бани. Но, если всё-таки попал под горячую руку банного хозяина, нужно выбегать из бани и звать на помощь домового, крича: «батюшка, выручи!»
Но не всегда банник был злым и вредным. Он также являлся и духом — охранником людей, державших баню. На Руси рожали в банях. И банник, являясь самым сильным и лютым из домашней нечестии, лучше всех защищал рожениц и дитя, которое находилось на границе двух миров. Но, естественно, люди не полностью доверяли баннику и не на миг не оставляли женщину одну.
Банник считался самым лучшим лекарем, которому не существовало равных. Любую болезнь лечили в бане, и излечив, приписывали исцеление не целебному жару бани а врачебному мастерству банного хозяина.
Баенник (банник) или дух бани
У бани, как у любой постройки, согласно славянской мифологии, есть хозяин. Если в жилом доме властвует домовой, то в бане – банник или банный дух.
У этого существа сложный и противоречивый характер, нетерпимость к несоблюдению установленных им порядков. Кто такой дух банник, сегодня знают лишь деревенские жители и те, кто чтит славянские традиции.
Кто это в славянской мифологии?
Банник, он же баенник, байнушко, байник – один из видов домовых, обитающий в бане. Страстный любитель попариться, причем делает это исключительно использованной водой после посещения бани несколькими группами людей.
В старину банного духа величали Батрушкой, Загойным, Нечистиком, Бесполным. Белорусы называют его лазник, украинцы – припечок.
Баенник в мифологии восточных славян – хранитель. Баня – портал между живым и мертвым мирами. Банник не позволяет этой границе разрушиться, не впускает в человеческий мир опасных потусторонних сущностей.
Добрый или злой дух?
Баня – место слияния двух стихий: воды и огня. Поэтому характер банника противоречивый, обусловленный образованием мощного сгустка противоположных энергий. Дух считается злым, но проявляет негатив, только когда поведение и поступки людей ему не нравятся.
На характер баенника влияет его происхождение. Не может быть добрым дух, обитающий в нечистом месте. Ведь баня предназначена для избавления не только от телесной грязи, но и болезней, накопившейся отрицательной энергии.
Наши предки не боялись банника, скорее относились к нему с большим почтением.
В Белоруссии лазник следил, чтобы хозяйка хорошо стирала белье, неаккуратную женщину наказывал, напустив дыму. Украинцы считали, что припечок наведывается в хлев и на огород, чтобы следить за порядком, прогоняет с территории злых сущностей.
Как выглядит?
Дух банник избегает контакта с людьми, предпочитает оставаться невидимым. Большинство контактеров испытывали на себе лишь результаты его проказ и недовольства.
Немногим удавалось разглядеть духа. Чаще всего он предстает перед взором как маленький, сухощавый, обнаженный и босой старик, фактически карлик, с неестественно большими стопами и кистями, длинной всклокоченной бородой.
У него крупный нос, темные глаза, большой рот без зубов, длинные ногти, кожа покрыта прилипшими листьями от банного веника.
Как многие славянские духи, банник умеет превращаться в животных: жабу, крысу, дикого кабана, кошку, собаку, зайца-беляка. Считается, что в парилке после того, как дух попарится, стоит запах псины.
Как называется в женском обличии?
Существуют две женских вариации банного духа:
Где обитает?
Банник обычно выбирает для житья пространство под полком (сиденьем) или за печкой-каменкой.
Поведение и привычки
Банник – сущность контактная. Собираясь попариться, приглашает других духов составить ему компанию.
Когда банник не зол, он тихо хихикает и кряхтит в своем убежище.
Силу разозлившегося баенника нельзя недооценивать. Несмотря на малый рост, старик способен поднять взрослого человека над головой, таскать за волосы по помещению.
Когда славяне хоронили под баней мертворожденного ребенка, в ту же ночь слышали внутри постройки горестные всхлипы и вздохи. Это дух оплакивал невинную душу.
Чем опасен и что он не любит?
Банник не терпит беспорядка и несправедливости.
Хозяев, ведущих непутевую жизнь, имеющих вредные привычки, дух наказывает тем, что разрешает чертям нападать на жилище, изводить скот, топтать грядки, портить урожай.
Чтобы не разозлить банника, нельзя:
Чем может быть полезен?
Банник дух бани – не только хранитель, но и целитель.
Способен избавить от всяческих болезней. Чаще всего исцеляет от простуды и заболеваний скелета.
Чтобы избавиться от заболевания, в баню идут с дарами для духа. Обычно несут мед, молоко. В процессе мытья в уважительном тоне просят банника об излечении.
Если одолевает не телесная, а душевная болезнь, то делают специальный полынный веник, хорошенько хлещут им тело.
У баенника просят и о достатке. После мытья оставляют в бане крупную монету.
Хотя помогает дух не всем, а лишь тем, кто достоин богатства.
Бояться его или нет?
Если человек ведет себя правильно, не обижает, не злит хранителя бани, то бояться ему нечего.
Если банник осерчал, нужно выскочить из бани лицом назад, позвать домового на защиту.
Еще баенник, как все нечистые сущности, боится железа. Поэтому при его нападении можно взмахнуть железным предметом, затем сразу бежать прочь.
Если в бане появилась шишига, остается только сжечь постройку.
Как увидеть и вызвать?
Банник обретает видимую оболочку, когда пытается о чем-то предупредить. Причем чаще предстает в образе животного, а не старика.
Нечистого духа не стоит беспокоить, он может разозлиться. Если очень нужно о чем-то спросить банника, можно его вызвать. Но вызывающий должен помнить о возможных последствиях.
Ритуал вызова банника такой:
Как задобрить?
Чтобы банник оставался добрым, в баню приносят ломоть черного хлеба, посыпанного крупной солью, а также емкость с небольшим количеством воды, неиспользованный веник и мыло. Тогда дух сможет вволю попариться, а после перекусить.
Если баенник расшалился, убивают черную курицу (методом удушения, не режут), ощипывают, закапывают возле порога бани, желательно в ночь перед Чистым четвергом.
Видят ли его животные?
Видят, как и домового. Но если с домовым кошки и собаки могут подружиться, то к баннику относятся с опаской.
Это суровый дух, животные чувствуют исходящую от него опасность. Поэтому кошка в бане иногда настороженно таращится в пустоту, а собака ощетинивается, старается убежать.
Обычаи и приметы, связанные с банником
Самая распространенная примета связана с гаданием на суженого на Святки.
В полночь незамужние девушки приоткрывают дверь бани, задирают юбку. Если дух банник коснется мокрой рукой, муж будет алкоголиком, если лохматой – богачом, если лысой – бедняком.
Банник оставляет на печке сушиться свою красную шапку. В полночь она становится видимой. Человек, укравший шапку, должен со всех ног бежать в церковь. Если не добежит, дух его убьет.
Нельзя что-либо строить на месте сгоревшей бани. Это нечистое место. Просто так банник не позволит сгореть своему дому.
Нельзя оставлять роженицу с младенцем в бане ни на минуту. Обдериха способна украсть новорожденного, вместо него подложить свой приплод. Подменный ребенок не берет грудь, беспрерывно кричит, капризничает, постепенно чахнет, не доживает до года.
Для молодого поколения банник – забавный мифологический персонаж.
Но сельские жители до сих пор считают мытье в бане серьезным ритуалом, а вечером, проходя мимо бани, иногда слышат плескания воды и возгласы невидимых существ.
Угодить суровому духу несложно, нужно относиться к нему с уважением, поддерживать чистоту и порядок, угощать.