Кто такой бай у мусульман
Кто такой бай у мусульман
бай — бай, бая; мн. баи, баев … Русское словесное ударение
бай — бай, б ая … Русский орфографический словарь
бай — бай/ … Морфемно-орфографический словарь
байғыс — қ. байғұш … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
Бай — Бай: Бай крупный землевладелец (или скотовладелец) в Средней Азии, Казахстане, Якутии, на Алтае и отчасти на Кавказе в досоветское время; Бай народ в Китае; Бай язык в Китае; Бай уезд в Китае; Бай (Лагуна де Бай) … … Википедия
БАЙ — 1. БАЙ1, бая, муж. (тюрк. baj богач). Крупный землевладелец, скотовод, торговец в Туркестане. 2. БАЙ2 и БАЙ БАЙ, а также бабай и баю бай, неизм. гл. (детск.). То же, что баиньки. Иди бай бай. Хочу бай бай. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
БАЙ — 1. БАЙ1, бая, муж. (тюрк. baj богач). Крупный землевладелец, скотовод, торговец в Туркестане. 2. БАЙ2 и БАЙ БАЙ, а также бабай и баю бай, неизм. гл. (детск.). То же, что баиньки. Иди бай бай. Хочу бай бай. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
БАЙ — 1. БАЙ1, бая, муж. (тюрк. baj богач). Крупный землевладелец, скотовод, торговец в Туркестане. 2. БАЙ2 и БАЙ БАЙ, а также бабай и баю бай, неизм. гл. (детск.). То же, что баиньки. Иди бай бай. Хочу бай бай. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
бай — БАЙ, я, муж. В Средней Азии: богатый землевладелец или скотовод. | прил. байский, ая, ое. II. БАЙ и БАЙ БАЙ, межд. Припев колыбельной песни в знач. спи, засыпай. Идти бай бай (у детей: идти спать). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
БАЙ-ХУ — Бо ху («белый тигр»), в древнекитайской мифологии один из духов четырёх стран света (наряду с Ции луном, Чжу цяо, Сюань у), зверь покровитель Запада, где находится страна мёртвых. Б. х. также называлось одно из созвездий (из семи звёзд).… … Энциклопедия мифологии
Кто такой бай у мусульман
— в исламском праве процесс купли и продажи, обмен одного товара на другой, торговая сделка. Бай’ становится действительной при наличии «иджаба» (формулировка «Я продал этот товар тебе») и «кабула» (формулировка «Я купил, принял и остался доволен»). После этого сделка вступает в силу и не может быть расторгнута в одностороннем порядке. Однако, если возможность возврата, при определенных обстоятельствах, была заранее оговорена, то купленный товар может быть возвращен.Условиями (шартами) купли-продажи являются:- Взаимное согласие продавца и покупателя;- Они должны быть в здравом рассудке, свободными и совершеннолетними;- Продаваемый товар должен быть дозволенным с точки зрения шариата. Нельзя продавать такие запрещенные товары, как свинина, спиртные напитки;- Продавец должен иметь право продать покупателю товар;- Цена товара должна быть точно определена и товар должен быть внимательно осмотрен покупателем.(Источник.
«Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.).
«имущество дома». Так называется казна мусульманского государства, а также помещение, в котором хранятся государственные средства. Несмотря на то, что это понятие существовало еще в период жизни пророка Мухаммада, оно приняло свое окончательное значение в период правления халифа Омара. После начала мусульманских завоеваний, он распорядился выдавать своим подданным жалование из средств, которые поступали за счет различных налогов. Помещения, в которых хранились эти средства, назывались Байт аль-м..
I. В исламском праве принятие чьей-либо власти и руководства. Осуществляется путем рукопожатия, при котором дается клятва верности. Именно так принимал клятвы от своих сподвижников пророк Мухаммад. Первым человеком в мусульманской общине, которому была дана клятва верности, как руководителю, был сам Мухаммад. Эта присяга получила название «Бай’а в Акабе» (см. Акаба). Термин «Бай’а» встречается в аяте Корана 60:12.II. В суфизме клятва, которую дает ученик (мюрид) своему учителю (муршиду) о том, ч..
Клятва, которую дали пророку Мухаммаду около 1400 его сподвижников под деревом Самура, возле Мекки, перед заключением Худайбийского мира о том, что они готовы вместе с ним до последней капли крови биться с язычниками, которые не пропускали их на паломничество в Мекку. Это событие произошло в 6 году хиджры. Путь мусульманам, которые собирались совершить паломничество, преградили вооруженные мекканцы. Тогда мусульмане пришли в местность Худайбию. На переговоры с язычниками же в Мекку был послан Ос..
Дополнительный поиск Бай’
Белорусская мусульманка Ольга Черных: «Ислам — не религия убийства»
Ольга Черных, девушка из Витебской области, приняла ислам относительно недавно ― три года назад. Сейчас белорусская мусульманка живет в столице. Несколько недель назад минская милиция задержала девушку в метро, потому что она, будучи в плохом настроении, позволила себе заплакать. Окружающие расценили это как угрозу. Onliner.by встретился с Ольгой и узнал, почему девушка решила принять ислам, каково быть мусульманкой и есть ли в Беларуси религиозная свобода.
«Я поняла, что Коран — это мое»
«Долгое время я занималась изучением информационных войн между западным миром и мусульманским. В частности, у меня была специализация „Чечня — Россия“. В тот период я читала лекции студентам в университете. Они спрашивали, действительно ли Коран призывает убивать людей. Но тогда я и сама не знала ответ на этот вопрос, ― говорит Ольга. ― Мне пришлось серьезно поработать над темой. Я очень много читала и Коран, и книги об исламе, и исследования исламских ученых. А в процессе изучения поняла, что это мое».
«Но был в моей жизни знаковый момент. Я ехала на свадьбу в автобусе. Вдруг утром почувствовала какую-то нужду молиться. Раньше я видела, как мусульмане молятся, но не знала толком, что говорить. А когда приехала на место, то среди гостей увидела женщину-мусульманку. Моя подруга нас познакомила. И эта женщина многое мне рассказала, ― объясняет героиня. ― Через две недели начался Рамадан ― мой первый пост. Да и читать по-арабски я научилась очень быстро».
Отношение родственников
Тяжелее всего было сообщить о принятии ислама бабушке ― ортодоксальной христианке. «Я боялась ей сказать, потому что многие православные очень негативно относятся к исламу. Поменяла религию — значит, предательница и чуть ли не антихрист. Но бабушка отнеслась спокойно. Бог все равно один. Она рада, что я ношу платок и длинные юбки, ― говорит героиня. ― Только брат моего решения не одобряет. Считает, что религия ― это часть традиций. А я уже из этой традиции вышла в какой-то определенный андеграунд. Он волновался, как это я вся такая закрученная замуж выйду».
В то время Ольга работала на польском телевидении. В отпуск уходила в обычном платке, а вернулась в хиджабе. «Мой начальник смотрит на меня и говорит: „Ты ислам приняла? Вот прикол! Такого у нас еще не было. Мне все равно: хоть мешок на голове носи. Главное, чтобы ты хорошо работала“. У моего работодателя никогда не возникало вопроса, сниму ли я хиджаб, ― поясняет Ольга. ― А ведь была аудитория католиков».
Мы спросили, тяжело ли девушке в хиджабе устроиться на работу в Беларуси. «В этом плане мне повезло. По профессии я журналист и работаю на радио. Ко мне лояльно относятся. Но у моих знакомых есть проблемы с трудоустройством. Недавно у подруги-мусульманки на собеседовании спросили: „Не будете ли вы проводить агитацию своих религиозных взглядов?“ Многие работодатели против того, чтобы девушки носили платок, ― огорчается собеседница. ― Это проблема в трудовом законодательстве нашей страны. Не только для мусульман, но и для православных, которые покрывают голову и носят длинные юбки. Хотя в уставе компаний требования к одежде зачастую не указаны. А когда человека не берут на работу только потому, что не нравится его одежда, то это уже дискриминация по религиозному признаку».
Наша героиня считает, что с такой проблемой чаще всего сталкиваются именно мусульмане. «Я стараюсь этот вопрос не поднимать, ― объясняет Ольга. ― Потому что всегда слышу: „А что вы хотели, чурки? Уезжайте в свою Саудовскую Аравию!“»
Дискриминация
Однако Ольга утверждает, что религию вовсе не меняла: «Я как верила в Бога, так и верю. Просто у меня другое видение. Кто-то поклоняется Троице, а я — одному Богу. И то, что я ношу платок, не имеет значения. Давайте будем честными, каждая христианка должна платок носить».
Но с момента принятия ислама образ жизни девушки все-таки изменился. «Я бросила курить, вообще не пью алкоголь. Если раньше я запросто могла поехать куда-нибудь автостопом, то сейчас уже успокоилась, ― говорит собеседница. ― Я стала более ответственно относиться к своим поступкам, ведь за все придется отвечать перед Аллахом. Во время поста мы не едим от зари до заката. Нужно отказываться от греховных мыслей, постоянно держать себя в руках».
Изменились интересы ― сменился и круг общения. Некоторые друзья Ольги отдалились от нее. Теперь девушка больше времени проводит в компании мусульман. «Мы часто встречаемся с сестрами. Ходим в кино, готовим и обмениваемся рецептами, ― рассказывает наша героиня. ― Иногда собираемся у кого-нибудь дома, поем и танцуем. Я очень люблю путешествовать. Читаю много. Некоторые думают, что мусульмане все забитые. Это неправда! Я знаю многих мусульманок, которые живут в Беларуси. У них по два высших образования».
«После свадьбы переедем с мужем в Бахрейн»
Брат Ольги опасался напрасно. В августе девушка выходит замуж. С будущим мужем познакомилась в интернете. «Первое время мы переписывались и перезванивались. Потом встретились, а недавно обручились, ― говорит героиня. ― Я буду первой и пока единственной женой».
Многоженство белорусская мусульманка одобряет. «Мы не можем ненавидеть то, что разрешил Аллах. Я один из немногих представителей нашего мусульманского сообщества, который за полигамию руками и ногами. Но я понимаю, что мужчина не может одинаково любить трех или четырех женщин, ― поясняет Ольга. ― Все мужчины полигамны. Кто-то в большей мере, а кто-то ― в меньшей. Лучше иметь вторую жену, чем любовницу. Тогда ты будешь знать, что у вас одинаковые права. Я вообще собиралась выйти замуж за белорусского мусульманина и быть второй женой, но не сложилось по разным причинам».
После свадьбы Ольга с будущим мужем планирует переехать в Бахрейн. «Лучше уезжать в мусульманскую страну. Но я бы не смогла жить в Саудовской Аравии, потому что для меня там все слишком строго: нельзя водить машину, выходить из дома одной, ― рассказывает девушка. ― А в Бахрейне женщина может работать и не обязательно закрывать лицо. Да и с расчетом на детей лучше жить в мусульманской стране. Представьте, что у нас девочка пришла в школу в хиджабе. Как отреагируют другие дети? Я бы не хотела, чтобы моя дочь жила в состоянии постоянного стресса».
Ольга уверена, что не стоит принимать ислам только ради мужа. Мусульманину разрешено жениться как на иудейке, так и на христианке. Однако многие девушки, выходя замуж, принимают ислам только для того, чтобы иметь одинаковые права с другими мусульманками. «Арабский муж ― это не сказка Шахерезады, когда тебя посыпают золотом, а ты лежишь под пальмой, ― говорит героиня. ― Если не хочешь воспитывать детей мусульманами, то зачем тогда нужен мусульманский муж? Прежде всего я хочу, чтобы мои дети были мусульманами. Для меня важна именно религия».
Проблема — в невежестве
После принятия ислама Ольге часто приходится сталкиваться с агрессивной реакцией белорусов. «Встречаются неадекватные люди. У меня в социальных сетях есть несколько человек, которые твердо уверены, что ислам ― религия убийства, ― удивляется девушка. ― Но есть и те, кто понимает, что не бывает плохой религии, а бывают плохие люди. Мусульмане разные».
Ольга предполагает, что такое негативное отношение общества к исламу связано с недостатком знаний. «Людям гораздо проще посмотреть в „зомбоящик“, чем открыть книгу и почитать самому, ― говорит собеседница. ― Когда началась эта паника из-за фильма „Невинность мусульман“, на улицах Франции раздавали жизнеописание пророка Мухаммеда. Пожалуйста, читайте, делайте свои выводы».
Сегодня ислам становится все более популярным. «Проблема православия и католицизма в том, что многие верующие трактуют свою религию опционально. Именно вот эта вольная трактовка религии приводит к тому, что глубоко уверовавшие люди склоняются к исламу. Здесь правила не такие размытые, как в христианстве. Четко сказано, когда тебе надо молиться, как одеваться и как себя вести, ― рассказывает девушка. ― Если не нравится, что тебе говорит имам в мечети, то молись дома. Нет посредников между тобой и Богом».
Ольга видит схожие черты у христианства и язычества. «Говорят, что язычество ― это плохо. Но когда приходишь в церковь, видишь тех же самых идолов — иконы. Кого из мусульман ни спроси, одна из причин прихода в ислам ― вот эта непонятная ситуация, ― объясняет героиня. ― Тебе говорят, что Бог один, но молиться надо то святому Николаю, то еще кому. И ты просишь святого Николая, чтобы он помолился за тебя Богу. А почему какой-то мертвый парень должен молиться за тебя, если ты сам можешь к Богу обратиться? Не стоит забывать, что решение о канонизации принимают обычные люди».
Как проходят похороны у мусульман: традиции и обычаи
Как проходят похороны у мусульман: традиции и обычаи: Unsplash
Когда умирает мусульманин, его близкие собираются, чтобы проводить покойного в последний путь. Подготовка к похоронам и сам процесс захоронения проходит по законам шариата. Что обязательно нужно сделать до ритуала и как проходит традиционный обряд погребения у мусульман?
Какие обычаи перед похоронами у мусульман?
В исламе прощание с умершим проходит по строгим предписаниям, поскольку в каждом действии скрыт глубокий смысл. Чтобы отдать дань уважения покойному и помочь ему получить милость Аллаха, родные готовят тело к погребению. Прежде всего умершему человеку закрывают глаза и подвязывают подбородок, а на живот кладут тяжелый предмет.
Чистота имеет особое значение для мусульман, поэтому обряд омовения обретает сакральный смысл. Как объясняет А. Муслимов в книге «Китаб Аль-Джаназа Ва-ль-истифада Мин Хаза», обмывание умершего принадлежит к шести святым обязанностям мусульманина.
Эта процедура символизирует очищение от материального мира и состоит из нескольких этапов:
Омовение у мусульман относится к внешнему тахарату (очищение), полное омовение тела — «гусль». Обряд проводится в мечети или в специальных помещениях на кладбищах. Покойного укладывают на жесткое ложе, половые органы накрывают тканью. Недопустимо укладывать покойника на землю — это мешает достигнуть цели очищения. Запрещено стричь волосы и ногти, изымать золотые зубные коронки. Все эти процедуру должны проводиться при жизни, но не после смерти. Считается, что после омовения душа усопшего готова к встрече с Аллахом.
Какие обычаи перед похоронами у мусульман: Unsplash
После очищения умершего облачают в погребальные одежды, которые состоят из нескольких покрывал (кафан). Цвет кафана по возможности должен быть белым. Для мужчин это правило обязательно, для женщин есть исключение — у них саван может быть цветным, но не синим или его оттенков.
Кафаном полностью укутывают тело. Ноги должны оставаться босыми. Мужской саван состоит из трех предметов — рубахи, отреза ткани для окутывания низа тела и для всего тела. Женский саван состоит из пяти предметов и дополнительно включает отрезы ткани для окутывания груди и волос. Детей окутывают одним отрезом ткани полностью. В саван покойного облачают близкие родственники, прежде всего те, кто принимал участие в омовении.
Как хоронят мусульман?
Мусульман хоронят только на кладбище. Кремация считается большим грехом, она запрещена и приравнивается к адским мукам. Хоронят умерших без гроба. Вместо него используются тобут — специальные носилки, оснащенные раздвижной крышкой. На тобут стелят одеяло, а крышку покрывают тканью. Сверху кладут одежду умершего. На этих носилках тело относят к могиле, возле которой имам начинает читать главную молитву — джаназу. Так, согласно определению Ефима Резвана в книге «Ислам. Энциклопедический словарь», называется и похоронный обряд в исламе.
В исламской традиции считается, что без этой молитвы похороны состояться не могут. Носилки должны быть установлены перпендикулярно направлению киблы (в сторону священной Каабы в Мекке в Аравии). В этом же положении умерший будет покоиться в могиле.
Могила должна быть просторной, но не прямоугольной. В ней должен быть ляхд — боковая ниша, куда укладывают тело усопшего.
Как хоронят мусульман: Unsplash
Как проходят похороны у мусульман? Тело умершего опускают в могилу ногами вниз с правой стороны могилы. Над женщинами принято держать покрывало, чтобы тело усопшей не попало на всеобщее обозрение — это запрещено даже после смерти.
Первым в могилу бросает горсть земли имам. Затем он читает суру таубу — молитву-покаяние, в которой звучит мольба Аллаху о прощении грехов, как пишет автор энциклопедического исламского словаря Айдын Али-Заде. После погребения могилу поливают водой семь раз и семь раз кидают землю. Все присутствующие после этого расходятся. Остается лишь один человек, чтобы прочитать молитву — талкин. Она содержит слова о вере умершего в Аллаха.
Поскольку покойного хоронят без гроба, то могилу укрепляют жженым кирпичом. Такой выход мусульмане нашли, чтобы защитить захоронение от диких животных и соблюсти требования шариата. Запах жженого кирпича отпугивает их и перекрывает остальные запахи.
Сразу после погребения не принято устраивать поминальные трапезы. Первые три дня после похорон родственники должны молиться об умершем, а остальные заботы, в том числе хозяйственные нужды, отложить. Роскошные поминки в исламе запрещены.
Традиции похорон у мусульман: Unsplash
Почему у мусульман не ходят на похороны? На похороны у мусульман не ходят женщины. Их не допускают на кладбище из опасений, что они могут громко плакать над могилой. Их считают излишне эмоциональными, несдержанными, что неуместно на церемонии прощания. Однако с разрешения мужчины и в его сопровождении женщина может посетить кладбище. Разрешение дают, если речь идет о прощании с близкими родственниками. При этом плакать женщинам запрещено. Ислам требует переносить горе смиренно и терпеливо, сдерживая страдания.
Похороны для последователей ислама — это не только прощание с человеком, но и помощь усопшему. Своими молитвами, соблюдением правил погребения родные и близкие говорят Аллаху о праведности мусульманина. Считается, что усопшие нуждаются в молитвах больше, чем живые в пище и воде.
Согласно Корану, после смерти человеческая душа проходит промежуточную жизнь, которая называется барзах. Затем она отправляется в загробный мир. Обретет ли она покой, зависит не только от земного пути, но и от родственников, которые должны соблюдать обряды и традиции перед погребением. В Коране сказано, что мусульманину, который честно выполнял свои обязанности, Аллах дарует благоденствие.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Не ставят крест. Мусульмане живут по строгим правилам, но хотят зарабатывать. Как они придумали свой финансовый мир?
По всему миру наблюдается инвестиционный бум. На Московской бирже регистрируется рекордное количество частных клиентов, фондовые индексы в США растут с самого начала пандемии, заставляя аналитиков рассуждать об опасностях образования новых «пузырей». При этом все популярнее становится ответственный подход, или ESG, в рамках которого допускаются вложения только в те компании, которые заботятся о людях и окружающей среде. Того же принципа придерживаются фонды и крупнейшие корпорации. Но, помимо традиционных активов и инструментов, существует огромный пласт, о котором многие даже не подозревают. А между тем его участники относятся к правилам и нормам особенно ревностно, ведь соблюдать их предписывает религия. Исламские финансы и халяльные инвестиции набирают все больший вес в мире. Вера и прибыль — в материале «Ленты.ру».
По законам чести
Уже несколько лет у профессиональных финансистов и рядовых людей, располагающих свободными средствами, популярно ответственное инвестирование. Понятие зародилось в начале 1970-х и постепенно распространилось на многие области. Нынешние компании уделяют большое внимание окружающей среде, коренным народам территорий, на которых работают, и развитию собственных сотрудников. Такой подход оформился в концепцию ESG (Environmental, Social and Corporate Governance), у которой хватает и критиков, и сторонников.
Облигации, помеченные соответствующим образом (проверкой и оценкой занимаются специальные агентства), пользуются повышенным спросом на рынке. Инвесторы — фонды, банки и их клиенты — рассчитывают, что их деньги пойдут на благие цели, и согласны на меньшую доходность — пока на 0,05-0,1 процентных пункта ниже, чем у обычных облигаций. В середине 2021-го общемировой объем ESG-бумаг составлял 1,6 триллиона долларов, а 91 процент европейских инвестиционных компаний ориентировались на ESG-повестку. Россия с 4,6 миллиарда долларов еще отстает, но отдельные отечественные компании активно привлекают финансирование именно через выпуск зеленых облигаций, а рекордсменом стала московская мэрия, в мае собравшая на рынке 70 миллиардов рублей.
Конференция по вопросам ESG в Москве
Фото: Министерство энергетики РФ
Однако такая осознанность в поведении инвесторов все же является добровольной и многими критиками (среди которых есть представители правительств разных стран, в том числе России) вовсе воспринимается как веяние моды, которое рано или поздно сойдет на нет. Следование принципам ESG и родственным концепциям (корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития) пока не регулируется законами — ни юридическими, ни моральными. В то же время среди инвесторов по всему миру есть много верующих, которые согласуют свою жизнь с нормами религии, и больше остальных от правил и традиций зависят мусульмане.
Отсылки к деньгам, указания на то, как мусульманам следует вести себя с ними и что делать недопустимо, впервые появились еще в Коране, составленном, как считается, в начале VII века. Позднее они нашли отражение в фикхе — наиболее полном своде правил бытового поведения мусульман, своеобразной исламской юридической доктрине. На протяжении веков фикх дополняет и разъясняет нормы шариата, которые во многих странах заменяют привычную правовую систему.
Никому не должны
Одно из главных положений экономической части фикха касается так называемой рибы — прироста денег либо товаров за счет их одалживания нуждающимся под процент. Фактически речь идет о классическом кредите. Он находится под строгим запретом и считается тяжким грехом, ведь заимодавец претендует на часть имущества заемщика без оглядки на то, сумел ли последний воспользоваться его деньгами как задумывал и получить с них доход. К тому же заемщик вынужден перекладывать дополнительные процентные расходы на конечных потребителей, то есть на все общество, что считается аморальным.
К рибе также приравниваются виды дохода, при которых его получатель не затрачивает особых усилий и труда, например, от сдачи имущества в аренду. Понятие рибы схоже с рентой — так в классической экономической теории называют доход, отличный от трудового и инвестиционного, полученный за счет доступа к земле, природным ресурсам или власти.
Фикх — исламский свод правил поведения
Запретным считается любое ростовщичество независимо от срока и вида процентов, будь их размер фиксированным или плавающим. Кроме того, под определение рибы попадает обмен товарами одной категории, но разного качества с надбавкой. Вне исламских законов находятся спекулятивные операции, связанные с чрезмерным риском и «провоцирующие неопределенность и мошенничество». Еще один существенный запрет, отраженный в фикхе, касается сделок с товаром, которым продавец не владеет на момент заключения договора, или права собственности, которое зависит от наступления неких условий в будущем.
От рассвета до закята
Размер закята не фиксирован и зависит от базы налога. Золото, достигшее веса 84,8 грамма (примерно 4,5 тысячи долларов), а также серебро, достигшее веса 591 грамм (около 457 долларов) и хранившееся у владельца в течение года (такие параметры соответствуют минимальному достатку мусульманина), облагаются по ставке 2,5 процента от стоимости. Такая же величина предусмотрена для денег (включая банковские счета и вклады) номиналом, превышающим цену 84,8 грамма золота на мировых рынках (нисаб). Держателям ценных бумаг на ту же сумму придется заплатить 4 процента от рыночной стоимости.
Сбор закята в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии
Фото: Sultan al Fahed / Reuters
Скотоводы должны отдать часть стада, но только если его численность достигает облагаемого минимума, определяемого по отдельности для каждого вида животных. С хозяина 40 овец возьмут одну, как и с владельца 5-9 верблюдов. Фермеры, выращивающие сельскохозяйственные культуры, отдают часть зерна и плодов. Если земля обрабатывается и орошается искусственно, размер закята составит 1/20 часть собранного урожая. В противном случае — 1/10 часть. Отдельные условия предусмотрены для имущества. Предназначенные для продажи товары, чья стоимость превышает нисаб, облагаются по ставке 2,5 процента. Для полезных ископаемых предусмотрена норма в 1/40 рыночной цены, для найденного клада — в 1/5.
Помимо закята, существует садака — добровольная милостыня, также идущая нуждающимся. Ее размер не регламентирован, что делает ее больше похожей на классическую благотворительность. Тайная садака более предпочтительна и больше соответствует нормам ислама, но поощряется и открытая, поскольку она может стать хорошим примером для окружающих. Важно понимать, что и закят, и садака рассматриваются верующими в качестве важного социально-экономического института и инструмента борьбы с неравенством. Государство и даже духовенство почти не имеют к ним отношения, что, как правило, повышает мотивацию плательщиков.
Своя атмосфера
Тем не менее наличие множества жестких правил отнюдь не означает, что мусульмане отрезаны от привычного многим финансового мира и его составляющих, таких как банковская система или фондовый рынок. Доступа к ним лишены лишь граждане стран, в которых государство наиболее тесно слилось с религией, а власти контролируют все сферы жизни. Хотя даже талибы (движение признано террористическим и запрещено в России), в августе захватившие власть в Афганистане и уже успевшие объявить вне закона музыку и женский спорт, пока не ввели запрета на финансовые операции, ограничившись определенными лимитами, в том числе на обналичивание средств с банковских счетов.
На протяжении столетий исламская экономика не имела единой четко выраженной формы. Верующие руководствовались собственными представлениями об уместном и дозволительном, а также слушались священнослужителей, ответственных, например, за сбор закята. Многие прибегали к услугам обычных банков, признавая их необходимым злом. Параллельно исламские экономисты разрабатывали новые концепции, сочетающиеся с положениями религии.
Мухаммед Хамидулла — один из создателей исламской финансовой системы
Фото: Wikimedia Commons
Так, в середине XX века индийцы Абу-ль-Аля Маудуди и Мухаммед Хамидулла предложили модель мудараба, согласно которой кредитор и заемщик выступают равноправными партнерами и заключают договор о финансировании конкретного проекта. По условиям соглашения, одна сторона — банк — полностью предоставляет финансирование, а другая вкладывает свои знания и опыт. Заранее оговаривается и распределение прибыли, пропорции могут быть любыми, а возврат основной части долга не гарантирован. При этом возможный убыток берет на себя только банк. Считается, что заемщик теряет вложенные время и силы. При мударабе недопустим залог, запрещенный в исламе, а значит, банк вынужден подходить к оценке заемщика и его проекта тщательнее обычного.
В дальнейшем систему усовершенствовали другие ученые, среди которых были Мухаммед Узаир, Абдулла аль-Араби и Неджатулла Сиддики. Появился схожий вид сотрудничества бизнеса с банком — мушарака. При нем финансирование осуществляют обе стороны, банк может заранее выплатить клиенту часть прибыли, убыток так же делится между участниками проекта. Мушараку выбирают те, кто хочет большей гибкости по сравнению с мударабой. Еще один вариант, кард-аль-хасан, предусматривает возврат заемщиком только основной части долга. Надбавку сверху — хиба — он волен выплатить по собственному усмотрению в качестве благодарности банку и возмещения его административных расходов.
Вместо привычных вкладов и текущих счетов в исламских финансах предусмотрена амана — доверительное хранение имущества клиента без гарантированной выплаты процентов. Чтобы банк мог распоряжаться привлеченными средствами, нужно заручиться согласием вкладчика. В противном случае депозит превратится в обычную банковскую ячейку. Чтобы избегать такой коллизии, многие исламские учреждения используют в отношениях с клиентами все тот же механизм кард-аль-хасан, так же не обещая вознаграждения за временное пользование деньгами.
Банкуют
Полноценно заработать исламская банковская система смогла только в середине 1970-х, когда вопрос стал особенно актуален на фоне объединения исламского мира против Израиля (после серии арабо-израильских войн) и резко выросших доходов от экспорта нефти. В начале десятилетия в Лондоне, пакистанском Карачи и саудовской Мекке состоялись профильные конференции. В 1975-м был основан ставший первым в своем роде Исламский банк Дубая.
После этого финансовая система, основанная на нормах шариата, стала стремительно развиваться. К 2005 году во всем мире насчитывалось уже больше 300 исламских банков. Тогда же в Лондоне появилось первое учреждение в немусульманской стране — Islamic Bank of Britain, позднее переименованный в Al Rayan Bank. В прошлом году совокупный объем активов исламских банков оценивался в два триллиона долларов, а сами организации давно работают почти во всех странах мира — полноценно или в виде отдельного филиала, или окна при обычном банке. Последний подход практикуют игроки с мировым именем: Citibank, Barclays, HSBC, BNP-Paribas. В саудовской Джидде базируется Исламский банк развития — международная организация, аналог Всемирного банка и Международного валютного фонда, финансирующая за счет взносов учредителей (мусульманских стран) важные государственные и частные проекты на все тех же принципах исламских финансов.
Исламский банк Дубая — первый в мире исламский банк
В России запустить исламский банкинг с первого раза не получилось. В середине 2000-х попытки предпринимались в Татарстане, Башкирии и Дагестане. Но затем вмешался Центробанк, требовавший прозрачности и соблюдения стандартных, общих для всех нормативов. С 2016 года исламское финансирование в стране старается развивать Сбербанк, организующий тематические форумы и анонсирующий появление халяльных (соответствующих нормам ислама) продуктов.
На минном поле
В последние годы наравне с исламскими банкингом и финансами в целом активно развивается еще одно направление — инвестирование. Мусульмане так же ищут новые пути для заработка и стремятся приумножить накопленное, а компании вкладывают временно свободные средства в погоне за дополнительной прибылью. Биржевая торговля не противоречит нормам ислама, но и тут есть множество ограничений и нюансов. По-прежнему в силе остается запрет на рибу (ростовщичество), а значит, доступ к сделкам с классическими облигациями для верующих закрыт.
Кроме того, запрет на сделки с товаром, не принадлежащим продавцу, а также с активами, право собственности на которые зависит от наступления определенных условий в будущем, делает невозможными операции с производными финансовыми инструментами (или деривативами). К ним относятся фьючерсы (биржевые контракты с фиксированной ценой на поставку определенного актива в будущем), форварды (внебиржевой аналог фьючерсов), опционы (соглашения, дающие право владельцу купить или продать товар в определенный срок на определенных условиях) и свопы (обмен активами с обязательством обратного обмена в будущем на других, но заранее оговоренных условиях).
Фото: Brendan McDermid / Reuters
Самый очевидный способ инвестирования в таких условиях — сделки с акциями. И хотя спекулировать в исламе тоже нельзя, их покупку и продажу вполне можно рассматривать в качестве долгосрочных вложений в развитие компаний или отдельные проекты. Однако даже с акциями мусульманским инвесторам стоит быть осторожными. Во-первых, необходимо следить за тем, чтобы эмитент не занимался противоправной с точки зрения ислама деятельностью. Купить бумаги производителя пива Boston Beer, пищевой компании Tyson Foods, специализирующейся в том числе на свинине, или табачного гиганта Philip Morris International не получится.
Во-вторых, необходимо следить за тем, как компании-эмитенты получают собственную прибыль, которой и делятся с акционерами через дивиденды. Если хотя бы ее часть сформирована за счет поступлений от классических облигаций или банковских вкладов (то есть инструментов с фиксированной доходностью, или рибы), придется отдать такую же долю заработанного на закят. То же самое касается и инвесторов из числа юрлиц: корпораций или фондов.
В-третьих, важно вовремя ознакомиться с финансовой отчетностью эмитента и следить за определенными показателями в ней. Так, размер совокупного долга, свободных денег на счете и дебиторской задолженности по отдельности не должен превышать трети от средней капитализации (рыночной стоимости) компании за последние два года. Такое правило берет начало в одном из хадисов (преданий о словах и действиях пророка Мухаммеда), в котором описывается как тот запретил человеку жертвовать на закят все свои деньги. Пророк разрешил потратить только одну треть, сказав, что «этого много».
Kuveyt Turk — первый банк, работающий на принципах шариата, допущенный в еврозону
Фото: Murad Sezer / Reuters
Не допускается покупка привилегированных акций — отдельного вида ценных бумаг, не дающих права участвовать в управлении компанией, но взамен позволяющих рассчитывать на дивиденды в любой ситуации, когда эмитент получил прибыль. Причина все та же — такие акции считаются инструментом с заранее известной доходностью, то есть рибой. Невозможна и маржинальная торговля — совершение сделок на одолженные у брокера средства, либо «короткая» продажа взятых в долг активов с расчетом на дальнейшее снижение их стоимости. Последний пункт попадает сразу под два запрета: на рибу и на торговлю товарами, не принадлежащими продавцу.
Пошли в обход
При этом по-настоящему заинтересованные в инвестировании мусульмане не оставляют попыток обходить всевозможные запреты собственной религии. В свое время они придумали сукук — специальные псевдооблигации, по своей природе напоминающие мударабу. В отличие от обычных облигаций, у сукук отсутствует номинал (стоимость бумаги при размещении), возврат которого гарантирован инвестору вместе с процентами. Держатель договаривается разделить с эмитентом долю в прибыли последнего. В случае убытка он может остаться ни с чем и таким образом понесет ответственность за неудачу того, кому одолжил деньги.
Сукук можно рассматривать в качестве проектного финансирования, поощряемого в исламе. Из-за отсутствия заранее определенной выгоды торги отличаются от ведущихся на рынке традиционных облигаций, где снижение стоимости ведет к росту доходности, и наоборот. Существуют в исламском финансовом мире и аналоги деривативов, сконструированные таким способом, чтобы — хотя бы фиктивно — обходить главные религиозные запреты. К примеру, бай муаджал выступает аналогом классического договора репо и позволяет купить у заемщика определенный актив, выступающий залогом, с обязательством последующей продажи по более высокой цене. От обычного репо его отличает то, что вторая фаза сделки проводится в рассрочку.
Есть несколько разновидностей лизинга (покупки специальной компанией имущества для последующей сдачи в аренду клиенту): мурабаха, иджара, иджара ва-иктина. Истисна имеет многие признаки фьючерса: ее цена оговаривается заранее, а платежи производятся по четкому графику. Самый сложный исламский финансовый инструмент — бай иннах, призванный заменить классический кредит. По его условиям, банк предоставляет заемщику определенную сумму в виде какого-либо актива, стоимость которого включает наценку за его услуги, и тут же покупает его по установленной цене, выплачивая средства клиенту. Последний получает деньги, банк возвращает себе актив. Многие из перечисленных инструментов активно критикуются верующими за несоответствие принципам ислама, но продолжают пользоваться популярностью.
С чистым сердцем
Зато те, кто искренне стремится соблюдать все правила, могут считать себя ответственными инвесторами. По существу, халяльные инвестиции похожи на ESG, поскольку предполагают столь же тщательный отбор адресатов вложений. В последнее время некоторые биржи и компании начали предлагать зеленые сукук, средства от продажи которых идут на экологичные проекты. Чтобы облегчить процесс поиска нужных активов, крупнейшие площадки и инвесткомпании разработали специальные халяльные индексы: входящие в них акции соответствуют всем требованиям исламского инвестирования.
«Лукойл» является одним из лидеров российского халяльного индекса от Мосбиржи
Фото: Артем Краснов / Коммерсантъ
На Западе существуют халяльные индексы Standard&Poors Shariah Index TR и Dow Jones Islamic Market World Index, доходность которых почти всегда превышает показатели конкурентов благодаря тому, что в их состав входят стабильные и ответственные компании. В середине октября собственные аналоги появились и в России: Сбер и Московская биржа запустили сразу два «Индекса исламских инвестиций». Коэффициент ликвидности входящих в них бумаг (доля активов, которые можно быстро продать без потери стоимости) в обязательном порядке должен быть не меньше 15 процентов, а доля акций в свободном обращении — не менее 5 процентов. Наибольший вес в индексах имеют акции «Лукойла», «Новатэка», «Яндекса» и «Норникеля».
Халяльные инвестиции, как и исламский банкинг, создавались, чтобы открыть приверженцам одной из наиболее массовых религий путь в финансовый мир. Они предъявляют множество строгих правил, соблюдая которые можно не только быть уверенным в собственной праведности, но и зарабатывать за счет устойчивой бизнес-модели компаний-партнеров. Экономисты советуют присмотреться к халяльным инвестициям и тем, кто не имеет отношения к исламу, но разделяет некоторые ценности, например, негативное отношение к курению и алкоголю. Такая универсальность может сыграть на руку исламским финансам и превратить их из экзотического способа вложений в популярный.