7 марта на российские экраны вышел мультфильм «Гурвинек. Волшебная игра». А вы знаете, кто такой Гурвинек?
Гурвинек — это культовый для Чехии персонаж. Куклу в виде носатого мальчика создали аж в 1926 году! Его авторами были театральный деятель Йосеф Скупа и кукловод Густав Носек. Именно они начали делать первые кукольные спектакли с Гурвинеком и его папой Спейблом.
В театрах показывали поучительные представления об этой семье. Гурвинек — маленький мальчик, любознательный, живой и очень умный. Его папа Спейбл — ленивый и немного глуповатый человек с добрым сердцем. Позже к ним присоединились и другие куклы: собачка Жерик и девочка-отличница Майя со своей бабушкой Катариной.
В 30-ых годах дети и родители с удовольствием наблюдали за приключениями этих героев. Обычные сюжеты представлений строились на том, что папа Спейбл делал какую-то глупость, а Гурвинек и Майя исправляли ситуацию и показывали и папе, и зрителям, как нужно поступать в такой ситуации.
Во время Второй мировой куклы чуть не были уничтожены! Их создатель попал в тюрьму, а его марионетки оказались на помойке. Но случай вмешался, после окончания войны Скупа вышел на свободу и чудом разыскал свои творения, отреставрировал их и продолжил театральную деятельность.
А в 50-ых годах о Гурвинеке узнали и за пределами Чехии. Мультипликаторы из студии «Союзмультфильм» придумали и основали клуб «Весёлых человечков». О них начали снимать мультфильмы, их приключения появлялись на страницах журналов в рубрике «Весёлые картинки». Дети обожали этих персонажей: Буратино, Карандаш, Незнайка, Дюймовочка, Самоделкин, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек.
В 1959 году на экраны вышел мультфильм «Ровно в 3.15», в котором появился Гурвинек. С тех пор он стал популярен у детей по всему СССР! Конечно, не так сильно, как в Чехии, где ему даже установили памятник в городе Пльзень, но всё же!
Источник: Мультики студии Союзмультфильм
В последнее время о Гурвинеке чуть подзабыли, но совсем скоро кукольный мальчик появится на больших экранах. Ведь сразу четыре страны (Чехия, Дания, Бельгия и Россия) сняли полнометражный мультфильм про его приключения!
Анимационная картина «Гурвинек. Волшебная игра» покажет юным зрителям удивительный водоворот событий. Самый обычный мальчик вдруг оживляет игрушки в музее, а заодно и злого кукловода, который хочет захватить власть над миром. Гурвинеку и его друзьям придётся постараться, чтобы разрушить злодейские планы и вернуться домой.
Смотрите «Гурвинек. Волшебная игра» в кино с 7 марта!
Советский Союз оставил в истории немало загадок и парадоксов. Секса небыло, но население одно из наибольших в мире, зарплаты маленькие, но всем хватало и т.д. Не менее загадочным является способ интелектуально-эстетического воспитания подрастающего поколения, когда детям навязвалась мысль о том, что некоторые персонажи, сомнительного внешнего вида, это нормально. Но так ли это? Продолжаем серию сенсационных разоблачений. На этот раз поговорим о так называемых «Веселых картинках». По официальной информации детский юмористический журнал «Веселые картинки» начал выходить в свет с 1956 года на волне «хрущевской оттепели», одновременно с журналами «Новый мир» и «Наука и жизнь». Думаю дата и соседство уже должны насторожить читателей. Основными фигурнтами журнала являются: Карандаш, Петрушка, Самоделкин, Чиполлино, Гурвинек, Дюймовочка, Буратино, Незнайка.
У каждого из них была своя история, своя сказка.
Сказку о Буратино мы уже разоблачили. Поговорим подробней о его соратниках. Внимательно вчитайтесь в характерстики персонажей.
Карандаш — самый главный в компании Весёлых человечков. Карандаш — мозговой центр этой тайной организации. Вероятнее всего Карандаша создавали как проэкт альтернативный Буратино (дескать карандаш вместо носа вызывает меньшие подозрения чем осиновый кол). Но в результате проведенных тестовых испытаний поражающие способности последнего (Буратино) оказались выше. Неудача на полевых испытаниях сохранила ителект Карандаша, что и позволило ему возглавить даный отряд.
Далее. Группа наружного наблюдения — Петрушка, Гурвинек, Дюймовочка, Незнайка, Чиполлино. Почему в таком составе? Все объясняеся очень просто. Взляните на карту.
Места происхождения фигурантов данной групы не случайны. Чиполлино — Италия, Дюймовочка — Германия, Гурвинек — Чехословакия, Петрушка — Россия, Незнайка — Турция (Почему турция? Да потому что). В итоге полная изоляция Румынии — логова Дракулы.
Идем дальше — Самоделкин. Существует версия, что именно Самоделкин является прообразом Терминатора. Создавался, скорее всего, как елемент технического обеспечения операции «Кровь и стружки»: транспорт (сайт все же автомобильный), связь, спутники и т.д.
Журнал выпускали для координации действий обозначеных членов этой тайной организации. Кстати журанал выпускается до сих пор (задумайтесь).
Есть еще один персонаж, работавший на передовой — Барвинок. Этот украинский парень работал под прикрытием (отсюда и имя) в Карпатах, практически под носом у коварного Дракулы. О нем сохранилось крайне мало информации, а та, что есть засекречена. Его подвиги отмечены памятным значком.
Так что Советский Союз, будучи супердержавой, несшей мир в мир, сделал все, что бы зло было уничтожено, пусть даже дети при этом думали, что карандаш вместо носа и луковица вместо головы это нормально.
Слава Богу, что сейчас у наших детей большой выбор персонажей, начиная от Супермена — мужика в трусах поверх штанов, заканчивая Спанч Бобом. Жалко только, что наших маловато (Смешарики не в счет).
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Хуэльф Непрямая работа с реальностью
browse
Previous Entry Next Entry
my journal
my journal my friends my calendar my userinfo Гиперканцелярия
Ноябрь 2021
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
> Он еще играл на геликоне.
Чехословацкая анимация прижилась в СССР. Гурвинек и его друзья разыгрывали на киноэкране эпизоды, которых по разным причинам не было в нашей детской литературе. К тому же эти персонажи казались советскому зрителю куда более “иностранными”, чем герои трофейных диснеевских лент. Неплавное движение на экране деревянных и пластмассовых кукол производило завораживающее впечатление. Зрители сразу поняли – перед ними что-то импортное, пришедшее из другого мира… Знаменитый чехословацкий фильм “Ревю на ниточках”, посвященный театру Скупы и его героям, в том числе Гурвинеку, собрал огромную зрительскую аудиторию. Гурвинек часто появлялся на страницах наших детских изданий, так как входил в Клуб веселых человечков. Этот престижный клуб создавался с любовью и уважением к малышам, поэтому он выделялся на фоне общего стиля, царившего в советской детской периодике. Рядом с Гурвинеком в хороводе веселых человечков были Буратино, Чиполлино, Незнайка, Дюймовочка и Самоделкин. Клуб возник на основе журнала ЦК ВЛКСМ “Веселые картинки”. В этом журнале помимо других интересных материалов печатались красочные раскадровки из чешских мультфильмов, которые были украшением и гордостью почти каждого номера. Детям полагалось иметь портреты любимых героев и нередко на странице “Веселых картинок” появлялся большой – на полстраницы – портрет одного из членов клуба, нарисованный специально для этого номера журнала. Эти изображения веселых человечков предназначались для вырезания и сохранения. Гурвинека всегда рисовали либо в манере В.Сутеева, либо в стиле многоцветных чешских подарочных книг с акварельными иллюстрациями. По своей композиции эпизоды из жизни Гурвинека и Спэйбла походили на комиксы. Этот жанр у нас тогда не признавали, но ведь можно было использовать другой термин, например, рассказ в картинках. Так и стали называть публикуемые в “Веселых картинках” подборки кинокадров, из чешских кукольных фильмов – первые советские кинокомиксы для детей. Гурвинек был главным героем этих киноновелл. Через них в СССР пришел такой, например, новый жанр, как рождественская киносказка (абсолютно невозможная в СССР разновидность сказки, появившаяся у нас лишь благодаря существованию на Земле ЧССР). В одной из таких сказок Гурвинек шел в лес пилить елку и встречался там с лесником, запрещающим это делать. Находчивый Гурвинек попытался выдать поход за елкой за обыкновенную прогулку по лесу…Сказка заканчивалась хорошо. Цветные кадры были напечатаны довольно качественно, и у малышей возникала иллюзия просмотра фильма. Журнал “Веселые картинки” стал для советских детей настоящим окном в чешскую сказочную культуру. Будучи театральным режиссером, Й.Скупа не работал в мультипликационном кино. Перенести на экран спектакли про Гурвинека ему помог выдающийся мастер кукольной мультипликации Иржи Трнка, работавший в жанре рисованного фильма с 1948 года. От рисованных фильмов Трнка перешел к кукольной мультипликации. Он добавил историям о семье Гурвинека некое третье измерение, так как помещал марионеток в трехмерное пространство то жилых комнат, то зимнего леса. Благодаря Трнке истории о Гурвинеке и Спэйбле попали на зарубежный экран и завоевали любовь зрителей. “Марионеточные” мультики из Праги быстро получили мировое признание. При этом они вызывали самые разноречивые отзывы, некоторые зрители говорили, что чешские марионетки безжизненны, их угловатые движения неправдоподобны. Но Гурвинек был сразу же безоговорочно принят детской аудиторией. Да и в целом чешские деревянные актеры «освоились» на советском экране и стали “сквозными” персонажами детских киноутренников и телевизионных программ. Приезжая в Прагу, наши туристы стремились попасть в театр Скупы и побывать в гостях у Гурвинека. Сегодня в мультипликации (которая стала называться анимацией) стремительно меняются стили и направления. Тем трогательнее вспоминать, как дети шестидесятых и семидесятых любили и по сей день не позабывшихся героев чешских мультиков: крота, снежных человечков, прекрасную Златовласку и, конечно же, добродушного и сметливого Гурвинека.
«Приключения Незнайки и его друзей», как учебник политэкономии
Одной из популярных и любимых детских книжек в Советском Союзе были «Приключения Незнайки и его друзей». Нет, Буратино, Чиполлино и Волшебника Изумрудного города тоже любили и читали. Но веселый Незнайка был как-то ближе и роднее. Немудрено ведь это был самый что ни на есть советский сказочный герой.
Любимый Буратино» пересказан с итальянского «Пиноккио», Чиполлино из одноименной сказки Джанни Радари, а «Волшебник Изумрудного города» — с американского «Волшебника страны Оз».
А «Приключения Незнайки» и последующие продолжения «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне» это родимое совковое, написанное талантливым детским писателем Николаем Носовым.
Николай Николаевич Носов родился в 1908 году, в семье эстрадного артиста, правда не очень успешного, и совмещающего эстраду с работой железнодорожника.
Детство его прошло в небольшом городке Ирпене, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. А он долгие годы метался и не мог найти себя. В детстве просил скрипку, чтобы учится музыке. Недолго позанимался и забросил, увлекся химией, театром шахматами фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством.
А в стране бушевала Гражданская война. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся его семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что, когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».
Чтобы помочь семье, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём, чернорабочим на бетоном заводе. Попутно продолжал учиться в гимназии, реорганизованной в школу-семилетку. Хотел стать химиком и даже подал документы в Киевский политехнический институт, но потом увлекся кинематографом и поступил в художественный институт. В общем, нормальные метания молодого человека в поисках жизненного пути.
После окончания Московского института кинематографии работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов. В годы войны занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов для Красной Армии.
Николай Носов с сыном
А писателем стал случайно. В 1930 году женился, вскоре родился сын Петр. Рассказывал сыну на ночь сказки и истории, которые зачастую сам и придумывал. А потом, как-то записал их на бумаге. И получилась добрая и хорошая книжка для детей. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…».
Хотя первый рассказы опубликовал еще до войны, профессиональным детским писателем стал после нее. Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945 год. Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова — «Ступеньки». Широкую популярность завоевали и повести для подростков «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке», в 1956 году — «Прятки», в 1958 году — «Весёлые рассказы и повести».
Николай Носов интересовался психологией детей, считал, что «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением», наверное, поэтому его книги находили и находят такой большой отклик у детской аудитории. А также сыграл талант и опыт режиссера научно-популярных фильмов: он не сюсюкал с детьми и подростками, коротко, ясно и весьма детально объяснял все события и все тонкости, даже волшебные и сказочные.
А в 1952 году случилась знаковая встреча. С делегацией советских писателей поехал в Минск на юбилей Якуба Коласа. В одном купе с ним ехал молодой писатель Богдан Чалым, в то время редактор украинского детского журнала «Барвинок». Они проговорили всю ночь, и Носов поведал о замысле «Незнайки», который родился под впечатлением от прочитанной им в детстве сказки Анны Хвольсон «Царство малюток» (1889), которая, в свою очередь, была основана на комиксах поэта Палмера Кокса. Из сказки Хвольсон было взято и имя главного героя (при этом у Хвольсон Незнайка чисто второстепенный персонаж, а на нынешнего Незнайку гораздо больше похож тот, которого у Хвольсон звали Мурзилкой). Чалый, который сам был известен, как автор стихотворной книги «Приключения Барвинка и Ромашки», буквально влюбился в образ обаятельного коротышки и предложил сразу же, как только появятся первые главы произведения, даже не дожидаясь его окончания, опубликовать их в своём журнале.
Некоторые въедливые комментаторы начнут возмущаться: пишешь, что это наш советский сказочный герой и тут же выдаешь, что у Носова были предшественники — Кокс и Хвольсон. А всё нормально. Ни одно произведение искусства не возникало из ничего. К тому же литература Носова настолько выше, качественнее примитивной графомании предшественников, что говорить об этом просто смешно. Не забудем также, что Палмер Кокс был художником, карикатуристом (несомненно, талантливым, выдающимся для своего времени), но не писателем. Да говоря откровенно, их бы давным-давно позабыли, если бы не Носов со своим Незнайкой.
И вот в журнале «Барвинок», который тогда выходил на двух языках, стала печататься «Приключения Незнайки и его товарищей». И быстро завоевала популярность и любовь. Детский журнал буквально расхватывался, сказкой зачитывались не только дети, но и взрослые. Кстати вспомнил прикол, случившийся со мной в детстве. Попросил я маму выписать мне популярный тогда журнал «Мурзилка». А он был жутко лимитирован, и подписка не досталась. Тогда моя мама выписала мне журнал «Барвинок», не знала: что он выходит на украинском языке. И вот я казахско-русский пацаненок целый год читал журнал на украинской мове.
В 1954 году в издательстве «Детгиз» уже под названием «Приключения Незнайки и его друзей» выходит отдельная книга, моментально ставшая дефицитной. Успеху сопутствуют и великолепные иллюстрация художника Алексея Лаптева. Именно Лаптев создал привычный облик Незнайки, который после этого стали использовать и другие художники. На волне успеха Носов пишет книги «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965).
И опять обращается к детям как к нормальным читателям, в отличие от других детских писателей не считает их несмышленышами и даунами. Объясняет нормальным языком, без сопливого сюсюканья, описывает приборы, иногда даже дает смешные схемы. То есть коротышки из его книг, по сути, это крошечные взрослые люди с чертами характера ребёнка. Они живут, работают, собирают урожай, изобретают машины.
В первой книжке коротышки ездят на газированном автомобиле и изобретают воздушный шар. Вернувшись из путешествия, они стали строить мост, водопровод и фонтаны, которые видели в Зелёном городе. Вторая книга загружена подробными описаниями всевозможных технических устройств и даже фабрики и типографии в Солнечном городе, куда попадают Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пёстренький. Это радиолярии, циркулины и планетарки, диковинные здания, автомобили и даже электронные машины, играющие в шахматы (1958 год!). В жизни коротышек (как и в жизни советских людей) появилось также телевидение.
В третьей книге коротышки строят космический корабль и отправляются на Луну. А как же иначе – как раз Гагарин полетел в космос, и это нашло отражение в детской сказке. Не зря все-таки Носов до писательской стези, работал режиссером научно-технических программ. В детской книжке предсказаны многие изобретения, фантастические для тех времен и существующие сегодня: робот-пылесос, беспроводная передача энергии, автонавигаторы, автоматизированный транспорт, система телевизионного канала в общественном транспорте, принцип лазерной печати, использование солнечных батарей на крышах домов для обеспечения электроэнергией, плоские широкоэкранные настенные телевизоры.
А еще трёх книгах о Незнайке перед детьми в легкой и доступной форме разворачивается целая мировая история политэкономии: от элементарной меновой экономики — к полному коммунизму (на всякий случай Носов обошел развитой социализм), а затем вдруг в «загнивающий» на Луне капитализм. В Солнечном городе Незнайка так описывает экономику Цветочного города: «… Значит, вы должны дать портному за брюки, скажем, грушу. Но если портному не нужна груша, а нужен, к примеру сказать, стол, то вы должны пойти к столяру, дать ему грушу за то, что он сделает стол, а потом этот стол выменять у портного на брюки»…
Зато на Луне товарно-денежные отношения очень похожи на нынешние — там капитализм. Роман-сказку «Незнайка на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Любой ребенок, прочитав книжку отлично усвоит, что такое акционерное общество, реклама, продажная пресса, лопнувший банк, биржа, забастовка, безработица, что такое рыночные отношения. Из этой книжки можно узнать, как Пончик стал миллионером и почему разорился. Как Незнайка хотел бежать с деньгами вкладчиков, но его самого надули компаньоны.
Хорошие были книжки. Об их популярности можно говорить по спекулятивным ценам. В госторговле они стоили рубль-два, на черном рынке влет уходили в 10 раз выше номинала. А уж к «Незнайке на Луне», без четвертака не подходи. Даже сегодня книги Николая Носова актуальны – по прежнему воспитывают в детях честность, чувство товарищества, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, тщеславие, грубость. Так что покупайте своим детишкам книжки про Незнайку.
Представители рода встречаются в Европе, Азии и Северной Африке.
Содержание
Ботаническое описание
Вечнозелёные или листопадные стелющиеся полукустарники или травы с прямостоячими цветущими побегами.
Цветки довольно крупные, большей частью синие, одиночные, в пазухах листьев. Чашечка маленькая, глубоко пятинадрезанная, лопасти узкие, острые, при основании или несколько выше с двумя маленькими зубчиками. Венчик сростнолепестный, воронковидный, с пятираздельным колесовидным отгибом, лопасти которого согнуты влево, с длинной цилиндрической тонкой трубкой, в середине немного расширенной, в зеве голой или опушенной. Тычинок 5, с толстыми согнутыми нитями, прикрепленными к средине трубки венчика; пыльники короткие, расширенные, с толстоватым, наверху расширенным связником, прилегают к широкому рыльцу, нектарных железок две, сросшихся с завязью, округлых. Пестик из двух плодолистиков; завязь с 6—8 семяпочками.
Плод — две цилиндрических листовки. Семена без хохолка, цилиндрические с прямым зародышем, окруженным эндоспермом.
Значение и применение
Листья барвинка отличаются удивительной прочностью и живучестью, сохраняя свежий вид даже под снегом, — вот почему перенесённый из леса в сады и парки барвинок стал символом жизненной силы, а посаженный на кладбищах — символом вечной любви и доброй памяти.
Подобно душистой фиалке, он рано распускается весной, но мало кто обращает на него внимание. По преданию, он пожаловался на свою участь богине Флоре, и та подарила ему цветы крупнее, а жизнь дольше, чем у фиалки, и дала скромной вестнице весны имя Первинка (победительная).
Неувядающему растению издавна приписывалась особая волшебная сила. В Австрии и Германии венки из барвинка использовали для гадания на замужество; повешенные над окнами, они предохраняли дом от удара молнии. Цветы, собранные между Успением и Рождеством Богородицы, обладали свойством прогонять всякую нечисть: их носили на себе или вешали над входной дверью. В средние века в суде с помощью барвинка проверяли, не имеет ли обвиняемый связи с дьяволом. Венки из барвинка малого (его называли «фиалкой мертвецов», так как из него плели венки на могилы), повешенные над входом, помогали обнаружить ведьму. Всеми этими магическими свойствами барвинок обязан своей удивительной жизненной силе — он живёт, пока остаётся хоть капля воды в вазе (а другие цветы букета уже давно засохли), и если его вынуть из вазы и воткнуть в землю, то он быстро пустит корни.
В народной медицине барвинок употреблялся при диарее, кровотечении, чахотке, цинге, зубной боли. В местностях Пинских болот крестьяне употребляли отвар барвинка от колтуна.
Противоопухолевые алкалоиды
Барвинок розовый (лат. Vinca Rosea Linn L. ) содержит противоопухолевые алкалоиды, оказывающие цитостатическое действие. Из них винбластин, винкристин и винорелбин отнесены к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным средствам.
Классификация
Таксономия
Род Барвинок входит в трибу Vinceae подсемейства Rauvolfioideae семейства Кутровые ( Apocynaceae ) порядка Горечавкоцветные ( Gentianales ).
ещё 4 подсемейства (согласно Системе APG II)
ещё 7 родов
семейство Кутровые
триба Vinceae
5 видов
порядок Горечавкоцветные
подсемейство Rauvolfioideae
род Барвинок
ещё 4 семейства (согласно Системе APG II)
ещё 8 триб (согласно Системе APG II)
Согласно данным сайта Королевских ботанических садов Кью род насчитывает 5 видов: