Кто такой барбер в салоне красоты
Кто такой барбер и что такое барберинг
Профессия «барбер» в нашей стране стала популярной не очень давно. Так называют мужских парикмахеров, которые работают в мужских парикмахерских, известных как «барбершопы». День за днем этих заведений становится все больше, а их популярность и востребованность среди мужской аудитории растет. Кто же такой мастер-барбер, и в чем успех современных барбершопов?
Как зародился барберинг?
Сильные и брутальные мужчины – не любители дамских салонов красоты. Но это вовсе не значит, что они не хотят выглядеть ухоженно и не следят за собой. Да и девушки любят брутальность, только если она заключается в аккуратно оформленной щетине, укладке с флером небрежности и других проявлениях ухода за собой. Именно для таких клиентов работают барберы – профессиональные мужские стилисты-парикмахеры, а такая эстетика оформилась в целую культуру – барберинг.
История
Слово «барбер» ново для нас. Однако это ремесло зародилось еще много веков назад. Название профессии произошло от латинского слова «барба», которое переводится как «борода».
Первые барберы, или брадобреи появились еще в Древнем Египте. Уже в то время использовались бритвы для оформления бороды и стрижки мужчин, а парикмахерские манипуляции выполняли лекари.
Если же говорить о появлении первых чисто мужских парикмахерских, или барбершопов, то согласно одним свидетельствам, такие салоны появились в 18 веке в Америке и Европе, по другим сведениям – барбершопы существовали еще в Древней Греции. Уже в те далекие времена мужчины в таких салонах подрезали бороды, завивали и стригли волосы, вели светские беседы.
Более того, первые барберы не только следили за стилем клиентов, но и проводили мелкие медицинские процедуры и манипуляции, такие как удаление зубов, постановка банок, а также востребованную в то время процедуру кровопускания. Именно от нее и произошел знаменитый символ под названием «барберпол», который и по сей день часто украшает подобные заведения. Барберпол – вращающаяся труба из трех цветов, где синий символизирует вену, красный – кровь, а белый – стерильность.
Современный барбер – кто он?
Конечно, сегодня барберы не ставят банок и не делают кровопусканий, но, несмотря на это, в их профессиональном арсенале огромное количество разнообразных услуг:
Сам барбер всегда выглядит строго и опрятно. Пышная борода, оформленные усы, татуировки на руках, свободная одежда, правильная стрижка и укладка – его классический современный образ. В таких мастерах клиенты-мужчины видят «своих».
Современный барбер постоянно растет и развивается на профессиональном поприще, посещает различные мастер-классы, курсы повышения квалификации, совершенствуется каждый день.
Отдельного внимания заслуживает умение обращаться с инструментом и владеть техниками стрижки и бритья. Работа профессионального барбера выглядит, как настоящее искусство – захватывает и завораживает.
Барбершоп – чисто мужская территория, все мастера – мужчины, вокруг царит соответствующая атмосфера. Здесь можно полностью расслабиться, выпить стакан виски, обсудить чисто мужские интересы в кругу близких по духу людей. Никаких дамских штучек, в барбершопе все традиционно выдержано в характерном строгом стиле, здесь нет косых взглядов и правил, как в гламурных женских салонах красоты.
Сегодня барберинг стал целой культурой. Теперь это не просто салоны для мужчин, а целое пространство для коммуникации и проведения досуга. Владельцы барбершопов проводят в заведениях тематические вечера, презентации мужских брендов, вечеринки и прочие мероприятия.
Для многих мужчин сегодня в порядке вещей иметь личного барбера. Для клиента барбер – не просто мастер, но и друг, советчик и даже личный психолог, с которым можно поговорить на любые темы.
Кто такой барбер?
Барбер – это эксперт в области мужского стиля, мастер парикмахерского искусства, который специализируется на мужских стрижках, бритье, уходе за бородой, усами и бакенбардами. Само слови «barber» латинского происхождения и образовано от «barba», что в переводе означает «борода».
Это не новая профессия, а скорее возродившаяся старая, потребность в которой продиктована трендами нового века. Сегодня борода на пике популярности, а мужчины тщательно следят за своим внешним видом. Новый мужской типаж – ламберсексуал, то есть стильный и брутальный городской лесоруб. Ему не подходят парикмахерские старого типа и салоны красоты, напоминающие женское царство. Он хочет иметь своего мастера, который поймет его с полуслова, сделает стильную стрижку, вымоет и уложит бороду и усы. И этот мастер – барбер.
История профессии
Первые брадобреи появились очень давно. На раскопках в Египте находят бритвенные лезвия, которым более 3,5 тысяч лет. В древние времена считалось, что брадобреи умеют изгонять злых духов, проникающих в тело человека через волосы. Поэтому мастеров ценили и уважали.
Во времена Александра Македонского все воины гладко брились, потому что главные их противники – персы – использовали хитрый прием: хватали за бороду и пронзали копьем. Армию обслуживали только самые достойные мастера.
Старинные иллюстрации: барберы за работой
В старинных манускриптах содержится информация о личных цирюльниках знатных людей. В Древнем Риме уважаемому брадобрею Пантагатусу благодарные клиенты высекли на надгробии хвалебную оду, воспевающую его легкую руку и талант.
В средние века в обязанности цирюльника входила не только стрижка, бритье и уход за бородой, но и перевязка ран, удаление зубов, кровопускание, в том числе с использованием пиявок. Поэтому их фирменным знаком стала палочка для кровопускания, обмотанная бинтом. Несколько модернизированный этот знак сохранился до сих пор.
Фирменный знак барбершопа
Барбершопы – мужские парикмахерские, куда не было доступа женщинам, впервые появились на Сицилии где-то в 296 году до н. э. Посещение мастера с тех пор стало своеобразным утренним ритуалом. Мужчины наводили красоту, обсуждали последние новости, курили и читали газеты.
Подобные заведения постепенно распространились по всему цивилизованному миру, пока около 100 лет назад их не вытеснили универсальные парикмахерские с женским и мужским залом 2 в 1. И только сегодня концепция барбершопов вновь обрела актуальность.
Брадобреи в стильной форменной одежде
Чем барбер лучше парикмахера?
Главное отличие барбера от парикмахера в том, что такой мастер специализируется не только на стрижке волос, но и на работе с бородой, усами, бакенбардами и любой другой растительностью на лице.
В барбершопах в основном работают мастера-мужчины (женщины – крайне редкое явление), и не просто мужчины, а высококлассные профессионалы, прошедшие обучение у лучших стилистов. По сути, барбер – это тот, кто лучше клиента знает, что ему пойдет, предугадывает и исполняет все пожелания, добавляя особый стильный штрих. Настоящий волшебник с ножницами и опасной бритвой в руках!
Барберы активно используют в работе опасную бритву
Да, да, вы не ослышались, опасная бритва – обязательный инструмент профессионального барбера. На курсах будущих мастеров обучают пользоваться бритвой на воздушных шариках, чтобы отточить движения и правильный нажим. Естественно, в процессе шарик не должен лопнуть. Поэтому не бойтесь на себе опробовать ритуал бритья опасной бритвой.
Рабочие инструменты барбера
Барбер – не столько парикмахер, сколько стилист. Он подбирает уникальный имидж каждому клиенту. И даже в облик приверженцев классики вносит стильный акцент, придающий внешнему виду актуальность. Что касается растительности на лице, то только барбер может идеально смоделировать усы и подстричь бороду.
Хороший мастер подскажет, какие продукты идеально подходят для ухода за волосами вашего типа, подберет стайлинговые средства и даст ценные рекомендации. Такой подход впечатляет и подкупает.
Хобби, которое приносит деньги: барберинг
Мы всегда ищем самих себя в этом непростом мире. Эта черта присуща практически всем людям. Конечно, есть люди, которые говорят: «Мне ничего не нужно, я просто работаю, и мне этого достаточно». Не верь таким. Потому что они либо не хотят выходить из пресловутой зоны комфорта, либо боятся признаться себе в том, что все плохо и нужно менять образ жизни. А бояться нечего, нужно просто пробовать. И тут важен не столько выбор деятельности, сколько новизна и смена привычного уклада жизни. Сегодня мы познакомим тебя с людьми, профессия которых стала настоящим трендом и переросла практически в культурное явление — барберы. Многие из них нашли себя в этом благородном и довольно прибыльном деле. Каждый пришел в мир барберинга разными путями, но объединяет их всех одно: любовь к своей профессии, самоотдача и отношение к мужской стрижке как к искусству.
Узнали мы все это, проведя небольшое интервью с командой барбершопа SCHEGOL. Ребята — одни из тех, кто всячески поддерживает и развивает истинную клубную культуру, которая зародилась сотни лет назад в мужских цирюльнях. Более того, они основали школу Barber Tutorial Group на базе барбершопа, в которой преподает один из лучших барберов России Игорь Федоренко. Так что у тебя есть реальная возможность освоить новую профессию и превратить ее в любимое хобби, которое к тому же приносит более чем ощутимые деньги. Вот что об этом говорит директор сети Дарья Эпиташвили:
Не сомневайтесь в барберинге как направлении для своего развития. У этой профессии нет возраста и ограничений. Она открывает перед людьми новые возможности. Это для тех, кто заблудился и хочет чего-то нового, хочет расти вместе со своими амбициями и развиваться, становясь мастером своего дела.
Мы делаем то, что необходимо людям, засидевшимся в душных офисах с 09:00 до 18:00 и уставшим от статики; которые хотят идти вперед и зарабатывать, занимаясь любимым делом. Я готова привести реальные цифры. Только пришедший мастер (стажер) без активной клиентской базы, работая 10 часов три дня в неделю, имеет 65.000 — 70.000р в месяц. И это не говоря про мастеров со стажем. В данный момент идет набор в нашу школу Barber Tutorial Group, и мы делаем внушительный дисконт на обучение. Обучает лучший барбер страны Игорь Федоренко: он не только невероятно стрижет и знает о волосах все, но и является грамотным преподавателем с соответствующим образованием.
Еще несколько лет назад, когда барбершопы не были распространенным явлением, у некоторых и мысли не появлялось о парикмахере-мужчине (ну, кроме пропиаренных стилистов). Поэтому интересно узнать, как ты попал в этот бизнес, о чем думал? Как к этой затее относились друзья и родственники?
Еще в начале 2014 года я понятия не имел, что такое барбершоп. В этом же году узнал, что мои бородатые друзья стригут бороды в каких-то специализированных местах. Так как барбершоп SHEGOL был (впрочем, и остается) одной из самых стабильных мужских парикмахерских, именно он первым оказался на слуху. Понимая, что это направление сверхперспективно, я начал учиться и овладевать парикмахерским мастерством.
Близкие не понимали причины смены сферы деятельности, да и сейчас не все понимают, но разве это важно? Это та работа, от которой получаешь удовольствие в совокупности со стабильной прибылью, которая не сильно зависит от сезона, кризиса и т.д.
В 90-х годах было сложно найти работу — как и многие, я подрабатывал, разгружая фуры. Несмотря на небольшой опыт в парикмахерском деле и отсутствие соответствующего образования, я стриг друзей и знакомых. Позже это помогло мне устроиться и поработать в нескольких салонах красоты, а затем перейти в барберинг.
Это не составило труда, ибо я уже имел опыт преподавания мужских стрижек и форм. Немного доработал технику стрижки машинкой и встал в строй.
Думал, на что сменить предыдущую профессию. До этого я работал, ходил в барбершопы как гость и общался с мастерами — в итоге решил, что это мой путь. Друзья и родственники были очень удивлены, но абсолютно все поддержали.
Конечно да. Сейчас существует стереотип, что барбер — это некто особенный. На самом деле у мастеров свои интересы: у кого-то они связаны только с парикмахерским искусством, у кого-то куча таких хобби, как стрижка, рисование, танцы. Все мы развиваемся в нескольких направлениях.
Это творчество. Да, оно занимает определенную часть жизни и требует полного погружения в работу. Нет тут никаких проходных баллов и закрытых клубов — это отголоски ревности мастеров, которые хотят выделить себя. Возгласы вроде «нет бороды — ты не барбер; нет тату — ты не барбер» или еще какие бредовые клейма, которые не позволяют быть барбером, — это глупости. Я лично знаю молодых мастеров, которые утрут нос старикам.
Любой толковый парикмахер может стать барбером, нужна только мотивация. По моему мнению, человек должен видеть и понимать, как создавать эстетичные и красивые прически, видеть гармонию в образе — тогда и творить легче.
Но даже этому можно научиться, просто анализируя и перенимая чужой опыт. Я к каждому клиенту отношусь с уважением и пониманием, ибо эта сфера услуг для всех мужчин. Мы не зациклены на образе брутального бородатого мужчины, как некоторые считают, — нет, мы просто стрижем.
Барбером может стать любой, было бы желание. А к гостям я всегда отношусь одинаково, ведь основная задача — сделать настолько хорошо, чтобы гость вышел на 100% заряженный на победу и успех! Поэтому нет разницы, кто к тебе придет — главное, каким выйдет.
Помогаете ли вы барберам-новичкам? Что вообще нужно знать барберу, каким быть, что делать, чтобы успешно работать и развиваться?
По моему мнению, помогать людям необходимо, так как они обязательно научат и помогут тебе. Мой принцип: «нет ничего дороже людей».
Успешным барбером стать несложно: нужно быть самим собой, ошибаться и получать индивидуальный бесценный опыт, меньше слушать советчиков, больше интересоваться и делать — это залог успеха.
Безусловно помогаю — главное, чтобы мастер умел не просто слушать, но и слышать, ну и, конечно же, видеть. Совокупность этих факторов и делает из человека ученика, который может эффективно перенимать чужой опыт. Любознательность тоже играет роль: в нашей профессии ничто не стоит на месте, так как сейчас она переживает бурный рост. Появляются и новые стрижки, и новые подходы к работе, создается новая косметика и все в таком духе. Нужны уметь быть на волне.
Как долго вы являетесь управляющим сети? До этой должности были барбером? Готовы, если потребуется, взять в руки ножницы и машинку?
В должности управляющего я год. До этого момента я курировал школу барберов, а пришел в этот бизнес совершенно случайно: проработав в медиабизнесе порядка 10 лет, решил кардинально поменять жизнь — так сложилось, что пришел в барберинг. Барбером никогда не был и, думаю, не стану. Что касается умения стричь — безусловно, это очень интересно и прибыльно, но для этого нужно быть не просто человеком, который владеет технологией и техникой, но и творцом или художником, если хотите, а я скорее технарь, нежели гуманитарий. Однако я люблю бритье опасной бритвой. Наверное, это самая мужская часть этого ремесла. Поэтому я брею друзей и знакомых, если они хотят, но профессионально никогда этим не занимался.
Задачи разные и их много: от закупок до встречи с партнерами и организаторами мероприятий, работа с контрагентами и бухгалтерией. Иногда весело, иногда сложно и долго. Наверное, основное отличие — это расходные материалы и косметика. В отличие от салонов красоты ниша косметики для мужчин и специализированной косметики от барбер-брендов только начала развиваться. Иногда титанически сложно заказать то, что нужно, так как у нас в стране этого, например, нет, а возить продукт никто не собирается, так как иностранные партнеры очень скрупулезно подбирают представителей и реселлеров.
Человеческий фактор. Мужской коллектив — каждый со своими тараканами и надо всех услышать и сделать так, чтобы все были довольны. Довольный мастер, снабженный всем необходимым, — это на выходе довольный клиент, хорошая прибыль и высокий статус заведения.
Если занимаетесь кадровыми вопросами, то расскажите, как определяете, что человек сможет у вас работать? Каким он должен быть и что уметь?
Что касается административного ресурса, то сложностей не возникает. Главное — смекалка, умение обращаться с техникой и кассовая дисциплина, умение общаться с гостями заведения на разных языках. Дресс-код у нас отсутствует, а брутальность приветствуется, но в пределах разумного.
Что касается мастеров, то здесь сложнее: на позицию барбера мы рассматриваем людей с опытом работы не меньше 4-5 лет, далее идет оценка действующих мастеров барбершопа. Претенденту предоставляют модель, на которой он за определенное время должен показать заявленные им техники и возможности по стрижке, бритью и укладке. Если все устраивает, то человек в команде и может приступать к работе.
Как вы оцениваете перспективы барберинга в России? Приведите несколько аргументов в пользу того, что барбершопы не временное явление. Как думаете, может ли произойти спад популярности, как это бывало раньше?
Скажем сразу: ничто не вечно. Барберинг останется и продолжит развиваться. Будет ли спад? Думаю, да, но это даже к лучшему, так как на рынке останутся только крупные игроки. Здесь я не имею в виду огромные сети барбершопов, которые открываются по франшизе каждый день по всей стране, напрочь забывая об индивидуальности места как мужского клуба, работая на стандартной салонной косметике для мужчин.
Самая огромная проблема в этом бизнесе — это квалифицированные мастера высокого уровня, их единицы по Москве, не говоря про страну в целом, так что путь для дальнейшего развития есть.
Для меня это в первую очередь дружеский мужской клуб, где приятно находиться в любую погоду и в любое время. Где мы можем обсудить с гостями общие интересы и предложить стаканчик виски с сигарой; а для маленьких джентльменов — печенье с молоком или колой. Естественно, это интересное, развивающееся направление, в котором хочется находиться!
5 наглядных отличий барбершопа от обычной парикмахерской
Чтобы разница между барбершопом и парикмахерской была видна даже далёкому от этого вопроса человеку, мы разложили все отличия по пунктам и разобрали их на примере сети барбершопов «Франт».
1. Название
Именно название, выведенное на большой вывеске, является первым, что бросается в глаза клиенту. От смысла, вложенного в название, и качества реализации вывески зависит, какое сложится первое впечатление. Именно поэтому многие обычные парикмахерские отталкивают от себя одной лишь вывеской, на которой красуется что-то типа «Афродита», «Натали» и подобное. Другое дело — барбершопы, вывески которых говорят о том, что это место для мужчин. Названия чаще всего отождествляются с тем, что близко мужчинам. Так и в случае с «Франтом» — это слово можно толковать как «нарядный и стильный человек». Еще Пушкин в своё время писал: «В своей одежде был педант и то, что мы назвали франт». Соответственно, само название не только говорит о том, на кого ориентирован барбершоп, но и призывает быть франтами.
2. Интерьер
Как правило, парикмахерские совмещают с женскими салонами красоты, из-за чего интерьер в основном рассчитан именно на них. Цветовая палитра чаще всего склоняется либо к белому, либо к теплым и нежным тонам. При малом бюджете стены могут перекрываться постерами с какими-нибудь девицами с «дизайнерскими» стрижками или всякими цветочными узорами. Поэтому забредший туда мужчина будет чувствовать себя неуютно. В барбершопах же наоборот: всё оформлено так, чтобы мужчине было максимально комфортно. Преобладание тёмных сдержанных тонов, от которых не рябит в глазах, сочетание древесной фактуры и металла, кожаные кресла — всё это делает заведение местом мужского обитания.
Так, например, в одном из салонов «Франта» стоит байк Harley-Davidson, бильярдный стол; в качестве столиков для ожидания — брендированные сундуки, подставка для средств по уходу — кейс от гитары и так далее. Всё это дополняет общий стиль и делает мужской салон именно мужским.
3. Мастера
Как уже было сказано выше, парикмахерские больше ориентированы на женщин, поэтому и мастера там в большинстве своем женщины. Чаще всего они довольно взрослые и поэтому далеки от современных трендов. Если получилось сделать стрижку как на фото, то тебе уже повезло. Но ведь барбершоп — это не только стрижка. Это прежде всего барберы, с которыми можно завести интересную беседу, а разговоры являются неотъемлемой составляющей общего впечатления. Если всю процедуру сидеть молча, то ты больше утомишься, чем расслабишься. Время будет тянуться дольше, а впечатление останутся противоречивыми. Несмотря на то что тебя могут нормально постричь, сам процесс не принесёт никакого удовольствия. Именно поэтому барбершопы разрушают стереотипы о том, что парикмахер — женская профессия.
4. Атмосфера
Как ты понял, барбершоп — это не столько парикмахерская, сколько место, где мужчины могут отдохнуть от женщин, расслабиться, поговорить о своём. В барбершопе помогают настроиться на нужный лад многие факторы, на которые ты даже не обращаешь внимания. Например, музыка. Зайди в любую парикмахерскую — там либо тишина, которую нарушает фен, либо играет радио. Порой это настолько невыносимо, что хочется достать наушники и отгородиться от всего этого. Но, увы, процесс не позволяет.
5. Услуги
Когда дело доходит до самой стрижки — ты садишься не просто в регулируемый стул, а в полноценное комфортное кресло, оборудованное подушкой для головы и подставкой для ног. Это позволяет не только достичь комфорта, но и добиться удобства для работы в случае стрижки бороды или бритья. Бритьё же — это целое искусство, которое женщине сложно понять, так как в нём есть свои нюансы, понятные только мужчинам.
Бритьё опасной бритвой — это мало с чем сравнимое чувство, и оно намного эффективнее, чем домашнее бритьё станком или машинкой. Это целый ритуал, имя которому «Королевское бритьё», которое берёт свои истоки в 1805 году. Тогда в Англии открывались первые цирюльни, и позволить себе их услуги могла только высшая знать Лондона. В отличие от обычного бритья, эта процедура не раздражает кожу, так как предварительно лицо распаривается горячими полотенцами. Это раскрывает поры и упрощает процесс бритья. Далее лицо обрабатывается специальными маслами, чтобы смягчить волосы и вывести из пор всё лишнее. Только после этого наносится пена, и мастер берёт в руки опасную бритву. По окончании процедуры прикладывается холодное полотенце, чтобы убрать излишки пены и успокоить кожу.
Что касается стрижек: мастера не только учитывают все пожелания, но и советуют, как лучше обойтись с растительностью, чтобы стрижка не противоречила геометрии лица и легко поддавалась укладке. В парикмахерских же нужно объяснять и показывать фото с примерами. Так как мастера в таких местах чаще всего «универсалы» — они могут не знать нюансов той или иной причёски. Из-за этого ты получишь что-то похожее с тем, что было на фото, но незнание особенностей причёски может привести к тому, что она и двух недель не продержится в нормальном состоянии. Да и анатомию головы мало кто учитывает.
Профессиональный барбер, наоборот, проконсультирует тебя и подскажет, какой вариант среди множества подойдёт именно тебе. И если ты будешь доволен результатом — можно закрепиться за этим барбером, чтобы постоянно не объяснять другим, какая причёска тебе нужна. Цена в этом случае оправдывает себя, потому что ты не выходишь из салона с мыслями: волосы не ноги — отрастут.
Но барбершопы не ограничиваются только бритьём и стрижкой. Например, «Франт» оказывает дополнительные косметические услуги: «Камуфляж седины», «Стайлинг», «Горячий воск» и «Скраб». «Камуфляж седины» нужен тем мужчинам, у которых она только появляется. Как правило, этот процесс происходит неравномерно, из-за чего смотрится не так солидно, как уже полноценная седина.
Процедура «Горячий воск» поможет избавиться от нежелательной растительности в труднодоступных для бритвы местах — в носу, ушах, под глазами и на скулах.
Если намечается какое-то важное мероприятие, где нужно выглядеть хорошо, а сам ты далёк от мастерства укладки, то «Стайлинг» станет незаменимой услугой. Мастер учтёт особенности твоей причёски и сделает всё за тебя.
Не каждая парикмахерская может предложить тебе такие услуги, а даже если попытается, то эффект будет не сравним. Ведь барбершопы используют специальные средства и технологии, нацеленные на мужскую аудиторию.