Кто такой басмач на руси
Басмачи: кем они были по национальности
После распада СССР в бывших союзных республиках произошло переосмысление истории ХХ века. Басмачество стало рассматриваться как партизанское движение, развернутое населением Средней Азии против насильственного насаждения коммунистической идеологии. А вот в советских фильмах участники вооруженных отрядов, боровшихся с красноармейцами, изображались кровожадными злодеями, коварными убийцами и грабителями, притесняющими мирных жителей. При этом вопрос о национальности басмачей уходил на второй план.
Кто они такие
Доктор философских наук Леонид Бляхер и доктор политических наук Илдус Ярулин совместно написали статью «Кто такие басмачи? Советское мифотворчество и стигматизация гражданской войны в Средней Азии», которая была опубликована в журнале «Полития: Анализ. Хроника. Прогноз» (№ 2 за 2016 г.). Ученые отметили в своей работе, что само слово «басмачи» произошло от узбекского «басма», что означает налет, а суффикс-чи просто указывает на род занятий человека. То есть басмач – это в прямом смысле налетчик.
Так жители Средней Азии называли банальных грабителей, совершавших конные набеги на караваны, мирных земледельцев и скотоводов. Никакой симпатии к участникам подобных бандитских формирований у населения не было. Слово «басмач» имело негативные коннотации задолго до Октябрьской революции и установления советской власти.
Красноармейцы, отправившиеся в далекий Туркестан, чтобы устанавливать советский режим, столкнулись с активным неприятием и даже противодействием со стороны многих местных жителей, которые стали сопротивляться, собираясь в отряды и именуя себя моджахедами, то есть участниками священной войны мусульман против неверных. Идеологией этих людей был ислам.
И тогда, не желая выглядеть в глазах общественности захватнической армией, насильственно насаждающей чуждые населению коммунистические идеалы, руководство РККА решило называть участников местного исламского движения басмачами, просто приравняв их к бандитам.
«Это слово и становится спасением для освободительной Красной Армии. Ей противостоят не местные жители, не «угнетенное население», а бандиты и их пособники – басмачи. Басмачи («и» в конце слова интерпретируется теперь как показатель формы множественного числа) изначально находятся вне правового поля, потому по отношению к ним допустимо любое насилие», – так Л. Е. Бляхер и И. Ф. Ярулин описали смысловую подмену, сознательно примененную советскими идеологами.
Бандиты или моджахеды
Независимо от того, в каком значении используется исторический термин «басмачество», участниками этого движения были представители практически всех народов многонационального Туркестана. Вооруженные отряды пополнялись как за счет потомственных кочевников-скотоводов, имеющих преимущественно тюркские или монгольские корни, так и за счет ираноязычных земледельцев.
Если же речь идет о религиозном движении населения Средней Азии, возникшем после Октябрьской революции, то картина слегка меняется: басмачи – это исключительно жители Туркестана, исповедующие ислам. Представители народов, придерживающихся других религий, в моджахеды, понятное дело, не записывались.
Многонациональный Туркестан
Кандидат исторических наук Турсунай Омурзакова дала характеристику национального состава Туркестана в своей статье «Этническая карта Кокандского ханства (история и тенденции)», которая была опубликована в издании Austrian Journal of Humanities and Social Sciences («Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук») в декабре 2016 года. В своей работе исследовательница ссылается на официальный отчет российского генерал-адъютанта Константина фон Кауфмана (1818-1882 гг.), возглавлявшего завоевание и колонизацию Средней Азии во второй половине XIX века.
«Информацию и статистические данные русского генерала о народонаселении Туркестана можно принять как достоверные, так как он был не только политически заинтересован в них, но и имел на это полный административный ресурс. Поэтому мы считаем полученные результаты наиболее точными для конца XIX в.», – писала Т. Омурзакова.
Итак, общую численность жителей Туркестана фон Кауфман определял в 3 миллиона 150 тысяч человек. Согласно его отчету, в этнический состав населения входили таджики, узбеки, кипчаки, туркмены, сарты, каракалпаки, киргизы, кураминцы, татары, чалаказаки (шала-казахи), монголы, китайцы, таранчи (уйгуры), дунгане, калмыки, а также малочисленные и рассеянные по всему региону индийцы, персияне, евреи, арабы, афганцы и цыгане.
Поскольку власти Российской империи считали киргизов и казахов одним народом, называя последних киргиз-кайсаками, то неудивительно, что к киргизам были причислены почти 50% всего населения Туркестана, на территории которого помимо среднеазиатских республик находился и современный Казахстан. Правда, движение басмачей затронуло лишь южные регионы этой страны и не имело такого размаха, как в Узбекистане или Таджикистане.
Если же говорить о Средней Азии как таковой, то больше всего басмачей, наиболее упорно сопротивлявшихся новым порядкам, оказалось в тех местах, где самым многочисленным народом были сарты. В конце XIX века к этой национальности относились около 800 тысяч человек, они составляли большинство населения Сырдарьинской и Ферганской областей, а также Зеравшанского округа. 26% всех жителей Туркестана являлись сартами.
Вторым по численности народом, представители которого входили в отряды басмачей, были узбеки: 200 тысяч человек, или немногим более 6,3% всего населения восточной провинции. На третьем месте оказались таджики: 150 тысяч человек или около 4,7% жителей Туркестана.
Несмотря на историческую и статистическую достоверность отчета, который составил генерал К. П. фон Кауфман, по тем или иным причинам в него попали далеко не все народы Средней Азии. Например, вне списка остались ногайцы, которых власти Российской империи исторически причисляли к татарам.
Куда пропали сарты
Таинственное исчезновение сартов, случившееся в начале ХХ века, интересует многих исследователей. Если говорить просто, то советская власть записала сартов узбеками. И произошло это не в отместку народности, представители которой составляли большинство в движении басмачей, а всего лишь ради унификации населения Средней Азии, где были образованы Узбекская, Таджикская, Киргизская и Туркменская ССР.
Доктор исторических наук Сергей Абашин посвятил этой теме статью «Возвращение сартов? Методология и идеология в постсоветских научных дискуссиях», которая была напечатана в журнале «Антропологический форум» (№ 10 за 2009 г.). Ученый отметил, что споры об этом народе не утихают уже долгое время.
«Данные, которые появились в результате более близкого знакомства с регионом в середине XIX в., заставили исследователей задуматься, какие из признаков являются основными в формировании сартов и к какому народу их соответственно можно отнести. Если это образ жизни, обычаи, психология и внешний облик, то сартов нужно отнести к иранским народностям. Если язык – то их нужно включить в число тюркских племен», – констатировал С. Н. Абашин.
Ученый выразил мнение, что исчезновение сартов с этнической карты Средней Азии стало результатом некого негласного соглашения, достигнутого в ходе переговоров между коммунистами и местной мусульманской элитой.
Идеологи марксизма-ленинизма все же осознали допущенные ошибки и встали на путь веротерпимости, решили учитывать религиозно-культурные особенности региона. Басмачество постепенно сошло на нет по причине его полной бесперспективности, а исламские лидеры стали призывать верующих принять новую власть.
Так или иначе, а с момента Всесоюзной переписи 1926 года сарты больше нигде не значились как народ. И считается, что сейчас они уже полностью ассимилированы соседями.
А вот доктор исторических наук Светлана Брежнева полагает, что сарты исчезли с этнической карты Средней Азии, поскольку к началу ХХ века этнографические различия между таджиками и узбеками практически стерлись, два этих народа стали отличаться лишь по наречию. (Как известно, одни ираноязычные, другие тюркоязычные). Об этом исследовательница написала в своей статье «Народы Туркестана в составе Российской империи», которая была опубликована в журнале «Российские регионы: взгляд в будущее» (№ 1 за 2017 г.).
И сарты, представлявшие собой нечто среднее между узбеками и таджиками, были причислены к первым по причине схожести языков, ведь наречие исчезнувшего народа, очевидно, имело тюркские корни.
Басмачи: кем они были по национальности
После распада СССР в бывших союзных республиках произошло переосмысление истории ХХ века. Басмачество стало рассматриваться как партизанское движение, развернутое населением Средней Азии против насильственного насаждения коммунистической идеологии. А вот в советских фильмах участники вооруженных отрядов, боровшихся с красноармейцами, изображались кровожадными злодеями, коварными убийцами и грабителями, притесняющими мирных жителей. При этом вопрос о национальности басмачей уходил на второй план.
Кто они такие
Так жители Средней Азии называли банальных грабителей, совершавших конные набеги на караваны, мирных земледельцев и скотоводов. Никакой симпатии к участникам подобных бандитских формирований у населения не было. Слово «басмач» имело негативные коннотации задолго до Октябрьской революции и установления советской власти.
Красноармейцы, отправившиеся в далекий Туркестан, чтобы устанавливать советский режим, столкнулись с активным неприятием и даже противодействием со стороны многих местных жителей, которые стали сопротивляться, собираясь в отряды и именуя себя моджахедами, то есть участниками священной войны мусульман против неверных. Идеологией этих людей был ислам.
И тогда, не желая выглядеть в глазах общественности захватнической армией, насильственно насаждающей чуждые населению коммунистические идеалы, руководство РККА решило называть участников местного исламского движения басмачами, просто приравняв их к бандитам.
«Это слово и становится спасением для освободительной Красной Армии. Ей противостоят не местные жители, не «угнетенное население», а бандиты и их пособники – басмачи. Басмачи («и» в конце слова интерпретируется теперь как показатель формы множественного числа) изначально находятся вне правового поля, потому по отношению к ним допустимо любое насилие», – так Л. Е. Бляхер и И. Ф. Ярулин описали смысловую подмену, сознательно примененную советскими идеологами.
Бандиты или моджахеды
Независимо от того, в каком значении используется исторический термин «басмачество», участниками этого движения были представители практически всех народов многонационального Туркестана. Вооруженные отряды пополнялись как за счет потомственных кочевников-скотоводов, имеющих преимущественно тюркские или монгольские корни, так и за счет ираноязычных земледельцев.
Если же речь идет о религиозном движении населения Средней Азии, возникшем после Октябрьской революции, то картина слегка меняется: басмачи – это исключительно жители Туркестана, исповедующие ислам. Представители народов, придерживающихся других религий, в моджахеды, понятное дело, не записывались.
Многонациональный Туркестан
Кандидат исторических наук Турсунай Омурзакова дала характеристику национального состава Туркестана в своей статье «Этническая карта Кокандского ханства (история и тенденции)», которая была опубликована в издании Austrian Journal of Humanities and Social Sciences («Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук») в декабре 2016 года. В своей работе исследовательница ссылается на официальный отчет российского генерал-адъютанта Константина фон Кауфмана (1818-1882 гг.), возглавлявшего завоевание и колонизацию Средней Азии во второй половине XIX века.
«Информацию и статистические данные русского генерала о народонаселении Туркестана можно принять как достоверные, так как он был не только политически заинтересован в них, но и имел на это полный административный ресурс. Поэтому мы считаем полученные результаты наиболее точными для конца XIX в.», – писала Т. Омурзакова.
Итак, общую численность жителей Туркестана фон Кауфман определял в 3 миллиона 150 тысяч человек. Согласно его отчету, в этнический состав населения входили таджики, узбеки, кипчаки, туркмены, сарты, каракалпаки, киргизы, кураминцы, татары, чалаказаки (шала-казахи), монголы, китайцы, таранчи (уйгуры), дунгане, калмыки, а также малочисленные и рассеянные по всему региону индийцы, персияне, евреи, арабы, афганцы и цыгане.
Поскольку власти Российской империи считали киргизов и казахов одним народом, называя последних киргиз-кайсаками, то неудивительно, что к киргизам были причислены почти 50% всего населения Туркестана, на территории которого помимо среднеазиатских республик находился и современный Казахстан. Правда, движение басмачей затронуло лишь южные регионы этой страны и не имело такого размаха, как в Узбекистане или Таджикистане.
Если же говорить о Средней Азии как таковой, то больше всего басмачей, наиболее упорно сопротивлявшихся новым порядкам, оказалось в тех местах, где самым многочисленным народом были сарты. В конце XIX века к этой национальности относились около 800 тысяч человек, они составляли большинство населения Сырдарьинской и Ферганской областей, а также Зеравшанского округа. 26% всех жителей Туркестана являлись сартами.
Вторым по численности народом, представители которого входили в отряды басмачей, были узбеки: 200 тысяч человек, или немногим более 6,3% всего населения восточной провинции. На третьем месте оказались таджики: 150 тысяч человек или около 4,7% жителей Туркестана.
Несмотря на историческую и статистическую достоверность отчета, который составил генерал К. П. фон Кауфман, по тем или иным причинам в него попали далеко не все народы Средней Азии. Например, вне списка остались ногайцы, которых власти Российской империи исторически причисляли к татарам.
Куда пропали сарты
Таинственное исчезновение сартов, случившееся в начале ХХ века, интересует многих исследователей. Если говорить просто, то советская власть записала сартов узбеками. И произошло это не в отместку народности, представители которой составляли большинство в движении басмачей, а всего лишь ради унификации населения Средней Азии, где были образованы Узбекская, Таджикская, Киргизская и Туркменская ССР.
Доктор исторических наук Сергей Абашин посвятил этой теме статью «Возвращение сартов? Методология и идеология в постсоветских научных дискуссиях», которая была напечатана в журнале «Антропологический форум» (№ 10 за 2009 г.). Ученый отметил, что споры об этом народе не утихают уже долгое время.
«Данные, которые появились в результате более близкого знакомства с регионом в середине XIX в., заставили исследователей задуматься, какие из признаков являются основными в формировании сартов и к какому народу их соответственно можно отнести. Если это образ жизни, обычаи, психология и внешний облик, то сартов нужно отнести к иранским народностям. Если язык – то их нужно включить в число тюркских племен», – констатировал С. Н. Абашин.
Ученый выразил мнение, что исчезновение сартов с этнической карты Средней Азии стало результатом некого негласного соглашения, достигнутого в ходе переговоров между коммунистами и местной мусульманской элитой.
Идеологи марксизма-ленинизма все же осознали допущенные ошибки и встали на путь веротерпимости, решили учитывать религиозно-культурные особенности региона. Басмачество постепенно сошло на нет по причине его полной бесперспективности, а исламские лидеры стали призывать верующих принять новую власть.
Так или иначе, а с момента Всесоюзной переписи 1926 года сарты больше нигде не значились как народ. И считается, что сейчас они уже полностью ассимилированы соседями.
А вот доктор исторических наук Светлана Брежнева полагает, что сарты исчезли с этнической карты Средней Азии, поскольку к началу ХХ века этнографические различия между таджиками и узбеками практически стерлись, два этих народа стали отличаться лишь по наречию. (Как известно, одни ираноязычные, другие тюркоязычные). Об этом исследовательница написала в своей статье «Народы Туркестана в составе Российской империи», которая была опубликована в журнале «Российские регионы: взгляд в будущее» (№ 1 за 2017 г.).
И сарты, представлявшие собой нечто среднее между узбеками и таджиками, были причислены к первым по причине схожести языков, ведь наречие исчезнувшего народа, очевидно, имело тюркские корни.
Басмачи: какие мифы о них в СССР были ложными
Все мы помним басмачей из советских кинофильмов, рассказывающих об Азии. В нашем подсознании эти люди являются вооруженными бандитами. Сейчас специалисты склонны утверждать, что басмачи не были злостными преступниками. Изначально басмачество носило освободительный характер. Конечно, в движении оказывались совершенно разные люди, цели которых не были мирными.
Что такое басмачество?
В странах Центральной Азии басмачество появилось в качестве освободительного движения. За последнее столетие было снято немало фильмов, в которых его участники показаны не в лучшем свете. Это сформировало негативное отношение зрителя к басмачам. Сейчас некоторые специалисты склонны полагать, что негативный образ басмачей был создан Советской властью намеренно. Изначально басмаческое движение появилось не для борьбы с новой властью. Оно имело форму гражданской войны местного масштаба. В итоге движение стало частью внутренней борьбы в рамках Российской империи.
Советская идеология преподнесла образ басмачей в виде коварных и страшных бандитов. Сейчас в период пересмотра старых стандартов этих людей начали называть борцами за свободу и независимость. Так ли это на самом деле?
Сам термин «басмачи» был придуман большевиками. А вот участники движения называли себя «мужахит», а точнее «моджахедами – борцами за веру».
Враги или борцы?
Среди басмачей были совершенно разные люди. Изначально в движение пришли мужчины, недовольные экономической ситуацией. Люди хотели добиться снижения поборов и облегчения налогов. Среди борцов были и религиозные фанатики. К басмачам также примкнули отдельные шайки, которые только грабили и убивали. Такие представители не имели никаких высоких целей, кроме наживы. Именно они вызывали ненависть местного населения. С такими людьми и ассоциируются в нашем сознании басмачи.
Представители движения были очень разными. Одни из них воевали за веру и землю, а другие – лишь грабили и без того бедное население. Именно с последних был списан образ киношных басмачей. Представители движения восставали из-за голода и страха против большевиков. По мнению историков, в Туркменистане от голода к 1920 году умерло более миллиона человек. Коренное население было вынуждено отдавать продразверстку голодая.
Самый известный басмач
Самым известным киношным басмачом можно смело назвать Черного Абдулу из знаменитой ленты «Белое солнце пустыни». Этот фильм стал одним из первых советских боевиков. Однажды Сталин посмотрел ленту «Потерянный патруль» режиссера Джона Форда и был настолько впечатлен, что поручил главе Совкино Шумяцкому сделать ремейк американского фильма. Режиссерам проекта назначили Михаила Ромма. В итоге была снята история, которая происходила в пустыни. Главными героями стали басмачи. Фильм «Тринадцать» был признан одним их первых истернов в истории советского кино.
В ленте басмачи были изображены вооруженными до зубов головорезами. Такими же они предстали перед зрителями в фильме «Белое солнце пустыни».
Вооружение
Историки полагают, что вооружение басмачей не было столь значительным, как принято считать. Очень часто в фильмах показано, что у бандитов на вооружении были английские пулеметы Льюиса. Это связано с тем, что в Центральной Азии Великобритания поддерживала Закаспийское временное правительство. Позднее она приняла строну белого движения.
Все это позволяет историкам утверждать, что большая часть басмачей была слабо вооружена, а то и вовсе была безоружной. Поэтому образ бандита с ножами и пулеметом – это скорее миф, чем реальность. Отчеты советских командиров подтверждают слабое вооружение повстанческого движения. Что в полной мере противоречит образу киношных басмачей.
Большая часть представителей движения были простыми людьми. Отчаяние от массовых убийств и голода заставляло их бороться в рядах повстанцев с несправедливостью. Некоторые восставшие поддерживали идею независимости Туркестана. Все это дает основание по-новому взглянуть на басмаческое движение и переосмыслить некоторые факты.
Мнение старожил
Узбекский исследователь басмачества Бахтияр Шахназаров брал интервью у Абдулхамеда Кочара, который сбежал из Туркестана в 20 лет. На момент беседы мужчине уже было 100 лет. Он изложил свое мнение относительно басмаческого движения. Абдулахмед утверждал, что басмачи были проектом советской власти, которая стремилась провести советизацию Туркестана. По воспоминаниям Кочара, эмиссары переодевали людей, которые сочувствовали новой власти, под бандитов, отправляя на ночные грабежи, чтобы вызвать недовольство и ненависть простых жителей.
Старик подтвердил, что большая часть повстанцев в Средней Азии боролась за национальное освобождение. Люди протестовали из-за конфискации имущества и продразверстки.
Прекращение движения
В двадцатых годах последние отряды повстанцев были выдавлены Красной Армией в Северный Афганистан. Но на советской территории басмачи оставили большую агентурную сеть, которая со временем утратила свое значение.
В качестве организованного движения басмачество прекратило существование со смертью последнего лидера Джунаид-хана к 1938 году. Из Афганистана он руководил группами бандитов, которые совершали в тридцатые годы вылазки на туркменскую территорию. Но их деятельность не имела никакого отношения к освободительному движению.
Неоднозначные личности в истории
Многие историки описывали в своих произведениях басмаческое движение в Средней Азии. Среди них были исследователи Ильяс Дауди и Александр Пылев, которые изложили историю жизни одного из лидеров басмачества, неразрывно связанную с борьбой. Махмуд-бек, как и прочие лидеры движения, эмигрировал в 1921 году в Афганистан. Но из-за границы он умело получал сведения от своих агентов. Полученную информацию он активно продавал иностранной разведке, разбогатев на этом. В начале ВОВ гитлеровцы сумели привлечь курбаши на свою сторону для сотрудничества. Переманить бывшего лидера было несложно, достаточно было предложить хорошее вознаграждение. Махмуд-беку предложили руководить шпионским подразделением «Унион». Для расширения агентурной сети на территории союза ему выделили приличную сумму. Позднее он готовил по заданию Абвера диверсионные группы для заброски в СССР.
Вместо послесловия
В книге «Афганская война Сталина» Юрий Тихонов писал о том, что советской разведке все-таки удалось перевербовать Махмуд-бека. За деньги он готов был служить любой стране и правительству. Насколько прав автор, судить сложно. Однако со временем советская разведка сумела нейтрализовать деятельность германских агентов в Афганистане.
А афганское правительство после победы советских войск сознательно ликвидировало на своей территории агентуру Абвера. Вероятно, это было связано с нежеланием вступать в конфликт с очевидным победителем войны. Ссориться с более сильным соседом никто не хотел, когда исход борьбы был понятен.
Басмачи. Предшественники моджахедов и талибов
Почему сегодня вновь становится актуальной история борьбы с бандами, терроризировавшими Туркестан девяносто лет назад
В сегодняшней исторической повестке все реже можно встретить упоминание о таком явлении первой трети ХХ столетия, как басмачество. Хотя еще лет тридцать назад это понятие существовало и на бытовом уровне: басмачами называли своего противника многие солдаты и офицеры Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Называли неспроста: афганские горы стали в 1920-30-х годах одной из основных баз бандитов и головорезов, терроризировавших советскую Среднюю Азию. Методы, которыми басмачи вели свою «священную борьбу», ничем не отличались от тех, которых придерживались афганские моджахеды и которые задействовали сегодня талибы. И потому особенно странно видеть, как в бывших советских республиках сегодня реабилитируют басмачей – предшественников нынешних хозяев Афганистана.
Идейные налетчики
О сути басмачества лучше всего говорит само название. «Басмачи» происходит от тюркского слова «басмак», то есть «нападать, налетать», а суффикс «-чи» превращает это слово в существительное «налетчик». Именно налетчиками и были среднеазиатские басмачи, активно действовавшие на протяжении полутора десятилетий – с конца 1917-го по 1931 год. А немногочисленные уцелевшие участники басмаческого движения, совсем уже забывшие о существовавшей некогда «идее», продолжали грабить и убивать гораздо дольше. Некоторые исследователи считают, что финальная точка в истории басмачества была поставлена только в 1943 году, когда прекратила свою деятельность басмаческая организация «Фаал», созданная немецкой разведкой для развязывания террористической деятельности на юге Советского Союза.
«Банду я содержал за счет населения, конечно, население добровольно не давало продовольствия, приходилось отбирать и грабить».
Если таким образом басмачи относились к своим соплеменникам, то можно представить себе, каким было их обращение с попавшими в плен «иноверцами». Вот характерный пример. Весной 1921 года банда Муэтдин-бека напала на продовольственный обоз. То, что творилось потом, иначе как кошмаром не назовешь. Бойцов после жутких пыток сжигали заживо, беременным женщинам саблями взрезали животы. С детьми, как правило, «играли в скачки»: два всадника брали ребенка за ноги и пускали своих лошадей вскачь в разные стороны…
Крайняя жестокость и неразборчивость в методах «борьбы» и стали одной из главных причин, по которым басмачи потеряли поддержку соплеменников. Неслучайно уже в середине 1920-х годов стала обычным явлением массовая сдача с переходом на сторону советской власти бывших участников басмаческого движения. На «той» стороне оставались только самые отъявленные бандиты и головорезы, которых в случае пленения ждал непременный суд и смертный приговор.
Воины Кокандской автономии
Началом басмаческого движения можно считать восстания, прокатившиеся по Средней Азии в 1916 году. Поводом стал царский указ о призыве «инородцев», как называли жителей среднеазиатских регионов империи, на тыловые работы. До этого они вообще не подлежали призыву, но нехватка людей в армии заставила царское правительство пересмотреть эту практику. Привыкшие к тому, что солдатчина им не грозит ни в каком виде, жители Средней Азии усмотрели в новом порядке покушение на их традиционные свободы и права и взялись за ружья.
Эти отряды стали одной из главных вооруженных сил, поддержавших установление в конце 1917 года так называемой Кокандской автономии. Одним из ее первых внешнеполитических шагов стало провозглашение независимости Туркестана. Со стороны советской власти было большой ошибкой допустить подобное развитие событий: идея национальной независимости привлекла на сторону Кокандской автономии многих жителей Средней Азии. Когда 22 февраля 1918 года автономия была ликвидирована, разгромленные отряды ее сторонников начали действовать самостоятельно, опираясь на поддержку местного населения.
Именно эти банды и можно считать первыми басмаческими формированиями. Убеждая дехкан в том, что именно эти отряды будут отстаивать их независимость и свободу, басмачи быстро переключились с идеи свободного Туркестана на идею свободного мусульманского Туркестана. Увы, доказательством их заявлениям служили в первую очередь неверные шаги новой советской власти. Ее представители, особенно присланные из европейской части России, категорически настаивали на том, что в новых органах самоуправления не должно быть представителей мусульманского духовенства, а хорошо бы и мусульман вообще.
Такие действия не могли не привести к всплеску вооруженного сопротивления новой власти. На этой волне и поднялись лидеры басмаческого движения, охота за которыми позднее стала одной из важнейших задач органов государственной безопасности Средней Азии и соединений Красной армии. Успешно решить ее удалось лишь после того, как советские руководители среднеазиатских республик начали пересматривать прежние подходы к управлению регионом, на что ушло почти четыре года.
Хозяева своему слову
Период с 1918 по 1922 годы был временем наивысшего расцвета басмаческого движения. Начавшееся в Ферганской долине, оно быстро охватило весь северный Туркестан и начало распространяться дальше, на запад, в сторону Бухары. Именно в это время в лидеры басмачей выбились Ибрагим-бек, Мадамин-бек, Иргаш, Курширмат, Махкам-ходжа, Муэтдин-бек, Джунаид-хан и другие. Было время, когда общее число басмачей в Туркестане и его окрестностях достигало 150 тысяч человек, а под их контролем находились обширные территории. В частности, в 1921 году Ибрагим-беку удалось взять Душанбе – во многом благодаря тому, что он на какое-то время заключил союз с представителями Бухарской народной советской республики.
Впрочем, такая практика имела и обратную сторону. С течением времени все большее число рядовых басмачей после сдачи в руки советской власти действительно отказывалось от вооруженной борьбы и участия в грабежах. С каждым разом уводить за собой людей басмаческим лидерам удавалось все с большим трудом. Более того, отказываться от участия в «борьбе с неверными» начали и крупные фигуры — такие, например, как Мадамин-бек. В 1919 году он контролировал фактически всю Ферганскую долину, а уже в марте 1920-го заключил мирный договор с советской властью. Бывшие сподвижники не простили ему этого: при попытке склонить их к отказу от басмачества Мадамин-бек был убит вместе с немногочисленным отрядом сопровождения.
Судьба Ибрагим-бека
Несмотря на то что в 1925-27 годах басмачество в Средней Азии вновь активизировалось, достичь прежних успехов «борцам за веру» уже не удалось. Местное население все активнее поддерживало новую власть, отказывая басмачам в снабжении; вербовать сторонников тоже становилось все труднее. Сыграли свою роль и совершавшиеся при молчаливом согласии властей Афганистана регулярные рейды Красной армии на афганскую территорию, где банды басмачей отсиживались в перерывах между грабительскими набегами. Как правило, прямых столкновений с басмачами во время таких походов не было – верные бандитской тактике, те предпочитали нападать исподтишка и лишь при явном перевесе сил в их пользу, – зато удалось ликвидировать почти все их тыловые базы.
Одним из лидеров басмаческого движения, который до последнего пытался продолжать борьбу с советской властью в Средней Азии, был Ибрагим-бек, прославившийся даже среди своих сподвижников жестокостью. По мере того как бывшие лидеры басмачей один за другим отказывались от вооруженного сопротивления, погибали в боях с частями Красной армии или в междоусобных схватках, Ибрагим-бек занимал все более высокое положение в неформальной иерархии басмачей. В итоге в конце 1920-х годов он попытался объединить под своим началом все еще остававшиеся басмаческие отряды. Но вынужденный воевать на два фронта – против Красной армии и правительственных войск Афганистана, – в конце концов потерял в боях большую часть своих сторонников. С немногими оставшимися Ибрагим-бек в апреле 1931 года вновь вторгся на территорию советского Таджикистана, но это была последняя его эскапада.
23 июня 1931 года специальная оперативная группа ОГПУ под руководством Мукума Султанова сумела навязать беку бой возле переправы через реку Кафирниган и захватить его. Суд в Ташкенте 31 августа 1931 года приговорил Ибрагим-бека к расстрелу. А спустя восемьдесят лет по решению Верховного суда Узбекистана он был реабилитирован. Правда, не персонально, а в списке из 115 человек, приговоренных к расстрелам в 1920-30 годах. Весьма вероятно, что вынесшие это решение судьи не вникали в подробности биографии каждого из внесенного в этот список. В противном случае придется признать, что вынесенный ими вердикт имеет явную политическую окраску и адресован новым властям соседнего Афганистана. Ведь с точки зрения талибов, Ибрагим-бек является таким же борцов за веру, как и они сами, а потому его реабилитацию в Кабуле сегодня наверняка рассматривают как дружественный шаг. Правда, насколько это может обезопасить границы Узбекистана от угрозы с юга, которая становится все более и более ощутимой, – неизвестно.